4
Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941–1945. Автореф. докт. дисс.—М., 1998.—С. 2–3.
5
Мерт Н. А. «Красин» в боевом походе. – Владивосток: Дальневосточное кн. Изд-во, 1976; Бадигин К. С. На морских дорогах.—М.: Политиздат, 1978. Истории ледокола «Красин» в воспоминаниях К. С. Бадигина уделено значительное внимание, так как в начале его карьеры в 1935 г. он непродолжительный период был 3-м помощником капитана М. П. Белоусова на ледоколе «Красин». Теплые воспоминания о службе на «Красине» мемуарист сохранил на протяжении всей жизни.
6
Белов М. И. История открытия и освоения Северного морского пути. – Л.: Гидрометеорологическое изд-во, 1969. Т. 4: Научное и хозяйственное освоение Советского Севера 1933–1945 гг.
7
Реданский В. Г. Младший брат «Ермака» // Моделист-конструктор. 1978. № 6. – С. 17–23.
8
В послевоенный период в 1948 г. Н. Ф. Инюшкин был капитаном ледокола «Красин».
9
Руднев Г. А. Огненные рейсы: торговый флот Дальневосточного морского пароходства в годы Великой Отечественной войны. – Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1990.
10
Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941–1945. Автореф. докт. дисс.—С. 3–4.
11
Баженов Н. Н., Дегтев Д. М., Зефиров М. В. Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев.—М.: АСТ Москва, 2009.
12
Осичанский П. И. 1) Память жива // Дальневосточный моряк. 1999. 30 октября; 2) Под самодельными парусами через Ледовитый… или Золотой век капитана Маркова // Владивосток. 2004. № 1655 (12 ноября).
13
Калиберова Т. Он сидел на коленях у Рузвельта и шел в караване PQ-15 // Владивосток. 2003. № 1314 (21 февр.).
14
См. напр.: Гончарова О. Старший механик «Красина» из Тярлево // Вестник Администрации Пушкинского района. 2019. № 10 (28 октября).
15
Смирнов К. Д. 1) Вооружение судов ледокольного отряда Беломорской военной флотилии // Судостроение. 1999. № 6.—С. 69–73; 2) Вооружение ледоколов на северном театре во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Защитники Отечества. Материалы региональных общественно-технических чтений по военно-исторической тематике. – Архангельск, 2003.– С. 45–60; 3) Ледокол «Красин» (к 90-летию истории ледокола-музея) // История Санкт-Петербурга. 2008. № 2 (42).—С. 14–20; 4) Мобилизационный проект 212 ледокола «Красин» // Гангут. 2003. № 35.—С. 45–50.
16
НА ЛК ММО № 1336/8.
17
Емелина М. А., Савинов М. А., Филин П. А. 1) Боевой кругосветный поход ледокола «Красин» в годы Великой Отечественной войны // Морская радиоэлектроника. 2015. № 1 (51). – С. 19–22; Ледокол «Красин» – лидер Третьего арктического конвоя // Полярные чтения на ледоколе «Красин»-2015: Арктика в годы Великой Отечественной войны.—М.: Паулсен, 2016.– С. 59–71.
18
Дремлюг В. В., Емелина М. А., Савинов М. А., Филин П. А. Ледокол «Красин» в истории изучения и освоения Арктики // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. – СПб., 2013. Т. VI. Кн. 2: Север России в военно-морском и экономическом отношениях. – С. 203–261; Емелина М.А., Савинов М.А., Филин П. А. Ледокол «Красин»: история в фотографиях.—М.: Paulsen, 2016.
19
Емелина М. А., Савинов М. А., Филин П. А. Рейсовое донесение капитана ледокола «Красин» М. Г. Маркова за переход Провидение – Сиатль – Панамский (1941–1942 гг.) // Полярные чтения на ледоколе «Красин»-2015: Арктика в годы Великой Отечественной войны.—М.: Паулсен, 2016.– С. 253–303.
20
Кузнецов Н. А. Как воевал ледокол «Красин» // Родина. 2016. № 6. – С. 130–133; Емелина М. А., Золотарёв А. Н, Кузнецов Н. А., Филин П. А. Ледокол «Красин». Славная судьба «Святогора» // Морская коллекция. 2018. № 7.—С. 1-32.
21
Емелина М. А., Савинов М. А., Филин П. А. Ледокол «Красин»: история в фотографиях.—М.: Paulsen, 2016.—С. 93.
22
Экономический совет – специальный орган при Совете народных комиссаров СССР, контролировавший выполнение хозяйственных планов, действовал с 1937 по 1941 гг.
23
ГАРФ. Ф. Р5446. Оп. 23а. Д. 725. Л. 1–3.
24
ГАРФ. Ф. Р5446. Оп. 23а. Д. 725. Л. 3.
25
РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 2. Д. 799. Л. 2-35; Емелина М. А., Савинов М. А., Филин П. А. Ледокол «Красин»: история в фотографиях. С. 93; Дремлюг В. В., Филин П. А., Емелина М. А., Савинов М. А. Ледокол «Красин» в истории изучения и освоения Арктики // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. – СПб., 2013. Т. VI. Кн. 2: Север России в военно-морском и экономическом отношениях.—С. 239.
26
ГАРФ. Ф. Р5446. Оп. 23а. Д. 725. Л. 1–3. Известна оценка стоимости и продолжительности ремонта в Ленинграде – стоимость работ была значительно ниже, чем во Владивостоке (12 млн. руб.), на путь до Ленинграда потребуется 4 месяца, сами работы будут длиться в течение 10–12 месяцев.
27
ГАРФ. Ф. Р5446. Оп. 23а. Д. 725. Л. 4–5.
28
ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 23а. Д. 557. Л. 7–8.
29
ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 23а. Д. 557. Л. 9.
30
ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 23а. Д. 557. Л. 4.
31
ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 23а. Д. 557. Л. 5.
32
ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 23а. Д. 557. Л. 3, 6.
33
ГАРФ. Ф. Р8418. Оп. 23а. Д. 557. Л. 1.
34
Емелина М. А., Савинов М. А., Филин П. А. Ледокол «Красин»: история в фотографиях. – С. 93; Дремлюг В. В., Филин П. А., Емелина М.А., Савинов М. А. Ледокол «Красин» в истории изучения и освоения Арктики. – С. 239; Смирнов К. Д. Ледокол «Красин» (к 90-летию истории ледокола-музея) // История Санкт-Петербурга. 2008. № 2 (42).—С. 16.
35
Интересно, что в воспоминаниях Н. А. Мерта «"Красин" в боевом походе» нет никаких упоминаний о недолгом периоде, когда он был капитаном.
36
Специализированная начальная школа-приют для детей-сирот и детей из бедных семей, дающая помимо начального образования также и обучение ремеслам для последующего самостоятельного трудоустройства и социализации обучающихся.
37
О ранних годах жизни М. Г. Маркова и учебе в «доме трудолюбия» М. Г. Марковым были написаны воспоминания, впоследствии дважды переиздававшиеся (см.: Марков М. Г. 1) Дом трудолюбия. М.-Л.: Детиздат, 1939; 2) Трудное детство. Владивосток: Примор. кн. изд-во, 1959);. 3) Трудное детство. Архангельск: Архангельское кн. изд-во, 1963.
38
см.: Марков М. Г. 1) Дни, богатые событиями // Поход «Челюскина». – М., 1934. Т. 1.—С. 96–99; 2) Эскадра у неприступного мыса // Поход «Челюскина». Т. 1. – С. 109–110; 3) Прощание с кораблём // Поход «Челюскина». Т. 1.—С. 296–301; 4) Период «освоения» (из дневника) // Поход «Челюскина». Т. 2.– С. 75–88; 5) Азбука Морзе // Поход «Челюскина». Т. 2.—С. 253–257.
39
Почетная грамота от Исполнительного комитета Камчатского областного Совета депутатов трудящихся хранится в коллекции Музея Мирового океана (см.: Почетная грамота капитана ледокола «Адмирал Макаров» М. Г. Маркова. 28.02.1948 // ММО 1 № 4015).
40
Справка на бывшего капитана-наставника Владивостокского морского арктического пароходства т. МАРКОВА Михаила Гавриловича // ГАПК. Ф. 1115. Оп. 1. Д. 49. Л. 1–3; Осичанский П. И. 1) Память жива // Дальневосточный моряк. 1999. 30 октября; 2) Под самодельными парусами через Ледовитый… или Золотой век капитана Маркова // Владивосток. 2004. № 1655. 12 ноября; Емелина М. А., Филин П. А., Савинов М. А. Рейсовое донесение капитана ледокола «Красин» М. Г. Маркова за переход Провидение – Сиатль – Панамский (1941–1942 гг.). – С. 258–260; Михаил Марков. Биография [Электронный ресурс]. URL: http://www. krassin.ru/pq/mikhail_markov/
41
Папанин И.Д. Лед и пламень. М.: Политиздат, 1977.—С. 292. Инюшкин НФ. Главное в жизни – это наше дело // Требуется личность. – Владивосток: Дальневосточная ассоциация морских капитанов. Общество изучения Амурского края, 1999.
42
Награжден приказом командующего Северным флотом № 25 от 23 июля 1942 г. ЦВМА. Ф. 691. Оп. 1. Д. 113. Л. 120–121. В описании подвига в наградном листе указано «Капитан ледокола “Красин” тов. Марков является одним из лучших ледовых капитанов, дважды награжденный орденами в мирный период за самоотверженную работу в Арктике. Получив от Советского правительства ответственное задание по проводке ледокола из Берингова моря в Мурманск, тов. Марков в целости провел ледокол через Тихий и Атлантический океаны. Во время рейса ледоколу часто угрожали большие опасности, но опытность и инициатива тов. Маркова помогли команде ледокола избежать всех опасностей и благополучно прибыть в советский порт. Благодаря умелому использованию огневых средств ледокола и искусному маневрированию судна от вражеских торпед при атаке неприятельских самолетов на караван судов все попытки врагов потопить ледокол были сорваны. Находясь в заграничном рейсе, тов. Марков организовал ремонт ледокола силами команды, чем сэкономил для Советского государства много иностранной валюты». ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 549. Л. 204–205.
43
Награжден указом Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденами офицеров Военно-Морского Флота и работников Главсевморпути» от 8 июля 1945 г. ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Ед. хр. 769. В наградном листе от 13 июля 1945 г. указано «Капитан-лейтенант МАРКОВ М. Г. в период Великой Отечественной войны командовал ледоколом “Красин” и дважды водил ледокол для ремонта в США и Англию, где обеспечил выполнение намеченного объема ремонтных работ. Во время налета вражеской авиации в океане проявил себя как решительный, волевой и высокопрофессиональный командир. Командуя ледоколами “Красин” и “Северный Полюс”, обеспечивал проводку кораблей с военными и стратегическими грузами во льдах пролива Лаперуза, четко и самоотверженно выполнив все задания Командования». ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Ед. хр. 1263. Л. 43.
44
Награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР № 223/194 «О награждении работников Главного управления Северного морского пути при СНК СССР» от 2 декабря 1945 г. ГАРФ. Р72523. Оп. 4. Д. 411. Л. 2–3.
45
Дизель-электроход «Капитан Марков» [Электронный ресурс]. URL: https://wwwfesco.ru/about/history/fleet-roll/12122/ Списано судно было в 1990 г.
46
Емелина М. А., Савинов М. А. Ледокол «Красин» в истории изучения и освоения Арктики. С. 239; Емелина М. А., Золотарёв А. Н, Кузнецов Н. А., Филин П. А. Ледокол «Красин». Славная судьба «Святогора» // Морская коллекция. 2018. № 7.—С. 25.
47
К началу 1941 г. на Дальнем Востоке уже в полную силу шла война, развязанная милитаристской Японией: к 1933 г. была захвачена Маньчжурия (на ее территории было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-го), в 1937 г. началась уже широкомасштабная японо-китайская война (к 1941 г. японцы заняли наиболее экономически развитый юго-восток страны), в мае 1939 г. была предпринята попытка вторжения на территорию союзной СССР Монголии. Постоянно происходили и попытки провокаций на советской границе: так, в 1936–1938 гг. был зафиксирован 231 пограничный инцидент.
48
Грибовский В. Ю. Переоборудование мобилизованных гражданских судов в годы Великой Отечественной войны // Судостроение. 1998. № 4.—С. 71.
49
Так, например, ледокол «А. Микоян» после вооружения на заводе № 198 им. Андре Марти в Николаеве 28 июня – 5 августа 1941 г. получил статус вспомогательного крейсера и вошел в состав Черноморского флота, ледокольный пароход «Дежнев» получил в июне-июле 1941 г. вооружение на заводе Главсевморпути в Росте, став, таким образом, сторожевым кораблем.
50
Смирнов К. Д. 1) Мобилизационный проект 212 ледокола «Красин» // Гангут. 2003. № 35.– С. 45–50; 2) Ледокол «Красин» (к 90-летию истории ледокола-музея). – С. 16; 3) Вооружение ледоколов на северном театре во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Защитники Отечества. Материалы региональных общественно-технических чтений по военно-исторической тематике. Архангельск, 2003.—С. 56–57; 4) Вооружение судов ледокольного отряда Беломорской военной флотилии // Судостроение. 1999. № 6.– С. 72; Кузнецов Н. А. Как воевал ледокол «Красин» // Родина. 2016. № 6.—С. 130; Емелина М. А., Золотарёв А. Н, Кузнецов Н. А., Филин П. А. Ледокол «Красин». Славная судьба «Святогора» – С. 25.
51
Смирнов К. Д. 1) Мобилизационный проект 212 ледокола «Красин». – С. 47; 2) Ледокол «Красин» (к 90-летию истории ледокола-музея). – С. 16; 3) Вооружение судов ледокольного отряда Беломорской военной флотилии.—С. 72. Отметим, что отсутствие сведений о сроках ремонта сначала привело исследователя к неверному выводу о том, что ремонт по проекту все-таки был осуществлен, хотя в более поздних работах автор отказался от данного вывода. Смирнов К. Д. Вооружение ледоколов на северном театре во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.—С. 56–57.
52
Дремлюг В. В., Филин П. А., Емелина М. А., Савинов М. А. Ледокол «Красин» в истории изучения и освоения Арктики.—С. 241.
53
Мерт Н.А. «Красин» в боевом походе. – Владивосток: Дальневосточное кн. изд-во, 1976.—С. 20.
54
Мерт Н.А. «Красин» в боевом походе. – С. 8–9.
55
Мерт Н.А. «Красин» в боевом походе. – С. 9.
56
Мерт Н.А. «Красин» в боевом походе. – С. 10–12.
57
Рейсовые донесения капитана М. Г. Маркова // ЛК ММО № 842. Л. 1. Исследователи М. А. Емелина, П. А. Филин и М. А. Савинов так характеризуют этот вид источников: «Донесение представляет собой свод подённых записей, содержащих основные сведения о передвижении ледокола, о событиях, в которых корабль принимал непосредственное участие. Записи содержат характеристику метеоусловий, состояния льда, волнения моря. По итогам навигации капитан делает краткие выводы: обобщает характер использования своего судна и формулирует предложения по наиболее целесообразному его применению в будущем. Таким образом, в отличие от вахтенного журнала, задача которого – максимально точная регистрация фактического местонахождения судна, чрезвычайных происшествий, рейсовое донесение является аналитическим документом, отражающим личный опыт и воззрения капитана-составителя. Вахтенные журналы заполнялись штурманами, капитан прочитывал их записи и расписывался под последней в конце дня. Иногда на полях журнала капитан делал необходимые записи (например, о передаче дел преемнику). Рейсовые донесения составлялись исключительно капитаном и посвящались отдельному рейсу судна». Емелина М. А., Филин П. А., Савинов М. А. Рейсовое донесение капитана ледокола «Красин» М. Г. Маркова за переход Провидение – Сиатль – Панамский (1941–1942 гг.) // Полярные чтения на ледоколе «Красин»-2015: Арктика в годы Великой Отечественной войны.—М.: Паулсен, 2016.– С. 254.
58
Граница секторов проходила по 140 меридиану.
59
Рейсовое задание ордена Трудового Красного Знамени л/к «Красин» // ГАПК. Ф. 347. Оп. 1. Д. 44. Л. 84.
60
Судовая роль л/к «Красин». 1941 // ЛК ММО № 911/4. Л. 1–4. По недоразумению в судовой роли было указано 132 члена: А. Г. Хворостин был записан два раза, сначала как четвертый механик, а потом как старший машинист.
61
Рейсовые донесения капитана М. Г. Маркова // ЛК ММО № 842. Л. 1.
62
Судовая роль л/к «Красин». 1941 // ЛК ММО № 911/4. Л. 4.
63
Рейсовые донесения капитана М. Г. Маркова // ЛК ММО № 842. Л. 2–4.
64
Рейсовые донесения капитана М. Г. Маркова // ЛК ММО № 842. Л. 4.
65
Рейсовые донесения капитана М. Г. Маркова // ЛК ММО № 842. Л. 5.
66
Мерт Н. А. «Красин» в боевом походе.—С. 12.
67
Рейсовые донесения капитана М. Г. Маркова // ЛК ММО № 842. Л. 7–8.
68
Рейсовые донесения капитана М. Г. Маркова // ЛК ММО № 842. Л. 9-11.
69
Известно, что в 2002 г. В. М. Маркову было 70 лет. Калиберова Т. Он сидел на коленях у Рузвельта и шел в караване PQ-15 // Владивосток. 2003. № 1314 (21 февр.)
70
Судовая роль л/к «Красин». 1941 // ЛК ММО № 911/4. Л. 4. Закономерный вопрос, возникающий при сопоставлении этих источников, почему М. Г. Марков обозначил свою жену в рейсовом донесении как «Пудовкину»? Увы, при имеющейся источниковой базе разрешить этот вопрос не представляется возможным, отметим лишь, что из интервью племянника Нины Сафроновны, Бориса Леонидовича, нам известно, что ее девичья фамилия была Ерёмина. Сластина Е. На коленях у Рузвельта // Земля: крестьянская газета. 2018. № 8 (20 февр.)
71
Марков В. М. Юный защитник Отечества! // Твой отдых. 2001. № 4 (12).—С. 60.
72
Мерт Н. А. «Красин» в боевом походе. – С. 14.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги