Книга Посткоммунистические режимы. Концептуальная структура. Том 2 - читать онлайн бесплатно, автор Балинт Мадлович. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Посткоммунистические режимы. Концептуальная структура. Том 2
Посткоммунистические режимы. Концептуальная структура. Том 2
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Посткоммунистические режимы. Концептуальная структура. Том 2

47

Klíma M. Informal Politics in Post-Communist Europe. P. 10, 15, 27.

48

Holcombe R. Political Capitalism, 2018. P. 3–4; Henderson D. R. The Economics and History of Cronyism // Mercatus Center at George Mason University. 27.07.2012. URL: https://www.mercatus.org/system/files/Henderson_economics_history_cronyism.pdf.

49

Jancsics D. From Local Cliques to Mafia State. P. 133–134.

50

Kornai J. The Soft Budget Constraint.

51

Jancsics D. From Local Cliques to Mafia State. P. 134.

52

Anticorruption in Transition: A Contribution to the Policy Debate. Washington: World Bank, 01.01. 2000. P. 3.

53

TI. Corruption Perceptions Index 2017 – Full Source Description // Transparency International, 2018. URL: http://files.transparency.org/content/download/2183/13748/file/CPI_2017_Technical%20Methodology%20Note_EN.pdf.

54

Действительно, по определению захват также должен являться неформальным / незаконным, так как он предполагает сговор, но даже этот момент преодолевается некоторыми автократическими операциями по передаче власти, перекраивающими всю законодательную основу в целях прерывания легальной процедуры правопреемственности.

55

Показательный пример смешения этих тем см.: Innes A. The Political Economy of State Capture in Central Europe // Journal of Common Market Studies. 2014. Vol. 52. № 1. P. 88–104.

56

Примером выдающегося исследования на эту тему является: Hellman J., Jones G., Kaufmann D. Seize the State, Seize the Day: State Capture and Influence in Transition Economies // Journal of Comparative Economics. 2003. Vol. 31. № 4. P. 751–773.

57

Sajó A. Clientelism and Extortion: Corruption in Transition // Political Corruption in Transition: A Sceptic’ s Handbook. Budapest; New York: CEU Press, 2002. P. 16.

58

Клима утверждает, что то, что мы называем протекцией для корешей, является «инструментом для захвата всего государства через установление непрямого контроля над основными элементами политической системы. Только таким образом можно добиться конечной цели, то есть безраздельного обладания всей полнотой власти с возможностью эксплуатировать государственные ресурсы на всех уровнях. Другими словами, захват партии является основополагающим элементом и необходимым условием для полномасштабного захвата государства». Однако Клима определяет захват государства на основании масштаба, а не фактора принуждения: протекция для корешей может распространиться на все государство, но даже в этом случае она не будет подпадать под наше определение захвата государства до тех пор, пока не станет принудительной (что, безусловно, может случиться). См.: Klíma M. Informal Politics in Post-Communist Europe. P. 26.

59

Hellman J., Jones G., Kaufmann D. Seize the State, Seize the Day. P. 760–763.

60

Хорошей иллюстрацией этого является дело Чжоу Юнкана, который занимался рэкетом внутри китайского государственного аппарата и постоянно расширял свою неформальную сеть по мере того, как шаг за шагом продвигался вверх по служебной лестнице и получал возможность патронализировать все новые и новые сферы управления. См.: Zhu J. Corruption Networks in China. P. 36–39.

61

Hale H. Formal Constitutions in Informal Politics: Institutions and Democratization in Post-Soviet Eurasia // World Politics. 2011. Vol. 63. № 4. P. 581–617.

62

Schabert T. Boston Politics: The Creativity of Power. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1989.

63

Мы благодарны Йожефу Петеру Мартину за то, что он обратил наше внимание на этот важный аспект. Также см. определение крупной коррупции, которое дает Transparency International: TI. What Is Grand Corruption and How Can We Stop It? // Transparency International (blog). 21.09.2016. URL: https://www.transparency.org/news/feature/what_is_grand_corruption_and_how_can_we_stop_it. Ср.: Moody-Stuart G. Grand Corruption: How Business Bribes Damage Developing Countries. Oxford: WorldView, 1997.

64

Beke M., Cardona F., Blomeyer R. Political and Other Forms of Corruption in the Attribution of Public Procurement Contracts and Allocation of EU Funds: Extent of the Phenomenon and Overview of Practices. Brussels: European Parliament Policy Department, 2013. P. 27.

65

Kornai J. Hidden in an Envelope: Gratitude Payments to Medical Doctors in Hungary // The Paradoxes of Unintended Consequences. Budapest: CEU Press, 2000. P. 1–15; Patients Bearing Gifts // The Economist. 24.03.2015. URL: https://www.economist.com/europe/2015/03/24/patients-bearing-gifts.

66

Cartier-Bresson J. Corruption Networks, Transaction Security and Illegal Social Exchange // Political Studies. 1997. Vol. 45. № 3. P. 466.

67

Cartier-Bresson J. Corruption Networks, Transaction Security and Illegal Social Exchange. P. 466.

68

Khatri N., Tsang E. W. K., Begley T. Cronyism: A Cross-Cultural Analysis. P. 62.

69

Burt R. Structural Holes: The Social Structure of Competition. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1995.

70

Jancsics D. From Local Cliques to Mafia State. P. 131–132.

71

Мы глубоко признательны Давиду Янчичу за комментарии и дополнения к этой таблице.

72

Jancsics D. «A Friend Gave Me a Phone Number».

73

Jancsics D. From Local Cliques to Mafia State. P. 131–136.

74

Jancsics D. From Local Cliques to Mafia State. P. 135.

75

Cooley A., Heathershaw J., Sharman J. C. Laundering Cash, Whitewashing Reputations.

76

Конечно, кланы могут нанимать брокера для отмывания денег, полученных в ходе единичной сделки, но мы полагаем, что такая ситуация не представляет собой идеальный тип.

77

Jancsics D. From Local Cliques to Mafia State. P. 136.

78

Ibid. P. 140–142.

79

Jancsics D. From Local Cliques to Mafia State. P. 141–142.

80

Competitive Intensity and Corruption Risks: Statistical Analysis of Hungarian Public Procurement – 2009–2015. Data and Descriptive Statistics // Corruption Research Center Budapest, 2016. URL: http://www.crcb.eu/?p=943. Еще одним примером исследования, похожего на наше, является: Fierăscu S. Redefining State Capture: The Institutionalization of Corruption Networks in Hungarian Public Procurement. Bucharest: Editura Eikon, 2019.

81

Beke M., Cardona F., Blomeyer R. Political and Other Forms of Corruption in the Attribution of Public Procurement Contracts and Allocation of EU Funds. P. 29.

82

Естественно, в криминальном государстве все еще существует коррупционный риск в том смысле, что девиантные государственные служащие могут попытаться удовлетворить свои собственные интересы в ущерб интересам приемной политической семьи [♦ 5.3.4.2]. Однако понятие «коррупционный риск» нужно использовать с особой осторожностью в этом контексте, потому как здесь речь идет не о ситуации, в которой какая-то государственная должность, главной целью которой является служение общественным интересам, эксплуатируется для извлечения личной выгоды, как считают многие исследователи коррупционного риска, а о ситуации, в которой уже коррумпированный чиновник может быть коррумпирован в другом направлении.

83

TI. Black Book: Corruption in Hungary 2010–2018. Budapest: Civitas Institute and Transparency International Hungary. 29.03.2018. URL: https://transparency.hu/wp-content/uploads/2018/03/Black-Book_EN.pdf. P. 18–29.

84

TI. Black Book. P. 18–29.

85

Hegedüs J., Péteri G. Közszolgáltatási Reformok És a Helyi Önkormányzatiság [Реформы государственного аппарата и органов местного самоуправления] // Szociológiai Szemle. 2015. Vol. 25. № 2. P. 90–119; Мадьяр Б. Анатомия посткоммунистического мафиозного государства. С. 156–158.

86

TI. Black Book. P. 28. По состоянию на момент написания этой книги ситуация изменилась еще радикальнее, приблизившись к криминальному государству идеального типа. В 2016 году правительство наделило себя полномочиями одобрять все тендеры на сумму, превышающую 300 млн форинтов (900 тыс. евро), а в конце 2018 года было создано несколько контролируемых государством агентств, чьей функцией стала организация и проведение тендеров в сфере строительства, спорта и информационных технологий на сумму свыше 700 млн форинтов (2,1 млн евро); в 2021 году деятельность компаний, ответственных за техническое выполнение и консультирование государственных закупок, была централизована и фактически монополизирована государством, что в мафиозных государствах означает все более очевидное совпадение ролей подрядчика и инспектора (иногда того, кто объявляет тендер). См.: Szabó Y. Purgatorbánium; Brückner G. Az állam váratlanul beszántja a teljes hazai közbeszerzési piacot [Государство внезапно захватило весь рынок государственных закупок] // Telex.hu. 05.02.2021. URL: https://telex.hu/gazdasag/2021/02/05/az-allam-varatlanul-beszantja-a-teljes-hazai-kozbeszerzesi-piacot.

87

Согласно Тоту и Хайду, введение нового типа госзакупок с низкой прозрачностью, но довольно простым управлением – это еще один фактор, подкрепляющий такую тенденцию. Венгерский закон о госзакупках был изменен в 2011 году, когда в него были внесены поправки, касающиеся закупок ниже 25 млн форинтов (75 тыс. евро), что привело к увеличению ценовой деформации и риска (санкционированной или несанкционированной) коррупции. См.: Tóth I. J., Hajdu M. Versenyerősség, társadalmi veszteségek és a 25 millió forintos értékhatár rejtélye: 2009–2016 közötti magyar közbeszerzések statisztikai vizsgálata. [Интенсивность конкуренции, социальные потери и загадка порога в 25 млн форинтов: Статистический анализ государственных закупок Венгрии с 2009 по 2016 год] // Working Paper. CRCB Working Papers, 2017. URL: http://www.crcb.eu/wp-content/uploads/2017/09/t25_2017_paper_170927.pdf.

88

Мы благодарим Иштвана Яноша Тота за то, что он предоставил нам точные цифры по количеству выигранных и проигранных тендеров.

89

Tóth I. J. Nyolc Ábra Egy Magyar Csodáról [Восемь примеров венгерского чуда] // G7 (блог). 21.05.2019. URL: https://g7.hu/kozelet/20190521/nyolc-abra-egy-magyar-csodarol/.

90

Baumann H. A Failure of Governmentality: Why Transparency International Underestimated Corruption in Ben Ali’ s Tunisia // Third World Quarterly. 2017. Vol. 38. № 2. P. 467–482; Fougner T. Neoliberal Governance of States: The Role of Competitiveness Indexing and Country Benchmarking // Millennium. 2008. Vol. 37. № 2. P. 303–326.

91

Более детальный анализ Индекса восприятия коррупции см.: Magyar B., Madlovics B. From petty corruption to criminal state.

92

TI. Индекс восприятия коррупции за 2011 г. Часто задаваемые вопросы // URL: http://transparency.ee/cm/files/lisad/2_cpi2011_faqs_ru.pdf.

93

TI, Corruption Perceptions Index 2017 – Full Source Description.

94

Для обозначения коррупции на свободном рынке Transparency International использует термин «административная коррупция».

95

TI. TI, Corruption Perceptions Index 2017 – Full Source Description.

96

Показательным является дело Аслана Гагиева и его криминального клана под названием «Семья», члены которого принадлежали к преступному миру, а также к политической сфере, включая министров и высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов. См.: Anin R. The Brotherhood of Killers and Cops // Organized Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP). 03.092018. URL: https://www.occrp.org/en/daily/28-ccwatch/cc-watch-indepth/8539-the-brotherhood-of-killers-and-cops. Подробнее о кланах см. Главу 3 [♦ 3.6.2.1].

97

Tilly C. Trust and Rule. New York: Cambridge University Press, 2005.

98

Ibid. P. 34.

99

Ibid. P. 103–107.

100

Gambetta D. The Sicilian Mafia.

101

Как пишут Леденёва и Баез-Камарго, «[региональные] „каналы“ находятся под неформальным, но неустанным контролем. Как гласит русский анекдот, „государственных чиновников ловят не за то, что они воруют, а за то, что воруют не по чину“» (Baez-Camargo C., Ledeneva A. Where Does Informality Stop and Corruption Begin? P. 57).

102

Ср.: Мадьяр Б. Анатомия посткоммунистического мафиозного государства. С. 227–238.

103

Tilly C. Trust and Rule. P. 105.

104

Tóth D., Gál L. I., Kőhalmi L. Organized Crime in Hungary // Journal of Eastern-European Criminal Law. 2015. № 1. P. 22–27.

105

Pomerantsev P. Nothing Is True and Everything Is Possible. New York: Public Affairs, 2014. P. 30–32.

106

Stephenson S. It Takes Two to Tango.

107

Turovszkij D. Orosz hekkerek: Így lettek lázadókból Putyin katonái [Русские хакеры: как бунтари стали солдатами Путина]. Budapest: Athenaeum, 2020. P. 147.

108

Ibid. P. 158.

109

Wang P. The Increasing Threat of Chinese Organised Crime // The RUSI Journal. 2013. Vol. 158. № 4. P. 6–18.

110

Griffiths H. Smoking Guns: European Cigarette Smuggling in the 1990’ s // Global Crime. 2004. Vol. 6. № 2. P. 185–200.

111

Подробнее об узбекском организованном надполье и его связях с организованным подпольем см.: Chayes S. Thieves of State: Why Corruption Threatens Global Security. New York: W. W. Norton & Company, 2015. P. 101–117. С 2016 года ситуация могла измениться, так как в конце 2019 года Узбекистан отменил оставшиеся валютные ограничения (то есть узбекский сум теперь можно свободно обменивать).

112

Tilly C. Trust and Rule. P. 30–36.

113

Мы заимствовали термин «криминальная экосистема» у Мойзеса Наима, который использует его в статье как фигуру речи, но не дает ему определение. См.: Naím M. Mafia States. Без какой-либо связи с нашей темой этот термин также использовался в научной литературе по киберпреступности. См., например: Yang C. et al. Analyzing Spammers’ Social Networks for Fun and Profit: A Case Study of Cyber Criminal Ecosystem on Twitter // Proceedings of the 21st International Conference on World Wide Web, 2012. P. 71–80.

114

Stephenson S. It Takes Two to Tango. P. 414. Также см.: Bayart J.-F. The State in Africa: The Politics of the Belly. Cambridge; Malden, MA: Polity, 2009.

115

Miller A. Moldova under Vladimir Plahotniuc.

116

Ср.: Deák A. Captured by Power: The Expansion of the Paks Nuclear Power Plant // Twenty-Five Sides of a Post-Communist Mafia State. P. 323–344; Bullough O. The Dark Side Of Globalization // Journal of Democracy. 2018. Vol. 29. № 1. P. 25–38.

117

Bullough O. The Dark Side Of Globalization. P. 33.

118

Подробнее о знаменитой российской схеме встроенной коррупционной прачечной см.: Miller A. Moldova under Vladimir Plahotniuc. P. 125–152.

119

Cooley A., Heathershaw J., Sharman J. C. Laundering Cash, Whitewashing Reputations. P. 42–44.

120

Bullough O. The Dark Side Of Globalization. P. 28–34.

121

Cooley A., Heathershaw J. Dictators Without Borders: Power and Money in Central Asia. New Haven: Yale University Press, 2017.

122

Dawisha K. Putin’ s Kleptocracy; Brückner G. Étel-ital, autók, ruhák: fogyasztanak a NER aranyifjai [Еда, напитки, автомобили и одежда: на что тратят деньги нувориши из NER] // Index.hu. 19.12.2017. URL: https://index.hu/gazdasag/2017/12/19/etel-ital_autok_ruhak_-_igy_elnek_a_ner_aranyifjai_iii./.

123

Yuichi Kono D., Montinola G. Does Foreign Aid Support Autocrats, Democrats, or Both? // The Journal of Politics. 2009. Vol. 71. № 2. P. 704–718.

124

Brückner G. Mibe fektetnek a NER-lovagok? [Во что инвестируют лидеры NER?] // Index.hu. 05.01.2018. URL: https://index.hu/gazdasag/2018/01/05/a_ner-lovagok_beruhazasi_befektetesi_szokasai_iv._resz/.

125

Ср.: Lyebyedyev Y., Makhortykh M. #Euromaidan: Quantitative Analysis of Multilingual Framing 2013–2014 Ukrainian Protests on Twitter // 2018 IEEE Second International Conference on Data Stream Mining Processing (DSMP), 2018. P. 276–280.

126

Pomerantsev P., Weiss M. The Menace of Unreality. P. 22–23.

127

Lough J. Russia’ s Energy Diplomacy // Briefing paper. The Means and Ends of Russian Influence Abroad Series. Chatham House, 2011.

128

Juhász P. Társadalmi Együttműködés Az Első, a Második És a Harmadik Ökonómiában [Общественное сотрудничество в условиях первой, второй и третьей экономики] // Fogyasztói Szolgáltatások. 1981. № 4.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги