А. В. Трещалина
Наследие Гипербореи
© А.В. Трещалина, текст, илл. 2022
© Издательство «БОС» (дизайн, редактирование, печать), 2022
Закономерности связи науки и культуры древних народов с «матрицей бытия»
Эта работа профессора А.В. Трещалиной является логическим продолжением исследований, изложенных в ее книге «Мегалиты и лабиринты Карелии и Беломорья».
Допуская гибель Гипербореи много тысяч лет назад и движение высокоразвитых цивилизаций из северных регионов в южных направлениях, она в своей новой книге «Наследие Гипербореи» проводит анализ различных вариантов технического, промышленного и культурного взаимодействия, сопоставления базовых ценностей бытия народов, основанных на идее жизнесохранения как необходимого условия развития и обновления.
Особенность сугубо гипотетических конструкций, к которым, безусловно, принадлежит миф о Гиперборее – легендарной северной стране и месте обитания гипербореев, о которых писал древнеримский ученый Плиний Старший, – как и любая иная мифологическая конструкция, хороша тем, что представление о Вселенной выходит за пределы имеющихся в резерве сегодняшнего ученого методов оценки прошлого человечества и Земли.
И исследование природы мифа – такая же научная норма в ее сугубо гуманитарной подоплеке, и, конечно же, она отличается от фактографической структуры истории, этнографии, археологии, связанной с историей философией в их интеллектуальной подоплеке, объектом которой являются достоверные функциональные факты с признаками участия человека в их создании.
В мифологии иные, часто не лежащие на поверхности знания и неочевидные законы мышления, фактурами которого призваны заниматься, скорее, лингвистика, языкознание, филология, а в общем виде – это удел семиотического пространства, к сожалению, еще не разработанного в подходах и оценках «всеобщей» функциональности языка и мышления. И мы не можем отвергать мифологию как знание только потому, что кто-то считает миф о Гиперборее оккультным. Олимпийский Пантеон также оккультен и принимается современной наукой не по факту сказочности идеи, а ввиду реальности его воплощения в античной культуре. Нелишне напомнить и о связи Олимпа и Гипербореи, которая на ранних порах связывались у греков первоначально с культом Аполлона, а сама Гиперборея была родиной богини Лето, дочери титана Кея и Фебы, или началом исчисления времени (истории). И то, что Зевс овладел ею, обратившись перепелом, и Лета, спасаясь от ревности Геры, обратилась волчицей и, проделав 12-дневный путь (интересная символическая деталь путешествия) от Гипербореи до Делос, разрешилась там божественными близнецами – Артемидой и Аполлоном. Повитухой была Илифия, специально посланная для этого из Гипербореи. Аполлон – это тема любви, и очевидно, что его рождение – это не только мифологическая, но и функциональная особенность отношений, подобно тому, как это стало необходимым для нас две тысячи лет назад, что учредилось как норма отношений людей в христианстве.
Можно поэтому говорить о том, что логика культуры как научного объекта всех народов обусловлена специфическими представлениями их в единстве религиозных (этнорелигиозных), природопроизводственных, временных и, безусловно, географических, т. е. социоорганизационных факторов, призванных уточнить вопрос комплексного содержания жизнедеятельности в актуальных понятиях, объясняющих саму специфику бытия общественных формаций.
Этнорелигиозное содержание культуры обусловлено распадом рас на народы и этносы – носителей сакрального опыта и мифопоэтики истории, формировавшейся в различных географических средах. Считается, что формы сакрализации свидетельствуют об изменениях от анимистических воззрений к языческим, далее конфессиональным, и возникновении с какого-то времени того, что можно именовать религиозным паллиативом. Но сегодня укрепляется идея того, что все разнообразие сакральных представлений, дошедших до нас в разнообразии национальных мифопоэтических историй (моделей), связано и производно от общей базовой категории Единосущего, данного в Откровении в источниках Библии.
Поэтому специфика представлений о Вселенной отвечает этапному выражению сакральных истин как специфической форме, восстанавливающей постепенно единый онтологический источник. Это и есть одна из центральных опор образных представлений, в соответствии с которыми формируются наука и культура и средствами которых человечество пытается восстановить собственную исходную, природную целостность.
Природопроизводственный фактор, являющийся базовым для эффективного функционирования любой общественно-экономической формации, выявляется не сам по себе в эволюции технологического знания. Этот фактор устанавливает более сложный тип производственно-календарной обрядности, а с появлением промышленного и индустриального производства радикально меняет акценты в содержании деятельности людей. Сакральный процесс труда трансформируется в духовно значимый процесс труда и этику взаимоотношений участников производственного процесса достаточно поздно – в Новое время, но из этого не следует, что нужно забыть более ранние представления людей о должном сакрально-религиозном.
Иллюстрацией временных и географических взаимоотношений в подобной модели является ближайшее к нам время, тесно связанное с природопроизводственными циклами и укладом жизни автохтонов мира. С научно-технической позиции эволюция жизни проходила в два этапа.
Первый этап – эпоха раннего железа – именуют древним. Это благотворный период развития под воздействием миграции народов, когда в различных регионах Евразии формируются новые изделия и технологии. Например, на Урале, с периода раннего железа, примерно с VIII в. до н. э., появляется фигуративная бронза, отличающаяся от скифской центральным объектом – «семейным человеком». Именно бронза становится центральным выразителем духовных основ, прежде всего Великого переселения народов, перекроившего этническую карту нашего континента.
Второй этап связан с оформлением новой этнической картины в Европе, и он продолжается фактически до XV в. Условно этот период именуют Средневековьем, хотя само понятие «Средний век» догматически характеризует отношения, которые продлятся до скончания времен, т. е. до восстановления в человеке его первичного начала. Но для «реальной» европейской истории стали важными логические установки «если… то» и приоритетные условия жизни в их относительной технологической однородности и преемственности ресурсно-производственных характеристик. В общем же виде важны территории, где разные народы с эпохи неолита занимали обозначенные зоны.
Социально-организационная система – это фактор, обусловленный по отношению к нашей истории демографическими характеристиками и свидетельствующий об усложнении принципов организации от присущих древнему обществу, с основой в виде родоплеменных структур, к протогосударственным образованиям в виде союзов племен и княжеств. Уже государственное объединение возможно только на основе новых технологий, которые находятся в прямой зависимости от идей общественной жизни. На ранних стадиях символами общественных связей выступали родовые боги, боги природы, профессий и подобные им, и их образы имели знаково-символическую сакральную объектность. Древние цивилизации, затем античность и, наконец, монотеистический и монический мир дали блестящую интерпретацию духовных смыслов в идее антропологического тождества человека и Вселенной.
То есть вполне себе научная основа, раскрывающая социо-организационный фактор общества, находит объяснение в степени интенсивности жизни и демографических причинах. Племя, род, семья в составе общины, само объединение людей в догосударственных, раннегосударственных (княжества, земли) и государственных системах определяют особенности моделей жизни в соответствии с технологическим способом освоения природного пространства.
Таким образом, совокупность перечисленных факторов, образующих своеобразную «матрицу бытия», взаимообусловлена во внутренней структуре и связана с мировоззрением в его семиотической и чувственной сути. Если интеллектуальный опыт мы можем оценить только с появлением письменности, то опыт в его способности целостного охвата смыслов был всегда. Он являл себя в функциональном построении систем жизнеобеспечения, хотя и не был выделен как особая (гностическая) форма мышления. При этом каждый предыдущий канон эпохи, в том числе мифологический и мифопоэтический, не утрачивает своего значения, не отвергается, а сохраняет свое место в системе новых канонических конструкций.
Достижения древнейших обществ и сегодня волнуют тайной их происхождения. Отношение к прошлому как к особому источнику науки и культуры ярко выражено на страницах новой книги Анны Владимировны Трещалиной «Наследие Гипербореи», и, что принципиально важно, автор активно призывает продолжить комплексное изучение закономерностей развития человечества, более внимательно, на государственном уровне, оценить ресурсы археологической и семантической систематизации как научно-технического потенциала дальнейших исследований.
Кошаев Владимир Борисович,
доктор искусствоведения,
профессор факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова,
лауреат премии Правительства РФ в области культуры,
заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики,
член Союза художников России
Уважаемые читатели этой книги!
Все чаще и чаще в Интернете, на экранах телевизоров, в книгах и статьях стали появляться различные версии объяснения эпохальных событий, произошедших многие сотни лет назад. Попытки сопоставления и анализа мифов и легенд разных народов мира, инженерная оценка технологий возведения грандиозных монументов и мегалитов Мексики и Египта, Южной Америки и Европы, невольно вызывают вопрос: а где те инструменты, оборудование, машины которыми пользовались прежние цивилизации? Какие же события произошли на планете Земля, в результате которых для нынешнего поколения были потеряны уникальные древние знания и умения?
Если в своей книге «Мегалиты и лабиринты Карелии и Беломорья» автор, Анна Владимировна Трещалина, акцентировала внимание на исторических и культурных аспектах существования великанов на Севере, то в ее новой книге «Наследие Гипербореи» речь идет о том, что произошло с гиперборейцами потом, когда в некогда цветущем, теплом крае задули холодные Бореи и зеленые равнины покрылись снегом.
Из «Каменной книги», найденной Николаем Степановичем Гумилевым, следует, что оставшихся в живых виков бог Фэб увел на юг. Было бы странно, если бы потомки гиперборейцев (правда, некоторые исследователи считают виков наследниками жителей погибшей Атлантиды), познавшие тайну «философского камня» и устройство мироздания, двигались пешком с рюкзаками на спине или преодолевали горы, леса и болота верхом на буйволах.
Анна Владимировна предположила, что самый удобный вариант смены места жительства – авиационное сообщение. Допуская существование в те времена виман или подобных им воздушных кораблей, она разработала возможные траектории полетов. И что интересно: в результате над Евразией, по выражению автора, появился «купол», более напоминающий зонт над головой, образованный маршрутными линиями, соединяющими северные, южные, западные и восточные регионы. Причем в точках пересечения таких линий когда-то находились базы или «аэродромы» древних, технологически высокоразвитых, цивилизаций.
Надо сказать, изложенные суждения – не голословные фантазии. А.В. Трещалина обосновывает свою точку зрения с позиций исторического наследия и наличия ресурсов для развития экономики и промышленности на новых для выходцев с Севера территориях. Что характерно: «Мегалиты и лабиринты Карелии и Беломорья» заканчивались своеобразным «гиперборейским» треугольником, с вершинами на архипелаге Земля Франца-Иосифа, Кольском полуострове и плато Путорана, а в этой книге ключевая роль отводится именно плато Путорана – самому крупному, труднодоступному и богатому природными ресурсами горному массиву Русского Заполярья.
Конечно же, в сложившейся ситуации борьбы за существование неизбежны военные действия. Теплые, плодородные края были уже заняты, и вряд ли кому хотелось делить благодатные места с пришельцами. Могут быть и другие причины, однако так ли сейчас важно обсуждать причины боев богов и титанов? Куда как более интересно применение враждующими сторонами мощного энергетического оружия. Откуда оно появилось и где находится сейчас? То же самое касается явления, которое принято называть «Тунгусский метеорит». Куда летело это небесное тело, и почему местные шаманы за месяц до взрыва ожидали бога Агды в районе Подкаменной Тунгуски?
Анализируя эти и подобные им вопросы в своей новой книге «Наследие Гипербореи», профессор А.В. Трещалина полагает, что привлечение научной общественности к организации экспедиций на Приполярный Урал, плато Путорана, острова архипелага Земля Франца-Иосифа и целенаправленные поиски артефактов позволят не только объективно трактовать происходившие на Земле события, но и даст возможность использовать научно-технические достижения древних для реализации современных потребностей народов нашей страны и мира.
Книга получилась интересной и, по сути своей, стала продолжением работы А.В. Трещалиной «Мегалиты и лабиринты Карелии и Беломорья», выдержавшей уже второе издание за полгода после выхода первого. Много фактической информации, благодаря которой складывается ощущение путешествия в прежние века.
Оксана Семеновна Бурлука,
исполнительный директор Фонда поддержки
науки и искусства «Дом Якоби», издатель,
член Союза журналистов Москвы
Введение
Есть в мире гора, крутохолмная Меру,Нельзя ей найти ни сравненье, ни меру.В надмирной красе, в недоступном пространстве,Сверкает она в золотистом убранстве.Одета вершина ее жемчугами,Сокрыта вершина ее облаками.На этой вершине, в жемчужном чертоге,Уселись однажды небесные Боги…Древнеиндийский эпос «Махабхарата»Прошлое порождает настоящее и будущее. На прошлое нельзя воздействовать физически. Можно только изменить представления о нем в сознании человека, народа, поколения. Как бы ни уклонялась официальная наука от обсуждения вопросов о когда-то живших на планете гигантах, наличии, как принято сейчас выражаться, высоких технологий, в том или ином виде следы деятельности прежних цивилизаций остаются. Возможно, многое еще не найдено, сокрыто в горных пещерах, на дне морей и океанов, а может быть, под грифом «совершенно секретно».
Исследования и гипотезы пытливых умов, которые ищут в сказаниях и мифах описание реально происходивших событий и на основе современных достижений физики и математики дают объяснение «перунам, громам и молниям», периодически гремевшим задолго до нашей эры, часто подпадают под категорию «околонаучных». Трудно опровергнуть удивительные находки археологов и результаты поисков многочисленных экспедиций, появившиеся в последнее время в доступных источниках информации. Игнорирование мнения грамотных и опытных специалистов не есть путь познания истины. Любая версия имеет свое обоснование. И если нет совпадения с привычным с юности изложением в школьных учебниках исторических сведений, то это совершенно не значит, что предлагается «альтернативная история». История такова, какова она есть, и альтернативной в принципе быть не может. Дело лишь в трактовке одних и тех же явлений, процессов, событий.
Эта книга – попытка автора проанализировать маршруты и способы передвижения наших пращуров по евразийскому континенту, определить узловые пункты их базирования, найти технические и культурные взаимосвязи различных народов в далеком прошлом.
Как перемещались древние народы? Какие перипетии происходили на планете тысячи лет назад? Насколько изменился мир с перемещением великанов, имеющих рост более двух метров и обладающих знанием законов природы и мироздания?
Первые упоминания о Гиперборее связаны с мифами и легендами Древней Греции. Выдающийся ученый прошлого Плиний Старший считал гиперборейцев реально существовавшим-народом, проживающим за Полярным кругом и исчезнувшим в результате Великого Потопа.
После природных катаклизмов климат изменился и условия жизни на Севере перестали устраивать жителей легендарной Гипербореи. Стало холодно, да и военные сражения не давали возможности вести привычный им добропорядочный образ жизни. В результате чего потомки гиперборейцев двинулись в глубь материка в южном направлении, как сказано в «Каменной книге», обнаруженной Н.С. Гумилевым на беломорском побережье в 1904 г.
Крайне маловероятно, что представители высокоразвитой цивилизации перемещались «куда глаза глядят» по лесам, полям, горам, болотам. Наверняка была произведена предварительная разведка безопасных и наиболее благоприятных (геовитагенных) геологических и геофизических зон, где внутренняя энергия нашей планеты положительно воздействует на психофизиологические и социальные процессы.
Допуская умение гиперборейцев и их наследников определять расположение энергетических эпицентров Земли, можно предположить, что маршруты в теплые края проходили через такие «места силы». Поэтому направления движения великанов можно проследить по останкам грандиозных сооружений, аналогичных северным мегалитам, о которых подробно рассказывается в книге «Мегалиты и лабиринты Карелии и Беломорья» [28].
… направления движения великанов можно проследить по останкам грандиозных сооружений, аналогичных северным мегалитам…
Предания о Гиперборее являются чуть ли не единственными источниками сведений об этой северной стране. Ханты, манси, сахалинские нивхи, нанайцы рассказывают весьма похожий у каждого из этих народов миф о том, что в очень далекие времена на землю с неба сошел огонь, от которого поднялись воды, затопив северные берега нашего континента, а потом наступило сильное похолодание. Жители Новой Земли из поколения в поколение передают легенду о том, что если идти все время на север сквозь долгие льды и кочующие холодные ветры, то можно попасть к людям, живущим в любви и не знающим вражды и злобы. Потеряв умение любить, они умирают.
Один из самых авторитетных ученых Древнего мира – Плиний Старший (23/24–79 гг. до н. э.) – в крупнейшем энциклопедическом сочинении античности «Естественная история» писал: «За Рипейскими горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет… Они верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. …Страна эта находится вся на Солнце, с благодатным климатом, и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. …Нельзя сомневаться в существовании этого народа».
Что происходило на нашей планете многие годы назад? Как погибли высокоразвитые цивилизации, в том числе и Гиперборея? Какие следы остались современному человечеству от прежних эпох?
Анализ того, насколько часто катаклизмы преобразовывали жизнь на Земле, изложен в первом разделе этой книги.
Раздел I
Цикличность природных катастроф
Вновь и вновь приходила великая стужа.
Потому родичи стали биться за обладание иными краями.
«Книга Велеса», Род I, 2:1В северных краях в древние веки великие жары бывали, где слонам родиться и размножаться можно было.
М.В. ЛомоносовПериодическое возникновение глобальных катаклизмов и катастроф меняет природные, климатические и социальные условия, что непосредственно влияет на ход исторического развития всего человечества. Одна из таких катастроф погубила легендарную Гиперборею приблизительно тринадцать тысяч лет назад, и некогда благодатные места превратились в ледяную пустыню. Практически все мифы и сказания древних народов мира непосредственно связывают начало своей истории с катастрофами «на Небе и Земле». В соответствии с данными археологии, палеонтологии, климатологии и географии, время планетарного катаклизма, приведшей к упадку великой протоцивилизации, предшествующей нынешнему человечеству, реально относится к XIV–XII тысячелетиям до н. э. После чего развитие культур началось на разных континентах практически одновременно из одного, возможно гиперборейского, корня. Остатки древнейших наук, астрономических и логико-математических открытий сохранялись жрецами Египта, Вавилона, Шумера, Индии.
Анализируя дошедшие до наших дней письменные свидетельства о глобальных бедствиях, обратим внимание на систему периодов, отделяющих одну эпоху от другой. Причем каждая эпоха заканчивалась глобальным потрясением. Аристарх[1] из Самоса в III в. до н. э. утверждал, что каждые 2484 года Земля проходит через две катастрофы – пожар и потоп.
Древнееврейские источники гласят: Исайя[2] начал пророчествовать сразу же после «землетрясения во дни Озии». Исайя был опытным наблюдателем звезд и знал, что через каждые 50 лет повторяются катастрофы, причиной которых, как он полагал, был посланец Господа. По свидетельству Раши[3], известного средневекового толкователя Библии и Талмуда, древние предания говорят о периодических катаклизмах и «обвалах тверди небесной». Один из таких «обвалов» произошел в дни Всемирного потопа, после которого катастрофы повторялись с интервалом в 1656 лет.
У народов майя и ацтеков 52-летний период считался интервалом между планетарными катастрофическими событиями. Гераклит Эфесский[4] считал, что мир погибает в огне через каждые 10 800 лет. По прошествии каждого периода, по его мнению, все возвращается на круги своя. Цензорин[5] упоминал о четырех веках по 105 лет, которые, по верованиям этрусков, будто бы прошли между двумя мировыми катастрофами, предсказанными небесными знамениями.
В индийской концепции эпох и катастроф ключевым является число 432 000, которое можно представить как 72 × 6000. Возможно, в связи с этим стоит вспомнить и о том, что, по мнению еврейских мудрецов, отсчет лет в иудейском календаре закончится, достигнув 6000, завершив таким образом полный цикл. Число 72 связано с вращением Земли. Дело в том, что наша планета, совершив один оборот вокруг Солнца, не возвращается точно в исходное положение. Это явление называется прецессией: кажущееся замедление составляет 1 градус за 72 года. Следовательно, смещение точки восхода Солнца в день весеннего равноденствия из одного зодиакального созвездия в предшествующее требует 72 × 30 = 2160 лет (исходя из предположения о равенстве всех 12 секторов, по 30 градусов каждый). Таким образом, переход от одной зодиакальной эры к другой происходит с периодичностью 2160 лет [1–3].
Определения датировки важных событий – задача весьма сложная по следующим причинам. Во-первых, в принятой сегодня хронологии, условно называемой скалигеровской (по имени ее создателя И. Скалигера[6]), дается год, месяц, день, а иногда час, когда произошли значимые события в истории человечества, но не всегда приводится их описание. Во-вторых, следует учесть мнение Н.А. Морозова[7], А.Т. Фоменко[8], В.В. Калашникова[9], Г.В. Носовского[10] и их сподвижников, в соответствии с которым отображение развития мировой цивилизации вплоть до XVI в. в исторических документах и летописях крайне искажено: «…Вся известная нам сегодня история до X века нашей эры является «отражением» реальных событий, происходивших в эпоху X–XVI веков. В частности, «античная история» фантомна в том смысле, что она, как мираж в глубоком прошлом, отражает реальные события средних веков» [1]. Подобное дублирование наблюдается только до XVI в. По мнению А.Т. Фоменко, история повторяется в деталях, событиях и фактах, словно описывая спираль в пространстве и времени.
Для обыденного сознания характерно традиционное представление о пространстве и времени как о каких-то внешних условиях бытия, которые сохранились бы, даже если материя исчезла бы. В прошлом такой подход приводил к концепции абсолютизации пространства и времени.
Цикличность природных процессовИздревле люди обращали внимание на чередование природных процессов, выделяя среди них главные, связанные непосредственно с практической деятельностью. Как следствие, любая принятая единица времени – это период между повторяющимися конкретными событиями, вне которых понятие времени теряет для человека всякий смысл.