Если рассматривать институты такой подотрасли, как автотранспортное право, то это, прежде всего, институты договорных перевозочных обязательств по организации и осуществлению перевозок пассажиров, багажа, грузов во внутреннем и международном сообщении, ответственности в связи с нарушением участниками договорных отношений своих обязательств, претензионно-искового порядка разрешения ими споров, транспортно-экспедиционного обслуживания, страхования при использовании автомобильного транспорта и некоторые другие.
Однородность норм института права можно проиллюстрировать на примере такого института, как договорные обязательства по организации и осуществлению перевозок. Система его норм регулирует отношения, касающиеся оказания услуг по организации и осуществлению доставки объектов в пункт назначения, их объемов, выделения для перевозки необходимого количества автотранспортных транспортных средств, условий перевозок, порядка оплаты услуг.
В целом же автотранспортное право довольно четко организовано. Системная организация норм этой комплексной подотрасли транспортного права имеет как теоретическое, так и практическое значение. Во-первых, она облегчает работу правотворческих органов при принятии новых правовых источников и совершенствовании действующих, позволяет устранять пробелы в действующей системе автотранспортного законодательства, а также исключать нормы, уже не отвечающие потребностям транспортной практики. Во-вторых, при надлежащей систематизации норм автотранспортного права значительно упрощается поиск и применение соответствующих норм к конкретным случаям.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какова роль автомобильного транспорта в развитии экономики Российской Федерации?
2. Каковы предмет и метод правового регулирования автотранспортного права?
3. Что представляет собой система принципов автотранспортного права?
4. Какова система автотранспортного права?
5. Перечислите элементы особенной части автотранспортного права.
Глава 2
Автотранспортные правоотношения
2.1. Понятие автотранспортного правоотношения, его структура
Для любого правоотношения характерным является то, что: во-первых, оно всегда складывается на основе правовых норм; во-вторых, его участники наделяются взаимными правами и обязанностями; в-третьих, оно имеет осознанно-волевой характер, т. е. зависит от воли сторон; в-четвертых, оно гарантируется государством и охраняется в необходимых случаях силой государственного принуждения.
Все указанные признаки правоотношения присущи и автотранспортным правоотношениям. Нормы автотранспортного права, содержащиеся в различных источниках, регулируют общественные отношения, которые составляют его предмет. Приобретая правовую форму, эти фактические общественные отношения становятся автотранспортными правоотношениями, складывающимися по поводу оказания услуг с использованием данного вида транспорта.
Указанные правоотношения представляют собой особую юридическую связь участников социальных процессов в области автотранспортной деятельности по осуществлению перевозок грузов, пассажиров, багажа, которая возникает и существует на основании норм автотранспортного права. По сути, автотранспортное правоотношение является формой, в которой абстрактные транспортные нормы УАТГНЭТ получают конкретное выражение. Именно вследствие воздействия указанных норм на общественные отношения последние приобретают особую правовую форму, а их участники наделяются правами, на них возлагаются обязанности, реализация которых подкрепляется мерами государственного характера. Как уже отмечалось, специфика автотранспортных правоотношений заключается в том, что они не являются общественными отношениями одного вида. В предмет транспортного права входят имущественные, административные, трудовые, процессуальные правоотношения.
Большая часть автотранспортных правоотношений – это частноправовые отношения имущественного характера.
Следовательно, автотранспортное правоотношение – это регулируемое нормами автотранспортного права общественное отношение, складывающееся по поводу оказания транспортных услуг с использованием автомобильного транспорта и связанной с ними его деятельности, а также управления им.
Как и любое правоотношение, автотранспортное правоотношение состоит из следующих элементов: объекта, субъектного состава правоотношения и содержания.
Объект автотранспортного правоотношения – это то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его субъектов, их поведение, на что направлены их субъективные права и обязанности. Следовательно, объект автотранспортного правоотношения – это деятельность автомобильного транспорта, связанная с перевозками.
Именно на перевозочную деятельность как объект автотранспортного правоотношения воздействуют его субъекты в границах возможного и должного поведения, определяемых их субъективными правами и обязанностями.
Поведение участников автотранспортных правоотношений имущественного характера заключается в том, что они вступают в отношения друг с другом по поводу определенных благ. Такими благами являются услуги, связанные с перевозкой грузов, пассажиров, багажа.
В автотранспортных правоотношениях административно-правового характера поведение их субъектов выражается в положительных действиях (принятие Минтрансом России правил перевозок – нормативных правовых актов) или в негативных действиях – совершении административных правонарушений (например, нарушении таможенных правил при перевозках).
Что касается автотранспортных правоотношений процессуального характера, то их субъекты вступают в отношения друг с другом по поводу спора материально-правового характера о возмещении причиненного вреда при осуществлении перевозки. Речь идет, например, о праве грузоотправителя на предъявление претензии и иска к перевозчику в случае утраты груза.
Субъектный состав автотранспортного правоотношения – совокупность участников этого правоотношения. Ими могут быть индивиды (физические лица), юридические лица, государство в лице различных государственных органов: федерального органа исполнительной власти в области транспорта, государственных органов контроля, надзора на транспорте, государственного органа по охране труда (в том числе на транспорте) и др.
Минимальный состав субъектов транспортного правоотношения включает управомоченного субъекта и обязанного субъекта (грузоотправитель – перевозчик; грузополучатель – транспортный экспедитор; перевозчик – пассажир; перевозчик – представитель таможенного органа и т. д.). Субъекты автотранспортного правоотношения обладают правосубъектностью, т. е. социально-правовой возможностью быть участниками транспортных правоотношений.
Содержание автотранспортного правоотношения составляют юридические права и обязанности его субъектов. Они весьма разнообразны. Для содержания имущественных автотранспортных правоотношений, являющихся разновидностью гражданских правоотношений, характерно то, что и права, и обязанности их субъектов именуются субъективными правами и субъективными обязанностями. Именно так в гражданском праве подчеркивается принадлежность их конкретным субъектам права.
Будучи неразрывно связаны друг с другом, субъективные права и обязанности возникают и прекращаются одновременно. Например, они возникают у сторон договора перевозки груза одновременно с моментом его заключения, а прекращаются исполнением этого договора. Кроме того, они изменяются под воздействием одних и тех же обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы, ограничения или запрещения движения автотранспорта и др.).
Содержание автотранспортных правоотношений административно-правового характера включает не только права и обязанности субъектов, но и закрепленный нормативно правовой режим их осуществления, а также установленные для субъектов запреты и ограничения.
Что касается содержания трудовых отношений, являющихся составной частью автотранспортных правоотношений, то правам и обязанностям их сторон присущ так называемый относительный характер. Он заключается в том, что праву работника соответствует обязанность работодателя, и наоборот. Содержание трудового правоотношения предполагает наличие комплекса субъективных прав и обязанностей у каждой стороны. Трудовое правоотношение носит сложный характер, ему присущи имущественный и организационный аспекты, элементы свободы и подчинения в рамках действий работодателя и работника.
Содержание транспортных правоотношений процессуального характера – это права и обязанности его субъектов, а также процессуальные действия, совершаемые ими в соответствии с правами и обязанностями. Например, грузоотправитель наделен правом предъявления претензии перевозчику. Оно реализуется путем составления письменной претензии по установленной форме, сбора прилагаемых к ней необходимых документов, предъявления претензии в установленные сроки надлежащему перевозчику.
Существование транспортных правоотношений зависит от трех правовых предпосылок: наличия норм автотранспортного права, правосубъектности и юридических фактов. Сами по себе автотранспортные нормы не порождают транспортные правоотношения. Для этого необходимы обстоятельства, с которыми автотранспортные нормативные правовые акты связывают соответствующие юридические последствия: возникновение, изменение или прекращение автотранспортных правоотношений.
Если речь идет о частноправовых имущественных отношениях, то их возникновение и последующие изменения связаны в первую очередь с заключением транспортных договоров, и прежде всего договоров перевозки пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом.
Заключение договора перевозки – это юридический факт, который относится к одной из двух групп в рамках классификации юридических фактов в зависимости от волевого признака – к группе действий. Но в автотранспортном праве имеет значение и вторая классификационная группа юридических фактов – события. Среди них законодатель выделяет такие, как непреодолимая сила, военные действия, блокады, эпидемии и другие обстоятельства. С их наличием он связывает определенные юридические последствия, например, освобождение перевозчика от ответственности за несохранность груза (ст. 36 УАТГНЭТ).
Необходимо иметь в виду, что на практике возникновение, изменение или прекращение автотранспортных правоотношений связаны нередко не с одним юридическим фактом, а с их совокупностью. В этом случае речь идет о юридическом составе, который представляет собой совокупность юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления предусмотренных законом юридических последствий.
Таким образом, рассмотренные группы общественных отношений, входящие в предмет регулирования автотранспортного права, являются неоднородными. Они имеют разные объекты, им присущ неодинаковый субъектный состав. Различаются автотранспортные правоотношения и содержанием. Все это дает основание подразделить автотранспортные правоотношения на правоотношения имущественного, административно-правового, трудового и процессуального характера.
2.2. Субъекты автотранспортных правоотношений имущественного характера
Поскольку имущественные правоотношения составляют основную группу автотранспортных правоотношений, целесообразно отдельно рассмотреть их субъектный состав.
Он включает как физических, так и юридических лиц.
Физические лица как субъекты автотранспортных правоотношений имущественного характера. Можно выделить несколько групп физических лиц – участников имущественных автотранспортных правоотношений.
Наиболее многочисленную группу составляют физические лица – пассажиры. Среди транспортных законов УАТГНЭТ определяет понятие «пассажир» как физическое лицо. Пассажирами могут быть как граждане Российской Федерации, так и граждане других государств (иностранцы), а также апатриды – люди, не имеющие определенного гражданства. Таким образом, категория «физические лица», относящаяся к пассажирам, охватывает указанные более узкие понятия. Есть особенности, касающиеся пассажиров-детей. Нормативно закреплены возрастные параметры перевозки, касающиеся этой категории физических лиц.
Следующую группу физических лиц – субъектов имущественных автотранспортных правоотношений составляют грузоотправители и грузополучатели. На них, как на физических лиц-потребителей, распространяется действие Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Отдельную группу физических лиц – субъектов транспортных правоотношений составляют индивидуальные предприниматели. Ими могут быть перевозчики, грузоотправители, грузополучатели, фрахтовщики, фрахтователи. Приобрести статус индивидуального предпринимателя физическое лицо может только после прохождения процедуры государственной регистрации в установленном порядке. В случаях, определенных законом, деятельность индивидуальных предпринимателей – субъектов транспортных правоотношений лицензируется.
Юридические лица как субъекты автотранспортных правоотношений имущественного характера. Поскольку основу автотранспортных правоотношений составляют договорные отношения, касающиеся организации и осуществления перевозок, юридическими лицами в этих отношениях являются перевозчики, грузоотправители, грузополучатели, фрахтовщики и фрахтователи. Однако перечень юридических лиц – субъектов автотранспортных правоотношений этим не ограничивается. Транспортный процесс обеспечивается выполнением комплекса операций и действий, без которых он невозможен.
К таким операциям и действиям относятся подготовка грузов к перевозке, их доставка к месту погрузки, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, осуществление перевалки грузов при перевозках в прямом смешанном сообщении, хранение доставленного груза в пункте назначения. Их выполняют такие юридические лица – субъекты автотранспортных правоотношений, как транспортные экспедиторы, владельцы инфраструктур, операторы терминалов и др.
Законодательно установлена система лицензирования деятельности некоторых из перечисленных юридических лиц – субъектов транспортных правоотношений. Применительно к автотранспортным правоотношениям – это деятельность перевозчика по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется по заказам или для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Организационно-правовая форма юридических лиц – субъектов транспортных правоотношений различна. В условиях городских перевозок получила широкое распространение, например, такая организационно-правовая форма перевозчика, как унитарное предприятие (государственное унитарное предприятие и муниципальное унитарное предприятие).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение автотранспортного правоотношения
2. Каковы элементы автотранспортного правоотношения?
3. Перечислите юридических лиц-субъектов автотранспортных отношений имущественного характера.
4. Назовите структурные элементы автотранспортных правоотношений.
5. Перечислите субъектов автотранспортных правоотношений.
Глава 3
Автомобильный транспорт как составная часть транспортной системы Российской Федерации
3.1. Структура автомобильного транспорта
Автомобильный транспорт является одной из составных частей транспортной системы Российской Федерации. Сам автомобильный транспорт представляет собой достаточно сложную структуру. Опираясь на автотранспортное законодательство, можно выделить следующие его элементы:
1) автотранспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов;
2) городской наземный электрический транспорт;
3) внеуличный транспорт.
Автотранспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов, включает две транспортные группы:
– автобусы, троллейбусы, трамваи;
– легковые такси.
Транспортная группа автобусов, троллейбусов трамваев указана в Правилах перевозок пассажира и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила перевозок пассажиров и багажа). В них закреплены положения, касающиеся оборудования названных транспортных средств.
При этом определены указатели, размещаемые, на транспортных средствах (п.17), а также указатели, размещаемые внутри транспортного средства (п.24).
Законодательно закреплено понятие «класс транспортных средств». Это группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины и классифицирована так:
– особо малый класс транспортного средства – длина до 5 метров включительно;
– малый класс транспортных средств – длина более чем 5 метров до 7,5 метров включительно;
– средний класс транспортных средств – длина более чем 7,5 метров до 10 метров включительно;
– большой класс транспортных средств – длина чем 10 метров до 16 метров включительно;
– особо большой класс транспортных средств – длина более чем 16 метров (п.14 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220‐ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Правилами перевозок пассажиров и багажа детально урегулированы требования к оборудованию легкового такси (опознавательный фонарь оранжевого цвета, цветографическая схема в виде композиции из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке – п.п.89, 90 Правил).
Следует отметить, что принятым Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 442‐ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 442‐ФЗ) введено понятие «внеуличный транспорт». Он определен как технологический комплекс, включающий в себя подвижной состав внеуличного транспорта, его объекты инфраструктуры и обеспечивающий перевозку пассажиров и провоз ручной клади по договорам перевозки пассажиров.
Законом к внеуличному транспорту отнесены:
– метрополитен;
– монорельсовый транспорт;
– подвесная канатная дорога транспортная;
– фуникулер транспортный.
Законодательно закреплено определение каждого из перечисленных видов транспорта. Так, метрополитен – это внеуличный вид транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по двум рельсам.
Монорельсовый транспорт – вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по ходовой балке, расположенной на эстакаде.
Подвесная канатная дорога транспортная – вид внеуличного транспорта, подвижной состав которого перемещается по несущему канату, тяговым канатам или посредством несуще-тягового каната, которые поддерживаются опорами.
Фуникулер транспортный – вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется по рельсовому пути либо эстакаде одним или тяговыми канатами.
В целом внеуличный транспорт активно развивается в городах-миллионниках, что потребовало создания органов исполнительной власти и наделения их необходимыми полномочиями.
3.2. Полномочия органов исполнительной власти в области внеуличного транспорта
Федеральный закон № 442‐ФЗ выделяет три уровня полномочий органов исполнительной власти в области внеуличного транспорта. К ним относятся: 1) уровень полномочий федеральных органов исполнительной власти, 2) уровень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 3) уровень полномочий органов местного самоуправления.
К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области внеуличного транспорта относятся:
1) определение основных направлений государственной политики и установление основ правового регулирования в области внеуличного транспорта;
2) проведение единой государственной политики в области развития объектов инфраструктуры внеуличного транспорта;
3) утверждение типовых правил пользования внеуличным транспортом;
4) утверждение типовых правил технической эксплуатации внеуличного транспорта;
5) определение порядка расследования и учета транспортных происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера на внеуличном транспорте;
6) руководство мобилизационной подготовкой, гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций на объектах инфраструктуры внеуличного транспорта;
7) определение порядка работы юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров внеуличным транспортом, в режимах военного и чрезвычайного положений, контртеррористической операции, а также в условиях чрезвычайной ситуации;
8) осуществление полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Полномочия органов государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации именуются в ст. 7 ФЗ № 442‐ФЗ следующим образом: «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации транспортного обслуживания населения при перевозках внеуличным транспортом». В их перечень входят следующие:
1) утверждение правил пользования внеуличным транспортом;
2) утверждение правил технической эксплуатации внеуличного транспорта;
3) утверждение графиков (расписаний) транспортного обслуживания по межмуниципальным маршрутам, а также муниципальным маршрутам, проходящим в границах субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя;
4) осуществление государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и провоз ручной клади сверх установленных норм внеуличным транспортом по межмуниципальным маршрутам и муниципальным маршрутам;
5) определение порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов, а также муниципальных маршрутов, проходящих в границах субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя;
6) заключение с органами государственной власти других субъектов Российской Федерации соглашений об организации транспортного обслуживания на межрегиональных маршрутах, в том числе по вопросам, связанным с осуществлением государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и провоз ручной клади сверх установленных норм внеуличным транспортом и установлением графиков (расписаний) транспортного обслуживания по таким маршрутам;
7) заключение с органами государственной власти других субъектов Российской Федерации соглашений об утверждении правил пользования внеуличным транспортом и правил технической эксплуатации внеуличного транспорта в случае, если линия внеуличного транспорта расположена в двух и более субъектах Российской Федерации;
Что касается полномочий органов местного самоуправления, то в соответствии со ст. 8 они официально именуются как «Полномочия органов местного самоуправления в области организации транспортного обслуживания населения при перевозках внеуличным транспортом». К полномочиям указанных органов в соответствии с разграничением вопросов местного значения между муниципальными образованиями, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131‐ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение указанного Федерального закона, относятся:
1) определение порядка открытия, изменения и закрытия муниципальных маршрутов, за исключением муниципальных маршрутов, проходящих в границах субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя;
2) утверждение графиков (расписаний) транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам, за исключением муниципальных маршрутов, проходящих в границах субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя;
3) осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таковы полномочия органов исполнительной власти в области внеуличного транспорта.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Как классифицируется городской электрический транспорт?
2. Перечислите виды внеуличного транспорта.
3. Какими преимуществами обладает метрополитен как вид внеуличного транспорта?
4. Раскройте понятие монорельсового транспорта.
5. Составьте перечень полномочий, относящихся к органам государственной власти субъектов в области организации транспортного обслуживания населения при перевозках внеуличным транспортом.