– Очень разумный подход, – поддакнул Председатель, представив самого себя, прыгающим на диване, и еле сдержал смех.
– И, если люди поймут, что такое возможно, знаете, что они будут делать?
Шеф терпеть не мог, когда его спрашивали, знает он что-то или нет… Во-первых, потому что это пустая и невежливая словоформа. А, во-вторых, потому что он знал все или почти все; об этом даже поговорка есть – мол, «черт его знает…». Но, честно говоря, он никак не мог догадаться, к чему клонит этот парень.
– И что же они будут делать? – Шеф напустил скуку в голос.
– Все! Они будут творить глупости или, наоборот, совершать подвиги хотя бы ради того, чтобы попасть из одной группы в другую или, наоборот, оказаться единственным человеком на Земле, который в тот или иной миг, к примеру, перекрашивает носорога в розовый цвет!
– Пусть только попробуют! – возмутился Председатель, известный своей любовью к животным. – Старик Ной не для того носорогов в ковчег запихивал, чтобы всякие идиоты их потом в розовый цвет перекрашивали… Но в целом ты, конечно, прав – такова их сущность: делать что-то только для того, чтобы этим похвастаться, привлечь внимание и все в таком духе… А потом еще удивляются, видя последствия этих выкрутасов. Причинно-следственные связи столько раз выворачиваются туда и обратно, что уже и не поймешь, где лицевая сторона, а где изнаночная. В общем, это должно сработать.
Ободренный поддержкой, честь и гордость отдела по связям с общественностью закончил речь:
– Я разработал методологию, как, не особо шокируя, довести до людей существование теории группировок и подтолкнуть их на нужный нам путь. Разрешите приступить к ее воплощению?
И уж вот тут, после долгой театральной паузы, во время которой он тайком разглядывал в висящем за спинами посетителей зеркале свою великолепную внешность, Шеф сказал:
– Ну что ж, попробуем… Выберете для начала парочку подопытных кроликов и действуйте. Помня при этом, что действуете на свой страх и риск…
Шеф многозначительно взглянул на энтузиаста и обратился к Председателю, который слегка поморщился при упоминании кроликов:
– А вы контролируйте процесс. Можете даже послать туда кого-нибудь, чтобы все время лично присутствовал при эксперименте.
– Я отправлю туда Хугина.
– Ворону? Что, больше некого? – Шеф сморщил нос.
– Хугин не ворона, а ворон, – обиделся за питомца Председатель, – и он умнее некоторых моих подчиненных. К тому же птице будет гораздо проще оставаться незамеченной.
– Ай, да посылайте хоть крокодилов, – махнул рукой Шеф, исполосовав рубиновыми лучами запонок все вокруг. – Идите работать. Жду регулярного отчета о ходе эксперимента.
Спустя некоторое время, раскрыв интерактивную карту Мира людей, Председатель и пиарщик выбрали двоих испытуемых.
– Ну все, Херми, – устало вздохнул Председатель, – готовь «операцию»…
Молодой человек, слегка ошалев от такого ласково-фамильярного обращения, со всех ног бросился в свой кабинет, пытаясь вспомнить, когда Председатель вообще в последний раз называл его по имени – Хермод, не говоря уже о «Херми»…
Сам же одноглазый мудрец, еще долго инструктировал кивающего ворона Хугина, после чего птица вылетела в раскрытое окно и устремилась выполнять поручение хозяина. Только был это уже не ворон, а почтовый голубь с привязанной к лапке флеш-картой. Председатель решил, что так будет лучше с точки зрения маскировки – воронам люди как-то не очень доверяют… Вот дураки. Разве ж есть птицы лучше ворон?
– Значит, Шеф дал тебе добро? – юрист уважительно присвистнул и отпил из кружки с логотипом Компании медовый напиток, сильно разбавленный виски.
– Да! – Хермод сиял от гордости и энтузиазма. – Вот, уже приступаем. Локи, ты только посмотри, какие они симпатичные, – он сунул коллеге под нос фотографии невольных участников проекта.
Лично Локи ничего шибко симпатичного в этих заспанных меланхоличных лицах не находил, но мнение решил попридержать и вместо этого пустился в более подробные расспросы. Если верить Хермоду, сырье, полученное в результате такой методики, будет прямо-таки превосходным – чистым и концентрированным, да еще и обогащенным чем-то там, названия чего Локи и повторить-то не смог бы.
А возвращаясь к себе в кабинет, юрист думал, что если идея Хермода сработает, то как-то слишком уж глупо было бы использовать столь хороший источник энергии только для реализации очередного проекта их страдающего манией величия Шефа… Промучившись угрызениями совести секунд семь, Локи сделал звонок и небольшая, но слаженная команда ребят в черных пиджаках на голое тело отправилась разыскивать парочку с меланхоличными лицами, которыми недавно так умилялся талантливый, но не в меру болтливый Херми…
Глава 5. Factum and Fatum
Синий автобус подъехал к остановке бесшумно, как привидение, хотя, судя по виду, он настолько стар, что должен тарахтеть, как трактор.
Номер, красующийся на лобовом стекле, ничего не говорил супругам, так что, когда автобус затормозил, Эжен, просунув голову в салон, спросил у полноватого смуглого водителя:
– Куда едете?
– Транзитом в рай, дружище, – хохотнул водитель, – в Эдемский сад, через все круги ада – эти треклятые дороги иначе назвать нельзя… Садитесь, садитесь.
Не то чтобы пару полностью удовлетворил столь абстрактный ответ, да и путешествие по всем кругам ада их мало вдохновляло, но вот упоминание Эдемского сада пропускать мимо ушей в их ситуации было бы неосмотрительным… И Эжен с Анной, заняв ближайшие к водителю места, покатили по городским улицам. Мелькание деревьев, погруженных в дневной сон фонарей, вывесок, домов, людских лиц за окном, как это часто бывает, вгоняло их в некое подобие транса. Они молчали, даже голубь на плече у Анны, казалось, смотрит это «кино», погруженный в какие-то голубиные раздумья.
Но водитель, подобно многим своим коллегам, считал, что пассажирам, находящимся непосредственно за его спиной, негоже просто глазеть в окно – куда полезнее вести разговоры на всякие важные темы. Например, градостроительство и состояние тех самых дорог, которые он давеча назвал кругами ада…
– Я по этому маршруту уже семь лет катаюсь, – объявил он, чуть обернувшись к молодым людям, – все наизусть знаю… каждую стену, каждую колдобину… Тем более, что меняют-то асфальт ох как нечасто, так что есть время познакомиться, аха…
Эжен издал какой-то набор звуков, подразумевающий то ли сочувствие, то ли восхищение. Водитель тем временем продолжал:
– И знаете, когда ездишь вот так, туда сюда, и видишь жизнь, так сказать, в движении – в прямом и переносном смысле, то начинаешь ее лучше понимать, честное слово… И мне даже уже не надо гулять по этому городу, бывать в каких-то других его местах. Вполне достаточно того, что я вижу, пока кручу баранку или стою в пробке.
– Но город ведь не ограничивается одним лишь вашим маршрутом, – возразил Эжен.
– Ну и что? Чтобы понять, что за начинка в пироге, вовсе не обязательно съесть его целиком – достаточно одного куска. Мой «кусок пирога» – это мой маршрут. Вот, например, я каждый день обедаю вооон в том бистро, которое мы только что проехали. Обслуживание отвратительное. Официанты воспринимают клиентов, как личных врагов. Но если несколько раз оставлять им щедрые чаевые, сразу становятся любезнее. В нашем городе все покупается, даже улыбки. Факт? Факт…
– Прошу прощения, но, боюсь, вы совсем не знаете латынь, – произнёс пассажир, сидящий чуть поодаль, – иначе вы были бы осмотрительнее в употреблении слова «факт».
– Ч-что? – у водителя от неожиданности даже руль в руках дрогнул, и она мгновенно передалась всему автобусу. Пассажиры из задних рядов зароптали.
– А то, – продолжал неожиданный собеседник, – что слово «factum» на латыни означает причастие прошедшего времени глагола «делать». То есть, «факт» для каждого из нас – это просто то, в чем мы убедились на собственном опыте. Вот вы недовольны поведением официантов в конкретно взятом ресторане. То есть, столкнулись с препятствием, которое преодолели путем «подкупа» этих официантов щедрыми чаевыми. Это ваш опыт, но уж никак не всеобъемлющая истина, распространяющаяся на всех без исключения официантов по всему городу. К тому же, кто-то другой, столкнувшись с такой же проблемой, может выбрать иной способ ее решения. Например, пожаловаться администратору. Или, наоборот, попытаться как-то наладить контакт с грубым персоналом. И это тоже будет его опыт, и его факт.
Не выдержав, Анна обернулась и увидела, что изрекающий все это пассажир – субтильный человек в шляпе, который бы походил на учителя из провинциальной школы, если бы не какой-то особый прищур глаз.
– В идеале, конечно, было бы удобнее всего испробовать все варианты решения проблемы, а потом уж выбрать наиболее подходящий. Жаль только далеко не всегда есть такая возможность, – разглагольствовал человечек, – а еще бывает, что, «factum» определяет «fatum», то есть судьбу. Вот, к примеру, по вашей вине случилась какая-то авария…
– Вот еще! Я двадцать лет за рулем, и за все это время не было ни одной аварии по моей вине! – возмутился водитель.
– Не важно… Предположим, все же случилось такое. Приехала дорожная полиция. И вы, испугавшись, что, если начнется разбирательство, то вас отдадут под суд, выбираете тот же метод решения проблемы, как и с официантами – деньги. Но в данном случае это называется уже не чаевые, а взятка. И вот, полицейский оказывается честнее, чем вы думаете, и вас все же отдают под суд – только уже не за аварию, а за дачу взятки… то есть, ваши действия, направленные на то, чтобы избежать предполагаемого наказания, в итоге, приводят именно к тому, чего вы опасались. И тут уже невозможно «переиграть» ситуацию. А потом вы будете сокрушаться, что, мол, такова ваша судьба…
– Что-то это мне напоминает, – шепнула Анна Эжену.
– Это тебе напоминает историю царя Эдипа…
– Люди накапливают определенный опыт, это и есть процесс познания. «Познание есть образ действия», как сказал Глазерсфельд… Но это не значит, что, познав свой личный пройденный путь, мы тем самым познали всю картину мира в целом. Познать ее просто невозможно.
– Вот завелся-то…, – буркнул водитель, – все, приехали. Эдем. Сходите.
Анна и Эжен пулей вылетели из автобуса. Голубь, предусмотрительно выпорхнувший в окно, уже ждал снаружи.
Автобус повернул за угол и почти сразу раздался душераздирающий визг тормозов, громкая ругань и вой полицейской сирены. Все это прозвучало в такой идеальной последовательности, словно то был радио-спектакль, транслирующийся в записи.
– Интересно, какой вариант он выберет? – вспомнил разговор Эжен.
– Ну, он же предупрежден…, – пожала плечами Анна, – а нам, кажется, сюда… Неужели, уже нашли…
Но нет. В большом цветочном магазине, куда они вошли, продавщица, сама похожая на увядающую садовую розу, сообщила, что «Эдем» находился тут давным-давно, так давно, что никто уже толком и не помнит, что это было. А сейчас его нет. Только вот название так и закрепилось за остановкой. Наверно, потому что красивое.
– Не хотите ли купить цветов? У нас замечательные свежие орхидеи…
– Нет, спасибо.
Эжен цветов не хотел. Анна-то, возможно, была бы не прочь, но для бездомной парочки с голубем и без определенной цели путешествия букет орхидей явно был непозволительной и обременительной роскошью…
Глава 6. Экскурс в недалекое прошлое, или Экскурсия по Гобустану
День выдался не сказать, чтобы очень тяжелый, но Один чувствовал себя так, словно собственноручно делал генеральную уборку в Вальхалле.
Заглянув к нему в кабинет, начальник отдела безопасности застал отца с развязанным галстуком и разбросанными по всему столу фотографиями. Ворон Мунин, скучающий без напарника, меланхолично перебирал лапками на подоконнике.
– Па? Ты что, семейный альбом рассматриваешь?
Один поднял голову и рассеянно взглянул на сына.
– Тор, ты прекрасно знаешь, что у нас нет, и никогда не было семейного альбома. Заходи, если хочешь, только, ради бога, не шуми, я устал…
Не шуметь Тору было сложно по определению, но он все же постарался и, чуть ли не на цыпочках проскользнув в кабинет, уселся напротив родителя. Тот придвинул сыну несколько снимков.
– Вот, посмотри-ка… Помнишь? Правда, ты тогда еще совсем юнец был.
На потрепанной фотокарточке, сгруппировавшись, как образцовые туристы, стояла вся их Компания. А на фоне возвышались морщинистые скалы, четкая геометрия которых в некоторых местах смягчалась, но тут же вновь заострялась так, словно камни намерено старались казаться суровее.
– Гобустан, – расплылся в улыбке Тор. – Конечно помню… Когда это было-то?
– Да вот скоро двадцать шесть тысяч лет как…, – многозначительно ответил Один, – ты думаешь, почему я вдруг про это все вспомнил? Старческая ностальгия? Нет… Ну, во всяком случае, не только она… Этот период подходит к концу, Тор. Двадцать шесть тысяч лет назад, в начале нового галактического цикла мы запустили этот проект. И стартовал он именно в Гобустане. Хороший был проект… Сложный, но такой хороший! Помнишь, как все мы волновались тогда, в самом начале? Сколько сил было в это вложено, сколько души… А теперь галактический цикл заканчивается, и что будет с нашим проектом никто не знает, даже я…
– Закроют, – с фаталистичным спокойствием заявил Тор, – тем более что Шеф что-то там новое затеял…
– Надеюсь, все же не закроют, а продолжат… Трансформируют как-то, не знаю. Хороший же проект. И выгодный, и красивый даже по-своему… Очень надеюсь, что не закроют. Болею я за него сильно, понимаешь, Тор?
Тор кивнул, и снова принялся разглядывать фотографии, по привычке поигрывая молотом. Несмотря на действительно еще совсем юный на тот момент возраст, он отлично помнил пасмурный день в начале сентября, когда они, после торжественной презентации проекта, всей гурьбой бродили по Гобустану. Помнил скалы, в очертании которых ему иногда чудились силуэты окаменевших животных и птиц, окаменевшие мысли и мечты людей, которым еще только предстояло жить в этих краях. Помнил особую энергетику того места, ощутимую почти физически. Слегка вибрирующий воздух… Казалось, до него можно дотронуться кончиками пальцев… Высокое мраморно-серое небо над головой. Тор, которого тогда никто еще не удосуживался детально вводить в курс дел Компании, догадывался, почему именно это место было выбрано в качестве одной из площадок для запуска нового проекта.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги