Тхэквондо
Осознанный выбор
Владимир Владимирович Пятков
Редактор-корректор Игорь Александрович Ильинов
© Владимир Владимирович Пятков, 2020
ISBN 978-5-0051-6319-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Добрый день! Большинство книг принято начинать с введения – главы, в которой автор обращается к читателю и рассказывает, что он написал, зачем и какие проблемы хотел решить. Пишутся также добрые слова о людях, благодаря которым стал возможен такой труд. За написание этого текста я благодарю тех, кто привёл ко мне своих детей и обратил внимание на то, что я делаю в своей школе. Спасибо моим единомышленникам, руководителям разных клубов и федераций Тхэквондо, разделяющих мои убеждения, оценившим мой взгляд на педагогику и поддержавшим выбранный мной путь воспитания юных спортсменов в замечательном виде спорта – тхэквондо.
Книга задумывалась для того, чтобы подготовить родителей и детей к первой в их жизни аттестации на белый пояс. Для того, чтобы они хорошо понимали, что их ждёт, и могли самостоятельно поработать над этой темой. Ведь действительно здорово, когда семья спортивная – это здоровье, физическая закалка, выносливость, отличное самочувствие. Но и некоторые обязательные правила – ранний подъем, ближайшая спортплощадка и дисциплина.
Безусловно, вы, родители, правильно поступили, что выбрали для ребенка спорт. И искреннего одобрения заслуживает то, что предпочли именно тхэквондо. Ну а мне приятно, что вы пришли в один из моих залов. И если у кого-то из ребятишек пока не всё получается, то это нормально. Не сомневайтесь, всё будет хорошо, так как мы вместе сможем решить любую проблему.
Кроме краткого описания самой аттестации, я хочу дать понимание нескольким основополагающим в моей работе аспектам: зачем ребёнку заниматься единоборствами и как управлять его мотивацией, насколько важны соревнования, чего ждать и чего не ждать от занятий тхэквондо.
Надеюсь, я смогу доходчиво донести свои мысли, и мы станем лучше понимать друг друга. Лучше понимать тхэквондо.
С уважением, Владимир Пятков.
Целеполагание
Зачем заниматься спортом?
Тенденция последних лет – попытки раннего обучения детей. Молодые родители ошибочно полагают, что чем раньше ребёнок начинает учиться читать, писать, знакомиться с иностранным языком – тем лучше. С дошкольного возраста малыша водят к репетиторам, посещают с ним всевозможные подготовительные курсы, перегружая повышенными требованиями. Однако не все родители – педагоги. Как следствие, требуя от ребёнка успехов, они рискуют развивить у него синдром выученной беспомощности. Даже если сами того не желают. Опуская в тексте физиологические объяснения причин, скажу лишь, что чаще всего это приводит к различным расстройствам. Например, дисплазии соединительной ткани. Чаще всего это выражается в ухудшении зрения (близорукость, астигматизм, отслойка сетчатки), заболеваниях суставов и костей (подвывихи и вывихи, ранний артроз, остеохондроз, остеопороз). Наиболее опасны осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы. После 1980-х и 1990-х годов, каждое новое поколение пап и мам замечает, что у детей более слабое здоровье, чем было у них самих в таком же возрасте.
По утверждению ученых, в юном возрасте нужно прививать двигательные навыки, укреплять здоровье, развивать пространственно-временную координацию и скоростно-силовые качества. Для того, чтобы период полового созревания у молодого человека проходил полноценно, ему необходимы два основных условия:
– стресс, вызывающий выброс в организм адреналина;
– поощрение, вызывающее выброс гормона и нейромедиатора дофамина.
Наиболее полно эти задачи решают спортивные секции. Занимаясь физкультурой в первые годы обучения, ребёнок получает двигательную активность в необходимом количестве и развивает в себе все необходимые для жизни навыки и качества. А начиная выступать на соревнованиях и испытывая в любом виде спорта «предстартовые состояния», он имеет и необходимый стресс, и выход адреналина. Вот здесь важный момент – вне зависимости от того, выиграл спортсмен или проиграл, родителям все же лучше его похвалить. Ведь он старался, преодолевал себя, стремился к победе! Отец и мать обязательно должны помнить, что страх (предстартовая лихорадка) – это не проявление трусости их ребенка, а неотъемлемая часть подготовки любого спортсмена, любого уровня! Также нужно знать важнейшую вещь – никогда нельзя ругать ребёнка за недостаточный успех в спорте!
Вывод – в дошкольный период родителям необходимо сосредоточиться на физической культуре сына или дочери, а в период полового созревания – на занятиях спортом.
Зачем заниматься тхэквондо?
В принципе, любая спортивная секция решает физиологические задачи, но есть то, что можно получить лишь в некоторых секциях спортивных единоборств, к которым относится и тхэквондо. Например, когда ребёнок занимается шахматами, его психика не испытывает таких нагрузок, как во время занятий единоборствами. Иногда тренеры шутят: если проигрывает шахматист, у него ничего не страдает, кроме самолюбия, а если проигрывает боксёр – у него страдает и лицо. Каждый спортсмен, выходя на соревнования по единоборствам, вынужден противостоять агрессивной и жесткой манере поведения своего соперника. Ожидание такого поведения всегда сопряжено с выбросом адреналина и специфическими ощущениями, называемыми «предстартовым состоянием». Регулярно встречаясь с такими состояниями, специфические ощущения постепенно притупляются, а иногда становятся даже приятными. Порой спортсмены ищут этих приятных ощущений, а при их отсутствии испытывают «голод». Таким образом, занимаясь тхэквондо достаточно долго, молодой человек приобретает кроме навыков самообороны, контроль предстартовых состояний. В редкие моменты, когда нам необходимо применить грубую силу (не обязательно физическую), основная проблема – ступор, в который мы впадаем. Он мешает не только правильно действовать, но и верно оценивать ситуацию. Однако юноша, или девушка, регулярно и часто выступающие на соревнованиях по тхэквондо, не запаникуют и не остолбенеют от страха. Этот эффект затрагивает как вопросы самообороны, так и проблемы, связанные с публичными выступлениями, сдачей экзаменов и прочими тревожными состояниями.
Вся система обучения в тхэквондо построена на специфических морально-нравственных принципах, где наивысшие добродетели – это:
– Учтивость (уважительное отношение к родителям, старшим по возрасту и по уровню мастерства);
– Честность (ответственность за свои поступки, способность говорить правду, какой бы горькой она ни была);
– Самоконтроль и Самообладание (никогда не поддаваться гневу, или панике);
– Настойчивость (всегда доводить до конца начатое дело и добиваться поставленной цели);
– Смелость и Решительность (делай, что должен и будь, что будет).
Хороший тренер тхэквондо никогда не пройдёт мимо, если увидит проблему в поведении ребенка!
Зачем заниматься в нашей школе?
Школе традиционного тхэквондо Владимира Пяткова в 2021 году исполняется 20 лет. За это время мы воспитали большое количество чемпионов разного уровня.
Чаще всего наши ученики – отличники в учебе и не склонны к девиантному поведению. Тренеры и инструкторы нашей школы, – это любознательные люди, постоянно изучающие предмет и новые методики. Изучая тхэквондо, мы не забываем про командные спортивные игры: – футбол, гандбол и др. Изучая тхэквондо, мы интересуемся другими видами восточных единоборств и системами спортивных единоборств: айкидо, джиу-джитсу, боксом и др. Мы – настоящий клуб со своими традициями и историей. Мы – настоящая команда и настоящие друзья, которые не бросают своих в беде. Вне зала мы поддерживаем общение с учениками и родителями. Мы используем круглый год для того, чтобы учить и воспитывать, а также чтобы учиться и воспитываться самим. Мы выезжаем в загородные лагеря и за границу, чтобы тренироваться и отдыхать.
Немного об истории боевых искусств
Любое обучение чему бы то ни было обычно начинается с истории вопроса. Будь это музыка, хореография или боевые искусства. В этом ключе написано большое количество статей, книг и снято много фильмов. Практически все авторы, независимо от своих мировоззрений, сходятся в одном – необходимость защищать себя и свою семью возникла одновременно с появлением первого человека. Тем не менее о науке борьбы можно говорить лишь тогда, когда появляются люди, накапливающие и систематизирующие специфические знания и передающие их своим ученикам.
Как и многие мои коллеги, я начинал знакомиться с миром боевых искусств в конце 1980-х годов по первым видеофильмам и первым книгам, написанным на эту тему. Самая первая из них: «КЭМПО – традиция воинских искусств» авторов А. А. Долина и Г. В. Попова. Однако наиболее полная научно обоснованная работа в этой области мне встретилась уже позже. Игорь Игоревич Куринной – заслуженный спортсмен, тренер и доктор философии в своей работе «Борьба. История. География. Закономерности» говорит о том, что «на огромных территориях Евразии и Африки некогда царил в общем-то единый стиль борьбы». Кропотливый анализ позволил Куринному восстановить географию распространения, и результат оказался удивительным. Выяснилось, что обнаруженная исследователем «страна единого стиля борьбы» поразительным образом совпадает с территорией Монгольской империи XIII – XIV веков. Получается, что борцовское боевое искусство возникло как ордынско-русское и долгое время доминировало во всех землях, входивших в Великую империю. Затем после раскола этого государства в конце XIV века единая «монгольская» система борьбы тоже распалась на отдельные школы. А прежнее искусство – забыто или трансформировано под влиянием изменившихся местных обычаев.
Я не буду пересказывать всю работу И. И. Куринного, обозначу лишь некоторые аспекты. Если мы будем классифицировать все виды боевых искусств по схожим признакам, то легко увидим разделение единоборств на ударные и бросковые. Бросковые подразумевают близкую дистанцию к противнику и необходимость крепкого захвата с целью провести бросок. Среди бросковых видов, независимо от того, как бы далеко не находилась родина их появления, будут виды, основанные на борьбе с захватом пояса. Речь не идет о поясе как атрибуте одежды для подвязывания распахивающихся пол халата, рубахи или кимоно. Здесь имеется в виду пояс, которым пользовались воины для крепления на нём оружия. Ударные же единоборства, напротив – избегают плотного контакта с соперником. Атака в них строится на нанесение ударов своими наиболее крепкими и нечувствительными к боли частями тела по наиболее болезненным или жизненно важным частям тела соперника. Сообразно традиции, в одном виде борьбы схватка становится возможной лишь тогда, когда дистанция максимально близкая, а в другом – дальняя. Изучая этот феномен, автор пришел к выводу, что бросковые виды единоборств были популярны среди воинов, имевших оружие, и которым не нужно было вести бой голыми руками на средней и дальней дистанциях.
Виды тренировочных поединков культивировались как игры или тренировки воина в мирное время. Таким образом, среди бросковых видов единоборств оказывается масса видов борьбы на поясах: барильда (Монголия), глима (Исландия), джиу-джитсу (Япония), кох (Армения), кураш (Узбекистан), куреш (Киргизия), курес (Казахстан), гуреш (Турция), гюлеш (Азербайджан), гуштингури (Таджикистан), горэш (Туркмения), курэш (традиционный у татар, башкир, на Поволжье, Урале и Алтае), кушти (Индия, Пакистан), сумо (Япония), трынтэ (Молдавия), ссирым (Корея), чидаоба (Грузия), тутуш (Северный Кавказ) и прочие. Воинами не были люди с улицы, а холодное оружие стоило дорого и не всем дозволено для ношения. Воину, обладавшему холодным оружием, незачем было вступать в бой голыми руками. Его противник, имевший такое же оружие, вынужден был держать дистанцию, обмениваясь ударами мечом, булавой или копьем. Но когда в ходе битвы кто-то один из них лишался этого оружия, то ему ничего не оставалось делать, как максимально сблизиться с врагом, потому что в ближнем бою оружие становилось неэффективным. Проведя бросок противника на землю, умелый борец получал преимущество, чтобы завершить бой добиванием.
Виды борьбы, дошедшие до нас и те, от которых остались лишь рисунки на стенах, гравюрах или посуде говорят о поразительном сходстве приемов. Независимо от того, как далеки во времени или по расстоянию между собой единоборства, мы везде можем видеть бросок с обвивом ноги, «мельницу», бросок с захватом голени, бедра или проход в ноги.
И. И. Куринной приводит карту распространения этих видов борьбы, поразительно совпадающую с картой завоеваний Монгольской империи в XIII – XIV веках. Так ли это в действительности? Или, может быть, прав Брюс Ли, говоривший в интервью Пьеру Бертону, что нет такого понятия, как, например, китайский стиль боя или японский стиль, или еще какой-то другой? И если бы у человека было, допустим, три руки или четыре ноги, то у нас была бы новая форма рукопашного боя? Но в реальности у нас ведь только две руки и две ноги, а потому и стили не так уж сильно отличаются друг от друга. Для нас важно, что существуют виды борьбы бросковые и ударные.
Ударные виды борьбы как раз, по мнению Куринного, создавались и развивались простым народом, то есть в среде людей, кому оружие носить было запрещено. Первым делом колонизаторы и захватчики по понятным причинам под страхом смерти запрещали завоеванному народу хранить и носить оружие или владеть им. Например, карате (в переводе с японского – «пустая рука») появилось на Окинаве в XVI веке. Жители этого острова разработали систему боя голыми руками и ногами. «Окинавцы» определили точки прицела ударов и создали систему тренировок для того, чтобы руки были так же эффективны как холодное оружие.
История появления китайского ушу и его разновидностей кенпо и пакуа в XVI веке очень похожа. В захваченной маньчжурами Поднебесной бедное местное население тоже не имело оружия – завоеватели строго-настрого запрещали. И простые люди старались заменить его, например, предметами крестьянского быта: нунчаками (палками для обмолота риса), серпами, шестами или даже веслами. Конечно, для нанесения ударов вовсю использовались и руки-ноги.
И Европа также не явилась исключением. В XVII – XVIII веках появился ударный вид французской борьбы сават. Он возник на основе старой крестьянской игры – поединка ногами. Само слово «savate» переводится с французского как «рваный башмак». Так что первые «спортсмены» савата вышли из крестьян и мелких бандитов, промышлявших разбоем. Из среды людей, для которых хорошее оружие было малодоступно.
Несмотря на общий принцип деления и распространения боевых искусств по принципу социальных классов и способов борьбы, были территории со своими самобытными способами ведения боя. Например, в Китае, Вьетнаме или Индии практиковалась борьба, основанная на подражании животным. Множество стилей и их разновидностей изображают тигра, змею, обезьяну или крупное хищное насекомое богомола, но это, скорее, исключение из общего правила.
Несмотря на то, что хронология в работе Куринного несколько отличается от дат в других источниках, его теория вполне имеет право на существование. И особенно я согласен с тем, что современные единоборства и боевые системы получили свой завершенный вид совсем недавно.
Скажем, айки джиу джитсу появилось в конце XIX – начале XX столетия, айкидо – в начале XX века, а всё многообразие стилей каратэ – в середине XX в. Дзюдо – это конец XIX – начало XX столетия, кравмага и тхэквондо – середина XX в., хапкидо – вторая половина XX в. Всплеск появления новых и преобразования старых систем рукопашного боя на рубеже XIX и XX веков оказался неслучайным. С одной стороны, велика была роль рукопашного поединка в реальных боевых действиях. С другой – толчком для развития единоборств послужил прогресс, то есть возможность быстро передвигаться, путешествовать, а также фиксировать свои знания и наблюдения на бумаге или фото-кинопленке. За каких-то сто лет технологическое развитие сильно повлияло на нашу повседневную жизнь. Машины, компьютеры, современная архитектура и интернет навсегда изменили жизнь человечества. Прогресс также повлиял на боевые искусства и сферы их применения. События середины XX века были полны поводов для применения рукопашного боя, его совершенствования и распространения по миру.
Таким образом мир узнал про японское карате и бывшее его прямой калькой корейское каратэ – тхэквондо. Корея с 1910 по 1945 годы была оккупирована японскими войсками. Корейская молодёжь, желая учиться рукопашному бою, шла в секции и занималась карате, которое в Корее называлось тан су до. Именно этим единоборством и занимался будущий генерал южнокорейской армии, студент Чой Хон Хи. После освобождения страны началась Корейская война (1950—1953 гг.), на которой приемы рукопашного боя оказались как никогда кстати, а Корея разделилась на Северную и Южную.
С 1955 по 1975 годы Южная Корея воевала во Вьетнаме, где продемонстрировала миру свой рукопашный бой. Именно этот период и стал катализатором для создания своего национального боевого искусства. Оно, по приказу первого президента Южной Кореи Пака Чон Су, должно было быть так же сильно, как карате, но непохоже на него ни внешне ни внутренне. За дело взялись всем миром: инструкторы национальных видов единоборств, историки и политики. Генерал Чой был руководителем этого проекта. В результате получилось тхэквондо, якобы существовавшее многие тысячи лет и демонстрировавшее всему миру, что Корея – высокоразвитая страна с многовековой историей и культурой. Результатом этой работы стали Олимпийские игры 1988 и 1992 гг., на которых тхэквондо было впервые продемонстрировано как олимпийский вид спорта. А в 2000-м полноценно вошло в программу олимпиады. Позже тхэквондо разделилось на олимпийский вид спорта и его традиционную версию, развалившуюся на десятки подвидов.
Подробный и интересный рассказ об этом процессе вы сможете найти у журналиста, историка и преподавателя университета Торонто Алекса Гиллиса в его книге «Смертельное искусство. Невообразимая история тхэквондо».
И хотя сегодня, в середине XXI века, войны на планете не прекращаются – рукопашный бой теряет актуальность и востребованность. На сцену выходят новые виды вооружения, а высокие технологии позволяют вести сражения с экранов мониторов. Тем не менее боевые искусства получили вторую жизнь в качестве современных видов спорта и развивающих систем. Тхэквондо, карате и другие сложно координированные виды имеют в своем арсенале сотни средств по развитию коры головного мозга, восстановлению старых и образованию новых нейронных связей. Это дает возможность человеку с ограниченными физическими и ментальными возможностями чувствовать себя намного лучше, а здоровому – превосходить того, кто этим не занимается.
Кроме того, боевые искусства и спортивные единоборства – бесценное средство по купированию предстартовых состояний, побеждающее панический страх, мандраж и оцепенение человека, оказавшегося в экстремальной обстановке. Говоря простым языком, человек, СИСТЕМАТИЧЕСКИ занимающийся единоборствами, становится храбрее. А это всегда важно как в повседневной жизни, так и в политике, бизнесе и учебе.
Если вам интересно прочитать работу И. И. Куринного можно посмотреть здесь
Думаем своей головой
Сегодня, благодаря потоку информации, в мире боевых искусств не осталось никаких секретов. Мир, Россию и наш город наводнили всевозможные секции единоборств. По закону экономики – чем больше предложение, тем меньше его ценность. И правда, сейчас на рынке появилось огромное количество самоназванных мастеров по всевозможным видам экзотических направлений боевых искусств. Задайте себе вопрос: откуда взяться «гуру» индийских, японских, филиппинских и бразильских боевых искусств, когда ещё недавно сегодняшние «мастера» были учениками свердловских средних школ и профессионально-технических училищ? Когда успели новоиспечённые «учителя» набраться восточной мудрости, если ещё и тридцати лет не прошло, как упал железный занавес? Чему учат в многочисленных секциях, подражая «палочной дисциплине» буддийских монастырей?
Я НЕ предлагаю вам усомниться в том, во что вы верили все эти годы, когда водили своего ребёнка на каратэ. Я лишь предлагаю ЗАДУМАТЬСЯ и ЛИЧНО ПООБЩАТЬСЯ с тем человеком, который стал для вашего ребёнка Сэнсэем, Гуру, Учителем, ТРЕНЕРОМ!
Что такое тхэквондо?
Тхэквондо – это технология! Технология воспитания подростка, юноши, взрослого человека. Почему не спорт и не спортивные единоборства, а именно тхэквондо? Почему не бокс, ММА, самбо, или дзюдо? Да потому, что спорт как явление культивирует совершенно иные качества. Зрелище – вот, что стоит во главе угла явления СПОРТ. Раскупленные билеты, эфирное время в прайм-тайм, съеденный попкорн, проданная спортивная одежда, кроссовки, костюмы, лыжи, клюшки. Огромная индустрия лёгкой промышленности работает на понятие «спорт». Зрелище – это индустрия развлечений, сулящая спортсмену либо деньги, либо их аналоги (рекламные контракты, известность, власть) в обмен на его здоровье, пот и кровь. Подобная деградация ценностей часто ведёт к деградации личности. Отсюда и победа любой ценой, и допинги, и подтасовки результатов, а также прочие грязные технологии большого спорта. Боевые искусства сегодня тоже становятся частью индустрии развлечений, однако, не все и не всегда. Я говорю в пользу боевых искусств, несущих в себе основы нравственно-этического воспитания.
Все мы хотим, чтобы наши дети были рядом, когда состаримся. Все мы хотим, чтобы наши дети были свободны от различных видов зависимости: алкоголя, наркотиков, сигарет, компьютерных и азартных игр. Чтобы были сильны физически, духовно, и смогли передать своим детям основополагающие ценности. Как это сделать, когда по 12 часов в день мы заняты проблемами наполнения холодильника, а ребёнок должен получать образование и соответствующее вашим запросам воспитание? Вот тут-то и приходят к вам на выручку – тренер, спортивная секция, тхэквондо. Китайская поговорка гласит: «Мастер боевых искусств учит своим примером, пока молод, и мудрым словом, когда стар». Спортивная секция – это модель общества, в которой живут люди сильные и слабые, трудолюбивые и не очень, целеустремлённые и инертные. Внутри этого общества искусственно создаются, спонтанно возникают и обыгрываются модели жизненных ситуаций, переживая которые, под руководством ТРЕНЕРА, человек заметно меняется.
Тхэквондо – это вид боевого искусства, борьбы, отличающейся своей эффектностью и эффективностью. Однако, это не просто борьба, а вид единоборства, исключающий: все виды неконтролируемой агрессии, неуважения и превышения уровня физического контакта. Вид единоборства, чёткого следования правилам соревнований, где превыше всего ценятся: ум бойца, техника спарринга, безопасность в тренировочном и соревновательном процессе.
Восточная философия?
Я часто слышу от людей, похожие вопросы. Одни спрашивают, уделяю ли я внимание на своих занятиях, восточной философии? А другие признаются, что им нравится восточная философия, и поэтому они хотят заниматься восточными единоборствами.
Эти люди вкладывают разный смысл в одни и те же понятия и часто не очень разбираются в теме. Выскажу свое личное мнение как тренер, много лет посвятивший этому «предмету». Я убежден в трех ключевых моментах. Во-первых, не все то, что было вчера – хорошо и полезно сегодня. Во-вторых, не нужно бездумно копировать чужие культуру и религию. И в-третьих, не надо поверхностно читать все, о чем говорят книги, даже такие, как «Энциклопедия тхэквондо».
Теперь, когда вы знакомы с моей позицией, подкреплю ее аргументами. Итак, философия в широком смысле слова – это воззрение на мир, людей, процессы между людьми и происхождение человека. В нашем же случае слово «философия» я понимаю как определение нравственных категорий и систему ценностей, систему морально-нравственного воспитания. Если проще – «что такое хорошо и что такое плохо». Это определение человеком своего места в мире, в обществе и отношение к ним.