С аналогичной ситуацией отсутствия представлений о степени научной изученности Сибири мы сталкиваемся в работах некоторых талантливых молодых режиссеров-документалистов. Так, молодой петербургский режиссер В.Н. Синельников создал 3-х серийный фильм «Карта России», который уже не раз показывался на нескольких российских ТВ-каналах. Карта России представлена им в этом фильме с точки зрения геополитической концепции таким образом: две трети территории России располагаются в природной зоне, которая современными западными геополитиками воспринимается как «мировой холодильник». Плотность населения на просторах севера России за пределами 60 параллели невелика, климат резко континентален, зимы продолжительны и суровы. Бассейны великих сибирских рек – это тайга, разведанные и только частично разработанные залежи полезных ископаемых, лоси, медведи … летом – вечная мерзлота, свирепый гнус, зимой – ещё более свирепые морозы.
Просторы северо-востока Азии необъятны, не освоены человеком современной цивилизации и слабо изучены. Автор фильма полагал, что эти обстоятельства вселяют надежду западным политикам и предпринимателям разного типа и уровня: истощающиеся ресурсы западной цивилизации в ближайшем будущем могут быть пополнены: для этого нужно просто открыть доступ в просторы и недра «мирового холодильника». Оказывается для современных россиян Сибирь и весь Северо-восток Азии для них – это лёд, тайга, полезные ископаемые, место ссылки и каторги…Понятие «человек» в любой его ипостаси: ископаемый человек, первопоселенец, древний или современный коренной житель, ученый-исследователь и др. с пространством мирового холодильника не ассоциируется. Обобщая результаты наших импровизированных социологических наблюдений, можно сделать следующие заключения.
Первое, заставляет задуматься, насколько же резко контрастируют результаты нашего социологического наблюдения с представлениями авторов настоящей статьи об историческом значении достижений культуры древнего и современного населения этого региона, и о том вкладе, который внесли в его исследование труды организаторов и участников, только трёх, но эпохальных научно-исследовательских проектов: Сибиряковской, Ленской и Приленской экспедиций.
Второе, это то, что Евразия, Сибири и Северная Азия для россиян всё ещё лишена археологической карты, той карты, на которой отмечены не только сами археологические объекты, но и тесно связанные с ними области сакрального ландшафта. Поэтому нам стоит внимательно задуматься над данными археологической карты не только Сибири и её самого труднодоступного региона: Приарктических регионов и Северо-востока, станет ясно, что многие археологическими памятники, отмеченные на этой карте, являются одновременно и маркёрами сакральных ландшафтов.
САКРАЛЬНЫЕ ЛАНДШАФТЫ ЕВРАЗИИ
Термин «ландшафт». Что касается исходного термина «ландшафт», то, как указывается в энциклопедии: «… впервые слово ландшафт прозвучало в IX веке в трудах монахов Фульдского монастыря в Германии. Монахи монастыря при переводе с латыни «Евангелической гармонии» богослова Татиана заменили латинским словом regio – район, страна на lantscaf, что в значит как «единая священная земля, единой паствы (~ земля обетованная), территория, упорядоченная, согласно общегерманскому плану; форма, соответствующая содержанию, которое суть благодать, нисходящая на «братьев и сестер во Христе»8. В дальнейшем это понятие постепенно трансформировалось, приобретая значение, далекое от первоначального смысла, а именно: социально-географическое, а во многих случаях, территориально-административное.
«Ландшафт укладывается в рамки административно-территориального и административного понятия.» 9
С исходным географическим термином «ландшафт» связаны другие близкие по смыслу термины: «культурный ландшафт», а также «исторический ландшафт», «сакральный ландшафт», «сакральное пространство», «сакральная география».
Сакральный ландшафт является аспектом, компонентом и вариантом культурного ландшафта. Поэтому антропологическая составляющая сакрального ландшафта есть результат интеллектуальной и духовной деятельности людей по организации, управлению обликом природных географических ландшафтов. Управляющее воздействие людей на природный ландшафт в процессе его сакрализации выражается наделении природных или рукотворных объектов его составляющих необычными качествами (священным содержанием). Сакральное оказывается невыразимо по своей природе и может быть приближено к природе человека через символ. Общение с сакральным требует особых церемоний, которые придают человеческой деятельности особый смысл.
Что касается этимологии слова «ландшафт» его значения в разных языках, то, например, наиболее насыщено идеями о знаково-символической функции пространства понятие ландшафт в польском языке. Ландшафт – (по-польски ландшафт – «крайобраз»), состоящий из множества символов, запечатленных в искусстве, живописи, народном фольклоре.
В этом аспекте интересно, что не кто иной, как Герберт Спенсер трактовал красоту сельских видов как "забытую полезность", ссылаясь на то вроде бы верное наблюдение, что утилитарные объекты из прошлых эпох становятся эстетическими в последующих. Поэтому «крайобраз» – это, прежде всего, система знаков, которые субъективно воспринимаются людьми. Сакральный ландшафт вписан в пространство человеческой хозяйственной деятельности древности, о чем сегодня свидетельствуют археологические памятники: в сибирской тайге скалы с рисунками расположены в местах промысла, погребальные долины – рядом с традиционными пастбищами. Эти памятники и создают ту систему знаков, которая формирует пространство воображаемого и ментальную карту территории. В результате, одной из важнейших функций сакрального ландшафта становится территориальная идентификация конкретных социальных групп населения. Для реализации этой функции веками разрабатывались конкретные функции.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Часть этого раздела, посвященный Приленской экспедиции, написан С.А. Федосеевой.
2
Федосеева С.А. Итоги изучения археологического изучения Якутии // http://st-yak.narod.ru/index6-2-2.html.
3
Оконешников Е.И. Своеобразная энциклопедия быта и культуры// Якутский архив. – N.4. – 2008. – С. 52.
4
Там же. – С. 57.
5
Борисов А.А. Вопросы обычного права якутов в трудах польских исследователей// Якутский архив. N. 4. 2008, с. 68.
6
Состав экспедиции не превышал 5-человек. Из сотрудников Института языка и культуры при СНК ЯАССР в разное время в экспедиции участвовали В.Д. Запорожская (художник-археолог), И.И. Барашков (выполнял обязанности помощника начальника по финхозчасти), Н.К. Антонов (по совместительству был назначен лекпомом), П.Т. Степанов (завхоз), С.И. Боло (этнограф-фольклорист)
7
Окладников А.П. Шишкинские писаницы. – Иркутск, 1959; Окладников А.П., Запорожская В.Д. Ленские писаницы. – М. – Л., 1966.
8
Ландшафт// http://ru.wikipedia.org/wiki/(дата обращения 23/07/2014).
9
Там же.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги