Сергей Уделов
Технология создания аудиокниг, или Как реально зарабатывать, записывая аудиокниги
Пролог
Как много сказано, написано и отснято о том, как записывать аудиокниги! Слушать – не переслушать, смотреть – не пересмотреть, читать – не перечитать. Найти можно всё. И всевозможные школы актерского мастерства, и бесчисленные курсы и ролики звукорежиссуры, и бесконечные лайфхаки от профессиональных, полупрофессиональных и непрофессиональных, но очень знающих, мастеров озвучки. Не найдете вы только ответ на самый, пожалуй, важный и животрепещущий вопрос: «Можно ли заработать, озвучивая аудиокниги и как это сделать?».
Я долго не мог понять, почему никто об этом не говорит? Но постепенно пришло прозрение. Дело в том, что все, что вы можете узнать о профессиональной записи аудиокниг (здесь профессионал – это тот, кто зарабатывает на жизнь, записывая и продавая аудиокниги) сказано, написано, отснято не теми людьми. Поясню. Кто ведет школы актерского мастерства? Правильно, в большинстве своем актеры-режиссеры. Для подавляющего большинства из них запись аудиокниг – это случайная разовая работа[1]. Их бизнес находится несколько в иной области. То же самое можно утверждать и в отношении мастеров в области звукорежиссуры. Они тоже зарабатывают деньги не этим. Остальная часть генераторов замечательных идей, о том, как надо записывать и обрабатывать аудиозаписи применительно к нашей теме зарабатывания денег и вовсе случайные люди, в вопросе разбирающиеся слабо. Еще раз повторю, речь идет о том, что надо сделать, чтобы зарабатывать на жизнь именно озвучкой аудиокниг. Не озвучивая рекламные ролики, видеоигры и фильмы, а именно озвучивая аудиокниги. Озвучка роликов, фильмов и т. д. очень тесное поле с бешеной конкуренцией, попасть туда с улицы практически невозможно для большинства, а вот с аудиокнигами все иначе. Здесь рынок огромен и находится в постоянном и бешеном развитии. Можно сказать, что в нашей стране он еще в зачаточном состоянии. Места на нем хватит всем. И чтобы зарабатывать на этом поприще, нужно очень много записывать.
Если у вас есть иной источник дохода, а запись аудиокниг для вас всего лишь хобби, которому вы готовы уделять лишь небольшую часть вашего свободного времени, то скорее всего – эта книга не для вас, хотя отдельные идеи, озвученные в этой книге и для вас будут небезынтересными. Но вернемся к нашим баранам. Попробую объяснить свою мысль на примере. Возьмем рыболова-любителя, ловящего исключительно на удочку и рыболова-промысловика, ловящего рыбу сетями и, к примеру, с сейнера. Можем ли мы сказать, что рыболов-любитель ничего не понимает в рыбалке? Нет! Его опыт и советы таким же рыболовам-любителям могут оказаться бесценными, но вот дельного совета, как регулярно добывать несколько тонн рыбы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, продавая добытое, он вам никогда не даст. Несмотря на то, что оба рыбака ловят одно и то же, а именно рыбу, задачи у них при этом стоят абсолютно различные и подход к их решению также будет различным.
Может ли профессиональный звукорежиссер или актер, ну скажем, закадровой озвучки, дать вам дельный совет, как зарабатывать на жизнь, записывая и продавая аудиокниги? Вот и я сомневаюсь. Просто потому, что у них нет такого опыта и, соответственно, поделиться с вами им просто нечем. Почему? Да опять же, потому, что они зарабатывают на жизнь иным способом, потому и советы у них соответствующие. Вот, например, чему учат в школах актёрского мастерства?
А учат там, как понять и донести до слушателя замысел автора, как правильно читать текст, как правильно дышать, как сделать раскладку по ролям и ещё многому и многому, очень полезному и нужному (я серьёзно!), но, опять же, практически, не имеющему никакого отношения к нашей теме! Как-то само собой подразумевается, что если вы усвоите всё, чему вас там учат, то замечательно прочитаете какую-то отдельную книгу и после этого сразу же станете богатым и знаменитым. Вам за это заплатят кучу денег и в дальнейшем будут вам отдавать на озвучку все бестселлеры по вот таким вот максимальным расценкам. Но надо понимать, что таких как вы – много, и бестселлеров на всех не хватит. Останутся небестселлеры, за озвучку которых платить вам будут по рыночным ценам, поскольку издательствам тоже нужно зарабатывать деньги, и чем меньше будут издержки (т. е. стоимость вашей работы), тем лучше. Увы, но это рынок! Представьте, что вам заплатили за озвучку восьмичасовой книги сто тысяч рублей. Книга стоит 300 рублей в продаже. Сколько надо продать экземпляров, чтобы отбить только вашу зарплату? Триста экземпляров? Нет! Чуть-чуть экономики с арифметикой. Чтобы заплатить вам сто тысяч, надо заплатить НДФЛ, т. е. работодатель вам должен начислить не сто, а сто пятнадцать тысяч, да еще около тридцати процентов во всевозможные фонды с фонда заработной платы, это уже сто шестьдесят пять тысяч. Т. е. только вы стоите пятьсот экземпляров, но помимо вас надо еще много кому заплатить. Авторские отчисления, продажники, рекламщики, суппорт, руководство, коммунальные платежи, амортизация оборудования, аренда или ремонт помещений, налоги и т. д. и т. п. И вот речь уже идет о десятках тысяч экземпляров. А если издатель не уверен в том, что продажи вашей аудиокниги покроют его издержки? Вот и заплатит он вам тысяч десять. А возможные убытки помогут покрыть продажи других, более успешных книг, потому издательство заинтересованно увеличивать объемы продаж за счет увеличения ассортимента, дайте больше книг народу – хороших и разных. А на озвучку бестселлера пригласят какого-нибудь знаменитого актера, чье имя уже будет рекламой этой аудиокниги. Сравните: озвучил книгу сам «Х», а не какой-то там «y». Оговорюсь, мои выкладки поверхностны и небезупречны, но по-моему, достаточны, чтобы проиллюстрировать мое утверждение, что никто не будет платить больше, если можно заплатить меньше.
Ну и в Школе актёрского мастерства вам не скажут, что для того, чтобы заработать себе на кусок хлеба, даже без масла, вам придётся озвучивать порядка сотни книг в год. Почему так много? Не стоит забывать и о том факте, что очень много вы будете озвучивать за процент с продаж, т. е. за роялти. Как правило он равен десяти процентам. Сколько экземпляров вашей аудиокниги по 300 р. за штуку надо продать, чтобы получить хотя бы 10 тысяч? 383 с учетом того, что надо уплатить НДФЛ. И продажи будут снижаться из месяца в месяц. По опыту, вам нужно озвучивать как минимум три книги в месяц или одну книгу в неделю. Но если вы будете работать так, как вас учат в школе актёрского мастерства, то в эти жёсткие временные рамки вам не уложиться ни за что. Так что, вас там обманывают в этих школах актёрского мастерства? Нет, не обманывают! Просто деньги, которые получают за озвучку ведущие этих школ, значительно отличаются от тех, которые вы будете получать за свою работу, даже если вы читаете текст не хуже, чем ваши учителя. Почему? А потому, что они уже известные и знаменитые, у них есть имя, а у вас его нет и никто вам платить за вашу работу выше действующих рыночных расценок не собирается и не будет. И это коренное отличие между вами и вашими учителями. Они могут позволить себе работать над книгой и месяц и больше, потому что получат за работу в разы, если не на порядок больше вашего. А у вас такой возможности нет.
Подчеркну, я не призываю гнать «халтуру». Во-первых, это неэтично по отношению к заказчику и конечному покупателю. Во-вторых, заказчик просто-напросто расторгнет с вами договор и на этом ваша карьера чтеца закончится навсегда. Назад дороги нет! В-третьих, если вы действительно любите эту работу, вы просто не сможете себе это позволить.
В этой книге я не расскажу вам о том, как сделать карьеру в мире искусства и стать высокооплачиваемым и жутко востребованным актёром закадровой озвучки, рекламы или вообще актёром. Моя цель куда более скромная, ещё раз повторяю, я хочу поделиться с вами знаниями о том, как заработать на жизнь, озвучивая аудиокниги, будучи обыкновенным простым человеком, который просто-напросто любит озвучивать аудиокниги и хочет этим заниматься профессионально, то есть, не отвлекаясь больше ни на какую другую работу, которая позволила бы ему свести концы с концами.
Говоря проще – здесь я расскажу, как получить заказ на озвучку аудиокниги и подготовить аудиокнигу за рекордно короткий срок без потери качества. Профессионалам и будущим профессионалам это должно быть интересно, потому что от количества выпущенных аудиокниг напрямую зависит их заработок.
Самый первый вопрос
Наверное, самый первый вопрос, который возникает у многих творчески настроенных личностей, после прослушивания хорошей аудиокниги – смогу ли я тоже записать аудиокнигу? Мысли при этом в голову приходят разные:
1. Смогу и даже лучше. Многие мои знакомые говорят, что у меня красивый голос. Запишу и народ, прям, помрет от восторга.
2. Смогу, но оно мне надо? Тратить свое время, чтобы какие-то утырки, бесплатно скачавшие мою книгу, мне еще и претензии свои дурацкие предъявляли…
3. Смогу, но это какой же труд?
4. Смогу, но вряд ли так хорошо, для этого, поди, и оборудование надо покупать соответствующее…
5. Конечно, смогу, вот прямо щщас и начну. Заодно и легкого бабла подниму…
И наконец, самая правильная и разумная часть среди нас решает:
6. Каждым делом должен заниматься профессионал. Как говорится, богу – богово, кесарю – кесарево, а слесарю – слесарево.
Итак, вы те самые люди из категорий № 1, 5 и 6, которые все же презрели голос разума! Открою вам маленький секрет: записать аудиокнигу может любой человек, у которого хватит на это терпения. Собственно, на этой разумной сентенции можно закрывать мою «абсолютно бесполезную» для вас книгу и приступать к записи своей аудиокниги. Но поскольку жизненный опыт вам подсказывает, что если я все же написал свою книгу, а вы ее купили, то просто так бросить чтение, наверное, будет не самым разумным решением. Потому что почти все, пишущие на эту тему заканчивают свои книги тем, с чего собственно и надо начинать. Записать аудиокнигу вы записали, а вот что делать с ней дальше? Ведь ваши амбиции простираются гораздо дальше, чем дать ее послушать своим домашним? Где деньги, Зин?
Вы можете выложить ее в свободном доступе на каком-нибудь торрент-трекере или у себя в блоге или в каком-нибудь сообществе в соцсетях. Вы получите какое-то количество положительных или отрицательных отзывов и, скорее всего, на этом ваш творческий порыв и иссякнет. Особенно, если вы подвергнетесь жесткой критике, обидетесь на неблагодарных сволочей и заречетесь начитывать аудиокниги. Нечего метать бисер перед свиньями.
Возможно, наоборот, положительная критика вдохновит вас на дальнейшую работу. А дальше перед вами снова будет выбор: плюнуть на это дело или продолжать свою самодеятельность, записывая одну, реже пару-тройку книг в год, пока не надоест. Абидна, да?
Проблема в том, что вы начали не с того вопроса, с которого стоило бы начать. Правильный вопрос звучит не «смогу ли я записать аудиокнигу», а «как записать аудиокнигу, которая будет востребована».
Что значит «востребованная аудиокнига»? А значит это, что должен найтись кто-то, кто захочет ваш аудиошедевр продвигать, с целью продажи или в рамках какого-то социального проекта. И здесь всплывают на поверхность еще две проблемы.
Вы не можете просто прийти в какое-нибудь издательство, популярную торговую площадку или на раскрученный интернет-портал и предложить распространять вашу аудиокнигу на возмездной или безвозмездной основе. Почему? Потому что ваша аудиокнига является контрафактом, т. к. нарушает авторские права (вряд ли вы получили разрешение от правообладателя, автора или издательства, на озвучку данного произведения). Поэтому для вас с вашей пиратской аудиокнигой дорога открыта, как уже было сказано чуть раньше, только на пиратские сайты, да на собственную страничку в соцсетях, а для вас, как продюсеров аудиокниг, это дорога в никуда. Ведь вы – это те, кто жаждет создавать аудиобестселлеры, т. е. популярные и хорошо продающиеся аудиокниги! Или бесплатно распространяющиеся, помните, я говорил, что мои советы пригодятся и любителям?
Итак, проблема первая: аудиохит может быть только легальным, чтобы его создать, надо получить согласие или автора понравившейся вам книги или издательства, имеющего права на эту книгу.
А отсюда вытекает и вторая проблема! «Человеку с улицы» получить заказ на озвучку популярной книги практически невозможно. Я не рассматриваю варианты, когда срабатывают нерыночные, а точнее неконкурентные отношения. Вы уже должны быть достаточно популярным, медийным человеком, чтобы с вами захотели работать потенциальные заказчики. Но чтобы стать таким человеком, вы должны иметь богатый опыт в озвучке аудиокниг, а для этого у вас должны быть заказчики. Нет портфолио – нет заказчиков. Нет заказчиков – нет портфолио! Круг замкнулся!
Как наработать портфолио? Есть разные варианты.
Найти работодателя, которому требуется диктор для озвучки чего-нибудь (роликов, книг и т. д.). Такие объявления довольно часто появляются где-нибудь на HeadHunter или SuperJob и т. д. Можно попытать успеха на фрилансерских площадках.
Как упоминалось ранее, есть вариант попытаться заинтересовать своим голосом какое-нибудь издательство или автора. Выслать демо своего голоса и подождать результата. Но в успех этого безнадежного предприятия я не особо верю. Почти все авторы передают права на озвучку своих книг издательствам. Напрямую же работать с вами автору невыгодно ни с какой стороны. У раскрученного автора уже есть свои, проверенные временем и успешными продажами чтецы, а вы для него «темная лошадка». Будет ли польза от вашего сотрудничества неизвестно, а он, автор, заинтересован в продажах. У вас должен быть поистине волшебный голос Джельсомино[2], чтобы этот вариант сработал. Издательства подобные предложения даже не рассматривают. Своих джельсоминов хватает.
Можно выложить свои демозаписи на популярных порталах с базами голосов с примерно таким же эффектом. Посмо́трите, сколько там таких как вы? Тысячи!!! (Домашнее задание: расчет вероятности вытащить счастливый билет).
Мне известен только один способ разорвать этот порочный круг. Надо принять участие в каком-нибудь достаточно масштабном проекте, возможно даже на общественных началах. Это может быть организация, продвигающая какой-нибудь социально значимый проект. Портфолио, друзья мои, портфолио! Или как вариант – принять участие в проекте ЛитРес Чтец или ему подобных[3]. Ну, литресовский проект, пожалуй, самый масштабный из известных мне. Там вопросов по продвижению аудиокниг у вас не возникнет. Выбираете из каталога доступных к записи книг понравившуюся, посылаете заявку на ее озвучку, получаете подтверждение менеджера, озвучиваете книгу и вуаля! После проверки службы контроля качества ваша абсолютно законная книга (неконтрафактная) поступает в продажу, а вы получаете за каждую проданную аудиокнигу определенный процент. Каждая качественная аудиокнига, записанная вами, будет работать на ваш имидж и популярность. С деталями вы можете ознакомиться самостоятельно на сайте ЛитРес. Есть только одно условие и оно, так или иначе, присутствует во всех перечисленных вариантах.
Вам придется выполнить тестовое задание (или записать демо своего голоса). Надо записать отрывок какого-нибудь текста (текстов). Если вы его выполните успешно, то считайте, что первый шаг к созданию аудиобестселлера вами уже сделан!
Тестовое задание
Здесь я вас снова разочарую (вообще для многих эта книга будет сплошным разочарованием, потому что в ней нет готовых рецептов типа: возьмите то-то и то-то, смешайте с тем-то и тем-то, посыпьте этим, выпекайте столько-то минут при заданной температуре и успех вам гарантирован. Будут только советы, как сделать правильный выбор и избежать ненужных потерь). Я не стану рассказывать вам, как лучше всего записать «убойный» деморолик. Какой текст выбрать, какие паузы выдерживать, какую интонацию использовать. Если вы выполняете тестовое задание, постарайтесь, чтобы текст звучал разборчиво, с нормальной скоростью, в меру выразительно. Не старайтесь сделать из теста шедевр. Скорее всего, у вас это не получится, а вот бан за «шедевр» получите почти наверняка. Все вопросы, касающиеся актерского мастерства, я в этой книге не рассматриваю. На эту тему и так существует масса литературы, платных и бесплатных курсов, специализированных сайтов и прочая, прочая, прочая. На этапе записи тестового задания вам хватит навыков, полученных в средней школе при чтении с выражением выученных стихотворений. Моя же задача состоит в другом. Я рассматриваю техническую сторону вопроса. Предположим, у вас хорошие данные: приятный голос, хорошая дикция, грамотная речь, хорошее чувство ритма, в общем, все то, что обычно скрывается под емким определением «хороший чтец». Вы записываете свое тестовое задание или свой деморолик и отсылаете адресату по месту требования (есть такой бюрократический оборот). Но получаете отрицательный результат (т. е. любой результат, не приводящий вас к заветной цели – получении работы). Как правило, никто не станет вам объяснять, по каким причинам ваш «шедевр» не получил признания. Увы, обычно это низкое качество представленной вами записи. Если вы записываете свой опус на микрофон мобильника или на дешевенькую гарнитуру, странно было бы ожидать высокого качества от вашей записи. На чем же тогда записывать, какой микрофон покупать, какая должна быть звуковая карта, какую программу использовать для записи, как «подготовить, свести» запись? Хоть об этом и так уже много сказано, но никто еще не попытался разработать единую систему или технологию записи аудиокниги. О технологии записи аудиокниг и пойдет речь в этой книге. А пока самый лучший совет, какой я только могу вам дать, для записи деморолика или тестового задания.
Если у вас нет хорошего микрофона, достойного аудиоинтерфейса и отсутствует опыт подготовки аудиоконтента, не бросайтесь срочно их покупать и лихорадочно разбираться в хитросплетениях DAW[4] и аудиоредакторов. Вдруг вы ошиблись и на самом деле это не ваше (я имею ввиду профессию чтеца аудиокниг). Минимизируйте свои затраты! Обратитесь в любую звукозаписывающую студию, где вам помогут записать ваши ролики. Стоить это будет копейки, т. к. речь будет идти о нескольких минутах записи, а вот нормальное качество студия вам обеспечит. И если вы успешно пройдете отбор, тогда мои дальнейшие советы для вас!
Итак, у вас все получилось, вы получили свое первое задание на озвучку аудиокниги (или не первое, но имеются упреки за невысокое качество записи или самим не очень нравится то, что получается в результате…). Книга ваша должна получиться длительностью часов этак 7-10. Не много и не очень мало. Но бежать записывать ее в студию уже не получится, если только вы в этой студии не на особом положении и услуги ее для вас бесплатны или стоят символические деньги. Увы, даже по самым низким расценкам работать вы будете в минус, т. е. заработать чего-то у вас не получится.
Тут надо сделать очередное отступление. В связи с тем, что конкуренция на рынке чтецов весьма высока, стоимость их услуг в массе весьма и весьма невелика. Как правило, это % с продаж, так называемый роялти, обычно не более 10 % или фиксированная стоимость, если книга «обречена» на успех.
Итак, урок арифметики Пупкина[5] в картинках:
Задача 1.
аудиокнига на портале стоит 200 рублей,
количество продаж в месяц – 100,
Вопрос.
каков заработок чтеца в месяц при условии, что его доля составит 10 %?
Правильный ответ – 1740 рублей (НДФЛ – 13 %)[6].
Дешевле 500 рублей за час записи в студии я расценок не встречал. Возможно удастся договориться на меньшую сумму, но пока остановимся на 500 рублях. Книга длительностью в 10 часов обойдется вам в 5000 рублей, т. е. на уровень окупаемости вы выйдете только за 2,88 месяца, при условии сохранения уровня продаж, а зарабатывать начнете только на четвертый месяц.
Фиксированная оплата за озвучку тоже будет в пределах 1000 руб. в час, т. е. половину своего заработка вы отдадите аудиостудии.
Вы можете возразить, неужели знаменитые актеры театра и кино будут работать за такие деньги? Конечно же, нет. Но мы-то с вами не они и на такие гонорары нам пока рассчитывать не приходится. Сначала надо стать знаменитым, а будущие знаменитости начинают с малого. Опять же Заказчик кровно заинтересован в продажах, а сможете ли вы записать книгу так, чтобы она разлеталась как горячие пирожки, он пока не знает.
Ну и для осознанного понимания, что почем и почему, нам придется снова вернуться за парту к нашей арифметике Василия Пупкина.
Задача 2.
1 аудиокнига приносит чтецу 1740 рублей дохода в месяц
Средняя заработная плата составляет 25000 рублей в месяц (нет, пока писалась эта книга масштаб цен мог и измениться и средняя ЗП, как и уверяет Росстат стала равна 50000 руб. Как говорится в одном известном с детства стихотворении: «Однако за время пути, собака могла подрасти»)
Вопрос.
Сколько аудиокниг (100 продаж на каждое наименование) должны быть проданы издательством, чтобы чтец получил среднюю заработную плату?
Ответ. Почти 17 книг.
Если мы будем записыватся на нашей студии по уже установленным расценкам по 500 руб. за час, то за 17 десятичасовых книг мы должны будем заплатить 17 х 10 х 500 = 85000 рублей.
Для чего я вам морочу голову этими детскими задачками, а не перехожу сразу к сути дела? Чтобы примерно понимать, каким должен быть начальный бюджет на покупку железа, чтобы более-менее качественно записывать аудиокниги в своей домашней аудиостудии. Да-да, именно о создании своей домашней аудиостудии и пойдет у нас речь ибо только она – альтернатива записи на профессиональной студии звукозаписи.
Наши расчеты показывают что максимальный бюджет на начальном этапе не должен превышать 85000 рублей. На самом деле мы с вами должны уложиться в гораздо меньшую сумму, т. к. продажи по 100 книг одного наименования это очень хорошие продажи и даже если они и будут таковыми, то как правило, первый месяц, а потом продажи идут на спад и через полгода падают до нескольких экземпляров. То есть свои вложения вы будете окупать гораздо дольше. Хватит ли у вас терпения и сил, чтобы следовать тернистым путем чтеца аудиокниг или нет, пока неизвестно, поэтому бюджет на создание домашней студии на старте должен быть как можно меньше. Есть еще одно соображение: чем больше и сложнее у вас оборудование и программное обеспечение, тем больше времени на их освоение вам потребуется. Хотя бы поэтому начинать следует с малого, а не стараться закупить лицензионный Cubase, сверхнавороченный аудиоинтерфейс, микшерский пульт и всевозможные компрессоры, эквалайзеры, лимитеры и т. д. Имея свою аудиостудию, вам придется освоить и профессию звукорежиссера, и это непреложный факт.
Домашняя аудиостудия
Из чего же состоит бюджетная домашняя аудиостудия? Три кита, на которых она стоит:
1. Ну, конечно же, компьютер и достаточно мощный, т. к. обработка записанного аудиоконтента требует больших машинных мощностей. И желательно с большим монитором, а лучше двумя, т. к. на них вам необходимо будет разместить достаточно много информативных окон, но об этом мы еще поговорим, всему свое время.
2. Аудиокарта или аудиоинтерфейс. К сожалению, встроенной компьютерной звуковой карты будет недостаточно.
3. Ну и естественно – микрофон.
Аудиоинтерфейс
Итак, что это за зверь – аудиоинтерфейс (АИ)? Тут все просто!
Звук с вашего микрофона, прежде чем попасть в ваш секвенсор (программу для записи и обработки звука в компьютере, которой вы пользуетесь, то же, что и DAW), обязательно преобразуется из звука в цифру в аудиоинтерфейсе[7] и обратно из цифры в звук для вывода на наушники и/или колонки. Именно поэтому аудиоинтерфейс (АИ или звуковая карта) – это сердце вашего аудиоцентра. К нему подключается все остальное оборудование, компрессоры, экспандеры, лимитеры (это потом, на начальном этапе нам эти железки не нужны, ибо дорого и требует умелого обращения, как велосипед – кататься сначала надо научиться). Можно найти звуковые карты для домашних студий звукозаписи с любым количеством входных и выходных портов, вот только с увеличением их количества растет и стоимость таких звуковых карт. Для наших целей хватит по минимуму одного балансного входа для микрофона и одного выхода на наушники или колонки. Этого достаточно, чтобы подключить ваш микрофон и прослушать оцифрованный голос через наушники или колонки. Поскольку мы пишем только голос, без инструментов, постоянный контроль в наушниках единственного канала представляется мне на данном этапе избыточным, но тут у каждого есть свобода выбора[8]. Есть один нюанс. Одноканальные интерфейсы как правило совсем уж бюджетные, соответственно, сверхвысококачественный одноканальный усилитель вы вряд ли найдете.