Книга Цвет нашей интеллигенции 19-го века. Буква "Б" - читать онлайн бесплатно, автор Евгений Валентинович Подолянский
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Цвет нашей интеллигенции 19-го века. Буква "Б"
Цвет нашей интеллигенции 19-го века. Буква "Б"
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Цвет нашей интеллигенции 19-го века. Буква "Б"

Евгений Подолянский

Цвет нашей интеллигенции 19-го века. Буква "Б"

«Бог рати он» – фамилия Багратион, которую солдаты переименовали на русский лад. Командующий 2-ой Западной армией в последнем сражении в его жизни на Бородинском поле получил глубокую рану в правое бедро от осколка разорвавшегося рядом ядра. Обследование раны указало на раздробленность кости. Четверо суток раненого князя доставляли в старую столицу, Москву. Здесь он узнал о решении оставить Москву Наполеону. 13 сентября Багратиона, чтобы не попасть в плен был переправлен в усадьбу его друга, князя Б.А. Голицина в село Сима Владимирской губернии. Весть о сдаче Москвы и ужасная тряска во время семидневного переезда, также отказ князя от ампутации ноги, привели к гангрене и смерти легендарного генерала. Был он захоронен в селе Симе в приходской церкви. В честь 27-ой годовщины Бородинского сражения по Высочайшей воле император Николай I решено перенести прах Багратиона на Бородинское поле. Другу князя герою Отечественной войны и адъютанту покойного, Денису Давыдову, было поручено сопровождать тело до самого Бородина, с почётным конвоем всего Киевского Гусарского полка, дислоцировавшегося в то время в Юрьевском уезде Владимирской губернии (с. Сима находилась в Юрьевском уезде). Гроб с прахом полководца подняли из могилы, и не вскрывая его поместили в специально подготовленный свинцовый саркофаг. Отставные заслуженные воины, подняв гробницу, вынесли её из церкви и установили на богато-убранную колесницу с накинутым балдахином, которая должна была доставить прах князя на легендарное поле сражения. Запрягли в колесницу лошадей и она тихо отправилась в неблизкий путь.

Вл. Михневич в своей книге «Наши знакомые» пишет: «Базилевский – представитель богатейшей золотопромышленной фамилии, золото которой во славу её имени и «la patrie» (родины) некогда гремело от берегов Енисея до берегов Невы, звенело на рулеточных столах немецких «Баденов» и рекой лилось в Париже, где французы разевали рты, дивясь на знаменитый «Hôtel de grand seigneur russe Basileffsky» (Гранд-отель русского синьора Базилевского). Не мздоимец при государственной должности, не мошенник. Умел зарабатывать деньги. И тратил их как хотел на диво иностранцам. А на родине не удивлял, а умилял своим меценатством. Поэтому, будучи крупным золотопромышленником в Сибири, считался интеллигентом, что редкость для представителей его класса того времени. Особый вклад дворянина, предпринимателя Базилевского ощутим в городе Уфе. Иван Фёдорович, был почитаем самим губернатором Оренбургской губернии. Надо отметить, что Уфа входила до 1865 года в состав Оренбургской губернии. Губернатор, узнавая о приезде Ивана Фёдоровича в родные края из Петербурга, распоряжался держать свежих коней на всех станциях пути следования почётного (а он таковым и был) земляка.

Ф.П. Баймаков, выходец из старинной купеческой семьи, внёс существенный вклад в развитие финансовой и биржевой прессы в северной столице России. Свой опыт он получал после окончания Петербургского коммерческого училища в должностях приказчика в виднейших книжных магазинах Петербурга. Одним из них был книжный магазин французов Белизара и Дюфора, расположенный на Невском проспекте в здании Голландской церкви у Полицейского моста через Мойку.

В 1864 году открылся первый в России частный коммерческий банк на Английской набережной в доме №18 Санкт Петербурга. Пётр Андреевич получил должность секретаря правления банка и стал личным секретарём управляющего банка Е.Е. Брандта.

В четверостишие упоминается «Коршева газета». В конце 1874 г. Баймаков приобрёл у В. Ф. Корша право на издание «Санкт-Петербургских ведомостей», старейшей газеты в России. С этого времени в литературно-политической газете стали печататься биржевые новости. Игра на бирже в России была внове. Многие, кто имел деньги, теряли их. Другие, бывало по неизвестным причинам вкладчика – увеличивали свои капиталы. Акционерная горячка в 80-е годы стала затухать. Становилось многим понятно, что биржевая игра – дешевле купил, дороже продал – это удел профессионалов. Как в игры в карты. Новичку везёт по началу, а крах у большинства – закон. Наступил крах издательству Баймакова. Писатель Ф.Достоевский написал по этому поводу злорадное стихотворение. Приводить его я не буду. Но злорадство – так, так тебе и надо – пронизывает каждое слово. Видно, знаменитый писатель не раз доверялся биржевым новостям баймаковской газеты. Результат виден по тональности стихотворения. Русский поэт Н.Некрасов в таком же духе прошёлся по деятельности Баймакова. Некрасов не малые деньги зарабатывал своим литературным творчеством. Но хотелось ещё и сразу. И тут «шмяк», как у Достоевского.

Кроме тех подвигов, что описаны в четверостишии, Яков Петрович принимал участие в подавлении польского мятежа в начале 1863 года. К этому времени он уже оставил военную службу на Кавказе и проживал на Дону, поправляя своё пошатнувшееся здоровье после полученных ран в бою. Польша, поддерживаемая западноевропейскими государствами во главе с Англией и Францией, вознамерилась полностью отделиться от Российского государства и восстановить свои границы в пределах, существовавших до раздела Польши между Австрией, Пруссией и Россией в 1772 году. Космополитизм, существовавший в правящих сферах петербуржской власти, способствовал этому польскому вооружённому мятежу. Когда было сформировано 12 казачьих полков для подавления восстания в Польше, Бакланов был назначен военным начальником над этим отрядом. В приказе по казачьему войску Бакланов говорит: «Дон дышит пламенною любовью и преданностью к Царю нашему; он ждет с нетерпением волю Монарха двинуться на внешнего врага, замышляющего нарушить спокойствие святой Руси. На вашу долю пал жребий быть впереди – против врага внутреннего».

Беспощадный в бою, атаман Бакланов был снисходителен к покорённым и поверженным. Им была отменена казнь. Покорённых ссылали в Сибирь, но по приказу Бакланова у них не конфисковывали всё имущество в пользу государства, как предписывала инструкция, а оставлял его наследникам.

На волне «народничества», возникшего в кругах русской интеллигенции под влиянием крестьянской реформы 1861 года, в музыкальном сообществе зародилась «могучая кучка». В её состав входили: Балакирев, Мусоргский, Бородин, Кюи, Римский Корсаков. «Кучкисты», так стали их именовать, внесли в свои музыкальные произведения русский национальный фольклор, выдвинул роль хора, который взял на себя главнейшие исполняемые вокальные партии. На первых порах образования «кучки» Балакирев и Римский Корсаков занимали лидирующие позиции в ней. В 70-е годы Милий Алексеевич углубился в религиозный мистицизм и стал терять авторитет «кита» среди «кучкистов».

Падение кучки я связываю в первую очередь с ростом интереса к зарождающейся в конце 60-х годов оперетте. Лёгкая музыка, порою критический по содержанию сюжет оперетты, любовные интрижки пришёлся по вкусу зарождающейся буржуазии России. А этот класс был одним из основных зрителей театров опер, оперетт и балета.

В моей книге «Харе фиглярить. Вымышленный дневник Наполеона на 1812 год», опубликованный в Самиздате, Александр Дмитриевич упоминается три раза в период 1812 года. Первый раз, когда он до начала войны выполнял роль посыльного между обоими императорами: Александром и Наполеоном. При этом он руководил разведывательной агентурой по сбору информации о французской армии. Второй раз – на него была возложена миссия передачи ультиматума русского императора Наполеону в Вильне в связи с нападением на земли Российского государства. И третья его миссия, когда он уже занимал должность военного министра, он лично доставил Главнокомандующему армиями, князю М.Кутузову, указания от Государя Александра I , как поступать Михаилу Илларионовичу и вверенными в его подчинения армиям после оставления Москвы неприятелю. Досталось при этом Балашову от Главнокомандующего, надо обязательно упомянуть. Я хотел написать Балашев. И так и через «О» будет правильно. Единого мнения у авторов нет.

Сколько не бьются доктора-психиатры над умалишёнными, а результата нет. Буйность только могут уменьшить им известными способами. И то это «бомба» – все окружающие в постоянном напряжении и ожидании психического взрыва. Короче, ненормальность в нормальность не происходит.

А вот с помощью Божьей Благодати такой случай в Санкт Петербурге в 1891 году произошёл и описан он в еженедельной газете «Церковные ведомости».

В Петербурге на Петроградской стороне жили брат и сестра – Николай и Екатерина Грачевы. Их родители скончались, когда Кате было 19, а Коле 9 лет. Николай рос болезненным ребенком, до пяти лет он не ходил, хотя умственно развивался нормально, и в те же пять лет свободно говорил по-французски и хорошо рисовал. Родные матери были уверены, что болезни Коли за то что, во время беременности она перешла из лютеранства в Православие. В 1886 г. в октябре скончался от сердечного приступа отец, а в ноябре умерла от чахотки мать. Дела отца перед смертью пришли в упадок, поэтому, похоронив родителей, Екатерина продала дом и мебель, и переехала вместе с братом в маленькую квартиру неподалеку, состоявшую лишь из перегороженной комнаты и кухни. Место их проживания на момент чуда указан на карте. В настоящее время на этом месте построена небольшая часовенка. Потеря родителей, внезапная бедность и переезд привели к тому, что у Николая начались припадки – его тело внезапно начинало ломать, руки и ноги искривлялись под, казалось бы, невозможными углами, его бросало из стороны в сторону, и все это сопровождалось истерическими рыданиями. Екатерина Грачёва озабоченная состоянием братишки, обратилась к врачам-психиатрам. Профессор И.М. Балинский, основатель кафедры психиатрии при петербургской Военно-Медицинской академии, предсказал паралич и скорую смерть.

В ноябре 1890 г. у Николая отнялись руки и ноги, припадки участились до 6-8 раз в сутки, и настоятель местной Введенской церкви стал готовить его к смерти. В ночь перед днем своего рождения 3/16 декабря 1890 года, когда его кончины ожидали со дня на день, у Коли случился сильный приступ, после которого ему явилась Пресвятая Богородица со святителем Николаем. Матерь Божия велела Коле: «Поезжай в часовню, где упали монеты, шестого числа ты исцелишься, но ранее никому не говори». Изображение этой иконы вы видите выше по тексту. А находилась икона в Скорбященской часовне на Шлиссельбургском тракте за Александро Невской лаврой недалеко Стеклянного завода, ныне район проспекта Обуховской обороны. Сама икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» имеет сою необычную историю. 28 июля по старому стилю 1888 года в часовню попала молния во время грозы. Всё сгорело дотла. Пострадала и икона, остался целым только лик Богородицы, и к самой иконе пристало несколько медных монет, разбросанных молнией с ящика киота. Часовня после пожара была восстановлена, а икону стали считать чудотворною.

Сначала Екатерина не соглашалась и предлагала пригласить священника на дом, но потом решила исполнить его, как она думала, последнюю просьбу. По дороге у Николая опять начался припадок, потом он успокоился, но когда его внесли в часовню, припадок возобновился с новой силой. Затем он потерял сознание, и его положили на пол перед иконой. При чтении Евангелия он пришел в себя. Под пение кондака: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице», его подняли и приложили к иконе. Не зная о его состоянии, человек, который его прикладывал, поставил мальчика на ноги. Испуганная, что он упадет, Екатерина попросила положить его на скамью, но Николай ответил ей: «Нет, Катя, я могу стоять!» Он сам перекрестился и приложился к иконе еще раз. Исцеление было мгновенным.

Многим эта история показалась невероятной. Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев организовал специальное расследование этого случая, которое подтвердило факт исцеления. Архимандрит Игнатий (Малышев), настоятель Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне, приехал к Грачевым домой и со слов Екатерины составил описание чуда. Подробный рассказ о случившемся появился в «Церковных ведомостях» от 26 января по старому стилю 1891 года, автором которого был архимандрит Игнатий.

Балинский, узнав о случившемся, только широко развел руки и ничего не сказал.

Вл.Михневича пишет: «И.М. Балинский знает душу человеческую, как свое портмоне, и может излечивать какие угодно душевный немочи и болезни, исключая неизлечимых. От глупости тоже излечивать не может, хотя и принято неизлечимых глупцов адресовать к нему. Завален практикой и имеет свою лечебницу умалишенных; впрочем, и весь земной шар рассматривает, как огромный «дом сумасшедших», чему находит неотразимое доказательство во «всеобщей истории» тысячелетних безумств человечества. Необыкновенно приятный и обходительный джентльмен, так что, при знакомстве с ним, впечатлительному человеку невольно захочется попасть к нему в пациенты». Вероятно и актриса Семёнова попала под эту магию, согласившись выступать на домашней сцене врача-психиатра.

Дмитрий Николаевич был потомственный архивариус. Его отец – Николай Николаевич – был надворным советником Московского архива Коллегии иностранных дел, а затем ставший его управляющим. Систематизируя архив, им были собраны значительные материалы по истории России. Это наследие перешло в руки сына после смерти отца. Дмитрий Николаевич, как и его отец, так же имел тягу к работе с архивами. Собранные материалы он представил в виде Словаря достопамятных людей русской земли, Истории Малой России и других исторических литературных материалов, подкреплённых архивными данными, на ознакомление читателям. Конечно цензура, лишила читателя некоторых страниц трудов Дмитрия Николаевич. И это в первую очередь письма с признанием в любви Мазепы к Мотре Кочубей, размещённые автором в приложении к «Истории Малой России». Любовь старика к своей крестнице, выросшей, зрелой, красивой молодой женщине. Но эти вырезанные страницы, не знаю, как и в каком виде, попали в руки А.С. Пушкину, которые своим содержанием легли строками в его поэме «Полтава».

А биография А.С. Пушкина, описанная Дмитрием Николаевичем в его «Словаре достопамятных людей русской земли» заставила цензора А.Крылов обратиться через Санкт Петербургский Цензурный Комитет даже к министру императорского двора Адлербергу ( он есть в моём словаре). Вопрос о соизволении в разрешении печати заключался в следующей строке: «В полночь доктор Арендт возвратился со следующею собственноручною запискою государя императора к Пушкину». Поясню. Действия происходят после дуэли Пушкина с Дантесом. Смертельного раненого поэта доставили домой. Личный врач Арендт первый осмотрел рану. После осмотра раны, и принятия неотложных мер, он, убывая домой, была уже ночь, уведомил Пушкина, что он согласно инструкции должен доложить о произошедшем Государя. Прибыв в Зимний дворец, ему сообщили, что император на выезде. Доктор поехал домой. Чуть позже фельдъегерь доставил доктору записку от Государя с просьбой (в данной ситуации надо полагать, требованием) немедленно зачитать её Пушкину и вернуть записку императору. Арендт выезжает тот час к Пушкину и зачитывает текст записки: «Если Бог не велит нам более увидеться, посылаю тебе мое прощенье, и вместе мой совет: исполнить долг христианский. О жене и детях не беспокойся, я их беру на свое попечение». Министр императорского двора дал добро, чтобы оставили как у автора. Вот были времена, не то, что нынешнее время. А может всё сложнее и завуалированней?

Морской музей в Петербурге изначально назывался Модель-камерой был организован Великим Петров и размещался на территории Адмиралтейства. В Модель-камере размещали половинчатую по размеру модель видных кораблей. Но во времена императора Николая I интерес к изготовлению копий утих. В 1867 году, после Крымской войны, началось второе рождение Морского музея. Место ему определено было тоже новое – третий этаж того же Адмиралтейства – более вместительное, чем ранее на втором этаже. Именно Н.М. Баранов в течение десяти лет управлял делами музея. Он, будучи лейтенантом морской службы, вёл работу по сбору коллекций и материалов с огромной энергией, много работал в архивах, разыскал в забытых складах многие уникальные экспонаты, убедил сотни морских офицеров и адмиралов передать в музей семейные реликвии, а также подготовил и издал первый каталог музея. Умудрился даже, изучая конструкции зарубежных винтовок, хранящихся на складах музея, изобрести винтовку. Она была принята на вооружение флота до русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Именно во время этой войны он оставляет работу в музее и получает в своё командование пароход коммерческого флота «Веста», вооружённого необходимыми средствами для ведения боевых действий, в первую очередь на морских коммуникациях противника. В историю этой войны вписан бой «Весты» с турецким броненосцем, поразивший всю Европу своим неожиданным исходом сражения. Снаряд из одиннадцати дюймового орудия, которыми были снабжены все турецкие броненосцы (надо отметить, что в акватории Чёрного моря у Российского государства вообще не было своих броненосцев в то время) мог насквозь пробить пароход «Веста». Экипаж насчитывал 150 человек. Оба судна неслись навстречу друг другу. В одну сторону летели снаряды в 128 пудов, им навстречу – 12 пудов. Англичане на турецком броненосце, осуществляли общее командование, даже не скрывая по форме одежды свою принадлежность к английскому флоту. Корабли сблизились на расстояние ружейного выстрела. Сам Баранов, находясь на командирской рубке и славившийся сам прекрасным стрелком, поднял ружьё убитого рядом матроса и стрелял в сторону турецко-английского врага. Для истины надо отметить, что «Веста» пролетела мимо броненосца и теперь была преследуема им. Снаряды противника сметают одну часть парохода за другой. Убитых командиров замещают их заместители, поверженных заместителей – обычные моряки. И вот, долгожданный выстрел, разнёсший в щепы башенную броненосца. У неприятеля началась жуткая суматоха. Выстрелов со стороны противника больше не последовало. По палубе броненосца повалил густой пар, явно русское ядро разорвалось в машинном отделении. С палубы, порубленной вражескими снарядами, загремело многократное «Ура». А в след ещё вестовские снаряды, и ещё, и ещё. Броненосец стал заметно отставать. На рейде Баранов заметил дым приближающихся кораблей. После пятичасового боя капитан принял решение возвратиться в Севастополь. Капитан-лейтенант Н.М.Баранов получил сразу три награды – военный орден Георгия 4-ой степени, назначен флигель-адъютантом и произведён в очередное воинское звание. И это вчерашний начальник Морского музея.

Я не хотел в этот небольшой очерк о морском офицере Н.М. Баранове больше ничего добавлять. Но история с пароходом «Веста» имела продолжение. И она наглядно показывает, как подвиг с подачи одних становится не подвигом. И этот один, как не странно, является участников сражения «Весты» с турецким броненосцем – артиллерист, капитан-лейтенант З.Рожественский. Кто он? Правдораскопатель? Обойдённый наградой? Был награждён орденом за это сражение. И вероятно при получении его, стоял по стойки смирно и рапортовал «Служу Царю и Отечеству». Но, в «Биржевых новостях» от 17 июля 1878 года появляется его статья, где он отрицает наличие подвига, указывает на бегство «Весты», незначительность повреждений нанесённых броненосцу. Баранов, естественно, подаёт заявление в суд на Рожественского за оскорбление чести. Формально может Рожественский может и прав. НО!!! «Веста» не бежала от противника, а отступала с БОЕМ, осознав явное неравенство сил, увидев перед собой броненосец английского производства. Не спустила флаг на своём гражданском пароходе, переделанным в военный корабль, в знак сдачи в плен. Огрызалась, стреляя по противнику всем, что было. И это не подвиг!!? «Правдолюбец»!? Как бы сказал ведущий телепрограммы «Вечер с Владимиром Соловьёвым» – «Заткнись»!

Ещё об одном этапе жизненного профессионального пути Н.М. Баранова я расскажу – с 1882 года по 1897 год он исполнял должность военного губернатора Нижегородской губернии. В бытность его губернаторства в 1896 году в Нижнем Новгороде проходила очередная, шестнадцатая по счёту, Всероссийская промышленная и художественная выставка. При возникновении вопроса о месте для новой выставки, внимание Николая II остановилось само собою на городе, издавна считающемся перепутьем между востоком и западом, куда привыкли приезжать как производители европейской России, так и купцы северных тундр Сибири, владений Китая, степей Средней Азии, Бухары и Персии. Город, на котором остановился выбор Царя, к довершению всего был прославлен много лет тому назад истинно русским патриотизмом своих граждан. Из него, в смутное время, раздалось горячее, полное сознания своей силы слово сына народа, Минина – слово, перешедшее в дело по вызволению Москвы из иноплеменных захватчиков столицы и земли русской. Независимо от сказанного нельзя было не принять во внимание, что хотя Нижний Новгород и являлся по-старому центром великого волжского бассейна, захватывающего обширную территорию Империи, но цифровые статистические данные за два десятилетия до даты проведения выставки указывали на заметное понижение торговых оборотов знаменитой и все еще колоссальной его Макарьевской ярмарки.

1896 год был вообще богат на общероссийские мероприятия: коронование нового царя в древней столице, столетие со дня рождения императора Николая I, и, наконец, открытие всероссийской выставки.

Адлерберги (два поколения Адлербергов были министрами императорского двора) и их родственники Барановы обрели такое влияние при дворе, что среди придворных даже гулял анекдот:

От Адлербергов и Барановых

Избави, Боже, дом Романовых…

Государь! Но тоже человек. И срасти те же. А как хочется, Как хочется «отфутболить» церемониал. Гульнуть «налево», иль направо. Не видеть вечно рвения служить. По-простому пообщаться, и рюмоку, а то и больше «залить за воротничок». Вот для этого и были адлерберги и барановы. И такие адлерберги и барановы были и есть у правителей мира сего.

И им прощалось всё. Исправители найдутся. И неудачная ревизия железных дорог и другое. Вон, их сколько за закрытой дверью в позах готовности. Ха. Ха. «Выпьем господа за то, чтобы железные дороги были всегда прямые!!! Аааах!!! Хорошо пошла!!!». У них даже густые, шикарные усы одинаковые были.

Герои литературных произведений Баранцевича преимущественно разночинный и мещанский люд, снимающий меблированные комнаты в доходных домах с дворами-колодцами петербургских окраин. Они тянут лямку скучной и бедной жизни, жалуются, подавленные своим безысходным положением и беззащитностью; они не знают высоких стремлений и влачат свою жизнь, данную им, как они считают, с их рождения. Сам писатель долгое время сам находился в таком положении бедноты, и было время, когда ему не было возможности продолжать писательскую деятельность по причине поиска работы хотя бы для пропитания. Такие характерные черты героев его произведений определили в литературных кругах его кличку – писатель-пессимист. По его произведениям были поставлены спектакли на сцене Александринского и Нового театров.