Книга Размышления бывшего мужа или жизнь под забором - читать онлайн бесплатно, автор Виктор М. Майский. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Размышления бывшего мужа или жизнь под забором
Размышления бывшего мужа или жизнь под забором
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Размышления бывшего мужа или жизнь под забором

Наиболее болезненные и непредсказуемые последствия наступают, когда «Я» связывают с утверждениями «хочу», «буду», где главенствуют самоуверенность, всезнайство, безапелляционность, вместе с «твёрдым» характером и силой голоса, меняющих логику мышления, вектор внимания и методы решения стоящих перед семьёй задач. Используя весь этот набор, человек лишает себя в первую очередь доброты, новых познаний, включая и науку об обязанностях, а самое важное, открывает двери правилам поведения, разрушающих семейную конструкцию. «Желать» не означает «вседозволенность», которую ограничивают обязанности и ответственность супругов, позволяющих благодарности показать своё радостное лицо.

Мы часто не предполагаем до какой степени бывают острыми грани нашего «Я», но и отказаться от проявлений «твёрдого» характера нельзя, важно в каких целях оно используется. Овладеть, добиться, научить и научиться, сделать, вот те устремления, достойные всяческого уважения. Требовательность, направленная на выполнение членами семьи элементарных правил поведения («почистил зубы, закрой же тюбик» (О. Митяев); поел, убери за собой и т. д.) в быту, обществе, способна создать добрую атмосферу в доме и высокий уровень отношений.

Вместе с тем, кто-то делает из «Я» топор, отсекающий всё, мешающее удовлетворять его потребности, или видит в нём «золотой ключик» от замка в заветной двери, нащупав которую, вдруг выясняется, что он ему не подвластен. В таком случае из «Я» выковывается лом, что заканчивается заменой двери, меняющей интерьер помещения не в лучшую сторону. Не аккуратное его использование в короткий срок начнёт надрывать семейную ткань, а через образовавшуюся прореху, будут видны семейные отношения у разных берегов. Один не даст наводнениям утопить семью в критические моменты, а другой, под воздействием волн недовольства и раздражения, будет размыт, вместе со всеми постройками. Катастрофой становится ситуация, когда «Я» превращают в лаву, изливающуюся из кратера вулкана своеволия. Некоторые отводят ему роль ударного инструмента, сила звука которого, не означает его красоты или для самоутверждения совершают «оздоровительные» туристические забеги» к подругам или родителям, не догадываясь, что любая дистанции заканчивается финишем.

Встречаются случаи, когда он(а) действует по принципу, а Я не обращаю внимания на то, что она(он) говорит, забывая, что человек не репродуктор, вещающий сутками, не создавая никому особых неудобств, но в какой-то момент, и тот, и другой, могут замолчать. Причины будут разные, а результат всегда один, а вокруг тишина (кладбищенская).

Никто не будет на работе утверждать, а тем более требовать, что ему, лично, что-то «надо». Любой из нас выразит свою потребность в форме пожелания или просьбы, так почему в домашних диалогах стиль общения меняется в широком диапазоне? Достичь цели, без ущемления чьих-либо интересов, помогают слова, «хочу предложить …», «как считаешь, если …?», приглашающие к совместному обсуждению появившейся задачи, отчего шансы на её положительное решение значительно возрастают. Сочетание местоимения «Я» с глаголами сделаю …, обязан(а) или, как вариант подумаю, свидетельствует, что человек берет на себя не только ответственность за свои действия, но и за все наступающие последствия, важно не переоценить свои способности и возможности(Я сам), иначе вместо успеха можно потерпеть крупное поражение.

Избегая столкновения интересов между группами местоимений «Я», «МНЕ», «МОЁ» с «МЫ», «НАМ», «НАШЕ», супругам, на ранних этапах совместной жизни, следует договориться о неукоснительном выполнении правил взаимодействия в семье, во многом определяющих систему управления в ней. Её, говоря современным языком, условно можно разделить на три типа: «демократическая», «независимая» и «авторитарная или командная», каждому из которых, присущи свои формы семейного уклада. Одни несут спокойствие и размеренность, другие приносят в него «разброд и шатания».

«Демократический» тип семейных отношений неразрывно связан с местоимениями «НАМ», «МЫ», «НАШЕ», а так же с известной заповедью, возлюби ближнего, как самого себя. Его особенностью является отсутствие деления повседневных семейных обязанностей, которых великое множество, на «мои» и «твои», что снижает вероятность появления конфликтных точек и делает отношения в семье добротными и стабильными, сравнимые с хоровым пением. Лучшие решения семейных вопросов рождаются в условиях, когда главными аргументами становятся уважение к мнению собеседника, наличие обратной связи, знания, рассудительность, терпимость, забота и внимание. Данный тип семейных отношений позволяет сравнить семью с балалайкой, всего три струны, но позволяющих ей смеяться, грустить, петь, и упаси бог оказаться ей в группе ударных, а это уже будет другая музыка.

Требования, отказ от совместного поиска удовлетворяющего всех решения, уклонение от достигнутых договорённостей, безапелляционность суждений и выводов, часто опираются на довольно распространённую фразу или поступок, подразумевающие «Я сам(а) знаю как надо … или «Я всё равно буду делать по-своему!» Всё перечисленное ведёт к потери уважения к мнению супруги(а), откузу от привычка проявлять внимание и заботу о «подразделениях», дающих рост таким чертам характера, как эгоизм, грубость, требовательность, самоуверенность, категоричность в суждениях, основанных на всезнайстве, убивающих у сородичей способность думать и анализировать меняющуюся обстановку. Главное место в данных условиях будет отведено обеспечению ему(ей) желаемых условий жизни, прячущих несостоятельность одного из них. Причины будут разными, но в итоге готовится почва для создания отношений второго и третьего типа, меняющих широту семейного кругозора на индивидуальный сектор интересов, куда остальным членам семьи, вход будет закрыт.

Ещё В.О. Ключевский писал о способах достижения своего превосходства, среди которых значится страх потери своего величия и значимости, в следствии неспособности создать нечто лучшее. В ход могут идти не лестные отзывы и оценки, агрессивность, интриги, уверенный голос, пустые объяснения, включая и ложь, а так же местоимения «Я», «МНЕ». Сложившаяся обстановка в семье делает супруга(у) актрисой(актёром) театра теней, чем обедняет семейную постановку и способствует вызвать у него(неё) желание поменять театр.

«Независимая» схема в различных её «новейших формах «семейной жизни», стала всё больше проникать в наш быт. Во многом это связано с глубокими изменениями в обществе, позволяющими снизить уровень материальной зависимости от одного из членов семьи, а канувшие в лета многие бытовые задачи, особенно в городах, требовавшие коллективных усилий, открыли новые возможности для развития личности человека. Наличие свободного времени и материальная свобода, играющие не последнюю роль, позволяют её членам самостоятельно принимать решения, определять свой образ жизни и границы уровня взаимодействия между собой. В таких семьях, как правило, нескольких солистов, исполняющих свои, любимые партии.

Порядок жизни в ней, определяемый утверждениями, «Я имею право», «Мне надо», «Мой телевизор» и т. д., способен наполнить её только функциональным содержанием и средой обитания, после чего которая превращается в общежитие или коммунальную квартиру, а отношения, в формальные. «Соседи» пользуются общей кухней, заходят друг к другу «в гости», могут и пройти мимо при встрече, отчего любовь здесь надолго не задерживается, вместо неё вырабатывается привычка к совместному сосуществованию, от которого иногда приходиться отказаваться!

«Командная система», сравнима с армейскими устоями и не обязательно начинается со слов, Я, что сказал(а) …? Я как велел(а) …, Я так решил(а). В ней могут быть, как солист, с отсутствием слуха и голоса, так и запевала. Авторитарность в семейной жизни способна таить в себе опасность, а то и прямую угрозу её существованию, и в тоже время способна обеспечить семейное благополучие.

Мирная, семейная жизнь, в командной системе, допустима, когда командир обладает большими знаниями, умениями, осознанием своей ответственности за семью, знает цель и пути её достижения, правила отдачи приказов, налажены контроль за их исполнением и связь между объектами. В тоже время команды могут подаваться и в форме предложений и просьб, давай(те) сделаем или сходим, с использованием слов, выражающих признательность и благодарность, где не будет отказа в них.

Существует пара интересных мнений, отражающих формы и результаты командной системы управления семьёй. Жена это шея, а муж голова, которой она крутит, но не учитывают, что последствия отличаются большим разнообразием. Без соблюдения баланса между угловой скоростью, направлением вращения и углом поворота, шея не способна даже удержать её в вертикальном положении, отчего та всегда будет склоняться в ту или иную сторону, а от начавшегося головокружения, не ровен час, скатится на другие плечи!

Завоёванные или присвоенные командирские полномочия способны породить в семье партизанское движение, грозящее разгромом командного пункта или анархией. Действуя таким образом «командир» напоминает малого ребёнка, делающего всё «под себя» в силу физиологии, а он(а) может получает аналогичный результат, исходя из желания, поставить во главу угла, своё «Я».

Самым лучшим мужем может быть только «подкаблучник». В числе факторов, способствующих его появлению значилось и позднее возвращение домой, исключающее демонстрацию своих не удовольствий. Говоря так, жёны не учитывают, что наличие даже одного, но постоянно действующего противоречия, способно сокрушить вокруг себя многое, притом в очень позднее время.

«Подкаблучник», что это, должность или звание, хорошо или плохо им быть для мужчины? Порой он подвергается насмешкам в мужской среде, из-за ассоциации с понятием «тряпка», но многие гордо заявляют, что довольны жизнью на этой поляне и с удовольствием щиплют на ней свою травку. Создание такого подвида мужа, не природное явление, а плод женского труда, знаний, уважения к супругу, семье, чему способствуют улыбки, нежный голос с привкусом лести, в купе с напоминанием о трансляции по телевизору футбола, где играют наши (в это время самой можно почитать или поболтать с подругой), позволяющих сконструировать самый сильный созидательный инструмент (по методу В.Дурова) любой женщины. После чего Вам не придётся его уговаривать в мае вынести ёлку, убраться в доме, совместно или доверить самостоятельный поход в магазин (список прилагается), чтобы приготовить его любимую утку по-португальски, а поэтому всё надо успеть, будет выполнена безоговорочно. То будут первые шаги, после которых супруг даже не поймёт своего места расположения, а дальше надо думать, импровизировать. М.Жванецкий высказался, применимо к данной ситуации, женщина, это призвание.

С ростом численности семейства, имея накопленный опыт, проделывается всё то же самое, но одному вручается пылесос, другому тряпка, третьему список продуктов, и «летите голуби, летите», а сама готовит стратегическую операцию по организации семейного вечера отдыха. Важно не переусердствовать, потому как смена внимания к дому и семье на собственные интересы, лишит её возможности быть центром притяжения, после чего говорить о создании «подкаблучника», уже не придётся, его место займут другие экземпляры, среди которых может появиться и особь со шпорами.

Командная система, когда супруга занимает главенствующее положение, позволяет ей решать семейные задачи, дополняя их раздражительностью и вопросами, вроде таких «почему не вынес мусор?», «где деньги?», «что тебе ещё надо?», «где шлялся?». Часто многие неприятные вопросы жён и повышенный голос связаны с поведением мужа, игнорирующим интересы семьи, отчего она порой вынуждена даже играть вратарём, но в дверях, что ведёт к необходимости перевести мужа на стойловое содержание, выгородить ему загон или предоставит свободу, сравнимую с жизнью в заповеднике.

Силовые методы воздействия на мужа, неадекватные ситуации, не лучший инструмент доказательства своей правоты и достижения поставленной цели, многое говорящие о её культуре и воспитания! Разве у женщин, только благодаря своей природе, не встречаются такие качества, как лень, лживость, наглость, интриганство, вороватость, склонность к карьеризму, самоуверенность, узость интересов, категоричность и легковесность в суждениях, пустословие и всезнайство. Неужели мужья не сталкивались со случаями, когда объясняли супруге о недопустимости отдельных поступков или просили, а то и требовали изменить своё отношение к дому, семье, задавая одни и те же вопросы, не находившие у неё понимания. Мужья не догадываются, что спустя некоторое время их пожелания, отдельные жены превратят их в различные формы насилия над личностью, делающие «богиню» «нерадивым старшиной роты», теряющим преклонение, вместе с радостью от встречи и общения с ней! И. Бродский сравнил женщину с чудом, а такие больше походят на иные создания.

Самые неприятные последствия наступают при слиянии двух этих систем, где главным действующим лицом предстанет комендант общежития. Объединение постов главы и лидера семьи в одном лице, автоматически исключает такой элемент семейной жизни, как Совет, место которого занимает командир, а то и хозяин(ка), обладающие способностью взращивать себе смену и мифических персонажей вроде «тиранов», «тряпок», «пил» и т. д. Говоря о семейных прозвищах, которые супруги дают друг другу, можно в какой-то мере определить и созданную ими систему семейных отношений: крокодил, медведь, медвежонок, бугай, бычок, телёнок, козлик, козёл, ястребок, глухарь, курица, бобриха, наседка, ласточка, пантера, корова (связано не с формами, а с выражением глаз) и т. д. Оценивая события с помощью ярлыков, не следует идти вслед за эмоциями, часто бьющими через край, лучше напрячься и вникнуть в причины возникновения тех или иных негативных процессов, а на это не у всех и не всегда хватает сил, а чаще разума. Финал видится в банальностях, пока Я был(а) ей(ему) нужен(на), то … или, куда делся(ась) тот(та), Я отдал(а) ему всю жизнь, а Он(а)..! Говоря о своей значимости, он(а) не учёл(ла), свою не способность познать особую науку, уважение семьи и дома!


Рождение детей добавляет трудностей молодой семье. Во многом это связано с отсутствие своего жилья, детских садов, яслей, бабушек, способных присмотреть за внуками, сложности с бытом, напряженностью на работе, усталостью, детскими болячками, недосыпами, материальными проблемами и постоянным давлением слова «надо». Надо успеть, надо встать, надо, надо и т. д., а это всё наши обязанности! С этого момента семья становится командой гребцов, где есть рулевой и загребной, определяющие траекторию движения, ритм работы гребцов, которых необходимо обучить технике владения веслом, умению терпеть, сплочённости, неукоснительно выполнять поданные команды. Пренебрежение правилами взаимодействия любым из членов экипажа, может закончиться массовым купанием, хорошо, если вода будет тёплой, а то и затоплением плавсредства. Семья вроде хоккейной команды, если в ней не налажена командная игра, то поражение неминуемо.

Стали редкими встречи с друзьями и только, если родители проявят желание или согласятся посидеть с внуками, то можно позволить себе некоторые вольности. Кто-то с достоинством переносит очень сложный этап жизни, а особо нервные и нетерпеливые, любящие тепло и уют начинают поиск новых решений, часть из которых способна сломать человеческие судьбы, в частности детей. Нельзя умолчать, что не у всех родителей, в этот период появляются в полном объёме материнские и отцовские чувства, включая и восприятие своей ответственности за их будущее.

Бытовые трудности вынуждают родителей отдавать детей в детские сады, группы продленного дня, приглашать нянь, гувернанток, чем перекладывают на них ту самую «социализацию личности» своего ребёнка, а кто-то вынужден или сознательно отдаёт её на откуп улице. Насколько папы и мамы уверенны, что всё, ими предложенное и сделанное, соответствует потребностям ребёнка, их собственным взглядам? В этих случаях родительские обязанности, превращаются из основных, в дополнительную форму обучения. Во избежание развития нежелательных последствий старшее поколение должно прикладывать множество усилий, чтобы интерес детей к родителям никогда не угасал, на что у кого-то не хватает времени, сил, а порой желания и умения. Легче произнести, «иди, ложись в кровать, уже десятый час» (С.Михалков), чем почитать ему книжку или пробормотать перед сном песенку, забывая поцеловать и пожелать ребёнку спокойной ночи, и ни поэтому ли не все малыши, даже посещающие детский сад, не знают простеньких сказок и стишков, имеют крайне ограниченный словарный запас, нормально, не знаю, хорошо? Кто-то превращают отпрысков в легко отключаемую опцию, сводящую их обучение до уровня: сходи в кино, к Пете, посмотри телевизор, почитай, поиграй, помолчи и т. д. Нечто подобное наблюдается при выборе родителями, порой без учёта его желания, различных дополнительных занятий в виде иностранного языка, рисования, пения, спорта, главное, чтобы он был не только занят, а имел ещё некие перспективы, а вот какими они будут, ответ всегда остаётся открытым. Подобная практика, в некоторой степени сравнима с поточным методом воспитания, где каждый выполняет свою операцию, а ребёнок, штучное производство, требующее особого внимания и умения. Что остаётся родителям в данных условиях? Заработать, накормить, прилично одеть ребенка, проверить домашнее задание, уложить спать, а остальное сделают за нас другие люди и формы воспитания, вроде тех, что советовали персонажи А.Райкина, дворник, сосед и т. д.

В. Белинский говорил, что только нравственное воспитание, делает из человека личность, являющуюся базовой ценностью. Чтобы вырастить ребёнка, его надо правильно кормить, лечить, если заболел, покупать одежду. В зависимости от родительского отношения, можно получить различные результаты, и одним из них возможно будет родительская фраза, я его(её) вырастил(а), а он(а) …! Чтобы её не произнести, воспитание подрастающего поколения становится главной задачей семьи, которое начинается в «семейной, вечерней школе», где учителями становятся сами родители, дающие первые знания и навыки, представления о моральных и семейных ценностях, нравственных принципах, включающих в себя и понимание об ответственности и обязанностях.

Родительская отстранённость от воспитания подрастающего поколения, опирающаяся не безответственность, ведёт к полной или частичной потери взаимопонимания в семье, что отразится на привычках и характерах будущих мужей и жён. Старшее поколение, не научившее детей уважать детей семью и дом, их взрастивший, должно быть готовым получить незаживающую рану на одном из множества барьеров, встречающихся на нашем пути. Конфуций высказался проще, люди не познавшие уважения, похожи на зверей!

Обладая внутренней культурой и тактом, интеллектуальным багажом, уважая себя и умея корректировать свои действия, совсем недавно бывшие монолитным понятием человек, время сделало их многогранными и многослойными, где каждый элемент, предстаёт величиной самостоятельной, как добавляющей, так и отнимающей у человека отдельные краски, определяющие его мысли, поступки. При отсутствии внутренней культуры, такта, интеллектуального багажа, эту площадку заполнят множество самых разнообразных человеческих пороков. Чаще это связано не с происхождением, образованием, умением держать вилку, учётом мнения сподвижника и т. д., а с состоянием души, терпимостью, наличием знаний о безусловном, осознанном выполнении общепринятых норм и правил поведения. Можно научить одеваться, вести себя в обществе, обладать несколькими дипломами, но быть абсолютно уверенным, в собственной значимости и величии, утверждать верховенство своего права и мнения, меняющих диалоги на монологи, где действует почти олимпийский лозунг: важнее, выше, больше, судьями в таких соревнованиях становятся безответственность, пренебрежение и обязанность, остающаяся в одиночестве, что свидетельствует о раздвоении его личности. Одна предназначена для использования, в семейном кругу, а другая, более изящная, при внешних контактах.

Четырёх летний ребёнок, глядя, как его мама накрывает на стол, неожиданно произнёс, мне бы такую жену. Откуда у него проклюнулась эта мысль?

Начало обучению детей закладывает Мать. В подавляющем большинстве случаев, она остаётся ближе к детям и острее воспринимает семейные проблемы и трудности, чем мужчина. От того, чем она владеет, чему отдаёт предпочтение, во многом зависит благополучие семьи и подрастающего поколения, за которое родители несут равную ответственность. Это не связано с желанием переложить всю ответственность исключительно на женщину, но такова жизнь, которая начинается на её руках. Положение мамы в семье сравнимо с течением Гольфстрим, дающим ей тепло, она похожа на теплицу, где вызревают семена добра и любви, сдобренные нежными, согревающими душу словами, радостью встречи, которые не произрастают при низких температурах. Первые уроки начинаются с проявлений знаков внимания, выражающих любовь, благодарность и уважение к человеку: «спасибо», «будь любезен», «до свидания» и т. д.

Их исчезновение не заменят никакие обогреватели и «не помогут даже лучшие врачи» (С.Никитин). Избыток тепла, как и его недостаток, влияют на будущие побеги, а какими они будут, здоровыми для высадки в открытый грунт или с признаками различных заболеваний, включая хронические, ответит время. Самое лучше место для их взращивания или иначе говоря, «семейная вечерняя школа», находится в кухне, где наиболее полно переплетаются все стороны семейной жизни.

А.П. Чехов в своих записках писал: «Люди обедают, только обедают, а меж тем, слагаются их судьбы и разрушаются их жизни». Процесс, казалось бы, не сложный, но сколько всего происходит за столь короткий период времени. Человек во время еды наиболее благодушен, доброжелателен и менее всего предрасположен к созданию конфликтных ситуаций, если их не организовывать преднамеренно, а правило, быть глухим и немым в этот момент выполняют разве дети ясельного возраста, за них безудержно говорят сами родители. Народная мудрость гласит, семья начинается с белой скатерти на столе, что наиболее точно определяет истоки её формирования. Все знают присказки, «а поговорить», «вкус на столе, радость на душе», «не красна изба углами…» и т. д., означающие, что не только еда приносит в дом радость, отсюда и термин, «кухонные разговоры», отличающиеся особой открытостью.

Жак-Ив Кусто, рассказывая о дельфинах, живущих стаей, сделал вывод, во время их постоянных контактов происходит развитие каждого собрата, в противном случае, одинокое животное, не сможет реализовать свои возможности, а что говорить о человеке?

А.-С. Экзюпери назвал общение роскошью, которой награждаются люди, способной превратиться в жизненную опору, сотворить духовную общность, наполнить друг друга новыми знаниями, оберегающими от множества ошибок, в радость, улыбки и другие эмоции, включая и негативные.

От жизни в мире безмолвия, где она присутствует в предельно простых формах, стены, конечно, не падают, но то, что молчание искривляет представления о взаимоотношениях и взаимодействии в семье, не вызывает сомнений. Кухонная тишь меняет радостные минуты встречи на часы мучений, рождающих индивидуализм. Со временем он превращается в забор между членами семьи, становящийся рассадником для всякого рода негатива, убивающего внимание и заботу о сородичах.

В каждой семье кухня воспринимается по-разному, где-то она превращается в культовый или деловой центр, клубы «интересных встреч», «КВН», «хочу всё знать». Не с этим ли связано, что гостя первым делом ведут в кухню и приглашают к столу, за который садимся не только ради насыщения живота своего, но и получить удовольствие от общения с дорогими и приятными людьми, основанного на взаимной притягательности. Эти минуты позволяют одному радоваться, что его продукция пользуется большим успехом, а другие, с улыбками на лицах, наслаждаются её «специфическим вкусом» и от удовольствия «облизывают пальчики» (А.Райкин). Интересен репортаж из школы, где создали свою кухню, чтобы учить детей готовить. Вопрос, а где потерялись усилия мамы и папы? Даже реклама демонстрирует продукты питания на фоне сидящей за столом, с радостными лицами, семьи. Почему выбран такой ракурс? Объяснение простое, именно кухня символизирует семейное единение, позволяющее всем радоваться, что созданный супругами механизм, работает бесперебойно.

Благостная атмосфера за столом способствует ведению семейных диалогов, позволяющих своевременно проводить разъяснительную работу с детьми, осуществлять не тотальный, а партнёрский контроль, сохраняя при этом благожелательные, заинтересованные отношения, а так же получить поддержку и совет в сложные моменты жизни и т. д. В это же время дети учатся анализировать меняющуюся обстановку, вырабатывать принципы принятия решений, общность взглядов и оценок, узнавать интересы и планы друг друга, обсуждать и разбираться в насущных семейных вопросах, начиная со знания сметы семейных расходов и стоимости основных продуктов, вплоть до перспективных семейных проектов, обмениваться мнениями о происходящих событиях, а порой и видеть их с иного ракурса, иной раз резко меняющего взгляды на них.