Путёвая жизнь, или Жизнь по путёвке
Борис Эвентов
© Борис Эвентов, 2021
ISBN 978-5-0055-5874-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Часть первая
Предисловие
Если Вы помните, дорогие мои читатели, прочитавшие мою предыдущую «сказку» – «Начало боевого пути или Путёвка в жизнь»., в ней я рассказал, как великолепный педагог, Феня Шамшоновна Брин, «выдала» мне, по «великому блату», сама того не ведая, бесплатную «ПУТЁВКУ» в жизнь. А кто ещё не читал, срочно заходите на сайт ridero.ru, приобретайте книгу и пополняйте свой багаж незабываемых впечатлений, одновременно приобщаясь к моим «дорогим читателям».
Вот я и начал постигать все её (жизни по «ПУТЁВКЕ») неожиданности и прелести, преодолевать встречающиеся трудности, ощущать причитающиеся радости, продолжать поступательное движение вперёд, добиваясь при этом, шаг за шагом, ПУТЁВОЙ и счастливой жизни. Для чего «заскочил» на пару лет в армейскую действительность, чтобы усвоить и постигнуть на себе, все её прелести и одновременно закалить характер.
Время настало. Наконец-то собрался с мыслями и продолжил писать свои «сказки» – воспоминания про мой «исторический» жизненный путь. Другими словами: «Снова в бой!» После армейской закалки продолжил учёбу в ЧПИ, но уже на инженерно-строительном факультете. «Ученье – свет! Не ученье – на работу чуть свет!», гласит народная мудрость. Вариантов не оставалось, поэтому интуитивно «рванул» на светлое ученье! Как я туда «проскочил», успев изысканно списать, при поступлении в ВУЗ, сочинение на последнем экзамене по русскому языку с замечательной ножки случайной соседки по парте, я уже достаточно подробно описал в своей первой «сказке», о которой упомянул выше.
ЭВЕНТОВА Ирина. Моя жена, мама моих пацанов, вдохновитель и организатор всех моих побед в первой жизни.
Что происходило во время учёбы на «ИС» факультете, включая встречу с любимой девушкой, нашу женитьбу, рождение детишек и про родню с обеих сторон, попробую рассказать на этих страницах в первой части произведения.
Во второй части книги прочтёте повесть о моих первых шагах, постижения строительной мудрости, опыта, отстаивания своего предназначения на разных этапах продвижения по карьерной лестнице. Непростых и интересных случаях их сопровождавших. Читайте и вы гораздо больше познаете, как обо мне, так и о моих близких, которых я очень люблю и помню.
В память об Ирочке, написал эту «сказку», ставшей былью и ей посвящаю все эти строки.
Инженерно-строительный факультет
Итак, наступил сентябрь 1972 года. Прошло, каких-то два с половиной месяца, как я покинул стройные ряды Советской Армии и вернулся на Родину в Челябинск, а уже новые события гражданской жизни полностью захлестнули меня и страстно увлекая, повели за собой.
Челябинский политехнический институт (ЧПИ). Справа, на снимке, крыло здания, где на третьем этаже и располагался наш деканат, и где сосредоточились основные кафедры нашего факультета. Фото неизвестного автора.
Да, я поступил на инженерно-строительный факультет (ИС) ЧПИ, по специальности – «ПГС» (Промышленное и гражданское строительство). На «ИС» факультете был достаточно большой выбор по направлениям специализации. Существовало несколько направлений в учёбе, которые были разделены по группам их формировавших: ИС-116, 117, 118, 119 и 120 – ПГС (Промышленное и гражданское строительство); ИС-121, 122 – ГС (Гражданское строительство); ИС -123,124 – ПСК (Производство строительных конструкций); ИС-125, 126 – ТГСиВ (Тепло-газоснабжение и вентиляция); ИС-127, 128 – ВИК (Водоснабжение и канализация); ИС-129, 130 – (Экономика строительства).
Служба в военно-строительных войсках и особенно последнее место службы в Крыму, где мы участвовали в строительстве КПКП (Командного пункта командира полка), серьёзно повлияли на принятие мною решения при выборе направления в профессиональной учёбе, именно по специальности ПГС (Промышленное и гражданское строительство).
КПКП достаточно серьёзное сооружение, если сказать о нём в двух словах. Это уникальный объект из монолитного железобетона, серьёзных размеров, который в завершении засыпался грунтом, а затем покрывался дёрном, чтобы быть незаметными для воздушной разведки. М-да! Надеюсь, не раскрыл военной тайны, за давностью лет. Его строительство было организованно на самом высоком технологическом уровне, не побоюсь такого заявления с моей стороны. Видите, до сих пор сохранились воспоминания об его уникальности, несмотря на прошествии значительных лет.
Именно по специальности «ПГС», готовили будущих «верховных руководителей» – специалистов для Генподрядных организаций, которые набравшись практического опыта, далее руководили всеми общестроительными и специальными работами на объектах строительства. Когда в «бой» вступали и подключались субподрядчики по направлениям, то обеспечивали сдачу объектов Заказчикам и ввод их в эксплуатацию, перенимая при этом солидарную ответственность за исполнение работ субподрядными организациями.
Субподрядчиков, достаточно узких специалистов, готовили по всем остальным направлениям учёбы на инженерно-строительном факультете.
Традиционная встреча, через пару лет после окончания института тех, кто успешно прошёл весь тернистый путь учёбы. Сашка Крылов, Маринка Воронова, Сергей Крайнов, Иринка Жигалова, я в тёмных очках и моя Ирина, здесь уже Эвентова
Поэтому, выбор специализации для меня был очевиден. Естественно, руководить ВСЕМИ строительными работами и организациями их выполняющими. От армейской привычки командовать уже некуда было деться.
Наша группа получила незабываемый номер ИС-119, который ежегодно, по окончанию очередного учебного года, менялся на ИС-219, ИС-319, ИС-419 и наконец на номер выпускной группы ИС-519 для тех, кто успешно преодолел все невзгоды и трудности студенческой жизни. Так и проучились «ИСовцами» все пять лет те, кому удалось не сойти с пути, достичь цели, закончить учебный процесс, успешно сдав выпускные экзамены и защитить дипломный проект. Правда до этого, было ещё целых пять лет учёбы. А, пока! Пока, коли поступили учиться, отправляемся в подшефный совхоз на трудовые будни по уборке картофеля. Для начала научимся собирать картошку с борозды.
Совхоз "Лазурный"
После зачисления в институт, первое испытание, которое в те времена проходили «салаги» – первокурсники, это колхозные поля и уборка картошки на них. Вот так я вновь, через пару лет и оказался в совхозе «Лазурный», на полях, где нужно было отдавать студенческий долг Родине, одновременно знакомиться со своими одногруппниками, а также товарищами из параллельного сообщества по первому курсу инженерно-строительного факультета, образца 1972 года. Там и начались многочисленные рукопожатия, первые товарищеские объединения, объятия и первые страсти, и первые поиски «пропавших».
Никогда не забуду, как перезнакомившись в первые дни, никак не могли найти парня под фамилией Богдановский. Так и бегали несколько дней подряд, приставая друг к другу с вопросом: «Вы, не Богдановский?», пока не установили личность этого парня. Теперь его ни с кем не перепутаешь. Общаемся до сегодняшнего дня, хороший нашёлся мальчик.
Анатолий БОГДАНОВСКИЙ, на переднем плане, ещё или уже с бородой. Наташа ЛЕВИНА, Иринина подружка по институту, а далее Жора БАУЭР из "рабфаковцев". Наливает, как обычно. Некогда отвлекаться от "серьёзной" работы.
Но, я-то уже «дедушка», прошедший армейские будни! Не «салага», какой-нибудь, только что окончивший школу, едва оторвавшийся от мамочкиной юбки. Поэтому, в колхозе появился одетый, соблюдая дембельский дресс-код в «фирменных», яловых сапогах с идеально исполненными в гармошку голенищами, в которых я вернулся с армейской службы. Кто служил в те годы, тот понимает, какой это был выдающийся дембельский «фарт» тех лет. Далеко не каждый «дембель» мог позволить себе яловые сапоги, как элемент обмундирования к дембельскому наряду, возвращаясь домой, по окончании службы. Это был негласный элемент, «крутого» дембельского этикета в армейских рядах, ибо яловые сапоги могли носить, согласно уставу, только офицеры. Сержантскому и рядовому составу полагалась «кирза», в смысле простые кирзовые сапоги.
Новые товарищи по учёбе, прошедшие армейскую действительность, сходу оценили моё «обмундирование», и мы начали «кучковаться» по интересам. А, интересы были простые, как никогда. Естественно, изначальный поход в магазин за «Солнцедаром», знаменитым дешёвым вином тех лет. С чего же ещё начинать знакомство «дедам»? «Салагам» то ещё рановато, так праздновать встречи, они нашего опыта подобных встреч ещё не имели. Ну, а нам, «дедушкам», без этого никак! Как ещё закрепить знакомство взрослым дядькам, если не за рюмкой «чая»? Только так! Что и происходило с нами довольно регулярно.
Кстати, о салагах. Как-то захожу вечером в общежитие, где мы квартировали. Смотрю, а там сидят за столиком «салажата», парни с девчонками и уплетают «вкуснятину». Обратил внимание на девчонку, которая сидела в сиреневом свитерке с проступающими цветочками и ярко хохотала, улыбаясь шикарной, привлекательной улыбкой во весь рот. «Не понял?», – задал вопрос себе я. Сидят, хохочут, уплетают «вкуснятину», и никто не приглашает «дедушку» отпробовать уже «общие» дары природы, как принято в армейской действительности. Непорядок.
Двинулся решительно к столу. Отодвинул «мальчугана» от улыбающейся девчонки, сам присел на его место и впервые в своей жизни, нахально, положил ей руку на плечи, обнимая и прижимая к себе. Оказался, к моему удивлению, ей непонятым. Руку с плечика она отдёрнула. Народ, в ответ, молча, ни слова ни говоря, собрал питание и перешёл доедать пищу в другое место, оставив меня одиноко «страдать» за пустым столом.
Иринка Шлейхер со своей очаровательной улыбкой. Такой яркой и очаровательной девочкой я и увидел её впервые в совхозе. Как можно было пройти мимо и не сделать, хотя бы попытку её приобнять? Я и исполнил задуманное. Правда неудачно.
Вот, так и состоялось моё первое знакомство с моей будущей женой Ирочкой Шлейхер и её товарищами, бывшими одноклассниками по школе, как оказалось, чуть позже. Они вместе поступили в ВУЗ, на один факультет, попали в одну группу и продолжали культурно общаться, ещё не ведая, что им придётся «мучиться» рядом, во время учёбы, с таким «дяденькой», как я. А жизнь, как обычно преподносит сюрпризы. Тут припёрся к ним, какой-то «чудак» в моём лице и без разбора влез в их замкнутое пространство, пытаясь навязать им свои правила «интеллектуального» общения. Не получилось.
В общем, «дедовщина» не прошла. Тем, не менее, нужно отдать должное ребятам, они не затаили обиды, и мы продолжили общение, подружились окончательно и навсегда. Со многими, из них, до сих пор контактируем и встречаемся иногда на просторах страны и мира. Да, так случилось, что позже жизнь раскидала нас по разным городам и странам. Кого в Америку, кого в Израиль, а некоторых штатских в Германию занесло. Ну, об этом позже, если случится повествование.
А на колхозных полях, тем временем, жизнь продолжалась. Мы ежедневно совершали «подвиги» по уборке картофеля на полях и на танцевальных вечеринках в столовой перед сном. Ничего не изменилось в студенческой жизни за двухлетний период моего армейского отсутствия, ничего. Разве что я, повзрослев, немного, изменил отношение к производственному процессу. Сачковать было уже стыдно, ибо статус «взрослого дядьки», обязывал показывать пример «детишкам», убирая картофельный урожай в позе «зю».
Однажды даже, по армейской привычке, пришлось взять инициативу на себя, когда нужно было закончить уборку отведённой полосы, несмотря на начавшийся дождь, а сил у ребят уже не оставалось. Крикнул командным голосом, чтобы все девчонки пошли отдыхать, а парни, все парни, независимо от «рода и племени» собрались и через «не могу», преодолевая себя, все вместе, поддерживая друг друга, закончили убирать картофель на вскрытых полосах. Оставлять их неубранными, под дождём, было категорически нельзя. Так и сделали все вместе, несмотря на попытку сопротивления отдельных лиц, которое было успешно подавлено, основной массой трудящихся под моим началом.
Закончился месяц пребывания на картофельных полях, и мы вернулись в конце сентября в город, чтобы приступить к непосредственному обучению в ВУЗе. Я очень, переживал, как бы в очередной раз не повторить свой предыдущий «подвиг» на энергетическом факультете и не закончить учёбу раньше времени, из-за неуспеваемости. С такими мыслями в голове и начал посещение института. Интересное было время. Забыть его невозможно.
Ученье – свет!
Существовало студенческое поверье, которое гласило, для того чтобы дойти до конца обучения и не быть отчисленным раньше времени, нужно было продержаться, как минимум первых два года общеобразовательных курсов. Быть отчисленным с более старших курсов, было уже маловероятным. Для меня это стало, как заклинание, я не мог забыть о своей первой, неудачной попытке обучения в высшей школе, пока не преодолею этот барьер. Поэтому, чтобы не повторить ошибки, я с первого дня взялся за науку всерьёз. Никаких пивных баров, никаких пропусков лекций, лабораторных работ и практических занятий. Нужно приложить максимум усилий, чтобы достойно завершить, для начала, первые два года обучения, сидело у меня в том месте, где у большинства находятся мозги.
Сам себя не узнавал порой, в тот период. На девчонок практически не заглядывался, чтобы ухаживания за ними, не отвлекали от главной цели, проскочить первые два года обучения. Другими словами, нужно было во чтобы ни стало продержаться первых четыре семестра. Забегая вперёд, доложу, что я успешно справился с этой задачей минимум.
Одной из основных особенностей нашего факультета было то, что в отличии от студентов других факультетов, мы после окончания первого курса уходили на месячную геодезическую практику, где на собственном опыте знакомились с работой всех инженерных приборов, включая нивелиры, теодолиты, мерные ленты. Учились производить высотную съёмку местности, нивелирные ходы, а также привязку точек и объектов по высотной системе координат.
На геодезической практике. В руке кусочек мела, которым я рисовал высотные отметки.
Выполняли и чертили схемы обработанных участков, нанося их на ватманские листы бумаги. Компьютеров тогда ещё не было в массовой практике, поэтому всё исполнялось вручную. Умение эффективно владеть карандашом и рапидографом (неизвестное слово для нынешнего поколения), иначе говоря, чертёжной ручкой, добавляло значимости каждому студенту, в глазах преподавателей и товарищей по обучению.
Коля Кузнецов, Сергей Крайнов, Жора Бауэр удерживают меня на рейке. А я опять с сигареткой.
Мы, с удовольствием посещали практику по геодезии, разбившись на группы. Нет. Это действительно были интересные занятия, которые придавали нам уверенности в себе, а также приближали знакомство с выбранной профессией. Особенно тех, кто уже представлял себя в роли мастера-строителя на производственной площадке. Там, без владения геодезическими приборами, просто не обойтись в каждодневных трудах. Необходимо регулярно выдавать высотные отметки для кладки стен и монтажа конструкций, контролировать исполнение, чтобы не выскочить за проектные размеры. Опять забежал вперёд немного, дико извиняюсь.
Кстати, с Колей Кузнецовым, очень грамотным мальчиком, мы жили в одном доме на улице Кирова, 21, практически в центре города. Крайнов Сергей, примчавшийся из города Сатки, жил в студенческой общаге, а уже женатый Жора Бауэр, также занимал комнату в общежитии с молодой супругой.
Геодезическая практика проходила в лесной зоне парка имени Гагарина, который располагался в непосредственной близости к нашему ВУЗу. Чем не отдых, совмещённый с занятиями. Нам нравились эти «прогулки» на свежем воздухе по просторам городского парка, что и отображается и на наших лицах.
Кроме того, эти практические занятия ещё больше сближали нас по интересам так, как отчёт по практике необходимо было выполнять один, общий на всю группу участников. Вот на нашу четвёрку, мы также выполнили один отчёт о практике, который успешно сдали. Вспоминаю, как будто это было вчера.
Но, конечно же одним самых сложных предметов, на двух первых курсах, была высшая математика. Лекции читал нам знаменитый Кацман Абрам Давидович, заведующий кафедрой высшей математики №1. Его лекции были настолько увлекательными и познавательными, что пропускать их было, не только невозможно, но и категорически «опасно». Да что там пропускать, опаздывать было страшно, Кацман не прощал таких проступков слушателям.
Тем более, запомнился такой факт, когда Женька Шенгальц, тихо и скромно зашёл в поточную аудиторию, опоздав минут на пять или десять и остановился в дверях, прикрыл их за собой, свесив руки, занятые портфелем, прямо на интересном уровне впереди себя.
КАЦМАН Абрам Давидович. Фото неизвестного автора.
Абрам Давидович, прервал свою речь, которой сопровождал написание каких-то формул на доске, подошёл к Евгению и спросил удивлённо, почему он опоздал. «Медленно шёл», ни секунды не задумываясь, произнёс Женька в ответ, тихим и спокойным голосом.
Мы, обалдели, мягко говоря, услышав им произнесённое и «замерли» в ожидании «разноса» со стороны преподавателя. Обычно так и происходило с другими фигурантами, аналогичных проступков.
ШЕНГАЛЬЦ Евгений с супругой. Уже после института.
Но, сейчас произошло удивительное и невероятное. «Бывает», произнёс Абрам Давидович. «Проходите, садитесь и займитесь конспектированием лекции. Начало лекции перепишите у сокурсников, после окончания занятий», закончил он, твёрдым голосом.
Это было невероятное исключение из правил. «Отмыться» у Кацмана было непросто. Его авторитет был непререкаемым и мало кто стремился испытать его негодование на себе. Однако Женька, абсолютно искренне, проскочил на «ура» и все запомнили этот его «подвиг» навсегда, часто и не раз вспоминали, это событие в последующие годы, при случае и без такового. Да и сейчас, я порой употребляю, не задумываясь, это выдающееся изречение, когда того требуют вынужденные обстоятельства.
Как-то и со мной произошёл интересный и незабываемый случай, когда я сдавал заключительный экзамен по английскому языку. Сейчас расскажу. Не сомневайтесь всё это правда. Так было на самом деле, хотя выглядит, как фантастика.
Английский язык нам преподавала замечательная Алла Михайловна, ещё достаточно молодая и симпатичная дама. Кроме того, она очень, очень увлекалась хоккеем на льду. В смысле была страстным болельщиком за нашу великую сборную СССР по хоккею, которая тогда выступала на очередном чемпионате мира.
Пришёл, я в ту пору, сдавать экзамен по английскому языку, который по счастливому стечению обстоятельств, проходил на следующий день после мачта между сборными СССР и Чехословакии. Это были две самые сильные команды, а чемпионат мира, который проходил в Хельсинки, транслировался по телевизору поздно ночью, из-за разницы во времени. Вот и сами решите, как можно было готовиться мне к экзамену, если всю ночь невозможно было оторваться от хоккея. Играли Фирсов, Харламов, Петров, Михайлов, Рагулин и ещё многие прославленные хоккеисты того времени.
К сожалению, английский язык я так толком и не выучил, хотя мучился с ним, начиная с девятого класса. Страсть к иностранным языкам у меня не проявлялась, к сожалению. Экзамен заканчивался. Алла Михайловна пригласила меня за кафедру, чтобы я поговорил с ней немного на английском языке, и она могла бы объективно оценить моё англосаксонское произношение. Мне ничего не оставалось, как попытаться уйти от прямого ответа. Я, на простом русском языке, присев за стол напротив педагога, восхищённо спросил её, лукавым голосом, смотрела ли она хоккей этой ночью.
Алла Михайловна, оживилась и эмоционально ответила, что до сих пор не может отойти от увиденного, как Фирсов своим коронным финтом и щелчком забил гол Дзурилле, вратарю чехов. Я, естественно, подхватил разговор, уловка удалась, и мы не заметили, как, не переходя на английский язык, обсудили ночные страсти, а главное поняли друг друга.
Вдруг она спохватилась и попыталась увлечь меня английским языком. Прищурив глазки и притихшим голосом, я прошептал, что Алла Михайловна, сложно мне всё это, не мучайте меня, пожалуйста, тройка меня вполне удовлетворит. Она вздохнула и улыбнулась в ответ, «переступила» через себя и поставила мне тройку в зачётку, выражая надежду, что это поможет мне успешно сдавать остальные профильные предметы и незнание английского не отразится на моей практической деятельности, которую она не пожелала загубить в «зародыше».
Великая женщина. Мне опять повезло в жизни. Спасибо ей огромное. Это потом я услышал и принял фразу: «Везёт тому, кто везёт!» Точное выражение, даже не обсуждается.
Чуть позже начались практические занятия по специальности. Они проходили в лабораторном корпусе, который располагался сразу за главным. С интересом посещали эти занятия, где воочию наблюдали, как работает арматура на изгиб и на разрыв, как она воспринимает нагрузки в теле бетона, испытывали бетонные кубики на сжатие. Другими словами, здесь мы готовились к практической трудовой деятельности.
Возле лабораторного корпуса. Слева направо: Серёга Яровой, Юра Шуплецов, Женя Шенгальц, Володя Юрченко, Маринка Воронова, Саша Крылов, Преподаватель, я (как обычно с сигареткой), Ирина Хлебникова, Наталья Левина и в шикарной позе Ирина Шлейхер.
Ну, что же? Два года выдержал в непривычном напряжении. Закрепился в институте, можно немного и расслабиться, хотя бы на праздниках и демонстрациях их сопровождающих. Слегка отвлечься от занятий, заглядеться на девчонок и потянуться к игристым напиткам для поднятия настроения. А вот и повод вовремя подвернулся. Празднование Октябрьской революции в 1974 году.
Володя Носков обслуживает с удовольствием. Сашка Бухарин не скрывает радости за товарища, ну и без внимания со стороны Иринки Хлебниковой, не обойтись.
Тем более, что встретился со своими товарищами по жизни, Володей Носковым и Александром Бухариным, с которыми дружили, начиная с моей первой попытки обучения на энергетическом факультете. Кстати, с Володей пронесли дружбу через годы и до сегодняшнего дня контактируем. Сегодня вот поздравил его с Днём рождения. 69 лет исполнилось парню. Он единственный из нашей тогдашней тройки «дружбанов», а третьим был Юра Шультэ, закончил энергетический факультет «нашего созыва» с первой попытки. Мы с Юркой покинули это мероприятие гораздо раньше, «захлебнувшись» в учёбе. Об этой, своей истории из жизни, я уже написал в книге «Начало боевого пути, или Путёвка в жизнь», как уже сообщил в начале.
Красавчик.
Как вам? Простой, «скромный» студент, добившийся небольших успехов в учёбе, а главное преодолел неуверенность в себе. Вот видно же, что преодолел?
Немного отвык за занятиями, от общения с девчонками, поэтому приходится вспоминать и эти чувства. Тренироваться приходится на статуях в парке, которые не могут отказать в порыве моих чувств, позволяя ощутить «тепло» девичьих тел. Вот и запрыгнул «погреться». Хорошие были гипсовые девчонки. Где они теперь? Куда пропали от взглядов и прикосновений таких отчаянных мальчишек, как я?
Вот так и «тренировался» общению с девочками, чтобы не оплошать, при случае.