Преобладающей чертой короля Санкхи была его великая энергия (вирья). Мы можем наблюдать это по трудностям, которые он пережил, чтобы увидеть Будду Сиримату. Его усилия были так велики, что Будда распознал в нем великого бодхисаттву. В этой истории видны и другие совершенства короля. Он отдал трон Монарха, вращающего колесо. Даже еще не слыша о Будде, он показывал пример нравственной жизни, ведущей в высокие миры. Как король он демонстрировал свою мудрость, терпение, правдивость, доброту и беспристрастность. Услышав же о Будде, он оставил королевство и семью, отдал самую большую власть, какая только может быть достигнута людьми. Наряду с энергией у него была также огромная решительность.
Последнее деяние короля Санкхи – подарок своей головы Будде – может показаться странным, но объясняется в тексте тем, что Будда объяснил ему аспект доктрины о нирване, высшей цели. Король Санкха не смог найти другого подарка, достойного нирваны, и потому решил пожертвовать свою голову. В палийских комментариях (33) сказано, что только пожертвование своего тела и своей жизни радует великих бодхисаттв. Радость поднимается у них, когда они делают такие подарки, и они не испытывают никаких препятствий в сознании. Таким образом, мы можем видеть, что делать такие подарки – за пределами возможностей обычных людей.
Во времена Будды Готамы великий бодхисаттва, которому суждено стать следующим Буддой, был бхикку по имени Аджита (34). Согласно комментариям к «Анагатавамсе», Аджита был сыном короля Аджатасатту и королевы Канчанадэви (35). У принца Аджиты было пятьсот слуг, а когда ему исполнилось шестнадцать, король попросил его принять наследие Будды. Принц согласился, и король отвел его в монастырь Велувана во всей роскоши и великолепии вместе с его пятьюстами слугами. Принц Аджита был признан новичком, но был уважаем за свою безмятежность, спокойствие и мудрость. Позже он был признан бхикку. Будда взял его с собой из Раджагахи в Капилаватту, где они остановились в монастыре Ниродхарама.
Как-то раз, пока они пребывали в этом монастыре, пришла Махапраджапати Готами с двумя одеяниями, чтобы пожертвовать их Будде. Она сама вырастила хлопок и произвела все дальнейшие действия, чтобы он принял вид монашеской одежды. Об этом случае можно прочитать в «Маджхима-никае» (36). Там говорится, что Будда три раза отказывается принять одежду, предложенную Махапраджапати Готами, и предлагает ей сделать пожертвование Сангхе во главе с Буддой. Почитаемый Ананда подходит к Будде с просьбой принять одежду. Тогда Будда дает им лекцию о смысле пожертвования.
Более ни в палийском каноне, ни в комментариях Ашина Буддагхоши мы не находим никаких деталей. В комментариях к «Анагатавамсе» сказано, что Будда принял одно одеяние, а второе сказал своей приемной матери пожертвовать Сангхе. Но никто из восьмидесяти лучших учеников не вышел вперед, чтобы принять его. В конце концов, Почитаемый Аджита, решив, что Будда сказал своей приемной матери пожертвовать вещь Сангхе ради ее же блага, храбро, как царь львов, встал посреди Сангхи и взял одеяние себе. Сразу же возникло много непонимания и разговоров о том, как это какой-то неизвестный бхикку взял себе вещь, которую не смог взять никто из ведущих учеников. Осознав ситуацию, Будда решил развеять сомнения и сказал: «Не говорите, что этот бхикку – обычный бхикку. Он бодхисаттва, который будет грядущим Буддой Майтреей». Затем Будда взял чашу, подаренную ему почти сразу после Пробуждения четырьмя охраняющими дэвами, и подбросил ее в воздух. Никто из восьмидесяти ведущих учеников не смог поймать ее, но Почитаемый Аджита понял, что Будда ожидает демонстрации его сил, и послал чашу обратно. Затем Почитаемый Аджита взял пожертвованную одежду и растянул ее в виде балдахина под потолком в благоухающей комнате Будды, выразив следующее желание: «Пусть этот акт щедрости проявится так, что когда я стану Буддой, надо мной будет балдахин из семи драгоценностей с подвесками из золота, серебра, кораллов и жемчуга, и пусть этот балдахин протянется на двенадцать йоджан (37)». Будда улыбнулся, и Почитаемый Ананда спросил о причине. Будда ответил: «Ананда, бхикку Аджита станет Буддой Арьей Майтреей в этой благой эпохе». И он оставался с улыбкой на устах, наслаждаясь плодом архатства. Первый главный ученик Почитаемый Сарипутта, зная, что собрание бхикку жаждет услышать больше, попросил Будду дать учение о грядущем Будде. И Будда дал учение, которое изложено в «Анагатавамсе».
Предсказание о Майтрее можно найти в палийском каноне (38), но детали о грядущем Будде обнаруживаются уже в отдельных текстах. Дасаваттху говорит, что со времени точного предсказания бодхисаттва учил большое количество бхикку, объясняя целый канон, увеличивая в них мудрость и помогая достичь знания о терпении. Закончив ту жизнь, он родился в мире дэвов. Но есть ссылка еще по крайней мере на одну человеческую жизнь, когда он был таким же щедрым, как бодхисаттва Вессантара (39). После той жизни он должен был родиться на небесах Тушита, где обитают все великие бодхисаттвы перед своим последним рождением. Но согласно «Чулавамсе», у бодхисаттвы были и другие человеческие рождения (40).
Когда Ашин Буддагхоша отправился из Индии на Цейлон в целях композиции палийского канона, ему были даны два стиха для проверки качества комментариев. Результатом стала «Вишуддимагга» («Путь очищения»). Дэвы, желая убедить людей в величии этого труда, дважды прятали текст, и Ашин Буддагхоша вынужден был дважды его переписывать. Когда же копии сравнили с оригиналом, не было найдено ни одного расхождения. Сангха воскликнула: «Без сомнений, это Майтрея!» «Вишуддимагга»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги