Книга Соединенные Штаты Америки. Тайна рождения - читать онлайн бесплатно, автор Николас Хаггер. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Соединенные Штаты Америки. Тайна рождения
Соединенные Штаты Америки. Тайна рождения
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Соединенные Штаты Америки. Тайна рождения

В апреле 1629 г. из Англии отплыли 400 новых переселенцев. Бóльшую их часть составляли радикальные пуритане. У них были свои причины покинуть родину. Карл I весной 1629 г. распустил парламент, и Уильям Лауд, лондонский епископ, потребовал от пуритан соблюдения обрядов англиканской церкви. Нонконформистам пришлось туго, и они решили как можно скорее спастись бегством.

Обсуждая проблемы своей религиозной жизни в далекой Америке, колонисты взяли за образец решение Джона Коттона, священника из Бостона, в английском графстве Линкольншир. Мастер компромиссов, он нашел нечто среднее между сепаратизмом и пресвитерианской ветвью англиканской церкви. Утверждая «истинность» официальной Церкви, несмотря на ее подмоченную репутацию, Коттон, тем не менее, говорил, что церковные власти не должны вмешиваться в общение прихожан с Христом. Церковь может сохранить свою чистоту только в том случае, если «она будет принимать в свое лоно всех, кто творит Добро».

Пуританский священнослужитель Джон Уинтроп, отплывший в Новый Свет в марте 1630 г., возложил заботу о благосостоянии и соблюдении прав колонистов именно на Церковь. Хотя, по его мнению, Церковь не должна была подменять органы власти, в ее задачи входило «вырабатывать политику местной администрации и выбирать лидеров колонии». Первейшая обязанность как Церкви, так и государства – неуклонно соблюдать библейские законы.

Пока Уинтроп пересекал Атлантику на «Арбелле» – флагмане небольшой флотилии, перевозившей 700 новых колонистов, он сочинил проповедь «Образец христианского милосердия», где нарисовал идиллическую картину: колонисты живут в полном согласии с Богом и друг с другом, им дано приказание свыше обустроить свою жизнь в Новой Англии, община будет «чудесным городом на высоком холме, и взоры всех людей будут прикованы к нам». Некоторые пассажиры восприняли слова Уинтропа в буквальном смысле, подумав, что вся колония будет состоять из одного города, расположенного на какой-то возвышенности, но многие уловили переносный смысл: их, казалось бы, обычная община фермеров будет для всех остальных образцом высокой духовности. И здесь Уинтропа вдохновили строки из Евангелия от Матфея (5: 14–16):

«Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит ваш свет перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Небесного Отца вашего».

Аналогия понятна: все лучшее сразу бросается в глаза – так же, как и город, стоящий на холме.

Образы, запечатленные в Евангелии от Матфея, часто звучали в церковных проповедях на родине Уинтропа, в Восточной Англии. Есть там такой город – Колчестер, расположенный к северо-востоку от Лондона. Его описывали как «город, где истово проповедуют евангельские заветы, и посему он напоминает город на холме или свечу, стоящую в подсвечнике».

Можно найти и другие примеры из церковной практики. Ричард Роджерс, священнослужитель из Эссекса, писал, что «есть церкви, которые озарены Божественным светом». Уильям Эймс говорил об Уильяме Перкинсе[3], что тот «излучает дивное сияние, которое можно видеть во всех уголках земли». Николас Боунд отзывался о сэре Роберте Джермине, члене городского магистрата из Суффолка (с ним, кстати, был знаком Уинтроп), как о человеке, чей «внутренний огонь способен зажечь свечи в руках стоящих рядом с ним». Безалил Картер характеризовал еще одного члена городского магистрата из Суффолка, сэра Эдварда Льюкенора, как человека, который «подобен огню, сияющему в толпе простых смертных». Да и о священнике Джоне Коттоне, о котором уже шла речь выше, говорили примерно то же самое: «Всевышний Светоч поселил Божественный огонь в этом волшебном подсвечнике».

Так или иначе, духовный облик колонии определили сакраментальные слова: «Город на холме». Ей предстояло стать священной общиной, созданной по воле Божьей. Следовательно, нужно было укрепить и без того строгую нравственность колонистов, их серьезное отношение к браку, обязать их регулярно посещать церковь. Обучение детей сводилось к преподаванию Закона Божьего. Благочестивые, богоугодные люди должны дружно трудиться, исполняя тем самым волю Божью. Все, каждый в отдельности и община в целом, обязаны вести достойную, образцовую жизнь и доказывать ежедневно и ежечасно свою верность истинной религии. И тогда «Город на холме» станет Новым Иерусалимом, вознесенным над мирской суетой будней.

Перед тем как будущие колонисты высадились на побережье Нового Света, Джон Уинтроп произнес на палубе «Арбеллы» проповедь. Он, в частности, сказал:

«Мы хотим заключить договор со Всевышним и взяли на себя серьезные обязательства. Господь милостиво разрешил нам самим избрать их… И сейчас, если Он захочет услышать нас и приведет туда, куда мы стремимся, это будет означать, что Он одобрил наш договор и наши обязательства остаются в силе. Но учтите: Господь потребует строгого их выполнения».

Уинтроп напомнил пастве: «Евангелие учит нас делать различие между христианами и приверженцами других религий».

По свидетельству одного из крупных инвесторов компании «Массачусетский залив» капитана Уэймута, «главной целью нашего предприятия было нести свет Евангелия в темные дебри Америки». Коттон Мэтер в своей статье, написанной в начале XVIII столетия, утверждал: «Сейчас я хочу заявить во всеуслышание, что распространение христианства было не просто главной, а единственной целью английских коммерсантов». В общем, можно смело утверждать: Массачусетс был «избран Самим Богом для того, чтобы здесь поселились истинные христиане, страстные проповедники идей, завещанных Евангелием».

12 июня 1630 г. «Арбелла» привела караван судов с 700 пассажирами на борту в гавань Салема. Уинтроп сошел на берег, держа в руке королевский указ. Имея такой козырь, он сразу же сместил Эндикотта на посту губернатора колонии.

Отныне и администрация колонии, и штаб-квартира компании располагались в Америке, причем в одном и том же поселении. Сначала – в Чарльзтауне, первой столице колонии Массачусетский залив. Но, поскольку здешняя пресная вода оказалась непригодной для питья, все боссы перебрались за реку Чарльз – в Бостон. Даже человеку непосвященному было ясно, что колония пуритан полностью автономна и живет своей жизнью, не руководствуясь указаниями английских властей. Так формировались ростки независимой Америки. В июле 1630 г. новые колонисты торжественно отметили свой первый День благодарения.

Королевский указ давал право Генеральному суду Массачусетской колонии избирать судебных приставов и даже издавать законы. Первое заседание суда состоялось в октябре 1630 г. На нем присутствовало всего восемь полноправных граждан (все они были пуританами). Они проголосовали за создание Совета помощников губернатора, который мог бы сосредоточить в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть, устанавливать границы поселений, вводить налоги и избирать судебных приставов. Чтобы предотвратить беспорядки, особенно среди «чужаков», то есть не пуритан, число полноправных членов суда расширили до 117 человек. Но в Совет они не вошли.

В 1634 г. группа колонистов во главе с Томасом Дадли пожелала взглянуть на королевский указ, и оказалось, что членами Генерального суда должны быть все полноправные граждане колонии. Смутьяны потребовали немедленно исполнить волю английского монарха, однако Уинтропу удалось найти компромиссное решение: каждое поселение будет представлено в суде двумя делегатами, избранными на местах. Членами суда станут также губернатор и его помощники. Суд будет вводить налоги и устанавливать их размер. Решения суда обязательны для всех.

Пойдя на компромисс, Уинтроп не учел, что губернатор – должность выборная. И поскольку его авторитет несколько пошатнулся, колонисты со временем избрали нового губернатора. Им стал тот самый правдоискатель Томас Дадли[4]. Событие, конечно, не мирового масштаба, но оно ознаменовало собой рождение американской представительной демократии. А в 1641 г. Совет помощников губернатора издал первый в Америке свод законов. Автором этого кодекса был Натаниэль Уорд.

Зимой 1631 г. умерло более 200 колонистов. Когда прибыли новые корабли, многие пожелали вернуться в Англию, хотя преследования пуритан и других нонконформистов в королевстве не прекращались. И все-таки желающих переехать из Англии в Новый Свет было больше. К концу 1631 г. на берегах Массачусетского залива проживало более двух тысяч переселенцев. Среди них были и известные священники, не угодившие англиканской церкви – такие как Джон Коттон, Роджер Уильямс и Томас Хукер.

В период с 1633 по 1635 г. из состава разросшейся Массачусетской колонии выделилась Коннектикутская. На берегах реки Коннектикут возникли торговые поселения, основанные голландцами из Нового Амстердама и колонистами из Нового Плимута. Английская корона предоставила графу Уорвику, президенту Совета по делам Новой Англии, право основать поселения к западу от Наррагансетского залива. В марте 1632 г. граф уступил это право пятнадцати английским лордам-пуританам, которые, не надеясь, что их вера одолеет англиканскую церковь, планировали отъезд в Америку. Среди этих видных аристократов были первый виконт Сэй и Сэль Уильям Финнес, лорд Брук и полковник Джордж Фенвик. В 1635 г. они назначили губернатором так называемой Речной колонии Джона Уинтропа-младшего, сына губернатора Массачусетской колонии.

Прибыв в октябре 1635 г. в Бостон, Уинтроп-младший узнал, что в устье реки Коннектикут намерены поселиться голландцы. Чтобы опередить их, он выслал туда партию беженцев из Англии. Они переправились на каноэ на западный берег реки и прибили к дереву щит, гласящий, что это владения Британии. Затем установили артиллерийскую батарею и стали строить небольшой форт. Тут появился голландский корабль, но его капитан, поняв, что опоздал, повернул обратно. Уинтроп-младший назвал будущее поселение Пойнт-Сэйбрук – в честь виконта Сэй и лорда Брука.

В 1636 г. на берегах реки Коннектикут появились первые переселенцы из Массачусетской колонии. Они надеялись, что здесь, в далекой глуши, у них будет больше свободы и больше возможностей разбогатеть. Священник Томас Хукер привел сюда из городка Ньютауна (сейчас – Кембридж) 100 человек и большое стадо коров (150 голов).

Уинтропа-старшего огорчал переезд жителей его колонии на берега Коннектикута. Недоволен он был и тем, что граждане настаивали на выборах в Собрание представителей, которое частично взяло бы на себя управление Массачусетской колонией. Кроме того, он обнаружил оппозицию. Диссидентами оказались глубоко религиозные люди, с точки зрения которых губернатор был не истинным пуританином, а вероотступником. Например, некоторые церкви были воздвигнуты в честь святых, которых пуритане вовсе не чтили.

В 1636 г. Бостонскую церковь возглавила ярая фанатичка Энн Хатчинсон. Она хотела превратить колонию в религиозный центр, чуть ли не в монастырь. Уинтроп посчитал это богохульством: пуритане обретают спасение в первую очередь благодаря своей неустанной работе. Он изгнал Хатчинсон из общины, а когда она попыталась вернуться, он добился того, чтобы она предстала перед Генеральным судом, который утвердил решение губернатора. Хатчинсон сначала уехала на Род-Айленд, а затем перебралась на Лонг-Айленд. У нее родился мертвый ребенок, а впоследствии ее убили индейцы. Уинтроп узрел в этом Божью кару. Еретичка заслуживала именно такой участи.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

1 фут равен 30,5 см.

2

В России, в силу сложившейся традиции, ее название читается как «Гудзон». – Здесь и далее примеч. пер.

3

Уильям Перкинс (1558–1602) – протестантский мыслитель, блистательный теолог практической направленности, политически умеренный пуританин.

4

Дадли Томас (1576–1652) – губернатор Массачусетса в 1634–1635, 1640–1641, 1645–1646 и 1650–1651 гг.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги