Книга Теоретические основы управления персоналом - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Александрович Шапиро. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Теоретические основы управления персоналом
Теоретические основы управления персоналом
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Теоретические основы управления персоналом

По своей форме и сколотой технике изготовления, они целиком совпадают с найденными затем в Западной Европе, и относятся к периоду нижнего палеолита (около 800 тыс. лет назад). В основе хозяйства людей, живших в ту эпоху, лежала охота. В отношении своей социальной организации они должны были представлять средний этап дикости.

Орудия более развитого типа, характерные для Европы периода длительного оледенения, имели широкое распространение в районах Древнего Востока. Эти орудия, как полагают, принадлежали неандертальцам. На примере техники выделки орудий типа мустье, видно, что восточные общества шли быстрее в своем развитии и производили значительно больше типов орудий, чем в Европе. В Северной Африке вырабатывались чрезвычайно тонкие наконечники для стрел и дротиков, т.е. охотники имели более совершенные орудия. Одновременно с этим археологи находили орудия лавролистной формы с двусторонней обработкой. Общество этого типа должно было обладать древнейшими формами естественного разделения труда и группового брака.

От эпохи верхнего палеолита (13 тыс. лет назад) в Северной Африке остались богатые источники, которые указывают на высокий уровень развития существовавшего тогда общества. Индустрии этого времени, свойственны новые так называемые «капсийские» орудия (от места Гафс в Тунисе). Все орудия сделаны из кремниевых пластин самых разнообразных форм и назначения – резцы, скребки, проколки. В то же время в одной пещере Ливана были найдены костяные гарпуны, что свидетельствует о занятиях рыбной ловлей. В этот же период, начинает подвергаться обработке скорлупа страусовых яиц, что свидетельствует о потребности людей украсить себя, т.е. говоря современным языком о потребности в самовыражении.

Исключительным по своей ценности источником материальной культуры являются наскальные изображения, которые в большом количестве были обнаружены на территории всех пустынных пространств Африки и Аравии, где в середине ХХ века не обитали люди. Рисунки дают реальное представление об уровне жизни, а также флоре и фауне той эпохи.

В эпоху позднего палеолита народы Древнего Востока находились уже на стадии развитого охотничьего общества, тогда совершался переход от средней к высшей ступени этапа дикости. Найденные орудия свидетельствуют о том, что первобытные охотники имели в своем распоряжении луки со стрелами, метательные палицы, дротики и копья. Охота на крупных зверей, как, например, слона или льва, несомненно, производилась путем коллективной облавы, однако наряду с этим уже существовала и индивидуальная охота на мелких животных. Внутри коллектива устанавливается разделение труда по полу и возрасту. На долю взрослых мужчин выпадает охота, на долю женщин и подростков – собирательство. Дальнейшее развитие брачных ограничений приводит к образованию новых форм группового брака, на основе которого развивается материнский род (матриархат). Увеличение населения приводит к тому, что отдельные племена людей не выходят за пределы территории, на которой они кочуют, добывая себе путем охоты и собирательства средства к существованию.

Есть данные, что у человека уже было домашнее животное – собака, и возможно, начиналось уже одомашнивание барана, так как на скальных рисунках имеются изображения нескольких культовых баранов с ошейниками.

К концу палеолита происходят глобальные изменения климатических условий. Ледники в Европе отступают на север, и в связи с этим наступает географическое перемещение атлантических циклонов. Область обильных дождей начинает все дальше и дальше отходить на север, к Средиземноморью и в Центральную Европу, в результате чего закономерно начинается процесс высыхания огромных областей и образования пустынь. Растительность гибнет, животный мир отступает на юг и на север, вместе с человеком он занимает образующиеся оазисы, области, прилегающие к озерам, перекочевывает к речным долинам.

Эта эпоха связана с началом оседлости и земледелия. Люди приручают и разводят животных, начинают в весьма примитивной форме возделывать полезные растения.

Этот процесс мог происходить примерно таким образом. Летом в долине Нила шли обильные ливни, затем в течение сорока дней происходило разлитие реки. Схлынувшие, в конце концов, воды оставляли толстый слой ила, который представлял собой поле земледельца. Никакой предварительной обработки земли перед посевом земледелец не производил.

Просо – единственный известный тогда злак – бросался в незасохший слой ила и этим ограничивался процесс посева. После уборки урожая, когда земля мертвела под палящими лучами солнца, население перекочевывало на восток, где на границе затопляемой области располагались временные поселения, скот угонялся в предгорья и на пастбища долин, в места, где имелись источники воды. После окончания следующего наводнения они перекочевывали обратно со скотом и оставались там до снятия нового урожая. Однако основой данного общества все же было скотоводство.

В Нижнем Египте были найдены поселения неолитической (10 тыс. лет назад) эпохи в несколько квадратных километров, раскопки которых дают картину уже оседлого общества с земледельческим хозяйством. Население имело хижины, сплетенные из тростника, с деревянной основой и овальные хижины, сложенные из сырца, т.е. кирпича, высушенного на солнце с крышей из тростниковых циновок. Хижины имели глинобитный пол с вкопанным в центре сосудом, который служил для стока воды, просачивающейся в хижину. Врытые в землю, плетеные корзины, служили для хранения зерна. Были обнаружены каменные ручные зернотерки и другой инвентарь, очаги и сосуды для приготовления пищи. Найденные кости крупного рогатого скота, свиней и овец свидетельствуют о развитом скотоводстве. Однако, несмотря на уже высокий уровень обнаруженной первобытной цивилизации, земледелие, осуществлялось на естественно орошаемых землях, описанным выше способом. Орудия труда обслуживали все потребности хозяйственной жизни: охоту, рыболовство и земледелие. Наряду с наконечниками для стрел и дротиков из кремня, выделывались лезвия для пил, достигавшие иногда четверти метра, а также лезвия для серпов, вставлявшиеся в деревянную оправу. Копательным земледельческим орудием, однако же, продолжала оставаться «палка-копалка». Одежда представляет собой не только сшиваемые шкуры, но и ткани, о чем свидетельствуют необожженные глиняные прясла. Гончарное ремесло представляет весьма разнообразную продукцию, как по форме, так и по технике. Это сосуды с полированной грубой поверхностью, изготовлявшиеся без использования гончарного круга. Развившаяся техника позволила начать обработку базальта и других твердых пород камня, из которых стали выделывать полированные топоры и шаровидные булавы. В этот период в социальной организации древнего Египта происходит переход от матриархата к патриархату (т.е. отцовскому роду).

Схожее неолитическое поселение в Фаюме, на берегу озера было обнаружено английскими археологами. Жители поселения занимались земледелием, скотоводством и рыболовством, о чем говорят многочисленные рыболовные орудия из кости. Здесь же были найдены украшения из раковин средиземноморского происхождения, что свидетельствует о начале товарообменных отношений отдельными предметами между родовыми общинами разных территорий.

Дальнейшее развитие общества рассматривается по находкам в поселениях, открытых в Верхнем Египте. Среди остатков тертых зерен были обнаружены полба и ячмень. Найдено метательное оружие, типа бумеранга, а также конические сосуды из базальта, которые свидетельствует о высокой технике обработки камня. Разнообразны украшения из страусовых перьев, бусы из кварца, полевого шпата и морских раковин. Палочками из мягких пород камня, по-видимому, протыкаются ноздри и мочки ушей, из слоновой кости выделывались головные булавки с изображением птиц. Растирался малахит, которым подкрашивались глаза.

Отрадным фактом является то обстоятельство, что с древнейших времен, наряду с потребностью в добывании средств существования, для которых и служил труд примитивных людей, наличествовала потребность в самовыражении, удовлетворить которую помогало искусство, также являвшееся тяжелейшим трудом в условиях того времени. Такое разделение труда на насущный и возвышенный, с неопровержимой силой свидетельствует о наличии в человеке биологического и социального начал.

Украшения в виде медных трубчатых бус, указывают на появление металла. Медь и малахит получали с севера, с Синайского полуострова, а морские раковины с юга, с берегов Красного моря. Это говорит о далеком территориальном распространении обменных связей.

О развитии ремесел свидетельствуют материалы английских и французских археологов, сделанные в многочисленных погребениях. Они относятся к эпохе, до образования первых рабовладельческих государств на территории Древнего Египта.

Это, во-первых, медные гарпуны и булавы и, во-вторых, сосуды – красные с белой росписью. Общее развитие производства предполагало прогрессивное разделение труда. Разнообразная керамика, изготавливавшаяся для различных хозяйственных нужд, свидетельствует, о том, что ее производство находится в руках специальных членов родовой общины – мастеров-гончаров. Производство орудий новой техники из нового материала – меди – также принадлежало профессионалам-кузнецам. Росписи на сосудах указали, что появились ладьи, изготовлявшиеся из плетеного тростника и служившие для охоты на водяную птицу или гиппопотама, а также ставшие главным средством передвижения по Нилу между территориями родовых общин вверх и вниз по течению.

Между отдельными родами происходила борьба за территорию, за пастбищные земли и скот, происходили вооруженные столкновения, в которых враги не только уничтожались, но и захватывались в плен. Захваченные в плен члены других родов делались рабами, о чем свидетельствуют статуэтки, изображавшие людей со связанными за спиной руками.

На этом период первобытнообщинного строя в Египте можно считать законченным. На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. войны между союзами племен Севера и Юга заканчиваются победой Юга. Об этом говорит памятная таблица первого царя Египта Менеса I.

Организация трудовой деятельности в Древнем Мире

Колыбелью мировой цивилизации считается Древний Восток, именно там появились первые государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой. Основной производительной силой общества были рабы, т.е. люди других племен или государств, как правило, попавшие в плен в результате военных конфликтов между странами или покорения более сильными и цивилизованными государствами более слабых и неразвитых территорий. Рабы являлись полной собственностью своих господ, которые были вправе распоряжаться их жизнью и свободой, дети рабов также становились рабами с самого рождения. Рабы выполняли самые тяжелые работы. Корень слова работа – раб, т.е. человек, предназначенный для выполнения тяжелого труда. Рабовладельческий труд считался естественным порядком вещей на протяжении нескольких тысячелетий до нашей эры и в первом тысячелетии нашей эры.

Практически все мыслители и государственные деятели древности оправдывали такое положение вещей, и никто не выступал за отмену рабства. Однако помимо рабов были и свободные люди, ремесленники, торговцы, воины, духовенство, философы, также выполнявшие свои трудовые функции. Их труд всячески защищался законными установлениями и теоретическими постулатами.

Традиционно говоря о Древнем Мире, имеют в виду Египетское царство периода строительства пирамид (Древнее царство), Вавилонское государство – Месопотамию, Древнюю Индию и Древний Китай, античную Грецию и империю Древнего Рима, которая стала прообразом современных государственных образований. Для изучения роли труда в рабовладельческом обществе Древнего Мира совершим краткий обзор того, что нам известно из истории о роли и видах труда в этих государствах.

Древнее царство – это период наивысшего расцвета Египта. Это период правления царей III, IV, V и VI династий, (с 3000 по 2400 годы до н.э.)5, когда власть царя была наиболее неограниченной и деспотической. Первый царь III династии Дзосер предпринял колоссальные строительные работы для увековечения своей личности. Он считал, что гробница царя должна возвышаться над могилами его подданых. Из громадных каменных глыб была построена первая пирамида, еще не вполне правильной формы, с этого времени все цари Древнего царства воздвигали себе пирамиды, из которых пирамиды царей IV династии Хеопса и Хефрена (около 2900–2800-е годы до н.э.) являются наиболее грандиозными.

Пирамиды были причислены к семи чудесам света, созданным рукой человека и они оправдали это название, так как только они дожили до наших дней. Все остальные памятники Древнего Мира, являвшиеся чудесами света, были разрушены.

Египет Древнего царства представлял собой примитивное рабовладельческое общество, в котором рабский труд не захватил еще всех основных сторон производства. В земледелии работали главным образом, свободные люди. Земледелие было основной экономической базой крупных областей – номов. Ремесло играло подсобную роль. Были сильно развиты ирригационные системы на всем протяжении долины Нила. Часть земель отдавалась в непосредственное пользование отдельным крестьянским хозяйствам или же предоставлялась знати. Ирригационные сооружения производились на огромном пространстве: дамбы, предохраняющие от наводнения, каналы, осушающие долину – все эти грандиозные работы требовали громадного напряжения сил всего населения. В первую очередь на них применялся труд военнопленных и рабов, которые добывались от варварских племен, окружавших Египет – негров, нубийцев, ливийцев, семитов. Вместе с рабами, которыми номы владели раньше, они образовали многочисленный класс, в течение многих столетий, производивший основные тяжелые землекопные и строительные работы. Для ирригационных работ, требовалось огромное количество рабочей силы, поэтому царская власть привлекала не только рабов, а также свободное население, воинов и даже жрецов. Крестьяне, обрабатывавшие наделы могли быть привлечены в случае надобности для строительных работ, связанных с царскими пирамидами.

По свидетельству Геродота, для сооружения пирамид Хеопса и Хефрена привлекались в большом количестве свободные египтяне, что тяжелым бременем ложилось на крестьян, однако в основном при постройке пирамид использовался труд рабов. Кстати, тогда появилось орудие, названное позднее «стимул», и изначально представлявшее собой длинную остроконечную палку, сделанную из высушенных половых членов ишаков. Этой палкой подгонялись нерадивые рабы. То есть первоначально стимулирование носило негативный характер. Сегодня мы рассматриваем понятия «стимул» и «стимулирование», как позитивные, несущие в себе смысл вознаграждения за труд. Хотя негативное стимулирование – штрафы, угроза увольнения и другие виды наказания, применяются в трудовых коллективах и в настоящее время.

Постройка пирамид в течение многих десятков лет отрывала силы номов от строительства ирригационной сети и обработки земель. В эпоху усиленного строительства прекратились и военные экспедиции, что также усиливало недовольство правителей номов и, в конце концов, привело к смене династии. Экспедиции были необходимы для приобретения металла, который отсутствовал в Египте. Золото доставлялось с юга из Нубии, медь – с Синайского полуострова, где жили еще разрозненные племена, которые не могли противостоять египетским боевым отрядам. Заодно угонялся скот и сами жители.

В Междуречье существовало сильное вавилонское государство. Основным источником, содержащим сведения об экономике этой страны стал кодекс законов царя Хаммурапи, правившего в (2067–2025 годах до н.э.). Этот кодекс был обнаружен в конце 1901 года французскими археологами во время раскопок в виде черного базальтового столба, на котором этот судебник был записан. В настоящее время этот столб составляет экспозицию музея Лувра в Париже. Наверху был выбит рельеф, на котором изображен бог солнца Шамаш, вручающий царю кодекс законов. Цель составления судебника начертана на столбе «Для того, чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость, я начертал в Вавилоне мои драгоценные слова на моем памятнике». Всего в судебнике было 282 статьи. Статьи кодекса охватывают собой все стороны тогдашней жизни. Они посвящены вопросам уголовного права и судопроизводства, вопросам о владении недвижимым имуществом, семейного права, найма рабочей силы, работе архитекторов и строителей и многим другим. В кодексе указаны все сословия, на которые делилось общество Вавилонии, упоминаются многие профессии. Несмотря на то, что данный сборник законов имеет определенные недостатки с точки зрения юридической практики, ни один из найденных древневосточных судебников не может по своей полноте равняться кодексу законов Хаммурапи.

В статьях 236–277 кодекса обстоятельно разработаны нормы найма рабочей силы, а также постановления о рабах.

Согласно законам Хаммурапи работники нанимались за десять – одиннадцать сиклей серебра в год. Норма оплаты труда, установленная судебником Хаммурапи была на 30–40 % выше, существовавшей до него. Это была довольно высокая оплата труда, так как покупная цена одного сикля была крайне велика. За один сикль можно было купить зерна на пять месяцев, свинью или овцу, за один-три сикля можно было построить жилище. Но при этом нужно иметь в виду, что работники не работали круглый год. Документы о найме рабочей силы свидетельствуют о том, что срок найма не превышал 10–20 дней в течение страдной поры сельскохозяйственных работ. Поэтому, хотя закон и улучшал положение работников, но их жизнь была нелегкой.

Законы Хаммурапи, предусматривали также аренду земли, за установленную вперед определенную плату. Арендатор должен был уплатить собственнику поля, независимо от всех условий невысокую плату (в размере 1/6–1/8 нормы нормального урожая). Арендной платой ограничивались все обязательства арендатора по отношению к хозяину поля. Аренда обычно была краткосрочной на один-два года.

На три года земля сдавалась в аренду, только если она не была еще непригодна к использованию, и в первые годы арендатор ничего не платил, а платил лишь на третий год.

На пять лет сдавалась земля, превращаемая в сад, и лишь на пятый год, арендатор отдавал собственнику земли половину урожая ее плодов.

Этими постановлениями Хаммурапи создавал стимул к расширению посевной площади, к освоению неудобных земель, а также поощрял более прогрессивные формы земледелия, какими по сравнению с хлебопашеством были огородничество и садоводство. В то же время аренда была средством эксплуатации безземельных крестьян, отколовшихся от общины.

Кодекс законов Хаммурапи внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого», фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные отношения, господствующие в обществе, увязывая их с существующим рабовладельческим строем.

Например, за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать либо смертная казнь, либо обращение в рабство. Рабский труд был настолько тяжел, что сохранение жизни, таким образом, приравнивалось к ее лишению. В то же время для свободных граждан Вавилонии и воинов государство узаконило снижение тяжести рабства, в которое те могли попасть за неуплату долга. Было установлено, что воины не лишались за долги своих земельных наделов, т.е. воины выделялись в особую привилегированную группу, т.к. их труд – служба царю – ценилась очень высоко. Для свободных граждан было введено понятие «временного рабства» – своеобразной трудовой повинности – отдавая за долги своих детей или жену в рабство, отцу семейства было гарантировано законом, что по истечении трех лет член его семьи будет освобожден и одновременно аннулируется его долг. Что же касается основной части рабов, то они приравнивались к имущественному богатству и попытки их увода или убийства чужими людьми карались смертью, сами же они никакой надежды на освобождение не имели и должны были влачить свое существование до самой смерти.

Источниками, рассказывающими об истории Древней Индии, являются в основном археологические раскопки, например, начатые в 1921 году в Синде в Мохенджо-даро. Эта культура полуострова Индостан датирована примерно 3250–2750 годами до н.э.

При строительстве домов использовался плоский обожженный кирпич, в основания домов закладывался каменный фундамент. В стенах домов были устроены уличные колодцы, чтобы можно было брать воду и изнутри и снаружи. Была организована городская канализация, с диаметром труб до двух метров. Найдены кладовые, в которых были остатки пшеницы, ячменя, плодов финиковой пальмы, овощей, что говорит о развитом земледелии. Найдено много костей домашних животных, домашней птицы, лошадей и собак. Из металлов были обнаружены золото, серебро, медь, свинец, олово. Это указывает на развитие ремесел и на наличие в Индии обменных отношений, так как металлы добывались в разных областях Индии и прилегавших территорий. Найдены украшения из разных ценных камней, например, сердолика, ляпис-лазури, различные предметы вооружения – топоры, копья, кинжалы, стрелы, пращи, причем наряду с бронзовым оружием не потеряло своего значения и каменное.

Другим источником более позднего времени (конец второго тысячелетия до н.э.) являются законы Ману, легендарного первого человека, получившего их от бога. Эти законы устанавливали положение каст. Законы подчеркивают главенствующее положение трех высших каст над шудрами, находящимися на положении рабов. «Шудра, купленный или не купленный, может быть принужден оказывать услуги; ибо он создан Самосущим быть рабом брахману. Шудра даже отпущенный своим хозяином, не освобождается от рабства, ибо оно врождено ему»6. Рабы бывают семи родов: взятый в плен под знаменем, служащий за содержание, родившийся в доме своего хозяина, купленный или подаренный, доставшийся по наследству и ставший рабом вследствие наказания. Таковы источники рабства в Индии.

Все общество держалось трудом непосредственных производителей, каковы были шудры (рабы) и вайшии (крестьяне); это прекрасно понимает закон, гласящий: «если бы эти две касты уклонились от своих обязанностей, они повергли бы весь мир в разрушение». Вайшии, представляют из себя касту свободных, занятых полезным трудом людей – это были пастухи, земледельцы, ремесленники, торговцы. Наверху общества стояли кшатрии (воины) и брахманы. Однако самым верхним слоем были брахманы – жрецы, министры, ученые.

Наиболее поздним письменным источником древней Индии является трактат о государстве «Артхашастра», написанный древнеиндийским брахманом Каутилья в конце IV–начале III века до н.э.

«Артхашастра» повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии. На ариев не должно было распространяться рабство. Если же они и становились рабами (за долги), то такое состояние рассматривалось для них, как временное и предусматривались меры к их освобождению. В то же время рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства и право самовыкупа за счет своего имущества.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

Энциклопедический словарь М.: «Большая советская энциклопедия» 1955 г, т. 3., с. 438.

2

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Государственное издательство иностранных и национальных словарей 1955 г. т. 4. с. 436.

3

Здесь и далее текст цитируется по изданию Энгельс Ф. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». – М.: Политиздат, 1979 г.

4

Текст трактуется по изданию В. В. Струве «История древнего востока» ОГИЗ Госполитиздат 1941, с. 53–63.

5

Здесь и далее датировка приводится по изданию В. В. Струве «История древнего востока» ОГИЗ Госполитиздат 1941.

6

В. В. Струве «История древнего востока» ОГИЗ Госполитиздат 1941, с. 404.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги