Книга Из принцессы в королеву - читать онлайн бесплатно, автор Валентина Викторовна Доро
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Из принцессы в королеву
Из принцессы в королевуПолная версия
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 4

Добавить отзывДобавить цитату

Из принцессы в королеву

Валентина Доро

Из принцессы в королеву


Благодарности.


Я хочу сказать спасибо и выразить благодарность всем, кто помогал мне в работе над книгой. В первую очередь своей семье, ведь они не только помогали, но и не мешали.

Друзьям, которые верили в меня больше, чем я.

Ну и конечно коллегам:

Степину Виктору Васильевичу- практикующий психолог,

Сабовский Роман практикующий психолог,

Галина Алексеева- практикующий психолог


Правила работы с книгой.


Когда я начинала писать эту книгу, мне казалось, что это будет умная книжка, но в процессе работы все пошла не так. Вначале я сопротивлялась, а потом смерилась. Может повествовательно-медитативная форма подачи материала будет интереснее, терапевтичнее, я бы сказала, для читателя. Ведь главное не написать и не прочитать, а получить результат, решить свои проблемы, наконец – то разрешить себя полюбить себя любимую. Посмотреть на свою жизнь в ретроспективе.

Книга состоит из 5 больших частей. Одна из них теоретическая, остальные предназначены для личной работы. Прочитав главу, следует своим голосом наговорить медитацию и сделать звукозапись. Желательно прослушать медитацию несколько раз. Кто-то чувствует изменения после первого прослушивания, а кому -то потребуется время.

Упражнения желательно выполнять после прослушивания медитации. Надо ли делать все упражнения. Нет. Выберите те, которые захочется сделать.

Ваша работа должна доставлять вам удовольствие.


Введение.

Мы все хотим счастья, радости и не когда- нибудь, а сразу, и много, и чтоб бесплатно. За годы работы психологом я привыкла к тому, что очень часто клиенты говорят: «Я вот тут вам за сессию заплатил 200 рублей, ну а теперь вы подсуетитесь, чтоб в моем мире все стало не как попало, а так как я хочу»

Очень долго я пыталась объяснять, что жизнь человека не зависит от кого-то извне, она зависит в первую очередь от самого человека. Да, я могу подарить Вам машину, но водить ее придется самому. А еще я могу дать Вам роль в «Жизели» в Большом театре, но танцевать «Жизель» тоже придется самой, я могу подарить Вам туфли, но какая будет у Вас походка в этих туфельках очень мало зависит от меня, а больше от Вас.

И очень долго мне не удавалось найти инструмент, который при малых затратах времени давал максимальный результат. И вот результатом этих поисков стала эта книга «Из принцессы в королевы»

Хотя правильнее сказать, что в начале родился тренинг. Я люблю его. Обычно он приносит массу осознаний и дает хороший прорыв. Хотя провожу я его не часто. Но вначале совсем чуть-чуть теории.

Теперь главное, если Вам скучно читать вступление, то рекомендую сразу переходить к главе «Принцесса /дрянная девчонка». Но все же рекомендую прочесть вступление. А вдруг пригодится. Вы скажете, а зачем писала, если можно не читать? Отвечаю. Должна же я немного поумничать, показать, что знаю много разных слов, т.е. провести позиционирование себя любимой.


Про Юнга слышали все. Термин “архетип” (от греч. “первообраз”) – ввел именно он. Взял так и разделил природу человека на две составляющие материальную «Инстинкты» и духовную «Архетипы». Дам абсолютно не научное определение архетипа, и пусть коллеги закидают тапками (кидать только актуальные модели, и парами, пожалуйста). И так, как я вижу архетип. Это общие характеристики, закономерности, характерные для нашего мира. Например: и людям и животным свойственно пароваться, вить гнездо, ставить потомство на крыло. Есть инстинкт размножения. А вот архетип «ставящая на крыло» – есть не у всех! И бывает интересно наблюдать за женой, за мамой, которые в трудную минуту сыну или мужу вместо того, что б помочь состояться, напротив стараются его заклевать, а то, чего доброго, крылья расправит!!! Вы хотите сказать, что такая мама или жена плохие? Нет. У них просто нет модели поведения «поставить на крыло». Эзотерики сказали бы: «Нет этого типа энергии», и т.д.

Можно сказать, что архетипы – это тайная кладовая накопленных знаний, только сложенные эти знания не в библиотеках. И опять кто-то скажет, что все они находятся в нашей ДНК, кто-то поспорит и скажет «нет, полевые структуры», но для нас не важно, где это лежит. Важно, как это можно использовать и какую пользу можно получить.

Но давайте опять вернемся к Юнгу и к одному из его последователей Тому Четуинду. Это имя не очень известно, но работать мы будем с использованием его теории, хотя немного ее расширим.

Итак мы будем говорить про статически-динамические архетипы развития. Не пугайтесь. Должна же я показать, что я что-то знаю. Вы же на слово – не поверите. О чем это? Это про то, что почти все существа на земле проходят один и тот же путь развития. Мы все рождаемся, взрослеем, состояться, и однажды, если получается можем стать опорой для других. Как видите, теория совсем не страшная. И я иду дальше. Для каждой из ступеней развития характерны свои законы. В какое-то время мы учимся, взрослеем, набираемся сил, в какое-то оставляем потомство, а в какое-то – уходим. Причем это характерно для всех, сорри, соблюдем толерантность, почти для всех людей. Да и для животных тоже. И незнание законов развития (или статически-динамических архетипов развития) ничего не меняет.

Ну вот я закончила (умничать) свое позиционирование (почти).


6 Основных архетипов и с чем их едят.


Обычно выделяют 6 основных архетипов.

Младенец

Принцесса /дрянная девчонка.

Фея /ведьма.

Охотница / амазонка.

Королева /плохая мать

Мудрец-святая.

Сейчас вы скажете, что я говорила про 6 архетипов а вы насчитали целых 10!! Да, архетипов шесть, просто 4 из них имеют свою тень. Мы с вами будем изучать только их. А что говорить о святой, она уже святая. Да, и о младенце особо не поговоришь, ведь он чист как лист бумаги. Говорить надо о тех периодах, когда мы влияем на общество, а общество влияет на нас. И прежде, чем мы перейдем ко второй части, я хочу сказать, что названия архетипов иногда не совпадают, да и выделенные 4 основных проявления тоже могут не совпадать, но смысл от этого не меняется. Как правило, мы рассматриваем 4 разных проявления, на которые и обратил наше внимание Том Четуинд. Он выделил периоды: «Божественное дитя», «Мудрость», «Сила», «Самость» и дал им описание. Я бы период «Мудрость» назвала бы по- другому, на мой взгляд больше подойдет «Социализация, Коммуникация, Сексуальность». Мы так и будем называть этот период, а когда мы начнем говорить об этом, я думаю, что Вы поймете почему я сделала именно так.





Часть II


Принцесса /дрянная девчонка.

Итак мы родились, растем. Многие направления в психологии называют этот период «Божественное дитя». Мы – девочки и мы ДОЛЖНЫ ПРОЯВИТЬСЯ В ДВУХ ИПОСТАСЯХ: принцессы и дрянной девчонки.

О чем это? Я опять отойду от классических интерпретация. Мы же договорились, что нас интересует наша польза, а не теория. Ее и так уже много было. А теперь я буду вас удивлять. У ребенка встроен механизм выживания, и у него есть свои инструменты для этого. Не верите?

И зря. Эти инструменты у младенца есть: это плач и это улыбка. Когда ребенок плачет, невозможно уснуть. Сейчас часто можно услышать «Позвонила в опеку с жалобой, что ребенок слишком часто плачет! Стерва!» Да, у детского плача есть такая особенность: он никого не оставит равнодушным. Поэтому, когда малыш плачет, не спит полподъезда!! И мама спать не может! Бабушка взяла кроху на руки, чтоб мама отдохнула, но малыш плачет, и мама не может уснуть. Вот так. Механизм простой, или мама дает ребенку столько внимания, сколько малышу требуется, или малыш его «наревет», «наболеет» и т.д. Но если мама дает ребенку внимание в том количестве, в каком оно требуется ребенку, то малыш «мотивирует» нас и дальше так поступать. Он улыбается нам, и взрослые люди, особенно родные готовы за эту улыбку отдать и «коня и полцарства». А вот когда ваши отношения с малышем, сложились в ход идет тяжелая артиллерия-лояльность. Посмотрите на малыша. Ему 2-3 года, а как он копирует папу!! Девочки с таким же старанием, а зачастую и большим, копируют маму. Смысл этого действия в следующем «Мама, посмотри, я такая же как ты! Ты ведь не бросишь меня», а как нас, мам, умиляют эти букетики из листьев, из одуванчиков и опять: «Мама это тебе! Я тебя так люблю! Ты ведь не бросишь меня». Вот это – начинка светлого архетипа «принцесса».

Я предлагаю Вам классическое описание архетипа, нашла на простора Интернета


ПРИНЦЕССА: маленькая леди.


Возраст: детство, юность

Качества: любовь к учебе, романтичность, духовность, эмоциональность, послушность, высокие идеалы

Отношение к мужчинам: ожидание принца, идеализм, влюбленность в образ (в певцов, актеров, героев книг и фильмов).

Прочли? А теперь забудьте.

Ребенок всегда соответствовать социуму.

Г.Х. Андерсена «Снежная королева». З девочки – 3 принцессы.

Герда, ей нравится заботиться о розах, пить чай и играть с Каем. Как видите- никаких принцев. Все, согласно требований социума.

Дочка разбойницы. И снова полное соответствие требованиям социума и семьи. Помните ее игры с ножом? А она принцесса.

Ну и настоящая принцесса. Здесь более-менее полное соответствие описанию.

Кстати, там еще ворона была…

Я приведу описания, которые часто можно встретить в интернете, и постараюсь дать к ним комментарии. посмотреть какое производит впечатление.

Принцесса. Воспитана в духе сказок, верит в чудеса, живет в мечтах. Мысленно готовит себя к титулу принцессы, любит повертеться перед зеркалом, Интерес к этике, эстетике, искусству, литературе, ко всему прекрасному. Поиск своего предназначения, своего счастья. эстетка, стремление и внимание к этике. Хорошая девочка. Маленькая леди. Эмоциональна. Любит обнимашки, проявление ласки, сама готова целовать и обнимать тех, кого любит. В меру избалована. Любит мелодрамы, семейные комедии, романтические комедии с «хэппи-эндом». Старшие для нее, как правило, авторитет. Идеал будущего – семья «как у мамы с папой» или выйти замуж за принца. Как правило, старается быть похожей на маму, любит примерять мамины побрякушки. «Вот когда я вырасту…» Нет проблем с учебой. Обостренное чувство социальной справедливости, сочувствие к людям, к природе и к животным. Забота. Выращивает цветы, кормит котят, готова приютить всех бездомных животных. Тонко чувствует чужую боль. Любит внимание. Мечтает быть полезной людям.

*Отношения с мужчинами: ожидание «принца на белом коне. (Можно Мерседесе, кадиллаке)». Идеальная любовь. Обязателен ритуал ухаживания. Потребность любить и быть любимой. Девочка-фанатка. Влюбленность в певцов, актеров, героев фильмов и книг.

Что-то может не совпасть с вашей картиной мира, но что будет совпадать. Так что же является общим для все принцесс?

Делаем выводы.

Принцесса лояльна социуму и СТАРАЕТСЯ ИЗ ВСЕХ СИЛ СООТВЕТСТВОВАТЬ ОИЖИДАНИЯМ СЕМЬИ. Поэтому ваша личная принцесса может быть расчудесным ребенком, но образование может быть не главным для нее, как заявила моя клиентка: «Мама сказала, что математика мне не нужна, и химия с физикой тоже, я красивая, меня и так любить будут». В чем уж не откажешь принцессе, так это в идеализме. Принцесса верит в ту картинку, которую ей нарисовали. И САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРИНЦЕССА ЗАВИСИМА ОТ ЛЮБВИ, ОНА ЛЮБИТ САМА И ЕЙ ВАЖНО ЧТОБ ЛЮБИЛИ ЕЕ. Ее любовь платоническая очень часто принцесса влюбляется, для того, чтоб быть причастной к чему-то большему, более прекрасному. «Все восхищаются, и я тоже» Ее любовь дает ей крылья, дарит вдохновенье. Не важно кого она любит: придуманного принца, актера из нового фильма, или маленького щеночка во дворе. Принцесса мечтательна и верит в чудо. Для нее важная справедливость.

Вот так будет выглядеть образ «принцессы», если его писать большими мазками. Этот портрет подойдет и принцессе из дальнего аула, и принцессе из африканского племени, и юной красавице из столицы.


Дрянная девчонка – оторва


Девочка растет и взрослеет она все чаще и чаще выходит в социум, и вдруг замечает, жизнь – не сказка. Что есть добро и зло, что нужно уметь постоять за свою игрушку. А еще она вдруг обнаруживает, что ее не все любят и ей не хочется всех любить. И личные интересы вступают в конфликт с семейными ценностями. И принцессе просыпается дрянная девчонка. Давайте опять возьмем сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

Герда оставляет розы и отправляется спасать Кая. Разве хорошие девочки бродят неизвестно где?

Дочь атаманши отдает северного оленя и плачет на прощанье. Но ведь разбойник должен грабить, а не раздавать…Так она еще и плачет!


Я думаю, что пора рассказать почему мы говорим, есть архетип и есть его тень. Считается, что тень или теневая черта личности, это то качество, которое мы не разрешаем себе проявлять. Но в рамках нашей темы мы посмотрим на архетип с точки зрения социального проявления и асоциального. Пока ребенок ведет себя так, как семья и социум ожидают от него- это архетип, а вот когда проявляются качества, которые противоречат требованиям семьи и социума – это тень. Поэтому тень – это всегда то, что не очень нравится семье или социуму, а иногда и семье и социуму. Итак.


Дрянная девчонка: оторва.


Возраст: детство, юность.

Качества: ленива, избалованна, умна, талантлива, тщеславна, поиск острых ощущений, частая смена настроений, истеричность, плаксивость, отрицание иерархии, суицидальность, аскетизм.

Отношение к мужчинам: влюбленность в недоступных мужчин, неразборчивость в сексуальных связях.

А вот тут я не стану говорить: «Забудьте». Весь этот набор может быть применен в дрянной девчонке.

Но я обращу ваше внимание на маленькую деталь: ребенок в силу того, что он нуждается во взрослом, который обеспечит безопасность, питание, кров, всегда или почти всегда социален (лоялен). Асоциальное поведение ребенок проявляет только тогда, когда асоциальным быть легче, чем социальным. Например, украсть кусок хлеба, потому что хочет есть, а дома есть нечего. Ночевать в подъезде потому, что дома пьяные гости могут и изнасиловать, и убить.

Поэтому тень проявляется и как бессилие, и как желание противостоять социуму. Вспомните, у принцессы обостренное чувство справедливости, которое может перерасти в отрицание авторитетов все и вся, а если нагрузка на психику слишком велика, то «Привет частым перепадам настроения». И уже не хочется жить, и для того, чтобы чувствовать себя живым (вот не чувствует себя человек живым) нужно снова и снова проживать боль, идти по лезвию бритвы, разрушать себя, и в этой боли черпать силу.

Если на протяжении этой главы появится желание поплакать – поплачьте. Нас так долго загоняли всеми возможными и невозможными способами нет, не в архетип «Принцессы», а в «Должна быть удобной, должна понимать родителей», что сил проявить «Дрянную девчонку» просто не осталось! А мы ее должны прожить!

Как мы проживаем «Дрянную девчонку»? По-разному.

Кто-то не может смириться с несправедливостью мира: хлопает дверью, уходит жить в подвал, кто глушит боль наркотиками и спиртным. Кто-то испытывает настолько сильную потребность порвать себя на кусочки на лоскутики и начинает жить назло всем. Нельзя? Значит нужно сделать. Я плохая? Так вам и надо! А вы хорошие? Родители пытаются с этим как -то бороться. Пытаться поговорить, достучаться. Но поздно, поезд ушел. Дело в том, что к 7 года отмирает около 10% нейронов. А к 14 годам – еще 40%. Наша гормональная система перестраивается и как раньше ребенку нужны были родители, так сейчас ему нужна «своя стая». Гормоны неистовствуют.

Когда-то нам казалось, что наш малыш всегда будут нашим. Он будет послушным, да и вообще, куда он денется с подводной лодки. Мы думали… Мы пользовались тем, что имели: любовью и зависимость нашего малыша и думали, что так будет всегда. А надо было работать над отношениями, надо было чтоб наша девочка знала, что она для нас самая лучшая, самая любимая. И наша любовь к ней ни от чего не зависит, мы ее любим просто так. Просто за то, что она однажды выбрала нас своими родителями. И что бы не случилось в этом мире, мы все равно будем ее любить!


Поскольку психика подвергается нагрузкам и ребенок не всегда может с этим справится, то девочку постоянно штормит. Частые смены настроения. Метания из крайности в крайность. Не имеет достаточно сил справиться с той нагрузкой, что валится на нее. И почти всегда конфликт того, что я хочу и могу и того, что готов дать социум. Зачастую отсутствие (может быть и придуманным) опоры в жизни. Какая она дрянная девчонка? Разная.

Толстуха, жиртрест, толстожопая. Человек второго сорта. Остается только мечтать… И вечное двойственное желание танцевать на балу и … спрятаться, забиться в норку.

Это и поп -звезда, уверенная в своей ненависти к миру, душа на распашку. Да, мне плохо, но я скорее умру, чем приму помощь от Вас. Вы все предали меня.

А может наоборот. Нет сил выплеснуть наружу. Я такая вся правильная. Вы счастливы? Вы же этого хотели. Да, я играю по вашим правилам. Только я ненавижу себя. Признайте мою ценность!!!

И опять, а может просто настолько избалована, что не хватает сил жить. Мне страшно брать на себя ответственность и пока я могу капризничать, и прятать голову в песок, я буду вечным ребенком.

Или все счастливы, а я отстой, и здесь уже не про мечты, а про зависть. И единственно, что можешь сделать – это спрятать под маской доброжелательности ненависть и желание перегрызть горло.

И куда снесет это желание не только горло перегрызть, но и просто горло перегрызть ВСЕМ…

Нет авторитетов, только потребность разрушать всех, начиная с себя. Если секс, то без ограничений, если друзья – то самые сомнительные компании, если искусство – то опять таки про разрушение. И нет никого кто мог бы удержать ее, все, она вырвалась из- под опеки. Я часто пишу про базовые установки. Вот здесь базовая установка «И мир-дерьмо, и я такая же, если не могу ничего изменить…» Суицидальность.

И если что-то имеет для дрянной девчонки значение – то это только любовь, если меня никто не любит, если я не могу быть счастливой, то давайте будем любить весь мир. Может хоть так мы станем счастливыми. И опять. Она не про счастье и любовь. Она столько проживала предательство. Ей так хотелось любви… Что несчастная любовь из боли из беды превратилась в знамя. И она идет под знаменем любви, которая не делает ее счастливой. И влюбляется она в тех, кто для нее недоступен.

И если чего то ей хочется, то это быть красивой, недоступной, чтоб те кто причиняли боль -восхищались, поклонялись и наконец-то узнали какого это хотеть любви и не получать ее.


Вывод:

Мы все взрослея, как Герда, как юная разбойница, однажды оказываемся перед выбором: Социум или я? Какие, чьи ценности для меня важнее. Смогу ли сохранить себя в том образе, что однажды придумала? Смогу ли трансформировать этот образ максимально экологично. Смогу ли уважать социум, но при этом уважать себя. Научусь ли отстраивать, а потом и отстаивать свои границы, или позволю всем вокруг превратить себя в кусок туалетной бумаги. Сейчас пишу это и понимаю, что кто-то скажет, что прожил всю жизнь, а так и не научился понимать себя, и уж тем более этот мир, а Вы такое пишете про подростка. У подростка есть прекрасный компас – его тело. И оно всегда подсказывает: правильно я поступаю или нет. Я тут скорее про второе хотела бы написать. Точнее про второй фактор. Это- ресурсность, можете назвать идентичность, можете видение себя. Как, каким видит себя ребенок в этом мире? Мама, какая я? Я красивая? Я умная? А меня будет этот мир любить, поддерживать, принимать? И ответ. Если даже ты меня не любила, то кто -же меня полюбит. И зачем я родилась. Мне страшно. Я не хочу жить… Но ты ведь живой, жить приходится

А если хватает сил, ребенок проходит этот период легко, почти легко, несмотря на гормональную вакханалию. Если же сил нет справиться с ситуацией, то уходит в тень, в конфликт с социумом. И остается там. Кто сказал, что я против тени? Кто сказал, что тень – это плохо. Тень -э то хорошо. Тень надо прожить. Плохо застрять в тени, жить просыпаясь снова и снова с ненавистью к этому миру и к себе! И тогда случается самое страшно, человек отказывается верить в любовь, в красоту, в радость, в счастье, он вообще запрещает себе что- либо чувствовать.

Каждый раз говоря о запрете чувствовать, вспоминаю одну из первых своих супервизий. Ассистировала на тренинге у очень известного тренера, кандидата психологических наук, была супервизором у его учеников. Огромный зал. Шесть человек клиентов, два психолога и супервизор, вдруг потребуется помощь. Все идет по плану. И вдруг очередной клиент и … полный ступор. Запрос есть, только вот клиент ничего не чувствует и нет никакой обратной связи. Чтоб было понятно. Пример, условный. Психолог спрашивает: «Вам влепили оплеуху, что Вы чувствуете?», ответ клиента: «Ничего». Общение в таком ключе продолжается минут 10, клиент смотрит на специалистов как идиотов, а те не знают, что делать. Вмешиваюсь.

–Извините за нескромный вопрос. А в постели Вы какой? Вас нужно погладить, за ушком почесать? Или наоборот. Вы из тех, кто может два часа отпахать…

Мужчина оживляется, хоть что- то понятное.

–Нет, я из тех, кто отпахать. Я даже с первой женой разошелся из-за этого, она говорила, что я не ласковый.

–Мамка в детстве била?

–Да, отец пил, по пьяне попал под машину. Меня воспитывали мамка и бабушка. Мамка все боялась, что я пойду по наклонной, вот и воспитывала, – мужик говорит об этом с улыбкой без обид, без претензий.

–Хворостиной? – спрашиваю я клиента, а потом разворачиваюсь к специалистам и говорю им, – в те времена нас всех так воспитывали.

–Не, – говорит мужчина, – солдатским ремнем, до синяков, до кровоподтеков, иной раз аж звездочки отпечатывались.

–Вот, он конфликт двух программ. С одной стороны: ребенок должен любить родителей, ведь только в том случае он привяжет их к себе и сможет выжить. А с другой стороны: как можно любить человека, который с редкостным изуверством тебя избивает. До синяков. До звездочек! И тогда ребенок принимает решение: « НЕ ЧУВСТВОВАТЬ!»

–Продолжайте, – говорю специалистам.

–Нет, давайте Вы.

Во время той сессии, мы много говорили о том, что мальчик уже вырос, что может сам за себя постоять. Что свои решения уже давно принимает сам. И пришли к решению снять запрет «не чувствовать». Если человек сам принял решение, то он может точно так же это решение отменить. А еще отменяли решения «Не радоваться», «не быть счастливым», «не жить».

Сегодня этих историй множество, как и разрушенных семей.

Иногда становится страшно за наших детей, за наших девочек, за наших принцесс и дрянных девчонок. Страшно не то, что дрянной девчонке кажется, что ее никто не любит. Страшно то, что она не позволяет себе принять ту любовь, что ей могут дать. Слишком часто ранили эту юную душу. Она разучилась любить и принимать любовь. Она сплошная кровавая рана, которую сама же и посыпает солью. И поверьте, зачастую легче терпеть постоянную боль – к ней привыкаешь, чем поверить, обрадоваться, и … опять на острые камни.

А это из Википедии: «В конце 1990-х – начале 2000-х годов Джин Нокс (англ. Jean Knox) предприняла попытку объединить теорию архетипов с современными достижениями когнитивистики и психологии развития, для чего обратилась к теории привязанности Джона Боулби. По её версии, ментальные модели человека складываются как результат взаимодействия наследуемых архетипов и индивидуального опыта… В то же время не менее важен индивидуальный опыт взаимодействия человека с ключевыми фигурами привязанности, например, с родителями в детстве»

В переводе на нормальный язык это значит: да, мы все проходим одинаковые этапы развития, но опыт отношений с родителями очень важен.


А теперь упражнения и медитация. В аудио версии я читаю ее своим голосом. При использовании бумажного или электронного варианта рекомендую медитацию наговорить своим голосом на телефон и прослушать несколько раз.

Упражнения рекомендую выполнять сразу после медитации.