Прежде всего, вспомним, как возникли эти самые «ультрас». Лично мне такое определение не нравится, но, раз уж так принято сейчас называть радикальные фанатские группировки – пускай они будут «ультрас». Думаю, что в СССР путь их возникновения был одинаков, что для УССР, что для РСФСР. Я отношу появление первых советских сколько-нибудь организованных футбольных фанатов где-то к 80-м годам ХХ века. Как и почему они возникли?
В какой-то момент молодым людям надоело, что их любимые команды поддерживают скудно и однообразно, криками «давай, давай» и «шайбу!». Стадион при этом был действительно «серой массой»: ни флагов, ни шарфов, ни баннеров. Кроме того, естественно, практически никаких выездов болельщиков за свой клуб в другие города (кроме единичных исключений). И еще молодым людям надоело, что команду поддерживают только, когда она выигрывает. В противном случае – складывают на нее все маты и валят с трибун. Эта серая масса, в последствие была метко прозвана фанатами «кузьмичи». Потому как основную массу «болел» в СССР составляли работяги, часто перед матчем изрядно подзаряжавшиеся пивком или портвейном.
И вот, в 80-х годах на трибунах стали организовываться группы молодых людей, которые стали болеть по-новому, стали выделяться из «серой массы». У них были самодельные флаги и шарфы-самовязы, майки, шапочки цветов клуба, у некоторых – самодельные значки с символикой клуба. Болели они тоже более слаженно – вместо «давай, давай» и «шайбу, шайбу» у фанатов появились оригинальные речевки, «заряды» и даже песни. Вначале таких людей были единицы, потом десятки, потом речь пошла уже о сотнях. Им стали выделять отдельные места, а затем и сектора. А еще – фанаты стали ездить за командой на выездные матчи, или «на выезда». Дело это было тогда непростое, а иногда и опасное. Основную массу первых фанатов составляли небогатые студенты ВУЗов, учащиеся старших классов, ПТУ и техникумов. Добираться до городов необъятного СССР порой приходилось на перекладных, чаще всего – «на собаках», т.е. электричками. На выезде случались проблемы с местной «гопотой» и «кузьмичами». Тогда и были заложены первые ростки превосходства «фаната» над «кузьмичем» и «гопником». Фанаты из разных городов тогда были еще белыми воронами и между собой не враждовали, а старались дружить. Популярен был тогда заряд: «От Москвы и до Карпат – фанат фанату друг и брат!». Стихийные болельщицкие группы стали организовываться в группировки со своим названием («Команда Флинта», «Красно-синие воины», «Огненная сила», «Стальные монстры» и т.д.), именными шарфами и баннерами. Постепенно пришел конец и всеобщей фанатской дружбе – по различным причинам, появились враждующие и союзнические группировки, начались первые фанатские стычки. Фанатизм стал популярен – уже многие люди на стадионе ходили в покупных заводского изготовления клубных шарфах и размахивали купленными в магазинах клубной атрибутики флагами. Похоже, фанаты снова могли слиться с некоей массой. Но началось расслоение и в самой фанатской среде.
Обретение силы
В 90-х годах, уже после распада СССР от фанатской массы стали постепенно отпочковываться так называемые футбольные хулиганы. Главным делом хулиганов стала не сама поддержка команды, а в большей степени – столкновения с боевыми отрядами оппонентов, причем как непосредственно на стадионе, так и вне его. Собственно к футболу, к игре, к матчам эти акции имели уже очень опосредованное отношение. Поэтому сами хулиганы, или «хулсы» прозвали свою деятельность «околофутболом» или ОФ.
Что и говорить, ОФ стали так называемой «элитой» фанатских движений. ОФ группировки были поначалу немногочисленны, мобильны и очень сплочены. Их члены, безусловно, обладали отвагой. Выезд во «вражеский» город считался делом чести и обязательно должен был заканчиваться столкновением с оппонентами, у которых было преимущество своей территории. Группировки ОФ договорились о «русском стиле», т.е. о драках без использования «аргументов» или «дерьма» (арматуры, бутылок, камней). ОФ старались никогда не обращаться в милицию, хорошим тоном также считалось не подставлять милиции и своих оппонентов. То есть у ОФ существовал собственный кодекс чести. После городских баталий, когда отряды (или «мобы») ОФ должны были искать (вычислять) и накрывать друг друга, они перешли на следующий уровень – стали договариваться о столкновениях заранее и в обусловленных местах. Обычно эти стрелки забивались в лесу или в поле, то есть за городом. Группировки ОФ разрослись к началу 2000-ных уже до таких размеров, что в стычках могло участвовать с каждой стороны до нескольких сотен человек! Особым шиком считалось у ОФ завязать драку с полицией, на их баннерах и даже татуировках аббревиатура A.C.A.B. (All Cops Are Bastards) заняла постоянное место!
Правый тренд: от имперского до антикремлевского
Еще одной очень важной чертой ОФ в России, и в Украине стала их «правая», или националистическая идеология. В отличие от Европы, где в некоторых странах существовали левые, «антифашистские» футбольные группировки, в наших странах «антифа» для футбольных радикалов было словом ругательным. ОФ группировки далеко не всегда шли рука об руку со скинхедами, но погонять «чурок» вообще-то никогда не отказывались. До какого-то времени национализм, например, российских ОФ был вполне себе имперский. Он проявился, в частности, в их поведении в 90-е и начале 2000-ных в «братских» республиках бывшего СССР. Сейчас трудно поверить, но в 1998 году на матче сборной России в Киеве наши «ультрас» сидели при исполнении гимна Украины, навели шороху и в самой украинской столице. И никакие националисты УНА-УНСО, грозившиеся разобраться с русскими фанатами, ничего не смогли поделать! В Таллине в 2002 году наши фанаты, в том числе и ОФ на матче со сборной Эстонии вывесили вызывающий баннер «Хозяева вернулись», а в 2007 году возложили цветы к памятнику советскому воину-освободителю! Куда потом все это девалось?
Постепенно имперский национализм российских ОФ стал антигосударственным. С. Е. Кургинян назвал его «уменьшительным», т.к. такого рода националисты требовали выделения из состава России Кавказа, да и вообще создания «русского» государства. Главным аргументом ОФ была слабая миграционная политика властей России, приведшая к засилью мигрантов. Москву они стали называть не иначе как Москвабадом. Надо сказать, что такой тренд в фанатской среде успешно подогревался. У меня нет доказательств, но я почти уверен в заказном характере прокатившейся в 2000-ных волне убийств видных членов ОФ кавказцами. Апофеозом стало убийство спартаковского ОФ Егора Свиридова, вызвавшее грандиозные демонстрации фанатов на Манежной площади. Эти демонстрации показали действительно большую сплоченность и мобильность ОФ («ультрас»). Мне самому приходилось слышать от них презрительное: «Не то что, вы, „овощи“. У вас „чурка“ кого-нибудь убьет, а вы и будете молчать в тряпочку». Вообще эта отвага, физическая сила, сплоченность и «кодекс чести» позволили «ультрас» чувствовать себя «элитой» сначала в фандвижениях, а потом и вообще в обществе. Так они сами считали. Показателен эпизод из прекрасного фильма «Околофутбола», когда ОФ презрительно отгоняют простого «скарфера» по ошибке пытающегося сесть в их автобус! В «нулевых» сложился окончательный тренд в идеологии футбольных «ультрас» – их враги это – «мусора», «чурки», «антифа». К обычному законопослушному населению («овощам») они относились довольно презрительно. Над этим трендом, похоже, умело поработали западные политтехнологи, т.к. все чаще часть футбольных «ультрас» появляются сначала на «русских маршах», а потом и вообще на «маршах несогласных». «Ультрас» начинают политизироваться, многие из них причисляют себя к некоей «антисистеме». Как-то незаметно часть из них оказывается в протестном движении, причем в одних колоннах с презираемыми геями и лесбиянками. Все чаще на секторах, занимаемых «ультрас» начинают мелькать флаги со свастикой. Апофеоз – участие многих российских «ультрас» в событиях на Майдане бок о бок с украинскими «братьями». Не смутили наших даже лозунги «москалей на ножи». Они это поясняли на своих интернет-ресурсах – это не против русских, это против Кремля…
За что боролись?
Итак, подытожим. Фанатское движение возникло в СССР с целями выделяться из «серой массы», красиво и эффективно поддерживать любимые команды. Легкое презрение «фанатов» к «кузьмичам», при формировании «ультрас» переросло в их позиционирование себя на почве национализма чуть ли не как «истинных арийцев». Хотя по социальной принадлежности фандвижение всегда было очень неоднородно, я все-таки отношу его к движению «снизу». Движение «ультрас» в целом подпитывалось «правой» идеологией (национализм, патриотизм, сильное государство). Однако, в многонациональной России оно в итоге стало антигосударственным.
Вместо эпилога
Вот так, по-разному, люди талантливые и не очень, но явно пассионарные, стремящиеся выделиться из «серой массы», могут эволюционировать во взглядах к идеям своего превосходства над «быдлом». Но когда ты перестаешь считать людьми «совков», «холуев», «анчоусов» или «мусоров», «чурок», «овощей» – остаешься ли ты сам Человеком?
23 января 2015 годаГлава 2. Страсти по Пугачевой: как мы опять поделились на «белых» и «красных»…
Итак, понеслось оно по трубам. «Алла Пугачева как символ вырождения Империи» (https://cont.ws/@alex-haldey/490506). Эта статья на КОНТе бьет рекорды просмотров и комментариев. А еще Петиция с требованием изгнать «Примадонну и Ко» с Первого канала. А еще – сотни возмущенных комментариев в интернете. А еще…
Нет, я понимаю. Достала Алла. Вернее нет, не Алла. Информационная политика главных телеканалов, где в любое время года и на всех кнопках одни и те же… лица. Я согласен с тем, что все эти новогодние (и не только) шоу давно превратились в узкий, эдакий почти «семейный междусобойчик». Что уровень ммм… «шуток» на этих мероприятиях зачастую ниже плинтуса. Вот и Алла Борисовна отметилась недавно «марсианским юморком» на мужнином шоу. Вообще, конечно, зрелище было душераздирающее. Когда бедняжка танцевала с Сосо Павлиашвили, лично мне она почему-то напомнила персонаж Филиппова из «Иван Васильевича» (помните его «Кемска волость..» и танцы-реверансы с ножками в панталонах?). Ну, да Бог ей судья, как говорится.
Так что же насторожило меня во всей этой кампании «народного гнева»? Встревожили и обеспокоили революционный порыв и категоричность. «Черно-белый» подход, безапелляционность выводов. Обобщая упомянутую статью и яростные поддерживающие комментарии к ней (за редким исключением), можно выстроить их основной концепт. Оказывается, Пугачева ни голосом, ни талантом особо не выделялась, всегда была примитивна и вульгарна и, более того, хитра и коварна. Что она, шокировала публику, выросшую на «целомудренных образцах советской эстрады, как Майя Кристаллинская и Мария Пахоменко, Эдуард Хиль и Юрий Гуляев, Муслим Магомаев и Людмила Зыкина». Что она начала в СССР «эпоху десакрализации всего и вся». Что у нее не та национальность. Что она водилась с геями. И далее в том же духе.
Уж не знаю, к сожалению или к счастью, но мне пришлось стать прямым свидетелем этой самой «эпохи» и жить в обществе «непуганых советских идиотов», которым якобы «пошлость (Пугачевой – И.И-Ч.) размягчала сознание». Но что-то я в 70-80-е годы не припомню за певицей особой пошлости и вульгарности. Ее песни слушали миллионы советских граждан. Ей писали такие композиторы как Александр Зацепин, Григорий Мовсесян, Микаэл Таривердиев, Эдуард Артемьев, Давид Тухманов, Алексей Мажуков, Геннадий Гладков, Виктор Шаинский. Среди авторов стихов к песням были (на минуточку) и Шекспир, и Цветаева, и Мандельштам, и Кирсанов. А также Юнна Мориц, Вероника Тушнова, Леонид Дербенев, Белла Ахмадулина. Ее песни к фильму Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром» до сих пор для многих являются эталоном проникновенной лирики. Пугачева пела совместно с гениальными «Песнярами», с Иосифом Кобзоном, и Людмилой Гурченко. Перепевала и русские народные песни, и песни Высоцкого, сама писала неплохую музыку и сносные стихи. Пугачева по молодости объездила весь СССР в составе агитбригад, водила личную дружбу с космонавтами, даже в Северной Корее была на гастролях. В общем, была вполне себе «в тренде» и никаких основ строя не подрывала. Она внесла в тогдашнюю эстраду неповторимый колорит, когда каждая песня превращалась ею в своеобразный мини-спектакль. И никакие не «непуганые советские идиоты», а вполне нормальные советские люди все это с удовольствием слушали.
Ну а потом… Грянула Перестройка. Как оказалось, для всех, включая и деятелей культуры, она оказалась тяжелым испытанием. Целомудренные советские артисты большей частью остались за бортом нового мейнстирма. Самобытный талант стал не нужен, уступив место эффектным шоу или даже примитивному эпатажу. Стал поднимать голову шоу-бизнес, в котором закрутились сумасшедшие деньги. Моральные и нравственные ограничения практически перестали существовать. К сожалению, наступившая «свобода» сыграла со многими талантливыми людьми злую шутку. Не пощадила она и Аллу Борисовну, которая стремительно стала превращаться из многоплановой актрисы в примитивную и вульгарную «мадам Брошкину». Перейдя, по собственному выражению, наконец, в класс имущих, Пугачева, по сути, закончила с собственно песнопением и стала заниматься шоу-бизнесом, политикой и другими выгодными делами. В результате ею и был создан тот мощный клан, который сейчас возмущенные граждане требуют изгнать из эфира…
Я не знаю, кому какая Пугачева ближе. Важно только, что она эволюционировала вместе с нами, вместе со страной. Была кумиром миллионов, талантливой артисткой в СССР. Стала успешной «бизнесвумен», пристроившей детей, внуков и мужей в современном российском шоу-бизнесе. Я не хочу оправдывать «Примадонну» или заступаться за нее. Я только призываю всех критиков немного успокоиться. Ведь, стреляя в нее, вы, волей или неволей стреляете в самих себя, в окружающих, в нашу общую историю. Вы настаиваете, порой довольно агрессивно, на том, что нам надо было слушать раньше и кого любить нынче. Если сказать про себя, то кого слушал кроме Пугачевой «непуганый советский идиот»? Да и «Битлов», и «Роллингов», и «Квинов», и «Пинк Флойд». И полуподпольные «Машину времени» с «Воскресеньем», и даже… Розенбаума! И вот что удивительно. Даже несмотря на то, что Фрэдди Меркури был геем, а Розенбаум евреем, даже несмотря на то, что «Битлы» и другие рок-музыканты активно использовались для оболванивания западного общества (в том числе для рекламы наркотика ЛСД), несмотря на все это, слушая их, мы были совершенно нормальными и патриотичными советскими людьми. Болели за наши спортивные сборные, гордились своей страной, считая ее сверхдержавой. И вовсе не было такого контрастного разделения как показано в фильме «Стиляги» – серая «комсомольская» масса против горстки продвинутых и ярких почитателей всего западного. Не было у нас тогда никаких «красных» и «белых», по крайней мере, в моем окружении.
Так давайте и сейчас не будем делить народ на разных «пиплов». Которые «хавают» правильно или не очень. Давайте позволим друг другу быть разными. Не станем учить оппонентов, кого им слушать и кого любить. Давайте не будем вешать ярлыки друг на друга, ведь именно этого и добиваются наши ушлые «партнеры». Давайте ценить наши достижения, историю и не выкидывать из нее неудобные страницы. Давайте не будем давать нашему «креативному классу» поводов считать нас некомпетентной серой массой. Почему, например, вполне патриотичный россиянин не может любить и хорошо разбираться в западной рок-музыке? Почему он должен ограничиваться прослушиванием лишь «целомудренных» артистов? Если ты сам, внутри себя, не являешься «рабом греха», то никакие «вульгарные исполнители» тебе не страшны. А если ты разбираешься в музыке, то всегда отличишь хорошую от плохой, вне зависимости от политических взглядов, сексуальной ориентации и национальности исполнителя. Если мы не хотим пошлости на нашем ТВ, давайте кроме требований запретить, предлагать какую-то свою альтернативу. Как это было, например, с фильмом «28 панфиловцев», деньги на который собрали, что называется, всем миром. И тогда, глядишь, и Империя не выродится…
А ту, «советскую Пугачеву» я слушать буду. С Макаревичем, конечно, сложнее, хотя со студенческих времен с десяток песен на гитаре наиграю легко. Всем добра и мира, берегите себя.
18 января 2017 годаГлава 3. А был ли «совок»? Сумбурные мысли по поводу затасканного термина
«Совок» – пейоративное жаргонное название Советского Союза, советского человека (ср. близкое по смыслу Homo Soveticus), а также советской действительности в целом. Из Википедии.
Мне кажется, сейчас термин «совок» окончательно оформился как понятие в основном презрительное. В новейшей нашей истории, по замыслу либералов, характеризующее людей «несвободных», не имеющих своей индивидуальности, своего мнения. Как правило, «совок» (он же «быдло», он же «анчоус» и т.д.), это безропотный винтик, поклонник государственной машины и т. д. И очень ловко из этого получается, что это и есть нынче патриотически настроенный гражданин. Недаром, на многих украинских форумах во время переворота 2013 года утверждалось, что там идет не борьба «бандеровцев» с «русскими», а борьба «совка» и «несовка». Получается, что термин, так сказать, наследовал традиционное деление наших сограждан на «западников» и «почвенников», «русофобов» и «славянофилов», на «быдло» и «креативный класс».
В современной версии российского кинематографа, разделение на «совков» и некую элиту, на «серую массу» и яркие индивидуальности в СССР имело довольно простой критерий – любишь западную музыку и шмотки, читаешь самиздат, презираешь советскую власть – вот ты и личность. Остальное – серая масса. Это в той или иной степени отражено в фильмах «Стиляги», «Оттепель», «Фарца», «Таинственная страсть». Это так сказать симметричный ответ на клише советской пропаганды – «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». На самом деле, не все было так просто.
Надо сказать, что автор, исходя из данных критериев, «совком» вроде бы не являлся. Еще в школе увлекся западной рок-музыкой, занимался перепродажей «дисков», т.е. в какой-то степени, фарцевал. К тому же, в городе, где я жил, во времена СССР существовало четкое разделение на «академию» и весь остальной, «рабочий мир». Дело в том, что у нас существовал филиал Академии Наук СССР. С него вообще-то город и начался, когда один академик нашел в наших краях «камень плодородия». Ну а потом приехали строители, работники рудников, обогатительных фабрик, ГРЭС и т. д. И получился город ученых и рабочих. В моей школе учились дети и тех и других. И вот, надо сказать честно, это разделение на «пролетариат» и «академию» тогда хорошо чувствовалось. Когда учились, в рабочих семьях сквозило к нам, «академическим» некое снисхождение, что ли. И, что особенно бросалось в глаза – резкий контраст быта! В наших, «академических» домах, как правило, царил «творческий беспорядок». И книги. Полные стеллажи книг! В рабочих квартирах был порядок, близкий к идеальному. Плюнуть некуда. В буквальном смысле слова. И книг – с десяток. Или вообще нет. Поразил отец одноклассника. Спросил меня – «Ты книги собираешь?». «Это как?» – говорю. Он – «Ну, я вот собираю. Пикуля. Вон – полка». В наших квартирах – сиди, где хочешь, ходи, где хочешь. В «рабочих» – некоторое кресла и диваны были табу – садиться ни-ни, еще и целлофаном покрыты. Ну и наших родителей («академиков») они («рабочие» родители одноклассников) – разгильдяями считали. И в общем-то бездельниками.
Когда я уже закончил институт и вернулся сюда работать, в ту же самую «академию», я часто слышал от бывших одноклассников-работяг – «Да что вы там в своей акадЭмии делаете? Пробирки моете, гыгыгы». Одноклассник говорил – «Вот ты, пять лет учился, с „верхним“ образованием, а сколько имеешь? Сто двадцать рэ? А я на своем „Белазе“ – 600 на руднике. То-то, „академик“!».
Вот такое, как бы «бытовое» разделение. На «правильных работяг» и неких «бездельников академиков». Было ли оно классовым? «Пролетариат» и «гнилая интеллигенция»? Если и было, то сильно не будировалось. Были ли «академики» более «западными»? В какой-то мере, т.к. контакты с западными учеными имели место. Но – далеко не все. Можно ли было отнести «пролетариат» к «совку»? Тоже весьма условно. Хотя, конечно, некая фронда (в отдельных институтах Академии) была. Она потом в Перестройку вылезла. Всякие «добровольные общества содействия перестройке» и прочее. Вплоть до альтернативы Горбачеву на выборах. А «пролетариат» более был консервативен. Помню в одном из областных городов, где крупный железорудный ГОК был, рабочие поддержали ГКЧП, а инженеры были за Ельцина.
Было подобное разделение и в других городах. Например, в южном Ставрополе. В городе молодежь во времена СССР делилась грубо на «хипсов» и «фуцманов». Первые – типа продвинутые, модные. Западную музыку слушают, носят джинсы и длинные волосы. Много студентов. Вторые… Типа «пацанчеги на районе». В кепках-аэродромах ходили. Отсюда и «фура» (кепка), «фурапеты», «фуцманы». Гопнички. Патриоты.
В Воронеже в 1980-е были альтернативные группировки – фанаты футбольного «Факела» (типа патриоты, консерваторы) и загадочные ребята из ARL. Писали на стенках друг против друга. Долго не мог понять, кто такие эти ARL. Потом мне пояснили. Association Rock Lovers. Ага, опять западная рок-музыка. Опять «патриоты» и «западники». Они же потом трансформировались в «гопников» и «аквариумистов». Даже в популярном «Взгляде» сюжет был такой из Воронежа.
Этот стереотип оказался живуч. Недавно мне один знакомый вполне серьезно сказал, почему почти каждый человек в майке с надписью «Россия» имеет гоповатый вид? Опять связка – «патриот-гопник». «Совок». «Быдло».
И да, вот еще что. «Продвинутые» в СССР почти обязательно должны были слушать «правду». Откуда? Конечно, оттуда. Из Лондона и Вашингтона. «Голос Америки» и «Би-би-си». Ну, там и «Немецкая волна» в придачу.
Казалось бы, все складывается. В СССР деление на законопослушных «патриотов» и продвинутых «западников» имело место быть. И потом так и трансформировалось в «быдло» и «креативный класс». При этом, «быдло», «совок» – это как будто бы люди менее образованные, грубые, нетолерантные, несвободные, поддерживающие «тоталитарную» власть. Рабы, такие рабы! А «креативные несовки» – люди яркие (могущие прибить мошонку к брусчатке на Красной площади, например), независимые, опирающиеся на западные ценности, на «свободу и демократию», вроде бы более образованные… Как бы «интеллигенция» – писатели, «артисты» (к последним почему-то стали еще причислять всякого исполнителя на сцене, т.е. и попсу и реперов – все теперь они артистами стали), режиссеры, журналисты, юмористы, телеведущие, рок-музыканты. Кто из них постарше, все время голосят с экранов, как тяжело, просто невыносимо им жилось при «совке»: нищета, дефицит, повальная цензура… Юмористы (часто бывшие КВН-щики), не ставшие помогать Родине в качестве специалистов (они же на кого-то учились в ВУЗах-то), теперь зарабатывают большие деньги на том, что стебутся как в «рашке» никто не умеет работать. Особенно достается автопрому и почте России. А «газпромовцы» для них «миллионеры-бездельники». А их-то работа важна – бичевать, разоблачать, высмеивать. Но. Так ли все просто? Почему автор, из «академической» семьи, воспитанный на «Битлах», геях Фредди Меркури и Элтоне Джоне, нынешних «креаклах» типа Макаревича, стал вполне себе нормальным патриотом? Да и «совком» можно называть, не обижусь. Почему многих из нас не взяли ни джинсы, ни жвачка, ни Голливуд? Потому, что «вражьи голоса» мы ловили больше не из-за «правды», а из желания послушать ту же самую рок-музыку у Севы Новгородцева. И не более того. Так же, как статьи Артемия Троицкого читали в «Ровеснике». И потом. После Перестройки мы все это получили. И жвачки, и джинсы, и Голливуд, и «Скорпионс» в Кремле. И возможность колесить по заграницам. На иномарках. Да. Но оказалось, что цена за это удовольствие была слишком велика. Развал страны, криминал, семибанкирщина, очернение истории, упадок морали, Чечня, Украина…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги