Курс начальной подготовки каскадеров
Сценическое движение, падения, акробатические трюки
Артем Юрьевич Патрикеев
Редактор Мария Нефёдова
© Артем Юрьевич Патрикеев, 2021
ISBN 978-5-0055-6759-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
КУРС НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАСКАДЕРОВ
одобрен Гильдией каскадеров России
введение
Данный курс предназначен как для людей, которые решили себя попробовать в новой профессии, став в будущем профессиональными каскадерами, так и для профессиональных актеров, актеров массовых сцен, артистов, которые понимают, что для продвижения вперед всегда нужно учиться чему-то новому и улучшать свою квалификацию. Кроме того, этот курс будет полезен и самым обычным людям, которые хотят улучшить свою физическую подготовку, научиться правильно падать, безопасно действовать в непривычных или даже опасных условиях, да и просто тем, кто хочет познакомиться с профессией каскадера.
Нужно понимать, что прохождение данного курса еще не сделает занимающегося каскадером. Ученик только получит определенные умения и навыки, с которыми может идти дальше, поднимаясь как по ступенькам все выше к достижению поставленных целей. Если у него есть цель стать каскадером, придется еще много трудиться, чтобы ее достичь. А если он решил получить новый опыт, тогда этот опыт он сумеет применить в своей деятельности или просто в повседневной жизни.
Курс рассчитан на 110 занятий, по три занятия в неделю.
За время обучения учениками будут освоены:
сценическое движение – умение чувствовать дистанцию, наносить удары безопасно как для себя, так и для партнера (работа с предметами, оружием и без них), составлять боевые композиции, отыгрывать «попадания» ударов и т. п.;
падения – умение выполнять падения из разных исходных положений на разные поверхности как без отвлекающих факторов, так и в боевой композиции, в поставленных сценических боях и т. п.;
акробатические трюки – умение выполнять как простейшие акробатические элементы (кувырки, перекаты, стойки на руках, перевороты, сальто), так и их усложненные варианты в сочетании с боевыми сценами или другими элементами.
Курс объемный и требует твердого намерения заниматься и совершенствоваться.
Каждая тренировка будет состоять из трех основных разделов, перечисленных выше, и длится 2 часа. Минимум 20—25 минут отводится на разминку, только после нее уже можно переходить к более сложным заданиям.
Желательно, чтобы у занимающихся после тренировки было еще как минимум 20—30 минут на самостоятельные занятия, чтобы в это время ученики смогли поработать над теми умениями и навыками, которые им до конца не даются.
Разминки можно проводить однотипные, так как всегда нужно максимально размять все тело: когда вы выполняете падения и различные акробатические элементы, в процессе участвует все тело, а это значит, что нельзя точно спрогнозировать заранее, какие суставы или мышцы необходимо хорошо размять, а какие почти не будут задействованы. Разминаться и разогреваться надо как можно лучше.
Разминки для каждого занятия не расписываются. В первом будет дан примерный вариант, а дальше уже каждый тренер или инструктор сам сможет подбирать те упражнения, которые посчитает наиболее интересными, эффективными и полезными.
Но все же не стоит каждый раз повторять одни и те же разминки, лучше добавлять разнообразия, чтобы занимающиеся знакомились с новыми упражнениями или вариантами выполнения уже знакомых. Чем больше разнообразия, тем лучше, тогда и в самой разминке идет работа над развитием координации движений.
Важно знать еще один момент: сама разминка делится на две части – это общеразвивающие упражнения (ОРУ) и акробатические. Последние обязательно надо включать в разминку, так как они помогают не только лучше освоить предлагаемые элементы, но и готовят тело к различным падениям и трюкам.
Так как у занимающихся на начальном этапе может быть разная подготовка, необходимо во время первых занятий оценить уровень подготовки обучающихся (чтобы в дальнейшем усложнять или облегчать задания для каждого). Для этого не обязательно проводить какие-то специальные тесты или контрольные упражнения. Во время выполнения акробатических упражнений в разминке уже будет достаточно хорошо видно, как готов ученик и над чем ему стоит поработать.
Кроме того, перед тренировкой с каждым учеником нужно провести беседу, чтобы узнать, чем человек занимался, в чем он силен и какие у него слабые стороны, а заодно обговорить все нюансы занятий.
Для выполнения трюков используются гимнастические маты разной толщины – от 10 до 40 см и больше. Если больших матов нет, можно складывать более тонкие друг на друга, чтобы получить нужную высоту и мягкость.
Маты для тренировки
Всегда в приоритете стоит безопасность. Лучше что-то сделать попроще, лишний раз подстраховаться, может быть, даже использовать защиту, чтобы исключить получение травмы.
Помните о том, что если вы сами не являетесь каскадером и не освоили хотя бы базовый курс, преподавать остальным только по этому пособию будет очень сложно. Нужно сначала на себе все опробовать, досконально проверить, понять, как избежать травм и ошибок, и только потом уже браться обучать остальных.
В каждом занятии описан костяк основных действий. При тщательной отработке они займут все отведенное время. Однако если занимаются люди или целые группы, которые изначально очень хорошо готовы, всегда нужно добавлять что-то новое и более сложное или просто вводить дополнительные задачи – например, попрыгать с гимнастического мостика, если это не стояло в плане, выполнить отыгрыши падений, повторить падения с высоты, со стула и т. п. То есть когда мы прошли все, что было оговорено в плане, а время еще остается, мы в зависимости от оставшегося времени решаем, над чем еще можем успеть поработать, и соответственно добавляем это в занятие.
В разделе «Сценическое движение» можно повторять все нужные трюки, двигательные действия, приемы. То есть мы не просто ставим какую-нибудь драку, но и можем заранее обговаривать, какие двигательные действия или трюки надо использовать обязательно. Таким образом мыи имеем возможность во время каждого занятия повторять разные двигательные умения и нарабатывать двигательные навыки. Причем не только те, которые обозначены в задачах занятия.
И еще раз повторюсь – это базовый курс, на который могут приходить и слабо подготовленные люди. И вот им как раз надо отрабатывать все упражнения и элементы. Поэтому точно по плану можно работать только с изначально слабо подготовленными или подготовленными на среднем уровне учениками. А высокому уровню нужно постоянно добавлять усложнения. Это не так уж трудно. Мы можем выполнять одно и то же, но те, кто послабее, будут, например, прыгать с мостика кувырок и отрабатывать его, а те, кто посильнее, уже будут делать сальто (а может быть, и сальто с поворотом, сальто в падение, винты и т. п.). То есть усложнения даются в зависимости от умения каждого отдельного занимающегося. Поэтому, несмотря на то, что занятия проводятся совместно, в целом к каждому нужно подходить индивидуально.
Всего у нас 110 занятий, причем занятия под номерами 40, 70 и 109 – контрольные. На них будут проверяться умения учеников и, в зависимости от того, как они эти занятия пройдут, будет решаться возможность дальнейшего продвижения. Заключительное занятие (110) – итоговое. На нем занимающиеся покажут большую сцену, может быть, даже полноценный спектакль каскадерско-театральной направленности.
В конце методического пособия вы найдете список всех тем занятий и перечисление всех основных действий на каждом из них.
Не забываем, что всегда в зале должна быть аптечка на случай возникновения случайных травм – ушибов, потертостей, порезов и т. п.
По мере того, как будет расти подготовленность, можно некоторые занятия проводить на улице, чтобы ученики попробовали падать на землю, траву (так сказать, поработали в боевых условиях).
В качестве базовой подготовки тренировки каскадерской направленности будут очень полезны людям любого возраста, имеющим или не имеющим опыт серьезных занятиий спортом, поэтому имеет смысл привлекать к прохождению этого курса различные слои населения.
В приложении находятся «Тематическое планирование», в котором перечислены все темы занятий, и «Тематическое планирование с основными двигательными действиями», где перечисляются все основные двигательные действия, которые изучаются на каждом занятии.
Занятие 1. Организационно-методические указания
Задачи:
1. Провести инструктаж по технике безопасности, дать организационно-методические указания.
2. Выполнение кувырков и перекатов.
3. Познакомить учеников с дистанцией, нанесением боковых ударов, отыгрышем попаданий и уходов от удара.
I. Вводная часть
Занятие начинается с организационно-методических указаний. Нужно четко пояснить занимающимся, что, как бы ни была сложна и опасна работа каскадера, на первом месте всегда должна стоять безопасность. Причем как безопасность его самого, так и всех тех, кто его окружает. А это могут быть другие каскадеры, актеры, операторы, режиссеры, гримеры, другие люди. То есть на съемочной площадке всё может случиться, и нужно быть к этому готовым. Кроме того, разные непредвиденные ситуации могут случиться и во время тренировок, поэтому нужно успевать на них реагировать и действовать так, чтобы никто не получил травмы. Во время занятий нужно выполнять только то, что просит тренер. Если есть желание что-то усложнить или переделать, нужно обговорить с ним этот момент, а потом уже вместе решать, внедрять это усложнение или нет. Со всеми сомнениями следует обращаться к тренеру, так как даже если во время выполнения простого элемента присутствует страх или что-то непонятно по технике выполнения, можно получить травму. Чтобы этого избежать, лучше лишний раз обговорить нюансы, понять все основные действия и только потом приступать к выполнению. Если имеются какие-то проблемы со здоровьем (растяжения, ушибы и пр.), об этом нужно обязательно предупреждать.
После того, как все организационно-методические указания разобраны, переходим к разминке.
Разминка
Вариант разминки, который вы можете видоизменять под свои предпочтения. Кроме того, разнообразить разминки можно, используя различные предметы.
А) Обычный бег по кругу, 4—7 минут.
Б) Бег с упражнениями, каждое упражнение выполняется по 10—15 с.
1. Приставным шагом правым боком.
2. Приставным шагом левым боком.
3. Бег скрестно правым боком.
4. Бег скрестно левым боком.
5. Выпрыгивания на каждый третий-четвертый шаг, при этом как бы стараемся достать что-то наверху. Желательно делать то с одной, то с другой ноги. Соответственно, «достаем» противоположной рукой.
6. Подскоки с круговыми движениями согнутыми руками вперед.
7. Подскоки с круговыми движениями согнутыми руками назад.
8. С подниманием коленей к груди.
9. С захлестом голени.
10. Бежим, поднимая прямые ноги вперед, тело при этом слегка отклоняется назад.
11. Бег с круговым движением прямыми ногами назад – в сторону – вперед (движение получается дугой).
12. Бежим, поднимая прямые ноги назад, тело при этом слегка наклоняем вперед.
13. Сделать 2—4 ускорения на прямой 10—12 метров.
Переход на ходьбу с дыхательными упражнениями: руки вверх, потянулись – вдох, руки вниз, слегка наклонились – выдох.
Разминочные упражнения желательно усложнять и соединять, чтобы можно было разминаться более эффективно. Например, пробуем добавлять удары руками во время приставного шага, выполнять круговые движения руками, наклоны головы во время бега, держать руки в замке и делать «волны» перед грудью или любые другие движения для разминки кистей и т. д., и т. п.
Продолжаем двигаться по кругу.
1. Наклоны головы вправо-влево, вперед-назад.
2. Повороты головы направо-налево. Медленные круговые движения головой в одну и другую сторону.
2. Повороты туловища на каждый шаг (правая нога вперед – поворот туловища направо, левая нога вперед – поворот туловища налево).
3. Передвижение выпадами: слегка покачаться (2—3 счета), сделать следующий выпад. В колонне занимающиеся ориентируются на впередиидущих.
4. Ходьба в приседе («гусиным» шагом).
5. Легкие прыжки в приседе с поворотами направо-налево. Соответственно, прыгаем то лицом вперед, то правым боком, то левым.
Занимающиеся распределяются по залу так, чтобы не мешать друг другу. Выполняются общеразвивающие упражнения (ОРУ) на месте. Можно выполнять под счет, а можно просто по показу. Ориентировочное время, которое нужно отводить на каждое упражнение: 15—20 секунд.
1. Наклон головы вправо, одновременно тянем левую руку вниз. Затем наоборот.
2. Упражнения с сопротивлением. Ладони прикладываем ко лбу, давим ими на лоб, напрягаем шею, сопротивляемся.
Ладони к затылку. Давим руками, сопротивляемся головой.
Ладонь справа к голове – давим. Затем слева.
3. Широкая стойка ноги врозь. Повороты туловища направо-налево.
4. Широкая стойка ноги врозь. Наклон вперед, руки в стороны. «Мельница» – повороты туловища, поочередно касаемся каждой рукой противоположной ноги.
5. Руки сзади вдоль позвоночника упираются кулаками. Слегка надавливаем, прогибаемся.
6. Опираемся на руки и ноги, ставим голову на татами. Опираемся на голову и выполняем движение вперед-назад – разминаем шею. Можно добавить легкие перекаты на голове вправо-влево. Кто хорошо подготовлен, может начать выполнять с опорой на руки, затем делать без них.
7. Спиной к татами. Опора на голову, руки и ноги. В мостике выполняем движение на голове вперед-назад. Также можно выполнять без рук. Это упражнение еще называют «борцовский мостик».
8. Сед, ноги согнуты стопа к стопе, руки на коленях. Легкими пружинистыми надавливаниями руками растягиваем ноги. Можно выполнять упражнение без рук, работая только ногами («бабочка»).
9. Сед ноги вместе. Наклоны вперед – два-три пружинистых, один раз задержаться на 3—4 счета.
10. Сед ноги врозь. Наклоны к каждой ноге и по центру.
11. Из приседа перекаты на спину и обратно в сед.
12. Из приседа перекаты на спину с выпрямлением ног, стараемся носками достать пол за головой, затем перекат в и. п.
13. В положении стоя пружинистые наклоны вперед. Затем замереть на 4 счета.
14. Махи ногами. Можно выполнять, держась за стены, столбы или любые другие опоры или же ни на что не опираясь. Если есть опора, махи можно делать более мощными. Без опоры тренируется чувство равновесия, так что можно комбинировать варианты выполнения или в разные дни давать разные варианты.
На первых порах лучше добавлять еще перекаты в группировке на спине.
1. Просто покататься на спине в группировке.
2. Из приседа перекатиться назад и вернуться в и. п.
3. Из приседа перекатиться назад, выпрямить ноги, коснуться носками пола за головой, в это же время опереться ладонями об пол рядом с ушами. Готовимся к кувырку назад.
4. Из приседа перекат назад, колени направляем то справа от головы, то слева, голову отводим в сторону от коленей, почти касаясь коленями пола рядом с головой. Перекатиться в и. п.
Переходим к акробатическим разминочным упражнениям. В целом они даже ближе к основной части, но лучше оставить их как разминку, так как только потом мы обратимся именно к каскадерской работе.
Акробатические элементы выполняются на татами или матах. Лучше проходить по кругу: метров 8—10 вперед, затем в сторону, чтобы не мешать тем, кто идет сзади и назад. Важно напомнить обучающимся, что необходимо следить за теми, кто впереди, чтобы не ударить их. Всегда виноват тот, кто двигается сзади.
Когда занимающихся много, будет больше времени отдохнуть между выполнением подходов. Если же мало, можно давать небольшие паузы, чтобы немного уменьшить нагрузку на вестибулярный аппарат. Если круг получается небольшой, каждое задание можно выполнять по два раза.
Важно учитывать и подготовку занимающихся. Когда занимаются те, кто уже умеет делать кувырки и перекаты, им значительно проще. С остальными нужно наверстывать упущенное, потому что очень важно, чтобы все базовые умения и навыки были у каждого.
Для совсем неподготовленных занимающихся нужно или выделять отдельное время, чтобы наработать умение, или же чуть в стороне работать с ними отдельно, пока остальные будут выполнять кувырки, перекаты и т. п. в качестве разминки. Важен индивидуальный подход.
Могут возникнуть сложности, если мы одновременно начнем разучивать с учениками перекаты и кувырки. Лучше сначала освоить кувырки, а перекаты позже, так как намного проще перейти с кувырков на перекаты, а не наоборот. Если появится привычка убирать голову в сторону, от нее уже будет трудно избавиться.
Акробатические упражнения:
1. Кувырки вперед. Обязательно напоминаем, что необходимо брать группировку, иначе затем сложнее будет выполнять сальто. Да и в целом группировка помогает более четко и быстро делать сам кувырок. В дальнейшем, когда кувырок будет получаться безупречно, можно пробовать разные варианты – с группировкой и без нее. Кроме того, учимся хорошо опираться на руки, вовремя прижимать подбородок, чтобы не касаться головой пола.
2. Кувырок назад. Не забываем про группировку. Если есть проблемы с кувырком назад, его можно пробовать выполнять под небольшой уклон, чтобы облегчить выполнение (например, надо взять гимнастический мостик, положить на него мат, встать сверху и скатиться вниз). Нужно подстраховывать и помогать тем, кто не справляется.
3. Перекат через правое плечо. Важно, чтобы занимающиеся старались выполнять именно перекат, то есть не переворачивались через голову. Сегодня перекаты выполняются из приседа. Для выполнения переката мы начинаем движение вперед, как в кувырке, но отводим правую руку в сторону, голову поворачиваем влево (как бы отворачиваемся от руки) и катимся так, чтобы опора была на руке и плече (не втыкаемся плечом, а приземляемся уже на верхнюю часть лопатки и перекатываемся дальше). При разучивании можно опираться на голову, чтобы понять само движение, но затем этого нужно избегать. При идеальном выполнении переката нельзя касаться опоры головой и нельзя катиться точно по позвоночнику. Движение должно быть диагональное – от правого плеча к левой нижней части спины.
4. Перекат через левое плечо. Тот же вариант, но через левое плечо. Соответственно, теперь отворачиваемся от левой руки.
5. Длинный кувырок вперед. Стараемся сделать кувырок максимально вперед.
6. Короткий кувырок. Старается сделать кувырок максимально короче.
7. По возможности колесо через удобную сторону. Сегодня нужно проверить, у кого и что получается. Если полноценно колесо не получается, пробуем выполнять переворот боком с согнутыми ногами или просто опираясь на руки прыжком, переставляя ноги дальше по ходу движения.
7. Прыжок в длину, после приземления сразу выполнить кувырок вперед. Кто хорошо справляется с кувырками, старается сделать максимально быстро кувырок после приземления, остальные – по возможности.
8. Прыжок в длину спиной вперед, после приземления перейти в кувырок назад.
На этом разминка заканчивается. Переходим к основной части. Пока мы максимально разогреты, начнем с падений.
II. Основная часть
Падения
Первые два занятия лучше посвятить падениям с помощью перекатов, чтобы сначала отработать более привычные элементы, а потом уже переходим именно к базовым каскадерским падениям. Поэтому вначале падения можно отнести и к акробатической части. Однако я считаю, что лучше бы их выделить, чтобы отношение к ним было именно как к падениям, а не как к очередным перекатам.
Желательно, чтобы каждый выполнил не менее четырех попыток по каждому варианту. В зависимости от подготовки можно выполнять на матах или на татами.
1. Разбежаться, подпрыгнуть, приземлиться на ноги и уйти в перекат через удобное плечо.
2. Разбежаться, подпрыгнуть, в воздухе повернуться на 90°, приземлиться на ноги и уйти в перекат назад. Желательно пару раз повернуться в одну сторону, пару раз в другую.
3. Выполняется толчок в спину (толкаем на уровне плеч). Тот, кого толкнули, заваливается вперед по инерции и выполняет перекат. Важно, что это должен быть именно толчок, а не удар. Упражнение можно проводить в парах или в любых других вариациях, в зависимости от количества занимающихся и свободного места.
4. Выполняется толчок в плечи спереди, занимающийся выполняет перекат назад. В этом случае нужно успеть слегка присесть, а потом уже перейти в перекат. На первых попытках лучше использовать маты.
5. Выполняется толчок в правый бок. Нужно уйти в перекат вправо, затем в левый бок.
Переходим к акробатической части.
Акробатика
Если в зале нет гимнастического мостика, можно тренироваться и без него, просто вылет у занимающихся будет поменьше.
Задания выполняются с помощью гимнастического мостика на мат в 40 см. Каждое задание выполняется минимум 2 раза (лучше 4), а далее – в зависимости от качества выполнения.
Сегодня отрабатываем наскок только на две ноги. Сначала нужно убедиться, что все его умеют делать.
1. Наскок на мостик и вылет вверх с работой рук. Для этого нужно сделать небольшой разбег, оттолкнуться перед мостиком, напрыгнуть на него ближе к концу, но не на самый конец, на две ноги и оттолкнуться уже от мостика просто вверх, чтобы приземлиться на мат на две ноги. Руки при этом должны работать так: перед заключительным шагом две руки уходят в замах назад, в полете поднимаются вверх (за счет такого движения мы помогаем себе вылететь повыше). Выталкиваемся вверх, оставляя руки вверху. На мат приземляемся не на прямые ноги, а амортизируя приход.
2. Сделать наскок на мостик, вылететь вверх, приземлиться и тут же уйти в перекат через удобное плечо. Желательно сразу настраивать занимающихся на то, что каждое действие должно быть как-то обыграно. То есть мы не просто прыгаем, приземляемся и катимся, а отыгрываем, что нас, например, подбросило взрывом, подняло ветром, очень сильно кто-то бросил и т. п. То есть нужно понимать, что произошло и почему мы так полетели. В этом случае мы уже должны не просто приземляться, делать паузу, а потом уже уходить в перекат, а именно отработать то, что нас автоматически понесло вперед и закрутило. После переката нужно тут же встать на ноги и быть готовым к следующему действию – например, бежать от опасности (бегом вернуться в конец строя), увернуться от чего-то и т. п.
3. Наскок на мостик, в воздухе повернуться на 90°, приземлиться боком и уйти в перекат. Пробуем поворачиваться в правую и левую сторону.
Переходим к сценическому движению. Для этого занимающиеся разбиваются на пары. Желательно, чтобы напарники были примерно равны по росту. На первых занятиях лучше ставить девушек с девушками, а юношей с юношами, чтобы не было страха ударить друг друга.
Сценическое движение
Важно сразу познакомить занимающихся с тем, что же такое дистанция при ударах, которые применяются в боевых постановках каскадеров.
В данном случае дистанция – это расстояние между напарниками либо между «противником» и вашей рукой, ногой или любой другой частью тела, которая наносит удар.
Нужно дать понять ученикам, что не нужно проносить руку в паре сантиметров от лица партнера. Дистанция должна быть комфортной и для того, кто бьет, и для того, кто будет «получать» удар. В данном случае мы говорим об ударах, которые идут не в касание, а которые снимаются с такого ракурса, чтобы быть перекрытыми. Например, если я буду бить боковой справа, то камера, как вариант, может находиться где-то за тем, кого я бью, и чуть сбоку. То есть она не должна «увидеть» тот просвет, который сохраняется между моей пролетающей рукой и лицом партнера.
Это очень важный момент. Если приходят ребята, которые имеют боевые навыки, хорошо натренированы, им не всегда удобно перестроиться на то, что удар не должен достигать цели.