Первый, довольно известный – эффект бабочки. Наверняка читали книгу или даже книги, смотрели фильм или даже фильмы (акцент на каждом из двух выделенных слов обязателен), посвящённые ему? Данный эффект говорит о том, что, если раздавить где-то в прошлом одну бабочку, то это будет иметь неминуемые последствия в будущем: изменится грамматика, политический строй, а быть может, человеческий вид как сущность вообще не появится.
Вторая интерпретация утверждает, что, наступив на бабочку где-то в … (произносится место, где играется спектакль, для большего погружения зрителей), непременно вызовем цунами в Японии. землетрясение или торнадо в Америке13.
Это выглядит весьма красиво, но не учитывается главное – физическая составляющая: в частности, затухания, которые присутствуют всюду – на Земле в виде эффекта Доплера, во Вселенной – через красное смещение14.
Эффект затухания говорит о том, что одной бабочки будет недостаточно для столь глобальных изменений: возможно, придётся истребить целый вид, пока достигнем нужного результата.
Но стоит учесть, что помимо прочего люди слишком часто ошибаются и в методике оценки прошлого, поэтому создают неправильную модель настоящего.
Слайд №… «Будущее раньше…»:
Проблема заключается в том, что будущее всегда наступает раньше, чем прошлое (выделить фразу в речи) – в наших головах. И первейшая задача – успеть его синхронизировать.
Второй пример о неправильной интерпретации будущего был взят мной из свершившегося:
Слайд №… «Маяк»:
Всегда стремился к объективности: но как её достичь в мире людей, которые априори субъективны? (Актёр идёт к полке и берёт книгу А. Аузана «Экономика всего». Садится на стул, обращаясь лицом к зрителю.)
Одним из способов является изучение мнений людей разных взглядов и убеждений: если их позиции совпадают, значит, в этом есть доля пусть не истины, но правды.
Совсем недавно удалось прочитать книгу московского профессора, последователя школы институциональной экономики, Александра Аузана «Экономика всего»: в ней нашёлся потрясающий пример того, как люди, ведущие экономисты из Англии, США и других стран, ошибались в течение более чем… (пауза примерно такого же характера и длины, как и в моменте выше, когда произносится фраза «двух… тысяч лет») двухсот лет.
Дело в том, что они утверждали, что, поскольку Великобритания – морская держава, для её развития необходимы маяки. А кто же будет строить маяки, если не государство? Именно так ведущие умы экономики обосновывали необходимость этого политического института. И так продолжалось двести с лишним лет!
Пока один молодой учёный не решил всё проверить: он пошёл в библиотеки, архивы и стал выписывать, кто и когда строил маяки. Выяснилось, что их строил кто угодно: энтузиасты, безумцы-архитекторы, общины, капитаны… (пауза) – кто угодно, но только не (акцент на частице) государство. Двести с лишним лет люди жили с совершенно иным убеждением! (Выделить голосом как можно жёстче.)
И это – отнюдь не единственный пример.
Переключение на слайд №… «Крест»:
На этом слайде вообще-то должна была быть изображена свастика, но тогда спекталь получил бы несколько иной оттенок, а мне хотелось максимально уйти от политики в сегодняшнем контексте: впрочем, и крест, и свастика воспринимаются ныне неправильно.
Крест строго связан с христианством, свастика – с нацизмом15 (который, к тому же, ошибочно и часто именуют фашизмом), но оба эти символа – из язычества: крест, в частности, означает не что иное, как связь мира нашего, земного, с миром верхним, духовным. И вот такие аберрации – кругом и всюду.
Слайд №… «Кривая растущая линия»:
В частности, в мире бизнеса главным мифом является тезис о том, что дело должно прирастать и развиваться: в крайнем проявлении он известен как теория большего дурака16.
Суть тезиса следующая: приходит инвестор №1 и покупает, скажем, долю компании на 10 000 условных единиц. Затем приходит инвестор №2 и тоже покупает долю компании: при этом доля первого увеличивается до 20 000 условных единиц. Затем приходит третий, и доля первого возрастает до 30 000. А затем откуда-то появляется инвестор №4 и решает купить долю компании у инвестора №1, скажем, за 1 000 000. И покупает.
И только потом инвестор №4 осознаёт, что за ростом оборота компании больше ничего нет: прибыль фирма не генерирует, убытки – возрастают, и единственная возможность получить доход с этого предприятия – продать долю большему дураку.
И такой подход применяется не только в нынешней России, но и во всех странах, где есть инвестиционный бизнес. И именно поэтому убиваем Планету: расходует ресурсы неправильно.
Почему же так происходит?
Переключение на слайд №… «Круг и стрелка»:
Потому что познание современного человека строится на методе анализа: лучшее, что может сделать каждый из нас, – найти какую-то интересную сферу и углубиться в её изучение. В результате человек сможет расширить общую область знания незначительно (актёр показывает на круг на слайде) – изображено точкой, которую пришлось увеличить до небольшого круга, чтобы стало понятнее и заметнее.
Переключение на слайд №… «Метод синтеза»:
Как видим, метод синтеза, который стоило бы применять для познания будущего, выглядит несколько сложнее. Долго думал, рассказывать ли о нём подробно, но в итоге решил, что нет: лучше сосредоточиться на более общих и одновременно понятных вещах. И вновь возвращаюсь к смерти. И начнём с этого слайда (переключение на слайд №… «Статистики самоубийств»)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Здесь и далее курсивом описаны технические аспекты спектакля, ремарки, а обычным шрифтом – прямая речь актёра.
2
Описание см. ниже.
3
По возможности – робот в зале должен быть роботом-пылесосом или иным бытовым роботом.
4
Или его аналог.
5
Тем самым у зрителей должен создаться, во-первых, эффект ожидания, во-вторых, музыка играет в темноте и происходит аккомодация глаз, в то время как освещение статичной сцены возвращает внимание зрителя именно к данному месту, одновременно отторгая его от вводной части.
6
Полная презентация находится по ссылке: https://docs.google.com/presentation/d/1PQm-PZlFvkJ4NVtmc7orCSQpqNdn_dfupVwrFdMEIII/edit?usp=sharing. Музыкальное сопровождение (доступ ограничен в силу лицензии на музыкальные композиции): https://drive.google.com/drive/folders/1sf9pUw5tNG4YDalJJm033EnsZoa1xVFD.
7
В данном случае слово должно произносится как «войнов».
8
Гипотеза высказывалась мной и ранее: https://habr.com/ru/post/363339/#comment_15973715.
9
Можно найти также здесь: http://audionautix.com/Music/DeepSpace.mp3.
10
Подробней также https://youtu.be/c_pVnUUyVso?t=246.
11
Важно: именно дополнительная, а не дополненная реальность. Первое понятие шире второго по содержанию.
12
Важно: именно дополнительная, а не дополненная реальность. Первое понятие шире второго по содержанию.
13
Или другие удалённые от места спектакля географические точки.
14
Технически это один эффект, но для усиления – приводится подобная градация.
15
Который мне как строй претит.
16
Поучительный пример от моих бывших коллег: https://habr.com/company/zpayment/blog/320202/, собравший немало мнений в сети. Рекомендую.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги