Евангелие от стихоплёта
Евгений Макеев
Корректор Ирина Мещерякова
Дизайнер обложки Елена Шумакова
Редактор Евгения Русанова
© Евгений Макеев, 2022
© Елена Шумакова, дизайн обложки, 2022
ISBN 978-5-0056-2132-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ СТИХОПЛЁТА
поэма
Глава 1 Ветхозаветная
Однажды, лет почти шесть тысячВзад исчисляя с дня сего,В Раю придумал поразвлечьсяСо скуки Бог всех и всего.Припомнив дни свои младые,По образу – себе подстать —Он создал юношу Адама,Чтоб тот мог старика занять.Но что за радость человекуОтцу безропотно служить,Когда он членами и сердцем,Умом пытливым рвался жить:Съестное промышлять охотой,По моде шкуры подшиватьИ соком терпким винограда,Пьянящим, кубок наполнять?Однако скоро заскучалось,От райских кущ разит тоской,Адам – в унынье, следом ОтчеНевольно потерял покой.Cherchez la femme, куда деваться…Пришлось (как меньшее из зол)Исполнить: из ребра АдамаНа свет Он Еву произвёл.И сразу огласил условье:«Играйте в шашки и в бостон,Места ж причинные прикройтеНемедля фиговым листом.Вопросами не задавайтесь,Не суйте нос, куда ни весть,И будете при мне в порядке —Хоть порознь спать, но сладко есть».Но всё пошло не так елейно —Ведь Отче создал коллектив!Он не учёл, что эти двоеВдвойне ловчей на креатив.А в кущах Дерева ПознаньяКак раз в ту пору плод созрел.И Дьявол в деле искушеньяБеспечной пары преуспел.Дал откусить, они позналиДруг друга тут же меж собой,Предстали пред Отцом, признались,Что стали мужем и женой.Тогда ещё Бог не был строгим,Но, испытав страстей накал,Во избежанье смуты в РаеАдама с Евой он изгнал.Что было делать? ЧеловекаДержать в узде не хватит сил.На Землю, в полпути от Ада,Он их плодиться поселил.Так род людской обрёл началоВо славу Бога и Отца.Так и теперь (Ему ж во славу)Не видно этому конца.Ты спросишь, мой читатель вредный:«Как ты попрал зерно наукИ почему поверил вдругВ сюжет сказаний древних бедный,Когда (раскопки в том порука)Останков Homo – череда,И двести тысяч иногдаЛет исчисляет им наука,Когда доказана сполнаПреемственность отдельных видовИ математикой ЕвклидаОткрытий сверена волна?»Тебе отвечу, умник, так,Новеллы Дарвина листая:«Я эти бредни осуждаю.Я прост, но вовсе не дурак.Чтоб Человек, венец природы,Произошёл от обезьянИ чтоб носил в себе изъянСей скоморошичьей породы?Да как такому можно быть?Я не силён отнюдь в науках,Но чтоб не верить в эту штуку,Не надо алгебру учить!Быть надо гордым самым званьемВеликим, славным – Человек!И стать перед Творцом навекПримером чуда мирозданья.Что до учёности потуг,Пусть их – грызут гранит наукиИ любопытствуют от скуки…А нам всё это недосуг».За сим без ложного смущенья,У Господа спросив прощеньяЗа неуместные сомненья,Заглянем вместе в продолженье.Как было сказано чуть выше,Обрёл начало род людской.Однако следует заметить:В том потерял Отец покой.Ведь человека без присмотра,Когда никто о нём не бдит,Все тяжкие весьма прельщают,Он отвязаться норовит.Почуяв милую свободу,Забыв Кому благодаря,Он – прямо в омут головоюСовсем без в голове царя.И что там вскоре разыгралось,На грешной (но святой) земле!Не баловство бы летописцев —Не знать бы ни тебе, ни мне.Там и инцест, и совращенье,Убийства, пьянство, колдовство,И мужеложство, и наветы,Предательство и воровство.Господь вошёл во гнев и в тему:Решил дать безобразью бой.И на исходе лет ТвореньяИм выбран был тишайший Ной.Задумка просто гениальна:Всемирный навести Потоп,Чтоб всё водой взялось, чтоб грешныйИ взбалмошный народ утоп.Один лишь Ной ковчег построил,По паре каждой твари взявС собой на борт для новой жизни,Что даст им Бог, потоп уняв.Так и случилось. Всё утопло.Казалось – и вопрос решён.Вновь – расселение повсюдуМужей тверёзых, верных жён,Корней и злаков, плодоносныхКустов садовых и дерев,Зверья и птицы – жизнь воскресла,Несчастие преодолев.Уж слышу твой вопрос коварный,Что с уст сорваться был готов.Предупрежу: вопрос не новПро тот былой Потоп кошмарный.Конечно, всё это ужасно:Сплошная гибель негодяевС безвинными детьми равняетВ одной судьбе. Но – не напрасно!А как же от греха избавитьВсю Землю? Как очистить род,Как образумить весь народ,Когда нет средств его исправить?Что человек… Он народитсяЕщё и раз, и два, и три,Его хоть в порошок сотри,Он норовит опять плодиться.Господь готов наслать и мор,И голод – в страх и в назиданье,Не смерть – так тяжкое страданье,Чтоб смыть с Земли греха позор.А посему – бродить по светуВек под Дамокловым мечом!И не роптать пред палачом,Когда придёт пора ответа!Так и на нас есть грех наследный,И мы с тобой – с того же теста,И нам бы знать и страх, и место,Любезный мой читатель вредный.Так что ж, вернёмся. НачалосьПосле Потопа расселенье,Природы общий ренессанс,Людского рода возрожденье.Народы множились на воле,Но, к огорченью своему,Увидел Отче: человечийРод не научен ничему.В том смысле, что грехи всё те жеВладеют им. Проклятый рок:Как ни топи, что с ним ни делай —На пользу не идёт урок.В своём отчаянье заметилГосподь средь поисков утехАврама, правильного в вереИ обещавшего успех.Известно: был крутого нраваЕдинобожия борец,И идолов попрал отцовскихЯзыческих сей молодец!И хоть он был с сестрою в браке(С единокровною грешил),Господь увидел перспективу,Для дел избрать его решил.Бог с ним завет такой поставил:«Ты обрезание устрой —Суть удаленье крайней плотиСо членов мужеских долой.Сие принять отныне в людяхКак знак спасения души!»Назвал Аврама АвраамомИ многожёнство разрешил.Меж тем Содом сжёг и Гоморру,Привычке отдавая дань —Дать бой греху меж человеков,Повывести всю эту дрянь.И Авраам рожать пустился(обрезанный не подкачал),Племён Израилевых многихОн стал отцом, он всех зачал.И целых сорок поколенийОтправил он в далёкий путь,Тяжёлый, гибельный, тернистый,Единой нацией – в том суть.Произошло объединеньеПо вере и крови. И вотСовместен в горе и весельеАвраамический народ!Судьба его не баловала,Не раз он был ограблен, бит.Вставал с колен, начав сначала,Вновь воскресал, и жив, и сыт.За счастьем и за долей сноснойХодил в чужие страны он,Гостил в Египте плодородном,Где правил хитрый Фараон.Гостеприимный поначалу,Тот был по нраву не таков —Свободных и трудолюбивыхЕвреев превратил в рабов.Бог не забыл свой долг отцовский,Хотя не раз сынов бранилЗа прегрешенья и авансом.Но в них он верил, их любил.И выбрал мужа МоисеяНа роль заступника в беде,Чтоб вызволить народ из плена —Наперекор пойти судьбе.И Моисей над ФараономВзял верх в лукавстве – не подвёл:Под видом шествия к молитвеОн свой народ домой увёл.С тех пор сынов немало честных,Достойных, смелых, полных сил,Народ израилев, известно,Земному миру подарил.Так грозного царя ДавидаВеликий сын царь СоломонВоздвиг Храм Иерусалимский,И тем уже был славен он.Хотя мудрец был и писатель,И, кроме семи сотен жён,Ещё имел трёхсот наложницСластолюбивый Соломон.Таков же люд любвелюбивыйПод властью царскою ходилИ, как положено по вере,Отца Небесного любил.Служа Отцу, они молились(и молятся до сей поры),На жертвенник во Храм ГосподеньЕму несли свои дары.Но вот что Бога огорчало:Не побеждён и не изжитГрех среди набожного люда —Дорожка эта в Ад бежит.Бог думал думу непростуюВ который раз: где средство взять,Как человечества природуГрехопаденья обуздать?И догадался всё же Отче:Учитель – вот кто нужен им!Как воздух, как вода и пища,Как солнца свет – необходим.Ты скажешь: «Вот так панацея!»,Язвительный читатель мой,А я не соглашусь с тобой —Смотря какие выбрать цели!Смотря, какой подход найтиК нестойким душам человечьим,Была б методика – излечимИ не дадим свернуть с пути!Бог – не придумщик, не мечтатель,Бог – гениальный практик, ас.И удивит ещё он нас —Увидишь, вредный мой читатель!…Но мы вплотную подошлиВ своём сказанье к Новой Эре.Она предъявит в полной мереТо, что мы в Ветхой не нашли.Что нам грядущее готовит?Завесу тайн с него сорву —Терпенье! – а пока, читатель,Закроем первую главу.Глава 2 Рождественская
Итак, к началу Новой Эры,Чтоб действенно решить вопросО воспитанье человеков,На Землю явлен был Христос.Мальчонку звали Иисусом,Он мал был, но вполне удал:Вперёд по части обученьяВсем остальным сто баллов дал.Но это позже. И посколькуВсевышнего участье в нём,Мы обстоятельства рожденьяЕго подробно разберём.Своей судьбе и назначеньюЗачатием обязан былОсобым. Только скажем честно:Никто там свечкой не светил.Тут злые языки разносят,Что мать его Марию взялЛегионер (или священник?),Что страстью к деве воспылал.В то время сирота МарияБыла красива и юна,И в храме римлян в услуженье,Законы чтя, жила она.А зная потуги и нравыПоповы испокон веков,Скорее в том мы утвердимся,Что совратитель – из попов.Прознал он, что Марии снилисьПорой пророческие сныО благом, вовсе непорочном,Зачатье с Духом со Святым.Пандера (звали так проныру)Решил Марию соблазнить —Под видом Духа ночью в спальнеНевинности её лишить.Мария в морочном экстазе —Что значит чудодейства властьРелигиозных предсказаний! —Пандере тихо отдалась.Наивная! Ей показалось,Что ночью с нею Дух СвятойНаедине в её был келье,И утвердилась в вере той.Ну как вам? Экое злословье,Новелла в стиле рококо!В такую выдумку поверить —Зайдём мы слишком далеко!Как тот служитель Мельпомены,Стихов возвышенных вассал,Что в дерзком умопомраченьеСвой злобный опус написал!Сюжетом «Гавриилиады»,По-светски пошлым и срамным,Он совратить хотел умы,Приправив рифмы сладким ядом!Нет, мы, друзья, не лыком шиты,Нас пышнословьем не возьмёшьИ мелодрамой нас не купишь,В нас веру в чудо не убьёшь!Одно лишь чудо и способноНе понарошку, не спростаЯвить по Божьему веленьюНам Сына Господа – Христа!Я знаю, мой читатель вредныйТотчас же выскочит, как бес,И возразит: «Тот тип чудесДавно известен худо-бедно!»И приведёт примеров тьмуПро непорочное зачатье,И призовёт войти в понятье:Откуда, что и – почему.Мол, был Персей такой у греков,Тот, что Горгону усмирил;И Дионис там вина пил —Веселья бог – в каком-то веке.И был египетский бог Гор,Небес и солнца управитель;Персидский Митра, благ ревнитель,Крепивший дружбой договор.И все они (держась преданий)Зачаты будто бы чудно.Иисус, мол, с ними заодноВ одном ряду таких созданий.И смертных, мол, коснулось это:Был слух, хоть свитки и молчат,Безгрешно также был зачатСократ, философ этикета.Что да, то да – общеизвестно,В веках обычай был таков:Молва превозносила честноЛюдей великих и богов.И, преклоняясь, наделялаИх списком длинным чудных свойств,Что их от прочих отличалоИ славой в летах разнеслось.Но случай наш – особый случай! —Великий замысел Отца —Спасителем послать на ЗемлюВполне земного молодца,Что будет выношен, как надо,Во чреве женщины простой,Понесшей от святого ДухаВо имя цели пресвятой.Предназначенью сообразно,Служа Отцу свой краткий век,Он путь к спасению укажет,Сын Бога – Богочеловек!Итак, в предместье Назарета,В сторожке пастбища простой,Седьмого января с рассветомЯвился миру Сын Святой.Мария-дева разродиласьНа третьи сутки жутких мук,При этом плевой удивилаНетронутой двух повитух.И в этом (скажем без смущенья)Мы видим чуда дивный акт —Святого Духа утвержденьеВо чреве девы. Это факт!Но тут опять гроза подвоха —Читатель вредный мой скулитИ мне наукою грозит —Мол, знаю медицину плохо.Мол, случаев найдёт он с тыщу,Беременных – примером – тьмуСо плевой крайне эластичнойИ целой (после) потому.Что живчик, мол, сперматозоидИ так себе пути найдётК зело желанной яйцеклетке,Что своего участья ждёт.Ох, вредный дока-искуситель,Твоей повадкой правит Бес!С наукой скользкою своеюТуда ли ты без спросу влез?Да! Знаем мы, что исключеньяВ последствиях соитий есть.Но надобно тебе учестьСуть таинства ТОГО (!) рожденья.Кто доказал, скажи-ка честно,Что-де наука отменяетИли (тьфу-тьфу!) с собой ровняетСвятого Духа чудо-действо?Вот то-то! Знай вперёд, невежда,Что только верой мы сильны!Науки ж все – от Сатаны,Чтоб совратить на Дух надежду.Однако ж – к теме! ПоявилосьНа свет чудесное дитяВо след роженицы мученьямИ – трудно, будто нехотя.Болезнен, слаб, в нём весу былоВсего кило и девятьсот,Старухи-повитухи билисьСо смертью за его живот.За жизнь свою с мгновений первыхИ сам младенец был в борьбе —Душа его сопротивляласьРожденью, зная о судьбе.Томилась тем, что предстоялоВеленьем Господа свершить —Ценою жизни человечьейПобедой битву разрешить.Но, не решаясь прекословить,Душа смиренно принялаСвою судьбу и ИисусаВ мир человеческий ввела.Да! Мальчик выжил нам на счастье —Исполнить миссию, чья суть —Заблудшему людскому стадуСпасенья обозначить путь!На этом, Господа восславив,Главу вторую завершим,И, с Рождеством себя поздравив,Вослед событьям поспешим.Глава 3 Неизвестная
Для тех, кто слышал эти сказкиИли читал в иных трудах,В новинку будет жизнь МессииО первых тридцати годах.Евангелистам, скажем честно,Тем более – всем остальным,Взросленья дни неинтересны,Не видит Церковь толку в них.С них шерсти клок – и тот не в кассу,В них дел великих – ни на грош,С них не состричь на хлеб и рясу,В чём польза в них – не разберёшь.Но мы-то знаем, что младыеЛета не переоценить,Дней становленья человека —В их важности – не отменить.А потому скорей заглянемСквозь зазеркалие времён,Где в возмужании с рожденьяБыл Иисус запечатлён.Уверен в том, что богословыВсех верований и церквейПростят нам экскурс многословныйВ историю далёких дней.И даже вредный мой читатель,Злодейски острый на язык,Надеюсь я, оставит в ножнахНелепых прекословий штык.Итак, рождённый в тяжких муках,Младенец хилый спал и спал,Почти не ел, совсем не плакалИ – только в весе набирал.И восемь лун минули скоро,Ребёнок начал говорить,Всё улыбался, из каменьевУмел мозаику сложить.Потом любил уединенье,Животным лучшим другом стал —Хвосты лошадкам на конюшне,Сплетая в косы, украшал.Мария песни ему пела,Порой беседы с ним вела,Иосиф, отчим, мастер-плотник,Давал начала ремесла.И по уму, и рассужденьюОн сверстников опережал.Тянулся только к добрым людям,К хорошим, а плохих – бежал.В три года от роду началоВеликой дружбы он обрёлС подростком крепким Иоанном,Кого Господь неспешно вёлК стезе Крестителя народа,Сбирал в предтечи самомуСпасителю, творцу Надежды,Мессии – Сыну своему.А вскоре, странствуя в ЕгиптеС Иосифом и всей семьёй,Иисус властями был замечен,Восславлен ими как герой.Малыш пробрался на арену,Где гладиаторы стенойСтояли против тигров с львами,И взглядом прекратил тот бой.Он власть имел над диким зверем,Что сызмальства уж знал и сам,И как глазам своим не верить? —Дивились люди чудесам.Он в засуху отцову стадуВоды источник мог найтиИ караванщика-знакомцаПредостеречь в его пути.В пять лет Иосифа стараньемСчитать, читать мог и писать,И отчим верил, что великимОн человеком может стать.В семь лет художеством увлёкся:Лепил из глины, рисовал.Фигурки кукол-человечковОкрестным детям раздавал.Он рос, взрослел, он думал много,Тянулся к знаниям, как мог,В Раю, развитием событийДовольный, улыбался Бог.И был совсем Господь уж счастлив,Что домом своего нарёкОтца Храм ИерусалимскийИисус, смышлёный паренёк.Двенадцати годков от роду(Святой Лука не даст соврать)На храмовой горе он старцевИ книжников сумел собрать.И им про истину глаголил,И был уверен в правотеТак, что прервать его не смелиСвященники и старцы те.И мудростью, и знаньем жизниВсех он в округе покорял,Но жаждой навыков и знанийГосподь его в дорогу звал.В согласье с иудейским правом,Достигнув совершенных лет,Иисус уже в свои тринадцатьРешил покинуть Назарет.Воспоминанья детства звалиВ Египет, землю пирамид,Жрецов и храмов, фараонов —Всем тем, чем он и знаменит.Пять лет там пробыл, изучаяРемёсла, веру и язык.Всю обошёл страну до края,Но всё ж к чужбине не привык.Вернулся, к радости Марии,Домой. И вскоре схоронилИосифа, что на седьмом десяткеГодов своих уж болен был.Не век же людям быть в печали —Решил жениться Иоанн.На свадьбу в Кане ГалилейскойБыл лучший друг, конечно, зван.Веселье шло привычным ходом —Что песни петь, что вина пить!Вино закончилось, и водуИисус решил гостям налить.Все стали пробовать, и – чудо! —Вкусней ли было что когда:Вином прекрасным оказаласьВ кувшинах каменных вода!…И всё же сунул-таки носЧитатель вредный фразой веской,Он чудо в Кане ГалилейскойТак просто объяснил: «Гипноз!»Шепнул ещё, пригнувшись низко:«Во время пира заодно —Всё, что нальют, оно – вино,И мнятся в девах одалиски!»На эту дерзость я замечу,Мой оппонент, в ответ тебе:Своей испорченности вторя,Здесь каждый судит по себе!Так было! Иоанн-апостолПисал: «Вода вином взяласьИисуса волею!» И славаОб этом чуде разнеслась!А через год пора настала —Связав с собой судьбой одной,Иисус Марию из МагдалаНазвал, любя, своей женой.Но он покинул ИудеюВсего пять месяцев спустя,Оставив матери невестку, —А та уже ждала дитя.Всё тот же зов неутолённыйЗа знаньями в чужбину влёк.На этот раз путь караванныйВзял направленье на восток.Неблизко Индия. ОсталсяОн в Персии на двести дней.Там исцелял больных, убогихИ истине учил людей.За ним ходили толпы персовСо славой вместе по стране.Но схвачен был и предан казниС разбойниками наравне, —Не всякий рад был свежим мыслямИ понимал ученья суть…Учитель выжил, сил набралсяИ в Индию продолжил путь.О, Индия! О, край волшебныйНародов многих и богов,И кастового униженья —Что лучше ль участи рабов?Иисус научен был отменноПерсидской встречей роковой —Был осторожен, выбираяУчеников в круг ближний свой.Он говорил: «Равны все люди,Бог благосклонно любит всех,И Он – один для всех народов», —И тем восторг снискал, успех,Но – только у простолюдинов,Кому несладко было жить.Священники Иисуса гналиИ даже думали убить.Но он умело укрывался,Передвигаясь по стране,В пути обычаи и нравыНародов узнавал вполне.Стараясь вникнуть в тексты «Веды»,Он изучил язык палиИ для себя наследье БуддыВажнейшим смыслом наделил.Ученье внутренней свободы,Высокой нравственности суть,Духовной дисциплины пользуОн компасом с собой взял в путь.Затем основы медициныОн изучать ушёл в Тибет.Траволеченье, свойства ядовЕму открыли свой секрет.Искусство отключать сознанье,Предвидеть, прошлое узретьВо время долгих медитаций —Во всём сумел он преуспеть.Китай манил культурой древней,Он как бы обещал: «ВоздамТвоим стараньям, проповедник!»Но не случился отклик там…Вернулся в Индию. СдружилсяС поклонником своим Фомой(Неверящим, как вышло позже),Вдвоём отправились домой.Пять долгих лет Марии обе —Мать и жена – считали дниДо встречи дома с Иисусом.Но только ли они одни?Ждала его вся Иудея.И в небесах ждал Бог Отец,Когда к служенью роковомуИисус приступит наконец.Когда он выйдет пред народом,Что лучшего с надеждой ждёт,Давно предсказанным МессиейИ путь к Спасению найдёт.…Возможно, верить вам приятней,Что, мол, нигде он не бывал,Что пас стада, с женой под бокомВ своём хозяйстве заправлял?Или был холост – нет, не странно? —Под материнским он крыломВозился с младшими, работал,Чтоб содержать семью и дом?Так думайте, как вам спокойнейИли привычней – вы правы!А мы на этом ставим точкуВ конце ещё одной главы.Глава 4 Деяния
Друг другу несказанно радыИ Иисус, и Иоанн,Как будто за труды наградойБыл этот день им Богом дан.И не могли наговориться:И мыслей всех пересказать,И сокровенным поделиться —Всего ни счесть, ни описать.Иисусу двадцать семь минуло,А Иоанну – тридцать три.В скитаниях нелёгких сталиМужами зрелыми они.Иисус настроен был на долгий,Неспешный просвещенья путь.Учить хотел он постепенно —И вдумчиво, и по чуть-чуть.Он знал: в природе человекаСвою играет время роль,Успехом грезишь – так терпеньяПримером верным быть изволь.Но Иоанн, от роду дерзкий,Сам для себя давно решилНачать немедля: к новой вереПризвать народ, – и он спешил.Придуман был обряд «крещенья»(Как после назовут попы) —В иную веру посвященьеДля лучшей доли и судьбы.Во имя счастья и свободы,Чтоб в братстве и согласье жить,Всем посвящённым предстоялоПринять спасение души.Суть – сбросить путы предрассудков,Запретов прежних шоры снятьИ десять заповедей Божьих,Необходимых, исполнять.На предложенье ИоаннаИисус своё ответил «да»,И был исполнен омовеньемОбряд на речке Иордан.Литавр Господних звонким громомВ тот миг округа сотряслась,Знаменной голубиной стаейВесть тут же всюду разнеслась.Но это был, конечно, вызовСвященничеству и властям,Великий царь Антипа ИродНе рад был этим новостям.Он личную имел беседуС «крестителем». Приказ был дан —Чтоб исключить опасность смуты,В темницу брошен Иоаннн.Иисус же новообращённыйУединенья возжелалИ, о судьбе не зная друга,Один в пустыне пребывал.Он медитировал часами,Впадая в транс и видя сныО будущем, что так прекрасныИ вместе – ужаса полны.Увидел он себя во славе,Как миллионам богом стал,И инквизиторов «забавы»,И войны «именем Христа».Разврат и жадность духовенства,Крещение мечом, огнём —Так ясно видел, и смятенныйСонм разных чувств боролся в нём.Диавола благополучьеШептало: «Ну же, отрекись!Оставь преображенья тщеты,Ведь счастие – в ином, уймись!»Но был поддержкой голос Бога,И с искушеньями в борьбеИисус поверг свои сомненья,Предначертав судьбу себе.Он изложил своё ученьеПисьмом на языке пали,(И археологи пока чтоСокровищ этих не нашли).Он исчерпал уединенье,Едва минуло сорок дней.В тот миг явился в мир МессияС мечтой заветною своей.Все земли Иродова царстваЗа шесть последующих летОн посетил с учениками,Стараясь в душах сеять свет.Учеников – всего двенадцать:Андрей и брат его Симон(Петром, что означало – камень,Иисусом наречён был он);Из Вифсаида были братья,Женаты, оба рыбаки.Андрей был послан ИоанномИ в помощь, и в ученики;Ещё один – сириец, тёзка«Крестителя» (и протеже).Сирийца Зеведеем звали,И слыл он опытным уже —Бежать был вынужден из дома,В конфликте мытаря убив,Бывал и голоден, и болен,И чудом лишь остался жив;А с ним пришёл Иаков, тожеВ миру он Зеведеем стал,Как братом названым сирийцу —И кров, и хлеб скитальцу дал.Филипп, привечанный Иисусом,Всех впечатлял, как Апполон, —Голубоглазый, чернокудрый —Из Капернаума был он, —И памятлив, и любознательн,Эллинов древний знал язык,Вёл записи бесед Иисуса,Как секретарь и ученик;Филипп привёл Варфоломея(Известен как Нафанаил),Что был прямым, весёлым, честным,Иисуса сразу полюбил.Матфея, сборщика налогов,Учитель сам к себе призвал.Матфей из странствий по ТибетуИ Индии уж что-то знал, —Там чудные ходили слухиО проповеднике подчас, —И оказался рад знакомству,Пошёл за ним, как пробил час.Иаков, старший, и Иуда,Заакий-младший, оба дваПришли к двоюродному братуИисусу, зову вняв родства.Они им с детства восхищались,Всегда хотели рядом быть,Решили: что бы ни случилось,Судьбу по-братски разделить.Симон Зилот из Назарета,Что с тайной сектой выступалС призывами к сверженью римлян,К Иисусу всё-таки пристал,В сектантах разочаровавшись,Поверив в новую судьбу —Что поведёт учитель массыКогда-то всё же на борьбу.Фома, индиец, самым первымСебя в учениках обрёл,Его из Индии учитель,Как помните, домой привёл,С учителем не расставалсяФома ни дня. Не доверялНи новостям, ни впечатленьям —Всё уточнял и проверял;Последний – младший брат ИисусаИуда пресловутый тот,Рождённый по пути в ЕгипетВ местечке южном Кариот.Брат с братом вместе были с детства,Как два перста одной руки,Что в тесном родственном соседствеНезаменимы и близки.Иисус казну доверил брату,Наедине с ним обсуждалРасходы, перед ним ИудаДостойно свой отчёт держал.Был добросовестным и честным,О порученьях не болтал,Но из-за близости к ИисусуНе люб для остальных он стал.Бывал Иуда импульсивнымИ вспыльчивым и торопилК активным действиям Иисуса,За что потом и заплатил.Вот все сподвижники Иисуса,Апостолы его мечты,Преемники его ученья,К грядущим временам – мосты.Он знал: ему не хватит жизниЗакончить начатое здесь.Он знал наверно – быть успеху,Когда последователь есть.Итак, Иисус с ученикамиВсё время был среди людей,Чтоб приобщить их к новой вере,Зерно взрастить своих идей.Мечтал: начнут меняться люди —Одно селенье за другим,Потом – народ всей Иудеи,И дальше – римляне за ним.Придут соседние народыК единой вере навсегда,И следом – дальние. Но только…Через века или года?Не это важно. Важно: будет —Начала лишь беда лиха! —Людскому роду избавленьеОт вечного клейма – греха.Так, следуя заветной цели,Иисус намеренье имелПривлечь людей вниманье к вереПосредством верным добрых дел.Парализованных, незрячихИ сумасшедших врачевалИ даже умерших недавноРодным на радость поднимал.Он был по сути экстрасенсом(Словечко, что теперь в ходу) —Умел помочь рук наложеньем,Молитвой прогонял беду.И страждущим внушал, что вераСпособна чудеса творить,Что, лишь уверовав, болящийСебя сам сможет излечить.И слава шла об исцеленьях,Подвластных Богу одному,Из разных мест тянулись люди,Отчаявшиеся, к нему.Пред теми, кто проникся веройИ кто его сопровождалВ надежде вновь увидеть чудо,Он проповедь свою держал.Он говорил о Божьем Царстве,Что суть – духовный мир людей,Живущих по Законам БожьимИ с совестью в ладу своей,И искренних, и добрых к людям,Любить способных и прощать;И каждый поселить сам долженВ душе покой и благодать.И только если все достигнутСего, ждёт мир людской успех —Небесное наступит ЦарствоНеобходимое – для всех!А потому всем надлежало б,Простую вещь узнав, принять:Нехитрых десять Божьих правилИметь в виду и исполнять.С тех пор они известны сталиНам: не воруй, не убивай,Не обмани и не завидуй,Тебя родивших – почитай,Избавься от прелюбодействийИ раз в неделю отдыхай,Не создавай себе кумира,Но Бога Одного признай.И имя это дорогоеОтца, что в Небесах еси,Ни зря, ни походя, ни всуеНапрасно не произноси.«Вам хватит, – говорил Иисус, —И этих правил десяти.Их исполнение порукой,Чтоб в Царство Божие войти».…Тут встрепенулся без почтеньяЧитатель вредный, что дремал,И по привычке в позу встал,Не внемля истине ученья:«Что значит «хватит»? Как же так?А для чего ж тогда приходы,Воцерковление народа? —Всяк приобщён, кто не дурак!А как же солеи, амвоныИ служб святая благодать,Обряды, что не сосчитать,Священнодействия, иконы?А как же символы, кресты,Смиренье, чинопочитанье,Поповых ручек целованье,Ограничения, посты?А правилам вниманье разным? —Их – десять раз по десяти!Души греховной не спасти,Не став вполне благообразным!»Что ж, критик мой косноязыкий,Не в бровь, а в глаз – твой меткий спич, —Нет, не краеугольный камень,Но всё ж увесистый кирпич.Да только стройматериалыВ пути Христа нехороши:Не храмы он явился строить,А Царство Божие души.И Церковью нарёк ученьеИ всех, поверивших в него —Как братство сыновей Господних.И всё. И больше ничего.Что ж до жрецов и до религий —Он знал: от них один лишь вред:Свой интерес лишь соблюдаютВо всём, – и бога на них нет.Всегда и всюду, где священствоИмеет стол, кровать, приход,Не альтруизмом пробавляет,Но шкурный интерес блюдёт.А там, где деньги, до души ли?До Правил Божьих дела нет…Но (!) длинный список сложных правил —Своих! И в этом весь секрет.И пастве объяснить премудростьСих правил могут лишь они, —Вот он – «посредник» между БогомИ простодушными людьми.И стать звеном необходимымВ предоставлении услугИм удаётся непременно,Их – легион, «господних слуг»!Свою религию им важноКак правоверную подать,А все другие между деломПлохими, вредными назвать.И всё – и рынок обеспечен,Есть оборот, и есть доход:К ним и за требы, и за свечкиСвою деньгу несёт народ.Иисус считал, что в результате —Народы все разобщены,У каждого – своё ученье,Свой бог, и люди – не равны.Смиренье с бедностью, с бесправьем,Вред просвещения, наук,Свободомыслия, прогресса —Суть проповедей местных «слуг».Иисус учил: частица Бога —В душе у каждого, и мыВсе – часть Его, мы Им любимы,Посредники нам не нужны.Об этом не найдёшь в анналах,В святых писаньях ни строки —Всё вымарано там жрецами,С их лёгкой правящей руки.Вот весь ответ тебе, читатель,Ищи, читай и думай впредь,А мы к учителю вернёмся —За делом важным подсмотреть.Иисус, конечно, многословенБыл. Чтоб ученье объяснитьДоходчиво и на примерах,Любил он притчи говорить.А притчи и запоминались,И впечатления несли,Живой в душе мгновенный откликЧудесно возбудить могли.И на сюжетах притч условныхПоказывал он суть вещей:О пониманье и прощенье,О к ближнему любви своей,О том, что слышать надо Слово,И понимать, нести другим,Но не спешить, не возвышаться,И шанс давать дойти самим;Об обвиненьях, осужденьях —Не нам дано других судить;О том, что каждый, кто б он ни был,Достоин, чтоб его любить;О том, что каждодневно помнитьО смерти плоти мы должны,И, радис Богом жизни вечной,Заботы о душе нужны;О важности богатства духа,О бренности земных утех,Что суть – владения, богатства,Карьерный рост, почёт, успех;О том, что Бог-отец всё видитВо всех из нас до одного,О том, что Он всегда поможетИ следует любить Его.Иисус учил, всё больше людаДля проповеди собирал,К нему спешили отовсюдуС надеждою и стар, и мал.Но эта слава не давалаПокоя предержащим властьИ всем ревнителям устоев,Что, расшатавшись, могут пасть.И подступали фарисеиИ книжники к нему подчас,Желая показать народу:Ему, мол, догмы – не указ,«Он правила не соблюдаетПоста, субботы, рук мытья,Он устные не чтит законы,Что мы храним от забытья!»На провокации, придиркиВсегда Иисус им отвечалИ остроумно и логичноИх двоемыслье обличал.И тем крепил в народе веруВ свою простую правотуИ в достоверность откровенийО Царстве Божием, в мечтуО справедливости и братстве,Любви, прощении грехов,О духа торжестве богатстваИ о забвении оков.Но атмосфера накалялась,Мессия им – как в горле кость,Не нужен был в своих пределахСвященникам незваный гость.Он нёс угрозу их порядкам,Безмерной власти над толпой,Их кошелькам и положенью.И жребий выпал роковойСудьбе Иисуса. И он принялТо, что и так давно уж знал:Святого жертвоприношеньяВо имя веры час настал.…Здесь надо сделать остановкуИ дух чуть-чуть перевестиПеред главою той, что вскореДолжна к финалу привести.