Книга В сетях Сансары - читать онлайн бесплатно, автор Лейла Экрем Мирзоева. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
В сетях Сансары
В сетях Сансары
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

В сетях Сансары

6

Здесь и далее в главе «Шримад Бхагаватам – квинтэссенция ведической философии» мы будем опираться на комментарии «песней» «Шримад Бхагаватам» – Бхактиведанты Свами Прабхупады – индийского религиозного деятеля, переводчика и комментатора священных писаний индуизма. (Прим. авт.)

7

Аватара (санскр.) – «нисхождение». Данный термин используется в философии индуизма для обозначения инкарнации божества в человеческое тело. (Прим. авт.)

8

Инкарнация – воплощение в материальном теле высокоразвитого Духа с целью формирования духовного существа на уровне космического бытия. (Космический и земной планы). Шримад Бхагаватам: многие высокоразвитые духи могут иметь несколько инкарнаций одновременно – под руководством Единого Космического Разума. (Прим. авт.)

9

Уполномоченные воплощения – имеющие от Бога специальную божественную миссию, возвещающие Его Слово – истинные посланники Бога. (Прим. авт.)

10

Нитйа-баддхи – вечно обусловленные души. Обусловленные души – навечно «запутавшиеся» в «сетях» Сансары. (Прим. авт.) Ради них материальный мир периодически разрушается и создается вновь.

11

Пуруша – одно из имен Вишну, макрокосм. Воплощение Божественного Духа. Также может обозначать мужское духовное космическое начало. (Прим. авт.)

12

Гуна – в индуистской философии существует три гуны материальной природы – благость (саттва-гуна), невежество (тамо-гуна), страсть (раджо-гуна). Гуны, взаимопроникая, воздействуют как на личность человека, так и на весь мир, обусловливая их соответственные качества. (Прим. авт.)

13

«Вред творению по воле Господа» – сравним с дуалистической основой монотеистических религий – Добро – Зло, Свет – Тьма; Богу биполярен Сатана. Согласно христианской теологии, Бог попустил Сатане вершить зло на Земле в целях испытания представителей рода людского. См. «Молот ведьм» Я. Шпренгера и Г. Инститориса. Идейно-художественный анализ данного произведения нашел отражение в монографии автора данного труда «Искупительный путь адамов». См. выходные данные в «Списке использованной литературы» нашего исследования. Содержание книги также можно найти на сайте lit.lib.ru (Прим. авт.)

14

Асуры – материалистичные сущности, колдуны, демоны. (Прим. авт.)

15

По преданию, шудры низкой касты (то есть не обладающие брахманической культурой) в век Кали будут облачаться в одежды царей и занимать правительственные посты. (Прим. авт.)

16

Все воплощения Господа, включая Его Самого, нисходят на разные планеты материального мира и появляются в разных видах жизни, чтобы выполнить конкретную миссию» (1, 33, 147). (Прим. авт.)

17

Шастра (санскр.) – священная книга, богооткровенное писание, руководство. (Прим. авт.)

18

Напомним: «Господь – единственный наслаждающийся, а все остальные – объекты наслаждения». (1, 33, 122) (Прим. авт.)

19

Рши – семь мифических мудрецов. (Прим. авт.)

20

Нарада – один из семи великих мудрецов Рши. (Прим. авт.)

21

Необусловленная душа – освобожденная из круговорота рождений и смертей – Сансары. (Прим. авт.)

22

Дханвантари (санскр.) – одно из воплощений Божественного Духа – Вишну, великий врач, как считается, автор трактата «Аюрведа». (Прим. авт.)

23

Кшатрии – административное сословие. (Прим. авт.)

24

Брахманы – сословие интеллектуальной элиты. Брахманы, беря за основу шастры, должны были контролировать действия кшатриев. (Прим. авт.)

25

Истории о похищении повелителем ракшасов (демонов) Раваной жены Рамы – Ситы, о походе войска союзника Рамы – царя Сугривы на остров Ланку (где прятали женщину) нашли отражение в индийском эпосе «Рамаяна». См. Библиотека всемирной литературы. Изд. «Художественная литература», т. 2, М., 1971,с. 385–544. Или см. статью Лейлы Мирзоевой «Проблема мультикультурологического мировоззрения, отраженного в древнеиндийском и древнегреческом эпосах». (Прим. авт.)

Равана – демон-атеист. Он посмел отрицать установленный Богом порядок. В планы его входила даже постройка лестницы, которая вела бы на райскую планету, и по которой люди без труда и стремлений к благочестию попадали бы в высшие сферы. (Вспомним миф о Прометее и о даре его людям огня, а также библейскую историю о Вавилонской башне. Безусловно, у этих сюжетов имеется конвергентно единый смысловой стержень). (Прим. авт.)

26

Всевышний воплощается в самых различных формах. «У Господа миллионы различных форм, но все они суть единая Абсалютная Истина». «Он (Господь) появляется перед преданным (верующим) в том образе, к которому тот особенно привязан». (34, 274) (Прим. авт.)

27

Есть две причины воплощения Бога в материальном мире: когда попирается религия; когда преданные ему люди нуждаются в защите. (Прим. авт.)

28

«Бхагавата-пурана известна также как «Шримад Бхагаватам». (Прим. авт.)

29

Тартар – в древнегреческой мифологии – нижняя часть подземного царства Аида, преисподняя. (Прим. авт.)

30

Элизий, «Елисейские поля», «долина прибытия» – часть загробного Царства Аида, аналог «рая» в нашем понимании, где в вечном блаженстве пребывают избранные герои. (Прим. авт.)

31

Данный отрывок о героях Древней Греции, побывавших в Царстве Аида и вернувшихся оттуда, взят из книги автора «Искупительный путь адамов» – глава «Проблема бессмертия в мифологическом мировосприятии». (Прим. авт.)

32

Так как Тесей согласился на подобную дерзость из чувства искренней дружбы к Пейрифою (задумавшего жениться на Персефоне), то и нести наказание ему было суждено не вечно – от тяжких мук его освобождает Геракл (12, 353). (Прим. авт.)

33

«Боги требовали»… чит: жрецы. (Прим. авт.)

34

После переправы через реку Ахеронт умерших ожидал суд царей – Миноса, Эака и Радаманфа. После «взвешивания» поступков, совершенных при жизни, они определяли будущую «судьбу» тени. Если она не отправлялась в Элизий, то была обречена вечно скитаться по просторам Царства Теней. (Прим. авт.)

35

В данном случае речь не идет о нижней части Царства Аида, называемой Тартар, куда, согласно воззрениям древних греков, попадали безнадежные души. (Прим. авт.)

36

Пифагореизм – философское учение в Древней Греции (основатель Пифагор Самосский) (возн. прибл. VI в. до н. э.). Пифагорейцы утверждали число, во-первых, сущностью всех материальных вещей, во-вторых, организационной сущностью самой Вселенной. (Прим. авт.)

37

Орфизм – древнегреческое мистико-философское учение (возн. прибл. в IV в. до н. э.). Названо в честь имени мифического поэта и певца Орфея. (Прим. авт.)

38

Одна из функций Гермеса – проводника душ в подземный мир. (Прим. авт.)

39

Менелай – герой эпоса Гомера «Илиада», муж Елены Прекрасной. (Прим. авт.)

40

См. анализ данной проблемы в учебном пособии автора данного труда «Публицистические тенденции в прозе и поэзии Древнего Рима». См. выходные данные в «Списке использованной литературы» нашего исследования. Содержание книги также можно найти на сайте lit.lib.ru

41

Устье – здесь: выход, чит: «избавление». (Прим. авт.)

42

Ананка – в др. – гр. мифологии божество неизбежности, персонификация рока, судьбы. (Прим. авт.)

43

См. др. – гр. миф «Орфей и Эвридика». (Прим. авт.)

44

Нам кажется, что здесь Платон подразумевает возможность материализации мысли. Напомним, что теорию «Материальности мысли» выдвинули в XIX веке Вульгарные материалисты. Как же объяснить вышеприведенное высказывание Платона в IV в. до н. э.?.. (Прим. авт.)

45

Трансцендентальные категории – здесь: общие, основополагающие понятия, находящиеся вне пределов чувственного опыта. (Благо, истина, сущее и др.). (Прим. авт.)

46

Отрывок о творчестве эсхатологического характера античных поэтов взят из книги автора данного труда «Искупительный путь адамов», глава «Проблема бессмертия в мифологическом мировосприятии». (Прим. авт.)

47

Ад (гр.) – hades или aides – «безвидный» – здесь: название нижнего мира Царства мертвых. (Прим. авт.)

48

Мы дали приведенный А. Лосевым отрывок в более подробном изложении. См. выходные данные произведения Платона «Государство, или о справедливости» в «Списке использованной литературы» нашего исследования, глава «Символ пещеры», с. 888.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги