Книга Новая хронология Римской империи. Книга 1 - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Иванович Палеев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Новая хронология Римской империи. Книга 1
Новая хронология Римской империи. Книга 1
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Новая хронология Римской империи. Книга 1

Казалось бы, названия «Римская империя» и «Священная Римская Империя Германской Нации» – звучат не совсем одинаково (а для некоторых и совсем по-разному), но, как говориться, дьявол кроется в мелочах. А вот если покопаться в мелочах, то окажется, что название империи Карла Великого и его потомков звучало именно как «Римская империя» и только после 1254 г. стало употребляться в документах словосочетание «Священная Римская империя», и затем только примерно с середины XV века она стала называться «Священной Римской Империей Германской Нации». Таким образом, исходя из названия этого государства, структурно выделяется несколько периодов его исторического развития:

1. Римская империя (800 – 1254).

2. Священная Римская империя (1254 – середина XV в.).

3. Священная Римская империя германской нации (середина XV в – 1806).

Исходя из подобной периодизации и принципа «бритвы Оккама», мы можем предположить, что античная Римская империя (30 г. до н.э. – 476 г.) соответствует средневековой Римской империи (около 800 – 1254).

Предполагая, что образование Римской империи при Императоре Цезаре Августе (Октавиане Августе) соответствует «восстановлению» Римской империи при Императоре Августе (Карле Великом), мы сразу же обнаруживаем закономерное соответствие:



И подтверждающие это соответствие исторические параллели:

– «Карл Великий сразу после коронации в 800 г. пользовался длинным и неуклюжим титулом «Карл, светлейший Август, боговенчанный, великий и миролюбивый император, правитель Римской империи» [12]. «В эдиктах он титулует себя: «Карл, божией волею властитель империи римлян, пресветлевший Август» и даже помечает эдикты временем своего консульства, как и у «классических» писателей» [49].

– «В дальнейшем императоры, начиная с Карла Великого (769 – 814) и до Оттона I (936 – 973), называли себя просто «Император Август» (imperator augustus), без какой-либо территориальной конкретизации» [12].

– «Византийские пехотинцы X века БОЛЕЕ ЧЕМ КОГДА-ЛИБО ПОХОДИЛИ НА СВОИХ КЛАССИЧЕСКИХ РИМСКИХ предшественников» [79].

Иначе говоря, в X веке мы обнаруживаем римскую пехоту I века!

– «Термин «Germania» Видукинд (ок. 925-980) употребляет несколько раз, притом придает ему географический смысл. Термин «Geimania» хронист мог заимствовать из церковных источников (булл), в которых этот термин обозначал лишь праворейнскую церковную провинцию» [38].

Т.е. никакой Германской империи (или Германского королевства) в X веке не существует. Есть Римская империя и её императоры, а Германия – лишь одна из её церковных провинций.

– «Оттона II (967 – 983) иногда именуют «Император Август римлян» (Romanorum imperator augustus), а начиная с Оттона III (983 – 1002) это уже непременный титул» [12].

– «При Конраде II (1024 – 1039) для всей империи утвердилось наименование «Римская империя». На реверсе второй императорской буллы воспроизведено кольцо стен «золотого Рима», окруженное надписью: «Рим, центр вселенной, держит бразды всего мира» [77]. «Словосочетание «Римская империя» (Imperium Romanum) как название государства стало использоваться с середины 10 в., а окончательно закрепилось в 1034» [12].

– «Хотя папа так никогда и не короновал короля Конрада III (1138 – 1152) императорской короной, тот претендовал на титул императора римлян, чтобы продемонстрировать свое равноправие с василевсом» [77]. «В латинском «канцелярском языке» средневековья слово «regnum» означало правление как короля, так и императора, даже если последнее значение с 12 века принял на себя термин «imperatura». Со времен короля Конрада III выборы короля без папского благословения обозначались словом «imperatura» (восприятие всех императорских прав и обязанностей в области правления германского короля). Красивое слово «великий» (augustus) со времен Конрада III было частью королевского титула» [22].

В 1149 году римляне пишут Конраду III: «Пресветлому властителю города и всего мира, Конраду, божией милостью королю (или «императору», как может трактоваться «regnum» в латинском «канцелярском языке») римлян, Августу, сенат и народ римский шлет привет…» [24].

– «С избранием Фридриха I Барбароссы (1152 – 1190) утверждаются претензии Штауфенов на наследие Августа, Константина и Теодориха. Эта эпоха, когда Барбаросса пишет византийскому императору, что Франция, Испания, Англия, Дания и другие пограничные с империей страны постоянно посылают к германскому двору посольства, выражающие уважение своих монархов и укрепляющие их повиновение, и, дабы гарантировать его, дают клятвы и залоги. Император Фридрих величает себя АВГУСТОМ, Императором римлян (Romanorum Imperator Augustus), заявляет, что держит в своих руках управление Римом и миром. По его мнению, римская империя возносит его над всеми королевствами и княжествами, подобно тому, как солнце возноситься над всем. На сейме Фридрих и его канцлер пренебрежительно говорили об этих царьках, маленьких королях провинций империи, осмеливающихся вмешиваться в дела Римской церкви» [72].

– «Генрих IV (1169 – 1197) не только держал Англию в ленниках, но и хотел подчинить себе Францию. Штауфен даже заявил свои права на Кастилию и королевство Арагон, которое занимало некоторые территории, номинально принадлежащие к Провансу, владению империи. Тунис и Триполис – земли, завоеванные норманнами – он также хотел иметь под своей властью как «король Африки». Крестовый поход открыл новые манящие перспективы: брат Генриха Филипп, герцог Швабии, был женат на Ирине, дочери восточноримского императора Исаака Ангела, который в 1195 году был смещен братом Алексеем II. Генрих решил заставить узурпатора подороже заплатить за признание на троне. Он потребовал византийские области на Адриатическом и леванском побережье, а также ежегодную дань, и угрожал в случае несогласия интервенцией. Князья Кипра и Армении, вассалы восточноримского императора, уже принесли ему свои клятвы. Если задуматься над тем, с какой легкостью Константинополь стал в 1203 году добычей крестоносцев, сражавшихся главным образом за торговые интересы Венеции, то планы Генриха могут показаться вполне выполнимыми» [22].

– «Фридрих II (1196 – 1250) приказал опросить пожилых людей, чтобы как можно больше выяснить о норманнском праве. Для систематизации было использовано главным образом собрание законов римского императора Юстиниана, датированное 528 – 534 годами, которое в дальнейшем повлияло на немецкое право. Чтобы почтить великого римлянина, а также намереваясь со временем самому стать вторым Августом, Фридрих II назвал законченный осенью в Мелфи свод законов «Liber Augustalis», «Августинианская книга» [22].

– «С 1231 года Фридрих II распорядился чеканить золотые монеты, прекраснейшие образцы средневекового мастерства литейщиков. Чтобы напомнить всем об императоре мира Августе, монетам придали не только бросающееся в глаза сходство с образцами времен римского императора, но и название – августалы. На них был изображен Фридрих II в императорской мантии и в лавровом венке. Надпись на монетах гласила: IMP(ERATOR) ROM(ANORUM) CESAR AUG(USTUS). На оборотной стороне был изображен римский орел с надписью FRIDERICUS» [22].

«Что же отличает средневековые итальянские монеты от поздних античных? Если мы читаем, что именно золотые монеты с титулатурой «Caesar Augustus Imperator Romanorum», на которых представлен мужчина в древних императорских украшениях, нумизматика без проблем может приписать «немецкому» императору Фридриху II, то мы получаем впечатление, что границы между античной культурой и средневековьем более чем пористые» [29].

«Много странностей обнаруживается при сравнении античных и средневековых монет. Слишком много параллелей, а то и просто совпадений, между ними. Их пытаются объяснить туманными теориями «имитаций», «подражаний» и т.д. Считается, что античный Рим чеканил прекрасную золотую монету. Затем чеканка золота стала сокращаться и в VIII веке н.э. практически прекратилась по всей Европе. Считается, что золотую монету перестали чеканить по требованию Пипина (751 – 768), что на соборе в Реймсе было запрещено обращение золотых солидов императорского Рима. Это «отсутствие золота» длилось вплоть до XIII века, а в некоторых странах Европы – даже до XV века. «Застой» в римской чеканке с VIII по XIII век особенно поразителен после блестящего (в истории монетного дела) периода Римской империи I-VI веков н.э., золотые монеты которой по своему качеству отличаются от аналогичных средневековых монет XIV века только тем, что традиционная хронология относит их к началу нашей эры. И вдруг в 1252 году совершенно неожиданно (для традиционной хронологии) и якобы «без подготовки» в Риме «возрождается» широкая чеканка полновесной золотой монеты, быстро вытеснившей с европейского рынка византийскую монету. Кстати, по своему качеству «возродившиеся» золотые средневековые монеты XIII-XVI веков неотличимы от античного золота, относимого историками к периоду ранее VI-VIII веков. Отметим и еще один любопытный факт: имеются клады, где средневековые монеты перемешаны с античными. Это – свидетельство того, что разрыва в чеканке монет на самом деле не было» [55].

Самое простейшее решение этой дилеммы (странного отсутствия монет VIII-XIII вв.) лежит на поверхности: золотые монеты VIII-XIII веков (эпоха средневековой Римской империи) ошибочно датируются эпохой античной Римской империи (I в. до н.э. – V век).

– «Надпись на королевские печати называет молодого короля Генриха VII (1220 – 1235): «Генрих, Божьей Милостью римский повелитель, Август» [22].

– «Многочисленные германские князья избрали девятилетнего Конрада (1237 – 1254) своим королем и будущим императором. Из выборного декрета можно увидеть, насколько сильно Штауфены ощущали себя римскими императорами, а своих князей – римским сенатом, который тогда и поныне выбирался кайзером. Германия же была лишь далекой страной Germania, которая должна была поставлять цезарю войска» [22].

– «Сюзан Рейнольдс подтвердила, что в Германии идея феодализма доказуема, самое раннее, в XII столетии, но что еще зеркало Саксонии (Sachsenspiegel) в XIII столетии оперирует понятием «beneficium» («Дар») и совершенно не знает ленных указаний. Из ее анализа источников, сформулировав кратко, следует, что только с появлением академически обученных юристов в XIV столетии могла бы быть построена концепция феодальной сущности лена. В Германии, тем не менее, этот процесс был более молод. Здесь открываются университеты только к концу XIV столетия и только с XV столетия появляются юристы, которые обучены римскому праву» [29].

– «Немецкий язык, вероятно, действительно стал литературным языком лишь в XIII столетии. Таким образом, например, только с XIII столетия христианские страсти были записаны традиционными шрифтами на немецком языке. Давайте теперь совсем коротко посмотрим на самые важные тексты немецкой литературы. Некоторым из них приписан большой возраст, но они будут открыты лишь гораздо позже. Рукопись «Песни Людвига» открывается только в 1672 году Жаном Мабиллоном. Песня о Нибелунгах имеется в наличии в тридцати четырех рукописях от XIII до XVI веков. Сочинение Кудрун дошло только в единственном тексте, датированном до XVI века. Гелианд традиционно датируется 840 годом, но текст представлен в свет лишь в 1562 году. Annolied (Годовая песня) известна в печатном издании 1639 г., оригинал текста отсутствует. Вальтера фон Фогельвайда мы получаем из XIII столетия. Песня о Роланде доказуема с XIII столетия. Парциваль и Тристан Вольфрама из Эшенбаха были получены из XIII столетия. Виллегальм был известен из прахтской рукописи XIV века» [29].

Исходя из этих параллелей, мы неминуемо приходим к следующим ВЫВОДАМ:

1. ВСЕ, так называемые в сегодняшней литературе, Германские короли в 800-1256 гг. титуловали себя Римскими императорами Августами, а понятия «Германский король» не существовало в этот период вовсе.

2. Традиционное время существования античной Римской империи (30 г. до н.э. – 476 г.) по прямому счету лет мы можем экстраполировать на время между 771 и 1276 гг., т.е. на время между возникновением средневековой Римской империи при Карле Великом и её крушением, и последующей трансформацией в Священную Римскую империю, после падения Гогенштауфенов и наступлении эпохи «Великого бескоролевья» (1256 – 1275).

3. В этом случае шестой год правления Юстиниана I, который Дионийсий Малый обозначил как 532 г. от Рождества Христова (если Дионисий не ошибся в расчетах), может приходиться примерно на 1332 г. (800 + 532) и, таким образом, не противоречить внутренней хронологии самой Римской империи.

Еще один довод в пользу подобной хронологии звучит так: «Римское право должно уходить корнями к ЕДИНСТВЕННОЙ полной рукописи кодекса Юстиниана, которая якобы случайно была найдена при захвате Амальфи и должна была перевезена в копии во 2-й половине XI столетия в Болонью. «Зеркало Саксонии», авторам которого считается средневековый император Фридрих, было написано в XIII столетии и принято во всей Германии. Это говорит в пользу того, что в таком случае римское каноническое право к этому времени еще не было принято» [29]. «Сюзан Рейнольдс подтвердила, что… только с XV столетия появляются юристы, которые обучены римскому праву» [29].

4. Эпоха феодализма в Европе началась не ранее XIII-XIV вв., т.е. после предполагаемой нами даты падения Римской империи на Западе.


4.


Определившись с времен существования Римской империи, мы должны обозначить границы эпох, которые в источниках именуется «Темными веками» и «Средневековьем». Концепция «Темных веков» была предложена в 1330-х годах итальянским ученым Петраркой, который полагал, что и он живет в это самое время. Впоследствии гуманисты эпохи Ренессанса (Возрождения) обозначили эпоху «Темных веков», как период между падением Рима (476 г.) и началом Ренессанса (XIV век) [wiki/Dark_Ages_(historiography)]. В настоящее время под «Темными веками» понимаются период Раннего Средневековья примерно между V и X вв.

Интересное замечание по поводу этой эпохи приводит Дмитрий Галковский: «В античности поражает ещё одна вещь. Это высокая цивилизация с явно утерянными звеньями. Многие античные вещи фиксируются, но люди долго не понимают их функционального предназначения. Или понимают, но не могут воспроизвести. Это говорит о том, что с античностью произошла Катастрофа. То есть «тёмные века», «средневековье» действительно существовали.

Итак, что мы имеем.

1. Историю античной цивилизации, постепенно достигшей высокого уровня культуры, но по каким-то причинам погибшей.

2. Период «тёмных веков» непонятной продолжительности.

3. Новое время, возникающее из темноты внезапно и во всех деталях.

Но тогда остается неясным… как могло произойти столь значительное и долговременное понижение материальной культуры. Ведь в достоверно известном нам периоде 1650-2011 гг. подобное понижение ни разу не наблюдается. Судя по уцелевшим фрагментам 1500-1650 гг. тоже ничего похожего не просматривается… Так что стоит внимательно посмотреть официальную историю, потом убрать явные нелепости и попытаться реконструировать недостающую «среднюю часть». Средневековья, придуманного в 19 веке, конечно, не было, и быть не могло. А вот «средняя часть» была, и была несомненно… Важно только понять, что о т.н. «Римской империи» мы знаем не так уж много. Эпоха-то была если и не «непечатная», то «допечатная». Объём информации о так называемом «Риме» сравнительно с так называемыми «средними веками» конечно гигантский, только там несколько слоёв позднейших художеств и многое просто забыто…» (galkovsky.livejournal.com).

Как мы предположили выше, период существования Римской империи датируется примерно 771-1276 гг. Исходя из этих дат, эпоха «темных веков», характеризующаяся «понижением материальной культуры», связанной, возможно, с какой-то «Катастрофой», должна начинаться примерно с конца XIII века.

Интересно, что именно к этому времени традиционные историки и относят «понижение материальной культуры»: «В XIV столетии начался упадок. Как возможен такой полный упадок культуры, мы, к сожалению, не знаем. Не знаем мы также и того, как современники обсуждали такое положение, так как нет никаких источников. Но нужно было бы полагать, что Европа также испытывает в XIV столетии полный упадок. О катастрофическом упадке XIV столетия в Европе написаны между тем много книг и статей. В этих книгах и статьях исследовалось преимущественно объяснение современных историков о (предполагаемом) изменении климата и (реальных) эпидемиях, в частности, эпидемии чумы. При этом историки видят, что каждый эпидемолог сегодня знает, что эпидемия чумы причины преимущественно имеет социальные (бедность), следовательно, она обусловлена социальными причинами» [29].

И здесь же мы находим Катастрофу: «Малый ледниковый период – период глобального относительного похолодания, имевший место на Земле в течение XIV-XIX веков. Данный период является наиболее холодным по среднегодовым температурам за последние 2 тысячи лет. Исследователи полагают, что наступление малого ледникового периода было связано с замедлением течения Гольфстрим около 1300 года. В 1310-х годах Западная Европа, судя по летописям, пережила настоящую экологическую КАТАСТРОФУ. После традиционно тёплого лета 1311 года последовали четыре хмурых и дождливых лета 1312–1315 годов. Сильные дожди и необыкновенно суровые зимы привели к ГИБЕЛИ нескольких УРОЖАЕВ и вымерзанию фруктовых садов в Англии, Шотландии, северной Франции и Германии. Прямым следствием первой фазы Малого ледникового периода стал массовый голод первой половины XIV века (голодомор 1315–1317). Косвенным – кризис феодального хозяйства, возобновление барщины и крупные крестьянские восстания в Западной Европе. Примерно с 1370-х годов температура в Западной Европе стала медленно повышаться, массовый голод и неурожаи прекратились. Относительное потепление началось только в 1440-е годы, и оно сразу привело к подъёму сельского хозяйства. Однако температуры предшествовавшего климатического оптимума восстановлены не были» (ru.wikipedia.org/wiki/Малый_ледниковый_период).

А также: «Чёрная смерть (чёрный мор) – пандемия чумы, прошедшая в середине XIV века по Азии, Европе (1346—1353), Северной Африке и острову Гренландия. По всей вероятности, распространилась из природного очага на территории пустыни Гоби в результате резкого изменения климата в Евразии, вызванного началом малого ледникового периода. В общей сложности от Чёрной смерти за два десятилетия погибло не менее 60 миллионов человек (от трети до половины населения). Пандемия продемонстрировала полную беспомощность средневековой медицины и бессилие религиозных институтов в борьбе с чумой, следствием чего стали возрождение языческих культов и суеверий, а также всплеск религиозного фанатизма и нетерпимости. Чёрная смерть оставила колоссальный след в истории Европы, наложив отпечаток на экономику, психологию, культуру и даже генетический состав населения» (ru.wikipedia.org/wiki/Чёрная_смерть).

Интересно, что в нашей хронологии ПЕРВАЯ известная пандемия чумы (Юстинианова чума 551 г.) совмещается со второй известной пандемией чумы (Черной смертью 1346 г.). Здесь стоить отметить, что во многих источниках «Черная смерть» считается именно ПЕРВЫМ исторически доказанным случаем распространения чумы.

ВЫВОД: Эпоха «Темных веков», определяемая как время между падением Рима и началом Ренессанса, может датироваться временем между 1256 г. (начало эпохи «Великого бескоролевья») и 1420 г. (начало Раннего Ренессанса).

Что касается границ эпохи Средневековья, то и здесь нам следует положиться на определение этого термина самими традиционными историками: «Термин «средние века» был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453 г.). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения (начало XV – конец XVI) было введённое Петраркой (1304-1374) понятие «темные века», которое в современной историографии означает отрезок времени между V и VIII веками. Гуманисты намеревались обозначить таким образом пограничную эпоху между античностью и современным им временем. Этот «срединный» период казался им воплощением одичания античного мира, варварства и «кухонной» латыни. С 1469 г. этот период назывался «среднее время» (media tempestas), с 1494 г. – «средняя античность» (media antiquitas), с 1531 г. – «среднее время» (medium tempus), с 1596 г. – «средний век» (saeculum medium). Наконец в XVII веке окончательно укоренился термин «средние века», который ввёл в оборот профессор Христофор Целлариус (Келлер). Он разделил всемирную историю на античность, средневековье и новое время. Келлер считал, что средневековье длилось с 395 г. (разделение Римской империи на Восточную и Западную) и вплоть до 1453 г. (падение Константинополя)» (ru.wikipedia.org/wiki/Средние_века).

Здесь стоить отметить, что альтернативными датами начала Нового времени в традиционных источниках являются и 1492 г. (открытие Нового Света), и 1517 г. (Реформация), и 1640 г. (Английская революция).

ВЫВОД: Опираясь на традиционные взгляды на границы «Средних веков», которые определяются историками как время от падения Западной Римской империи и до падения Восточной Римской империи (1453 г.), мы приходим к выводу, что в нашем случае мы должны датировать это время примерно 1256-1453 гг. – т.е. временем от падения Римской империи на Западе (начало эпохи «Великого бескоролевья») и до падения Римской империи на Востоке (падение Константинополя). Как мы отметили выше, этот период характеризуется климатической катастрофой, приведшей к началу первой фазы Малого ледникового периода (около 1312 г. – 1440-е гг.), первой пандемией чумы и, как следствие, «общим упадком культуры». К этому упадку культуры привело вымирание большого количества образованных городских жителей (города – очаги культуры), которые пострадали как от нашествия кочевников (особенно на Востоке), так и от пандемии чумы (особенно на Западе).

Таким образом, предлагаемая нами периодизация Всемирной истории выглядит так:

1. Эпоха Римской империи (771 – 1256).

2. Эпоха Темных веков и Средневековья (1256 – 1453).

3. Эпоха Нового времени (1453 – 1918).


5.


Определившись с временными рамками существования Римской империи, мы можем теперь перейти к поиску параллелей и построению новой хронологической канвы событий. Но, для начала, остановимся на традиционных источниках, на основании которых формируется костяк римской истории: «Литературные источники по истории Империи представлены очень неравномерно. Лучше всего освещен период Ранней империи (I в.). Основным литературным источником для Ранней империи служат произведения Тацита, величайшего римского историка. «Анналы» Тацита излагали события от смерти Августа (14 г.) до гибели Нерона (68 г.), а «Истории» охватывали период от 68 до 96 г., т. е. от гибели Нерона до убийства Домициана. Второй основной источник по истории I в. – биографии Светония (биографии Августа, Тиберия, Гая Калигулы, Клавдия, Нерона, Гальбы, Отона, Вителлия, Веспасиана, Тита и Домициана). Третий литературный источник – Кассий Дион – не оригинален, черпая свою информацию главным образом у Тацита и Светония. Много ценных данных по истории Ранней империи мы находим у еврейского писателя Флавия Иосифа… Таким образом, I в. Империи в целом неплохо представлен в литературных источниках. Гораздо хуже в этом отношении обстоит дело со II и III вв. Здесь основным источником служит большой сборник биографий императоров от Адриана до Нумериана (117—284 гг.), известный под названием «Писатели истории Августов». Отдельные биографии принадлежат различным авторам. Таких авторов в сборнике указано шесть: Элий Спартиан, Юлий Капитолий, Вулкаций Галликан, Элий Лампридий, Требеллий Поллион и Флавий Вописк. О них мы из других источников ничего не знаем. Отсюда возникло предположение, что эти лица являются вымышленными и что весь сборник – не что иное, как грандиозная фальсификация. Вообще, относительно «Scriptores Historiae Augustae» в науке существует много гипотез. Вероятнее всего, сборник был составлен в начале IV в. при Диоклециане и Константине неизвестными авторами, но в конце IV в. переработан. Независимо от своего происхождения сборник – весьма низкого качества. У его авторов нет никакого исторического чутья: важные факты тонут в массе невообразимого вздора и ужасающих пустяков. Еще хуже то, что в биографиях приводятся заведомо ложные факты; в частности, почти все документы (например, письма императоров) фальшивые. К счастью, для II и III вв. мы обладаем некоторыми другими литературными источниками. Из них на первом месте нужно поставить произведение Геродиана под названием «Восемь книг истории от смерти божественного Марка». Оно написано по-гречески, охватывает период от смерти М. Аврелия (180 г.) до смерти Максимина (238 г.). Хотя Геродиан риторичен и поверхностен, но иногда он сообщает ценные сведения» [37].