Книга Супермозг грамотея. Развиваем память, внимание, мышление - читать онлайн бесплатно, автор Эльвира Петлякова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Супермозг грамотея. Развиваем память, внимание, мышление
Супермозг грамотея. Развиваем память, внимание, мышление
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Супермозг грамотея. Развиваем память, внимание, мышление

Эльвира Петлякова

Супермозг грамотея. Развиваем память, внимание, мышление

Вступление

Уважаемые родители и учителя! Скоро ваш ребёнок пойдёт в школу. Или уже учится в школе и испытывает трудности в обучении. А знаете ли вы, что успехи ученика в школе зависят от сформированной у него функции внимания, памяти и других познавательных процессов? Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Внимание – сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на каком-либо объекте, направленность мысли на что-либо. Из-за недостатка внимания и памяти ребёнку трудно учиться в школе. Внимание и память – это не навсегда данное качество. Внимание и память нужно развивать. Сам ребёнок этого сделать не может. Поэтому в главном я помогу вам, уважаемые родители и учителя. Самым эффективным средством развития внимания и памяти являются игры и занимательные игровые упражнения, которые я систематизировала в этой книге. В книге также есть упражнения и приёмы на развитие творческих способностей, игры на развитие мышления и воображения. Здесь вы найдёте рекомендации-правила педагогам и родителям детей с синдромом дефицита внимания, рекомендации психолога по улучшению памяти юного грамотея.

Желаю вам и вашему ребёнку успехов!

Память и внимание

Одним из часто встречающихся свойств памяти у детей является привычка все забывать. По крайней мере, именно такое впечатление может сложиться, глядя на школьников: «Я забыл дневник», «Я забыла, что нам задали» … Про тех, у кого нет проблем с обучением, говорят: «Ему повезло, у него хорошая память!». Это значит, люди осознают большое значение памяти не только для повседневной жизни, но и для всякой профессиональной деятельности.

Специалисты различают много видов памяти: зрительную, слуховую, ассоциативную, образную, механическую, профессиональную и многие другие, но все это – память, и каждый из нас обладает ею (хотя в разной степени). Случаи действительно плохой памяти встречаются редко. И если некоторые добровольно признаются в том, что имеют плохую память, это означает всего лишь то, что они не умеют ею пользоваться.

Для увеличения емкости памяти нужны специальные упражнения. Их необходимо проводить с самого раннего возраста.

Чтобы избежать многократного, монотонного повторения существуют различные способы. Особенно хороших результатов можно достигнуть, конечно, в игре! Кроме того, лучше, и уж точно веселее, если такие занятия проходят с группой ребятишек.

Проводите хотя бы 1-2 занятия в неделю, постепенно усложняя задания. Хорошо, если это группа из 5-7 детей, в одиночестве ребенок не может сравнивать свои знания и навыки с достижениями других детишек, нет азарта первенства. Если в занятиях участвуют 2 ребенка, то в любой игре кто-то один обязательно будет победителем, а другой проигравшим. В группе победители меняются, и быть одним из проигравших не так обидно. При числе участников более 7 малышу приходится долго ждать своей очереди, что быстро надоедает. Кроме того, в большой группе каждому ребенку достается меньше внимания преподавателя.

Начинайте знакомство с новой темой всегда с самых простых заданий.

В процессе запоминания немалую роль играет внимание, при этом оно должно принять более точную форму – наблюдения, чтобы сохранить в памяти что-то, содержащее различные элементы.

Игры для развития памяти

Развитие образной памяти

Игра «Запомни предметы»

На стол выкладываются хорошо знакомые всем вещи, например, книга, шляпа, будильник, чашка, кубик и тому подобное. Предметы не должны быть связаны друг с другом по смыслу.

Ребенку дается некоторое время (достаточное для него), чтобы все это запомнить, затем он отворачивается, и один предмет убирается. Теперь малыш должен постараться вспомнить, что же отсутствует на столе. Для ребят 3-4 лет пяти предметов достаточно. Постепенно от занятия к занятию, число предметов можно увеличивать, причем интересно добавлять однотипные вещи. Например, положить среди прочих предметов три чайные ложки, а потом одну из них убрать.

Другие разновидности этой игры: предметы не убираются, а меняются местами, и дети должны восстановить прежний порядок.

Можно все предметы накрыть чем-либо и попросить малыша назвать их по памяти.

Сделать игру более сложной можно путем увеличения количества предметов (до 15) и уменьшением времени на запоминание.

Игра с открытками

Вы берете какую-нибудь яркую сюжетную открытку (или репродукцию картины), предлагаете ее внимательно рассмотреть, а затем забираете картинку и задаете «контрольные вопросы»: кто нарисован на картинке, как он одет, какого цвета одежда, кто стоит рядом и так далее. Если ответ не верен, предлагаете снова рассмотреть открытку и опять ее забираете, продолжая задавать вопросы.

Поощряйте ребенка за каждый правильный ответ.


Игра «Запомни образы»


Покажите ребенку 8-10 картинок с изображением предметов (желательно, чтобы эти предметы не были связаны между собой по смыслу), которые он хорошо знает. Малыш должен их внимательно рассмотреть и запомнить. Через 3 минуты закройте картинки листком бумаги и попросите его найти те из них, которые он забыл назвать.

Можно предложить малышу вспомнить эти картинки, например, через пару часов или на следующий день. Обратите внимание ребенка на то, что важно уметь запоминать не только на короткое время, но и надолго.


Игра «Память»


Нужна обычная колода карт. Число играющих не ограничено (правда, если играющих много, приходится долго ждать своего хода, и игра становится менее привлекательной).

Карты в колоде тщательно перемешиваются и раскладываются в несколько рядов на столе рубашкой вверх. Каждый участник, когда до него доходит очередь, переворачивает две карты по-своему выбору. Если карты парные, игрок забирает их себе и переворачивает еще одну пару карт. Парными считаются карты, совпадающие по номиналу и по раскраске. Например, две черные восьмерки (пики, трефы), две красные дамы (черви, бубны) и т. д. Две карты одинаковые по достоинству, но разные по цвету, пары не составляют. Непарные карты опять переворачиваются и кладутся на прежние места. Очередь переворачивать карты переходит к следующему участнику.

Так продолжается до тех пор, пока не будут открыты непарные карты, что случается, особенно в начале игры, значительно чаще. Побеждает тот, кто наберет больше пар.

Подобные игры, где вместо привычных карт используются рисунки или фотографии, продаются в магазинах, но колода карт чаще оказывается под рукой. Обучать детей этой игре лучше, используя сначала неполную колоду карт.


Игры на тренировку мнемонического приема «группировка»


Возьмите картинки с изображением предметов по группам: транспорт, фрукты, одежда.

Разложите картинки на столе так, чтобы было

три ряда по три картинки в каждом ряду (одной группы). Попросите малыша назвать одним словом и запомнить каждую группу. Затем он отворачивается, вы убираете какую-нибудь одну группу картинок и предлагаете ребенку определить, какая группа исчезла.

Можно разложить картинки вперемешку. Затем предложить ребенку назвать обобщающими словами группы, которые могут быть образованы из имеющихся картинок. После этого малыш должен запомнить все картинки и отвернуться (или закрыть глаза).

Вы убираете 2-3 картинки одной группы и предлагаете ребенку вспомнить, какие это были картинки и какой группе они принадлежат.

Сложность игры зависит от общего количества картинок и количества групп, которые они образуют.


Игра с группами картинок


Возьмите по 3-4 картинки из групп: животные, овощи, инструменты и разложите на столе вперемешку. Малыш должен на них внимательно посмотреть, в течение 1-2 минут запомнить и отвернуться. Затем вы убираете со стола 4-5 картинок, имеющих отношение как минимум к трем разным группам. Ребенок должен определить, какие картинки были убраны.

Можно не только убирать картинки, но и добавлять их, или же одновременно и добавлять, и убирать. Задайте малышу вопрос: «Что прибавилось, что убрали?» В дальнейшем можно усложнить задание: не предупреждать о том, что произошло с картинками. Ребенок должен сам определять, как изменился состав картинок.


Игра на тренировку мнемонического приема «повторение»

Игра «Стихи и перевёртыши»

Поиграйте с ребенком в такую игру: вы читаете четверостишие без последнего слова, а он должен догадаться, какое это должно быть слово. Затем вы читаете это четверостишие еще раз, но уже без последних двух слов, потом без трех и т. д. Недостающие слова должен называть малыш. Так постепенно ему нужно будет называть все слова стихотворения, т. е. фактически выучить стихотворение наизусть.

Можно попробовать разыграть стихотворение в виде спектакля (можно использовать и кукол). Попробуйте все обыграть крайне эмоционально. Покажите спектакль своим близким. Чем интереснее получится совместная сценка, тем быстрее и легче малыш запомнит само стихотворение (включится непроизвольная память).

Для разнообразия можно использовать перевертыши, скороговорки.

Игра на смысловое соотнесение

Игра «Пары картинок»

Вам понадобятся 5-6 пар картинок с изображением предметов, связанных друг с другом по смыслу. Например, карандаш – альбом, лимон – апельсин, книга – очки, самолет – вертолет, нож – вилка и т. д. Разложите их попарно в два ряда: карандаш вверху – альбом под ним, лимон вверху – апельсин под ним ит. д.

Малышу предлагается рассмотреть и запомнить все картинки. Обратите внимание на смысловую связь между парами предметов. Заранее предупредите малыша, что после того, как он все запомнит, один ряд картинок будет накрыт листком бумаги, и чтобы восстановить по памяти этот ряд ему нужно будет использовать оставшийся. Через 2-3 минуты накройте картинки верхнего ряда. Ребенок должен назвать, какие это были картинки.

Тренировка словесно-логической памяти

Игра «Запомни слова»

Игра заключается в том, что вы читаете малышу 10-12 не связанных по смыслу слов. Например, стул, озеро, яблоко, потолок, вертолет, огурец, ложка, дым, сумка, нож. Он должен их запомнить и сразу после прочтения воспроизвести. Учитывая количество правильно названных слов, можно следить за тем, как изменяется память в течение определенного времени. Если количество таких слов возрастает, значит, память улучшается.


Игра «Запомни рассказ»

Игра – соревнование. Можно проводить между 2-я детьми. Подберите два одинаковых по сложности и размеру рассказа. Первый – зачитывается одному игроку, второй – другому.

В игре можно набрать до 5 очков за один рассказ. Каким образом?

Предложите ребенку внимательно прослушать рассказ (1-2 страницы) и нацелите его запоминать все подробности рассказа.

Начинайте читать рассказ с названия. После прочтения задайте ребенку вопросы и начислите очки. Так, если:

1) точно указано название рассказа;

2) правильно передана его основная мысль;

3) верно названы отдельные детали (имена персонажей, особенности их внешнего вида, место событий и т. п.),

то начисляется 5 очков.

Если правильно передана основная мысль, но имеются ошибки в названии или в деталях, то – 4 очка; если правильно передана только основная мысль -3 очка; если основная мысль не передана, но правильно указаны название и отдельные детали – 2 очка; если правильно указано только что-то одно -название или отдельные детали – 1 очко. Если ребенок не может сказать и этого – ноль очков. Примеры рассказов даны в приложении.

Развитие оперативной памяти

Игра «Складывай и запоминай»

Для игры ребенок должен уметь осуществлять элементарные операции сложения в пределах 10-20.

На рисунке чередуется случайным образом три предмета: книга, шарик, цветочек.

Ребенок должен пересмотреть последовательно каждый предмет (по строчкам), назвать его и считать количество одинаковых предметов (по нарастающей). Например, 1 книга, 1 шарик, 1 цветочек, 2 книги, 2 шарика, 3 книги, 2 цветочка, 3 цветочка и т. д. Чтобы успешно справиться с заданием, нужно постоянно сохранять в памяти промежуточную сумму по данному предмету. Когда замечается ошибка, сумма восстанавливается, и игра продолжается.

Ошибкой считается неверно указанная текущая сумма (правда, чтобы такую ошибку заметить, вам необходимо тоже внимательно следить за выполнением задания). В этом случае игра не останавливается. Пусть ребёнок считает дальше, вы лишь фиксируете, что он допустил ошибку. (мама или педагог может нарисовать произвольно свои шарики, книги, цветы)

Развитие кратковременной памяти

Вы показываете ребёнку набор цифр, через 2 минуты вы эти цифры накрываете листком бумаги, ребёнок должен воспроизвести их по памяти. Начинать лучше с трёх цифр, а потом постепенно увеличивать их число. Карточки с цифрами нужно показывать не по порядку, например, 2,4, 8, 10, 6; 7,3,5,2,8; 4,6,2,3,5,9.

Игры для развития внимания

В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребенка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной деятельности. Но в то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность прилагать волевые усилия и развивать устойчивость его внимания.

Далее предлагаются игры, способствующие развитию переключаемости внимания, наблюдательности, игры, повышающие уровень произвольности внимания.

Устойчивость и концентрация внимания

Игра «Цифры и порядок»

(развивает устойчивость и концентрацию внимания)

В игре используются цифры. Они располагаются в таблице в случайном порядке. Ребенку необходимо отыскать и подчеркнуть цифры по порядку. Начинать нужно с легких таблиц, увеличивая сложность постепенно. Игру можно разнообразить – находить цифры в порядке убывания.

Для примера расположения цифр приведены таблицы 1,2 и 3.


Переключаемость внимания

Игра «Переключись!»

Ребенку предлагается таблица, где вперемешку даны цифры и буквы (от 1 до 10, от А до М). Можно придумать и свои таблицы.

Задание:

а) найди по порядку цифры, буквы (цифры – в порядке возрастания, буквы – в алфавитном порядке);

б) попросите ребенка называть и находить цифры и буквы в таком порядке: «А» – «1», «Б» – «2»,

«В» – «3» и т. д.;

в) предложите малышу называть и находить буквы в алфавитном порядке, а цифры в порядке убывания: «А» – «10», «Б» – «9», «В» – «8» и т. д.


9 5      Г      И      3

1      Ж      Б      8      Е

д      4      Л      И      10

7      К      м      2      В

3      А      Е      3      6


Развитие наблюдательности

Игра «Поставь точку в кружочке»

Ребёнку дается таблица, состоящая из 5 видов фигурок (например, геометрических).

Данная таблица состоит из квадрата, звёздочки, ромба, круга и прямоугольника. Ребёнок должен просмотреть каждую строчку последовательно и, как можно быстрее, отметить карандашом разными способами две, а затем и три указанные вами фигурки.

Например, круг – крестиком в центре, квадрат -точкой в центре. На выполнение задания отводится не более 5 минут.

После выполнения задания вы подсчитываете, сколько фигурок было пропущено.

Можно использовать не только фигурки, но также цифры или буквы, отпечатанные на компьютере, или обыкновенную колонку с текстом из газеты, вычеркивая в ней три разные буквы в течение 5 минут.

Игра «Пантомима»

Вы показываете пантомимы, а ребёнок должен угадывать, что данное действие означает. Для начала покажите простые действия: как вы умываетесь, кушаете, поливаете цветы. Затем покажите действие посложнее, например, как вы печете пирог, убираете в квартире и т.д. Поменяйтесь ролями с ребенком, пусть он загадывает, а вы отгадывайте.


Увеличение объема произвольности внимания

Игра «Запретное слово»


Задание: скажите малышу, что вы будете задавать ему разные вопросы, а отвечать на них можно любыми словами, кроме слова «нет» (или «да», или «не совсем» и т. п.)

После этого вы задаете вопросы:

– Вам нравится смотреть мультфильмы? -Снег чёрный?

– Мороженое кислое? -Ты бывал на Марсе? –

– Ты кушаешь кубики?

– и т. д.

Ошибкой считается, если названо запретное слово или ответ не дан.

Если у ребёнка не получается отвечать на вопросы или он часто ошибается, поменяйтесь с ним ролями, отвечайте на вопросы сами.

Выигрывает тот, кто ответил на большее число вопросов.


Игра «Счёт с запретом»


Задание: предложите ребенку сосчитать до 20-и через 1 число, заменяя пропущенное словами «не собьюсь!»

Например, 1, «не собьюсь!», 3, «не собьюсь!», 5, «не собьюсь!», 7, «не собьюсь!» и т. д.

Можно предложить посчитать через 2 числа, заменяя каждое 3 число словами «не собьюсь!».

Например, 1, 2, «не собьюсь!», 4, 5, «не собьюсь!», 7, 8, «не собьюсь!», 10, 11, «не собьюсь!» и т. д.

Памятки для родителей и учителей по развитию внимания и памяти

Развитие внимания учащихся

Нет качества, которое было бы так же значимо для учебной деятельности, для подготовки и выполнения домашних заданий и работ, как способность концентрировать свое внимание, то есть умение сосредоточиться, настроиться на определенный предмет, отвергая все другие. Активное внимание требует значительного напряжения.

1. Для развития сосредоточения внимания очень важно привести в норму физическое состояние вашего ребенка.

Посмотрите внимательно на ребенка, который суетится, почесывается, постоянно покачивается или держит все мышцы в ненужном напряжении, и вы поймете, что беспорядочные движения являются одним из признаков рассеянного внимания. Для концентрации внимания помогите ребенку принять такую позу, при которой ничто не будет его отвлекать. Пусть он расслабит мышцы, мысленно проведет двойной крест через плечи и бедра и постарается избегать лишних движений. Посадите ребенка прямо, лишь слегка наклонив вперед, сосредоточив его внимание на том, что находится перед ним. Поза должна быть удобной. Если же он начинает витать в облаках или клевать носом в самый неподходящий момент, побудите его принять намеренно позу, непривычную для его тела: по-иному скрестив ноги, слегка изменить осанку, положение ступней, выражение лица. Когда тело принимает непривычное положение, рассеянность и сонливость исчезают сами собой. Если же ваш ребенок нуждается в собранности. Он должен напрячь мышцы живота, ягодиц или ног. Не позволяйте телу расслабиться, и его разум тоже будет бодрствовать.

2. Создайте эмоциональный настрой, способствующий концентрации внимания. Заинтересуйте учебным материалом. Постарайтесь осторожно расшевелить его разум, но ни в коем случае не применяйте силу. Чем энергичнее будете его принуждать, тем труднее будет ему сосредоточиться. Заставить сконцентрироваться также трудно, как заставить осла сдвинуться с места. Вы «тянете» рассудок ребенка, «пинаете», а он сопротивляется. Толкаете сильнее, а он сопротивляется еще сильнее, и вы тратите уйму сил на борьбу за сосредоточение. Хитрость, которую применяют, чтобы осла заставить двигаться, состоит не в применении силы, а в использовании стимулирующих факторов. Помашите морковкой перед носом упрямца, и он последует за вами куда угодно. Интерес – эмоциональная составляющая внимания. Нам же не приходится принуждать ребенка сосредоточить внимание на фильме с напряженным сюжетом? Поэтому вполне естественно напрашивается вывод: заинтересуйте ребенка – и не будет проблем с концентрацией внимания. Постарайтесь обратить его внимание на любопытные и необычные детали, отыскав что-то новое, пробудив его любознательность.

Определите личный ритм ребенка. Распределите время так, чтобы наилучшим образом использовать особенности его персонального ритма.

Десять рекомендаций-правил, которые направлены на повышение внимательности при чтении учебного материала

Правило первое: Заранее планируйте время своего ребенка так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало его (визиты товарищей, гостей и др.).

Правило второе: Приступая к домашнему заданию, предварительно организуйте его рабочее место.


Правило третье: Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте волю учащегося. Лучший способ – предварительный просмотр задания, составление плана предстоящей работы.


Правило четвертое: Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо он понимает изучаемый материал (понимание в большей степени основывается на знаниях предыдущих разделов).


Правило пятое: Если посторонние мысли мешают сосредоточиться, займитесь конспектированием. В силу своей непрерывности этот процесс делает невозможным частые и длительные отключения внимания. Примерно такой же эффект дает чтение изучаемого материала вслух. После того, как вам удастся сосредоточить на нем устойчивое внимание, можно вернуться к чтению про себя.


Правило шестое: Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что чересчур замедленный темп способствует частым отключениям внимания на посторонние объекты.


Правило седьмое: Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и пересказом, решением задач, придумыванием собственных примеров, так как это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания резко снижается. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий также способствует сохранению устойчивого внимания. Однако, такая смена не должна быть слишком частой -это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.


Правило восьмое: Осознав, что произошло непроизвольное переключение внимания на посторонние объекты, старайтесь волевым усилием вновь направить его по нужному руслу.


Правило девятое: Если в процессе чтения вы выявили, что ребенок на какое-то время «отключился», заставьте вернуться к тому месту, где произошло отключение. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение воспринимаемого учебного материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.


Правило десятое: Соблюдайте гигиену умственного труда, позаботьтесь о нормальном освещении и температуре, о регулярных перерывах, во время которых полезно выполнять несколько гимнастических упражнений.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМОВ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ


1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т. д.).

5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью внимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.


10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры или занятия других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и т. д.).

14. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).


РЕКОМЕНДАЦИИ

Для РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ (СДВ), Т. Е. С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите с ребенком сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение и т. п.).

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.