Те вопросы, на которые вы ответили «Нет», служат ориентиром, над чем вам нужно серьёзно поработать.
Изучая каждую следующую главу данной книги у вас сложится понимание того, кто такой эффективный наставник, как таковым стать и что для этого нужно делать. И если вы начнёте применять те рекомендации, которые я здесь даю, то уже скоро станете таким наставником для своей команды!
Глава 14
Схемы работы с командой
Многие наставники работают с командой по этому отрезку. Они говорят ей, что нужно делать и какого результата эти действия позволят добиться:
1. Надо рекрутировать – это приведёт к заработку.
2. Надо закрывать квалификации – это увеличит процент вознаграждения.
3. Надо продавать – это поможет увеличить товарооборот.
Чтобы отрезок хоть немного стал эффективнее, требуется конкретика, которой здесь очень не хватает. Фраза «нужно рекрутировать» не несёт никакой смысловой нагрузки. Новички её совершенно не поймут. Но если сказать: «Нужно делать пять звонков в день по списку знакомых, размещать три-четыре поста в неделю в соцсетях на такие-то темы, ежедневно выходить на видеосвязь со мной для отработки навыков», – то уже понятнее, правда?
То есть вы говорите партнёрам, что конкретно (без общих фраз) надо делать, чтобы заработать деньги и прийти к результатам, которые они хотят.
Что ещё важно? Объяснять последовательность действий. Если говорить обо всех действиях хаотично и при этом постоянно добавлять: «Ой, ещё забыл сказать!», то у новичка в голове сварится каша, в итоге он ничего не сделает. Но если весь список разложить по полочкам: «Первое действие должно быть такое, второе – такое, третье – такое…» – мозгу станет легче всё воспринять.
Затем из общего списка действий необходимо выделить ключевые, которые актуальны в конкретное время, и акцентировать на них внимание: «Сейчас главное это и это. Именно на таких шагах нам нужно сконцентрироваться. Всё остальное тоже важно, но прямо сейчас оно второстепенно».
Точка «РЕЗУЛЬТАТ»К какому результату вы ведёте конкретных партнёров своей структуры и команду лидеров? Какая общая цель у вашей команды? К какому сроку вы планируете к ней прийти?
Если вы говорите с партнёрами на языке результатов, которые для них не важны, это приведёт к тому, что многие перестанут действовать, потому что это для них не имеет никакой ценности. К примеру, говоря: «Если сделаешь это, то повысишь квалификацию», вы опираетесь не на цели и потребности своего партнёра, который, может, хочет совершенно другого, даже если дело касается денег. Есть категория тех, кому в принципе деньги не нужны, потому что они себе жизнь обеспечили. У них есть накопления, и они пришли в бизнес ради чего-то другого.
Важно говорить результатами конкретного человека, а для этого нужно понимать, чего он хочет.
Если работать с командой по принципу такого отрезка, то вы либо получите низкие результаты, либо не получите вообще никаких.
Здесь добавляется точка «КАК». Как делать то или иное действие? По этой схеме наставник объясняет партнёру, что делать, как делать и к какому результату это приведёт. Эта схема намного лучше и эффективнее, чем отрезок, в котором нет столь важного «ингредиента».
Станьте наставником, говорящим на языке КАК, – и тогда вам не будет цены.
Что нужно объяснять партнёрам в рамках вопроса КАК:
• Как выполнять каждое из действий?
• Какова технология шагов?
Ответы на вопрос КАК вместе со скриптами и тренировками навыков, которые вы проводите с бизнес-партнёрами, позволят выращивать в структуре профессионалов.
Очень часто команды ориентированы только на эти три вопроса. Но их недостаточно, потому что круг не замкнут, в нём недостаёт ещё вопроса. Давайте узнаем какого.
Это полноценная схема для сохранения и развития команды. Начинается круг не с вопроса ЧТО, а с вопроса ПОЧЕМУ.
ЗДЕСЬ ОБЪЯСНЯЕТЕ, ПОЧЕМУ:
• вы с командой именно в этой компании, а не в другой;
• занимаетесь этим делом;
• строите именно этот бизнес;
• делаете всё именно таким образом;
• опираетесь при построении команды именно на такие ценности.
Рассказывая об этом новичкам, вы показываете нечто большее, чем просто дело, с помощью которого можно зарабатывать. Вы продвигаете большую цель, миссию и идею, которую несёте в массы.
Когда партнёры понимают цель, над которой работают, когда они знают командные ценности и опираются на них, тогда отсутствие на каком-либо этапе результата их не останавливает. А если результат появляется, то они относятся к нему как к чему-то значимому и важному. То есть ответ на вопрос ПОЧЕМУ помогает понять, что за вашей работой стоит нечто большее, чем просто звонки, презентации, подписания, статусы, деньги, обороты и т. д. Людям нужно понимать, ради чего они работают, и это то, что за пределами их личных целей.
Глава 15
Уровни наставничества
Давайте рассмотрим пирамиду наставничества, чтобы понять, на каком из уровней находитесь вы и чем один уровень отличается от другого.
СПОНСОР – тот, кто просто зарегистрировал человека в структуру и время от времени оказывает ему информационную поддержку, скидывая сообщения с акциями и новостями компании, но не прикладывая руку к личностному и профессиональному росту зарегистрированного. Спонсор выполняет роль консультанта, не более.
ТРЕНЕР – тот, кому небезразличен человек, пришедший работать под его начало. Тренер готов показывать, что и как нужно делать в бизнесе, чтобы добиваться успеха. Он оттачивает с партнёрами навыки, прокачивая их. Тренер, как и спонсор, тоже информационно поддерживает партнёров, но его основная задача – вырастить профессионалов, с которыми он сможет побеждать.
НАСТАВНИК – более глубокое понятие. Помимо функций спонсора и тренера, он должен помогать партнёрам преодолеть страхи, проработать негативные черты характера, сформировать правильное отношение к окружающим и происходящему. Наставник работает над личностным развитием, мышлением, позитивным видением, внутренним состоянием, мотивацией и т. д.
УЧИТЕЛЬ – самая высшая ступень наставничества, которую мало кто может достичь, но к которой нужно стремиться. Учитель развит духовно и ведёт подопечных по такому же пути. Он помогает видеть то, что другие не видят, задаёт глубокие вопросы, помогает понять свои чувства и реакции на события и вынести из них урок. У него очень прочная связь с теми, кого он ведёт за собой. Партнёры ему безоговорочно доверяют и никогда не ставят под сомнение его слова. Учитель направил жизнь на служение людям, но без отказа от материальных благ. Настоящий учитель понимает важность материальных и духовных ценностей, без перекосов.
ВЫВОД, КОТОРЫЙ МОЖЕМ СДЕЛАТЬСпонсором может быть каждый. Для спонсорства не нужно ни учиться, ни работать над собой, ни меняться. Но и сплочённую команду спонсор никогда не создаст, большой бизнес никогда не построит, прочные отношения с партнёрами никогда выстроит.
Тренером можно стать, только понимая важность развития профессионализма и имея желание его развивать.
Чтобы стать наставником, помимо понимания и желания, нужно иметь внутренний ресурс, видение, знания, компетенции и систему. Это не так сложно, как может показаться.
Учителем можно стать, только если развиваться духовно. Эта тема так или иначе проскальзывает в этой книге, потому что я считаю её очень важной, тем более если ведёшь за собой людей.
Глава 16
Колесо эффективности наставника
Помните знаменитое колесо баланса? Так вот, на его основе я сделала своё колесо – колесо эффективности наставника. Оно состоит из 12 спиц, на которых держится наставничество в МЛМ. Если каких-то спиц не хватает, колесо перестаёт крутиться и выполнять свою функцию. Полноценное же колесо будет везти вас по бизнесу очень-очень далеко и очень-очень долго. На каждой спице есть точки от 0 до 10, и ваша задача – периодически оценивать, на какой примерно отметке вы находитесь, чтобы в конце соединить все точки и увидеть, где проседает ваша работа с партнёрами. Конечно же, в идеале нужно иметь отметки в 10 баллов на каждом из критериев. Однако если вы никогда не изучали тему наставничества, то до десяточек нужно будет расти.
А сейчас предлагаю заняться оценкой своей эффективности как наставника, чтобы увидеть отправную точку, с которой будете стартовать. Вы можете делать отметки прямо в книге или же перерисовать колесо в свой блокнот и сделать данную практику.
1. ИСКРЕННЕЕ ЖЕЛАНИЕ ПОМОГАТЬ БИЗНЕС-ПАРТНЁРАМ
Помогать без каких-либо условий. Стать человеком дающим. Дающим другим пользу, заботу, признание, вдохновение, время. Не навязывающим себя и свою помощь, но готовым идти на контакт и взаимодействие первым. Без позиции «если тебе надо, ты сам обратишься ко мне за помощью», а с правилом «на консультацию ко мне нужно приходить стабильно раз в неделю». Не «покупающим» проблемы партнёров, а понимающим их чувства и показывающим пути решения. К примеру, партнёр говорит, что у него нет денег купить обучение, а вы, понимая, как оно может ему помочь в безденежье, показываете важность посещения курса и поиска решения финансовой проблемы. Это выражает ваше искреннее желание помочь выбраться из сложившейся ситуации. Но если вы решите «купить» проблему такого человека, сказав: «Ну ладно, ничего страшного, в следующий раз сходишь», – не поможете ему, хотя думаете иначе, а, наоборот, ослабите его. Вы научите сдаваться и не брать ответственность, не дадите шанса получить опыт в преодолении сложностей, лишите того результата, осознания и мотивации, которые можно получить, найдя возможность пройти обучение.
2. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
С партнёрами нужно выстраивать долгосрочные отношения, основанные на доверии. Доверие – основа любых взаимоотношений. Если вас однажды подвели, предали или оскорбили, это нарушило доверие. Отношения после такого меняются либо вовсе разрушаются.
Доверие можно строить месяцами и даже годами, а разрушить – в один миг, лишь раз оступившись.
Как понять, доверяют ли вам партнёры? Есть один показатель: вам всё рассказывают. С вами делятся, советуются, ничего от вас не скрывают. Вы спрашиваете, и вам отвечают открыто, развёрнуто. Вам могут рассказать о том, что сидит глубоко внутри, поведать секреты, раскрыть внутреннее состояние и переживания. Если с вами готовы делиться идеями и созданными наработками, это тоже признак доверия.
Если же вы, заметив, что у партнёра плохое настроение, спросите: «Слушай, у тебя всё в порядке?», а в ответ услышите: «Да, нормально…» – это показатель недоверия. Он не готов открыться, не готов доверить то, что у него на душе.
Поэтому если замечаете признаки недоверия, сразу же принимайтесь выстраивать конкретно с этим партнёром доверительные отношения. Может быть, стоит начать с себя делиться с ним мыслями и идеями. Например, вы ему говорите: «Мне в голову пришла одна классная задумка, хочу с тобой поделиться» или «Знаешь, у меня есть одна мысль, о которой я ещё никому не говорил. Хочу рассказать тебе», – и рассказываете о ней. Что почувствует человек? Что ему доверяют, что перед ним открыты, что он и его мнение важны. Когда он это почувствует, то начнёт раскрываться и делать то же самое.
Пока между вами нет доверия, партнёр не станет к вам прислушиваться и выполнять рекомендации, которые вы даёте.
3. ЗНАНИЕ СВОИХ ЛЮДЕЙ
Спросите себя, насколько хорошо вы знаете своих бизнес-партнёров: знаете ли вы об их семье? Чем занимаются их близкие? Как зовут детей, вторую половинку? Какие у них отношения? Где они живут? Жильё съёмное или своё? Чем увлекаются? Есть ли кредиты, а если есть – на что взяты и какие по ним платежи? есть ли ещё заработок? Знаете ли вы всё это? Если нет, то вам нужно задуматься. Такое важно знать, потому что это напрямую влияет на их результаты в бизнесе. Если вы не понимаете, что творится в семье партнёра, поддерживают ли его родственники и как они это делают, что партнёры чувствуют по этому поводу, то не сможете эффективно помогать.
Когда вы искренне интересуетесь жизнью своих людей, тогда укрепляются ваши отношения.
Не обязательно за один день расспрашивать обо всём. Это можно делать каждый день по чуть-чуть: сегодня одно узнали, завтра – другое, третье. Так у вас сложится представление о жизни вашего партнёра и вы начнёте относиться к нему по-другому.
Рекомендую завести отдельный блокнот, чтобы записывать всё, что узнаете. Если в вашу структуру регистрируется много новичков, то появляется глубина, с которой вы тоже взаимодействуете и работаете, и можно просто забыть, что вам о себе рассказывали. И потом по 10 раз уточнять: «Напомни, пожалуйста, в каком городе ты живёшь? А то я не запомнил, ведь вас у меня так много…»
Всё записав, вы перед консультациями с партнёрами открываете блокнот с информацией о каждом из них, спокойно читаете и вспоминаете нужные детали. А во время самой встречи можете поинтересоваться: «Как у Даши дела? Она сдала экзамен по русскому?» Вы спрашиваете потому, что на предыдущей консультации партнёр рассказал, что его дочка уже в третий раз сдаёт экзамен, но всё никак, он переживает, вот и не может сконцентрироваться на работе. Что он почувствует, услышав такой вопрос? Заботу. Искренний интерес. Отношение к вам моментально поменяется, потому что вы помните детали и ими интересуетесь. За это вас начинают ценить больше.
4. ПОСТОЯННОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ
Станьте тем, кто развивается каждый день! Читает, обучается, получает новые знания и передаёт их бизнес-партнёрам. Что случается в ту минуту, когда вы соприкасаетесь с полезным контентом? Ваш мозг начинает работать, к вам приходят мысли, идеи, осознания. Замечали? И что нужно делать? Не держать их в себе, а идти и делиться ими с бизнес-партнёрами.
У меня есть любимая формула, которая звучит так:
Получил – отдай. Отдал – получи.
Получили из книги – отдайте команде. Получили из видео – отдайте команде. Передайте партнёрам своё видение, отношение, поделитесь мыслями о том, что узнали.
Обязательно скидывайте осознания и идеи в командный чат. Как начать текстовое или аудиосообщение?
• Сейчас прочитал в книге вот такую мысль, и она натолкнула меня на такие идеи… Что скажете?
• Сейчас читаю такую-то книгу, и попалась одна потрясающая мысль, которой хочу с вами поделиться!
• Прочитала в книге такого-то автора главу о… и сделал выводы: 1, 2, 3….10.
• Дорогая команда, делюсь с вами инсайтами из книги такой-то, которую написал такой-то.
Если в вашем чате мало активности, если туда редко заходят, то это повод задуматься. Не в партнёрах дело, а в вас и вашем контенте, который вы публикуете. Они понимают, что в чате нет ничего полезного и интересного, что в нём одно и то же: новости компании, информация о продукте и всякие сообщения типа: «Доброе утро, дорогие мои партнёры! Как у вас дела?». Это вообще никому не интересно. Все захотят заходить в ваш командный чат, только когда увидят, что от него есть польза.
Другой вариант передать свои новые знания и эмоции – позвонить конкретному партнёру и сказать: «Прямо сейчас я посмотрел одно видео, и у меня появилось несколько гениальных идей. Хочу с тобой поделиться». И начать о них рассказывать. Что происходит при такой передаче? Ваша ценность как наставника в их глазах растёт. Они понимают, что рядом с вами можно что-то понять, осознать, узнать, вдохновиться, зарядиться.
Бывает ли у вас ощущение внутренней пустоты? Что в вашей голове вообще нет никаких мыслей? Вы всё спрашиваете себя: «На какую тему написать пост? На какую тему провести собрание структуры? Какую тему раскрыть в командном чате? На какую тему проконсультировать партнёра?..»
Если у вас нет идей – значит, вы давно не контактировали с чем-то новым.
Это говорит о том, что вы давно не читали ничего полезного, давно не учились чему-то стоящему. Если сейчас читаете книгу, но чувствуете ступор, чувствуете, что она не идёт, и ловите себя на том, что перечитываете снова и снова одну и ту же страницу, лучше отложите её: она вам пока не нужна. Начните читать другую книгу. Если почувствуете отклик и у вас станут рождаться мысли и идеи от прочтения, тогда это ваше.
Обязательно учите своих людей важному принципу «получил – отдай, отдал – получи». Получив что-то от вас или из других источников, пусть передают это своим партнёрам, делятся этим в чате и лично с вами.
Ещё один нюанс. К примеру, сегодня понедельник, вас посетили интересные мысли, но структурные собрания проходят по пятницам. «В пятницу всё и расскажу», – думаете вы. Но мотивация в отношении возникшей темы уже поутихнет за пять дней. Уйдут эмоции от осознания, как и энергия, которая есть сейчас. Что делать? Можно экстренно собрать структурное собрание, сказав: «Дорогая моя команда, сегодня меня переполняют эмоции и идеи. Хочу срочно с вами поделиться». Это и для партнёров полезно, и для вас, потому что после такого командного сбора другие вдохновляются и начинают действовать.
5. ОБУЧЕНИЕ КОМАНДЫ
О том, как проходит процесс обучения, мы поговорим в следующих главах. Здесь хочу порекомендовать завести отдельный блокнот, чтобы прописывать, что именно хотите донести своим людям в рамках определённой темы. Так у вас сформируется инструмент для работы на собраниях и консультациях. Вы просто откроете блокнот с подготовленными темами. Вам не придётся каждый раз готовиться к обучению команды, потому что все конспекты уже под рукой.
6. ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИРОВОК
Эффективный наставник – тот, кто не только говорит, что нужно делать, а ещё и показывает, как надо делать. Тренировки я разделяю на четыре вида: индивидуальные, групповые, живые и наблюдательные.
ГРУППОВЫЕ ТРЕНИРОВКИ
Это когда на структурном собрании с командой отрабатываете на практике всё, чему обучили партнёров. Вы спрашиваете: «Кто хочет потренироваться?» Вызываются добровольцы, которые либо сами выбирают, какую роль они хотят исполнять, либо назначаются вами. К примеру, вы говорите: «Лена, ты – потенциальный кандидат, который пришёл на презентацию бизнеса. Катя, ты эту презентацию проводишь для Лены. Опираемся на то, чему мы научились». И они тренируются. Лена в процессе может возражать Кате или задавать какие-то вопросы, на которые та должна ответить.
Вся ваша команда, и вы в том числе, наблюдает. При этом вы обязательно фиксируете важные детали, разделив листик на две части: в одной пишете все плюсы, которые видите, в другой – все минусы и недоработки.
После того как тренировка закончилась, вы сначала даёте слово тому, кто отрабатывал навык. В нашем примере – Кате.
– Катя, ты недавно проводила презентацию. Расскажи, насколько легко тебе это далось?
– Какие плюсы можешь выделить? А ещё?
– В чём возникали основные сложности?
– Над чем, на твой взгляд, нужно ещё поработать?
Затем задаёте вопросы тому, кто играл роль потенциального кандидата. В нашем случае – Лене.
– Лена, насколько легко тебе было воспринимать Катю и её слова?
– О чём ты думала, когда она что-то рассказывала?
– Получилось ли сосредоточиться на её рассказе? Что на это повлияло?
– Что тебе понравилось в Катиной презентации?
– А что не понравилось? Почему?
– Что можешь порекомендовать Кате, чтобы проводить более продуктивную первую встречу?
Далее вы даёте слово тем, кто выступал в роли слушателей и наблюдал за тренировкой.
– Что вы увидели, наблюдая за Катей и Леной?
– Насколько эффективно, на ваш взгляд, прошла работа между ними?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги