Взять, например, мою палисандровую реплику Ibanez с виньеткой по всему грифу знаменитого Steve Vai. Какая плавность, какая «округлость» звука, в сравнении с кленовым Ltd… на кленовую накладку последней я уже за долгие годы вылил не одну банку масла по уходу за инструментом, ведь накладка из клена – светлая, и сухая. В сравнении с палисандром, она используется реже, и характеризуется большей серединистостью, срезанностью низов, и чистотой звучания верхних частот. Звучит более резко. За таким грифом ухаживать сложнее, так как и порода дерева более сухая нежели палисандр, и сама «светлость» грифа подчеркивает загрязнения. На инструменты премиального сегмента, часто ставят накладки из черного дерева. Помню, как впервые взял в руки свой Jackson RR1 Lighting Sky 91 года. Полностью черный. Со всех сторон. Проблески молнии по деке. Накладка на гриф, выполненная из черного дерева… это тот самый лоск, к которому часто стремятся. То самое чувство, когда на инструменте хочется играть постоянно. Первое время, мне приходилось специально «прятать» инструмент в кофр, так как проходя мимо гитары, ожидающей тебя на подставке, просто так удержаться невозможно. Соблазн испытать наслаждение очень велик, ведь все это дело давно закоммутировано через рековый аппарат, и выведено через внешнюю звуковую карту в Cubase! Поверьте: ты обязательно берёшь гитару в руки «на минуту». А потом оказывается, что прошло более часа:)
Откровение: на первый взгляд, кажется, что на электрогитаре даже проще играть нежели на акустической гитаре. Но это только сначала. Дело в том, что классическая гитара обладает натуральным звучанием. Здесь нет коммутируемой аппаратуры. Сигнал не преобразовывается, и не искажается. Здесь – реальная динамика. На классическом инструменте тренируется растяжка пальцев левой руки в конце концов. Возможно, что на электрогитаре можно быстрее научиться играть чем на классическом инструменте с нейлоновыми струнами. В теории, – это сделать легче. На практике – Вы получите посредственное звукоизвлечение, и не будете довольны качеством игры, взяв после электрогитары классический инструмент, либо подключив первый «в линию» на студии звукозаписи.
На качество звука также влияют установленные на инструменте звукосниматели. Как мы помним, – это устройства, которые преобразовывают механические колебания металлических струн в электрические сигналы. На мой взгляд, профессиональными считаются такие марки как Dimarzio, EMG или Seymour Duncan's. Датчики могут быть выполнены из различных материалов, иметь различную конструкцию, количество обмоток (синглы, хамбакеры, тримбакеры), быть активными (нуждаются в питании), либо пассивными. Синглы, то есть однокатушечные звукосниматели, позволяют получить более чистый звук, нежели хамбакер, но при этом он очень хорошо улавливает и различного рода наводки, и шумы, а по сравнению с хамбакером, – сигнал несколько слабее, но это все настраивается. Хамбакер же имеет две катушки, благодаря чему и сигнал громче, и помехи взаимоуничтожаются благодаря противофазе. В отличие от сингла, хамбакер снимает 2 точки колебания струны, благодаря чему звук становится не таким «откровенным». На слух, звук хамбакера можно определить присутствием более выраженных высоких частот, тогда как для сингла звук находится в середине, и ему как бы не хватает «выкрученного» тона.
Откровение: очень часто гитаристы используют сингл именно для проигрывания сольных партий.
Как уже говорилось выше, в настоящее время встречаются инструменты, оборудованные и активной электроникой. В активных звукоснимателях имеется элемент питания. Обычно, практически это выполнено через элемент питания типа «Крона», который вставляется в специальный пластиковый кейс, встроенный в корпус электрогитары. Кроме этого, в активных звукоснимателях используется меньшее количество витков обмотки, поэтому расширяется и диапазон звучания, который усиливается предусилителем, запитанным от элемента питания. В качестве примера, можно привести активный звукосниматель EMG типа Hambacker, который визуально закрыт пластикой крышкой.
Откровение: в своей практике я всегда делаю выбор в пользу пассивной электроники, так как динамика звукоизвлечения получается не такой «смазанной», и более «откровенной».
На подавляющем большинстве инструментов монтируется переключатель между звукоснимателями. Большинство из них – трехпозиционные, но бывают и другие (например, пятипозиционные при установленных трех звукоснимателях). Рассмотрим трехпозиционный вариант. Как правило, это вариант при установленных двух хамбакерах. Тот датчик, что ближе к грифу – нековый, а дальше (ближе к струнодержателю) – бриджевый. Чем ближе установлен датчик к бриджу, тем более «сочный», и яркий звук. Наоборот: при расположении датчика ближе к грифу, – звук получается более «серединистый», и не такой яркий. В стандартном исполнении, два положения переключателя, соответственно включают/выключают один из хамбакеров, а в третьем положении – работают оба звукоснимателя.
Крепление струн с корпусом также отражается на звуке. Если струны сквозь корпус – инструмент будет иметь максимальный сустейн, то есть «долгозвучание». Если будет стоять фиксированный бридж – сустейн будет поменьше, а атаки побольше («яркость игры»). Если будет стоять тремоло, или система floyd rose, – будет нечто среднее, но появляется большая свобода в выборе высоты, и динамике извлеченного звука. Тремоло типа Fender позволяет с помощью привинчиваемого рычага к бриджу моментально опускать строй в моменте игры. Бридж типа Floyd rose даёт более широкие возможности, и позволяет не только понижать, но и повышать строй в моменте игры, что, в свою очередь, требует определённого качества и к струнам. Система Floyd rose имеет в начале грифа top lock (замок). Как правило, он выполняется из трех пластин, которые зажимаются 3 винтами. По две струны на одну пластину. Так как при зажатии топлока строй несколько повышается, то на самом бридже имеется система с винтами микроподстройки.
Откровение: в своей игре я очень часто использую механизм Floyd rose, поэтому ставлю струны только марки Ernie ball. Другие марки струн, с которыми мне посчастливилось столкнуться, – к моему сожалению, не оправдали надежд: среди таких марок можно назвать Elixir, DR, и прочие струны. Данные струны всегда очень хорошо себя показывали, но последние не выдерживали нагрузки на разрыв. Возможно, если бы они менялись чаще, то такого бы не случалось. Однако, только струны марки Ernie ball оказались самыми стойкими, хотя звонкость дольше всего сохраняли Elixir. Среди трех наиболее лучших систем типа floyd rose, которыми я пользовался долгое время, – я могу назвать марки Original floyd rose, и Gotoh. На мой взгляд, это очень качественно выполненные бриджевые системы Floyd rose, хотя в отношении марки Gotoh следует указать момент стирающегося покрытия «Cosmo black». Если речь идет о бюджетном инструменте, то лучше рассмотреть вариант без системы Floyd rose, так как у инструмента будет попросту «плавать» строй. К тому же, такой вид крепления струн «забирает» звук, нежели струны были бы исполнены сквозь корпус гитары. Очень часто после совершения такой недальновидной покупки, такой бридж фиксируется изнутри куском дерева, а это значит, что полученный инструмент обошёлся дороже, он не такой хороший по звучанию как инструмент с другим видом бриджа, и еще он вызвал дополнительные издержки, либо затраты времени на блокирование системы Floyd rose.
Итак, этот день настал. Вы наконец-то решили приобрести для себя гитару. Это может быть классический вариант с нейлоновыми струнами, акустической инструмент с металлическими струнами, электрогитара, или вовсе четырехструнный, либо пятиструнный бас. Учитывая все вышеизложенное, Вы уже знаете как и что устроено, однако, как выбрать инструмент, и на что обратить внимание среди всего многообразия форм и красок? Понятно, что все зависит от цели: инструмент необходим для записи, концертного использования, домашних занятий, либо еще чего-то. Опытный гитарист сам выбирает что ему больше по душе, но на что обратить внимание новичку. Ведь, в большинстве своем, часто это происходит следующим образом. Приходит родитель со своим чадом с горящими глазами, и выбирает то, что ему рекомендует продавец. Заметим, что последний не всегда является компетентным. Давайте будем откровенны: в большинстве случаев, его цель – это продажа инструмента дорогого, либо залежавшегося. Причем «дорогой», отнюдь не всегда означает «хороший», либо профессиональный, если угодно. Поэтому. Думаем о том, что конкретно Вы хотите от инструмента, и выбираем для себя наиболее удобный, и звучащий. Все просто. После прочтения вышеизложенного, и Вашего гитарного роста, Вы уже начинаете понимать: что влияет на звук, как он формируется, из какого дерева сделан инструмент, какая на нем стоит фурнитура, способность инструмента выдавать больше динамики, либо сустейна, и прочие специфические вещи, поэтому с лёгкостью сможете определить чего конкретно хотите. А пока мы на этапе выбора первого инструмента, отметим первые основные характеристики, на которые стоит обратить внимание.
Первое. Как бы это странно не звучало, но первое, в пользу чего стоит сделать выбор, так это чтобы инструмент Вам просто нравился по форме и цвету. Согласитесь, ведь его всегда приятнее будет взять в руки, ухаживать за ним, хранить, да и просто любоваться на себя в зеркале с гитарой, либо стоять с ним на сцене.
Второе. Возьмите в руки понравившийся инструмент, и аккуратно присядьте с ним. Хорошо. Теперь попробуйте извлечь звуки из инструмента. Идеальным будет спокойно проиграть каждый лад на каждой струне. Обратите внимание на лёгкость звукоизвлечения. Не слишком ли высоко струны над грифом? Не дребезжат ли лады? Может что-то еще мешает… Вам должно быть комфортно и легко с гитарой в руках. Если это, например, электрогитара, – обратите внимание на различные переключатели. На разных инструментах они расположены по-разному. Также важна толщина грифа. Как правило, Gibson – с более толстым грифом, а Fender – наиболее тонок. Определите для себя наиболее комфортный вариант. Дека (корпус) гитары тоже бывает различных форм: инструмент должен быть для Вас максимально удобен.
Третье. Необходимо что-то сыграть. Если Вы – еще новичок, – попросите сыграть на гитаре. Если это – электрогитара, или бас – подключите инструмент. Для начала – что-то спокойное, а затем – более динамичное. Оцените: все ли нравится в звучании, либо чего-то не хватает. Сохраняется ли строй инструмента, либо его необходимо постоянно подстраивать. Конечно, в последнем случае, на гитаре могут стоять новые струны, которые резко «тянутся», но как показывает практика… в общем, инструмент должен хорошо держать строй.
Четверое. Для сравнения, – попробуйте поиграть на другом инструменте. Сравните удобство, и звучание.
Теперь, когда мы уже так много знаем о гитаре, и держим музыкальный инструмент в руках, нам предстоит немного его подстроить, проверить мензуру и т. п. Обо всем этом читаем в следующей главе книги. Там же расположена информация по уходу за инструментом с практическими советами, и рекомендациями некоторых средств по уходу.
2. Настройка гитары: гриф, отстройка, настройка, и уход за инструментом
Теперь мы многое знаем о том, как выбрать инструмент, и на что обращать внимание при покупке гитары. В этом разделе мы поговорим о том, как грамотно, а главное, – хорошо отстроить, и настроить свой любимый новый инструмент, ведь, как правило, качество отстройки бюджетных инструментов оставляет желать лучшего. Итак, если у Вас в руках классическая версия акустической гитары, то давайте для начала разберёмся: каким образом на ней происходит правильное завязывание нейлоновых струн. Для того, чтобы правильно завязать струны на классической гитаре, – сначала необходимо просто понять суть узла. Данный узел вязать достаточно просто, а информации в сети более чем достаточно. Однако, если данный вопрос все еще будет вызывать у Вас какие-либо сомнения, – Вы можете найти всю необходимую информацию на моем канале youtube, куда я периодически буду со временем выкладывать материалы по данной книге: youtube.com/playlist?list=PLL613BhLAH7I7HYgTlInSa1YWGKaOsKC
Отлично: теперь у нас все грамотно завязано, и можно приступать к дальнейшей настройке. Как мы помним из первой главы данной книги, – на классической гитаре отсутствует анкерный стержень, поэтому если Вы выбрали именно классический вариант гитары, – можете вскользь прочитать немного нижеследующего текста, ведь речь пойдет о настройке анкера, хотя я настоятельно рекомендую все же изучить вопрос досконально в мельчайших подробностях. Итак, настройка анкерного стержня.
Как мы уже говорили в предыдущей главе книги, – анкерный стержень располагается внутри грифа гитары, и осуществляет функцию регулировки его прогиба. Он может изменяться в результате изменения температуры, но чаще всего это происходит во время длительного простоя инструмента, изменения его строя, или калибра струн. Последние два обстоятельства особенно сказываются на изменении угла прогиба грифа, так как меняется сила натяжения. Разумно предположить, если у Вас инструмент отстроен на струны 9.46 мм при стандартном строе, то изменение строя на Drop C, и калибра струн на 10.52 и более, – потребуется регулировка анкера. Фактически, натяжение струн тянет гриф «вверх». Затягивание анкерного стержня позволяет компенсировать это натяжение. Регулировка анкера производится специальным ключом, идущим в комплекте к инструменту. Если такового нет, – постарайтесь найти в строительном магазине похожий ключ, не прибегая к регулировке анкерного стержня другими инструментами (например, отверткой или плоскогубцами). Можно также поискать похожий ключ в автонаборе, либо в метизах сборки мебели. Ключ необходимо вставить в анкерный гайку, которая находится на одном конце анкера (либо накинуть на нее). Как правило, она находится в изголовье гитары под пластиковой декоративной крышкой. Вы заметили, что профессиональные музыканты очень часто выступают с инструментами, у которых анкерная гайка находится в свободном доступе. Если нет, – обратите внимание. Смена климата, строя, калибра струн, естественный износ: за инструментом необходимо постоянно следить. Мы не будем вникать в классификацию анкерного стержня, так как с практической стороны это Вам вряд ли пригодится. Стоит лишь отметить, что бывают различные виды анкера: бывает даже гриф с двумя анкерными стержнями. Последнее исполнение – элемент, например, пятиструнного баса. Главное, – понять его прямое назначение: затягивание анкерного стержня компенсирует силу натяжения струн. То есть, если струны цепляют гриф, и он визуально выгнут в противоположную направлению силы натяжения струн сторону, – скорее всего, что анкер просто перетянут, и его нужно ослабить.
Откровение: важно понимать как работает анкер и для чего он нужен. Не бывает ровного грифа. У него всегда есть определенный прогиб. Можете убедиться в этом сами: если придать колебания любой струне гитары, то в каком ее месте будет их самая сильная амплитуда? Правильно: в середине. Поэтому, чтобы в середине грифа не возникало дребезга при игре на инструменте, гриф должен иметь определённый уровень прогиба.
А теперь перейдём к настройке. Берем большую линейку, и прикладываем ее к грифу вдоль его длины. Лучше всего взять деревянную линейку, так как металлическая могла претерпеть предварительные механические коррекции. Размещаем линейку над грифом, и смотрим зазор на 7 ладу. Если он меньше 0.2 мм, то необходимо увеличивать прогиб, то есть ослаблять анкер, а если больше 0.5 мм, – нужно уменьшать прогиб грифа, затягивать анкерную гайку. Теперь, когда анкер отрегулирован, мы переходим к настройке бриджа и высоты струн.
Откровение: при настройке анкерного стержня, инструмент должен находиться в обычном позиционном состоянии как перед занятием, а не игровой частью грифа вверх. В момент регулировки анкера, струны должны находиться в ослабленном состоянии, и за один раз стоит совершать не более 1/4 поворота анкера, отложив на время инструмент, так как требуется время на изменение угла прогиба грифа. Другими словами, после необходимых замеров, определяемся в какую сторону крутить анкерный стержень, ослабляем натяжение струн, и крутим анкер на 90 градусов, после чего откладываем инструмент в сторону на несколько часов. После настройки инструмента снова проверяем прогиб, и если опять требуется регулировка, – ослабляем натяжение струн, и производим повторную регулировку.
Как мы уже говорили в предыдущей главе, – гитара бывает выполнена с различными видами бриджа: фиксированный стационарный бридж с нажимом струн на самой машинке, бридж со струнами сквозь корпус, тремоло типа Fender, и система Floyd Rose. Для того, чтобы отрегулировать радиусную высоту струн грифа после настройки анкера, необходимо замерить расстояние между грифом и каждой струной на 12 ладу гитары. Для меня нормальной является высота струн в 1 мм. Для кого-то, это значение может быть немного больше, а кто достаточно быстро играет, и экспериментирует над различными шестиструнными арпеджио, – и 0.8 мм. Классический стандарт составляет величину в 1.1 мм. На каких-то типах струнодержателей можно отрегулировать только высоту самого бриджа, а на каких-то, – и высоту самого бриджа, и высоту каждой отдельной струны. Высота бриджа регулируется двумя опорными винтами, на котором стоит сам бридж, а регулировка высоты каждой струны в отдельности, – винтами каждого седла отдельно, которое держит «сухарь», зажимающий струну.
В силу возраста инструмента, либо при его интенсивной ежедневной эксплуатации, случается так, что необходимо вмешиваться в настройки и самого порожка: элемента гитары у изголовья, через который проходят струны, и сразу начинается игровая зона грифа. На различных этапах эти порожки имеют специфическое различие. Так, на акустических инструментах, порожки выполнены из слоновой кости, либо пластика. Последний вариант относится к наиболее бюджетным версиям гитар. Такие порожки имеют специальные прорези, через которые проходят струны, удерживая порожек на своем месте. В процессе эксплуатации гитары, либо некачественности инструмента, такие порожки не выполняют свою функцию: держать определённую радиальную высоту струн на грифом. В таких случаях требуется либо подпиливание порожка надфилем, либо подкладывание под него прокладки (например, медной пластины). В большинстве случаев, порожки можно приобрести отдельно, практически в любом музыкальном магазине, и просто заменить деталь. Наряду с этим, практикуется индивидуальная мастерская подстройка. На электрогитарах с системами типа Floyd rose, используется специальный металлический порожек-замок, называемый топ-локом. Его основная функция состоит в том, чтобы сохранять строй инструмента при использовании рычага бриджа. Лицензионные версии таких систем изготавливаются из менее качественных материалов, благодаря чему такие бриджи плохо выполняют свою функцию. Как говорилось ранее, я рекомендую использовать системы Floyd rose марок Shaller, Original floyd rose, и Gotoh, так как они проверены временем, и практически никогда не подводили. Прижмите каждую струну по отдельности, между вторым и третьим ладом, начиная с более толстых струн. Затем проверьте расстояние между нижней частью струны и первым ладом – оно должно быть примерно около 0,13 мм, а второго лада струна должна слегка касаться. Если Ваши замеры близки к этому значению, переходите к следующей струне, пока не проверите все.
Теперь давайте скажем несколько слов о том, как отрегулировать высоту позиции звукоснимателей. В предыдущей главе настоящего издания мы уже выяснили какие бывают типы и виды звукоснимателей. В этой главе книги поговорим о том, как настроить их высоту под струнами гитары. Для чего это необходимо. Во-первых, как мы уже знаем, синглы и хамбакер различаются не только манерой, плотностью, и характером, но и силой своего звучания (громкостью). Во-вторых, как Вы уже заметили, у звукоснимателя в наличии имеется два винта регулировки (верхний и нижний вылеты), поэтому можно по-пюразному настроить его высоту еще и в радиальной позиции, ведь магнитное поле звукоснимателей на разную толщину струн действует по-разному. В-третьих, раз изменяется расстояние магнита до струны, то, соответственно, следуя законам физики, изменяется и сустейн инструмента (долгозвучание), ведь магнит притягивает металл. В-четвёртых, чем ближе магнит к струне, тем больше гейна (насыщенности перегруза) в звуке гитары.
Перейдём непосредственно к настройке, которая выполняется в два этапа. Этап первый. Берем в руки инструмент, и зажимаем последний лад на каждой струне в отдельности. Меняем, соответственно, расстояние от струны до магнита звукоснимателя. Пределы допустимых значений колеблются от 0.5 мм до 0.6 мм.
Этап второй. Подключаем свою гитару к усилителю. Все настройки на усилителе, и гитаре выставляем «на середину». Исключение составляем регулировка громкости усилителя. Драйв ставим по минимуму. Играем и слушаем чистый звук инструмента. Регулируем высоту вылета звукоснимателя до того момента, пока не пропадёт перегруз, и не появится чистота звучания гитары. Настройка окончена. Теперь можно регулировать мензуру.
Для того, чтобы отрегулировать мензуру гитары, то есть рабочую длину струны (расстояние между верхним порожком и бриджем), необходимо вооружиться тюнером, и чуточкой терпения.
Мы уже знаем, что на двенадцатом ладу любой из струн находится звук на октава выше звука открытой струны соответственно.
Конечно, если у Вас нет тюнера, то можно попробовать отрегулировать мензуру и на слух через натуральные флажолеты. Принцип настройки все равно остается одинаковым, просто с техническими возможностями, – настройка получится куда более точной. Для начала, разберёмся что такое флажолет, а потом перейдём непосредственно к настройке. Итак, флажолет – это прием игры на гитаре, при котором извлекаются звуки мягкой тембровой окраски. Они бывают искусственными, и натуральными. Не будем сейчас вдаваться в подробности, так как информацию по флажолетам можно найти несколько ниже по тексту в следующих главах издания. Сейчас отметим лишь самое необходимое, так как это необходимо для настройки гитары. Натуральные флажолеты извлекаются из инструмента на открытых струнах, а искусственные – в позиции (на прижатых струнах). Для того, чтобы извлечь натуральный флажолет, необходимо слегка дотронуться пальцем левой руки до струны над ладовой перегородкой. Лучше всего извлекаются натуральные флажолеты на 12, 7, и 5 ладах, но сейчас главное другое: дотрагиваемся (не нажимая) пальцем левой руки до струны над металлической перегородкой между 12 и 13 ладами. Теперь правой рукой делаем струну, и сразу после этого убираем левую руку с позиции. Это – вся техника: должен получиться натуральный флажолет.
Теперь перейдём непосредственно к настройке мензуры. Итак, мензура (длина струны) выставлена правильно, если высота натурального флажолета над 12 ладом этой струны сливается с высотой звука, извлеченного на 12 ладу этой же струны. Соответственно, мензура также выставлена правильно, если показания значения высоты ноты на тюнере на 12 ладу струны соответствуют показаниям высоты звука открытой струны через октаву.
Если высота звука, извлеченного на 12 ладу, выше натурального флажолета, то, следуя законам физики, мы понимаем, что струна перетянута, и нужно немного увеличить мензуру, чтобы звук зажатой на 12 ладу звучал ниже. Технически тоже все логично: если высота звука по тюнеру на 12 ладу выше звука открытой струны через октаву, – увеличиваем мензуру (делаем струну длиннее, опуская ноту ниже).
Соответственно, если высота звука, извлеченного на 12 ладу, звучит ниже натурального флажолета, – струна недотянута, и нужно немного уменьшить мензуру, чтобы звук зажатой на 12 ладу стал выше. Если высота звука по тюнеру на 12 ладу ниже звука открытой струны через октаву, – уменьшаем мензуру (делаем струну короче, поднимая ноту выше).
На различных видах гитар, мензура регулируется специальными регулирующими винтами, которые находятся в седлах бриджа. Предварительно, натяжение настраиваемой струны необходимо уменьшить. Полагаю, что разобраться в том, какой именно винт регулирует движение седла в бридже, сложности не составит: все достаточно интуитивно и понятно.
Откровение: в процессе регулировки мензуры по каждой струне отдельно необходимо перепроверять полученные значения. Переход к настройке следующей струны можно выполнять только после полной отстройки мензуры предыдущей. Другими словами, во время отстройки мензуры инструмента, гитара должна быть настроена.
Теперь, после того как мы научились отстраивать мензуру, когда инструмент уже полностью отстроен, – давайте поговорим с Вами о том, как его настраивать. В стандартном строе, звуки открытых струн должны выдавать следующие ноты: