Ведущий – яркий костюм.
Весна – лучше, чтобы эту роль играл взрослый. Яркое, красивое платье, венок из цветов на голове или на шапке.
Первый скоморох – яркий веселый костюм, колпак. Может играть и ребенок, и взрослый.
Второй скоморох – яркий веселый костюм, колпак. Может играть и ребенок, и взрослый.
Третий скоморох – яркий веселый костюм, колпак. Может играть и ребенок, и взрослый.
Вьюга – светлый серебристый костюм. Может играть и ребенок, и взрослый.
Метель – развевающийся светлый костюм. Может играть и ребенок, и взрослый.
Потребуется
Чучело Масленицы.
Угощение (блины и т.п.)
Инвентарь для испытаний и развлечений.
Данный вариант Масленицы применяется в том случае, когда есть возможность задействовать все семь дней. Каждый день мы посвящаем именно тому варианту, которому день соответствует. С одной стороны организовать это по времени оказывается трудно, да и угощения каждый день готовить накладно, а с другой, в этом случае дети получают возможность почувствовать, что такое праздник, который длится целых семь дней. Такой опыт может быть весьма полезен. Интересно организовать всё так, чтобы каждый день угощения готовили определенные классы. Так будет немного проще. Кроме того, чучело Масленицы можно поставить на все семь дней, если, конечно, не боитесь, что с ним что-нибудь случится. Если боитесь, чучело Масленицы нужно выносить каждый раз перед началом праздника (кроме первого дня). Некоторые дни можно объединить, чтобы освободить выходные – субботу и воскресенье. Для этого достаточно будет подкорректировать конкурсы и дать всю информацию о каждом дне во вступительном слове дня. В сценарии приводятся варианты испытаний и развлечений, но можете также использовать возможности имеющейся территории и оборудования. Если есть горки, можно (и даже нужно) с них покататься, если есть кольца, можно побросать мячи или мешочки в кольца и т. п. Кроме того, количество конкурсов можно менять в зависимости от количества групп, на которые можно разделить детей. Некоторые конкурсы можно повторить на следующий день, если есть интерес и необходимость.
Праздник проводится на улице, на каждом испытании должны стоять свои проводящие, они будут объяснять, что делать, давать стартовые команды и т. п. При организации праздника для начальной школы можно попросить старшеклассников помочь организовать испытания и посудить на них. Это будет интересно и старшим ученикам и младшим. Заодно познакомятся поближе.
Первый день – Встреча
Звучит песня «Масленица» (Как на масленой неделе собрался честной народ…)
Муз. и сл. народные, ученики выстраиваются на улице.
Ведущий
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы собрались сегодня для того, чтобы встретить нашу дорогую и любимую Масленицу. Как вы, наверное, знаете, Масленица празднуется целых семь дней – всю неделю. Первый день называется «Встреча». Сегодня мы встретимся с главными участниками нашего праздника. Как думаете, с кем?
Ученики дают варианты ответов.
Ведущий
Почти все ответы верны. Но я не буду отвечать сейчас. Вы сами посмотрите и встретите наших друзей.
Выбегают скоморохи.
Первый скоморохВсех приветствуем друзья,Не замерзли здесь?Скоморох весёлый я,Прибыл к вам я весь.Второй скоморохИ я тоже скоморох,Как ни покрути.Могу рассыпать весь горох,Весело цвести!Третий скоморохЧто-то я вас не пойму,Что вы говорите?За нашим русским языком,Получше там следите!Первый скоморохТак веселее говорить,Когда не всё понятно.А с весельем лучше жить,Всем это приятно!Второй скоморохХватит спорить,Нас же ждут.Будем танцевать!А ребята,Прямо тут,Будут помогать!Танец «Пляска скоморохов» (Расступись честной народ…)
Авторы неизвестны. В интернете можно найти «плюс». Песня очень хорошо подходит для скоморохов.
Скоморохи танцуют, показывают различные движения, ученики подключаются и так же танцуют – повторяют движения скоморохов.
Третий скоморохУх, ребята молодцы!Молодцы и огурцы!Танцуете отлично!И скачете прилично!Ведущий
Масленица – это проводы Зимы и приглашение Весны. Вы думаете, что времена года сменяются сами собой, а в древности считали, что без проводов зимы весна никогда не придёт, поэтому обязательно праздновали переход от зимы к весне. Ой, я слышу, к нам идет очень важная гостья. Встречайте!
Под песню «Зимушка-зима, не морозь до утра» в исполнении Каракоз Ульяны выходит Зима.
Зима
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Дети, дружно
Зимушка-зима!
Зима
Спасибо, очень приятно, что вы меня знаете и так ласково величаете. Да, я Зима. Морозила я вас в этом году, снегом развлекала. Но пора и новое время года встречать. Мне жаль уходить, но всему должно быть своё время.
В зимний вечер так приятно,Сесть, в окошко посмотреть.Снег кружится так занятно,Можно день и ночь глядеть.Но кончается зима,Снежинкам спать давно пора.Весны шаги уже слышны,Хотя они и далеки.Под песню «Весну звали» в исполнении Влада Крутских выходит Весна.
Весна
Нет, не так уж далеки,Я уже на месте.Мои шаги совсем легки,Шагать мы будем вместе!Здравствуйте, ребята! Рада всех вас видеть! Как сильно вы изменились за целый год! Здравствуй, Зима, как поживаешь?
Зима
Хорошо поживаю, да теперь уже в путь собираюсь. Пора место уступать.
Весна
Не торопись, побудь с нами ещё эту недельку. У нас же праздник! Масленица!
Зима
Спасибо за приглашение. Но вдруг я всех тут заморожу? Тогда вы и праздновать ничего не сможете!
Весна
Не волнуйся. Если ты кого-то заморозишь, я отогрею.
Зима
А справишься? Ты же только пришла, ещё в силу не вступила!
Весна
А вот давай и проверим. Ребята, вы мне поможете?
Ребята
Да!
Зима
Тогда сделаем так: я попробую всех заморозить, а ты Весна, будешь всех размораживать. Посмотрим, кто из нас быстрее.
Весна
Отлично! Давайте попробуем ребята! Когда вас коснётся Зима, вы сразу замораживаетесь и стоите на месте. А вот когда вас коснусь я, тогда убегаете – вы оттаиваете и свободно бегаете!
Зима
Всем понятны правила? Ну что ж, проверим, кто кого. Начали!
Проводится игра. Если костюм Зимы не позволяет быстро бегать, можно позвать на помощь снежинок – одного-двух учеников – или позвать скоморохов. Помощникам Зима выдает специальные зимние варежки, которыми они и будут салить. Зима салит убегающих игроков, Весна спасает. В конце побеждает Весна, так как у Зимы не получается салить игроков быстрее, чем их спасают.
Во время игры включается музыка из мультфильма «Падал прошлогодний снег» «Начальная тема» муз. Гладков Гр.
Игра заканчивается. Зима говорит немного устало.
Зима
Да, не справиться мне с вами. Бегаете хорошо, догнать вас трудно, Весна всё время вас спасает… Кроме того, пока вы бегаете, сами хорошо разогреваетесь, как же мне вас заморозить?
Весна
Вот видишь! Так что оставайся с нами. И не бойся, мы постараемся не замерзнуть, а ты постарайся хорошенько повеселиться.
Ведущий
Первый день Масленицы назывался «Встреча».
Весна
Всё правильно. И я привела с собой подружку. Именно ту, в честь кого назван сам праздник.
Под песню «Здравствуй, масленица» в исполнении фольклорного ансамбля «Жаворонки» выносят чучело Масленицы.
Весна
Вот и моя подружка-Масленица. Надеюсь, вы все рады встрече с ней?
Ученики
Да!
Масленицу устанавливают на видном месте.
Ведущий
А вы знаете, кто такая Масленица? (слушает ответы детей) Вы много правильных слов сказали, но можно сказать и по-другому. Масленица у древних славян – это персонаж, который символизировал плодородие, жизнь, а где жизнь, там зима и смерть. Видите, какое необычное сочетание? Именно поэтому Масленицу в конце всех гуляний и праздников сжигали. И этот огонь символизировал победу тепла и света.
Весна
Давайте пока не будем об этом. У нас впереди ещё целых семь дней веселья! И сейчас, чтобы показать свою удаль молодецкую, отправляйтесь-ка ребятки по всяким развлечениям, что для вас сегодня приготовили!
Количество станций, по которым делятся ученики, зависит от того, как мы хотим их сгруппировать. Можно сделать по одной станции на класс, а можно объединить несколько классов на одной станции (например, все первые классы, все вторые и т. п. или первые со вторыми, третьи с четвертыми), чтобы станций было поменьше. Ученики расходятся по станциям, на каждой станции приготовлено свое испытание. Развлечений можно придумать множество. Многое зависит от имеющейся территории, количества детей, оборудования и инвентаря, который есть под рукой, да и от погоды. Если снега много, то можно применять одни конкурсы, а если его нет, то другие. После конкурса группа переходит к другой станции и т.д., пока каждая группа не побывает на каждой станции. Если всё правильно организованно, группы должны закончить примерно в одно время.
За участие в каждом испытании можно давать каждому ребенку конфету. Это будет своего рода приз.
Герои – Зима и Весна, ходят по конкурсам, поддерживают, болеют, подбадривают.
Варианты конкурсов:
1. Попасть шайбой в ворота
Нужно ударить клюшкой по шайбе и попасть в ворота с дистанции 5—7 м. В качестве ворот можно поставить две стойки. Если снега и ровной площадки нет, то провести испытание можно и на асфальте. Чтобы быстрее провести испытание, используется двое, трое ворот и два-три набора для хоккея (берём не настоящие хоккейные деревянные клюшки, а детские пластмассовые наборы, чтобы избежать травм).
2. Броски снежков или мешочков на точность в вертикальную мишень
Мишень на уровне головы или чуть выше. Броски выполняются с 4—7 м. Используем несколько мишеней, чтобы ребята долго не стояли на месте. Вместо мешочков можно использовать скомканные комки бумаги (они будут играть роль снежков).
3. Рисуем картины на снегу
Используются брызгалки с подкрашенной водой. Подкрасить можно различным цветом. Каждой группе выделяется своя часть снежной площадки. Задача участников взять пластиковые бутылки с подкрашенной водой (в крышке дырка) и с помощью такой «брызгалки» нарисовать что-то интересное на снегу. В конце, все соберутся и посмотрят, у кого что получилось. В этом соревновании можно выбрать победителя, чтобы было за что соревноваться. Рисовать можно одну большую картину или несколько маленьких. Каждый ребёнок может нарисовать что-то своё на небольшом пятачке.
Если снега для рисования нет, рисуем мелками по асфальту. В таком варианте рисунки проживут намного дольше.
Хорошо было бы, чтобы ребята постарались делать картины на тему зимы и весны.
4. Прокатить лыжу на точность
Дается деревянная лыжа (или несколько, чтобы проводить конкурс подинамичнее, побыстрее). Впереди проводятся две линии, которые обозначают промежуток, в котором должна остановиться лыжа, чтобы результат был засчитан. Промежуток этот находится в 4—8 м от старта, а ширина его немного превышает длину лыжи.
5. Набрасывание средних колец или обручей на высокие стойки (высота от 160 см).
Задача: с 4 м или дальше набросить кольцо на стойку. Дается не менее трёх попыток. Используется две-три стойки, чтобы ребята быстрее проходили испытание.
Проводится общий сбор.
Зима
Да, посмотрела я на вашу удаль молодецкую. Многое вы умеете.
Весна
Порадовали вы меня! Я посмотрела все конкурсы, что выпали вам сегодня, и мне понравилось, что каждый из вас постарался на славу! Думаю, моей подруге Масленице тоже понравилось то, как вы проходили испытания.
Ведущий
А вы помните, как в старину заканчивался этот день?
Зима
Как я помню, в старину этот день заканчивался кулачным боем.
Весна
Точно! Но мы, конечно, не будем устраивать кулачные бои, а попробуем померяться силой воздушных шариков! Попробуете определить, чьи шарики окажутся самыми крепкими. Можно биться шариками, чтобы шарик бил по шарику, но не по людям!
Все ученики получают в руки надувные шары. По сигналу дети могут ударять по шарикам друг друга. У кого шарик лопается, тот выбывает. Игра проводится два-три минуты, ее нужно останавливать, если участники слишком заиграются.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Осаленные садятся на скамейку.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги