Надо сказать, что о коммерческом радио в те времена слышать не слыхивали, да и начать вещание было ой как непросто. Необходимое оборудование пришлось приобретать в США, а стоило оно безумных денег. Меня пригласили на должность бухгалтера в новую компанию.
Когда принесли счёт со списком оборудования для оплаты, я не понимала практически ни одного слова: микшерные пульты, фейдеры, антенно-фидерные устройства, тракты… Что это?!
Я попросила объяснить значение специфических терминов и рассказать весь производственный процесс, ведь, не зная процесса производства, наладить учёт невозможно ни в одной сфере. Оказалось очень познавательно. Уверена, многие даже не подозревают, когда слушают радио, о том, как устроен процесс доставки музыки до радиослушателей. Я и сама об этом не догадывалась. Кажется, что включай музыку и дари радость слушателям, больше ничего и не надо. Но всё совсем не так.
Радиовещание со времён Маркони и Попова сильно изменилось. Сейчас это не просто сигналы точного времени, а сложный процесс взаимодействия большого количества людей, процессов и механизмов. Но тогда мы об этом даже не подозревали….
Вещание началось спустя два года, в октябре девяносто пятого.
Тогда работало три менеджера. На их предложения: «Не хотите ли заказать рекламу на радио?» (это было единственным источником дохода радиостанции) клиенты на другом конце провода, по-видимому, крутили пальцем у виска. Люди просто не понимали, что такое реклама, а уж реклама на радио была вообще чем-то совершенно фантастическим.
Ирина Дёмина
менеджер по продажам рекламы на радио
– Сначала было тяжело…
Мы были первые, никто ничего не знал, тренингов никаких не проводилось, учились на собственных ошибках, собирали информацию по крупицам.
Первый вопрос, который пришлось решать, придя в «Артвис», – где брать клиентов?
Я пошла самым очевидным путём – стала звонить своим друзьям. Именно среди них – своей первой лояльной аудитории – я и получила первый заказ. Сумма была внушительной – десять миллионов рублей! Успех здорово приободрил меня на начальном этапе работы, и я стала смелее. Позднее уже, проходя обучение, узнала о своём преимуществе – вкрадчивом голосе, который очаровывает клиентов и позволяет наладить партнёрство на долгие годы. А подавляющее большинство рекламодателей «Артвис» – это наши друзья на протяжении всего времени существования компании.
Много было разного за четверть века – и смешного, и даже страшного.
Однажды я нашла по объявлению какую-то фирму, чей офис находился за баней № 1. Когда пришла на встречу, поняла, что организация специфическая, но отступать не захотела. Меня встретили бритоголовые «качки» с золотыми цепями на бычьих шеях в майках – борцовках и пригласили в маленькую комнатку без окон. Двое сели, двое встали, один остался стоять в дверях, скрестив на груди руки-банки. Я протянула главарю трясущимися руками прайс размещения на «Европе-плюс», а самой страшно. Заплетающимся языком произнесла привычный текст, меня выслушали и сказали «Приходите завтра».
Если вы думаете, что я больше не пришла, то ошибаетесь. На следующий день я вернулась за ответом. Мне вручили букет цветов и передали ответ директора:
– Спасибо, но в рекламе на радио наши услуги не нуждаются.
Это был самый красивый отказ в моей истории общения с рекламодателями.
* * * * *Кроме сложностей с потенциальными рекламодателями нам пришлось разбираться, как работать с государством и получать лицензии для вещания. Ведь на каждую частоту федеральная конкурсная комиссия рассматривает концепции вещания соискателей и выносит свой вердикт. К слову, эта процедура неизменна и по сей день.
Своё вещание в Ярославле «Европа плюс» начала на привычной для советских слушателей частоте УКВ и на абсолютно новой частоте 105,1 в новом диапазоне FM.
В тысяча девятьсот девяносто седьмом году на российский рынок вышла радиостанция Voice of America – легендарный «Голос Америки», штаб-квартира которого рассылала по коммерческим радиостанциям приглашения на семинар. Владислав Агамов (брат Вячеслава Андронова) поехал на трёхдневный тренинг в Санкт-Петербург, где получил важные знания о работе радио, которые невозможно было получить где-либо ещё. В СССР такому просто не учили. Это абсолютное новаторство.
Вскоре Владислав решил открыть еще одну радиостанцию – «Русское радио». Новый офис заработал в здании института «Гипродвигатель», на девятом этаже, по соседству с офисом «Европы плюс».
Радио жило за счет размещения коммерческой рекламы. Это было новшеством и потому наталкивалось на непонимание людей. Но благодаря работе менеджеров и отклику на первые ролики мы понемногу стали выходить на самоокупаемость.
Первая реклама была очень эффективной. Люди, услышав о стоматологии в Брагине, ехали через весь город лечить зубы именно туда. А цветочная фирма, заказав ролик на три дня, уже к обеду первого дня звонила с просьбой снять рекламу из эфира – все запасы цветов ушли за полдня.
Несмотря на скептицизм и консерватизм, с которым приходилось сталкиваться на начальном этапе работы, всё же первые результаты вдохновили. И это стало началом триумфального шествия «Артвис» и радио в регионе.
Ирина Глазунова
директор по продажам «Артвис»
– Ты что, всё ещё в «Артвис» работаешь?
Люди закатывают глаза и удивлённо взмахивают руками.
Я пришла в «Артвис» сразу по окончании института и мне не хочется отсюда уходить. Работа очень интересная, коллектив прекрасный, все работают по многу лет, и эта работа для меня – второй дом. Когда в одном месте собирается большое количество креативных людей, то работать в коллективе, где весело, задорно и с огоньком проходит каждый день, сплошное удовольствие!
Начало моей работы на радио пришлось на пик популярности радиостанций. Желающих разместить рекламу на радио было хоть отбавляй, мы работали на входящем трафике. Впору было крикнуть, как в Макдональдс: «Свободная касса!»
Безусловно, за двадцать лет мир изменился, и наши рекламодатели тоже. Но на их место приходят новые – интернет – магазины, онлайн – аптеки и другие бизнесы из интернета. Они хотят выйти на новый уровень взаимодействия с аудиторией. Благодаря рекламе на радио бренд становится узнаваемым, а быть «на слуху» – важно.
Приходится преодолевать сопротивление юных маркетологов, которые считают, что за пределами интернет – пространства жизни нет. Но такая позиция в корне неверна. Большинство целевой платежеспособной аудитории – это люди старше сорока лет, а среди них очень много людей, которые доверяют радио, их нет в социальных сетях, не все разбираются в мобильных приложениях и музыкальных сервисах. А радио слушают: когда едут за рулём автомобиля, совершают велозабеги, копают огород или жарят шашлыки.
Сейчас многие думают, что музыку слушают в подкастах, а FM-радиостанции обречены. Но не нужно забывать, что радиостанции – это готовый музыкальный продукт. Даже собственный плейлист со временем надоедает. В нашем распоряжении радиостанции, из которых можно выбрать любую на свой вкус. Кроме того, у большинства так называемой «олдскульной» аудитории сильна эмоциональная связь с любимой радиостанцией: есть любимые шоу с привычными ведущими, любимые голоса, живые шутки – то, что задаёт по привычке настроение с утра и на целый день. Мобильные приложения с этой задачей справиться не могут.
По рейтингам компании «Медиаскоп», данные которой мы используем в работе, совершенно очевидно, что аудитория музыкальных сервисов уступает аудитории национальных музыкальных радиостанций. «Маруся», «Искатель» – новые радиостанции, которые очень популярны среди населения.
Люди слушают радио по-прежнему!
Главное оружие радио – оно везде. Оно окружает нас повсюду: на улице, в фитнес-зале, в лесу и на даче. Такой широкой доступностью не может похвастать ни один музыкальный сервис. Радио бесплатно и повсеместно – оно там, где не работает интернет.
Дополнительный плюс радио – его оперативность. Мы можем записать аудиоролик сегодня и выпустить в эфир уже завтра. Под каждого заказчика можем создать спецпроект, учитывающий интересы целевой аудитории и специфику товаров и услуг рекламодателя. Даже если спрашивают «Можно ролик на одну секунду?», улыбнёмся и найдём ответ. Мы очень заинтересованы в эффективности рекламной кампании каждого заказчика, и наши клиенты с нами долгое время.
Радио? Однозначно!
Я всегда с гордостью отвечаю на вопрос друзей:
– Да, я работаю в «Артвис»!
* * * * *Однажды под Новый год в офисе «Русского радио» случился пожар. Посчитав это неким знаком, Владислав предложил объединить радиостанции в одно агентство, заодно сменить локацию. Так мы переехали в дом пятьдесят семь на улице Большой Октябрьской, где базируемся и сейчас.
Из команды первых ведущих с нами до сих пор Андрей Климушкин и Владимир Игнатов, остальные ребята уехали в Москву и Питер, но тёплые отношения мы поддерживаем до сих пор.
Вскоре мы стали прирастать новыми радиостанциями: «Шансон», «Дорожное радио», «Ретро FM», «Маруся FM», NRJ…. За эти годы мы создали крупный региональный медиахолдинг. В Ярославле нашей компании «Артвис-Медиа» принадлежат одиннадцать радиостанций – редкое явление для регионального рекламного агентства. И ещё двадцать две радиостанции в трех городах: Рыбинск, Переславль и Кострома. Кстати, в этих городах расположены мачты для вещательного оборудования, собственниками этих объектов также являемся мы.
За годы работы число сотрудников компании выросло в несколько раз. Вещание «Европы плюс» запускали всего несколько человек, сегодня наш коллектив состоит из более чем семидесяти сотрудников.
Рабочий процесс в компании автоматизирован: от заказа рекламы на сайте до выхода роликов в эфир. Это позволяет уделять внимание качеству трансляций и создавать интересные проекты.
На радио приходят новые люди, но и «старички» с нами остаются, ведь любовь к радио – одна и на всю жизнь!
ЧТО ТАКОЕ РАДИО?
Андрей Климушкин
главный редактор, ведущий программ на РУССКОМ РАДИО
Радио – это моя работа. Мне кажется, для человека очень важно найти своё дело. Радио – это то дело, которым мне, судя по всему, надо заниматься. И я с удовольствием занимаюсь им всю свою жизнь со времён института. Это дело даёт мне эмоции, много близких людей, и главное – оно позволяет реализоваться. Это самое главное. Это МОЁ.
Мария Ильинская
ведущая программ на радио ЕВРОПА ПЛЮС
Радио – это магия, конечно. Чистый Хоггвардс! Музыка проникает в тебя через наушники, наполняет изнутри, заставляя радоваться или грустить – хочешь ты того или нет… Всё, что казалось невозможным, становится реальным. И ты, как по волшебству, проникаешь во все динамики: дома, на прогулке, на работе или в машине. И чувствуешь, как город начинает пульсировать в одном ритме с тобой. Я же говорю – магия!
Владимир Игнатов
Ведущий программ на АВТОРАДИО, новостей на радио Искатель и Европе плюс в Костроме
С точки зрения чисел, радио для меня – половина жизни. С точки зрения общественной жизни – способ быть современным. С точки зрения внутренних ощущений – это праздник, который всегда со мной!
Ева Комиссарова
ведущая программ на РЕТРО FM
Радио – это такой большой мир, который, если хочешь – погромче, если хочешь – потише можешь сделать. Мир, где ты один, или, если хочется – то в компании. Где ты можешь грустить, работать или отдыхать. Радио всегда рядом, иногда очень кстати, и никогда не мешает и не надоедает.
Константин Пламс
Ведущий программ на LOVE RADIO
Радио – это роман. Мне кажется, мы любим друг друга… а ещё любовь, драйв, юмор и мечта. Мечта многих и моя, примерно с пятого класса, когда я слушал разные станции и мечтал говорить в эфире.
Мечта осуществилась в девятнадцатилетнем возрасте, когда меня путём долгих переговоров пригласили попробоваться. Потом был первый эфир, через пару дней – второй, и мне сказали: «Извини, берём другого!» Но скоро случилось Love Radio и мой первый эфир тринадцать лет назад.
К моей радийной жизни причастны трое: Сергей Чагин. Ирина Балуева и Андрей Алексеев – спасибо вам, ребята, за осуществлённую мечту!
Глеб Уланов
ведущий программ на РЕТРО FM
Для меня радио – это сбывшаяся детская мечта. Это постоянный источник вдохновения, который с необычайной лёгкостью взаимодействует со всеми сферами жизни, органично проникая в каждую из них.
Татьяна Таланова
Ведущая рубрик ЗДОРОВЬЕ, СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ и ХОРОШИЙ ВЫБОР
Радио – это праздник! Радио может быть другом, если в диджее, ведущем ты почувствовал родственную душу, а ваша встреча и общение происходит каждый день на радиоволнах. Радио – это спасение от одиночества.
Алексей Цирков
Ведущий новостей на Европе плюс, Радио 7, Ретро FM и Дорожное радио
Люблю радио за «неубиваемость». Его невозможно заглушить или выключить кнопкой. Ведь достаточно просто закрыть глаза и всё вокруг превращается в радио…
Марина Горохова
ведущая программ на радио ENERGY
Радио – это проводник в мир воспоминаний благодаря музыке. Радио – это возможность всегда быть в курсе всех пикантных музыкальных событий и не только. Радио – это отличное настроение нон-стоп. Радио – это орать любимые треки, когда стоишь в пробке!
Илья Белов
Ведущий новостей на Русском радио, Авторадио и LOVE radio
Радио – это эфир, воздух. Наполненный информацией. Наэлектризованное облако из мыслей, цифр, музыки, которое преследует нас буквально везде. Найти укромный уголок сейчас практически невозможно, если только уйти высоко в горы, и то – не факт.
История четвёртая «Эпоха свободы»
КЛИМУШКИН АНДРЕЙ
главный редактор «Русское радио – Ярославль», радиоведущий
Ярославль
1997
– Хотите вечер стриптиза? Не вопрос. Платите семь тысяч долларов и всё будет!
Это было время свободы и полной демократии.
Золотое время радио.
Тогда я был студентом второго курса и к нам приехали два режиссёра в поисках голосов для записи рекламы на радио. Студия записи находилась в Дубках. Я обалдел, увидев самый крутой американский радиокомплекс, которого, как я узнал позже, не было даже в Москве на «Европе плюс».
Вскоре потребовались ведущие на радио в Ярославле. Так появился первый коллектив: Валера Марьянов и Миша Брагин, каждый очень самобытная и яркая личность. Неудивительно, что у них появились поклонники, которые писали в адрес радиостанций письма. В век отсутствия интернета почта была традиционной, почтальоны носили коробками признания в любви и пожелания, которые мы долгое время хранили в шкафах офиса.
Через несколько лет на «Русское радио» пришла Алёна Димпул и позвала меня ведущим программы по заявкам. Никто не думал, что радиостанция с русскими треками станет популярной. Хедлайнером радиоэфира была «Европа плюс», на которой крутилась европейская музыка, приходившая к нам на дефицитных тогда компакт-дисках прямиком из Америки.
Юные читатели книги, возможно, не разделят восторга поколения их отцов, который мы испытывали, получая новейшие диски с чистейшей записью американских звукозаписывающих компаний. В век доступности цифровой музыки сложно понять людей, которые перематывали аудиокассеты с помощью карандаша и ходили в салоны для копирования музыки модных коллективов «Кар-Мен», «Технология» и «Ласковый май».
В тысяча девятьсот девяносто шестом году «Русское радио» на сцене Кремлёвского дворца вручило первую радиопремию страны «Золотой граммофон». Это было ярчайшее событие. Ведущие – Валдис Пельш и Алексей Кортнев, на сцене – Валерий Меладзе, Дмитрий Маликов, Леонид Агутин, Филипп Киркоров, «Иванушки» и другие звёзды. В этой церемонии участвовали мастодонты эстрады Вахтанг Кикабидзе и Людмила Зыкина. Всё это говорило о статусе и популярности радиостанции.
Наряду с такими пафосными мероприятиями «Русское радио» проводило и более приземлённые, например, вечеринки для взрослых под названием «Секси-танцы». Проходили они в лучших клубах Москвы, где показывали стриптиз. А по тем временам это было невероятно круто и доступно только для элиты.
Мы в Ярославле тоже захотели сделать нечто подобное. Поехали к инициатору идеи в Москву, но выставленный им прайс в семь тысяч долларов вызвал недоумение. Мы решили обойтись собственными силами.
Довольно сложной задачей было найти девушек для стриптиза. Тогда этот вид танца воспринимался исключительно как прелюдия к секс-услугам. Поиски среди знакомых не увенчались успехом – увиденное вызывало тихий ужас. К счастью, нас выручила организатор шоу, прислав хороших танцовщиц из Москвы.
Анонс вечеринки «Секси-танцы» прошёл на радио. Билеты раскупили еще за неделю до начала. Очередь в клубе «Авангард» была неимоверно длинной, желающих попасть оказалось в разы больше, чем клуб мог в себя вместить. Директору клуба пришлось вызвать конную полицию, так как те, кто не смог попасть, ломились кулаками, грозясь разгромить клуб.
Сама вечеринка проходила в полном экспромте: мы предстали перед публикой в шокирующих костюмах, которые олицетворяли sex: на мне были обтягивающие кожаные штаны, намордник на причинном месте, на Алёне – чёрное кожаное платье и колготки-сеточка, а рядом с нами – извивающиеся в стриптизе девушки. Начало было положено.
Секси-танцы произвели фурор.
Вдохновлённые успехом, мы не намерены были останавливаться. На одну из следующих вечеринок спонсор вечера предоставил бассейн. Танцовщица из Москвы первой прыгнула в него, облив рядом стоящих, и к середине вечера в этом бассейне побывали все!
О технике безопасности мы не думали, только сейчас осознавая, какому риску подвергались мы и наши гости. По окончании вечера управляющая «Авангарда» выдала нам швабры с вёдрами, и мы всей командой выгоняли воду из клуба.
Наши вечеринки были безбашенными, и гости вечера вели себя максимально свободно. Вспоминаю организованный в честь восьмого марта девичник, когда вход был только для девушек, а мужчин пускали после полуночи. То, что творилось в зале после открытия дверей в полночь, передать словами невозможно! Это надо было видеть…
Такие мероприятия были очень популярны, спонсоры с готовностью давали деньги на их проведение, поэтому мы креативили от души. Помню, первого апреля устроили День дурака на Первомайском бульваре: установили прямо на улице предоставленные магазином сантехники унитазы и заполнили их шампанским. Гости набирали из унитазов шипучий напиток и закусывали развешенными на деревьях бананами.
Переманивший нас «Джой пати» тоже всем запомнился. Один только розыгрыш кровати от мебельного магазина чего стоил! Мы устроили конкурс для пар, каждая из которых должна была изобразить… камасутру на установленной в клубе кровати. Выигрывала и получала приз в виде кровати та пара, которая показала максимальное количество поз. Конкурс пришлось остановить, так как не все участники могли сдержать свои естественные порывы, и мероприятие чуть не перешло в разряд 18+.
* * * * *Да, время свободы и вседозволенности пролетело быстро.
Радио начало меняться. Все звёздные голоса, которые были так популярны, пропали из эфира.
Время диктует свои тренды, основным из которых стала музыкальная составляющая, а роль ведущих изменилась – они стали «элементами радиоэфира». Радио пришло к тому, что главное – это музыка, а не говорение. Связано это с ростом конкуренции: если в начале нулевых в Москве было всего пятнадцать радиостанций, сейчас их больше пятидесяти. В таких условиях все стали бороться за десятые доли процента внимания аудитории. Выделиться среди такого огромного потока информации – основная задача радио.
На мой взгляд, от прослушивания радио человек должен получать эмоции, отличные от того, что он получает, слушая скачанную музыку. Изменения на радио можно отследить, опросив своих друзей и знакомых. Если раньше радиоприёмники были в каждой квартире, то сейчас их редко у кого найдёшь, а радио слушают в основном в машинах.
Что ждёт радио дальше?
Поживём – увидим.
Но я безмерно рад тому, что причастен к этой удивительной жизни.
История пятая «ЛИЦОМ К ГОРОДУ»
Ярославль
1993 год
– Тридцать секунд, десять секунд, тишина! В эфире!
Эта одновременно простая и важная фраза дала старт жизни «Городского телеканала».
Тёплым июльским вечером вышла первая программа – «Добрый вечер, Ярославль!» Информационно-развлекательный, аналитический обзор событий недели сразу полюбился ярославцам. Следующей программой стали «Новости города» и чуть позже – итоговая программа «С понедельника до понедельника».
Городской телеканал быстро завоевал популярность среди телезрителей. В программе «В субботу вечером» впервые в истории регионального телевидения началась трансляция мультфильмов Уолта Диснея и кассовых голливудских фильмов – и рейтинг сразу взлетел. Он долго оставался высоким, по некоторым позициям соперничал, а иногда обгонял федеральные каналы. Многие из современных каналов первой десятки были созданы позже городского или являются его ровесниками.
Огромной популярностью десять лет пользовалась программа «В мире сказок» с неизменным ведущим Валентином Туговым. На конкурсы этой программы ярославские дети присылали сотни рисунков и поделок. Многие уже взрослые ярославцы признаются, что выросли с этой программой. Любимой всеми была программа «Вас поздравляют». Ярославцы заказывали музыкальные клипы и поздравляли своих близких. Именно в этой программе дебютировала Юлия Тихомирова.
Сегодня кажется поразительным, как удавалось столько успевать практически на голом энтузиазме. Материальная база, безусловно, была очень скромной. В начале ГТ арендовал несколько учебных аудиторий в здании современной академии имени Пастухова (тогда ИПК «Нефтехим»). Там располагались монтажная, комната редакции информации, административное помещение и музыкальная редакция. Оборудование тоже оставляло желать лучшего. Но со временем закупались новые камеры и аппаратура для эфиров.
Становление канала пришлось на бурное развитие телевизионной техники, приходилось «держать равнение» на всё передовое и современное. И тут своё мастерство демонстрировали инженеры телекомпании: главный инженер Евгений Соколов и ведущий инженер Юрий Иванов.
Начало было сложным. Девяностые. Эпоха перемен. Менялось государственное устройство, становилась иной информационная картина страны. Острые социальные темы стали неотъемлемой частью эфира. Нужно было не только формировать выпуски, наполняя их важной информацией, но и очень часто просто помогать людям в трудных жизненных ситуациях, прежде всего, предавая гласности факты. Так формировалось доверие зрителя к телекомпании.
Многие организации стали постоянными партнёрами: Ярославский художественный музей, Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова, Ярославская государственная филармония, Историко-культурный комплекс «Вятское», дворцы культуры, библиотеки, ВУЗы, спортивные школы, училища и колледжи, государственные и частные компании. Отрадно, что со временем связи становились крепче, а сотрудничество надёжнее.
Народную любовь и доверие зрителя подтверждают юбилеи «Городского телеканала», которые сотрудники непременно проводили на улице – для всех, кто в этот день и час хотел разделить с телеканалом радость. Наши юбилеи становились праздниками для горожан. Пятнадцатилетие отмечали на Советской площади грандиозным концертом с тысячами зрителей.