Сергей Градов
Унитарное безналоговое государство
Введение
Впервые идею унитарного безналогового государства (УБГ) высказал осенью 1990 года Сергей Жаниевич Давитая, в его беседе с одним из профессоров экономического факультета Ленинградского государственного университета (ЛГУ), сегодня он называется: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Темой беседы было обсуждение тематики научной работы С.Ж. Давитая для перевода обучения с физического факультета на экономический факультет.
В том же году С.Ж. Давитая выступил, перед студентами ЛГУ с лекцией на эту тему в главном здании университета (здании «Двенадцати коллегий»). Позже в 1994 году состоялась ещё одна публичная лекция С.Ж. Давитая по этой же теме.
Впоследствии Сергей Жаниевич Давитая неоднократно высказывался по тематике безналогового государства в своих выступлениях, беседах и интервью. В большинстве случаев, люди впервые услышав об идеи безналогового государства, недоуменно вопрошают: «Как? Неужели такое возможно?». В настоящей работе мы постараемся ответить на этот вопрос.
Глава 1. Терминология
Для начала, по сложившейся у нас традиции, разберем терминологию, которую мы используем, определимся со значениями терминов: «унитарность», «безналоговость», «государственность».
Обратите внимание, что мы рассматриваем, указанные термины, прежде всего в форме имен существительных, а не имен прилагательных. Как известно из грамматики русского языка, имена существительные обозначают и называют предмет (лицо или явление) и отвечают на вопросы «кто?» или «что?», а имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы «какой?», «чей?».
Объектом (предметом) нашего исследования является вовсе не государство с признаками, обозначенными прилагательными: «унитарный» и «безналоговый», а общество, имеющее свойства (особенности), обозначенные существительными: «унитарность», «безналоговость», «государственность».
Далее поговорим об этих свойствах (отличительных чертах) общества и вместе, и по отдельности. Определимся с тем, что дают обществу эти свойства и чего лишают, каким они делают общество и к чему обязывают людей, его составляющих.
Для начала зафиксируем значение самого понятия «свойство», которое будем использовать в дальнейшем. Не будем изыскивать что-то оригинальное или формулировать собственное определение значения этого понятия, процитируем Большой энциклопедический словарь [стр.1071 – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб: «Норинт», 1998. – 1456 с.: ил. ISBN 5-85270-160-2, ISBN 5-7711-0004-8]:
«Свойство – философская категория, выражающая отношение данной вещи к другим вещам, с которыми она вступает во взаимодействие. Свойство нередко рассматривается как внешнее выражение качества».
Как видно из определения, «свойство» – понятие сложное, не обозначающее объект и существующее не само по себе, а проявляемое при взаимодействии объекта с другим объектом и обозначающее (именующее) то, как объект относится к другому объекту, что предопределяет, с каким знаком будет оценен результат их взаимодействия.
У понятия «свойство» существует много синонимов, в некоторых словарях их насчитывается от 26 до 45, что также свидетельствует о сложности понятия. Синонимы позволяют лучше понять значение исходного термина. Вот лишь некоторые из синонимов понятия «свойство»: особенность, качество, черта, характеристика, признак, сторона, натура, природа.
Не стоит забывать, что у понятия «свойство» есть и другое определение – родство не по крови, а по браку, которое прямо именует отношения между супругом и кровным родственником другого супруга, а также между родственниками супругов. В этом определении тоже говориться об отношениях, но уже не между абстрактными объектами, а между конкретными людьми. Об отношениях (отношениях свойственников, своих людей или свояков), которые эти люди приобретают в результате свадьбы их родственников и которым впоследствии стараются соответствовать при общении и совместной деятельности. Иными словами, человек получая статус свояка, даже не по своей воле, получал статус родственника порой для совершенно незнакомых ему людей, его семья расширялась резко и зачастую значительно, становилась качественно иной. При нормальных человеческих отношениях такое положение положительно сказывалось на жизни всех людей, вовлеченных в этот процесс.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что общества, обладающие, помимо всего прочего, свойствами государственности, унитарности и безналоговости будут относиться к другим обществам при взаимодействии с ними, в соответствии с этими своими свойствами, а также в соответствии с тем есть или нет эти свойства у других обществ.
1.1. Государственность
В настоящее время по данным Организации Объединенных наций в её составе насчитывается 193 независимых государства-члена1, имеющих международное признание. Однако не все государства мира являются членами ООН. Например, Ватикан (Святой Престол) – признаётся независимым государством практически всеми странами мира, но не входит в ООН, а имеет статус постоянного наблюдателя, как и Государство Палестина, которая является лишь частично признанным независимым государством. Есть еще десятки стран и территорий со спорным государственным статусом. В результате в расширенном списке государств и около государств насчитывается 266 позиций2.
Не является секретом то обстоятельство, что не все общества в своем развитии обрели свойство государственности. Многие даже и не пытались, и прекрасно существуют без этого свойства, находясь в тени государственности другого общества. Есть общества, которые до сих пор борются за обретение собственной государственности с оружием в руках.
Только не надо смешивать и тем более путать свойство государственности с институтом государства. Хоть это и схожие по звучанию понятия и в некоторых словарях их даже причисляют к синонимам, всё же это не одно и то же.
Процитируем Большой энциклопедический словарь3:
«Государство – политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства Государство может быть унитарным или федерацией».
«Политическая система общества – система социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определенные политические функции; включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели».
По нашему мнению, государство – это всего лишь институт 3-го порядка (согласно «Теории институтов»4), созданный группой лиц5 для осуществления функций организационно-политического управления совместной деятельностью людей, объединившихся в общество на территории страны их проживания. Термин институт в «Теории институтов» определен как система взаимозависимых, взаимосвязанных ролей, определяющих образец поведения людей, принимающих на себя эти роли, во взаимоотношениях между людьми при взаимодействии.
С понятием «государственности» не все так однозначно.
Например, в Конституционном праве России «государственность» определена как особый признак, состояние развития определенного общественного образования (нации, группы народностей), сумевшего создать собственное государство, национальную правовую систему или восстановить эти институты, утраченные в силу различных причин6.
Юридическая энциклопедия трактует «государственность» как широкое понятие, охватывающее государства, предгосударственные образования, а также национально-государственные образования и иные автономные образования политического характера7.
В новом толково-словообразовательном словаре русского языка, государственность – это и государственное устройство общества, и приверженность принципам государственного устройства общества или какого-либо государственного строя8.
Большая Советская энциклопедия содержит такое определение:
«государственность – термин, который в политической литературе употребляется:
1) как синоним государства вообще, государства того или иного типа, а также для обозначения какого-либо этапа в развитии государства данного исторического типа;
2) для обозначения системы (механизма) диктатуры определенного класса или политической организации общества;
3) для обозначения системы органов государства – государственного аппарата;
4) при объединении в определенные группы каких-либо общих черт или признаков государства9».
В приведенных определениях термин «государственность», так или иначе, отождествляется с термином «государство». И это объяснимо, поскольку термин «государственность» происходит от термина «государство», а тот в свою очередь от термина «государь». Но, несмотря на общность происхождения, эти термины обозначают разные объекты и имеют различное значение и место в обществе.
Поэтому, в нашем понимании государственность – это свойство общества, позволяющее создавать, поддерживать и развивать в себе сложные, разнообразные, взаимосвязанные и взаимозависимые институциональные формы совместной деятельности для достижения общих целей, разделяемых большинством общества в определенных исторических условиях, и приносящих им запланированные результаты.
Проявлением государственности является создание государства на территории страны проживания общества.
Общество, развившее у себя государственность способно сформировать многоуровневую институциональную структуру, обеспечивающую безопасные и эффективные взаимодействия людей в обществе на протяжении многих и многих поколений, способствующие сохранению, присущих этому обществу, морально-нравственных и этических норм, и неписаных правил жизни людей.
Институт государства – один из элементов этой институциональной структуры. Создание государства – это, по сути, вынужденная мера, обусловленная, прежде всего, соображениями физического выживания людей и сохранения общества от агрессивных нападок со стороны других обществ. Государство до сих пор наиболее эффективный способ создания организованных групп людей для взаимодействия при осуществлении общих мер защиты людей и обороны общественной инфраструктуры.
1.2. Унитарность
Для начала исследуем происхождение этого термина в русском языке. Согласно данным «Школьного этимологического словаря русского языка. Происхождение слов»10, прилагательное «унитарный» заимствовано во второй половине XIX века из французского языка, где unitaire «единый», образовано от латинского unitas «единство», суффиксальное производное от unus «один». Синонимы термина «унитарный»: единый, объединенный, целостный.
Происхождение термина унитарный и определило его значение в русском языке, отраженное во множестве словарей и означает: «1)Составляющий одно целое; объединенный, единый. 2)Направленный к объединению, единству; объединяющий11».
В свою очередь существительное «унитарность» образовано уже в русском языке суффиксальным способом от однокоренного прилагательного «унитарный»12.
Стоит отметить, что Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран определяет «унитарность» следующим образом:
«УНИТАРИЗМ, УНИТАРНОСТЬ (от лат. unitas – единство) Форма государственного устройства, не предусматривающая наличие в составе государства (в отличие от федерализма) каких-либо федеративных единиц (штатов, земель), имеющих статус государственного образования»13.
В языке даже существует устойчивое словосочетание «унитарное государство», отражающее принцип «унитарности» именно в том значении, которое приведено выше14.
Все выше изложенное хорошо и правильно, но все же не объясняет, в чем же суть свойства «унитарности», как оно характеризует общество, что отличают общество, имеющее это свойство от общества, его не имеющего.
По нашему мнению, унитарность – это свойство общества, отражающее ментальное единство людей, его составляющих, общность их взглядов на то, как надо относиться к людям и к себе, как надо жить вместе, как взаимодействовать с людьми, с природой планеты и формируемой людьми окружающей средой, какие институты общества создавать и каким содержанием наполнять правила функционирования этих институтов.
Свойство «унитарности» позволяет обществу формировать непрерывную связность системы своего расселения15 по осваиваемой территории. Территории, где любого человека, в любом поселении примут по-человечески, где он ощутит себя как дома, в покое и безопасности, среди своих людей. Людей, пусть и не похожих на него, со своими милыми и уникальными особенностями гостеприимства, у которых человек сможет научиться чему-то новому и полезному, с кем, в свою очередь, сможет вместе сделать что-то важное и значительное.
Созданная таким образом система расселения и определяет административно-территориальное устройство государства, называемое в юридической литературе унитарным.
В противовес этому, общества, не имеющие духовной общности, не могут развить в себе свойство «унитарности» и потому всего лишь составлены из разрозненных групп, каждая из которых старается обособиться, отделить себя от других групп зримыми и незримыми границами.
Система расселения в таком обществе выглядит как лоскутное одеяло, перемежение несмешиваемых культур и обычаев, где во всем культивируется инаковость, где есть наши и чужие, но никогда нет нас. При такой системе расселения процветают гетто, анклавы, бантустаны, а государственность достигнута путем сложных договоренностей, основанных на сиюминутных интересах, запугиванием слабых и принуждением гордых. При такой государственности институт государства может существовать только как федерация.
1.3. Безналоговость
Прежде чем всерьёз говорить о безналоговости, необходимо однозначно определить и понять, что такое налоги.
Большой энциклопедический словарь16 содержит такое этого определения термина:
«Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу (акциз)».
В учебнике «Экономика (Economics)»17 этому вопросу отведено несколько глав и вот, что там можно прочитать:
стр.59: «Государственные органы власти оплачивают приобретаемые ими товары и производимые трансфертные платежи главным образом за счет налогообложения. (Остальное финансируется за счет займов).
…Наибольшая часть суммарных и федеральных налоговых поступлений обеспечивается за счет личных подоходных налогов; вслед за этим идут отчисления в фонд социального обеспечения.
…В целом общая сумма налогов составляет около 30% ВНП; это означает, что государство в лице федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти изымает почти треть совокупного дохода (ВНП) в виде налогов».
стр.377: «Уровень налогов определяется главным образом размером государственных расходов».
Приведенные выше, словарное определение, и учебный материал описывают лишь назначение налогов – финансовое (денежное) обеспечение части затрат государственных органов и способы их взимания не затрагивая ни сути налогов, ни причину их появления.
Да, если постараться, то можно найти литературу, как популярную, так и строго научную, по истории возникновения и развития налоговой системы в том или ином государстве, будь то далёкая древность первых цивилизаций, античность или времена нашей эры18.
Например, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, в статье «Римские древности» (том XXVIa)19 есть следующее обобщенное и упрощенное описание доходов и расходов античного Римского государства:
«Доходы римской державы: 1) налог (vectigal) за пользование италийскими общественными землями (ager publicus); 2) принудительные займы (tributum), сообразно цензу лиц, с которых государство брало деньги; расплата производилась из военной добычи; этот tributum с 406 г. до Р. Х. стал постоянным налогом и взимался с земельной собственности, живого и мертвого инвентаря и наличных денег. Со времени завоевания Македонии tributum более не собирался, но, как кажется, Каракалла, распространив Р. гражданство на провинциалов, вновь приступил к сбору tributum; 3) налог на провинциалов; 4) отдача на откуп государственных земель в провинциях; 5) налог на наследство, в размере 5%, установленный Августом; 6) сбор с отпускаемых на волю; 7) косвенные налоги: а) таможенные пошлины, в Галлии составлявшие 2½% стоимости ввозимого; б) пошлина с аукционов и продаж, в размере 1%; в) пошлина в 4% с продажи рабов; г) установленный Цезарем сбор с продажи съестных припасов в Риме. Менее значительные доходы получались еще от рудников, чеканки монет, конфискации имуществ, штрафов и т. п. Совершенно не поддается исчислению доход от военной добычи. Финансовая администрация в Риме в республиканское время была мало выработана; весьма развита была система откупов (см.). Важнейшая перемена в императорский период заключалась в отделении императорского фиска (см.) от государственной казны (aerarium).
Расходы Римской державы были следующие: 1) поддержка культа богов, постройка храмов, устройство жертвоприношений и т. п.; 2) сооружение и сохранение общественных зданий и дорог; в республиканское время на это шел определенный процент дохода, императоры строили дороги и пр. за счет фиска и трудом солдат; 3) с 406 до Р. Х. – жалованье войску; во времена Полибия легионер получал 1200, центурион 2400, всадник 3600 асов ежегодно; при императорах легион стоил ежегодно 1566000 денариев. Сюда следует еще присоединить расходы на наем варваров, вознаграждение ветеранам, укрепление границ, сооружение осадных машин и т. п.; 4) оплата администрации, которая стала требовать больших расходов при императорах, когда увеличилось число чиновников; сюда нужно отнести и расходы на почту, монетный двор, библиотеки, школы и т. п.; 5) ежегодная субсидия (до 80 млн. сестерций) для уменьшения хлебных цен и на даровую раздачу хлеба; 6) частые, особенно в императорское время, раздачи масла, вина, мяса или денег Р. плебсу, подарки солдатам и т. п.; 7) правительственная поддержка лиц, не имевших средств на воспитание детей (со времен Нервы и Траяна)».
В работах некоторых историков, налогами называются и жертвоприношения богам, и добровольные взносы на разнообразные общественные нужды (прежде всего на формирование и снаряжение войска). Это, по нашему мнению, по меньшей мере, не корректно, поскольку является переносом современных представлений (трактовок) о значениях терминов и понятий об отношениях между людьми, их психологии и мотивации к действиям на факты, события и обстоятельства жизни людей за многие века и даже тысячелетия до нас. Кроме того, такие трактовки налогов являются манипулятивными приемами объяснять реалии настоящего в отношениях государств к людям, в них проживающим, какими-то якобы исторически сложившимися условиями.
В действительности римляне времен ранней республики не платили и не взимали налогов, жили, что называется своим трудом, в том числе и государство (люди его олицетворяющие). Еще римляне тех времен презирали греков за то, что те взимали налоги, пошлины и сборы. Римляне даже создавали в противовес грекам на завоеванных территориях зоны свободные от налогов, чтобы побеждать греков и в экономической конкуренции (вспомните хотя бы историю порта Делос)20.
Обратите внимание, что латинское «vectigal» в латинско-русском словаре21 переводится в нескольких значениях: «подать, сбор, дань, налог, пошлина, доход, поступление, источник дохода». Хотя в действительности этот термин применялся прежде для обозначения ежегодной арендной платы за использование государственного (общественного) участка земли, взимаемого арендатором с арендодателя.
Чтобы разобраться в сути, прежде всего надо абстрагироваться от чужих заблуждений и осознать, что со времен неолитической революции (возможно и ранее тоже, но нас интересует именно этот период истории человечества) основным и зачастую единственным источником средств к существованию человека, было «натуральное хозяйство», где люди производят продукцию только для себя, чем и живут. Поэтому участок плодородной земли – просто необходим для выживания, несмотря на существование рынков, торговли, дорог и морских коммуникаций. Так было и в Древней Греции, и в Древнем Риме, и до них, и после них. Даже в нашем XXI веке – веке изощренных рыночных отношений существуют страны и территории, где люди живут натуральным хозяйством и участвуют в рыночных отношениях в редких исключительных случаях.
Возвращаясь к временам Древнего Рима, следует отметить, что все римские граждане имели участки земли на территории Рима, на доходы с которых жили. Италиками же римляне называли жителей соседних с Римом земель и свои завоевания они начали именно с этих соседей, которых побеждали, а их земли захватывали и присоединяли к территории Рима. Эти земли и считались римлянами общественными (или государственными) землями: «ager publicus – общественное поле», которые они сдавали в аренду (даже бывшим владельцам этих земель из италиков), а доходы от аренды обращали в государственную казну и расходовали на государственные же нужды (прежде всего на новые завоевания).
В современном нам мире арендная плата не является налогом, даже если арендодателем выступает какое-либо государственное учреждение или орган власти. Не все доходы государства являются налогами, ни в США, ни в РФ, ни где-либо ещё.
Поэтому нет никаких оснований считать древнеримский «vectigal» налогом, а вот регулярные сборы с жителей завоеванных земель, проводимые силой, вызывавшие ропот и восстания, действительно можно называть налогами, как это делали сами римляне и вслед за ними делают историки, так как такие сборы являлись ничем иным, как непрекращающимся грабежом покоренных народов.
Эти исторические сведения помогают нам лишь отчасти. Поскольку наша задача – разобраться в том, как так получилось, что государствам потребовались налоги с собственных граждан, а не с порабощенных налогов и почему необходимость в них сохраняется до сих пор. Решение этой задачи неизбежно приводит нас к вопросу о деньгах и власти.
В свое время мы посвятили исследованиям вопросов власти и денег достаточно времени и сил. В результате этих исследований, мы для себя установили, что:
– власть – это долг человека, призванного людьми (обществом в котором он живёт) организовать защиту их жизни и здоровья от агрессии со стороны враждебных сообществ, и принявшего на себя этот долг, это бремя добровольного обязательства посвятить этому делу все свои силы, умения, не пожалеть и саму свою жизнь при его выполнении. Такого человека люди наделяют властью и называют властителем.
– деньги – символ долга властителя перед подвластными ему людьми, проживающими на подвластной ему территории и инструмент учета этих подвластных.
Подробнее о том, как мы пришли к этим выводам и заключениям можно ознакомиться в опубликованных нами работах: «К новому экономическому укладу, или снова о деньгах и власти22» или «Экономика общественных резервов23».
Вот небольшие выдержки из этих публикаций:
– О власти:
«Отношения власти (необходимость таких отношений) возникают тогда, когда в мире (в пространстве Человечества) складывается такое состояние общества (в масштабе всей ойкумены, всего обозримого человечества), в котором целые сообщества людей попадают под угрозу тотального уничтожения со стороны других сообществ, в котором жизнь человека может быть злонамеренно и целенаправленно прервана другим человеком».
«Наделение властью обусловлено тем, что те, кто принимает на себя власть (становиться властителем), принимают на себя обязательства посвятить всю свою жизнь одному делу и одному событию – добровольной смерти в борьбе за жизни других людей. А те, кто наделяет человека властью, берут на себя добровольные обязательства подчинения указаниям властителя, направленным на выполнение его главной жизненной миссии – защите людей от преждевременной насильственной смерти от рук других, неотличимо похожих на людей».