Олег Еремин
Библейский театр
Единственно безупречным лицом является созерцатель, который стремится только открыть истину, не заботясь ни о ее торжестве, ни о ее применении.
Э. Ренан «Жизнь Иисуса»
Действие первое: Вступление
Если бы целью человеческой жизни были радость и счастье, жизнь была бы несносна для тех, кому судьба в них отказала; но кто поставил себе целью жизнь в высшей сфере, того не тревожат бури, бушующие внизу. Я утешался сознанием, что страдаю за свою совесть и добродетель.
Э. Ренан «Жизнь Иисуса»
Сцена первая: Герои и антигерои
Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.
3-е Иоанна, 11
Русский мыслитель: Какому подвигу учили нас в школе и вузе? На каких героических примерах воспитывали? Как князья рязанские отказывались изменить православной вере, выбирая казнь, а их жены с детьми, чтобы не попасть в руки поработителей, бросались с высоких башен, чтобы умереть свободными и верными своему народу. Как воеводы с малыми отрядами бросались в погоню за врагом и бились с ним до последней капли крови… Подвиг этих национальных героев высоко ценили даже враги и позволяли предавать их земле с воинскими почестями. Советская история выдавала за героев террористов, боровшихся с царизмом, среди которых были Александр Ильич Ульянов – брат Владимира Ильича Ульянова-Ленина, Халтурин, Каляев и многие другие, имена которых были не только прославлены историками, но и увековечены в названиях улиц многих российских городов. Уже в советское время героями называли большевиков, комсомольцев и пионеров, воевавших со своими соотечественниками во время гражданской войны, принудительной коллективизации и массовых репрессий, сопровождавших переход от царского правления к советскому. В новой советской истории героями называли граждан, боровшихся и отдававших свои жизни ради построения светлого будущего в границах бывшей Российской империи – СССР, отстаивавших свободу и независимость Родины в борьбе с фашизмом, покорявших космос и бескрайние просторы Крайнего Севера. В современной российской истории звания «Герой России» нередко удостаиваются граждане, не рисковавшие своей жизнью и здоровьем, а приближенные к президенту и выполнявщие его поручения по обеспечению незыблемости действующей власти…
Чем же отличается подвиг Иисуса и Иоанна от перечисленных выше? Во-первых, тем, что они пожертвовали своими жизнями во имя своего народа, а не царей и вельмож, не прибегая при этом к оружию, и не только не совершали насильственных действий против кого бы то ни было, а тем более властей предержащих, но и призывали возлюбить своего ближнего, дальнего и даже врага. Во-вторых, они призывали своих единоплеменников каяться в совершенных грехах, не допускать их впредь и посвящать свою жизнь деланию добрых дел. В-третьих, настоятельно рекомендовали следить за своими словами и не допускать бранного слова, а тем более угроз своим обидчикам расправой: физическим насилием и смертью…
В книгах «Правила поведения, отличающие человека от животного», «Вымышленные беседы», «Бессмертие: мифы и реальность», «Бог, президент и народ» и «Вселенская религия здравого смысла» я касался в той или иной степени этой темы. А в настоящем труде решил обобщить разрозненные суждения и изложить свой взгляд на христианскую религию, её истоки, предполагаемых авторов и исполнителей главных ролей этой человеческой трагедии, разыгранной около 2000 лет тому назад не на сцене, а непосредственно среди народа. Ключом к раскрытию тайны христианской религии мне послужила жизнь и дружба двух российских семей, сыновья которых сыграли в истории России роли противоположные Иисусу и Иоанну. Эти истории похожи только тем, что дружба семей Ульяновых и Керенских и их сыновей Владимира и Александра не афишируется представителями верховной власти, историками, политологами и «коммунистами», ратующими за правдивость и незыблемость истории России и коммунистической партии, аналогично как и родственные связи семей Иисуса и Иоанна не афишируются авторами книг «Нового завета» и религий, составленных по мотивам книг «Ветхого завета» и «Нового завета». Но правильно ли будет обвинять в этом только составителей вышеназванных книг и религий, ведь Иисус неоднократно повторял по ходу повествования, что не знает Иоанна? Будем разбираться в этом, подробно исследуя тексты Библии.
Сцена вторая: О Библейском театре
Театр… Вы любите театр? Нет, я хочу спросить: вы любите театр, как люблю его я?То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна только пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, вы можете не любить театра больше всего на свете? Является ли он постоянным возбудителем ваших чувств, способный во всякое время, при любых обстоятельствах волновать, возбуждать их, как вздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии? Театр – это храм, это подлинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, забываете о житейских отношениях, здесь ваше холодное я исчезает, растворяется в пламенном эфире любви. Если вас мучит мысль о трудном подвиге вашей жизни и о слабости ваших сил, здесь вы её забудете. Если когда-нибудь ваша душа жаждала любви и упоения, в театре эта жажда вспыхнет в вас с новой неукротимой силой. Если когда-нибудь в ваших мечтах мелькал пленительный образ, забытый теперь вами, забытый как мечта несбыточная, в театре этот образ явится вновь и вы увидите его глаза, устремлённые на вас с тоской и любовью. Ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете!
Отрывок из фильма «Старшая сестра»1
Церковное православно-общественное Богослужение имеет целью для назидания верующих в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово и расположить их к молитве и к покаянию, а в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, как до Рождества Христова, так и после Рождества Христова. При этом имеется в виду возбудить в молящихся благодарность к Богу за все полученные благодеяния, усилить молитву о дальнейших милостях к нам от Него, и получить успокоение нашей душе.
«Закон Божий»2
Русский мыслитель: Книги3 «Священная История Ветхого Завета» с 22 рисунками и 2 картами и «Священная История Нового Завета» с 29 рисунками и 2 картами» для средних учебных заведений были, наверное, моими первыми детскими книжками и сохранились до настоящего времени. Моя мама Анастасия Васильвна была набожной женщиной. В комнате, в которой мы жили в Рязани, в красном углу во все годы советской власти висела икона Богоматери с младенцем Иисусом на руках и с лампадкой перед иконой. Меня до 4 класса тетя Прасковья Васильевна, которая была посмелее мамы, ежегодно водила в рязанский храм Бориса и Глеба и причащала. Но после того, как я был принят в пионеры, эти походы прекратились и возобновились только в зрелом возрасте и не для отправления религиозных обрядов, а для ознакомления с православным храмовым искусством. Бывая в разных городах, я посещал музеи и храмы и любовался иконами, росписями стен и куполов, творениями русских зодчих и иконописцев. В советское время священники доброжелательно относились к таким посещениям в неурочное время и даже иногда для нескольких человек проводили экскурсию по храму и рассказывали о сохранившихся с дореволюционных времен иконах и истории храма. Было в этом что-то завораживающее, диковинное, запрещенное и вместе с тем притягательное. Было интересно смотреть на лица апостолов и святых, не характерные для русских, и представлять их ожившими и осуществлявшими свою проповедническую миссию.
Изучая в институте научный атеизм, я был человеком подготовленным и немного знавшим о Христе и православных праздниках, которые ежегодно соблюдала мама и мы с отцом Василием Петровичем. Конечно, в бога мы с друзьями не верили, но отмечали все советские и религиозные праздники, особенно в том случае, когда намечалось застолье и гостям разливали спиртные напитки. Ходили в эти дни в гости к родственникам и всегда встречали у них гостеприимство и радушие, что нам нравилось более, нежели разговоры о религии.
После смерти мамы, мой друг, закончивший духовную семинарию, но так и не ставший священником, посоветовал мне на протяжении сорока дней ежедневно читать псалтырь или любую другую имеющуюся религиозную литературу. Я последовал его совету, постепенно втянулся в чтение, стал посещать храмы, но также чаще всего не во время службы, а во время затишья, когда можно было поставить свечку, спокойно постоять перед иконой, полюбоваться и поговорить с душами своих усопших родителей под куполом храма.
Первая моя книга «Оказание первой помощи. Действия в чрезвычайных ситуациях» подсказала, что без воспитания из человеческого детеныша Человека разумного невозможно добиться искоренения таких явлений, как убийства, террористические акты и войны. Последовавшие за ней книги требовали детального изучения влияния религии, театра, кинематографа, художественной, религиозной, философской и научно-популярной литературы на становление человека, что я и предпринял, посвятив религиозной теме и воспитанию уже три книги. Четвертую книгу – «Вселенскую религию здравого смысла» я посвятил христианской религии и её назначению, исходя из замысла авторов и моего представления о ней. Из книг «Нового завета» прослеживается авторство идеи и сценария этой библейской трагедии; её главные герои и исполнители этих ролей. Перед читателями предстают исполнители ролей апостолов, предателя Иисуса и первого большевика, нарушившего заповеди Иисуса из Назарета. Кто же они?
Авторы идеи и разыгранной около 2000 лет тому назад драмы: плотник Иосиф и священник Захария.
Соавторы и соучастники разыгранной драмы: первосвященники, фарисеи и книжники, принимавшие непосредственное участие в разыгранной Иисусом, Иоанном и их учениками трагедии; составители книг «Нового Завета», а затем христианских, а вернее языческо-фарисейских религий.
Главные роли и исполнители:
Предтеча: Иоанн Креститель (сын священника Захарии и Елисаветы).
Христос: Иисус из Назарета (сын плотника Иосифа и Марии).
Двойник Иисуса: инкогнито.
Мать Иисуса: Мария.
Братья Иисуса: Иаков, Иосий, Симон, Иуда.
Двенадцать апостолов: Симон, называемый Петром и Андрей – брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн – брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот (предатель Иисуса).
Блудница: Мария Магдалина.
В ролях:
Женщины сопровождавшие Иисуса: Иоанна – жена Хузы, домоправителя Иродова; Сусанна, Иоанна, Мария – мать Иакова.
Друзья Иисуса: Лазарь и его сестра Фекла.
Фарисей: Никодим.
Первосвященники: Анна и Каиафа.
Прокуратор Иудеи: Понтий Пилат.
Знатный гражданин: Иосиф из Аримафеи, который похоронил Иисуса.
В эпизодах:
ученики Иисуса
самарянка
больные, исцеленные Иисусом от проказы и других болезней
фарисеи
книжники
торговцы
менялы
мытари
рыболовы
стража
служители первосвященника
разбойники
народ.
От автора: автор О. В. Еремин.
Иудейский мыслитель: читает фрагменты книг «Ветхого завета» и «Нового завета».
Ветхозаветные пророки: Неемия, Иов, Давид, Соломон, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Осия, Иоиль, Амос, Иона, Михей, Захария, Малахия.
Новозаветные евангелисты и апостолы: Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Иаков, Петр, Иуда, Павел (Савл).
Русский мыслитель: О. В. Еремин – автор книг, основанных на Библии: «Правила поведения, отличающие человека от животного», «Бессмертие: мифы и реальность», «Бог, президент и народ», «Вселенская религия здравого смысла», «Библейский театр, или подвиг Иисуса, Иоанна и их учеников».
Жозе де Соуза Сарамаго: португальский писатель и поэт, драматург и переводчик, автор 16 романов, лауреат Нобелевской премии по литературе 1998 года, удостоенный этой премии за роман «Евангелие от Иисуса».
Жозеф Эрнест Ренан: французский историк религии, философ и писатель, автор книги «Жинь Иисуса».
Занавес.
Действие второе: Израиль до рождения Христова
И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе.
1-я Царств, 8, 7
Если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете.
1-я Царств, 12, 25
Сцена первая: Увещание народа
От автора: Полезно будет перед началом нашего главного повествования вспомнить «Увещания Израиля научиться от прошлого», данные народу Израиля Моисеем.
Иудейский мыслитель: «И созвал Моисей всех сынов Израилевых, и сказал им: вы видели все, что сделал Господь пред глазами вашими в земле Египетской с фараоном и всеми рабами его и всею землею его: те великие казни, которые видели глаза твои, и те великие знамения и чудеса; но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать. Сорок лет водил вас по пустыне, и одежды ваши на вас не обветшали, и обувь твоя не обветшала на ноге твоей. Хлеба вы не ели, и вина и сикера не пили, дабы знали, что Я Господь, Бог ваш. И когда пришли вы на место сие, выступили против нас Сигон, царь Есевонский, и Ог, царь Васанский, чтобы сразиться с нами, и мы поразили их; и взяли землю их, и отдали ее в удел колену Рувимову и Гадову и половине колена Манассиина. Соблюдайте же слова завета сего, и исполняйте их, чтобы вам иметь успех во всем, что ни будете делать.
И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним. И возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: «не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Бога моего среди меня?» И Я сокрою лице Мое от него в тот день за все беззакония его, которые он сделает, обратившись к иным богам.
И когда постигнут их многие бедствия и скорби, тогда песнь сия будет против них свидетельством, ибо она не выйдет из уст потомства их. Я знаю мысли их, которые они имеют ныне, прежде нежели Я ввел их в землю, о которой Я клялся.
Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона, и положите ее одесную ковчега завета Господа, Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя.
Соберите ко мне всех старейшин колен ваших и надзирателей ваших, и я скажу вслух их слова сии, и призову во свидетельство на них небо и землю. Ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и впоследствии времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих.
И изрек Моисей вслух всего собрания Израильтян слова песни сей до конца: внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.
Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых.
Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю, тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещавайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это не пустое для вас; но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею.
Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова. И он был царь Израиля, когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми.
И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Второзаконие, 29, 2-9, 31, 16-18, 21, 24-26, 28-30, 32, 1, 8, 45-47, 33, 4-5, 34, 10-12).
От автора: По смерти Моисея увещевать народ Израиля стали и другие ветхозаветные пророки, с суждениями которых мы познакомимся вкратце. А начнем с книги Иисуса Навина.
Иудейский мыслитель: «По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши.
Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иисус Навин, 1, 1-4, 7-8, 20, 1-3).
Русский мыслитель: Жесткие законы предложил Моисей для обуздания животных похотей, обуявших его единоплеменников. Смогли ли они привести к желаемому результату? Проследим это на конкретных примерах, начиная с Книги судей Израилевых.
А в данном абзаце обратим внимание на знаменательные для народов всего мира строки: «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши» (Иисус Навин, 1, 2-4). Все страны и все богатства стран, в которых живут евреи, они считают своими!!! Это видно и по словам и по делам избранного богом Саваофом народа, облюбовавшего в качестве одного из таких мест Россию. И это своё право они закрепили религиями, распространенными почти по всему миру, политическими и экономическиеми теориями и светскими законами…
Иудейский мыслитель: «Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их. Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им. Не отставали от дел своих и от стропотного пути своего.
И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего, и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал, – чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет? И оставил Господь народы сии, и не изгнал их вскоре, и не предал их в руки Иисуса.
Они были оставлены, чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их через Моисея» (Книга судей, 2, 18-23, 3, 4).
Русский мыслитель: Добрый, однако, бог Саваоф: «Они были оставлены, чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их через Моисея» (Книга судей, 3, 4). Но, мы то знаем, в том, что мы ещё живы, не его заслуга и не избранного им народа. Его народ, хотя и стремится уничтожить как можно больше народонаселения планеты Земля, но не может этого сделать, не понеся и сам больших потерь. А избранный богом Саваофом народ не стремится к самоуничтожению и предпочитает делать кровавую работу чужими руками, отдавая преступные приказы и финансируя гражданские и межнациональные войны. Не весь, конечно, народ этим занимается, а только назначившие себя на эту роль, – саваофовцы, как я их назвал в одной из своих книг. И, что самое удивительное, народы, подобно радиоуправляемым моделям, покорно исполняют их преступные приказы…
Сцена вторая: Пример животного поведения израильтян
Иудейский мыслитель: «В те дни, когда не было царя у Израиля, жил один левит на склоне горы Ефремовой. Он взял себе наложницу из Вифлеема Иудейского. Наложница его поссорилась с ним, и ушла от него в дом отца своего в Вифлеем Иудейский, и была там четыре месяца. Муж ее встал и пошел за нею, чтобы поговорить к сердцу ее и возвратить ее к себе. С ним был слуга его и пара ослов. Она ввела его в дом отца своего. Отец этой молодой женщины, увидев его, с радостью встретил его, и удержал его тесть его, отец молодой женщины. И пробыл он у него три дня; они ели и пили и ночевали там. В четвертый день встали они рано, и он встал, чтобы идти. И сказал отец молодой женщины зятю своему: подкрепи сердце твое куском хлеба, и потом пойдете. Они остались, и оба вместе ели и пили. И сказал отец молодой женщины человеку тому: останься еще на ночь, и пусть повеселится сердце твое. Человек тот встал – было, чтобы идти, но тесть его упросил его, и он опять ночевал там. На пятый день встал он поутру, чтобы идти. И сказал отец молодой женщины той: подкрепи сердце твое хлебом, и помедлите, доколе преклонится день. И ели оба они. И встал тот человек, чтоб идти, сам он, наложница его и слуга его. И сказал ему тесть его, отец молодой женщины: вот, день преклонился к вечеру, ночуйте, пожалуйте; вот, дню скоро конец, ночуй здесь, пусть повеселится сердце твое; завтра поранее встанете в путь ваш, и пойдешь в дом твой.
Но муж не согласился ночевать, встал и пошел; и пришел к Иевусу, что ныне Иерусалим; с ним пара навьюченных ослов и наложница его с ним. Когда они были близ Иевуса, день уже очень преклонился. И сказал слуга господину своему: зайдем в этот город Иевусеев, и ночуем в нем. Господин его сказал ему: нет, не пойдем в город иноплеменников, которые не из сынов Израилевых, но дойдем до Гивы. И сказал слуге своему: дойдем до одного из сих мест, и ночуем в Гиве, или в Раме. И пошли, и шли, и закатилось солнце подле Гивы Вениаминовой. И повернули они туда, чтобы пойти ночевать в Гиве. И пришел он и сел на улице в городе; но никто не приглашал их в дом для ночлега. И вот, идет один старик с работы своей с поля вечером; он родом был с горы Ефремовой, и жил в Гиве. Жители же места сего были сыны Вениаминовы. Он, подняв глаза свои, увидел прохожего на улице городской. И сказал старик: куда идещь? и откуда ты пришел? Он сказал ему: мы идем из Вифлеема Иудейского к горе Ефремовой, откуда я. Я ходил в Вифлеем Иудейский, а теперь иду к дому Господа; и никто не приглашает меня в дом. У нас есть и солома и корм для ослов наших; также хлеб и вино для меня и для рабы твоей и для сего слуги есть у рабов твоих; ни в чем нет недостатка. Старик сказал ему: будь спокоен; весь недостаток твой на мне; только не ночуй на улице. И ввел его в дом свой, и дал корму ослам его, а сами они омыли ноги свои, и ели и пили.
Тогда как они развеселили сердца свои, вот, жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери, и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его. Хозяин дома вышел к ним и сказал им: нет, братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошел в дом мой, не делайте этого безумия. Вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их, и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия. Но они не хотели слушать его. Тогда муж взял свою наложницу, и вывел к ним на улицу. Они познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари. И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того человека, у которого был господин ее, и лежала до света. Господин ее встал поутру, отворил двери дома, и вышел, чтоб идти в путь свой: и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки ее на пороге. Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было, потому что она умерла. Он положил ее на осла, встал и пошел в свое место. Пришедши в дом свой, взял нож, и, взяв наложницу свою, разреал ее по членам ее на двенадцать частей, и послал во все пределы Израилевы. Всякий, видевший это, говорил: не бывало и не видано было подобного сему от дня исшествия сынов Израилевых из земли Египетской до сего дня; обратите внимание на это, посоветуйтесь и скажите» (Кига судей, 19, 1-30).