Книга Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 2 - читать онлайн бесплатно, автор Сборник статей
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 2
Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 2
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 2

Коллектив авторов

Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики

Сборник статей

Выпуск 2

* * *

Все права защищены. Любое использование материалов данной книги полностью или частично без разрешения правообладателя запрещается


© Учреждение Российской академии наук Институт психологии РАН, 2011

Предисловие

Технический прогресс в промышленном производстве, на транспорте, в энергетике и военном деле сопровождается непрерывным повышением роли человека (субъекта труда) в достижении высокой эффективности и качества деятельности. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, широкое применение вычислительной техники, информационных моделей индивидуального и коллективного пользования коренным образом меняют характер труда и влекут за собой возникновение новых профессий. Несмотря на постоянное совершенствование техники, условий и организации деятельности, трудовые функции человека усложняются, а экономическая и социальная значимость результатов его труда и последствий различных нарушений трудового процесса возрастает.

Труд в современном обществе характеризуется, прежде всего, его умственным и творческим содержанием, высокой информационной насыщенностью, в ряде случаев – экстремальностью внешних условий и рабочих ситуаций, совместным процессом деятельности и многими другими особенностями, предъявляющими высокие требования к состоянию психической сферы человека и обусловленными в своих проявлениях специфическими закономерностями психической активности и психического склада личности.

Психология профессиональной деятельности является разделом психологической науки, который основывается на теоретических положениях, методологических принципах и практических результатах исследований в области психологии труда и управления, инженерной и организационной психологии, эргономики, а также ряда смежных научных дисциплин (социальной, дифференциальной, когнитивной и других разделов психологии, гигиены и физиологии труда, системотехники, математического моделирования и т. д.).

Предметом изучения в данной отрасли психологии являются закономерности трудового процесса, личностные особенности субъекта деятельности и их взаимосвязи со средствами, содержанием, условиями и организацией трудовой деятельности, а также система признаков, свойств, взаимоотношений объектов и явлений, которые обусловливают профессиональную деятельность.

Исследования психологических проблем профессиональной деятельности человека на современном этапе развития данной отрасли знания осуществляются по ряду направлений. В психолого-физиологических экспериментах изучаются свойства человека, имеющие наибольшее значение для обеспечения его работоспособности (функциональные состояния человека, психическая регуляция деятельности, функциональные ресурсы и резервы организма и психики, индивидуально-психологические различия субъектов труда и их влияние на эффективность и качество деятельности и т. д.). Инженерно-психологическое и эргономическое направления связаны с изучением вопросов построения систем «человек-машина» и проектирования операторской деятельности (исследование процессов информационного взаимодействия человека-оператора и техники, функциональной и профессиональной надежности человека-оператора, деятельности человека в автоматизированных системах управления, решение задач распределения функций между человеком и техникой и т. д.). К психолого-педагогическому направлению относятся работы по созданию системы психологической оценки уровня профессиональной пригодности человека (изучение профессиональных способностей, профессионально значимых личностных особенностей, обоснование рекомендаций по профориентации, отбору, распределению, аттестации, экспертизе специалистов, комплектованию рабочих групп и т. д.), обоснованию принципов, форм, методов подготовки специалистов (обучения, тренировки, техническим средствам подготовки, объективных показателей оценки уровня подготовленности, математическим моделям подготовки и т. д.), а также обоснованию приемов оценки и обеспечения эффективной адаптации (психологической, социально-психологической) человека к условиям и организации профессиональной деятельности. Эксплуатационное направление исследований заключается в обосновании приемов и программ психологического анализа нарушений работоспособности специалистов (причин, проявлений, последствий и их профилактики), в решении задач оптимизации режимов труда и отдыха, восстановлении нарушений функционального состояния, нормировании рабочей нагрузки, совершенствовании методов объективного контроля за состоянием операторов и т. д.

Перечисленные и другие исследования проблем психологии профессиональной деятельности являются предметом фундаментальных и прикладных работ в области психологии труда, инженерной психологии и эргономики, результаты которых за последние годы опубликованы в Трудах Института психологии РАН (Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / Под ред. В. А. Бодрова, 2004; Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева, 2008; Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 1 / Под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева, 2009).

Анализ современных тенденций развития профессиональной деятельности, ее характера, обусловленности, влияния на формирование профессионала, развитие корпоративных процессов в межличностных производственных отношениях, в организациях и отраслях управления и производства свидетельствует о возрастании значения ее социальных аспектов. Этот процесс обусловлен увеличением числа совместных форм деятельности, взаимосвязи и взаимозависимости не только между отдельными работниками, но и различными организациями, а также увеличением значимости межличностных отношений, стиля руководства, стратегий поведения в сложных производственных ситуациях, чувства доверия – недоверия, социальной ответственности и т. д. Сама деятельность, особенно экстремального и социономического характера, предъявляет повышенные требования к психологическим (социально-психологическим) качествам отдельных работников и к трудовым коллективам организаций разного уровня. Эти особенности успешного (эффективного, надежного, безопасного) функционирования групп и организаций обусловливают необходимость внимания к развитию научных исследований в области социальной психологии труда, инженерной психологии и эргономики.

В настоящем сборнике научных трудов семинара «Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики» (2009, вып. 2) представлены материалы докладов и сообщений, сделанных на четырех тематических заседаниях сотрудниками Института психологии РАН и других научных, учебных и практических организаций: МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, ЯрГУ им. П. Г. Демидова, Психологического института РАО, Гос-НИИИ ВМ МО РФ, ФГУП «Эргоцентр», ГУ-ВШП, МАИ (ГТУ), ОНИЦ «Прогноз», ВНИИТЭ, ОАО «Аэрофлот», МосГУ, ОКБ им. М. Л. Миля, МАТИ (ГТУ) им. К. Э. Циолковского, КУбГУ, «Корпорации авиакосмического оборудования» (СПб), ЛИИ им. М. М. Громова, ЦПП ФНС РФ (Н. Новгород), 2 ЦНИИ МО РФ, ЯрГПУ им. К. Д. Ушинского.

В первом разделе сборника собраны материалы, отражающие состояние и перспективы развития инженерной психологии, 50-летнюю годовщину которой отмечала в 2009 г. отечественная наука. В обзорных статьях дан анализ основных направлений и результатов теоретико-экспериментальных и прикладных исследований в области инженерной психологии, эргономики, психологии труда и смежных наук о человеке, осуществляемых в ИП РАН, Московском, С. – Петербургском, Ярославском университетах, ГосНИИ военной медицины и других организациях.

Проведено теоретическое обоснование зарождения и развития инженерной психологии как фундаментальной и прикладной отрасли психологической науки, ее основные феноменологические и системные признаки. Определены инженерно-психологические и социально-психологические основания решения проблемы автоматизации систем управления сложными техническими комплексами. Обоснованы положения учения о «человеческом факторе», показана его роль в процессах проектирования и эксплуатации сложных человеко-машинных систем. Отражено состояние зарубежных исследований в области инженерной психологии, эргономики и психологии труда.

Во второй раздел включены статьи, посвященные изучению и развитию профессиональных способностей, а именно определению места способностей в структуре психики, взаимодействию психических функций, способностей и личностных качеств, взаимосвязи способностей с общими и частными психологическими системами деятельности, обоснованию понятия «функциональная система способностей», дифференциации категории способностей (интеллект, креативность, обучаемость) по ее составу и критериям с позиций функционально-генетической парадигмы, развитию структурно-уровневой парадигмы способностей, соотношению категорий «одаренность» и «профессиональные способности», особенностей формирования и проявления психических, дискурсивных, лингвистических способностей в условиях глобализации культуры и социального сообщества и по ряду других вопросов.

В третьем разделе представлены материалы, касающиеся изучения духовно-нравственных основ профессиональной деятельности – особенностей зарождения и проявления духовности, гуманистической направленности и социальной зрелости у представителей опасных профессий (летчиков, космонавтов и др.); связи научного и вненаучного знания в развитии психологической науки, формирования «православно-христианского» психологического знания, перевода понятий православной традиции на язык психологии; нравственно-психологических факторов экономического самоопределения руководителя, роли профессиональной (летной) деятельности в духовно-нравственном воспитании летного состава и молодежи, особенностей религиозной самоидентификации военнослужащих.

Четвертый раздел сборника посвящен проблемам развития личности профессионала. В двух обзорных статьях рассмотрены определения основных понятий и содержание характеристик развития профессионала, взаимосвязь и взаимозависимость категорий «личность» и «деятельность», профессионализация субъекта труда, зарубежные и отечественные подходы к разработке целостной психологической концепции; изучены личностные и социальные функции идентичности в реализации профессионала, индивидуальный ресурс саморегуляции поведения субъекта, профессиональная культура как фактор развития субъекта труда, стратегии «копинг» – поведения в процессе развития личности.

В пятом разделе представлены работы, в которых обсуждаются некоторые социальные аспекты психологии профессиональной деятельности («социальная психология труда»), а именно психологические аспекты управления знаниями в группах и организациях (знания как предмет обмена между индивидами и организациями, различия между знаниями и информацией по семантическим, пространственно-временным, знаковым и другим признакам и т. д.), исторический опыт реализации высокой духовности и нравственности в предпринимательской и благотворительной деятельности московского купечества, изучение роли социального и природного факторов в детерминации психического состояния субъекта труда.

При подготовке сборника научных трудов к изданию редакторы стремились сохранить авторский стиль и логику изложения материалов, некоторые статьи по своему содержанию носят дискуссионный характер.

Данный сборник подготовлен в соответствии с планом научно-исследовательской и редакционно-издательской работы Института психологии РАН по обобщению, систематизации и практическому внедрению результатов изучения актуальных проблем фундаментальных и прикладных работ в области психологии труда, инженерной психологии и эргономики.

Заслуженный деятель науки и техники РФ, профессор В. А. Бодров

Член-корреспондент РАН и РАО, профессор А. Л. Журавлев

Раздел I

Инженерная психология: состояние и перспективы развития

Основные направления и результаты инженерно-психологических исследований в Институте психологии РАН

В. А. Бодров, Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев

1 Введение

Развитие отечественной инженерной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки обусловлено социально-экономическими потребностями общества, уровнем его научно-технического потенциала и достижениями в других отраслях (в частности, психологии труда, социальной психологии, психодиагностики, когнитивной психологии и др.), а также в области физиологии, гигиены, медицины, системотехники и т. д.

Значительное влияние на становление инженерной психологии в нашей стране оказали работы Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, В. М. Бехтерева, С. Г. Геллерштейна, Н. Д. Заваловой, Г. М. Зараковского, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. И. Медведева, В. Д. Небылицына, А. П. Нечаева, К. К. Платонова, В. А. Пономаренко, В. Ф. Рубахина, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова, И. Н. Шпильрейна и других ученых. Существенный вклад в разработку теоретико-методологических и экспериментальных основ инженерной психологии внесен трудами В. М. Ахутина, В. А. Бодрова, В. Ф. Венды, А. И. Галактионова, А. И. Губинского, Ю. М. Забродина, Д. Н. Завалишиной, Т. П. Зинченко, А. В. Карпова, А. А. Крылова, В. М. Львова, В. Н. Пушкина, Г. В. Суходольского, М. К. Тутушкиной, П. Я. Шлаена и др.

Систематические исследования в области инженерной психологии были начаты в нашей стране в конце 1950-х – начале 1960-х годов, когда более четко определился основной предмет данного научного направления – изучение закономерностей информационного взаимодействия человека и техники, механизмов психической регуляции операторской деятельности, инженерно-психологического проектирования технических систем управления, путей и методов компенсации рассогласования возможностей человека и техники при их взаимодействии и т. д.


2 Зарождение и развитие инженерной психологии как научного направления работ Института психологии

В Институте психологии АН СССР в 1973 г., по инициативе Б. Ф. Ломова и В. Ф. Рубахина, было организовано структурное подразделение (руководитель В. Ф. Рубахин) для развития работ в области инженерной психологии, которое в 1975 г. было преобразовано в лабораторию «Инженерно-психологических проблем АСУ», а затем получило название лаборатории «Инженерной психологии». Руководителями лаборатории являлись В. Ф. Венда (1975–1986 гг.), А. И. Галактионов (1987–1992 гг.), В. А. Вавилов (1993–1998 гг.), В. А. Бодров (1999–2005 гг.), А. А. Обознов (2006–2009 гг.). В первый состав лаборатории входили Г. Н. Ильина, Г. Е. Журавлев, Е. П. Ермолаева, Б. В. Пулькин, Ф. Е. Иванов, В. П. Танаев. Позже в ее состав вошли В. Н. Янушкин, В. Б. Рябов, Л. А. Китаев-Смык, Ю. В. Коркин, Е. Ф. Горский, С. М. Романов и др.

Тематика исследований лаборатории в первые годы своего существования предусматривала изучение и обработку психологических факторов сложности взаимодействия человека и техники; формирование принципов разработки средств отображения информации в автоматизированных системах управления (В. Ф. Венда, В. А. Вавилов), изучение проблем искусственного интеллекта и трансформационной теории обучения операторов (В. Ф. Венда), психофизических и психофизиологических характеристик восприятия знаковой информации (Г. Н. Ильина), психологических принципов и методов компоновки мнемосхем для АСУ ТП (А. И. Галактионов, В. Н. Янушкин), психологических факторов сложности решения оперативных задач (Е. П. Ермолаева), психологических проблем идентичности профессионала и преодоления психологических барьеров при смене профессий (Е. П. Ермолаева), математических методов описания и моделирования информационного взаимодействия в СУМ (Б. В. Пулькин, Г. Е. Журавлев), физического моделирования СУМ и группового решения оперативных задач (В. П. Танаев), концепции профессионального пространства (В. А. Вавилов, А. И. Галактионов) и ряд других тем.

Разработанная на основе системного подхода Б. Ф. Ломова структурно-психологическая концепция В. Ф. Венды содержала ряд методологических положений, суть которых сводилась к тому, что структура СОИ статистически обусловливает стратегии и сложность решения оперативных задач, а цель инженерно-психологического проектирования предполагает системный синтез СОИ, возможность изменения состава информации и темпа ее поступления в зависимости от состояния управляемого объекта, обеспечение взаимной адаптации в информационном обеспечении СУМ. Под руководством А. И. Галактионова разрабатывались трансформационные принципы обучения операторов, рассмотрение его с позиций психологической готовности к деятельности, профессиональной идентичности, организации взаимодействия операторов. Главным теоретико-методологическим результатом деятельности лаборатории явилась разработка под руководством В. А. Вавилова концепции профессиогенеза – выявления психологических закономерностей соотношения формирующей, реализующей и преобразующей деятельности профессионала.

В лаборатории специальных прикладных проблем, а позднее – психологии труда ИП АН СССР под руководством В. А. Попова с 1972 г. проводилось изучение психологических и психофизиологических особенностей деятельности человека-оператора в условиях авиационного и космического полета и, в частности, управления движущимися объектами. В период с 1977 по 1989 г. лаборатория выполняла комплексную НИР по исследованию деятельности космонавтов при управлении космической техникой, совершенствованию методов их подготовки, моделированию воздействия экстремальных факторов космического полета на человека. В исследованиях принимали участие В. А. Чурсинов, Л. Г. Дикая, Б. Н. Митрофанов, Ю. Я. Голиков, А. А. Гостев, Л. А. Китаев-Смык, Ю. Б. Пиковский, В. В. Суходоев, Б. Н. Шкопотов и др.

В 1986–1990 гг. сотрудники лаборатории (Л. Г. Дикая, Ю. А. Голиков, А. Н. Костин, В. А. Чурсинов, Б. Н. Митрофанов и др.) выполнили НИР «Методологические и теоретические принципы инженерной психологии и психологии труда», «Психологические проблемы повышения надежности и активации резервов человека в экстремальных условиях деятельности», «Исследование психологических принципов и методов эргономической оптимизации образцов новой техники…», в результате которых был произведен теоретический анализ категории надежности деятельности, предложен структурно-динамический подход к описанию операторской деятельности, разработаны принципы моделирования разных видов операторской деятельности и различных экстремальных условий, предложена психорегуляционная концепция психической надежности человека-оператора, разработан равнозначный подход к взаимодействию человека и техники.

В качестве концептуального представления деятельности в исследованиях Ю. Я. Голикова и А. Н. Костина используется концепция проблемностей как проявлений разных форм несоответствия между объективной реальностью и ее психическим отражением.

Все проблемности по своей сложности разделены на три класса: проблемные моменты – незначительные, быстро преодолеваемые события; проблемные ситуации – проблемности по осмысливанию некоторых ситуаций при возникновении достаточно существенных событий; проблемы – проблемности по пониманию новых, неожиданных событий. В концепции проблемности в качестве параметра оценки используется субъективная сложность деятельности.

На основе анализа тенденций развития перспективных технологий в XXI в. авторами произведено выделение взаимосвязей факторов сложности и классов объектов новейших технологий. Определена главная задача при проектировании, создании и эксплуатации техники – решение проблемы потенциальности, раскрытие потенциальных системных свойств объекта при управлении им. Определена типология процессов разрешения проблемностей в деятельности по управлению техническими объектами; выявлены алгоритмы разрешения проблемностей, принадлежащих к разным классам («от простого к сложному», «отсроченное решение», «сенсорно-перцептивная реакция» и т. д.).

Современный этап развития инженерной психологии отражает основные проблемы социально-экономического положения нашего общества (в частности, науки) и характеризуется: 1) снижением объема прикладных исследований и работ по сопровождению создания технических объектов на основе учета «человеческих факторов»; 2) тенденцией к увеличению количества фундаментальных работ в данной области в связи с системным анализом результатов изучения инженерно-психологических проблем в предшествующие годы, достижений в смежных отраслях психологической и других наук о человеке, технического и технологического прогресса на транспорте, в энергетике и других сферах трудовой деятельности; 3) нарастанием кризисных явлений в состоянии научных кадров в области инженерной психологии и эргономики; 4) непрерывным ростом значимости учета «человеческих факторов» при создании и эксплуатации сложной техники с точки зрения обеспечения эффективности и безопасности труда, профессионального здоровья и долголетия персонала; 5) нарастающей интеграцией инженерной психологии и особенно эргономики с другими отраслями психологической науки (психологией труда и личности, социальной, когнитивной и дифференциальной психологией и др.).


3 Методология инженерной психологии

Существенная роль в формировании инженерной психологии как научной области знаний и общественной практики принадлежит Б. Ф. Ломову, который определил ее основные цели, задачи и направления исследований (Ломов, 1977, 1984). Одним из наиболее важных его достижений стала разработка системного подхода к анализу и оптимизации взаимодействия человека и техники. Системный подход основан на реализации ряда принципиальных положений, а именно: 1) изучение деятельности в нескольких планах – как специфической формы активности, как части макроструктуры, как иерархии систем, как объекта взаимодействия и т. д.; 2) существование различных проявлений психического как целого, присущего субъекту; 3) представление и понимание психических явлений как многоуровневой и иерархической системы; 4) рассмотрение психических свойств с позиций множественности их отношений и разнопорядковости характеристик; 5) наличие своеобразия в детерминации психических процессов – регуляторов рабочего поведения в системе.

Идеи системного подхода в психологии получили развитие в трудах сотрудников Института психологии РАН: К. А. Абульхановой, В. А. Барабанщикова, А. В. Брушлинского, А. Л. Журавлева, Д. Н. Завалишиной, а также в работах Н. Д. Заваловой, А. В. Карпова, В. А. Пономаренко, В. Д. Шадрикова и др. Системный подход реализуется в совокупности других научных концепций, имеющих определяющее методологическое значение для инженерно-психологических исследований, к числу которых следует отнести деятельностный, личностный, профессиогенетический, субъектно-деятельностный подходы (Бодров, 2008). В течение последних 10–15 лет различные методологические и теоретические аспекты инженерной психологии и эргономики рассматривались в выступлениях и публикациях В. А. Бодрова, Ю. Я. Голикова, Л. Г. Дикой, А. Л. Журавлева, А. Н. Костина, А. А. Обознова, а также Г. М. Зараковского, Е. М. Ивановой, А. В. Карпова, А. Б. Леоновой, В. М. Львова, С. А. Маничева, В. А. Пономаренко, Ю. К. Стрелкова и многих других ученых (Бодров, 2000, 2008; Журавлев, 2008; Психологические основы… 2007).

Для изучения психологических проблем взаимодействия человека с техникой в инженерной психологии и эргономике используется большое количество методологических подходов, а также концепций автоматизации и проектирования операторской деятельности. Ю. Я. Голиков (2002, 2003) провел анализ ведущих методологических позиций решения этих проблем в отечественной и зарубежной психологии. Возрастающее воздействие техники на экологические, экономические и политические аспекты общественной жизни и потенциальная опасность современной технологии для природы и общества оказались в фокусе внимания развивающихся в последние годы зарубежных и отечественных подходов и концепций социоцентрической направленности: макроэргономики, социотехнического проектирования, культуры безопасности. Речь идет о трудах ряда авторов, рассматривающих социальные, организационные, управленческие, экономические и личностные факторы функционирования сложных человеко-машинных комплексов и социотехнических систем. Автор отмечает, что усложнение техники и ограничения существующих подходов и концепций свидетельствуют об актуальности создания новых методологических принципов анализа субъект-объектных отношений для сложных технических объектов, в связи с чем предлагает использовать социоориентированные подходы к решению психологических проблем проектирования и эксплуатации этих объектов, а именно подходы «равнозначных субъект-объектных отношений» для человеко-машинных комплексов и трансформации несовместимых отношений между коллективными субъектами для сложных технических систем (Голиков, 2003, 2008).