Хиппи появилась в США как следствие резкого экономического подъема. Дети из обеспеченного класса получили возможность вместо обыденной рутинной деятельности заниматься чем угодно. Они путешествовали, пели, танцевали, писали картины. Но они переворачивали представления о жизни. Нам внушала пропаганда, что это были люди ленивые и не желающие работать. Тогда это называлось тунеядством[62]. На мой взгляд, всё принципиаьно иначе. Это были люди, генерированные своей эпохой. Она требовала радикальных перемен.
Как выглядели хиппи? Было несколько стандартов – похожие на Джона Леннона[63], Дженис Джоплин[64], Джима Моррисона[65], Анджелу Дэвис[66], индийского святого. Все носили длинные волосы (трактовавшиеся не только как связь с природой и свобода, но и символ феминизации культуры), недорогую одежду (отказ от материальных ценностей) ярких цветов (попытка вернуть в мир детскость, яркость и непосредственность восприятия мира), этнические украшения (отказ от рас, стереотипов, рамок и границ), многочисленные религиозные атрибуты и украшения (синтез всех духовных путей, солидарность и единство), фасон клёш (символ свободы). См. Интернет
Они категорически отвергали жизненные установки отцов: бросали учебу, семьи, сжигали повестки во Вьетнам (США), паспорта, унитожали всё, что могло связывать их с традициями прошлого. Они были проповедниками нового отношения к любви. То, что называется "свободная любовь". Мои оппоненты связывают это с распущенностью, но хиппи говорили лишь об искренности чувств.
Сама к хиппи я не принадлежала, хотя в городе моей молодости и среди моих друзей их было много. Осознав, что многие проблемы мира возникают из-за насилия, хиппи отказывались от него во всех сферах своей жизни. Они пробовали наркотики (свидетельствую), которые, в принципе являются вариантом расширения сознания. Но дальше мои друзья не пошли. Очень скоро движение отказалось от наркотиков, а его представители стали заниматься холотропным дыханием. В 60-е оно было известно и советскому обществу. О нем делали передачу “вражеские голоса”[67].
В России движение зародилось почти одновременно с западным. Численностью оно было поменьше, чем в Европе и США. Но надо не забывать, что в нашей стране не было того экономического бума, как в Европе и США. И еще, на советской почве свобода произрастала с большим трудом и за нее приходилось платить очень серьезную цену. Наши хиппи оказывались в тюрьмах, в сумасшедших домах, их изгоняли из институтов
В СССР движение хиппи не было столь мощным как в других странах, и не переросло в специфическую субкультуру, переменившую Реальность. Но хипстеры много путешествовали автостопом и были свободны от стереотипов тоталитарного режима… В ежедневной рутине средства массовой пропаганды подчеркивали их полную свободу нравов, тяготение к наркотикам и эпатирующей одежде.
Видимо, такова была и социология, и психология в нашей стране. Я не помню легальной оценки “феномена хиппи” как протестного движения молодежи. Ребята занимались творчеством, делали самиздат, предпочитали социальные работы бесполезному просиживанию в советских учреждениях.
Субкультура хиппи, однако, сильно изменила Реальность в Мире. Американское антивоенное движение хиппи началось с их демонстрации против антиядерного движения и вьетнамской войны. Они обогатили рацион американцев и европейцев этнической – индийской, мексиканской, азиатской – кухней. Они ввели моду на множество неизвестных ранее на Западе продуктов – сою, рис басмати и др.
Экологическое движение – хиппи считали, что они в ответе за всё, происходящее земле, поэтому забота об общем доме – о Земле – была одним из краеугольных камней субкультуры. Они первыми задумались об опасности гонки вооружений и утилизации отходов.
Здоровый образ жизни – как единение с природой и естественность. Планирование семьи – именно эра хиппи привела к повсеместному распространению противозачаточных средств. Формирование новых форм семей – коммунны молодых, коммуны стариков, коммунны отцов-одиночек с детьми, шведский вариант.
Именно в это время окрепло движение за права людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Увлечение этникой – экзотическими национальными товарами со всех концов света, включая одежды американских коренных жителей – индейцев, которые были первыми борцами с американской системой. Увлечение всевозможными духовными учениями – хиппи практиковали медитации, йогу, ци-гун, буддизм, христианство, суфизм, тай-цзы и всё самое необычайное, что им только удавалось найти.
Влияние на моду – джинсовая революция. Хиппи-стиль с шестидесятых годов никогда не уходил с подиумов. Кроме того, мало кто знает, но до хиппи не было принято носить футболки и шорты, миниюбки и этнику.
Символом хиппи был "Крест мира"[68] – Движение за права человека. Движение за права женщин, феминизм. Движение за права детей. Движение за права животных. Пол Маккартни, один из идолов хиппи, до сих пор оказывает огромную поддержку организациям, занимающимся защитой животных. Вегетарианство и его радикальная форма – веганство, строгое вегетарианство, исключающее использование животных в принципе.
По-прежнему по дорогам едут многочисленные дети цветов, существуя для общества, делая людей добрее, разъясняя даже видом своим, что нет ничего на свете важнее любви.
Эти же годы ассоциируются у большинства с сексуальной революцией. Однако, неверно рассматривать предшествующий период истории как пуританский, со строгой моралью и непроизносимой вслух темой секса. В Европе четко просматриваются несколько периодов, на протяжении которых резко менялось отношение к сексу: от полного табуирования темы, до свободы сексуальных отношений.
Россия, к тому же, накопила в этом направлении печальный опыт. «Чувственность и сексуальность» обсуждались на партийных съездах большевиков еще задолго до революции. «Бунт чувственности» (термин Ленина) долгое время был одним из основ государственности в СССР. На III съезде РСДРП Льву Троцкому было поручено в случае победы большевиков разработать новую теорию гендерных отношений. Немецкий психолог В.Райх в своей работе «Сексуальная революция» (1934 г.) приводит отрывок из переписки Троцкого и Ленина (1911 г.), посвященной этой теме.
Пишет Троцкий: «Несомненно, сексуальное угнетение есть главное средство порабощения человека. Пока существует такое угнетение, не может быть и речи о настоящей свободе. Семья, как буржуазный институт, полностью себя изжила. Надо подробнее говорить об этом рабочим…» Ленин отвечает ему: «…И не только семья. Все запреты, касающиеся сексуальности, должны быть сняты… Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят».
С победой революции в 1917 г. в России можно было смело, а главное – быстро, внедрять теорию на практике. Многие положения большевиков в сфере «сексуального законодательства» даже сегодня выглядят сверхлиберально. Так, вскоре после знаменитых декретов «О мире» и «О земле» выходят декреты Ленина (19 декабря 1917 года) «Об отмене брака» и «Об отмене наказания за гомосексуализм» (последний – в составе декрета «О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния»).
Оба декрета предоставляли женщине «полное материальное, а равно и сексуальное самоопределение». По этим декретам «сексуальный союз» («брачный») можно было, как легко заключить, так и легко расторгнуть.
В Петрограде в декабре 1918 г. праздновалась годовщина декрета «Об отмене брака» шествием лесбиянок. Троцкий в своих воспоминаниях утверждает, что на это известие Ленин радостно отреагировал: «Так держать, товарищи!». На этом же шествии несли плакаты «Долой стыд». Этот призыв окончательно вошел в широкий обиход в июне 1918 г, когда несколько сот представителей обоего пола прошлись по центру Петрограда голыми.
В отличие от шведского аналога, в России рождение детей не приветствовалось, так как их воспитание “могло отвлечь молодых коммунаров от строительства светлого будущего”. Если все же ребенок рождался, его отдавали в интернат… С приходом к власти Сталина сексуальная революция сходит на нет. Но остается в памяти последующих поколений как нечто запрещенное, а потому крайне любопытное…
Сталинское государство долгие десятилетия было достаточно авторитарным. Любое жесткое правление, как известно, вольно или невольно ограничивает сексуальную свободу, т. к. только сильный механизм может обеспечить формирование послушных подданных.
80-е годы 20 века. Это были интенсивные годы вообще, годы, история которых отмечена тремя войнами: Ирано-иракской, Фолклендской и Ливанской. Ирано-иракский конфликт продолжался с 1980 г. по 1988 г… Война началась вторжением иракской армии в иранскую провинцию. Первоначальное успешное продвижение, однако, натолкнулось на упорное сопротивление и было остановлено.
К лету 1982 г. Иран вернул оккупированные Ираком территории, после чего стороны начали войну на истощение. Перемирие, окончившее войну, было подписано в августе 1988 г и восстановило довоенную ситуацию.
Фолклендская война между Великобританией и Аргентиной была за контроль над Фолклендскими островами. Ни Аргентина, ни Великобритания формально не объявляли друг другу войны. С точки зрения обеих, военные действия представляли собой восстановление контроля над территорией. Она закончилась решительной победой Великобритании, которая контролирует острова по сей день.
«Первая ливанская война» (1982 г) была военной операцией Израиля на территории Ливана. Израилю было необходимо уничтожить базы Организации освобождения Палестины, а здесь шла гражданская война, давшая повод для вторжения. В ходе войны был взят Бейрут, но палестинские формирования успели перебраться в Тунис. После окончания операции израильские войска создали в Южном Ливане «зону безопасности».
О чем свидетельствуют эти три войны? Они поставили перед человечеством новые проблемы, не решив старых. А новых оказалось три: как соотносится сила правого с правом сильного? Добывается ли истина вооруженным конфликтом? Что есть Истина?
Я не смогу ответить ни на один из трех. Но зато уверенно могу утверждать, что ближе к истине стоят древние римляне, говорившие, что “право владеющего предпочтительно”. Зыбкое утверждение, да и обидное. Ну, например, для этнических курдов… Но иначе нельзя. И нужен стол переговоров. Где на повестке дня будет стоять всего один вопрос – как выжить, сохранив при этом чувство собственного национального достоинства…
В описываемое двадцатилетие начался новый виток гонки вооружений. Рональд Рейган объявил СССР “империей зла”. Это не мешало США вводить войска в Гренаду, Панаму, Сомали, Гаити, Боснию, Сербию, Афганистан или Ирак. Но умирает постаревший Л. Брежнев и уходит в небытие эпоха застоя. К власти приходит молодой либеральный М. Горбачев и подписывается Шенгенское соглашение, сносится берлинская стена, падают коммунистические режимы в странах Восточной Европы, выводятся войска из Афганистана.
Но в это же время в радости европейского обывателя слышатся и звуки тревоги. Великобританию раздражают террористические акты Ирландской республиканской армии. Ее целью было достижение полной независимости Северной Ирландии. Ирландцы заявили миру о том, что в ковчеге выживания третьего тысячелетия они отнюдь не гребцы на галерах. И это было правдой. Но всякая правда имеет две стороны. Жертвой терроризма стал незащищенный гражданин Великобритании. Стол переговоров? Да. Наивно? Да. Но, все таки, да. Первые разорвавшиеся бомбы ирландцев открыли новую и далеко не безобидную страницу в истории мирового терроризма. С тех пор его шаги стали увереннее, а поступь, отнюдь, не геройской.
Мир вскоре услышал о катастрофе шаттла «Челленджер», который взорвался на 73-й секунде полёта, что привело к гибели семерых членов экипажа, и был потрясен подробностями «Ирангейта»…[69]. В 1987 г. в одночасье был поставлен под сомнение создаваемый десятилетиями послевоенного времени и сложными годами гонки вооружений имидж СССР, как мощного государства, способного не только защитить себя, но и братские страны. Восемнадцатилетний Матиас Руст, совершив перелёт из Гамбурга в Москву, приземлился на Красной площади. Рейтинг советской противовоздушной обороны оказался на нуле
Страна покраснела от стыда, но добило ее другое. Разрушение одного из энергоблоков атомной электростанции, расположенной на территории Украины было равносильно взрыву атомной бомбы. Реактор был разрушен, полностью, а в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивного вещества. Информации о ее сегодняшнем состоянии мы почти не имеем. Чернобыль сегодня – мертвая зона отчуждения
Зато блистала своими достижениями наука и тесно связанная с ней технология. Именно 80-е годы стали тем рубежом, который отделил прежнюю несколько наивную и достаточно эргономическую науку от того, что мы сегодня называем новыми тенологиями жизнедеятельности Человека Разумного. Была выпущена первая в мире монохромная фотоплёнка[70], совершил первый полёт американский «самолёт-невидимка», выпущен первый IBM PC, зарегистрированы первые случаи СПИДа.
В 80– годы прошлого столетия была осуществлена первая долговременная космическая экспедиция (СССР). В Германии общественности были представлены первые компакт-диски (CD). Пациенту впервые было пересажено постоянное искусственное сердце. Меняется основной протокол, что приводит к появлению современного Интернета. Компания Motorola выпустила первый в мире коммерческий портативный сотовый телефон. Впервые была предложена концепция полнофункционального нейрона (СССР), впервые зафиксирован компьютерный вирус, открыта высокотемпературная сверхпроводимость (СССР), начато строительство Евротоннеля, запущен советский космический корабль многоразового использования (СССР), зарегистрировано открытие природы онкологических заболеваний (СССР)
Мир стал другой. Он избавился от прежнего мышления, стал жестким и плохо прогнозируемым. Человечество поняло, что судьба небоскреба зависит от взмаха крыльев бабочки, где-то в Бразилии, то есть, что “все связано со всем” и что его Будущее в руках тех, кто живет сегодня. Поняло, но не осознало…
В мире Будущего нас ждет, например, тотальное протезирование, которое нача лось еще в Египте за три тысячи лет до нашей эры (вставные зубы). Сегодня домашние животные живут с чипами, а врачи ставят шунты или даже специализированные моторчики (на сердце). Эти механизмы усиливают функциональные устройства жизнедеятельности человека. Станет ли жить легче[71]? Не знаю. Раритету в нем почти не останется места[72].
Племена майя вмонтировали в зубы ценные камешки. Это было модно тогда. А что же модно в 80-е? В эти годы невероятной известностью и всеобщим поклонением женщин пользовался один из величайших американских кутюрье и один из лучших дизайнеров в мире Чарльз Джеймс. “Он поднял мир моды от уровня декоративно-прикладного до уровня подлинного искусства» – так сказал о нем известный испанский модельер Кристобаль Баленсиага.
Впоследствии между творениями этих двух гениев от моды не раз проводили параллели. Они были новаторами высокой моды. Но, если о Кристобале Баленсиага известно многим, в частности благодаря созданному им модному дому Balenciaga, процветающему и по сей день, то «звезда» Чарльза Джеймса со временем померкла. Он не сумел идти в ногу со временем
О Чарльзе Джеймсе можно говорить много. Он родился и творил в эпоху, где его талант и вкус соответствовали ожиданием общества. Великое совпадение[73], о которых я уже где-то говорила. Вселенная дала миру гения моды, общество испытывало потребность именно в таком человеке. Меч вошел в ножны.
Чарльз Джеймс относился к созданным им платьям как к произведениям искусства, прорабатывая, совершенствуя, видоизменяя детали. Его клиентами были Миллисент Роджерс, Мона фон Бисмарк, Диана Врилэнд и даже сама Великая Мадемуазель, Коко Шанель по достоинству ценила его платья.
Те новшества, что он привносил, были столь универсальны, что оставались актуальными годами. Например, придуманная им «юбка-брюки» пользется спросом и сейчас. Именно он создал «прародителя» многих стеганых курток, ставших популярными в 80-ые годы, – «пневматический жакет».
Именно Чарльз Джеймс впервые использовал молнию как элемент декора, соорудив платье на «спиральной» молнии. Но самую большую известность принесли Джеймсу, его бальные платья-бандажи, выполненные из роскошных тканей. Их было множество. И каждое становилось произведением искусства
Но Чарльз Джеймс, будучи гениальным архитектором моды, ее творцом и новатором, не был бизнесменом. Мир высокой моды изменялся, Чарльз Джеймс оказывался не готовым к переменам и не желал принять их.
Он создавал прекрасную, индивидуальную одежду. Он был первым дизайнером, который стал смешивать сатин, вельвет, тафту. Его юбки были великолепно драпированы. Но этот вид одежды отошел в прошлое.
Не все были столь богаты, что могли купить платье от этого кутюрье. Параллельно шел спрос на демократическую одежду. Воспитанные на принципах сексуальной революции, молодежь стала создавать свою субкультуру и в моде. Все эти социальные тенденции сказались на судьбе этого таланливейшего кутюрье, который “не мог поступиться принципами”
Молодежная мода носила бунтарский характер. Она сталя рядиться в одежды в стиле Гранж. Когда все вокруг стремятся выглядеть одинаково «гламурными», хочется хоть как-то выделиться на общем фоне. Безусловно, легче всего это сделать с помощью одежды. Отличный выход из сложившейся ситуации – стиль гранж, который стал неким протестом против всеобщей усредненности и стандартизации.
Двадцать лет назад была популярной идеология “стиляг” (кстати, только в России), в 80– годы молодежь предпочитала стиль Гранж. Его приверженцы издали похожие на бедняков (хотя рекрутировались из всех социальных слоев общества), носили заношенные потёртые вещи. Но при ближайшем рассмотрении одетое на них оказывалось очень хорошего качества, а эффект потёртости и «застиранности» – только лишь видимостью.
Именно этот эффект характеризует стиль одежды гранж – отличное качество в сочетании с внешней неприглядностью. Эту особенность стиля сегодня копируют стареющие плейбои. Впрочем, у молодых она выглядит иначе – как то оправданнее и современнее
Полинялая рубаха, вытертые джинсы, кеды или кроссовки, как бы “видавшие виды”. Вообщем, гардероб гранжистов и их сегодняшних последователей, демонстрировал и демонстрирует сегодня нарочитое безразличие к одежде и мнению окружающих по этому поводу. Остальные либо принимают правила игры, либо шепчутся “по закоулкам”
Однако, гранжисты сегодня имеют оправдание. Приверженцами стиля гранж становятся не только идейные противники гламура. Как это обычно происходит, нонконформистские течения постепенно входят в моду, с которой не так давно находились в принципиальном противоречии, и сами же становятся новой модой. Так произошло и со стилем гранж. Всё чаще его используют те, кому прилично поднадоел «гламур» или просто хочется выделиться из толпы. И то, и другое имеют оправдания
Бравируя своим отрицанием общепринятой моды, стиль гранж не реагирует на её различные направления и тенденции. Гранж-стилю свойственна эклектичность, то есть сочетание несовместимых вещей, которые в свою очередь и образуют данный стиль. Возможно, именно благодаря экстравагантности, стиль гранж становится всё более актуальным. Если Вы хотите проявить свою индивидуальность или просто на время сбросить оковы надоевшего имиджа, разрешите себе расслабиться и превратиться в гранжиста.
Мода циклична и имеет тенденцию возвращаться через пару десятков лет. Это явление мы можем пронаблюдать и сегодня: плечи из 80-х, плиссированные юбки, которые были изобретены еще в Месопотамии, платья в горошек 30-х, а потом 60-х годов, расклешенные брюки из 70-х и т. п.
Сегодня вернулся бунтарский дух смутных и «ужасных» 80-х годов. Поколение нынешних тридцатилетних мало что помнит. Но, знает, что люминесцентные леггинсы, массивная пластмассовая бижутерия, велосипедки, вареные джинсы, кожаные куртки-косухи, которые носят их дети, это мода 80-х. Моду этого поколения формировали музыка и спорт: хип-хоп, готика, пост-панк, рейв, хаус, техно, брейк-данс, сноуборд, скейтборд, ролики, степ-аэробика.
Майка без рукавов с яркой надписью (да еще и рваная!), пиджак на несколько размеров больше, чем нужно, обязательно с закатанными рукавами и платком в нагрудном кармане, зеркальные темные очки в массивной оправе, брюки-бананы, цветные носки, мокасины.
Как бы там не было, 80-е оставили огромный след в мире моды и до сих пор являются источником идей и вдохновения многим дизайнерам. Современные модельеры обращаются к 80-м и берут оттуда многое для своих нынешних коллекций.
Прошли годы 20-е, 40-е, 60-е, 80-е…Ушедший век остваил после себя огромный раритарий. Он разнообразный, а иногда и функциональный. Каждая эпоха рождала своих героев и свою идеологию. Прошло и это…
Родившимся в 80-х годах, сегодня больше тридцати. В России часть их делает все, чтобы уехать за границу, где их будущее окажется более предсказумым. Остальные, повзрослев, перестают быть столь категоричными максималистами, каким они были еще 10–15 лет назад.
Ведь делись куда-то хипстеры 60-х с их “летом любви”. Они повзрослели и стали достойными отцами семейства. Где сегодня те, кто называл себя япстерами (от слова яппи). Они пополнили отряд законопослушных. Где те, кто “вершил сексуальную революцию?”. Они так же испытывают ностальгию по былому, как и те, кто проявлял в 80-годы ортодоксальное ханжество… Радикализм проходит, остается здравомыслие, не в лучшем смысле этого слова, и осторожность.
Кто-то из них вспоминает о телевизорах «Рубин», духах «Красная Москва», клетчатых рубашках, красных пальто, мороженом по 15 копеек и газировке в автоматах. Это Россия. Их память замешена на легкой грусти и определенного сожаления. Это тоска по себе – молодому и раритетам прошлого. Она будет у каждого нового поколения, если кто-то не вздумает вдруг превратить Кого то в манкуртов, родства не ведающих
Но надо отметить, что ностальгия по вещам и чувствам из Прошлого обрастает легендами и превращается в миф, например, о периоде застоя в нашей стране, как золотом веке человечества. Кто знает, а может это происходит потому, что по определенным параметрам наше общество возвращается к эпохе своей стагнации? Современные тридцатилетние жаждут слышать сказку и готовы пойти на сделку со своей памятью
В конце 80-х годов в России мало кому приходило в голову восхищаться песнями советской эстрады или советскими фильмами. Тинейджеры раздражались примитивностью того, что видели, и того, что слышали. Вместо ансамбля “Самоцветы” и фильмов о деревенской жизни они хотели смотреть голливудские триллеры и слушать Scorpions и Queen.
Но время – великий “механизм забвения”. Получив сегодня то, что хотела их душа, поколение 80-х стало мечтать о том, что так безжалостно когда-то презирали. Советские фильмы про войну и освоение целины вдруг обрели в их глазах смысл, который когда-то они видеть отказывались. Но что произошло?
Ностальгия по Советскому Союзу во многом – ностальгия по детству (вспомним Набокова и Сартра). Постсоветское пространство стало многоликим, а каждое лицо самодостаточным. 1991 год – стал для каждого точкой отсчета. Люди расползались по всему миру. Но где бы они не оказались, их настигала волна тоски по своей юности и пусть бедной и малоправной, но предсказуемой старости.
Кому-то удается вычленить ностальгию по раритетам из всего остального. Они счастливчики, так как осознают, что, утратив нечто, они приобрели другое. Это люди, умеющие мыслить. От них не требовалось сложных дифференциально – интегральных способностей. Они должны были просто целое расчленить на части, а каждую часть оценить под определенным углом зрения. Таких людей сегодня немало
Идеализация того, что было в прошлом, свойственна всем. Плохое забывается, остаются светлые воспоминания о том, какой замечательный вкус был у мороженого и как радостно выглядели люди на демонстрации. А я, например, помню другое. Мне хотелось быть на демонстрациях 1 мая и 7 ноября с мужем и детьми. Мы с мужем были члены партии КПСС, но работали в разных направлениях.
Каждый из нас подписывал документ об обязательности присутствия на демонстрации. Мне же еще надо было писать объяснение, почему меня не было среди коллег кафедры, когда колонна шла по Красной площади. Почему это я предпочла пойти на демонстрацию с мужем и его командой, со своими детьми
Думаю, что идеализируя советское прошлое, современные тридцатилетние неосознанно говорят о том, что им не нравится в настоящем.
В детстве мы ездили на машинах без ремней, ворота не запирали. Деревенские ребятишки пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Если кто-то болел из родителей, то брал больничный, а не ходил еле живой на работу. Не было кодовых замков и домофонов, не было охранников в каждом подъезде, в каждом магазине. Кого-то это сильно раздражает сегодня…