Исследования, проведенные после выхода книги Вудвортса, показали, что никакие точки образа не могут оставаться в пределах одиночного рецепторного элемента дольше, чем несколько сотых долей секунды (Л. Риггс, И. Эрмингтон, Ф. Ратлифф и др.)[98]. Г. Барлоу однако считает это время достаточным для того, чтобы неподвижное изображение не расплывалось и на него не влияли факторы, подобные дифракции и хроматической аберрации линз[99]. С точки зрения Барлоу, микродвижения глаза есть средство смены утомленных частей сетчатки, а макродвижения – средство установки глаза на предмет. Сетчатка же делает серии моментальных снимков, передающихся один за другим в мозг, то есть работает по принципу рапидного киноаппарата. Нет нужды говорить, что подобное представление исходит из рецепторной концепции ощущений, согласно которой для возникновения ощущения достаточно, чтобы возбуждение, вызванное в рецепторе какой-либо внешней причиной, достигло мозга, где оно непосредственно преобразуется в субъективное явление, в образ.
Анализ экспериментальных данных, полученных разными авторами, использовавшими методику наложения траектории движений глаз на экспонировавшийся объект (Г. Базвелл, П. Шифферли, А.Л. Ярбус, В.П. Зинченко)[100], показывает, что помимо установочных имеются также прослеживающие (гностические) движения глаз[101]. Эти движения участвуют в оценке формы, величины, пропорций, удаленности воспринимаемых объектов, то есть участвуют в самом процессе формирования образа.
В отношении осязания мнения исследователей более едины. Работы ряда психологов показывают, что ощупывающие движения руки, осуществляющие последовательный охват объекта, обеспечивают формирование его образа (Б.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, Л.И. Котлярова, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Соколов, Л.А. Шифман)[102]. В осязании, так же как и в зрении, с достаточной определенностью можно выделить установочные и прослеживающие движения руки.
Оба эти вида движений были предметом нашего исследования. С нашей точки зрения, психологическое изучение вопроса о роли в восприятии движений руки и глаза обязательно должно предполагать возможность наложения траектории этих движений на контуры воспринимаемого объекта. Именно из этих соображений мы исходили при построении методики исследования, которая давала возможность соотнесения маршрута движений руки и глаза с воспринимаемым объектом. В обоих случаях использовалась кинорегистрация движений руки и глаза с последующим покадровым анализом ленты. Отметим, что сравнение движений руки и глаза было проведено после того, как каждым из авторов независимо друг от друга были получены основные факты. В данной статье рассматривается лишь то общее, что свойственно движениям руки и глаза. Нам кажется, что детальное сравнение осязательного и зрительного восприятия, выявление общих характеристик двигательного поведения руки и глаза поможет разобраться в основных функциях движений рецепторных аппаратов.
* * *В обеих сенсорных модальностях, в результате применения точных методов исследования, рядом авторов зарегистрированы как микро-, так и макродвижения.
На основании исследований микродвижений глаза (Б.Л. Гинсборг, Л.А. Риггс, Р.В. Дичборн)[103] и руки (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов)[104] можно предполагать, что эти движения являются необходимым условием получения зрительной и тактильной информации. Они обеспечивают нормальный физиологический режим работы соответствующего анализатора, сохраняя его чувствительность на сравнительно одинаковом оптимальном уровне в течение всего акта восприятия. Микродвижения пальцев в осязательном восприятии имеют прямое отношение к отражению фактуры воспринимаемых объектов.
Вероятно также, что роль микродвижений не ограничивается только функцией сохранения чувствительности тактильного и зрительного анализаторов на определенном уровне. Обеспечивая возникновение наиболее дробных сигналов, они участвуют и в отражении пространственных особенностей объектов: их величины и формы. Система микрои макродвижений как руки, так и глаза снимает слепок-копию объекта.
В дальнейшем изложении будут анализироваться главным образом макродвижения.
Анализ макродвижений, осуществляемых рукой (осязание) и глазом (зрение) в процессе восприятия, показывает, что имеются два типа таких движений: 1) поисковые и установочные и 2) прослеживающие (или собственно гностические).
Указанные типы движений значительно различаются по своим характеристикам.
Первые направлены на поиски объекта восприятия и «исходной позиции» рецепторных аппаратов.
Эксперименты по исследованию бимануального восприятия показывают, что осязательная ориентировка, предшествующая акту ощупывания объекта, складывается из двух фаз. Первая фаза – это фаза поисков объекта восприятия в пространстве осязательного поля. Поисковые движения рук характеризуются относительно большой скоростью. Они, как правило, непрерывны. Обе руки движутся синхронно и симметрично, то сближаясь, то удаляясь друг от друга. Пальцы рук легко скользят по поверхности предметов, находящихся в пространстве осязательного поля. Тактильная информация, получаемая на этой фазе, минимальна и отрывочна. Заканчивается фаза поисков контактом рук с тестобъектом.
На следующей фазе, которую можно обозначить как установочную, руки совершают скользящие движения по поверхности тест-объекта, нащупывая «начальную точку отсчета» – обычно крайнюю верхнюю точку. Достигнув этой точки, они останавливаются, фиксируя ее в течение некоторого времени (0,2–1,5 с). Пальцы рук (особенно указательный и средний) совершают в районе «начальной точки отсчета» массу мельчайших приноровительных движений, обеспечивающих установку рук в наиболее удобную для восприятия позицию.
Посредством этих движений субъект определяет положение предмета в осязательном поле относительно собственного тела.
Поисковые и установочные движения имеются также и в зрительном восприятии. С помощью этих движений осуществляется выделение объекта восприятия, установление последовательности предъявляемых сигналов, подготовка рецептора к их восприятию в определенном месте. Для изучения установочных движений глаза мы использовали простую систему из четырех световых сигналов, предъявлявшихся испытуемым в определенной последовательности. До того как испытуемые усвоили эту последовательность, у них наблюдались хаотические поисковые движения глаза по экрану, на котором зажигались лампочки. Затем появились движения, которые Д.Б. Годовикова (получившая аналогичные факты[105]) назвала движениями зрительного соотнесения сигналов. В процессе заучивания последовательности предъявления сигналов наблюдались характерные изменения в двигательном поведении глаз. Вначале движения глаза в сторону следующего сигнала совершались после его появления. Эти движения были названы запаздывающими. Затем движения стали опережать появление сигналов. Эти движения были названы «опережающими». Если испытуемым предлагалась задача гасить предъявляемые сигналы, у них появлялись движения в сторону очередного сигнала уже после того, как он был погашен. Эти движения были названы «контролирующими». Дальнейшее продолжение опытов приводило к тому, что у испытуемых вовсе исчезали движения глаза в сторону сигналов, хотя требуемое действие (гашение лампочек) они выполняли правильно.
Отсутствие анализа сенсорной части процесса образования, например, простых двигательных реакций, совершающихся в ответ на определенные сигналы, приводило к тому, что некоторые зарубежные авторы привлекали фактор ожидания в качестве основного условия образования подобных реакций. Более детальный анализ роли сенсорного звена в формировании подобных реакций раскрывает «природу ожидания», которое является не чем иным, как продуктом предварительного ознакомления с обстановкой, интегральной частью рефлекса[106]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Стиль мышления: проблема единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Под общ. ред. Т.Г. Щедриной. М., 2011.
2
Встречались и редкие исключения (например, работы 50-х годов Дж. Брунера, Дж. Гибсона, о которых нам стало известно спустя 10 лет после их публикаций на языке оригиналов).
3
Метафора плавильного тигля упоминается в более поздней работе Владимира Петровича, посвященной психологии творчества.
4
Этимологическая связь между этими двумя разными, по существу, понятиями позволяла поддерживать у партийных чиновников иллюзию полной преемственности между понятийными аппаратами психологии и физиологии, как это диктовалось нормами вульгарного материализма.
5
Ранее методика циклографии применялась Н.А. Бернштейном для измерения параметров движений, выполняемых спортсменами.
6
Впервые кинорегистрацию движений глаз осуществили Ч.Х. Джадд, Ч.Н. МакАллистер, У. Стил в 1905 г.
7
Гиппенрейтер Ю.Б. Опыт экспериментального исследования работы зрительной системы наблюдателя // Инженерная психология / Под ред. А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Д.Ю. Панова. М., 1964.
8
Зинченко В.П., Панов Д.Ю. Игровые системы управления и информационные модели // Система, человек и автомат. М., 1965.
9
Березкин Б.С., Зинченко В.П. Исследование информационного поиска // Проблемы инженерной психологии. Вып. 6. М., 1967.
10
Зинченко В.П., Майзель Н.И., Фаткин Л.В. Анализ деятельности оператора в режиме информационного поиска // Вопросы психологии. 1965. № 2; Зинченко В. П., Майзель Н.И., Фаткин Л.В. Количественные оценки деятельности оператора в режиме информационного поиска // Вопросы психологии. 1965. № 3.
11
Можно далее предположить, что максимально чувствительным и поэтому работоспособным окажется канал, сетчаточные координаты которого задаются конечным значением вектора саккады.
12
В 1971 г. американскими психологами были начаты хронометрические исследования мысленного вращения изображений трехмерных фигур, имеющих разную ориентацию (Shepard R. N. & Metzler J. Mental rotation of three-dimentional objects // Science. 1971. Vol. 171. P. 701–703). См. также: Беспалов Б.И. Действие (психологические механизмы визуального мышления). М., 1984.
13
Публикуется по изданию: Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия // Инженерная психология / Под ред. А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Д.Ю. Панова. М.: Прогресс, 1964.
14
Гуд Г.Х., Мак-Колл Р. Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем. М., 1962.
15
Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. М., 1959.
16
Соколов Е.Н. Вероятностная модель восприятия // Вопросы психологии». 1960. № 2.
17
Глезер В.Д., Цуккерман И.И. Информация и зрение. М.—Л., 1961.
18
Глезер В.Д. Об организации процесса опознания в зрительной системе // Тезисы докладов на II съезде Общества психологов. Вып. 3. М., 1963.
19
Bruner J.S. Les processus de préparation à la perception // Bruner J.S., Bresson F., Morf A., Piaget J. Logique et perception. Paris, 1958. P. 1—48.
20
Swets J.A., Tanner W.P., Birdsall T.G. Decision processes in perception // Psychol. Review. 1961. Vol. 68. № 5.
21
Платт Дж. Функциональная геометрия и восприятие формы мозаичными рецепторами // Теория информации в биологии. М., 1960.
22
Шеварев П.А. К вопросу о структуре восприятия // Известия АПН РСФСР. Вып. 120. М., 1962. С. 7.
23
Глезер В.Д., Цуккерман И.И. Указ. соч.
24
Hebb D.O. The organization of behavior. New York, 1949.
25
Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. М., 1959; Соколов Е.Н. Нервная модель стимула и ориентировочный рефлекс // Вопросы психологии. 1960. № 4.
26
Sperling G. Information available in brief visual presentations // Psychological Monographs. 1960. Vol. 74. № 11; Кlemmer E.T. Communication and human performance // Human factor. 1962. Vol. 4. № 2.
27
Gibson J.J. The perception of the visual world. Boston, 1950; Wallach H. Some considerations concerning the relation between perception and cognition // J. Personality. 1949. Vol. 18. P. 6—13.
28
Pratt C.С. The role of past experience in visual perception // J. Psychol. 1950. Vol. 30. First half. P. 85—107.
29
Piaget J. L’image mentale et la representation imagee chez l’enfant // Bull. Psychol. 1959. XLL/5. Vol. 157.
30
Инельдер Б. От перцептивной конфигурации к структуре логической операции // Вопросы психологии. 1960. № 5.
31
Веккер Л.М. Механизм формирования осязательных образов // Осязание в процессах познания и труда. М., 1959. С. 47–63.
32
Bruner J.S. Les processus de préparation à la perception.
33
Бернштейн Н.А. Очередные проблемы физиологии активности // Проблемы кибернетики. Вып. 6. М., 1961.
34
Vоlкelt H. Simultangestalten, Verlaufsgestalten und «Einfuhlung» // Zeitschr. für exper. und angew. Psychologie. 1959. Bd. VI. H 3.
35
Буллок Т. Возникновение нервных импульсов в рецепторных и центральных нейронах // Современные проблемы биофизики. М., 1961.
36
Хартлайн X. Рецепторные механизмы и интеграция сенсорной информации в сетчатке глаза // Современные проблемы биофизики. Т. 2. М., 1961.
37
Глезер В.Д., Цуккерман И.Я. Указ. соч.
38
Хартлайн X. Рецепторные механизмы и интеграция…
39
Békésy G. Funneling in the Nervous System and its Role in Loudness and Sensation Intensity on the Skin // The Journal of the Acoustical Society of America. 1958. Vol. 30. P. 339.
40
Gibson J.J. The perception of the visual world…
41
Бызов А.Л. Электрофизиологические исследования функций сетчатки // Биологические аспекты кибернетики. М., 1962.
42
Grey I.A. Transformation of mechanical into electrical energy in certain mechanoreceptors // Progress in biophysics and biophysical chemistry. Vol. IX. London, New York, 1959.
43
Smith K. U., Smith W.M. Perception and motion. Philadelphia – London, 1962.
44
Аршавский И.А. К характеристике развития некоторых форм рецепции в связи с анализом становления и преобразования скелетно-мышечных рефлекторных реакций в онтогенезе человека // Структура и функции анализаторов человека в онтогенезе. М., 1961.
45
Розенблит У. Обработка сенсорной информации организмом // Современные проблемы биофизики. Т. 2. М., 1961.
46
Глезер В.Д. Об организации процесса опознания…
47
Hebb D.O. The organization of behavior…
48
Платт Дж. Указ. соч. С. 363.
49
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
50
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
51
Riesen A.H. Arrested vision // Scient. Amer. 1950. Vol. 183. P. 16–19.
52
Senden M.V. Raum und Gestaltauffassung bei operierten Blindgeborenen vor und nach Operation. Leipzig, 1932.
53
Глезер В.Д., Цуккерман И.Я. Указ. соч. С. 89.
54
С психологической точки зрения контур и форма различаются тем, что контур – это граница между двумя разноосвещенными поверхностями, тогда как форма – это признак предмета, и ее восприятие невозможно до возникновения предметности как специального свойства восприятия, о котором речь будет ниже.
55
Vоlкelt H. Op. cit.; Ling B.Ch. A genetic study of sustained visual fixation and associated behaviour with human infant from birth to six months // J. Genet. Psychol. 1942. № 61; Венгер Л.А. Различение формы предметов детьми раннего возраста // Доклады АПН РСФСР. 1962. № 2; и др.
56
Веккер Л.М. Механизм формирования осязательных образов // Осязание в процессах познания и труда. М., 1959. С. 47–63.
57
Beer S.T. Towards the cybernetic factory // Symposium on Bionics. Ohio, Dayton, 1960. P. 25–81.
58
Бонгард М.М. Моделирование процесса обучения опознанию на универсальной вычислительной машине // Биологические аспекты кибернетики. М., 1962.
59
Uhr L. «Pattern recognition»: Computers as models for form perception // Psychol. Bull. 1963. 60. № 1. P. 40–73.
60
Аршавский И.А. Указ. соч.
61
Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962.
62
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
63
Мак-Каллок У., Питтс У. Логическое исчисление идей, относящихся к нервной активности // Автоматы. М., 1956. С. 362–384.
64
Allport F.H. Theories of perception and the concept of structure. New York, 1955.
65
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
66
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики…
67
Зинченко В.П., Ломов Б.Ф. О функциях движений руки и глаза в процессе восприятия // Вопросы психологии. 1960. № 6.
68
Sperling G. Information available…
69
Eriksen C.W. J. Exp. Psychol. 1952. Vol. 44. № 1; Brown J. Information, redundancy and decay of the memory trace // Mechanisation of the thought. Vol. 2. National Physical Laboratory, Symposium № 10. London: Her Majesty’s Stationery Office, 1959; Филонов Л.Б. Зависимость скорости образования реакций выбора от числа различительных признаков объектов // Вопросы психологии. 1963. № 1; и др.
70
Богуславская З.М. Выделение цвета и формы детьми-дошкольниками в зависимости от характера их деятельности // Доклады АПН РСФСР. 1958. № 1.
71
Ломов Б.Ф. Об измерительной функции анализаторов // Тезисы докладов на I съезде Общества психологов СССР. Вып. 2. М., 1959.
72
Swets J.A., Tanner W.P., Birdsall T.G. Decision processes in perception // Psychol. Review. 1961. Vol. 68. № 5; Соколов Е.Н. Статистическая характеристика наблюдателя…
73
Зинченко В.П., Тараканов В.В. Сравнительный анализ осязания и зрения. Сообщ. VI. Произвольное и непроизвольное запоминание формы в дошкольном возрасте // Доклады АПН РСФСР. 1960. № 5.
74
Вaran P., Estrin G. Are adaptive character reader // The IRE Wescon Convention Record. 1960. Vol. 4. Part 4; Selfridge O.G. Information Theory. 3-rd London Simposium, 1955. London, 1956; Соколов Е.Н. Вероятностная модель восприятия…; Swets, et al. Op. cit.
75
Соколов Е.Н. Вероятностная модель восприятия…
76
Зинченко В.П. К характеристике процесса формирования образа и опознания // Проблемы восприятия пространства и времени. Л., 1961; Шехтер М.С. Изучение механизмов симультанного узнавания. Сообщ. I, II, III) // Доклады АПН РСФСР. 1961. № 2, 5; 1963. № 1.
77
Ляпунов A.А. Об управляющих системах в живой природе // Проблемы кибернетики. Т. 10. М., 1963.
78
Ломов Б.Ф. Об измерительной функции анализаторов…
79
Парачев А.М. Об алгоритмической структуре активного осязания // Вопросы психологии. 1963. № 1.
80
Шехтер М.С. Изучение механизмов симультанного узнавания…
81
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1962.
82
Веккер Л.М., Лапе Ю.П. К проблеме построения осязательного образа // Вопросы психологии. 1961. № 5.
83
Леонтьев А.Н, Кринчик Е.П. О применении теории информации в конкретнопсихологических исследованиях // Вопросы психологии. 1961. № 5.
84
Бернштейн Н.А. Очередные проблемы физиологии активности… С. 112.
85
Sperling G. Information available…; Кlemmer E.T. Op. cit.
86
Miller G.A. Human memory and the storage of information // Proc. IRE, Information Theory. 1956. № 03 (a); Oldfield R.C. Memory mechanisms and the theory of schemata // Brit. J. Psych. 1954. Vol. 45. P. 14–23, и др.
87
Brown J. Information, redundancy and decay of the memory trace // Mechanisation of the thought. Vol. 2. National Physical Laboratory, Symposium № 10. London: Her Majesty’s Stationery Office, 1959.
88
Allan M.D. Memorizing, recoding and perceptual organization // Brit. J. Psychol. 1961. Vol. 52. № 1.
89
Публикуется по изданию: Зинченко В.П. О роли ориентировочных движений руки и глаза в формировании двигательных навыков // Доклады Академии педагогических наук РСФСР. 1957. № 1.
90
Бойко Е. И. Опыт разработки двигательной методики с учетом зрительных установочных рефлексов // Известия АПН РСФСР. 1954. Вып. 53; Гершуни Г.В. Рефлекторные реакции при воздействии внешних раздражителей на органы чувств человека и связи двигательных навыков у старших школьников / Тезисы докладов на совещании по психологии 1–6 июля 1955 г., М., 1955; Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Вопросы психологии. 1955. № 1; Орбели Л.А. Вопросы высшей нервной деятельности: Лекции и доклады 1922–1949 гг. М. – Л., 1949; Соколов Е.Н. Тезисы докладов на совещании по психологии 1–6 июля 1955 г. М., 1955.
91
Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
92
Ендовицкая Т.В. Роль слова в выполнении простых действий детьми дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64; Кислюк Г.А. Образование двигательных навыков у детей дошкольного возраста при наглядном показе и словесной инструкции: дис. … канд. психол. наук. Рукопись. 1955; Минская Г.И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. Рукопись. 1954; Неверович Я.З. Роль орентировочно-исследовательской деятельности в образовании навыков детей // Доклады на совещании по вопросам психологии. М, 1954; Рузская А.Г. Роль непосредственного опыта и слова в образовании обобщений у детей дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. Рукопись. 1954.
93
Публикуется по изданию: Зинченко В.П., Ломов Б.Ф. О функциях движений руки и глаза в процессе восприятия // Вопросы психологии. 1961. № 1.