Книга Как Гришка Никитин попал в СССР - читать онлайн бесплатно, автор Вера Ильина. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Как Гришка Никитин попал в СССР
Как Гришка Никитин попал в СССР
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Как Гришка Никитин попал в СССР

– Много ты знаешь, – рассудил Гришка. – Спасибо, что помог.

– Всегда готов! – ответил Тишка. – Я товарища в беде не оставлю. Здорово все-таки, что мы с тобой подружились, хоть и через стенку.

Гришка отложил листок с ручкой в сторону. Ему уже не было грустно оттого, что в школе никто ему не верил, он уже забыл и про разбитое окно в кабинете директора, про тьютора Валеру О и даже про то, что в его комнате нет ни одной розетки.

Теперь стало ясно, откуда были слышны голоса – когда шкаф еще не был пододвинут к гардеробной, можно было легко услышать разговоры соседей.

– Может, все-таки возьмешь деньги? – смущенно спросил Тишка.

– Не нужны они мне. Никакой от них пользы.

Тишка ненадолго замолчал.

– У тебя наверняка богатые родители. А кем работают?

– Мама – врач. А папа – строитель. Ты приходи к нам в гости как-нибудь. Только у меня компьютера нет пока что. В моей комнате ремонт, а меня сюда заселили на время. Через пару недель будет.

– У тебя и компьютер есть? Наверное, родители с работы принесли? Да, интересно было бы посмотреть, как работает эта штука. Только в газетах о нем читал.

Гришка засмеялся.

– А у тебя нет что ли? А телефон хоть есть?

– Телефон есть. Записывай номер: 2-59-75.

– Да это же домашний, – удивился Гришка. – А ты мне свой дай, мобильный.

– У меня своего нет. Есть только общий, который в коридоре стоит. У вас еще и телефоны у каждого свои?

– А то! – снова усмехнулся Гришка. – У каждого свой. Ну, ничего. Я тебе свой старый отдам. Его только найти надо.

– Я бы рад взять. Только у меня в комнате и так места мало. Ставить его некуда.

– Да ты чего? Он же маленький. В карман положишь – и ходи с ним.

Тишка молчал, наверное, с минуту. Гришка уже начал думать, что сосед ушел или обиделся, или о чем-то задумался.

– Не знаю я таких телефонов, – в голосе Тишки слышалась обида. – Разыгрываешь ты меня.

Нащупав на полу в темноте мобильник, Гришка просунул его в щель.

– Посмотри. Разве не видел таких? – уже серьезно спросил он.

За стеной слышались звуки нажатия кнопок. Тишка молча рассматривал незнакомый предмет, затем вернул его Гришке.

– А ты случайно не шпион? – с опаской спросил он.

– Хорош шутить! – начал злиться Гришка. – Телефонов ты не видел, и компьютера у тебя нет. Ты как будто сам живешь в Советском Союзе.

– А ты разве нет? – засмеялся Тишка.

– Я живу в двадцать первом веке! – крикнул в стену Гришка. – Ну-ка выходи из квартиры. Посмотрю на тебя, шутник!

Не дожидаясь ответа, Гришка выскочил на лестничную площадку и постучал в соседскую дверь. Но дверь никто не открывал. Сначала он ждал десять минут, потом полчаса, а через час неудачных попыток достучаться до соседей зашел обратно домой.

«Трусит, – думал Гришка. – Дверь открывать не хочет. Возможно, и правда, он не видел телефонов и компьютеров. Но жить в СССР этот Тихон никак не может».

Вернувшись в комнату, Гришка пододвинул шкаф к гардеробной, как было раньше. В квартире запахло чем-то жареным: мама уже готовила ужин. Гришка лег на не застеленный с утра диван и уставился в потолок. В комнату понемногу вливался сумрак, на улице вечерело, желто-красные листья кружили за окном, и было все так же пасмурно. Жестяная банка на столе так и напоминала о том, что сегодня обязательно должно произойти что-то хорошее. Но Гришка в это не верил.

После сегодняшних унижений в школе он не представлял, как будет учиться дальше, как будет смотреть в глаза Марине Петровне, объяснять ей причину своего побега с середины урока.

Мама позвала на ужин. От ее доброй улыбки Гришке становилось еще грустнее. Родители всегда прощали его, любили со всеми недостатками, а теперь им придется краснеть в кабинете директора не только за разбитое окно, а еще и за сорванный урок истории.

– А кто у нас живет в соседней квартире? – начал разговор за ужином Гришка.

Вопрос был неожиданным, и родители задумались.

– Вроде, бабушка слабослышащая, – предположила мама. – А что случилось?

Но Гришка молчал. Рассказывать про нового друга он не спешил, иначе родители тут же узнают о тайной гардеробной, в которой он мог хоть изредка прятаться.

Через минуту зазвонил мамин телефон. Это была Марина Петровна. Она рассказала все до малейших подробностей: и как Гришка сбежал с урока, пришел без формы, и как хотел обмануть учителя, показывая собственноручно написанную записку. Не забыла она упомянуть и о легендарном Валере О, который теперь является тьютором Гришки.

В этот раз терпение родителей лопнуло. Они что-то кричали про ответственность, про будущее Гришки, но он, посрамленный в который раз за сегодняшний день пятиклассник, не проронил ни слова, а, опустив голову, направился в свою комнату.

Мокрая подушка с каждой секундой становилась все мягче, Гришка заснул. Где-то в темноте стоял он – осмеянный и обруганный, среди толпы учителей, одноклассников, друзей. Сны менялись, как калейдоскоп, заставляя его снова и снова переживать события прошедшего дня.

Глава 4

Открытие

Он проснулся с первыми лучами солнца. Вскочив с кровати, начал искать мобильный телефон и через минуту понял, что оставил его в гардеробной, когда разговаривал с Тишкой.

– Это опять ты? – послышался голос Тишки. – Струсил, не вышел из квартиры?

Времени спорить у Гришки не было.

– Послушай, если здесь есть щель, то, возможно, есть и дверь. Давай ее поищем, – предложил Гришка.

Но искать дверь со стороны Гришки было бессмысленно – он проверял все стены, как только нашел гардеробную.

Через полминуты послышался щелчок. Маленькую комнату с костюмами дяди Абдула залил белый свет. Гришка зажмурился и долго не мог открыть глаза. Сквозь светло-желтые пятна начал проглядываться образ Тишки. Это был обыкновенный мальчик, среднего роста с русыми волосами.

– Открыл, – обозначил Тишка. Его голос уже не звучал так приглушенно, как раньше.

Наконец, Гришка полностью рассмотрел соседа. Его внешний вид привел Гришку в ужас: Тишка будто был его братом-близнецом, отличие было только одно – он носил очки.

– Тебе не кажется, что мы похожи? – разглядывая соседа, спросил Гришка. Он все так же стоял в своей гардеробной и от неожиданности не мог ступить ни шагу. – Сними очки.

Да, без очков Тишку от Гришки не отличила бы и родная мать. Однако больше всего его волновал другой вопрос:

– Ну, так что? Показывай свой Советский Союз.

Без приглашения он шагнул в гардеробную Тишки и прошел в комнату. Сразу же Гришка заметил, что Тишкина квартира точно такая же, как и его. Только здесь действительно все было старое – ламповый телевизор, старая мебель, желтые абажуры и ковры на стенах.

Сначала он думал, что все еще спит, потом в голову пришла мысль, что переезд в зачарованную комнату, тайная гардеробная и эта странная Тишкина квартира – лишь чей-то розыгрыш.

– Выглядит впечатляюще, – еле проговорил Гришка. – Какой сейчас год?

– Тысяча девятьсот семьдесят восьмой, – с интонацией прилежного ученика ответил Тишка и указал на настенный календарь.

– Не может быть! – крикнул Гришка и подбежал к окну.

Во дворе он не увидел ни одной иномарки, люди ходили в старомодных пальто, а дети катались на самокатах. Но самое удивительное – ни у одного прохожего не было в руках мобильного телефона.

– Убедился? – спросил Тишка. – А теперь показывай свой двадцать первый век, умник!

– Это невозможно… – говорил сам себе Гришка. Только сейчас он заметил, что его двойник одет в советскую школьную форму – синий пиджак, брюки, белая рубашка и пионерский галстук.



Невозможно описать то удивление в глазах Тишки, когда в соседской квартире он увидел цветной «плоский» телевизор, современную мебель, бытовую технику, компьютер, проезжающие за окном иномарки, и странную, на его взгляд, одежду.

Мальчики молчали, они сидели в комнате Гришки и пытались осознать происходящее.

– Гриша, этого не должно было произойти. Нам нужно забыть эту дверь и друг друга. Иначе случится большая беда, – наконец заговорил Тишка.

Вдруг Гришке пришла в голову мысль:

– Послушай, давай ты поживешь сегодня здесь, вместо меня. А я пойду к тебе.

– Ни за что! – вскрикнул Тишка.

– Но ведь нас никто и никогда не различит. Неужели тебе не интересно? А я побуду в роли старосты, ты ведь сам говорил, что боишься.

Тишка долго не хотел соглашаться на такой эксперимент, но любопытство все-таки взяло верх. Он показал другу-двойнику, где у него лежит запасная форма, немного рассказал про одноклассников и учителей, и строго-настрого запретил шарить по шкафам и полкам.

Ребята стояли возле общей двери своих гардеробных и прощались.

– Получается, что открыть дверь можно только с твоей стороны? – спросил Гришка.

– Получается так, – пожал плечами Тишка.– А как же очки?

– Носи. Скажешь, что стал видеть плохо, – наставил Гришка и услышал шаги в зале. – Ну, пока, – он быстро захлопнул дверь со стороны Тишкиной гардеробной.

Глава 5

Первый день в СССР

Комната Тишки была чистая и простая. На столе ровной стопкой лежали тетради, постель аккуратно застелена, нигде не было ни пылинки. Вместо привычного школьного рюкзака Гришка нашел лишь кожаный портфель, кинул туда пару учебников, переоделся в Тишкину запасную школьную форму и вышел из квартиры.

Все вокруг было очень знакомо. Он шел по привычной дороге, но здания, внешность прохожих, телефонные будки и автоматы с газировкой напоминали ему те самые старые советские фильмы, которые он смотрел под Новый Год.

Как только Гришка зашел в школу, его тут же обступили одноклассники.

– Тишка, ты согласен?

– Кроме тебя нам некого выбрать, соглашайся.

– Будешь старостой?

Гришка ответил сразу же:

– Уговорили!

Он узнал всех своих одноклассников – и Олю Цветкову и Вовку и всех остальных. Только теперь они были прилежными учениками-пионерами, вместо вечно недовольных и разбалованных детей.

Первым уроком была литература. Школьные кабинеты почти не отличались от тех, которые он привык видеть в двадцать первом веке: такие же старые зеленые доски, парты с наклоном. Только здесь никому не приходило в голову писать ручкой на парте и прилеплять жвачки на стулья. Повсюду царила чистота.

– Нитикин, а ты почему без очков? – спросила соседка по парте Оля.

– Прозрел, – резко ответил Гришка. Терпеть Олино ехидство он не собирался и в советской школе.

В класс вошла учительница.

– Кто дежурный?

Ребята молчали.

– Елена Сергеевна, Тихон Нитикин сегодня дежурный, – сказал Вовка.

Елена Сергеевна вопросительно посмотрела на Гришку сквозь очки.

– Ну, чего молчишь-то, Тихон? Кто отсутствует в классе?

Гришка осмотрел класс и выдал:

– Вроде все здесь.

– Это он от своей новой должности дар речи потерял, – ухмыльнулся Вовка.

Урок начался с проверки домашнего задания.

– Кто хочет первым прочитать стихотворение наизусть? – спросила учительница.

Класс молчал.

– Может быть, Тихон?

К такому Гришка не был готов. Он встал из-за парты и опустил голову.

– Александр Сергеевич Пушкин… – подсказала учительница.

– Александр Сергеевич Пушкин, – быстро повторил Гришка.

– Мой дядя… – прошептала соседка Оля.

Совсем недавно Гришка учил это стихотворение и начал вспоминать его на ходу:

– Мой дядя не знал честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он дверь закрытую оставил,

И шкаф к двери он приволок.

Его пример – нам не наука.

К нам в дом ворвался он без стука,

Три дня, три ночи погостил

И словно в лету угодил.



Елена Сергеевна упала в обморок. Гришка и сам не заметил, как задумался и прочитал стих про своего дядю Абдула. Кто-то побежал за медсестрой, в классе поднялась шумиха.

– Ну, ты даешь, стихоплет! Человека до обморока довел, – возмутился Саша Квасов.

– Может, он не специально, – заступилась Оля, – Перенервничал.

– Не кидайтесь вы на Тишку! Задумался, вот и прочитал ерунду. Он, между прочим, теперь староста класса! – оправдывали Гришку одноклассники.

Ребята о чем-то спорили, а Гришка сидел молча. Ему не хотелось подводить Тишку своими плохими ответами на уроках. Вскоре Елена Сергеевна пришла в себя и, как ни в чем не бывало, продолжила урок.

Наконец, прозвенел долгожданный звонок. Гришка соскочил со стула и помчался в коридор. Единственный человек, с которым ему хотелось поговорить, был Вовка.

– Вовка, пошли сегодня после школы ко мне? Ты мне по физике поможешь, – радостно предложил Гришка, шагая по школьному коридору.

Но Вовка только укоризненно посмотрел на Гришку и грубо ответил:

– Странный ты человек, Тишка. Никогда со мной не общался, а теперь в гости зовешь. Да еще и с физикой помочь просишь, будто не знаешь, что я еле на тройки тяну.

Гришка остановился. Здесь, в другом времени, Вовка – не его друг. Это не тот Вовка-отличник, который готов помогать по любому предмету, который будет рассказывать про своих умных мышей, делиться жестяными банками. Здесь это был совершенно другой человек.

– Чего встал? – послышался сзади бодрый голос Оли. – Сейчас физкультура.

– Как же? – удивился Гришка. – А у меня формы нет.

– Ничего, – успокоила Оля. – У меня брат тут десятом классе учится. Хочешь, попрошу у него?

Физкультуру Гришка любил больше всего, и, конечно же, согласился надеть чужую форму. Первый раз он поймал себя на мысли, что Оля не вызывает у него отвращения. Кажется, здесь она была не ехидной всезнайкой, а доброй и отзывчивой девочкой.

– Сегодня прыгаем через козла, – объявил учитель физкультуры.

– Ну что? Готов прыгать, ботаник? – глумился над Гришкой Саша Квасов.

– Да легко! – гордо ответил Гришка.

В большом спортзале ребята становились в колонну и ждали своей очереди для прыжка. Для Гришки это не составляло никакой сложности – раньше он ходил на секцию по карате, где с лёгкостью научился и прыгать через козла, и лазить по канату, и еще много чему.

За этот урок Гришка пять раз удачно перепрыгнул через козла, отжался двадцать раз и помог своей команде выиграть в пионербол.

– Да ты молодец! – крикнул Гришке учитель физкультуры. – Стоило только снять очки, как сразу же стал спортсменом! Пойдёшь ко мне в футбольную команду?

Гришка уже хотел согласиться, ведь он давно мечтал играть в футбольной команде, но в своей школе его не брали – боялись, что совсем на двойки скатится. Но быстро вспомнил, что здесь, среди этих одноклассников-пионеров, проживет только один день.

– Не могу. Времени нет, – вздохнул Гришка с грустью.

После урока ребята отправились в столовую. Голодный Гришка рванул из раздевалки, не переодевшись – он никогда не переодевался после физкультуры в своей школе.

– Стоять! – остановил его молодая женщина в дверях столовой. – Показывай руки. Немытые. Почему не в форме? Пионеру не полагается!

Гришка не знал, что ответить и возвратился в раздевалку.

– Как Тишка лихо через козла прыгал, видал? – услышал Гришка разговор за дверью раздевалки и прислушался. – А стих забыл. Что-то здесь неладное, не похоже это на него совсем. Не может человек за один день так измениться.

– Это еще что! – послышался голос Вовки. – Он ко мне подбежал, просил помочь по физике, в гости звал.

– Во дает! – засмеялся собеседник. – Я в книжке одной читал, что один мальчик тоже раз – и изменился! А потом оказалось, что это вовсе и не он был.

– А кто же? – спросил Вовка.

– Шпион! – воскликнул одноклассник, и Гришка узнал голос Саши Квасова. – Того мальчишку похитили, а подсунули шпиона, чтобы все про страну нашу разузнать. Надо за ним проследить. Может, он после школы и не домой вовсе пойдет, а к своим, докладывать.

Услышав за дверью приближающиеся шаги, Гришка забежал в пустой спортивный зал, чтобы спрятаться. Слова Саши о шпионе ему были смешны, да и сам Саша здесь, в СССР, был полной противоположностью знакомого ему скромного и застенчивого мальчишки.

Прозвенел звонок. Следующим уроком была история. За учительским столом, спиной к доске сидела Марина Петровна.

– Нитикин, а где твои очки? – поинтересовалась она. – Ты хорошо видишь?

– Лучше некуда! – ответил Гришка.

– А Нитикин у нас теперь староста класса, – объявила Оля.

– Поздравляю, – снова обратилась учительница к Гришке. – Подойди ко мне после урока, я дам тебе план внеклассных заданий. Это тоже твоя обязанность, ты ведь понимаешь?

Гришка кивнул. За перемену он успел только накинуть пиджак на футболку, а галстук и брюки оставил в раздевалке.

Весь урок Марина Петровна рассказывала что-то про коммунизм и революцию. Гришка совсем не разбирался во всем этом, но ради интереса спросил:

– А как вы думаете, что будет с нашей страной через сорок лет?

– Советский Союз будет развиваться, наши соотечественники сделают мировые открытия в области науки. С такой страной мы достигнем невероятных технологических высот.

– Например, можно будет позвонить человеку в любую точку мира и тут же с ним поговорить и даже увидеть его? – полюбопытствовал Гришка.

– Ну, Тихон, это ты загнул! – посмеялся Вовка. – До такого прогресса нам еще жить и жить.

– А что будет, если Советский Союз развалится? – решился спросить Гришка.

– Никогда этого не случится, – спокойно ответила учительница. – Ведь это нерушимый Союз. И ради его сохранения ты, Тихон, носишь пионерский галстук, – Марина Петровна внимательно осмотрела Гришку. – Кстати, где он?

– Кажется, в раздевалке оставил, – растерянно ответил Гришка.

– Так иди и забери, – поручила учительница.

Но Гришка сидел на месте. Он представлял, какой позор ждет его, если сейчас встанет в пиджаке и спортивных штанах перед всем классом. Время шло, класс молчал, Марина Петровна ждала, когда Гришка выйдет.

– Кажется, что-то со спиной, – прохрипел Гриша, держась за поясницу.

– Ты что, поранился? – поинтересовалась учительница.

– Упал с козла на физкультуре, – неожиданно пояснила Оля.

– Тогда к врачу? – спросила Марина Петровна.

Гришка отрицательно покачал головой:

– Пройдет.

Учительница махнула рукой в Гришкину сторону и продолжила свой рассказ о нерушимом Советском Союзе. Слушая ее самозабвенные речи, Гришка уже и сам хотел жить в этой стране, где, по словам учительницы, нет бедных, безработных людей и почти нет преступности.

Урок закончился быстро. Ученики засобирались домой, а Гришка сидел до того момента, пока в классе не осталась только Марина Петровна.

– Что же ты не идешь, Тихон? Ах да! Я же обещала тебе план внеклассных занятий. Держи, – она протянула белый лист бумаги, на котором было что-то написано от руки. – На внеклассном мероприятии я должна вас сопровождать, но вчера заболела моя мама, мне придется сидеть с ней. Ты будешь за старшего.

– Можно было напечатать, – сам себе сказал Гришка.

– Ну, извини. Печатной машинки у меня нет.

Тут в голову Гришке пришла мысль приоткрыть тайну будущего.

– Знаете, все будет совсем не так, как вы говорите. Через сорок лет будут мобильные телефоны, благодаря которым можно будет позвонить в любую точку мира. Будут компьютеры и принтеры, на которых вы с легкостью сможете напечатать этот самый план внеклассных занятий. Еще будут плоские телевизоры, планшеты, гироскутеры, а самое главное – интернет, через который люди смогут узнать все, что захотят.

– Я рада, что у тебя так хорошо работает воображение, – строго ответила учительница. – Видишь, в какой сильной стране мы живем.

– Марина Петровна, – с опаской произнес Гришка. – Это все будет. Но Советский Союз развалится.

Учительница молча вышла из класса.

Зная, что сегодня – единственный день, когда он побудет в прошлом, Гришка решил не скупиться на правду. Он быстро добежал до раздевалки, переоделся в форму и вышел на крыльцо школы. Было тепло. Вокруг бегали счастливые школьники, кто-то собирал первые опавшие листья для гербария, кто-то играл в футбол на школьном стадионе. Все ребята были похожи друг на друга. Девочки – в вязаных шапках с помпонами или в беретах и в пальто, мальчики – в теплых свитерах.

– А форму? – послышался голос Оли сзади.

Гришка обернулся. Перед ним стояла его соседка по парте в красном берете и серо-зеленом пальто.

– А ты чего соврала про спину? – спросил Гришка, доставая из портфеля спортивную форму.

– Сообразила, что ты не успел переодеться, – ответила Оля.

Тут Гришка заметил, что Оле совершенно некуда положить форму.

– Эх, надо было пакет взять, – вздохнул он.

– Что ты! У нас их три штуки дома. Жалко лишний раз брать, – возмутилась Оля.

– Пакетов? – засмеялся Гришка. – Да у меня их дома сто штук.

Оля укоризненно посмотрела на Гришку, не торопясь спустилась с крыльца, затем обернулась и ответила:

– Знаешь, Тиша. Странный ты все-таки сегодня. Вон, к тебе ребята идут.

Через полминуты одноклассники столпились возле Гришки.

– Ну, что, Тишка? Что там, в списке внеклассных занятий? – спросил Вовка.

Суетно Гришка достал листок.

– Организовать поход в культурное учреждение всем классом, – прочитал староста.

– Интересно, и какое такое культурное учреждение мы посетим? – спросил Саша Квасов.

– А давайте пойдем ко мне домой. Там что-нибудь и придумаем, – предложил Гришка.

Ребята заликовали. Двенадцать пятиклассников отправились в гости к Гришке, все о чем-то болтали, смеялись, напевали странные песни, только Саша и Вовка шли позади всех и о чем-то шептались.

Пригласив одноклассников в квартиру, Гришка велел им располагаться и чувствовать себя как дома, пока он переоденется в своей комнате.

Он быстро надел свои привычные джинсы с толстовкой и зашел в гардеробную. Открыл тайную дверь и прислушался – нет ли кого-нибудь дома. Убедившись, что в его комнате никого нет, быстро проскочил в родную квартиру, отыскал несколько больших магазинных пакетов, взял из холодильника «Кока-Колу» и тарелку с бутербродами, захватил свой мобильный телефон и вернулся к гостям.

– Угощайтесь! – обратился Гришка к одноклассникам, поставив на стол двухлитровую бутылку «Колка-колы» и тарелку с бутербродами.

– Тишка, это что на тебе? – спросил Дима Синичкин, указывая на Гришкину толстовку с непонятной надписью. – Родители из-за границы привезли что ли?

– А это откуда? – поинтересовался Вовка, разглядывая бутылку черной газировки.

– Бутерброды с колбасой! – закричал кто-то из толпы.

Хватая бутерброды и запивая их неизвестной газировкой, ребята уже даже не желали слушать Гришкины ответы.

«Плохо вас здесь кормят, – подумал Гришка с жалостью, глядя на то, как жадно одноклассники поедают обычные для него бутерброды».

Наевшись, ребята уселись на пол в гостиной и принялись обсуждать план внеклассных занятий.

– Послезавтра нам надо сходить в культурное учреждение, – напомнил Гришка. – Какие у вас предложения?

– Я предлагаю пойти в краеведческий музей, – сказала Оля.

– Или в цирк, – предложил Саша.

– Это не культурное учреждение, – поправил Гришка, – а развлекательное.

– Ну и что? Не пойду я ни в какой музей.

– Я бы в кино сходил, – скромно произнес Вовка.

– На балет!

Каждый высказывал свое мнение, но никто не хотел уступать.

– Нет, так не пойдет! – воскликнула Оля. – Мы так никогда не договоримся.

– Тишка, а за билеты кто платит? – вдруг поинтересовался Дима.

Гришка достал листок с планом внеклассных занятий и прочитал:

– Поход в культурное учреждение осуществляется за счет средств школы.

– Школа платит! – расшифровал Петька Васильев.

– Подождите! А как же Марина Петровна? Ведь она должна идти с нами, – вспомнила Оля.

– У нее мама заболела, – ответил Гришка. – Она меня за старшего оставила.

– А давайте каждый пойдет туда, куда хочет, – предложил Гришка.

– Точно! И никто не узнает, – обрадовался Саша.

– Как же! После любого музея и балета нас просят сочинение написать, – сказал Дима.

– А мы все и напишем, что были в краеведческом музее. Видели скелет мамонта и других животных, – предложил Гришка.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.