– Заниматься будем здесь? – спросила Надя, оглядывая комнату Лизы. – Пока я буду принимать душ, собери все, что у тебя есть из литературы по английскому. Не переживай, сегодня занятий не будет. Мне просто нужно знать, что есть, и чего нет для учебы. Пойдем вниз, я разберу свои вещи. В чем у вас принято ходить в доме?
–Надевай то, в чем ты себя чувствуешь удобно и не обращай ни на кого внимания. Папа весь день на работе, в доме только мы и Никитична с дедом, а он привык ходить в домашней одежде. Горничная Тамара у нас приходящая. Приходит в понедельник, среду и пятницу, она дочь садовника.
Надя приняла душ и, стоя перед зеркалом, вспомнила, что так и не успела сделать стрижку к выпускному балу и волосы отросли основательно. «Буду собирать их в хвост, а стрижку сделаю, когда буду искать работу. Тогда же куплю себе и одежду. В любом случае, мне надо попасть в город Солнечный и снять со счета деньги и обязательно позвонить Леониду Аркадьевичу» – думала она, возвращаясь в комнату. Она достала с полки легкие брюки и футболку, отметив для себя, что вещи постираны и поутюжены. Собрала волосы, надела тапочки, и прошла на кухню.
– Валентина Никитична, спасибо за порядок в моих вещах. Что вы добавляете при стирке? Такой приятный, ненавязчивый аромат на всей одежде, – поблагодарила и сделала комплимент Надя.
– Кондиционер для белья. Название не помню, а покупаю по наклейке. Вы что-то хотите? Обед скоро будет готов.
– Я просто зашла поблагодарить Вас за вещи. Зовите меня просто Надя и никаких «Вы». Я здесь не гость, а временно работающий за проживание и питание репетитор. Договорились? Пойду к ученице.
Проверив наличие учебников по английскому, Надя осталась довольна. Все имелось, но в первозданном виде. Складывалось такое впечатление, что по ним не работали. Увидав такую реакцию, Лиза улыбнулась и призналась:
– Чему удивляешься? Все учебники новые, вчера из магазина. Ты забыла, что теперь их выдает школа, а в конце года мы их возвращаем?
– Зачем было покупать, взяла бы в школьной библиотеке на время.
– Надя, сейчас каникулы. Какая библиотека? – напомнила Лиза.
– Прости. Видимо у меня не сотрясение мозга, а выветривание. Что у нас с другими предметами, есть проблемы?
– С математикой я дружу, а вот с географией, историей, биологией не очень. Точнее сказать, совсем не дружу, – честно призналась Лиза
– Скажи, только честно, тебе предмет не нравится, он тебе не понятен, или дело в компании «быть как все»?
– Каждый предмет по разным причинам. Ты займешься со мной и другими предметами тоже?
– Я займусь с тобой любым предметом за курс средней школы, но здесь важен твой выбор и твое желание. Решать тебе. Так, что думай.
Так со следующего дня начались их занятия. Они длились по два-три часа в день. Два часа после завтрака и час после обеда. Лиза выбрала географию и историю, кроме английского. Надя взялась за обучение своей ученицы с самого начала. Если видела, что девочка поняла, продвигались вперед. Она не читала текст из учебника, а рассказывала так, чтобы Лиза поняла, объясняла, приводила примеры. Так прошло три недели. С отцом Лизы Надя виделась очень редко. Она выходила из своей комнаты, когда тот уезжал на работу, и шла будить Лизу. Они завтракали, после чего самостоятельно мыли посуду, и начинали заниматься, делали перерыв, обедали и опять час занимались. Потом у Лизы было свободное время, но она оставалась дома в компании Нади. Надя позвонила профессору и рассказала о своей временной работе, о жизни в доме Смирновых и о том, что навестит его обязательно по окончанию «контракта».
Лиза многого не понимала из того что делает Надя. Она не понимала, почему подруга так привязана к «старому чужому дядьке», не понимала, почему Надя стирает свои вещи самостоятельно.
– Этот старый дядька, как ты говоришь, напоминает мне отца. Он мне часто помогал, поддерживал. Почему ты считаешь, что пожилым людям не нужно наше внимание? Что им, возможно, не хватает общения? Ты любишь своего дедушку? Тогда почему ты никогда с ним ни о чем не беседуешь? Ни тогда, когда тебе нужны его советы или помощь, а просто так. Ты же со мной разговариваешь обо всем, а твой дедушка знает гораздо больше меня. Поверь.
– Ты не доверяешь Никитичне? Думаешь, она это сделает хуже?
– Она это сделает лучше, но я не барыня, а она не прислуга. Мы обе работаем в вашем доме и каждый должен обслуживать себя сам, ответила Надя. – Ты говоришь, что Никитична живет у вас давно и стала членом вашей семьи? Тогда почему вы, кроме Владимира Петровича, относитесь к ней как к человеку второго сорта? Вы встаете из-за стола и не можете сделать такую мелочь, как убрать за собой тарелку и прибор, поставить на место стул. Просто сказать, что обед был сегодня превосходный. У тебя стоит корзина для белья в стирку, а ты разбрасываешь его по всей комнате. Это не семейные отношения. В семье все делается сообща или между всеми распределяются обязанности, но при этом каждый не добавляет умышлено работы другому члену. Это я так, к слову сказала, чтобы в дальнейшем не было вопросов. Я девушка взрослая и привыкла все делать сама. Думаешь, я не смогла бы приготовить себе завтрак? Запросто! Только мне совсем не хочется обижать Валентину Никитичну. Во-первых, она вкусно готовит, во-вторых, я это сделаю по привычке проще, вот я и ем то, что мне подают, при этом говорю «Спасибо» и убираю за собой посуду. Мне не трудно, а ей приятно.
Иногда Надя помогала Валентине Никитичне, на кухне по мелочам, но никогда не лезла с советами, если ее об этом не спрашивали. Иногда она беседовала с Владимиром Петровичем, подробно отвечая на все его вопросы. Понимая, что срок ее пребывания в доме заканчивается, Надя поставила в известность Лизу, что завтра у нее самостоятельный день, а сама она поедет к себе домой.
– Утром поеду, сделаю все свои дела, а вечером вернусь.
– Возьми меня с собой, – попросила Лиза. – Занятия перенесем на день и выполним двойную норму.
– С папой разговаривай сама. Получишь разрешение, возьму. Теплоход отходит в шесть пятьдесят, не проспи.
Лиза не проспала и позвала Надю к завтраку, когда ее отец еще был дома. Пожелав доброго утра всем, Надя села к столу.
– Юрий Владимирович, Вы позволили Лизе ехать со мной? – спросила она. – Вечерним теплоходом мы вернемся обратно.
– Может, вас подбросить до речного вокзала? – спросил Смирнов, глядя на Надю, которую он окрестил Золушкой, даже не зная почему.
– Не нужно, мы сами доберемся.
– Ты Лиза возьми пиджак или куртку джинсовую, надень брюки. На палубе у воды прохладно, – посоветовала Надя.
Надя догадывалась, что Смирнов наслышан от Никитичны и отца об их занятиях. Владимир Петрович не раз присутствовал на них, на правах деда. Он ничего не понимал в английском языке, а вот занятия по истории и географии ему нравились. Он с интересом слушал Надю, что-то вспоминал, а что-то узнавал новое. Юрий Владимирович вопросов, по занятиям с дочерью, Наде не задавал, а отчитываться ее никто не просил. Вместе с Лизой они приплыли в город, где она была крайний раз весной. Пока плыли, стоя на палубе теплохода, Надя рассказывала Лизе о городе своего детства, об учебе и, конечно, о своей первой любви. Лиза не была против того, что первым делом они проведают родителей Нади и, купив цветы, они отправились именно туда. Лиза оставила Надю одну, а сама бродила среди памятников, так похожих друг на друга. Минут через тридцать они направились в банк, где Надя сняла деньги, с расчетом на съем комнаты и покупку «рабочей» одежды.
– Я свои дела закончила. Чтобы ты хотела посмотреть в этом городе?
– Мне все интересно. Где ты жила, и где училась и есть ли у тебя любимое место в этом городе? Показывай все и рассказывай, как на экскурсии.
– Тогда начнем со школы, потом дома и закончим любимым, тайным местом. Идем.
Они прошли весь путь, пешком никуда не спеша. Надя рассказывала подруге, что находилось в теперешних зданиях раньше, показывала маленькие достопримечательности провинциального города. Так они дошли до пристани.
– А это мое любимое место. Здесь редко бывает много народа. Сюда раньше приходили выпускники встречать рассвет после выпускного вечера. Теперь у них другие интересы. Теплоход приплывает три раза в день. Высадив пассажиров и приняв на борт новых, отчаливает. Здесь опять становится безлюдно. Иногда я сижу прямо на пристани, свесив к воде ноги, иногда спускаюсь к воде, там под ивой есть старое бревно, сижу и просто смотрю на воду. Спустимся или посидим? Между прочим, мы можем успеть на теплоход, который будет через час.
– Давай сразу спустимся вниз, а минут за двадцать до теплохода, поднимемся.
– Давай руку и смотри под ноги, – сказала Надя и пошла вперед. – Старое бревно на месте. Присаживайся. Ноги не болят от длительной пешей прогулки? Сними обувь и посиди босая. Ты знаешь, что означает выражение: «В одну реку нельзя войти дважды»? Посмотри на воду. Во времена Гераклита, древнегреческого философа, вода и время были связаны между собой. Время не вернуть назад, как и не повторить прошлого. Ты можешь войти в русло реки, но не в воду, которая все время течет. Мне нравиться смотреть на воду, она как будто успокаивает и думается здесь совсем по– иному. С этим местом меня многое связывает. Именно здесь я впервые поцеловалась с мальчиком и потом мы часто приходили сюда, если позволяла погода.
– Здесь красиво и дышится легко. Как будто мы с тобой на острове. Я никогда не была в таких местах. На море была, в горах, а в глубинке впервые. Рядом город с шумом и пылью, а здесь тихо и спокойно.
– Ты меня подруга подводишь. Какой остров? – строго спросила Надя.
– Прости. Я знаю, что такое остров – это часть суши, со всех сторон окруженная водой. Здесь тоже кругом вода, если не оглядываться на берег.
– А как ты будешь выживать на этом острове? Кругом вода, мы вдвоем. Ловить рыбу я не умею, спичек для костра у нас нет. Пропадем через пару дней, если не причалим к берегу. Давай вперед, Робинзон.
Обе засмеялись и стали собираться на пристань. Они вернулись домой раньше, чем обещали. Пообедав с аппетитом, Надя предложила:
– Раз уж мы приехали раньше, давай повторим пройденное, а завтра составишь мне компанию. Я хотела с утра посетить рынок и купить кое, какие вещи.
– Ты одеваешься с рынка? – недовольно спросила Лиза.
– А ты считаешь, что в модных бутиках все из-за границы и нет подделок? Завтра убедишься, что это далеко не так. Мы зайдем по дороге в любой бутик, а потом я покажу тебе такую же вещь на рынке. Только не забудь запомнить цену для сравнения. Идет?
– С чего начнем? Давай с географии. И сразу покажи то место, где мы сегодня с тобой были.
– Договорились. Найди карту области, а на ней наш город.
Так они прозанимались часа два, когда приехал отец Лизы вместе со своим другом. Его Надя видела всего один раз, лежа в больнице. Юрий Владимирович пригласил девушек в столовую. Познакомившись, второй раз, гость, он же друг хозяина, заговорил первым.
– Надежда, у меня есть для Вас предложение. Вы подумайте, прежде чем отказываться от него. У меня своя, скажем, не очень большая фирма. Мне нужен хороший переводчик. Я разговаривал с профессором, подвозя его в институт, и он рекомендовал Вас. Мне оставалось только ждать, пока Вы поправитесь. Сегодня узнал, что Вы самостоятельно отправились на речную прогулку и решил заехать. Вы понимаете, что если Вы принимаете мое предложение, то прежде чем я приму окончательное решение, мне нужна проверка, на «профпригодность». Вы согласны ее пройти? Ничего необычного я от Вас не требую. Прочитаете пару договоров на английском, найдете неточности, а Ваш разговорный, я рискну проверить сам. Что скажете?
– Я согласна, – ответила Надя на английском. – Мне нужно время, чтобы найти и снять комнату. Найти убедительные слова для Лизы, что я ее не бросаю и продолжу с ней занятия после работы. Мы подружились, девочка мне доверяет. Я согласилась жить в этом доме месяц, месяц прошел, и я могу съехать, помогите мне убедить ее в целесообразности Вашего предложения и моего решения снять жилье. Вы знаете ее не первый год, знакомы с ее отцом, Вам она поверит, – попросила Надя и перешла на русский язык. – Когда я должна пройти тест на пригодность?
– Основную мысль я понял, а тест можете пройти прямо сейчас, – сказал Станислав Сергеевич и вынул из папки пару листов печатного текста, оставив папку открытой. – Начинайте с пункта три, пункт пять и семь.
Надя пробежала глазами текст из третьего пункта и высказала свои соображения, прочла следующие. Она понимала, что проверка не на чтение и перевод с листа, а на «подводные камни», которые встретятся, и в переводе на русский язык текст будет иметь совсем другой смысл, если совсем его не потеряет. Она справилась с заданием, указав на ошибки именно там, где они были. У Ильина больше не было сомнений по поводу нового сотрудника. Он не зря оставил открытой папку, проверяя по ней сказанное Надей.
– Когда будем оформляться на работу? – спросил Ильин, принимая от Нади листы, возвращая их в папку.
– Вот так сразу на работу? – удивленно и недовольно спросила Лиза. – А как же я?
– А ты по-прежнему моя ученица, но только после работы и по выходным, если ты не против занятий. Мы с тобой договаривались на месяц. Месяц закончился, договор можно считать исполненным. Ты ведь знала, что я буду выходить на работу? Мне повезло, что интересная работа сама меня нашла, и мне не придется работать в институте. Теперь мы с тобой завтра сделаем все дела, как планировали и попробуем поискать мне жилье.
– Мало того, что ты выйдешь на работу, ты еще и уедешь от нас. Предательница! – выкрикнула Лиза, вскочив из-за стола, убежала плача наверх.
– Вот этого я хотела меньше всего, – сказала Надя. – Я поднимусь к ней. Извините.
– Лиза что так привязалась к Надежде? – удивленно спросил Ильин.
– Ты даже представить себе не можешь как. Лизавета весь месяц изучает английский, географию и историю. Сама приняла такое решение и это в каникулы! Никитична и отец не дадут соврать, свое отношение к окружающим изменила, во всем старается на Надю быть похожа. Ты скажи, твои парни после завтрака посуду за собой убирают? А наша Лиза, посуду ставит в мойку, стул на место. Слова «спасибо» и «пожалуйста» выучила. Знает, какое слово и когда сказать. Пропадает все время дома, компанию свою забросила. Я думал игра у нее такая, но игра как-то затянулась. Так, что наша Золушка, оказалась доброй феей.
– Матери ей не хватает, а Надя ей как старшая сестра, подруга. Девушка она хорошая, а вот наша может опять начать каруселить. Вон как отреагировала на отъезд Нади, – подала голос Никитична. – Может пусть у Вас в доме Надя и живет? Лиза успокоится, начнется школа, смотришь, поменяется что.
– Я тоже так думаю, – сказал Владимир Иванович. – Свой хлеб по занятиям, она отрабатывает сполна. Я несколько раз был на их уроках. Это не уроки, это фантастика. Я никогда не думал, что простую географию так можно преподнести, а историю так живо представить. А за воспитание можно, и доплачивать, хотя денег, скорее всего, она не возьмет. Но кто мне возразит, что Лизавета не изменилась в лучшую сторону? Надо поговорить с Надей. Почему ты назвал ее Золушкой?
– Да я не против ее проживания. Мне она не мешает. Захочет ли она сама остаться? Работа теперь у нее будет, может, просто молча уйти и все дела, – сказал Юрий Владимирович, как– то недовольно. – Она на Золушку и похожа. Маленькая, худенькая, одета кое, как и все время занята.
– Не уйдет она молча. Разговор на английском шел именно о Лизе, о том, как ей объяснить, что Надя ее не бросает, что просто у нее своя жизнь, которая не идет в разрез с жизнью Лизы, а тесно переплетаются. Она просила меня о помощи. Думаю сегодня я плохой помощник, заеду завтра. А насчет Золушки ты друг погорячился. Но ничего, каждый имеет право на ошибку. Это встречают по одежке, если на нее есть деньги, а ум не купишь. И с чего ты взял, что она маленькая? Это она на фоне нас с тобой кажется кнопкой, а рост у нее нормальный.
Станислав уехал. Никитична с хозяевами, сидя за столом, беседовали, каждый высказывая свой вариант развития событий. Надя утешала в это время плачущую Лизу.
– Давай поговорим откровенно. Что тебя не устраивает в сложившейся ситуации?
– Все! Меня не устраивает все, – обиженно отвечала Лиза, всхлипывая.
– А вот меня устраивает все, кроме подруги, которая думает только о себе. У тебя скоро начнется новый учебный год. Ты пойдешь в школу, где будешь проводить половину дня, а я буду в это время работать. Будешь самостоятельно заниматься, у нас будет больше времени для общения. Все непонятные моменты будем разбирать вместе. Посмотри на меня, Лиза и скажи прямо, я для тебя кто, подруга или нянька? Я училась, строила планы, но даже не надеялась, что смогу получить должность переводчика. Случай свел нас вместе, и я очень рада, что мы подружились. Ты очень помогла мне, а я готова была помочь тебе во всем, что в моих силах, но то, как ты отреагировала на мою удачу, меня огорчило и даже слегка обидело. Ты должна была порадоваться вместе со мной, как за друга, а вместо этого истерика обиженного ребенка. Пусть через две недели, месяц, но я должна работать, и ты знала об этом, и о жилье мы с тобой говорили. Именно для работы, мы завтра хотели купить для меня вещи. Я не делала тайны из своих планов. Так кого я предала? – спросила Надя.
– Прости меня, пожалуйста. Я не должна была себя так вести. Но я так привыкла к тебе, ты всегда рядом. Дело даже не в работе, а в том, что ты переедешь. Иди работать к дяде Стасу, только не уезжай, я прошу тебя, останься.
– Скажи мне, ты кроме себя любимой о ком– нибудь думаешь? Ты знаешь, чего бы хотела я? О чем я мечтаю? Тебе это не интересно или до «фонаря»?
– А о чем ты мечтаешь? Ты говорила, мечты должны быть реальными, что когда твоя мечта исполняется, становится легко и радостно.
– На данный момент моя мечта исполнилась. Я буду работать тем, кем мечтала. Потом, заработаю много денег и куплю себе красную машину.
– Почему красную? И когда это произойдет?
– Красную, потому что красиво. А когда? Может к пенсии. Шучу!
– Тогда тебе надо экономить, чтобы мечта скорее исполнилась.
– Лиза, мы договаривались на месяц. Нельзя злоупотреблять хорошим отношением твоего папы…
Надя не договорила, когда дверь в комнату дочери открыл ее отец. Он уже пару минут стоял под дверью и слышал часть разговора, но не решался его прервать. Когда речь зашла о нем, он понял, что пора.
– Надя, мы подумали и решили предложить Вам остаться у нас, если Вы не против этого. Дом не маленький, места хватает всем. Лиза пойдет в школу, будем ездить по маршруту до школы, а до офиса Стаса там рядом. Обратно, правда, придется добираться самостоятельно, – сказал Смирнов, глядя на нее с надеждой.
– Лиза в школу ездит с сыновьями Станислава Сергеевича и возвращается с ними же, зачем менять привычное дело. Я буду добираться самостоятельно и туда, и обратно, а Лиза покажет мне завтра маршрут.
Лиза обняла Надю за шею, все еще хлюпая носом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги