Книга Занимательная психология для богатых и знаменитых …и тех, кто хочет стать успешным - читать онлайн бесплатно, автор Эдгард Зайцев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Занимательная психология для богатых и знаменитых …и тех, кто хочет стать успешным
Занимательная психология для богатых и знаменитых …и тех, кто хочет стать успешным
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Занимательная психология для богатых и знаменитых …и тех, кто хочет стать успешным

Только не путайте свободу с вседозволенностью. Дать свободу – НЕ означает предоставить ребенка самому себе. Дать свободу – это позволить ребенку проживать свои собственные опыты. И самому нести ответственность за свою жизнь.

С ответственностью всё просто. Обычно у молодых родителей мозг включается, когда спрашиваешь:

– Кто несет ответственность за Вашего ребенка?

– Я несу! – гордо отвечает мать.

– А если Вы несете за него ответственность, то почему Вы так удивляетесь, что он у Вас безответственный?

Представьте, что ответственность – это предмет. Вот вы забрали ее у ребенка и несете этот предмет сами. А что тогда несёт сам ребенок? Он идет по жизни налегке! И сам ничего не умеет, да и незачем ему уметь! Любимая мамочка для него всегда сделает бутерброд, а заодно и уроки, соберет портфель и вовремя выключит телевизор, выгонит, когда надо из дома, чтобы не опоздать в школу и… подскажет в какой вуз поступать.



С ответственностью, действительно всё просто и любящие родители научат ребенка брать ответственность за свои поступки на самого себя.

А вот как насчет опытов?

Ребенок пришел в эту жизнь самостоятельной личностью. «Ребёнок в доме твоём – гость, – говорили индейцы, – накорми, обогрей и отпусти». Всё. На этом миссия родительская завершена. Чем раньше вы признаетесь себе, что пуповина перерезана, и теперь он – сам по себе, тем легче вашему ребенку будет жить. Потому что когда мать занимается собой, а ребенок, находясь в безопасности, проживает свои опыты сам, то все выигрывают.

Поэтому научитесь отпускать. Научитесь позволять ребенку проживать свои опыты самостоятельно и до конца. То есть если ваш малыш что-то делает – пусть делает. Не помогайте ему, если он не просит. Не препятствуйте ему, не прерывайте. Падает в магазине на пол и катается – пусть покатается. Это его опыт. Поверьте, есть вещи, которые не зависят от вас.

Давайте подробнее рассмотрим ситуацию с истерикой в магазине. Упал. Орет. Стучит ногами об пол. Пусть лежит и орет. Пусть поживёт в этом, пусть почувствует как это, пусть сам сделает свои выводы на основе своих чувств и ощущений. Настанет момент, когда ему надо будет «пожалеться об мамочку» – прижаться, обняться, дать утереть себе нос. Вот тогда вы будьте, пожалуйста, рядом.

Но ведь что происходит в большинстве случаев?

Маме стыдно, что ее малыш так себя ведёт. Она говорит: «Ай-яй-яй, Петя, как ты себя ведёшь? Как некрасиво! Что о тебе подумают люди!?».

Включается первый страх «я плохая мать!». И поэтому она во всех любопытных взглядах будет видеть осуждение. И ей в этом осуждении будет так больно, что она не сможет это терпеть и будет всячески затыкать ребёнку рот. От криков «Замолчи сейчас же, я кому говорю!» до манипуляций «Иначе вообще ничего не получишь!».

Что усваивает ребёнок благодаря такому поведению матери?

1. Когда я плачу, мама меня не любит. Поэтому я должен перестать плакать, скрывать свои настоящие эмоции, чтобы меня любили.

2. Неважно, что я чувствую, важно, что о нас (обо мне) подумают другие.

3. Если я буду выражать свои эмоции открыто, я не получу того, чего хочу. Поэтому мне надо найти другой способ получить то, что я хочу.

Если такие ситуации случаются часто, то у ребёнка все эти «должен» прописываются в виде жизненного сценария. И он уже больше не может открыто выражать свои эмоции. Открыто чего-то хотеть. Открыто идти навстречу того, что ему сейчас нужно. И самое важное – у него рушится ощущение собственной бесценности. Он теряет связь со своей божественностью – он начинает осознавать, что может быть «плохим».

И чем чаще у него возникает ощущение, что «я плохой мальчик», тем меньше Петя будет себя любить. Тем меньше у него будет внутренняя (не демонстративная) уверенность в себе. То есть на показ он может быть суперменом, а внутри будет гнить ощущение собственной неполноценности (неполной ценности).

А всё потому, что мама демонтировала свою любовь к Пете только тогда, когда Петя «вёл себя так, как нужно вести себя хорошему мальчику». Остальное поведение порицалось или оставалось без должного внимания.

Я часто повторяю: дети – цветы. Им НЕ нужно чтобы их воспитывали, им нужны ваши свет и тепло. Просто любите их всякими.

Возвращаясь к нашему примеру с истерикой в магазине – что можно было бы сделать маме?

Ну, как минимум, сохранять позитивный настрой. Сесть рядом с ребёнком, предложить ему свою помощь и дождаться пока ребёнок переполнится своими эмоциями и будет готов эту помощь взять. Потом утешить и поговорить о том, что сейчас случилось, и как сделать так, чтобы всем было хорошо? Договориться. В любом возрасте ребёнок способен услышать родителя. Нужно просто понять какие аргументы привести. Но это уже тема другой книги – про семейные и родительские отношения.

Давайте вернёмся к мысли, что важно позволить ребёнку проживать свои опыты до конца.

Что будет, если мама всё-таки стащит ребёнка в другой опыт. Из опыта катания по полу в магазине к опыту волочения за шкирку домой?

Наш Петя найдёт способ прожить опыт катания в магазине до конца. То есть он будет повторять это снова и снова. Причём не обязательно в этом возрасте. И конечно не таким образом – проживать до конца свои опыты это не значит кататься по полу в 20 лет, если в 3 года тебе не дали этого сделать, когда тебе так хотелось.

Что важно в проживаемом опыте? Те чувства, которыми наполняется человек. Если Петю прервали и в 3 года не дали прожить свою истерику, она во всей своей комбинации чувств и эмоций может повториться в следующем цикле.

Если вы не успели прочитать мою первую книгу «Размышления Дура(ка)», напомню, что человеческая личность развивается циклично. И этими циклами правят три субличности:

Я – Ребёнок,

Я – Родитель,

Я – Взрослый.

И каждая субличность «правит» по три года – всего получается 9-летний цикл, а попросту говоря – девятка. Потом цикл повторяется. И те опыты, которые были недопрожиты в первой девятке, повторятся с ним во второй девятке.



Рассмотрим повторение непрожитого опыта на примере с Петей и его истерикой.

В 3 года мама ему сказала, что так вести себя плохо и опыт остался незавершенным. Петя чувствовал себя непонятым, недолюбленным, плохим, недостойным и т. д. Он понял, что хотеть чего-то не значит это получить. Его чувства не были прожиты до конца и осознаны им.

И в следующем цикле, в следующей девятке, которую он будет проживать в субличности Ребёнок, этот опыт повторится. То есть, в период 9–12 лет повторится именно чувственный опыт. Он будет ощущать те же эмоции, как тогда в магазине, когда он валялся по полу, орал и стучал ногами.

И что позволит себе уже подросший Пётр? Прожить эти чувства или снова их «загасить»? Это интересный вопрос.

Он может расколоть свою целостность дальше – снова почувствовать себя плохим и недостойным. И опыт уйдёт в сценарий. Или он позволит себе осознать все свои чувства и ощущения. Понять, зачем ему дана эта ситуация, и, несмотря на всё произошедшее, ощутит себя любимым самим собой, божественным ребенком, для которого «на всё есть воля твоя». То есть принять и понять свои опыты – это значит сердцем познать, что всё в мире, даже не купленная мамой машинка, – это проявления любви. А всякая любовь начинается только с любви к самому себе.

Вот, пожалуй, то из чего сделана вся дорога из желтого кирпича, ведущая ребёнка к Изумрудному городу. Любовь. Любовь к себе. Научите ребёнка любить себя.

Научите его тому, что он – бесценный, что он – любимое дитя Вселенной, что он – божественный ребёнок в этом мире. Что у него нет цены, нет того, чего бы он был недостоин, что он ни хороший и ни плохой. Что он есть то, что он есть. Целостный. И мир вокруг – не плохой и не хороший. Он такой, какой есть.

– Как не вырастить «нарцисса» при таком подходе? – спрашивают меня осторожные родители.

Вот здесь как раз поможет ответственность. Знаете историю про Мастера Вану и волшебную силу лопаты? Я расскажу в пересказе:

Однажды к Мастеру Вану пришли все его трое детей и стали говорить о своих желаниях.

– Отец, – сказал старший сын. – Я понимаю, что ты хотел видеть во мне мужчину, продолжателя рода, свою опору, но извини. Я хочу жить своей жизнью. Я люблю мужчин больше, чем женщин. И больше всего я люблю Суть Ахуя из соседней деревни. Ты не против, если я приведу его в наш дом, и мы будем спать в одной кровати, сидеть рядом при закатном солнце, целоваться и ходить державшись за руки?

– Отец, – сказал средний сын Мастера Вану. – Я понимаю, что ты хотел видеть во мне сильного воина, защитника, победителя, который прославит наш род, но извини, я хочу жить иначе. Я даже смотреть не могу на оружие, не могу видеть кровь и чужие страдания, я даже не могу есть мясную пищу. Ты не против, если я приведу в дом того поросенка, которого мы откармливали к празднику, повяжу ему на шею ленточку, назову Пикачу и мы вместе будем питаться растительной пищей?

– Папочка, – сказала единственная дочь мастера Вану. – Я понимаю, что ты хотел видеть во мне любящую жену, хорошую мать и хозяйку. Но я красива и молода. Я не хочу замуж! Позволь мне жить своей жизнью, уехать в большой город, сделать карьеру и стать чайлдфри. По выходным я буду навещать тебя в доме престарелых и увозить к морю, чтобы ты подышал свежим воздухом!

Мастер Вану открыл было рот, чтобы сказать детям всё, что он о них думает. Но вместо этого судорожно сглотнул и подумал: «Какое я имею право вмешиваться в их желания? Пусть живут своей жизнью, идут тем путем, который они сами выбрали. Ну и что, что старшему всего 17 лет, зато он знает чего хочет. Ну и что, что мне не нравится их выбор, я свою жизнь прожил, как-нибудь перетерплю…»

– Живите как хотите, – сказал Мастер Вану и тихонько вздохнул.

И вот старший сын стал жить с мужчиной, средний – с поросенком, а любимая дочь уехала в город и сделала себе карьеру, как и хотела.

Прошли годы…

Старший сын заразился СПИДом и умер. Средний сын всё больше времени проводил с Пикачу, научил его пить алкоголь и курить травку. Он поселился в свинарнике, и только изредка приходя в сознание, показывал пальцами знак «пис» и снова «отключался». Зато дочь разбогатела, живя в городе. Но однажды ее молодой любовник подделал ее подпись и перевел все ее активы на себя. Поэтому она вернулась домой к Мастеру Вану, впала в депрессию, и отцу оставалось только выносить за ней ночной горшок.

– Что же с ней будет, когда я совсем состарюсь? – с ужасом думал Мастер Ван. – Кто будет заботиться о ней и ее брате? О, небо, почему ты не послало мне ни внука, ни внучки. И тут он услышал детский смех во дворе соседнего дома и отправился навестить соседа.

Мастер Чжан сидел в своей любимой беседке, потягивал сливовое вино и курил трубочку:

– А, Мастер Ван! Заходи, смотри, ко мне дети приехали! Старший увлекся древними письменами и только что вернулся с раскопок – он сделал какое-то сенсационное открытие! А средний служит в императорской коннице, он большой командир, его уважает начальство и любят подчиненные. А вот и моя красавица дочь – у нее пятеро детей, представляешь? Она отличная хозяйка и с мужем они живут душа в душу.

– Как тебе удалось так воспитать их? – воскликнул Мастер Ван. – Разве по молодости, будучи горячими и глупыми они не приходили к тебе со своими странными желаниями и не просили позволить им жить своей жизнью?

– Да, – кивнул Мастер Чжан. – Но я сказал им, что перешибу всех вон той лопатой, если они не перестанут косить под идиотов.



О чем эта история? О том, что ребенка надо научить брать ответственность за свой выбор. Просто позволить делать всё, что хочет ребенок – это значит пустить его жизнь на самотек. Остаться равнодушным к его судьбе, к его жизни. Снять с себя ответственность за его безопасность.

Как же быть? Как сохранить его самостоятельность, свободу выбора и возможность идти своим путем и при этом – не позволить наделать катастрофических глупостей? Просто поговорить. Объяснить, привести аргументы, дать повод подумать и всё осмыслить, показать варианты, научить правилам, которые есть в этом мире – вот что может сделать любящий родитель. Выбрать для себя роль помощника, проводника, а своему ребенку отдать ответственность за выбор. И вместо вседозволенности привить ответственность.

Ведь когда маленький человечек, уверенный в собственной неповторимости, смело и самостоятельно идет по жизни, – это прекрасно! Потому что он действительно может всё сам. Ему не нужны костыли в виде поддержки.

• Он достаточно смел, чтобы спросить, если не знает (у него нет опыта «закрой рот, я сама знаю как лучше»).

• Он достаточно смел, чтобы попросить помощи, если попробовал и не получилось (у него нет опыта «отойди, бестолочь, я сама все сделаю»).

Именно поэтому он со своей верой сможет идти навстречу своей мечте. Ведь вы его научили самому главному – любить себя, слушать свое сердце и знать, что он достоин всего в этом мире.

Отличный багаж на пути к успеху, не правда ли?!

Глава 5. Багаж и его содержание


Вот и представьте себе этот багаж в виде дорожной сумки – чемодана. Любовь и ответственность – это прекрасный каркас для чемодана! Он будет крепким и будет вечно служить вашему ребенку на его жизненном пути. Особенно если он ведет к успеху.

Но что сам ребенок положит в этот чемодан?

Отчего этот чемодан вдруг трещит по швам у богатых и знаменитых? Отчего они, придя к успеху, вдруг забывают про Любовь, про свою веру в чудо, про свою мечту? Отчего теряют ответственность за свою жизнь? Откуда все эти самоубийцы, наркоманы, алкоголики и одинокие депрессивные творческие личности?

Где тот слом, и как его избежать? Вот об том мы поговорим дальше. И для этого, конечно, вновь вернемся в детство. Все мы родом оттуда, как ни крути. И время, когда человек наполняется жизненными сценариями – это две первых девятки. Два полных цикла наших субличностей – возраст от 0 до 18 лет.

Представляете?!

То, как вы проживаете свою жизнь, целиком зависит от того, какой опыт вы получили до 18 лет.

Мы уже говорили, что если в первой девятке опыт не закрыт, то он переходит во вторую девятку и там «подтверждается» или «опровергается». Но почему это важно?



Представьте, что ребенок, развиваясь, переходит из комнаты в комнату. В первой комнате – в первой девятке от 0 до 9 лет, он напитывается безусловной любовью, учится ответственности и получает внутреннюю свободу. Это тот самый каркас нашего чемодана, с которым мы идем по жизни.

Во второй комнате – с 9 до 18 лет, ребенок развивает свою сексуальность и определяет своё место среди людей, осознает свое отношение к людям и отношение к нему.

В третьей комнате – с 18 до 27 лет, человек социализируется, и доказывает себе, что все его сценарии правдивы по отношению к нему.

И вот он из комнаты в комнату тащит то, что недопрожил в предыдущем периоде. И как бы смешивает содержание этих комнат. Встречали таких подростков? Им по возрасту надо противоположным полом интересоваться, а они еще в стариков-разбойников во дворе играют? Это как раз свидетельствует о смешанном контексте.

Так происходит, потому что недопрожив что-то в одной комнате, ребёнок не может приступить к проживанию более взрослого опыта. И согласитесь, это сказывается на общем формировании личности. А главная задача ребёнка – это сформироваться, то есть сформировать себя, сформировать своё бытиё.

У него уже есть чемодан. И этот чемодан надо чем-то наполнять. Иными словами чемодан – это контекст бытия. Родители создали этот контекст должным образом – ребенок растет с осознанием любви к себе и чувством ответственности за себя. Но содержание этого чемодана может быть разным. Оно может быть таким, что это развалит или изменит сам контекст жизни.



Говоря о контексте, я всегда привожу этот пример. Вот ты сформировал себя как Мировой океан. Ты так себя ощущаешь – это твой контекст. А потом в процессе проживания своих опытов, ты начинаешь на этот контекст насаждать чуждые себе идеи, сценарии, ценности, нормы морали и т. д. И тогда в твоем Мировом океане вдруг появляются тушканчики, верблюды и перекати-поле. То есть ты меняешь содержание своего контекста – из Мирового океана превращаешься в пустыню Сахара. Ты думаешь о себе как об Океане, а однажды вдруг случайно и катастрофично для себя обнаруживаешь, что там внутри – пустыня…



Чтобы понять это чувства краха, представьте себе человека, который был рождён одним, а потом вдруг понял, что сформировался совсем другим. Его сущность заменили… Как такой человек может быть успешным, богатым и знаменитым? Да никак. Он по психотерапевтам собирать себя самого будет несколько лет.

Вот яркий пример из моей практики, когда ребёнку в период формирования сексуальности (9–18 лет) заменили содержание контекста.

Девушка. 15 лет. Занимается танцами. Дружит с парнем. И однажды он начинает ее ревновать. И говорит ей: «Я тебя бросаю, потому что ты ездила на соревнования и, по-любому, обнималась с Васей, который у вас в команде есть». Девочка говорит себе: «Ах, ты меня бросаешь? Думаешь что я неверная? Да я тебе докажу, что я – верная!». Девочка ему отдаётся, лишается девственности, а потом… его бросает.

Назло. Просто для того, чтобы доказать. Почему она так сделала? Да потому что ей стало страшно – обвинили в том, что она ведет себя, как доступная, падшая женщина. А она ведь должна быть хорошей! Но её УЖЕ осудили, уже сказали, что она плохая. И тогда человек делает всё, чтобы доказать: «Я не такая!».

И вот он – слом контекста. Она со своим контекстом доверия, чистоты, невинности, любви и верности получила негативное содержание контекста распутной женщины.

И вместо того чтобы жить и быть в любви и ответственности за себя саму, девочка начинает всем доказывать, что она не такая. И с этим доказательством она пойдет дальше по жизни.

Но в этой консультации был еще один удивительный момент. Когда девочка бросила парня, она проговорила: «Я назло ему это сделала!». Назло, – понимаете? И к ней это же зло вернулось – новая подруга того парня выловила ее в подъезде и избила.

Когда ты начинаешь жить в контексте «я тебе докажу», ты забываешь себя и свои желания. А когда ты выбираешь контекст «сделаю назло», ты как будто окружаешь себя этим злом. Потому что контекст – это бескомпромиссное содержание твоего бытия.

Ты поместил в свой чемодан «докажу» и «назло» и всё – твоя любовь к себе начала разрушаться, потому что вокруг ты видишь только свидетельство своего несовершенства и жестокость мира и ты начинаешь винить себя в том, что и ты сам – плохой. Ты забываешь о своей божественности и перестаешь себя любить за свои же поступки. Содержание подчинило себе контекст и полностью изменило его.

А если у родителей были финансовые ограничения и все желания в семье выстраивались из нужды? То ребенок присваивает себе еще один контекст – контекст «нужды

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги