Теперь на переменах вместо того чтобы носиться по школе, как угорелые, вместе с остальными ребятами, четверо друзей сидели в классе, листали книги по аквариумистике и тихо переговаривались.
– Гурами! – восхищённо говорил Димка
– Скалярии! – перебивал его Сашка
– Меченосцы и молинезии! – мечтательно закатывала глаза Серёга
– Бакопа перистолистная! – бубнил Сашка.
– Элодея Наяда! – козырял знаниями Димка.
– Риччия плавающая! – бормотал Серега.
Андрейка ничего не говорил, только вздыхал.
У них у всех пока были рыбки только одного вида. Самого простого и самого распространенного. Гуппи. Или как их еще называли – гупики.
У Андрейки было целых пять рыбок: две самочки и три самца. Самки были больше, чем самцы, и они были некрасивыми. Как маленькие селедки.
Зато – самцы! Вот это – настоящие красавцы! Главным украшением самцов гупиков был хвост. Длинный, широкий как веер, он переливался всеми цветами радуги.
Мальчик очень любил наблюдать, как шустрые самцы, распушив хвосты, метались по всему аквариуму, словно маленькие разноцветные кометы. Таким образом, они пытались привлечь внимание серьезных самок. Но те с невозмутимым видом медленно плавали взад-вперед и все время что-то жевали.
Как-то Андрейка заметил, что одна из самок поправилась. Ее брюшко округлилось, раздулось по бокам и потемнело.
К этому времени мальчик прочёл немало специальной литературы и понял – это явный признак того, что скоро в аквариуме появятся мальки.
Андрейка знал – гуппи являются живородящими рыбками, они не откладывают икру, как многие рыбы, а сразу рожают мальков. Поэтому нужно непременно отсаживать ждущую деток самку в отдельный аквариум или хотя бы в банку. Иначе взрослые могут запросто слопать мальков.
Но одно дело – читать об этом в умных книжках, и совсем другое – когда это случается в твоём аквариуме в первый раз.
По подсчётам Андрейки маленькие рыбки должны были появиться через неделю, но мальчик решил не рисковать и заранее отсадить самку.
Он чисто вымыл трёхлитровую банку, налил в нее специально отстоянную воду, после чего поймал сачком готовящуюся стать мамой самочку и выпустил ее в эту банку.
Несколько веточек растения «роголистник», который ребята называли просто «елочкой», должны были создавать уют и служить убежищем для малышей.
После этого мальчик стал с нетерпением ждать пополнения.
Находясь в школе, Андрейка все время переживал, что мальки выведутся раньше времени, он пропустит этот момент, и самка сама съест своих детенышей.
Мальчик бегал домой на каждой перемене, проверял – не появились ли мальки. Но мальков все не было, а самка медленно плавала в банке сосредоточенно двигая челюстями. Брюшко у рыбки стало просто огромным, казалось, что ее вот-вот разорвет на мелкие кусочки.
– Ты куда все время бегаешь? – спросил Димка, когда Андрейка в очередной раз опоздал на урок, – И почему все время опаздываешь?
– Куда надо, туда и бегаю! – ответил мальчик.
Он решил пока никому не говорить о грядущем пополнении в своем аквариуме. Чтобы не сглазить.
– Подумаешь! – обиделся Димка, – Не хочешь говорить и не надо!
Он отвернулся и принялся рисовать танчики в тетрадке.
Уже миновала неделя, потом еще половина, а мальков все не было. Самочка превратилась в рыбу-шар. Андрейка видел, что ей очень тяжело плавать. Ему было очень жалко рыбку, но он не мог ей ничем помочь.
– Какая она большая! – сказал папа, – Мальков двадцать выведет, не меньше!
– Классно! – обрадовался Андрейка, – Мальки вырастут, и у меня будет много рыб в аквариуме!
– Хитренький ты, Андрейка! – вздохнула Жанночка, – У тебя скоро будет много рыбок, а у меня всего два хомячка! И то один уже убежал!
Хомячка съел кот Тишка, но Жанночке сказали, что он убежал. Хотя так и было: хомячок сначала убежал, а потом его поймал кот Тишка и съел. Наверно он решил, что это мышь, и не мог понять, почему его ругают за то, за что обычно хвалили?
Андрейка смотрел на рыбку и понимал, что все должно случиться в ближайшее время. Скорее всего этой ночью. Мальчик решил не спать всю ночь и обязательно увидеть, как будут появляться мальки.
Все давным-давно уснули. И папа с мамой, и Жанночка. Только Андрейка не спал. Он сидел у стола, на котором стояла банка с рыбкой, и ждал.
Часы сначала показали двенадцать, потом – час, потом – два.
Даже в новогоднюю ночь мальчик засыпал раньше. Веки его стали тяжелыми, и глаза закрывались против воли. Голова все время падала на грудь. От этого Андрейка просыпался и, протирая глаза, таращился на банку. Но упрямая рыбка никак не хотела выводить мальков.
Мальчик постучал ногтем по банке, самка подплыла к стеклу и посмотрела на Андрейку пустыми круглыми глазами.
– Вот, чего ты издеваешься надо мной? – спросил он, – Что я тебе плохого сделал?
Ничего не ответила рыбка. Только хвостом махнула и спряталась в зарослях «роголистника-елочки».
Голова Андрейка упала на грудь, и он едва не свалился со стула.
– Я просто прилягу, а спать не буду! – пообещал он сам себе, растягиваясь на кровати, – Я только на секундочку глаза закрою!
Андрейка закрыл глаза, как и собирался, всего на секундочку, а когда открыл, то услышал, как на кухне папа собирается на работу.
Часы показывали половину шестого.
– Как же так! – воскликнул мальчик, вскакивая на ноги, – Я ведь и не спал вовсе!
Он подбежал к банке и первое, что увидел, была худая как спичка рыбка. Из рыбы-шар она превратилась в рыбу-иглу.
– Все проспал! – бормотал Андрейка, пытаясь отыскать мальков – Эх я, соня!
Но кроме похудевшей самки, в банке никого не было. По всей видимости, мальки стали ранним завтраком для своей прожорливой мамаши.
Ругая себя на чем свет стоит, мальчик отправился на кухню, шлепая босыми ногами по полу.
– Ты чего не спишь, сынок? – спросил папа.
– Самка мальков вывела и всех съела! – пожаловался Андрейка, – А я все проспал и не отсадил ее вовремя. Не спас мальков! Э-э-эх!
– Ну, не переживай! – папа попытался успокоить сына, – В следующий раз обязательно спасешь всех мальков!
– Когда еще этот следующий раз будет? – вздохнул мальчик.
– Будет! – папа обнял мальчика.
– Эх! – сказал Андрейка еще раз и пошел в свою комнату.
А папа пошел на работу.
– У-у-ух, обжора! – сказал мальчик рыбке и погрозил ей кулаком.
Вдруг он заметил какое-то движение среди водорослей. Андрейка стал всматриваться и увидел крошечное существо, плавающее между зеленых листиков. Потом еще одно.
– Ура! – тихо, чтобы не разбудить маму и Жанночку, зашептал мальчик, – Ура! Какие вы молодцы, что спрятались от этой обжоры в кустиках!
Он тут же пересадил самку в общий аквариум, а малькам насыпал сухого корма тщательно растерев его пальцами.
– Ты уже проснулся, сынок? – удивилась мама, – Так рано!
– Мама! – радостно ответил Андрейка, – У нас родились маленькие рыбки! Целых два малька!
– Ты смотри со своими рыбками в школу не опоздай! – сказала мама.
– Не опоздаю! – проворчал мальчик.
Ему стало обидно, что мама не обрадовалась вместе с ним.
– Ничего! – думал Андрейка, выходя из дома, – Пацаны, те уж точно обзавидуются! Я ведь первый, у кого в аквариуме мальки вывелись! Пускай даже всего два!
Настроение у него сразу улучшилось. Андрейке даже казалось, что он стал другим человеком. Выше ростом, шире в плечах. Мальчика удивляло то, что люди вокруг не замечали произошедших со ним перемен. Шли по своим делам с равнодушным выражением на заспанных лицах.
Андрейка утешал себя тем, что прохожие, как и мама, ничего не понимают в аквариумных рыбках. Вот в школе друзья, узнав о его достижении сразу признают, что он лучший аквариумист в классе.
Когда Андрейка вошел в класс, там было почти пусто. Только Машка, приходившая в школу чуть ли не за час до занятий, сидела, сложив руки на парте. Уткнувшись в раскрытый учебник, она смешно шевелила губами, читая написанное, а потом поднимала глаза к потолку и, наморщив нос, пыталась вспомнить то, что прочла.
– Машка! – крикнул Андрейка прямо с порога, – Прикинь, у меня самка-гуппи мальков вывела! Целых две штуки!
Машка оторвала глаза от учебника, посмотрела на мальчика, пожала плечами, покрутила пальцем у виска и снова уставилась в книгу.
Андрейка махнул рукой и вышел из класса. По коридору навстречу ему шел заспанный Сашка.
– У меня два малька гупика ночью вывелись! – забыв поздороваться крикнул Андрейка.
Наконец-то он мог поделиться своей гордостью и радостью со знающим человеком.
– У меня – пять, – равнодушно сообщил Сашка и зевнул, – Остальных самка сожрала, поздно заметил.
– А ты почему мне ничего не говорил?
– А ты почему?
– Боялся сглазить!
– И я боялся!
Невозможно описать то состояние, в какое повергли Андрейку Сашкины слова. Это был шок. Из героя дня он вмиг превратился в неудачника.
Но оставалась еще надежда на то, что Димка и Серега удивятся и признают в Андрейке настоящего профессионала.
Начался урок, а друзей все не было. Андрейка глядел на пустой стул рядом с собой, и не находил себе места.
В середине урока в класс вошел Димка. Вид у него был такой, будто он спит на ходу.
Хмуро извинившись за опоздание, он прошел по классу и, зевая во весь рот, шлепнулся на свое место.
– Ты чего, проспал? – спросил Андрейка друга.
– Ага! – ответил тот, – Маме на работе дали интересную книгу про лабиринтовых рыбок почитать только на один вечер! Вот я почти до утра и сидел, все про гурами переписывал! А потом мама меня еле подняла!
– У меня два малька гупика вывелось! – похвастался Андрейка.
– Мне гупики больше не интересны! – наморщил нос Димка, – Я своих вчера соседскому малому отдал! Теперь буду только гурами разводить. В воскресенье на птичий рынок с мамой поедем! Вот! Все, не мешай, я читать буду!
Он вытащил из портфеля толстую тетрадку, исписанную неровным почерком.
Настроение у Андрейки стремительно падало. Оставался только Серега. Ну хоть он-то должен то удивиться и позавидовать его успеху. Вот только почему-то он до сих пор не появился в школе. Может, заболел? Как бы не пришлось после уроков идти к нему домой. Но ради славы Андрейка был готов даже на это.
Серега появился на большой перемене после второго урока. Он вошел в класс с озабоченным, но счастливым лицом.
Андрейка тут же подошёл к нему.
– Привет, Серый! Ты чего опаздываешь?
– У меня, самка-меченосиха мальков вывела! – улыбаясь, сообщил Серега, – Я с пяти часов утра с сачком дежурил, по одному отлавливал, чтобы не сожрали! Двенадцать штук родилось!
Лучше бы он сразу ударил Андрейку кулаком в глаз.
Двенадцать мальков меченосцев! Куда ему со своими двумя несчастными гупиками. Мальчику захотелось побежать домой и вылить содержимое банки в унитаз.
Оказалось, что Серега неделю назад вместе со старшим братом и мамой ездили на рынок и накупили много разных рыбок. В том числе и большую беременную самку-меченосиху.
Суеверный Серега, как и Андрейка с Сашкой молчал, боясь, что друзья попросят посмотреть его хозяйство и сглазят рыбку.
Домой Андрейка шел едва переставляя ноги. Он твердо решил, что больше не будет разводить аквариумных рыбок. Если Жанночка захочет, пусть сама ими занимается, а если не захочет, то он отдаст рыбок кому-нибудь вместе с аквариумом и пакетом сухого корма.
Мальчик очень удивился тому, что папа, вместо того, чтобы работать на работе, был дома. Он сидел за обеденным столом и уплетал борщ.
– Ты почему дома? – спросил Андрейка.
– Дали отгул! – ответил папа и подмигнул сыну.
– Понятно! – Андрейка прошел в свою комнату, но тут же выбежал обратно.
– Э-э-э-это что? – спросил он, заикаясь, – Что это стоит на столе в моей комнате?
– А ты как думаешь? – снова улыбнулся папа.
– А-а-а-квариум?
– Аквариум!
– Не может быть!
Андрейка снова побежал в свою комнату и замер перед столом. А на столе стоял большой каркасный прямоугольный аквариум.
Дно в нем было выложено разноцветными камешками и ракушками, из которых тянулись вверх разнообразные растения, названия которых мальчик даже не знал. В центре стоял пластмассовый водолаз (давняя мечта Андрейки). В одной руке водолаз держал сундучок с сокровищами, а в другой – острый нож. Из его ушей выскакивали пузырьки воздуха. А сколько там было рыбок! Андрейка даже считать не стал. Потому что рыбок было очень много. И меченосцы, и молинезии, и гурами, и скалярии, и похожие на матросов, полосатые данио-рерио, и еще много других рыбок, которых мальчик видел только в книгах.
– Это мне? – Андрейка не мог поверить в свое счастье, – Откуда такое богатство?
– Оттуда! – улыбнулся папа, и сказал так, как говорил давным-давно, когда Андрейка был совсем маленьким, – Зайчик принес!
Примечания:
1. Скалярия, Меченосцы, молинезии, гурами, гуппи, данио рерио – аквариумные рыбки
2. Риччия плавающая, Элодея Наяда, Бакопа перистолистная – аквариумные растения
На каждого хитреца… (Голый лёд)
Еще два дня назад было холодно, и везде лежал снег. А позавчера вечером вдруг потеплело, закапал с неба противный колючий дождик. Следом потекло с крыш. Снег начал быстро таять, стали появляться лужи.
– И это называется – декабрь! – возмущался дедушка, когда они вместе с Андрейкой шли в магазин за конфетами.
И мальчик, и дедушка были обуты в резиновые сапоги и поэтому не боялись промочить ноги. Андрейка специально выбирал места поглубже и один раз чуть не набрал воды.
Лужи отличались особым коварством. Мало того, что они попадались глубокие, вдобавок к этому, на дне находился лед. От этого было очень скользко.
– Да! – поддержал дедушку внук, – И это называется декабрь!
– Что же дальше будет? – продолжал ворчать тот
– Что же дальше… Ой! – Андрейка по привычке хотел поддакнуть дедушке, но снова поскользнулся и с трудом устоял на разъезжающихся в стороны ногах.
– Гололед! – объяснил дедушка, – Очень опасно! Если упадешь можно руку сломать! Или ногу! Надо осторожно ходить!
– Надо! – согласился мальчик.
Дальше до магазина и обратно они были заняты тем, что старались идти осторожно. И все равно Андрейка чуть не упал шесть или восемь раз. Спасибо дедушке, который всегда подхватывал внука и не давал ему шлепнуться в холодную грязную воду.
А лужи уже покрывали почти все дороги. Можно было сказать, что дороги превратились в громадные лужи.
– Смотри, там голый лед! – сказал Андрейка папе, когда тот собирался на работу в ночную смену, – Очень опасно! Надо идти очень осторожно! Вон, дедушка чуть десять раз не упал! А я ему говорил!
– Хорошо, сынок! – улыбнулся папа, – Спасибо, что предупредил! Теперь я буду идти очень осторожно и не упаду!
Утром дождь все не прекращался, и мама дала Андрейке папин зонт. Зонт был большой и, пока его не раскрывали, напоминал тросточку. С такими тросточками гуляли джентльмены в кино про Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
Но стоило раскрыть зонт, он сразу же становился похожим на маленький парашют. Андрейка даже подумал, что летом надо будет пойти на окраину, где уже несколько лет стоит недостроенный дом, и прыгнуть с площадки второго этажа с зонтом, словно с парашютом.
Занятый мыслями мальчик не забывал идти осторожно и не заметил, что подошел к школе. У входа в школьный двор разлилась большая лужа.
Андрейка был в резиновых сапогах, и лужа его не пугала, а вот для тех, кто не догадался обуться в нужную обувь, вода у входа стала непреодолимым препятствием. Непредусмотрительным учителям и ученикам приходилось тащиться к запасному входу.
– Ничего себе! – присвистнул Димка.
Андрейка не заметил, когда появился его друг.
– Обычная лужа! – небрежно сказал он, – Видал я и побольше!
Мальчик пересек лужу в самом широком месте и оказавшись с той стороны, торжествующе посмотрел на Димку.
Тот переминался с ноги на ногу, тоскливо посматривая на свои короткие ботинки со сбитыми носами.
– Ты здесь не пройдешь! – крикнул Андрейка, – Иди в обход! Давай быстрей, а то скоро урок начнется!
Димка постоял еще немного, потом пошел к запасному входу. И сразу же чуть не упал поскользнувшись.
– Осторожней иди! – крикнул ему вслед Андрейка, – Там голый лед! Можно упасть!
В класс вошла учительница Ирина Степановна, начался урок литературы. Димки все не было.
Андрейка поднял руку.
– Ты так хочешь отвечать? – удивилась учительница, – Ну, что же, выходи к доске!
– Нет, отвечать я не хочу! – растерянно сказал он, – Я по другому поводу!
– Так! Интересно! – еще сильней удивилась Ирина Степановна, – Что это за повод?
– Я хотел вам сказать, что Димка сейчас придет! – ответил Андрейка, – У входа лужа, и он пошел в обход! Вы, пожалуйста, не ставьте ему «н».
– Это хорошо, что ты за друга переживаешь! – похвалила учительница, – Я не буду ставить ему «н»! Но отвечать урок тебе все равно придется. Выходи к доске! Что было задано на дом?
Но испугать Андрейку литературой было трудно. Читать он любил. Другое дело, что мальчик не всегда любил читать то, что задают. В этот раз задали учить наизусть басню дедушки Крылова «Квартет». Андрейка несколько раз прочел басню вечером, и вдруг оказалось, что он ее выучил.
Мальчик смело вышел к доске откашлялся и с выражением начал.
Проказница Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет…
Тут в класс протиснулся Димка. Андрейка сначала не узнал друга. Тот был мокрый с головы до ног. Вода вытекала даже из ранца, который Димка держал в руке.
– Что случилось, Дима? – Ирина Степановна изумленно посмотрела на него поверх очков, – Вот твой друг сказал, что ты пошел лужу обходить!
– Пойти-то – пошел! – наморщил нос Димка, – Да только не обошел! Поскользнулся я! Упал! Прямо в лужу. Там этот, как его? Голый лед!
– Значит так! – учительница улыбнулась, – Иди сейчас домой и переоденься в сухое! А потом приходи на уроки. И не беги! Осторожно иди! Там же голый лед!
– Я очень аккуратно буду идти! – пообещал Димка, выскакивая за дверь.
Появился он только к четвертому уроку.
– Ты где пропадал? – спросил друга Андрейка, – Я уже волноваться за тебя стал. Там же голый лед! Вдруг ты опять поскользнулся и упал!
– Нет! – ответил Димка, – Я осторожно шел! Просто, когда дома чай с малиной пил, решил телек посмотреть. Включил – а там кино интересное. Приключения принца Флоризеля! Так засмотрелся, что не мог до конца оторваться.
– А если учительница спросит, где ты был, что скажешь?
– Скажу, что ждал, пока куртка высохнет! Не идти же в школу в мокрой куртке? Или хуже того – совсем без куртки? Да и не спросит она! Забыла, наверно! Что ей делать больше нечего, кроме как обо мне помнить!
В это время в класс вошла Ирина Степановна.
– Дима, почему тебя так долго не было? – строго спросила она Андрейкиного друга.
– Я ждал, пока куртка высохнет! – пробормотал Димка, – Не идти же в школу в мокрой куртке? Или хуже того – совсем без куртки? И еще учебники на батарее сушил. Они же школьные! Их беречь надо!
– Все с тобой ясно! – улыбнулась учительница, – Постарайся, пожалуйста, завтра в лужу не упасть!
– Постараюсь! – пообещал Димка.
Весь вечер Андрейка думал. И вот о чем: завтра утром в девять часов утра по второй программе должны показать интересный фильм. Назывался он – «Офицеры».
Андрейка видел его уже несколько раз, но хотел посмотреть еще. Он даже подчеркнул красным цветом в телепрограмме время показа фильма. Хотя понимал, что наверняка не сможет быть у экрана телевизора во вторник утром.
Но сегодняшнее происшествие с Димкой заставило Андрейку задуматься. Он задумался, долго думал и придумал.
Мальчик решил последовать примеру друга и завтра тоже упасть в лужу. Учительница обязательно отправит его домой переодеваться. Мама будет на работе. А папа отдыхать в дальней комнате после ночной смены. Он спит крепко и если не делать громко телевизор, то не проснется. Тогда можно будет спокойно посмотреть любимое кино.
А в школе сказать, что он, как и Димка не смог прийти раньше, ждал, пока высохнет куртка.
И еще Андрейка решил, что раз его не будет на завтрашних уроках, то готовить домашнее задание совсем не обязательно. Лучше провести вечер за более приятным занятием. Например – почитать книгу «Робинзон Крузо», взятую в библиотеке сегодня днем.
Решено – сделано.
Утром Андрейка сразу приступил к выполнению своего хитроумного плана.
Так как мама работала в той же школе, в которой учился мальчик, то раньше они часто выходили из дома вместе.
Когда Андрейка был маленький, ему это нравилось. Однако, стоило ему перейти в пятый класс, он стал считать себя взрослым и, стеснялся если мама шла рядом. Теперь они с мамой шли в школу по отдельности, иногда даже разными дорогами.
Но сегодня мальчику было нужно, чтобы мама шла рядом и видела его падение.
– Мам! Ты подожди меня, пожалуйста! – попросил он, – Давай вместе пойдем!
– С чего это вдруг? – удивилась мама, – Ты же сказал, что уже взрослый и будешь всегда ходить один!
– Ты не понимаешь? – серьезно ответил Андрейка, – На улице скользко! Там голый лед! А ты – женщина! Можешь поскользнуться и упасть! Кто тебя поддержит? Я! Знаешь, как вчера Димка упал? Прямо в лужу! А все потому, что его никто не поддержал!
– Ты – настоящий мужчина! – засмеялась мама, – Только долго собираешься! Давай быстрей, а то опоздаем!
– Я уже почти готов! – обрадовался мальчик, – Сейчас только ранец проверю, чтобы ничего не забыть!
В это время вернулся с работы папа. Андрейка с солидным видом протянул ему руку.
– Здравствуй, папа! Как ты отработал? Устал?
– Устал! – вздохнул папа, – За всю ночь даже не присел. Спать хочется! Глаза сами закрываются! Наверно, до вечера просплю!
Он потянулся и сладко зевнул.
– Так ты тогда сейчас же ложись спать! – заботливо посоветовал мальчик, – И двери в спальню плотно закрывай, чтобы тебе ничего не мешало!
– Я так и сделаю! – пообещал папа и снова зевнул.
Андрейка зевнул в ответ, и ему тоже захотелось спать.
Школа находилась рядом, но было очень скользко, и Андрейка с мамой шли медленно, осторожно переставляя ноги.
– Не волнуйся, мама! – говорил он, крепко держась за ее руку, – Я тебя держу!
– Спасибо, сынок, с тобой рядом я ни капельки не волнуюсь! – уверяла его мама.
Но Андрейка видел, что она все равно волнуется.
Лужа у входа стала еще больше. Кусочки грязного льда плавали, как маленькие айсберги.
Тебе не пройти здесь! – сказал Андрейка, внимательно осмотрев мамины модные сапожки, – Мигом ноги промочишь! Забыл тебя предупредить, чтобы ты папины резиновые сапоги надела!
– Они же большие для меня! – рассмеялась мама, – И совсем не модные!
– Ничего страшного! Лучше ходить в больших и немодных сапогах, но с сухими ногами, чем в промокших модных сапожках!
– Ты и правда уже большой! – улыбнулась мама, – Заботливым стал и рассуждаешь, как взрослый! Пошли лужу обходить!
– Ну, что ты, мама! – идти в обход совсем не входило в планы мальчика, – У меня-то – резиновые сапоги! И я – взрослый! Я пойду прямо через лужу! А ты иди в обход! Только осторожно, по тротуару! Там тоже голый лед!
– Ну что делать! – вздохнула мама, – Не поспоришь с тобой, со взрослым человеком! Иди через лужу!
Мама ступила на тротуар и медленно пошла в сторону запасного входа.
Андрейка повертел головой по сторонам и, убедившись, что на него не обращает внимания, сделал вид, что поскользнулся и упал в лужу.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги