Пособие посвящается анализу процесса осуществления ориентации в пространстве при пилотировании самолета как в визуальном, так и в приборном полете при использовании для инструментального отображения пространственного положения прямой (ВсВС) и обратной (ВсЗ) индикации крена. При этом раскрывается роль пространственного образа в структуре образно-концептуальной модели летчика как системообразующего фактора, обеспечивающего, с одной стороны, эффективность восприятия пилотажно-навигационной информации, а с другой минимизацию ошибок при ее считывании и при принятии решений по действиям рычагами управления. Детально анализируются состав элементов и структура образно-концептуальной модели летчика (и оперативной образно-концептуальной модели «образа полета») при стабилизации режимов полета и при выполнении маневрирования, а также структура оперативных образов, используемых для управления креном и тангажом. Даются рекомендации по выводу самолета из сложного пространственного положения, а также по организации процессов восприятия и обработки пилотажно-навигационной информации для своевременного парирования искаженного (ошибочного) отражения психикой положения самолета в пространстве (иллюзий пространственного положения). Учебное пособие предназначено для учащихся средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальностям «Летная эксплуатация летательных аппаратов», «Управление движением воздушного транспорта".