Размышления о роли религии в прошлом и настоящем.
Самое время поразмыслить, пофилософствовать. О революции, о целях, задачах и отношении к религии. Сейчас – время пересмотра взглядов на всю нашу историю. И, как всегда, из одной крайности в другую, без осмысления причинно-следственной логики прошедших событий. Ведь цель революции была избавить от гнёта бедноту и построить лучшую жизнь. И во имя этого многие не жалели своей жизни. Но к достижению этой цели шли через такие жертвы, что страшно и стыдно теперь вспоминать. Пожалуй, самой большой ошибкой Ленина и большевиков было противопоставление религии и социализма и, как следствие, гонение на священников, разрушение храмов, попытки вырвать с корнем душу у миллионов людей, которым они хотели принести счастье новой жизни. Прежде, чем думать о таких широких задачах, как преобразование существующего строя, необходимо было проанализировать не только материальную, но и духовную стороны жизни народа.
Я росла и воспитывалась, можно сказать, в атеистической атмосфере. В школе мы следовали учению Ленина «Религия – опиум для народа», и мы этому верили. В церковь я стала ходить по случайному совпадению. В Алмате после перестройки создавались церкви миссионерами-пресвитерианцами из южной Кореи и США. Их офис был в нашем дворе. Однажды моя мама плохо себя почувствовала, задыхалась и пошла к ним в офис. Её очень внимательно встретили, дали лекарство, провели домой. Пока там был офис, почти каждый день Аграфена Семёновна и Татьяна Петровна навещали мою маму. Кореяночка Аграфена Семёновна, очень добрая женщина, была переводчицей. Она пыталась всем помогать, делала маме массаж, иглоукалывание, и моя бабуля ожила. Я стала ходить на занятия по изучению библии, а потом на воскресные службы во вновь построенную церковь. Пастор тогда был Сон Ин Бом -удивительно интересный и деликатный человек. Так душевно, просто и искренне он общался с людьми, вникал в их проблемы и радости, что стал неотъемлемой частью нашей жизни. Когда он обращался к тебе, вне зависимости от того, верующий ты или нет, ты ощущал воплощение главной заповеди: «Бог – это любовь». Все его очень любили. За мою бытность сменилось много пасторов, но этого все вспоминали с особым чувством. У него был необычайно красивого тембра баритон. Я до сих пор помню гимн:
«Когда весной природа расцветает
И слышу в дальней роще соловья
И аромат долины грудь вдыхает
И слух ласкает звонкий шум ручья
Тогда поёт мой дух Господь тебе, как ты Велик, как ты Велик!»
Я часто пела этот гимн, когда шла по набережной Весновки и любовалась великолепной панорамой гор, действительно ощущая связь с Божественной силой.
Сон Ин Бом вёл и вторую службу на английском языке. С этого времени стала посещать церковь моя дочь Ирина. Вначале, чисто с практической точки зрения, улучшая свой английский, и это была основная возможность знакомиться с англичанами и американцами и приглашать их к своим студентам. Она – человек, который не любит догм и не может просто слепо верить чему-то. Но постепенно, помимо интересных знакомств, церковь стала для нее одним из источников мудрых мыслей, которые могут преобразовать твою жизнь.
Я много лет посещаю церковь теперь уже с Ириной, но мы не стали фанатами. Однако, это очень много дало нам для размышления о великой пользе религии для нравственного воспитания и понимания развития жизни на земле. Раньше я бы не задумалась, откуда такое разнообразие и потрясающая красота окружающего мира. А теперь я всё чаще вижу за всем этим божественный дух творца. Мы можем делать человекоподобных роботов, но создать что-либо подобное божьему творению не получается. В чём заключается дух жизни и такое многообразие? Это загадка, которая, может быть, когда-нибудь откроется…
Я не только библию прочитала на несколько раз, но и с большим интересом читаю другую духовную литературу. Особенно мне близка «Агни Йога» Е И. Рерих. В этой мудрой книге прямо написано: «Придёт время, и религия сольётся с наукой. Только наука должна отказаться от отрицания, а религия от определённых догм. Действительно, уже сейчас появляются открытия, которые ещё несколько лет тому казались просто невероятными. Исследования японского учёного о памяти воды. Это же научное подтверждение религиозной практики освящения колодцев и других водоёмов, которое проводилось на Украине, да и во многих других регионах мира. Тайны будут открываться постепенно…
Сейчас мы с Ириной ходим в Англиканскую церковь St. Barbara’s, с великим удовольствием поём в церковном хоре. Она чем–то напоминает по своей деятельности пресвитерианскую в Алматы, даже многие гимны те же. Она близка к человеку. Как пастор, так и викарий очень просты в обращении, они ведут себя как рядовые служители Бога, проповедуя главное: Бог – есть любовь. Каждый раз на богослужении звучат слова Иисуса Христа «Мир Вам». С этими словами прихожане пожимают друг другу руки, и совершенно необыкновенное ощущение всеобщей энергии добра объединяет всех.
Если в Старом Завете Библии описывается множество событий, когда даже маленькая вражда, распространяясь как цепная реакция, вела к истреблению целого народа, то в Новом Завете описывается, как Иисус Христос хотел изменить вектор цепной реакции и повернуть её к добру через взаимное прощение, взаимопонимание и наличие доброй воли. Как много здесь актуального во все времена и в наши дни. В истории религии есть много примеров, когда вражда между разными видами вероисповедования приводила к затяжным войнам или как в наши дни Президент США Д. Буш благословлял именем Бога американскую армию на войну с Ираком. Но всегда есть возможность использовать религию в благородных целях, проповедуя добро, любовь и сочувствие к другим людям. Именно такие проповеди я слушала и в пресвитерианской церкви Квинс в Алмате, и в церкви St. Barbara’s в Ковентри с акцентом на то, что слова нужно подтверждать делами, ибо без связи между словами и действиями вера мертва. На каждой службе обращаются к Божьей помощи к страдающим от голода, от военных конфликтов… Периодически собираем пожертвования голодающим в Африке и на другие цели. Очень важно, что на этом воспитывается молодёжь, дети. Я вспоминаю, как в Алмате пастор, следуя примеру Иисуса Христа, омывал ноги детям. Для всех пожилых церковь была ещё и поликлиникой. Периодически из Америки прилетали врачи и привозили различные лекарства. У меня было очень высокое давление, и только лотрел мне помогал. Много добрых дел было у миссионеров. Они возили прихожан на экскурсии, построили дом для бомжей, одели, обули их как джентльменов. Особо большое внимание уделялось молодёжи.
Если бы сейчас кто-нибудь запретил нам посещать церковь или, не дай Бог, стали громить храм и издеваться над священнослужителями? Даже не высказать, какой бы гнев нас обуял. Я бы точно не выдержала. А тогда! Что чувствовали люди, веками исповедовавшие христианскую веру? Вдруг налетели их защитники, избавители от гнёта и стали громить храмы, убивать священников! Можно себе представить, сколько людей готовы были на всё, чтобы защитить свою святыню.
Самое обидное, что противопоставление религии и коммунизма не имеет смысла. Многие идеи Иисуса Христа созвучны идеям коммунизма. Иисус говорил, что надо дать людям невод, большевицкий лозунг: фабрики, заводы – рабочим, земля – крестьянам. Иисус призывал не держаться только за своё добро, а думать о ближнем. Если бы так было, то и революции не надо. Только спустя много лет Михаил Горбачёв в беседе с королевой Англии заявил: «Первым коммунистом был Иисус Христос». Если бы эта мысль пришла в голову Ленину, весь ход революционных завоеваний и период построения социализма были бы совершенно другими.
Что было, то было, теперь не вернёшь. Зачем об этом писать? Во-первых, чтобы не повторять ошибок. Во-вторых, тема следования учению Иисуса Христа неисчерпаема. Каждый раз, когда я слышу о сложностях урегулирования ситуации в Ираке, Афганистане, Палестине, Израиле и других горячих точках, я думаю о том, что сейчас лидеры многих стран верующие, но позитивные мысли, сила влияния на умы, возможности объединения людей, заложенные в религии, в построении мирного процесса пока используются недостаточно. В 2007 году идея о том, что религия может и должна играть большую роль в разрешении мировых конфликтов, настолько захватила меня, что я решила написать письмо в Центр Мировых Религий и Президенту Казахстана Назарбаеву. Основная идея письма такова: «Если внимательно посмотреть на разные религии, мы увидим, что между ними намного больше общего, чем различий. Все они учат нас не концентрироваться только на материальных ценностях, а стремиться к самоусовершенствованию и духовному росту, быть благодарными и прощающими, не быть равнодушными к тем, кому нужна помощь, беречь Землю и все живое как Божественное творение и заботиться о нашей окружающей среде. Если религиозные лидеры сконцентрируют свои усилия на содействии в мирном урегулировании конфликтов, развитии межрелигиозной терпимости и взаимного понимания, религия может быть мощным орудием объединения и примирения людей, чтобы оружие стало самой крайней и последней мерой в разрешении конфликтов, а не основной. Именно у религиозных деятелей большие возможности проповедовать мир, объединять всех и примирять на основании общечеловеческих ценностей и духовно возвышающих идей, заложенных во всех религиях».
Эти мысли каким-то неведомым мне образом вошли в мою голову. Я буквально потеряла покой. Я не знаю, как это объяснить. Может это странность, а может действительно воля Божья. Я не могла спокойно спать. Долго ждала какого-нибудь ответа, но, как часто в жизни бывает, ответ пришёл, когда я уже перестала ждать. 23 июня 2010 года наш сосед Майкл принёс газету “The Daily Telegraph” от 22 июня 2010 г. полностью посвященную Казахстану. На первой странице этой газеты обращение лидеров различных конфессий к жителям планеты. Я аж подпрыгнула от радости. «Как это созвучно моим мыслям!» Хочу привести цитату Айдара Абуова, директора дворца Мира и Согласия, которая лучше всего выражает общую идею: «Первое и второе тысячелетия совместной истории были эрами возведения великих храмов и мечетей по всему миру. Но в третьем тысячелетии, которое только началось, нашей задачей должно стать возведение храмов взаимного понимания и диалога между великими религиями мира». В наше неспокойное время важно осознать слова Николая Рериха: «Победа добром будет самой блестящей и поразительной победой. Змеиным жалом можно убить, но не победить. Ведь победить будет значить и убедить». Я уверена, придёт время активных действий и осознания общей для всех задачи сохранения мира на Земле.
Наступил момент, когда всё больше и больше людей ищут просветления, духовности и любви. Любви к людям, к окружающей природе. Чем больше людей будут вовлечены в этот процесс, тем надёжней будет мир и прекрасней наша планета. Сегодня 30 апреля 2009тг я прочитала Ли Керролл «Крайон. Последние времена». Для меня это словно откровение: как важно в наше время служить для преобразования нашей планеты. Такая потребность у меня давно. Я очень надеюсь, что широкое распространение учения о возможности использовать собственную силу мысли для преобразования планеты, найдёт много желающих участвовать в этом процессе. И мир навсегда восторжествует на планете. Я очень благодарна своим невидимым наставникам, которые настраивают все фибры моей души на большую всеобъемлющую любовь и желание сделать всё, что только возможно. Именно этому посвящается эта книга. Я прошу Божьего благословения и помощи.
Моя мать – украинка, отец – русский
«Моя Україна, червона калина…»
В селі Лип’янка на Кіровоградщині в сем’ї Соколовських було 11 дітей. После войны я с мамой была в этой хатке и, вспоминая, удивляюсь, как можно жить в таких условиях. Описать могу только на украинском языке: маленька хатинка пiд соломою, двi кiмнатки, через сiнцi – коридор – два вiконця маленьких, пiч з лижанкою, земляний пiл т. наз. долiвка. Хатка стояла на прiгорке. Коли спустишся вниз и через огород до ставка, там було багато коноплi. В осені її зрезали, вимачували в ставку, готували пряжу и довгими, зимовіми вечорами пряли, ткали та, мов фабрика, самі робили різне полотно, щоб одягатись, рядна, щоб застелити долівку, лежанку та на інші потреби. В однiй кiмнатi на пiчi спали батько з матір’ю, на лежанцi малi дiти, на долiвцi на соломi старшi дiти, а взимку пiсля окоту в тiй же кiмнатi були ще й маленькi вiвцi та теля… А в другiй кiмнатi – старенькi дiдусь з бабусею та старший син з невiсткою. Представили?
19 травня 1911 года Параска, як завжди, встала рано досвiду, помолилася до святого Миколая та Богородицi. Вийшла на вулицу – щось незвичайно ломить поясницу… «Мабудь ще хтось проситься на свiт божий. Боже милостiвий, дай менi сили з усiм цим справитись!» Вона зайшла в кiмнату, окинула поглядом навколо – четверо дiвчат, сплять покотом на соломi, долiвка рядном застеляна, дiти рядном укритi. Молодшi – Нилька та Мотря – на лежанцi. Через сiнцi в другiй кiмнати – троє хлопцiв, там же свекор з свекрухою. «Боже, як це всiх богато! Всiх треба накормити, всiх одiти та взути. В сiнях стоять чуні (лапти), сплетянi з кори липи – двое чобiт для Василя та Сергiя. Вже парубки, нiчого не зробиш. Молодший Кирило теж просить чобiт. Тай дiвчаткам треба хоть на свято новi черевички. Ох-Ох-Ох, бiдна моя голiвонька».
З печi крихтячи, злазе Матвiй. Параска буркнула на нього:
– Iди, вже скотина їсти просить!
Встають одна за одною дiвчата Вустя, Софiя, Харитина та Настя. Треба швиденько рядна сховати, допомогти снiданок зготувати, корову подоїти. Все завертiлось, закружилось. Вулий проснувся. О сьомiй годинi усi садяться за великий стiл снiдати. По зову души или с молоком матери усвоили твердое правило: все поворачиваются к образам и шёпотом читают «Отче наш». На столе – 3 больших мыски, деревянные ложки и кто быстрей успеет. Закончили – каждый встаёт, перекрестился, поблагодарил Бога и кто куда. Матвей, мой дедушка –муж Параски – потомственный батрак. Может, это и не звучит, потомственный дворянин – куда благозвучнее. Но из песни слов не выбросишь. Вiн служив у пана Паплавського. У нього також служили и старшi Василь та Сергiй, та й дiвчата Вустя та Софiя пiшли в наймички. Кирило корову та вiвцi пасе, Нилька, якiй вже 5 рокiв, гусей до ставу ганя, а Мотря з Настею дома пораються. Параска взяла росаду капусти, вiдра та спустилась до ставка капусту садить, бо вже час настав. Посадила рiвненькими рядочками росаду, набрала у ставку вiдро води, пiдняла – щось тяне тужитись. Не вспiла спохватитись, що це таке – випала дiвчинка.
– Ой досада. Знову дiвча.
Пiдняла подiл, положила дiвча, так и прийшла до хати.
– Мотря, бiжи до Степаниди, бабки повитухи. Та швиденько!
Если детям рассказывают сказки, что их нашли в капусте, это не всегда неправда. Моя мама действительно родилась в капусте. Дали ей имя Ирина. Мотря выняньчила Ирину. Виросла велика шкода, якесь бiсеня. То впад на землю та кричить, як рiзана, то горщика розiб’є. Рано узнала плётку. Но это только воспитывало упрямство и боевой характер. Эта черта осталась на всю жизнь. Уже в пожилом возрасте в Алмате она случайно встретила своего земляка, Сылу Володымира, они вспоминали, как дрались, и как он ей разбил голову. Одна мать воспитывала, одним молоком кормила, а все дети разные. Тихая, всегда послушная Мотря, последняя Тыклушка, родилась через два года после Ирины, была как ангел хороша, и все её любили. А Ирина та Сергей наполнены духом бунтарства.
Семья была очень религиозна, строго соблюдала посты. Раз перед Пасхой Сергей и Ирина умудрились проколоть иголкой яйца и через соломинку выпить. Стали на Пасху яйца варить, а они пустые. Даже не спрашивали, кто это сделал, и так понятно. Ирина получила столько плёток, что запомнила на всю жизнь.
Но не все же яйца выпила, что-то и осталось. Уцелевшие яйца красиво раскрашивали и обменивались с друзьями и соседями, приговаривая: «Нехай ваше життя буде таке ж гладке, як ця крашанка». На Пасху одевали всё лучшее, что у них было, и босиком шли на другую сторону села через мост в церковь. Перед входом в церковь одевали черевички и тихо стояли пока служба шла, с нетерпением ожидая, когда начнут святить куличи.
Коли в сем’ї семеро дівчат, це великий клопіт куди їх збавити. Сидя с прялкой, вязкой или вышивкой, мама любила рассказывать, как их учили рукоделию с раннего детства. Уже с 10 лет каждая готовила себе приданое: вышивала рушники – полотенца, – кофты, скатерки. 6 октября религиозный праздник пророка Иоана Предтече знаменовал начало сезона рукоделия. С этого дня в сельских хатах появляется прялка, гребни, веретена и т.д. Зимой собирались у кого-либо на вечёрниці та досвітки вышивали и пели украинские песни. С детства ей прочно врезалась в память технология изготовления льняного та конопляного полотна – процесс, который начинался осенью и заканчивался весной, когда выносили полотно к озеру, к речкам и отбеливали на солнце.
Украинские обряды всегда были для меня интересны. Много расспрашивала и у мамы, и у тёти Моти, и, если что попадётся в литературе, обязательно выпишу. Мне просто было интересно, как тогда люди развлекались без телевизора, без радио. Многие и читать не умели. Как проводили свой досуг? Ведь если с утра до вечера только тяжёлая работа, а потом спать – с ума сойти можно. Даже в современном мире многие страдают от одиночества. Я сама определённые периоды своей жизни очень тяготилась чувством одиночества и пустоты. Оказывается, тогда общий досуг был построен очень интересно. Как поют украинцы известно во всём мире. Старинные песни на простые, незамысловатые слова с юмором или глубокой грустью очень мелодичны, всегда поются громко – как запоют, то аж стены дрожать. С песней и на работу идут, и с работы возвращаются. А церковный календарь – это настоящий кладезь народной мудрости, объединяющий служение человека Богу, природе и своей душе. Сколько поистине сказочного, трепетного в традициях проведения этих праздников. В Англии главный праздник года, объединяющий всех, – это Рождество Христово, а на Украине их было великое множество. Приведу только некоторые.
Троица – важный религиозный праздник, но многие обычаи, связанные с ним, возносят красоту весеннего буйства природы. Неделя перед Троицей называлась зелёной. В четверг усi вставали опiвночи, мати мила усiм голови. Завжди запарювали різні трави: любисток, м’яту, замість мила використовували дерев’яний попіл (золу) – цидили його через сито и получали щелочную воду, якою добре мити голову. Коси у всіх були роскішні, довгі та густі. Це була велика морока для Параски. Але вона завжди старалась слідкувати, щоб її дівчата були гарні. Старшi: Вустя, Софiя, Харитина, Мотря та Настя одягали те, що у них було найкраще, та йшли до лiсу, де збиралась уся молодь.