Книга Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения - читать онлайн бесплатно, автор Л. В. Фомичева. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения
Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения

В литературе, посвященной вопросам физического развития и воспитания детей, актуализируются внешние факторы, имеющие решающее и значительное влияние на хорошее физическое развитие ребенка, а следовательно, на физическое совершенствование зрительной системы. К ним относятся: гигиенические условия жизнедеятельности, компонентами которых выступают личная гигиена (чистота тела, одежды и др.), общественная гигиена (чистота помещений, игрушек, предметов пользования и др.); гигиена занятий (например, соответствие размеров учебной мебели росту ребенка и др.), полноценное питание, в том числе и режим питания; режим дня, обеспечивающий смену занятий и отдыха; достаточное пребывание на свежем воздухе, систематические физические упражнения разных видов, организуемые взрослым, например, на занятиях физкультурой или в спортивных секциях и самостоятельные упражнения в виде подвижных или спортивных игр. Физическое и функциональное развитие зрительной системы, являющейся неотъемлемой частью всего организма, во многом обеспечивается обозначенными факторами, поэтому их следует также рассматривать как охранно-гигиенические мероприятия с целью профилактики зрительных расстройств, а также успешного развития и совершенствования зрительной системы.

Охрану зрения, как и здоровья ребенка в целом, следует рассматривать и в соответствии с возрастными психологическими особенностями. Они во многом определяют поведенческие реакции ребенка, характер его взаимодействия с окружающим миром, степень сознательного отношения к своему здоровью. Разумная деятельность взрослого по организации жизнедеятельности ребенка, созданию предметно-пространственной среды в соответствии с психологическими особенностями того или иного возрастного периода позволит не только предупредить детский травматизм, который, по данным офтальмологов, часто приводит к повреждению глаз, нарушению деятельности зрительных центров головного мозга, но и способствовать правильному рефтакторогенезу. Родители и педагоги должны иметь достаточно четкие представления о неблагоприятных факторах, которые могут отрицательно повлиять на ход развития зрительного анализатора и его функций в той или иной жизненный период в ситуациях активного взаимодействия ребенка с внешним миром. Взрослому важно помнить, что характер этого взаимодействия, его содержание во многом определяется психофизическими особенностями ребенка, которые проявляются в умениях, знаниях об окружающем, в характере ориентировочно-познавательной деятельности, в самостоятельности и активности ребенка, в его любознательности и интересе к миру и в др. Недооценка взрослым психических новообразований, являющихся естественным ходом психического развития ребенка, или завышение требований к психофизическим возможностям в тот или иной период его жизнедеятельности часто способствуют возникновению неблагоприятных для зрения и его развития экзогенных факторов.

В возрастной психологии выделяются следующие периоды жизнедеятельности и взросления ребенка: от рождения до 1 года – грудной возраст, в который входит период новорожденности (до 3 месяцев), от 1 года до 3 лет – ранний возраст; от 3 до 7 лет – дошкольный, в котором выделяется младший (3–5 лет) и старший (5–7 лет); от 7 до 10– 11 лет – младший школьный; от 11 до 14–15 лет – подростковый возраст; 14–17 лет – ранняя юность (А.В. Петровский).

Кратко рассмотрим возможные неблагоприятные экзогенные факторы для развития зрения в каждом возрастном периоде жизни. Как отмечалось выше, на первом году жизни ребенка интенсивно развивается зрительный анализатор и происходит формирование акта видения. На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов в развитии движений и формировании психических процессов и качеств, он научается держать голову, садиться, ползать, наконец, принимать вертикальное положение и делать несколько шагов. Малыш тянется и пытается достать яркий, интересующей его предмет. В этот период возникает собственно зрительное восприятие как психический процесс, обеспечивающий ребенку широкую и активную ориентировочную деятельность. На протяжении младенческого возраста изменяется характер психической активности ребенка. Проявляется тенденция к преднамеренности в деятельности. Младенец становится способным преднамеренно повторить движение, с тем чтобы увидеть связанное с этим движением изменение окружающей среды. К концу младенческого возраста дети обнаруживают большую подражательность, повторяя за взрослыми многие действия (А.В. Петровский).

Эти возрастные особенности определяют травмоопасность данного периода жизни, так как малыш, осваивая большое пространство, из-за неустойчивости вертикальной позы, малой координированности движений часто падает, ударяется, как правило, головой. Сильный ушиб головы может осложнить становление акта видения. Не имея достаточного запаса знаний о предметах быта, ребенок, повторяя действия взрослых с предметами, также может получить травму глаз (ушиб, химический или термоожог и др.).

Важной особенностью этого периода детства является большая зависимость успешности психоэмоционального и физического развития ребенка от педагогических воздействий взрослого, составляющими которой являются личностно-эмоциональное общение взрослого и ребенка, организующая деятельность взрослого в плане подбора игрушек для малыша, предметно-пространственная организация мест бодрствования ребенка, показа ему способов действий с предметами.

У здорового малыша очень рано появляется потребность не просто в присутствии взрослого, а в его эмоциональном отклике. Лицо человека с первого месяца жизни младенца – для него важнейшее и сильнейшее впечатление извне. До 2–3 месяцев любое лицо, даже маска или очень грубая имитация лица (круг и две точки вместо глаз), привлекает внимание младенца. Но все более значительным для ребенка становится выражение лица взрослого, его улыбка и другие мимические проявления эмоций. Выступая сильным эмоциональным стимулом, оно активизирует интерес и повышает уровень интенсивности восприятия и внимания и, прежде всего, зрительного.

Для успешного развития зрительного восприятия, а следовательно, и развития зрительных функций детям следует предлагать разнообразные по форме, окраске, размеру игрушки. Умеренные новизна и сложность предмета – два основных стимула, активизирующих интерес ребенка. Для развития зрения важно, чтобы у малыша появились и закрепились умения и желание захватить, брать игрушку, манипулировать (выполнять различные простые действия с ней). Игрушки и предметы действования должны располагаться свободно в обозреваемом пространстве и быть доступными для активных практических действий ребенка. Актуальны для зрения малыша игры с мячом, шарами; игры с катанием, бросанием, вкладыванием и выниманием; игры, ориентированные на развитие объединенного внимания. К концу первого года жизни важно помогать ребенку рассматривать картинки, организуя его восприятие: обращать внимание (показывать) на изображения отдельных предметов или их деталей, называя их точным словом. Такая разумная деятельность взрослого будет способствовать успешному и своевременному развитию физиологии зрения, его сенсомоторных компонентов, что выступает мощным профилактическим средством улучшения зрения в последующие возрастные периоды.

Выше уже отмечалось, что подавляющее большинство детей рождается гиперметропами, что обусловлено короткой передней (задней) осью глазного яблока новорожденного. В дальнейшем по мере увеличения глазного яблока гиперметропия постепенно уменьшается и у части детей переходит в эмметропию. Даже если отсутствуют патогенные факторы, то неблагоприятные внешние условия могут снизить темп развития или нарушить ход развития зрительных функций. Например, к таким неблагоприятным факторам можно отнести недостаточную или неравномерную освещенность большого пространства мест бодрствования младенца, подвешивание погремушек на близком расстоянии от глаз, искусственное вскармливание, нарушение двигательного режима и др. Влияние таких факторов может привести к тому, что у ребенка без явного патогенного фактора или наследственной расположенности к нарушению рефракции может нарушиться становление бинокулярного зрения и появиться косоглазие.

Следующий возрастной период – раннее детство (от 1 года до 3 лет). В этот период жизни ребенок активен в познании предметов и действий с ними. Для него еще не очень актуально длительно сосредотачивать взор на чем-либо одном, осуществлять целенаправленное рассматривание и знакомство с предметом только на основе зрения. Поэтому снижение зрения по причине напряженной зрительной работы в этот возрастной период у подавляющего большинства детей практически невозможно. Однако неблагоприятные условия физического развития, например, неполноценное питание или нарушение двигательного режима, или общая физическая слабость на фоне частых болезней могут отрицательно сказываться на физическом тонусе мышечной системы глаз, что на последующих этапах жизнедеятельности может явиться фактором снижения зрения. У части детей, с которыми взрослые проводят частые занятия статического характера, к трем годам жизни на фоне частого и длительного мышечного напряжения глаз может возникнуть снижение их аккомодативной способности (относительно возрастных физиологических возможностей).

Еще одним достаточно сильным отрицательным фактором для зрения в этот период является плохой санитарно-гигиенический уход за ребенком, способствующий как возникновению воспалительных процессов век, конъюнктивы, роговой оболочки, так и приводящий к общим инфекционным заболеваниям, которые, в свою очередь, могут выступать неблагоприятным фактором для зрения.

Возможные травмы глаз в этот период связаны, во-первых, с потребностью малыша 2–3 года жизни подражать действиям взрослых, в том числе с предметами, например, действия со спреями может привести к химическому ожогу глаз, действия с ножницами – к проникающему ранению глаз. Другим травмоопасным фактором для зрительной системы является выполнение ребенком физических упражнений (например, висы, раскачивания на качелях, канатах, катание с горок и т. д.) без надлежащей страховки со стороны взрослых. Слаборазвитая мышечная система, плохая координированность движений приводят к падениям и ушибам, в том числе и головы.

В период от 3 до 5 лет жизни (младший дошкольный возраст) у части детей уже наблюдается снижение остроты зрения, нарушение бинокулярного зрения. К факторам, негативно влияющим на зрение младших дошкольников, относятся: отсутствие или постоянное нарушение режима жизнедеятельности малыша (во всех его составляющих), что приводит к сбою функционирования различных систем организма и, прежде всего, нервной системы, в том числе и зрительной; частые ОРВИ и ОРЗ, частые воспалительные процессы в носоглотке; недостаточное по интенсивности освещение большого и малого пространства, в котором ребенок активно действует и познает окружающую действительность; преобладание в режиме дня занятий статического плана, т. е. нарушение двигательного режима; чрезмерные физические нагрузки (занятия в спортивных секциях), приводящие к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, и др. Следует отметить, что уже в этот возрастной период у разных детей с нормальной физиологией зрения оценочные показатели зрительных функций (остроты зрения, цветоощущения) могут разниться (хотя и незначительно), что может быть связано с малой познавательной активностью и недостаточным сенсорным опытом зрительного анализа конфигураций, пространства, различения цвета и т. д.

Безусловно, что и для ребенка старшего дошкольного возраста (5–7 лет) перечисленные факторы также неблагоприятны для развития и функционирования зрительной системы. Однако, приоритетное негативное влияние начинают оказывать такие факторы, как несоблюдение взрослым режима зрительных нагрузок для ребенка, постоянное нарушение осанки в процессе статических занятий (продуктивная деятельность, познавательная деятельность и др.), плохое освещение рабочего места. Выделение этих факторов связано с повышающейся ролью зрения в жизнедеятельности дошкольника: под контролем зрения ребенок выполняет многие тонкие и точные действия руками, может продолжительно выполнять графические работы (например, раскрашивать или работать в тетрадях-прописях), некоторые старшие дошкольники активно овладевают чтением и т. д.

Для нарушений рабочей позы (осанки) старших дошкольников в процессе их продуктивной или графической деятельности характерны значительный наклон головы, сутулость, сильная опора на предплечья, асимметрия в положении плеч и др. Такие нарушения рабочей позы связаны прежде всего с несоответствием размера стола и стула (как недостаточное, так и чрезмерное по высоте) или с недостаточной освещенностью рабочего места.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги