Айзенштейн Е. Земли чудесный посетитель // Звезда, 2012, №8.
15
Гёте И. В. Соч. Т. 1, с. 52.
16
Строки из письма поэтессе В. Меркурьевой, написанного ровно за год до самоубийства, 31 августа, 1940 г. (VII, с. 687.)
17
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 34, л. 16.
18
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 34, л. 22 об.
19
Коркина Е. Б. АМ, с. 22.
20
Подробнее об Ангеле и связанности этого образа с сыном Наполеона, с герцогом Рейхштадтским в ранних стихах Цветаевой: Айзенштейн Е. О. СМЦ, с. 37—49.
21
ЗК. Т. 1, с. 87.
22
Об «Огненном Ангеле» Брюсова, например, беседуют в 1912 году герои «Чистого понедельника» (1944) И. А. Бунина.
23
В юности Цветаева посвятила Брюсову статью «Волшебство в стихах Брюсова», особенное внимание уделив в ней волшебству, мечте, воспоминанию, Германии и Heinrich Heine. Позже Цветаева напишет очерк «Герой труда», где создаст нелицеприятный портрет Брюсова-славолюбца, ремесленника от литературы.
24
Отмечено О. К. Крамарь. Рецепция пушкинских мотивов и образов в драматургии М. Цветаевой. ПЦ, с. 155—160. Трудно согласиться с Р. Войтеховичем, выводящим цветаевскую Аврору из пьесы Ежи Жулавского «Эрос и Психея». ЦА, с. 19. В своем исследовании «Психея в творчестве Цветаевой: эволюция образа и сюжета» Войтехович рассматривает один из важных образов цветаевской поэтики, но ряд его трактовок представляется нам спорным. ЦА, с. 54—56.
25
Из юношеского стихотворения «Але».
26
ЗК, т. 1, с. 346.
27
Саакянц А. А. С 97, с. 147.
28
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 1.
29
Фрагмент письма по неизвестному нам источнику впервые опубликован в книге А. А. Саакянц: С 97, с. 147—148. Есть разночтения.
30
Подробнее о Парнок – в кн.: Айзенштейн Е. О.: БПН, с. 318—340; СМЦ, с. 57—65; 366—368; Е. А. Романова. М. Цветаева и С. Парнок. Последняя встреча, Сб01, с. 167—182; Е. А. Романова. Опыт творческой биографии Софии Парнок….: «Мне одной предназначенный путь…», 2005.
31
Айзенштейн Е. О. СМЦ, с. 131—133.
32
ПКР, с. 59—61. Все письма к К. Б. Родзевичу – по этому изданию.
33
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 1, л. 1.
34
красавец мрачный! (фр.)
35
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 1, л. 89. Ср.: Ц 7, 1, 462.
36
Парнок С. Собрание стихотворений. СПб.: ИНАПРЕСС, 1998, с. 176.
37
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 1, л. 89 об.
38
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 1, л. 93.
39
Суждение, взгляд (фр.).
40
Вы видите? (фр.).
41
Далее следует зачеркнутая концовка предложения: [и в такой мере, что Вы сами уже подвластны собственному вымыслу].
42
Цветаева соотносит себя с Селеной, Ю. Завадского – с прекрасным Эндимионом.
43
роскошь искусства (фр.)
44
Речь идет о Вере Аренской, приятельнице Цветаевой.
45
Судя по всему, более поздняя вставка.
46
Герой романа «Портрет Дориана Грея» Уайльда.
47
Герой романа «Портрет Дориана Грея» Уайльда.
48
Далее зачеркнуто: « [И так как я также в итоге неуязвима, как он, только больше страдаю, ибо наполовину человек я… не) счастлива не то слово В лице его у меня столкнулись две роскоши И я, суровая с детьми, твердая и горючая, как кремень]». РГАЛИ, ф.1190, оп. 3, ед. хр. 1, л. 80 об—81.
49
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 1, л. 80—81. Впервые письмо публикуется полностью, в соответствии с авторской пунктуацией.
50
О семантике чисел см.: О. Г. Ревзина «Выразительность счетных слов». БЦ, с. 370—394; Войтехович Р. Стихия и число в композиции цветаевских сборников. ЦА, с. 372—399. В кн. Е. Романовой «Опыт творческой биографии Софии Парнок…» – ссылка на неопубликованную статью Д. А. Мачинского «Магия слова в жизни и в поэзии Марины Цветаевой».
51
НГ, с. 6.
52
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 1, л. 82. Публикуется впервые.
53
Клинг О. Поэтический мир Марины Цветаевой. М., 2001.
54
16 августа 1928 года о Волконском Цветаева писала поэту Гронскому: «Любите его, Колюшка, пусть себе спит. Спящий орел. Ганимед, стерегущий Зевеса. Все миф». ЦГ, с. 67.
55
Впервые пьеса была опубликована в кн. «Russica-81» (Литературный сборник. Нью-Йорк, 1982. В Ц 7 печаталась по тексту первой публикации (расшифровка А. Сумеркина и В. Швейцер.
56
king – король (англ.)
57
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 2, л. 3.
58
Саакянц А. А. С 97, с. 160.
59
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 2, л. 4 об.
60
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 2, л. 8.
61
Саакянц А. А. С 97, с. 146.
62
Театр, с. 129.
63
Там же, с. 101.
64
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 1, л. 83 об.
65
Подробнее об этом: Айзенштейн Е. О. СМЦ, с. 455.
66
В публикации Неизданного: «Святость, бледность, хилость».
67
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 1, л. 83 об.
68
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 1, л. 83 об.
69
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 1, л. 84.
70
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 1, л. 83 об—84 об. Здесь же мотив пожара, города в огне, от которого может спасти Ангел.
71
О влиянии германской поэтики на русский дольник и логаэд. Simon Karlinsky. Marina Cvetaeva. p. 156.
72
В четвертой картине, когда мать Вероника благословляет союз Авроры и Амура, из уст Амура перифразой звучит истинное имя Колдуньи-Афродиты: «Матерь! – Богиня! / Пеннорожденная»! (Театр, с. 116)
73
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 1, л. 85—86. Публикуется впервые.
74
РГАЛИ, ф. 1190, оп. 3, ед. хр. 2.
75
Судя по сохранившемуся кольцу С. Я. Эфрона, на кольце Цветаевой было выгравировано имя мужа и дата венчания. Поэт и время, с. 159.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги