В частности, предполагалось, что МАГ должна способствовать восстановлению интеграционных связей между городами, регионами и странами, стимулировать деловое взаимодействие между региональными партнерами, содействовать продвижению инвестиционных интересов членов Ассоциации. Немаловажной задачей, стоящей перед МАГ с момента ее создания, стало развитие взаимодействия между членами Ассоциации, с одной стороны, и международными объединениями и бизнес-структурами – с другой, а также защита интересов участников МАГ[339].
Появление и дальнейшая деятельность МАГ – реальное свидетельство центростремительных тенденций на пространстве СНГ на уровне так называемых горизонтальных связей. Летом 2020 года членами организации являлись уже почти 90 городов из 12 стран, включая и непризнанные постсоветские государства. Ассоциация включает города Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдавии, России, Таджикистана, Украины, а также Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии[340].
Согласно уставу МАГ (последняя редакция утверждена сессией Общего собрания членов МАГ 29 мая 2009 г.), она является добровольным объединением городов в лице городских органов власти. В Уставе зафиксированы основные направления деятельности Ассоциации, как то:
• содействие участию членов Ассоциации в международных конгрессах, симпозиумах, семинарах и т. п.;
• участие в работе международных организаций;
• содействие торгово-экономическому сотрудничеству, включая развитие прямых связей между хозяйствующими субъектами;
• создание совместных организаций и объединений;
• сотрудничество в области городского хозяйства и управления, архитектуры и градостроительства, охраны окружающей среды, социальной сферы, образования, здравоохранения, развития науки и передовых технологий, организации работы с населением, с соотечественниками, обеспечения безопасности, решения проблем миграции и занятости населения, культуры, туризма, спорта.
В соответствии с этим, деятельность МАГ подразумевает реализацию различного рода совместных проектов, организацию обмена информацией и опытом работы, а также проведение конференций, семинаров, симпозиумов, круглых столов, деловых встреч, координацию издательской и информационной практики и др.[341] Органами управления МАГ являются Общее собрание (сессия) членов Ассоциации, а также Правление МАГ во главе с Президентом Ассоциации. МАГ имеет разветвленную структуру, включающую, например, Экономический совет, Совет по вопросам интеграции, целую сеть постоянных комиссий, а также программ и проектов. Основные программы, проекты и направления деятельности МАГ представлены на схеме, приведенной ниже[342].
Схема 1. Основные программы, проекты, направления деятельности МАГ
Рассмотрим сначала состав и функции двух важнейших Советов МАГ.
Экспертный совет при Правлении Ассоциации является консультативным общественным органом, который призван осуществлять независимую экспертизу проектов МАГ. В его задачи входит изучение всех проектов, утвержденных на сессии и предлагаемых к реализации в городах-членах Ассоциации. Среди приоритетных проектов и программ – «Электронный портал МАГ», «Город – городу», «Юридический мониторинг»[343]. Совет призван обобщать опыт работы городов по реализации программ и проектов. Он имеет право запрашивать материалы от структурных подразделений МАГ, а также взаимодействует с юридическими, банковскими, страховыми и научно-исследовательскими учреждениями[344].
Экспертный совет МАГ формируется из представителей администраций городов, академического сообщества, промышленности, бизнеса и т. д. Руководят работой Совета его председатель и ученый секретарь, которые назначаются Правлением МАГ по предложению руководителя Секретариата. Члены Совета утверждаются Правлением МАГ по представлению председателя Совета. Совет регулярно проводит заседания и может создавать экспертные комиссии по отдельным вопросам[345].
В марте 2020 г. председателем Экспертного совета МАГ был избран председатель Якутской городской Думы Альберт Никандрович Семенов (ранее этот пост занимал глава Якутии А. С. Николаев)[346]. Это произошло накануне тематической сессии МАГ «Цифровая экономика – умный город – муниципальный уровень», на которой А. Н. Семенов рассказал об опыте Якутска в области технологии умного города[347], подчеркнув что «председательство в этом Совете поможет нам оперативнее перенимать опыт, а также эффективнее <…> передавать муниципальные практики»[348].
Важной структурой МАГ является Совет по вопросам интеграции. По состоянию на 2020 год его возглавлял член коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии С. Ю. Глазьев, а сопредседателями Совета были генеральный секретарь Ассамблеи городов Евразии А. Ю. Бельянинов, генеральный директор Делового центра экономического развития СНГ В. С. Савченко, мэр Новосибирска А. Е. Локоть, председатель Минского горисполкома А. А. Спивак, член Совета Федерации Федерального собрания РФ И. Н. Шубин. Заместителями Председателя Совета МАГ по интеграции – аким Алматы Б. А. Сагинтаев, председатель Могилевского горисполкома В. М. Цумарев, глава администрации Тирасполя О. А. Довгопол, руководитель представительства Республики Крым при Президенте РФ Г. Л. Мурадов, глава администрации Ставрополя А. Х. Джатдоев и др.
В Совет входили руководители ряда городов РФ: Костромы, Волгограда, Вологды, Омска, Улан-Удэ, Грозного, Оренбурга, Калининграда, Кирова, Рязани, Нарьян-Мара, Углича. Его членами являлись также главы городов стран СНГ – Оша (Киргизия), Караганды (Казахстан), Гомеля (Беларусь), представители МАГ в ряде стран, а также сотрудники Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Межпарламентской Ассамблеи (МПА) СНГ, Союза соотечественников за рубежом, научный руководитель Института экономики Российской академии наук Р. С. Гринберг и др.[349]
Исполнительным органом МАГ является Секретариат Ассоциации, который осуществляет текущую работу по подготовке и проведению сессий МАГ, заседаний ее Правления, конференций, фестивалей, семинаров и т. п., составляет планы работы Ассоциации, осуществляет взаимодействие с городами-членами МАГ и членами Правления, осуществляет мониторинг выполнения программ и проектов Ассоциации. Руководит работой Секретариата МАГ исполнительный вице-президент Ассоциации[350].
Как мы уже отмечали, в целях координации работы по приоритетным направлениям деятельности Международной Ассамблеи создаются постоянные комиссии. Их на паритетной основе возглавляют руководители городов-членов МАГ, а в состав таких комиссий могут входить заместители глав городов, руководители структурных подразделений администраций и представительных органов. Комиссии имеют право запрашивать информацию с целью обобщения опыта городов-членов Ассамблеи, образовывать специальные структуры, привлекать экспертов, вырабатывать соответствующие рекомендации. Руководство деятельностью Комиссий осуществляется ее сопредседателями. На приведенной выше схеме указаны несколько подобных постоянных комиссий: по городской социальной политике, по городскому хозяйству и транспортной инфраструктуре, по стратегическому развитию городов, строительству и архитектуре, по информационной политике, по правовым вопросам, по международной деятельности.
Безусловно, самой важной стороной работы МАГ является ее программная и проектная деятельность, которая охватывает десятки разнообразных инициатив. Проекты и программы, в которых заинтересовано и городское хозяйство членов Ассамблеи, являются, как правило, реальным свидетельством и интеграционных усилий столиц и крупных городов.
Среди подобных программ – блок под названием «Город – городу», включающий различные сферы коммунального хозяйства, строительство и городской дизайн, энерго-, ресурсосбережение, благоустройство территории, водоснабжение, транспорт, экологию, переработку отходов.
Блок «Горожане» охватывает такие проблемные области, как здравоохранение, образование, культурно-историческое наследие, семья и дети, социальная защита населения.
Специальный блок «Электронный город» включает электронный портал Ассоциации, информационно-аналитический журнал «Вестник МАГ», электронную газету Ассоциации, ее пресс-клуб, а также библиотеку городских практик и видео-материалов.
Остановимся теперь на основных направлениях деятельности МАГ, которые способствовали укреплению интеграционных связей столиц и крупных городов на пространстве СНГ, стимулировали обмен опытом по реализации актуальных совместных программ, нацеленных на внедрение передовых управленческих практик, выявление ресурсов для повышения уровня благосостояния жителей, подъем экономики, науки, образования, культуры, здравоохранения, улучшение городской среды и т. п.
Впервые приоритетные направления работы МАГ были определены еще в 1998 г., когда органы власти 7 столиц и 19 крупных городов 9 стран СНГ только создали Ассоциацию, и ее первым президентом стал мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков[351]. Решение властей более чем двадцати крупных городов не так давно единой страны было вызвано стремлением сохранить существовавшие до этого «горизонтальные связи» с бывшими соотечественниками, а не выстраивать искусственные стены и барьеры в экономических, социальных и культурных отношениях столиц и крупных городов на постсоветском пространстве.
Вторая сессия МАГ прошла в Москве в начале сентября 1999 г. На ней была принята к сведению информация о проделанной между сессиями работе и обобщены поступившие в ходе обсуждения критические замечания и предложения, о реализации которых предполагалось доложить на следующей сессии МАГ[352].
Участники заседания предложили городам-членам МАГ ряд проектов, среди которых выделим:
• разработку концепции выставочной деятельности в рамках МАГ;
• создание сети информационного взаимодействия с использованием современных телекоммуникаций;
• создание мини-предприятий по переработке сельхозсырья и производству продуктов питания;
• организацию отечественного производства по утилизации отходов;
• мероприятия по искоренению асоциальных явлений (наркомания, токсикомания, распространение ВИЧ и др.) среди детей и подростков[353].
В планы работы МАГ на 1999–2000 гг. было предложено внести законодательные инициативы в рамках сотрудничества межпарламентских организаций стран СНГ[354].
Летом 2000 г. в Москве состоялась Третья сессия Международной Ассамблеи столиц и крупных городов стран СНГ[355]. На заседании в состав МАГ были приняты города Архангельск, Астрахань, Алматы, Одесса. По итогам доклада Президента МАГ Ю. М. Лужкова, в решении сессии было зафиксировано, что одним из основных направлений деятельности Ассамблеи должно стать «укрепление и развитие связей между столичными городами, создание условий столичным администрациям для совместного сотрудничества в решении вопросов городской жизни, включая жилищно-коммунальное хозяйство, энергосбережение, утилизацию и переработку отходов, развитие туризма и т. п.»[356].
Предметом обсуждения на Третьей сессии МАГ стал также опыт работы предприятий Москвы по энергосбережению и реализации жилищно-коммунальной реформы. Были приняты решения об участии МАГ в международной конференции-выставке по проблемам энергосбережения и городского хозяйства (октябрь 2001 г.) и о проведении конференции по данной проблематике в рамках разрабатываемой МАГ программы «Город – городу»[357].
В качестве первоочередного проекта участники сессии рассмотрели создание информационно-аналитической сети МАГ, для чего было предложено провести в 2001 г. международную конференцию «Новации в информатике – городам Содружества»[358].
В Четвертой сессии МАГ, проходившей в Ростове-на-Дону в октябре 2000 г., приняли участие 17 городов-членов МАГ. Их представители рассмотрели отчет Правления за период с сентября 1998 г. и утвердили основные направления деятельности на период до 2002 г. Президентом МАГ на второй срок был избран мэр Москвы Ю. М. Лужков[359].
Дальнейшее развитие программные направления работы Правления и Секретариата МАГ получили на Пятой сессии Ассамблеи, прошедшей в июне 2001 г. в столице Республики Казахстан Астане с участием руководства администраций городов Российской Федерации, Армении, Украины, Грузии, Казахстана, Молдовы, Беларуси, Киргизстана и Таджикистана. В сессии приняли участие 23 города-члена МАГ, семь городов РФ (Вологда, Красноярск, Курск, Мурманск, Пенза, Элиста, Якутск) стали членами Ассоциации[360]. Ассамблея по итогам Пятой сессии объединила 38 городов-членов с общей численностью населения свыше 23 млн. граждан[361].
Участники встречи обсудили доклад «О роли МАГ в устойчивом развитии городов»[362].
Как уже отмечалось выше, МАГ, в качестве приоритетного, рассматривала проект создания сетей информационного взаимодействия между городскими администрациями («Программа “Электронный портал МАГ”»). Работа Секретариата МАГ по реализации проекта велась в тесном взаимодействии с Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы. «Электронный портал МАГ» создавал информационную среду для сопровождения соглашений между участниками Ассоциации, обмена опытом управления, организации виртуальных выставок, использования современных интернет-технологий и др.[363]
В мае 2001 г. проект концептуально был завершен, и вместе с Москвой первые города (Астана, Астрахань, Кишинев) подключились к новой системе. В дальнейшем количество городов-участников МАГ, подключавшихся к порталу, постоянно росло и к 2002 г. их было уже 12. Участники Ассоциации представляли РФ, Казахстан, Украину и Армению[364].
В рамках реализации Приоритетной Комплексной целевой программы «Город – городу» круглые столы по проблемам жилищно-коммунального хозяйства прошли в Москве, Липецке, Калининграде, Астрахани, Санкт-Петербурге, Казани. В ноябре 2001 г. в Москве при участии МАГ прошла конференция «Энергетика крупных городов», а в 2002 г. ряд подобных встреч состоялся в Минске, Саратове, Санкт-Петербурге, Батуми, Архангельске, Оренбурге и Якутске[365]. Кроме того, Ассоциация реализовала специальный проект «МАГ – ЭНЕРГО».
В своем выступлении на Третьей сессии Ассамблеи (июль 2000 г.) Ю. М. Лужков предложил провести комплекс мероприятий, направленных на координацию усилий в области долгосрочного финансирования строительства. В целях реализации данной задачи Секретариат МАГ разработал проект «МАГ – ипотека», призванный способствовать развитию строительной индустрии и рынка жилья.
Секретариат МАГ приступил к реализации еще двух проектов: «ЭКО – МАГ» для решения экологических проблем и «МАГ— ЭКСПО» – в целях интенсификации выставочно-ярмарочной деятельности столиц и крупных городов СНГ[366]. В 2001–2002 гг. Секретариат МАГ принял участие в семи выставках. А выставки «Золотые инновации России и СНГ» и «Первый московский международный салон инноваций и инвестиций», прошедшие в Москве во Всероссийском выставочном центре (ВВЦ), принесли экспозициям МАГ первые дипломы лауреатов[367].
Был дан старт и Международному фестивалю «Города МАГ – приглашения к сотрудничеству». В 2001–2002 гг. такие фестивали, в программу которых были включены выставки продукции городских предприятий, круглые столы и бизнес-встречи, концерты мастеров искусств и другие подобные мероприятия, прошли в Астрахани, Астане, Казани, Москве[368].
На Пятой сессии МАГ был также поднят вопрос о создании эффективного механизма, который позволил бы городам обмениваться опытом в решении социальных проблем. С этой целью была запущена комплексная целевая программа «Горожане» (здравоохранение, социальное обеспечение населения, начальное и среднее образование и др.). Кроме того, Секретариат МАГ подготовил проект программы «Здоровье горожанам», включающий такие компоненты, как многопрофильный детский стационар дневного пребывания, санаторные медицинские реабилитации больных с нарушением мозгового кровообращения, телемедицина, радиоволновая хирургия[369].
Участники заседаний Пятой сессии МАГ отметили и большую работу, проделанную за истекший период Экспертным советом МАГ, члены которого на своих рабочих встречах обсуждали подготовку и итоги наиболее актуальных для Ассамблеи мероприятий: Международного фестиваля «Города МАГ – приглашение к сотрудничеству», Международного симпозиума «Энергетика крупных городов» и т. д.[370]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Первый Восточный экономический форум [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. 2015. 04 сентября. URL: http//www.kremlin. ru/events/president/news/50232 (дата обращения: 22.01.2022).
2
См. Видеоархив ВЭФ-2015 [Электронный ресурс]. URL: http//forumvostok. ru/archive/2016/video-archive2015/ (дата обращения: 22.01.2022)
3
Там же.
4
Там же.
5
См. Видеоархив ВЭФ-2015 [Электронный ресурс]. URL: http//forumvostok. ru/archive/2016/video-archive2015/ (дата обращения: 22.01.2022)
6
Там же.
7
Там же.
8
Там же.
9
См. Видеоархив ВЭФ-2015 [Электронный ресурс]. URL: http//forumvostok. ru/archive/2016/video-archive2015/ (дата обращения: 22.01.2022)
10
Там же.
11
Там же.
12
А. Бондаренко, Г. Зыкова. Есть триллион. Интерес инвесторов к Дальнему Востоку превзошел ожидания [Электронный ресурс] // Российская газета. 2015. 06 сентября. URL: https//rg.ru/2015/09/07/forum.html.07 (дата обращения: 20.01.2022)
13
Восточный экономический форум [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. 2016. 03 сентября. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/52808 (дата обращения: 20.01.2022)
14
Восточный экономический форум [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. 2016. 03 сентября. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/52808 (дата обращения: 20.01.2022)
15
Там же.
16
Список сессий ВЭВ-2016 [Электронный ресурс] // Росконгресс. URL: https://roscongress.org/events/vef-2016/sessions/ (дата обращения: 20.01.2022)
17
Данная работа является логическим завершением серии публикаций автора, приуроченных к 30-ю со дня образования СНГ и подводит некоторые итоги, а также обобщает усилия последних лет по изучению этой проблематики. См. также Пивовар Е. И., Гущин А. В., Левченков А. С., Ханова И. Е. Содружество Независимых Государств. К тридцатилетию образования. Исторические записки, 20(138), М., 2021, С. 274–321; Пивовар Е. И., Гущин А. В., Левченков А. С. Региональная безопасность на пространстве СНГ в конце XX – начале XXI века (к тридцатилетию образования Содружества) – Новая и новейшая история, 2021, № 6, С. 178–187.
18
См. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 8 декабря 1991 г. – Пивовар Е. И. Постсоветское пространство. Альтернативы интеграции. Исторический очерк, СПб, «Алетея», 2010, изд. 2, С. 196–199.
19
См. Протокол от 21 декабря к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 г. в Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной; Алма-Атинская декларация / Пивовар Е. И. Постсоветское пространство. Альтернативы интеграции. Исторический очерк, СПб, «Алетея», 2010, изд. 2. С. 212, 213–214.
20
Там же, C.213–214.
21
Там же, C. 214.
22
Цит. по: Пивовар Е. И. Указ. соч. Приложения. Алма-Атинская декларация, C.213.
23
Подробнее об основах интеграционных процессов на постсоветском пространстве, отраженных в Алма-Атинской Декларации см.: Пивовар Е. И. Указ. соч., C. 33–34.
24
Подробнее см.: Пивовар Е. И. Указ соч., C. 35–37.
25
Там же.
26
Там же.
27
Там же, C. 37–38.
28
Там же, C. 200.
29
Там же, C. 42.
30
Там же.
31
Там же.
32
Там же, C. 44.
33
Пивовар Е. И. Постсоветское пространство. Альтернативы интеграции. Исторический очерк, изд.2, исправленное и дополненное, СПб, «Алетейя», 2010, C. 8–15; Пивовар Е. И. Евразийский интеграционный проект на постсоветском пространстве. Предпосылки, становление, развитие. СПб. «Алетейя», 2016, C. 8–38; Пивовар Е. И. Евразийский интеграционный проект на постсоветском пространстве: предпосылки, становление, развитие. Глобальные процессы на постсоветском пространстве. СПб. «Алетейя», 2019, С. 8–32; Пивовар Е. И., Гущин, А. В., Левченков А. С. Интеграция на постсоветском пространстве; новый век новые горизонты изучения/ Новый исторический вестник, М., 2013, № 36, С. 43–45.
34
См. напр. Эволюция постсоветского пространства: прошлое, настоящее, будущее. НП РСМД. М. 2017.
35
Нечкин А. В. Конституционно-правовой статус правительств стран Содружества Независимых Государств (сравнительное исследование). М.: Норма, 2016; его же. Формы правления в странах Содружества Независимых Государств. М., Норма, 2018; Шаруева М. А. Институт экстрадиции в России и странах СНГ: история, современное состояние и перспективы развития. Вестник РГГУ. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения». 2020. № 1 и др.
36
Чернявский С. Н. Национальная безопасность России в формате СНГ.// Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2020, № 1; Ступаков Н. В. Совместные меры антитеррористического и военного сотрудничества стран СНГ, ОДКБ, ШОС 2017–2020 гг. как гаранты евразийской коллективной безопасности и обороны.//Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2020, № 4; Гущин А. В., Ханова И. Е. Постсоветское пространство: причины, процесс и промежуточные результаты трансформации // Россия и современный мир. 2019, № 2, с. 53–66.
37
Лампси А. Поддержка экономики в странах СНГ в период пандемии // Россия и новые государства Евразии, 2020, №III (XLVIII), с. 80–93.
38
Гусман М. С., Пивовар Е. И. О гуманитарных аспектах евразийской ин-теграции//Евразийское пространство интеграции: общая историческая память и гуманитарные вызовы. Ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации за 2020 год. М., 2021, с. 148–152; Гущин А. В., Левченков А. С., Пивовар Е. И., Ха-нова И. Е. Онлайн – заседание Форума ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов государств – участников СНГ // Электронный научно-образовательный журнал «История» – 2021. – T. 12. – URL: https:// history.jes.su/s207987840013879-5-1/
39
Малышев Д. Содружество Независимых государств: тридцать лет вместе// Россия и новые государства Евразии. 2021, № 1, с. 9–22.
40
Договор стран СНГ от 24 сентября 1993 г. «О создании экономического союза» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5466/ (дата обращения: 01.01.2020)
41
Договор стран СНГ от 24 сентября 1993 г. «О создании экономического союза» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5466/ (дата обращения: 01.01.2020)
42
Там же.
43
Цит. по: Измоденов И. А. Российско-азербайджанские отношения (1991–2003 г.) Дисс. На соискание степ. канд. ист. наук. М., 2004, с. 106; Пивовар Е. И. Российско-азербайджанские отношения. Конец XX – начало XXI века. М., 2012, С. 53.
44
Коммерсантъ, 22.10.1997.
45
Переписка Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина с главами государств и правительств. 1996–1999 гг. Т. 1, М., 2011, С. 35.