Книга Книги Царств. 1 и 2. Наука о Ветхом Завете - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Тихомиров
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Книги Царств. 1 и 2. Наука о Ветхом Завете
Книги Царств. 1 и 2. Наука о Ветхом Завете
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Книги Царств. 1 и 2. Наука о Ветхом Завете

Книги Царств. 1 и 2

Наука о Ветхом Завете

Редактор Андрей Тихомиров


ISBN 978-5-4485-6081-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Комментарии и научные объяснения приведены в скобках после каждого стиха.

Первая книга Царств

Глава 1

1 Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, – Ефрафянин; (Жил-был некий мужчина).

2 у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей. (Мужчина имел двух жён – полигиния, многожёнство).

3 И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там [были Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа. (В Силоме находился тогда «ковчег завета» – святилище Яхве, особый короб продолговатой формы, евреи считали, что в этом коробе постоянно пребывает сам Яхве, на самом деле там были различные «священные вещи» – обожествлённые фетиши, прячась за коробом или где-то в отдалении скинии главный жрец мог вещать и давать указания левитам, жрецам. Однако изначально это был «истукан Михи». «Книга Судей Израилевых», 18: 31, «и имели у себя истукан, сделанный Михою, во всё то время, когда дом Божий находился в Силоме». Истукан Михи стал истуканом в племени Дана, который просуществовал до VIII в. до н.э., именно там израильтяне установили скинию (шатер), когда завоевывали Ханаан. В XIX веке у одного африканского колдуна был обнаружен целый «музей» фетишей. «Экспонатов» насчитывалось более 20 тыс. По уверениям колдуна, каждый из этих предметов принес в свое время ту или иную пользу либо ему, либо его предкам. Что же это были за предметы? Среди многочисленных «экспонатов» этого странного «музея» хранился горшок с красной глиной, в которую было воткнуто петушиное перо; деревянные колья, обмотанные шерстью; перья попугая, человеческие волосы. Были в «музее» и крошечный стул, рядом такой же маленький матрасик. В этот «музей», собранный усилиями многих поколений, старый колдун приходил «ухаживать» за фетишами, он их чистил, мыл, одновременно выпрашивая у них различные милости. Исследователи заметили, что не все объекты этого музея пользовались одинаковым поклонением – одни почитались почти как настоящие божества, другим воздавались более скромные почести. Это интересная деталь. Фетиш, почитаемый предмет, – это как бы божество на мгновение. Он полезен только для определенного дела, только для определенных целей. Фетиш конкретен, он не имеет абсолютной силы, действительной в любых условиях. Почитая первоначально материальные предметы, первобытный человек не делил их на главные и неглавные. Но постепенно из ряда фетишей начинают выделяться главные, то есть наиболее «могущественные». Тоже происходило и у евреев, постепенно стал выделяться главный фетиш – Яхве, который и стал «жить» в коробке – «ковчеге завета», всё это очень напоминает детские игры в куклы, которых дети считают живыми существами, также и взрослые дети – люди того времени верили, что эти фетиши живые, и чуть ли не люди. В. К. Арсеньев пишет, что его чрезвычайно поразило наивное, но твердое убеждение Дерсу Узала в том, что вся природа – это нечто живое. Как-то на привале, рассказывает В. К. Арсеньев, «мы с Дерсу, по обыкновению, сидели и разговаривали. Забытый на огне чайник настойчиво напомнил о себе шипением. Дерсу отставил его немного, но чайник продолжал гудеть. Дерсу отставил его еще дальше. Тогда чайник запел тоненьким голоском. – Как его кричи! – сказал Дерсу. – Худой люди! – Он вскочил и вылил горячую воду на землю. – Как «люди»? – спросил я его в недоумении. – Вода, – отвечал он просто. – Его могу кричи, могу плакать, могу тоже играй. Долго мне говорил этот первобытный человек о своем мировоззрении. Он видел живую силу в воде, видел ее тихое течение и слышал ее рев во время наводнений. – Посмотри, – сказал Дерсу, указывая на огонь, – его тоже все равно люди» (В. К. Арсеньев. В дебрях Уссурийского края. М., 1949, с.47). По описаниям В. К. Арсеньева, в представлениях Дерсу Узала все предметы окружающего его мира были живыми, или, как он называл их на своем языке, это были «люди». Деревья – «люди», сопки – «люди», скалы – «люди», гроза Уссурийской тайги – тигр (на языке Дерсу «амба») тоже «люди». Но олицетворяя природу, Дерсу Узала не боялся ее. Если нужно было, то он со своей старенькой одноствольной берданкой смело вступал в поединок с тигром и выходил победителем. Нельзя, разумеется, полностью отождествлять эти воззрения Дерсу Узала со взглядами на мир древнего человека, но между ними, по-видимому, есть много общего». В те далекие времена, о которых идет здесь речь, – пишет В. Е. Чертихин в книге «У истоков религии», – жизнь человека, его обеспеченность пищей во многом зависели от удачной или неудачной охоты, от того, найдет ли он достаточно плодов, клубней, кореньев. Эта постоянная зависимость от животного и растительного мира порождала ложные, фантастические представления, возбуждала воображение древнего человека. Не зная никаких иных социальных отношений, кроме кровнородственных, древний человек переносил и их на природу. Различные виды животных и растений он представлял как своеобразные роды и племена, родственные племенам людей; часто животные считались древними людьми предками их племени. Другими словами, каждая родовая группа верила в какое-то родство со своим предком, тотемом. Как показали исследования, на первом месте среди тотемов стояли полезные человеку растения и животные. Так, в Австралии у племен, живших на побережье, более 60% всех тотемов составляли рыбы или морские животные. У племен, живущих в глубине материка, таких «водяных» тотемов было менее 8%. Тотемы для австралийцев, как показывают данные этнографов, – это не божества, а родственные и близкие существа. Говоря о них, австралийцы обычно употребляют такие выражения: «Это мой отец», «Это мой старший брат», «Это мой друг», «Это моя плоть». Чувство родства с тотемом чаще всего проявлялось в запрете убивать его и употреблять в пищу»).

4 В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям её и дочерям её части; (Жертва делится на части для передачи всем домочадцам, восходит к древнейшим временам, когда охотник, поймав дичь, делился ею со всеми родичами).

5 Анне же давал часть особую, ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево её. (Анна никак не могла родить).

6 Соперница её сильно огорчала её, побуждая её к ропоту на то, что Господь заключил чрево её. (Между двумя жёнами часто проходили склоки).

7 Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала её, а эта плакала и не ела. (Родить Анна не могла уже несколько лет).

8 И сказал ей Елкана, муж её: Анна! что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твоё? не лучше ли я для тебя десяти сыновей? (Елкана утешал жену).

9 И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень. (Седалище (слав.) – трон, престол).

10 И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, (Анна никак не могла родить).

11 и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснётся головы его. (Саваоф – (от древнеевр. цебабот – воинственный) – и иудаизме – один из эпитетов бога Яхве. Обет – торжественное обещание отдать ребенка в услужение священников. Назорей (или назарей, евр., букв. «отделять, отлучать») – человек, давший особый обет посвящения себя богу. Назорей, мужчина или женщина, должен был не пить вина и других хмельных напитков, не стричь волосы, не входить ни в один дом, в котором находилось мертвое тело. Некоторые назореи на всю жизнь посвящались богу их родителями).

12 Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста её; (Верховный жрец Илия увидел Анну).

13 и как Анна говорила в сердце своём, а уста её только двигались, и не было слышно голоса её, то Илий счёл её пьяною. (Илия не слышал её слов).

14 И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего. (Илия посчитал её пьяной).

15 И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я – жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; (Анна огорчена отсутствием детей).

16 не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе. (Анна огорчена отсутствием детей).

17 И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твоё, чего ты просила у Него. (Священник обещает решение проблемы).

18 Она же сказала: да найдёт раба твоя милость в очах твоих! И пошла она в путь свой, и ела, и лице её не было уже [печально], как прежде. (Анна обрадовалась, что мечта её исполнится, установка внушения сделана).

19 И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь. (Анна зачала, такое возможно, не всегда дети рождаются после первых половых контактов, действует масса причин).

20 Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, [говорила она], от Господа я испросила его. (Родился Самуил, который родился из-за образования оплодотворенной яйцеклетки, которая возникла по естественным причинам, однако человеку свойственно связывать всё с велением «свыше», без божьего разрешения-де ничего не происходит. Дельфийский оракул, например, «вещал» при храме Аполлона в древнегреческом городе Дельфах. Здесь из расселины скалы, над которой в середине IX в. до н. э. был построен храм, выделялись одурманивающие испарения. «Прорицательница», так называемая пифия, избиравшаяся обычно из девушек, одурманенная вдыханием паров, произносила слова, которые толковались жрецами в своих интересах как «божественные пророчества», жрецы, толковавшие «прорицания», пользовались значительными привилегиями и играли известную роль в древней Греции. Таким же образом использовались и юродивые, которые могли болтать что-угодно, но заинтересованные лица – прорицатели-жрецы толковали эти несвязанные бормотания в свою пользу. Самуил (Шмуэль, Шемуэль) – «бог услышал»).

21 И пошёл муж её Елкана и всё семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои. (Как же без жертв!).

22 Анна же не пошла, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастёт, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда. (Самуил должен быть отдан священникам).

23 И сказал ей Елкана, муж её: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, [вышедшее из уст твоих]. И осталась жена [его], и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила. (Обет – превыше всего!).

24 Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, [взяв] три тельца и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом; отрок же был ещё дитя. (Самуил отведен в Силом).

25 и закололи тельца; и привела отрока к Илию (Как же без жертв!).

26 и сказала: о, господин мой! да живёт душа твоя, господин мой! я – та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу; (Обет – превыше всего!).

27 о сём дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение моё, чего я просила у Него; (Обет – превыше всего!).

28 и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу. (Обет – превыше всего!).

Глава 2

1 И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце моё в Господе; вознёсся рог мой в Боге моём; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоём. (Суеверные люди, а таких полно и поныне, уверены, что всё контролируется богом, и что при хорошем поведении – послушании, можно заслужить бонус со стороны «высших сил». «Рог» в данном контексте надо понимать, как рог животного – козла, тельца, быка, а также имитация фаллоса – мужского детородного органа. Всяческие восхваления бога, которому, получается, как и человеку, необходимы лесть и восхваления).

2 Нет [столь] святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. Всяческие восхваления бога, которому, получается, как и человеку, необходимы лесть и восхваления).

3 Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. (Бог-де всё слова будто бы запоминает, а потом «взвешивает», аналогия с человеком).

4 Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; (Главное для бога, то есть жрецов-вождей – послушание, что и находит своё выражение в данных постулатах).

5 сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. (Главное для бога, то есть жрецов-вождей – послушание, что и находит своё выражение в данных постулатах).

6 Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; (Главное для бога, то есть жрецов-вождей – послушание, что и находит своё выражение в данных постулатах).

7 Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. (Всё, мол, зависит от богов, все действия и бездействия, главное – рабское повиновение и слепое подчинение жрецам-вождям).

8 Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы даёт им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную. (Прах – тлен, пыль; брение (слав.) – жидкая глина, грязь; древнее представление о том, что всё и вся создано неким творцом по заранее намеченному плану).

9 Стопы святых Своих Он блюдёт, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек. (Невозможность объяснить формирование Вселенной, человеческого общества и приводило к формированию «божественных» знаний).

10 Господь сотрёт препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. [Господь] будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесёт рог помазанника Своего. (Невозможность объяснить формирование Вселенной, человеческого общества и приводило к формированию «божественных» невежественных знаний. Бог-де живёт в небесах и оттуда пускает молнии и гром).

11 и пошёл Елкана в Раму в дом свой, а отрок остался служить Господу при Илии священнике. (Отец оставил сына в услужении священников).

12 Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа (Такая трактовка выгодна «божественному» знанию, которое утверждает, что главное – послушание и покорность, раз делают что-то не так, значит» люди негодные»; они не знают Господа, то есть господина рабовладельца).

13 и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей (Уже были вилки, то есть специальные приспособления для протыкания и удерживания вареного мяса, известны с древних времен у многих народов).

14 и опускал её в котёл, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими туда в Силом. (Сыновья кушали хорошо).

15 Даже прежде, нежели сожигали тук, приходил отрок священнический и говорил приносившему жертву: дай мяса на жаркое священнику; он не возьмёт у тебя варёного мяса, а дай сырое. (Тук (слав.) – животный жир, при излишнем сжигании жира мяса могло подгореть, поэтому сыновья-гурманы Илия и требовали сырое мясо, чтобы самим лучше его поджарить).

16 И [если] кто говорил ему: пусть сожгут прежде тук, как должно, и [потом] возьми себе, сколько пожелает душа твоя, то он говорил: нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму. (Сыновья отнимали куски мяса).

17 И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу. (Это приводило к недовольству паломников и могло уменьшить их количество, а значит и доходов, вот в чём их прегрешение! Надо было кушать мясо, но втайне, чтобы одураченные паломники не видели).

18 Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод. (Самуил же был покорным и не строптивым. Ефод – одежда из льна, облачение священников).

19 Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы. (Одежда ткалась матерью, ежегодно они приносили жертвы для священников).

20 И благословил Илий Елкану и жену его и сказал: да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу! И пошли они в место своё. (Жрецы-священники любят поесть на дармовщинку).

21 И посетил Господь Анну, и зачала она и родила ещё трёх сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа. (Здесь можно понять, что Анна ещё родила детей, от Елкана или от жреца-господина: Офни или Финееса, сказать сложно).

22 Илий же был весьма стар и слышал всё, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания. (Сыновья Илия вступали в половые отношения с приходившими женщинами, рожденные от них приобретали «священный» статус).

23 И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа. (Однако это порицалось среди израильтян).

24 Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень; (Однако это порицалось среди израильтян).

25 если согрешит человек против человека, то помолятся о нём Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нём? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти. (Непослушание, особенно против господина-бога, – главный грех, с точки зрения древнего человека).

26 Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей. (Самуил же был покорным и не строптивым).

27 И пришёл человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда ещё были они в Египте, в доме фараона? (Некий «человек Божий» скорее всего «вестник» -агент чужого государства. посланный для того, чтобы использовать главного израильского жреца в качестве создания военной истерии и начала войн с другими племенами, поэтому здесь и идёт ссылка на Египет, фараона, всё это было выгодно тем, кто хотел использовать израильтян в своих корыстных целях).

28 И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнём сожигаемых жертв сынов Израилевых? (Главный жрец должен подчиняться этому «человеку Божьему).

29 Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища [Моего], и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего – Израиля? (Израильтяне опять должны стать разменной монетой для чужеземных захватчиков, поэтому вновь «поётся песня» о том, что якобы некий бог предоставил всё для израильтян).

30 Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал [тогда]: «дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек». Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены. («Божий человек» даёт установку на развязывания новых захватнических войн).

31 Вот, наступают дни, в [которые] Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоём; («Божий человек» даёт установку на развязывания новых захватнических войн).

32 и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всём том, что [Господь] благотворит Израилю и не будет в доме твоём старца во все дни, («Божий человек» даёт установку на развязывания новых захватнических войн).

33 Я не отрешу у тебя [всех] от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но всё потомство дома твоего будет умирать в средних летах. («Божий человек» даёт установку на развязывания новых захватнических войн).

34 И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день. (Негодные сыновья должны умереть, так как они не способствовали воспитанию послушания и покорности).

35 И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твёрдым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни; (Самуил же покорный и вполне может быть жрецом, который используется внешними силами для руководства израильтянами).

36 и всякий, оставшийся из дома твоего, придёт кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба и скажет: «причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание». (Гера (зерно, грань) – древнееврейская мера веса (ок. 0,6 г), двадцатая часть сикля. Самуил «избран» зарубежными центрами для руководства левитами, и в целом израильскими племенами).

Глава 3

1 Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения [были] не часты. («Слово Господне» – это когда к священникам обращались зарубежные агенты-ангелы, которые применяли различные формы воздействия: гипноз, внушение, фокусы, инсценировки, «божественные» голоса, что и приводило к видениям).

2 И было в то время, когда Илий лежал на своём месте, – глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, – (Илий был в полудрёме, именно это самое лучшее время для гипнотизирования).

3 и светильник Божий ещё не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий; (Полумрак, полудрёма способствуют словесному воздействию гипнотизера на гипнотизируемого).

4 воззвал Господь к Самуилу: И отвечал он: вот я! («Господь» – это человек, который воздействует гипнотическим способом на Самуила и Илию).

5 И побежал к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошёл и лёг. (Илия не звал Самуила).

6 Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу: Он встал, и пришёл к Илию вторично, и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись. (Илия не звал Самуила).

7 Самуил ещё не знал тогда [голоса] Господа, и ещё не открывалось ему слово Господне. (Голос гипнотизера Самуилу был ещё не знаком, получается, что у «господа-бога» есть голос, «и притом определенного характера, подобно тому, как голос каждого человека имеет свои индивидуальные особенности. Отсюда можно вывести ещё одно доказательство того, что евреи представляли себе своего бога во плоти и видели в нём только человека высшего порядка, живущего обыкновенно в облаках и спускающегося иногда на землю, чтобы посетить своих любимцев, иногда покровительствующего им, иногда оставляющего их; то побежденного, то победителя. Одним словом, таким же, каким являются древнегреческие и другие „языческие“ боги», – пишет Лео Таксиль в «Забавной Библии»).

8 И воззвал Господь к Самуилу ещё в третий раз. Он встал и пришёл к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовёт отрока. («Священная» тройка).

9 И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда [Зовущий] позовёт тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И пошёл Самуил и лёг на месте своём. (Илий, скорее всего, уже знал голос данного «господина», с ним уже «работали»).

10 И пришёл Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, [Господи], ибо слышит раб Твой. (Самуил готов к гипнозу, ключевое слово здесь «раб», то есть человек готов стать рабом, а рабовладельцу-жрецу только это и надо).

11 И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах; (Господин-гипнотизер начал делать установки).

12 в тот день Я исполню над Илием всё то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; (Илия не подходит к функции руководителя, нужно было найти более подходящую кандидатуру, Самуил как нельзя лучше подходил на роль судьи, то есть военного вождя, которым тайно руководят из-за рубежа с помощью агентов-ангелов, внушая ему то, что надо иностранным государствам, по-видимому, Ассирии. Ассирия, Ассур (Ашур) – в ассирийских клинописях слово «Ассур» является обозначением и города, и страны, и бога Ассура. Первоначально государство Ассур, со столицей г. Ашур, располагалось в верхнем течении р. Тигра, вдоль восточного берега (2000—1450 гг. до н. э. – староассирийский период). Предполагается, что сначала ассирийские города Ашур и Ниневия (ставшая впоследствии новой столицей) были вавилонскими колониями. В конце XII века до н.э., к этому периоду относится данное повествование, царь Ассирии Тиглатпаласар I захватил важные финикийские города Библ, Сидон и Арад и наложил на них дань, он также совершил поход в Вавилонию и захватил Вавилон и Сиппар, но удержать их не смог. Вскоре после его смерти Ассирия, ослабленная войнами, стала клониться к упадку. Опустошительные набеги семитических скотоводческих племён – арамеев привели к крушению ассрийского могущества. Это было вызвано постепенным истощением степных пастбищ Аравийского полуострова в условиях всё большей сухости климата и нерационального выпаса стад мелкого рогатого скота. Оседая на слабо освоенных ассирийцами землях Месопотамии, арамеи не только нарушали связь собственно Ассирии с окраинами страны, но и нарушали складывающуюся на этих территориях ассирийскую госсистему. Однако мощь Ассирии восстанавливалась, этому, в частности, содействовало слияние племён субарейцев с арамейцами, которые поселились в Ассирии, и растворение этих племён среди самих ассирийцев. Важным обстоятельством того времени было отсутствие у Ассирии сильных противников. Опыт ассирийского владычества показал, что трудность заключается не в том, чтобы завоевать ту или иную территорию, а в том, чтобы закрепить эти захваты. Поэтому Ассирия и действовала, особенно в отдалённых от неё территориях, в том числе и в Палестине, с помощью жрецов, которые находили из среды еврейской жреческой знати, подходящими для командования отдельными еврейскими племенами, их кодировали и гипнотизировали, и впоследствии «вели», чтобы они выполняли волю будто бы богов. Эти были израильские судьи, то есть вожди-жрецы, они становились руководителями еврейских военных отрядов. Ассирийские захватчики опирались в своих завоеваниях на ассирийских колонистов, поселённых в предшествующие периоды в различных местах и лишь частично оттеснённых арамеями с мест их первоначального обитания, так действовали, например, ассирийцы в Месопотамии. Конечно, не всегда удавалось действовать по заранее заготовленному плану завоеваний, племена бунтовали, вожди-судьи не справлялись со своими «обязанностями», сами ассирийские колонисты, жрецы зачастую не желали подчиняться политике ассирийских царей. Всё это вело к тому, что Ассирия к концу X века до н.э. возобновила широкую завоевательную политику).