Григорианский календарь в Королевстве сербов, хорватов и словенцев был введен в 1919 году – 19 января тогда «перескочило» в 1 февраля, а 31 декабря стало предпраздничным днем. До второй мировой войны Старый новый год отмечали только в городах, да и то без нынешнего размаха. Село же жило Рождеством и 13 января для него было всего лишь обычным днем. Правда, 14—го славили Святого Василия, и эта дата была помечена красным (праздничным) цветом.
Хотя Старый новый год здесь и называют Православным, к религии он не имеет ровным счетом никакого отношения. Каждый год архимандрит Данило, духовник Спомен-храма Святого Савы, неустанно поясняет прихожанам: «эта дата не имеет церковного смысла, потому что церковный новый год, в принципе, – первое сентября». Тем не менее, поскольку здесь православная церковь по-прежнему придерживается юлианского летосчисления, ночь с 13-го на 14-е у большинства ассоциируется именно с ней.
Однако, еще в 1923 году Сербская православная церковь предложила начать работу над более точным календарем. И через год на конгрессе в Константинополе геофизик Милутин Миланкович, прославившийся в научном мире благодаря своей теории Ледяных периодов, прочитал доклад «Конец юлианского календаря», в котором ознакомил слушателей с проектом нового летосчисления для православной церкви. До сих пор его проект считается самым лучшим, потому что Миланковичу удалось не только объединить два календаря – юлианский и григорианский, но и сохранить прежнее (астрономическое) исчисление дня Пасхи. Новую версию приняли почти все православные церкви, кроме Русской, Сербской, Иерусалимской и Афона. Вот почему, например, Рождество в Болгарии, Греции и Румынии отмечается в декабре – по новоюлианскому календарю Миланковича. Поистине, нет пророка в своем отечестве!
Но вернемся к Старому Новому году. После прихода к власти Тито, он стал своеобразным «праздником диссидентов», попав под официальное неодобрение наряду со Славой, Пасхой и Рождеством. Именно тогда его стали называть Сербским, как бы отмежевываясь от «красной Югославии». Появилась и грустная шутка: сначала сербы скрывали свои праздники от турок, а теперь и сами от себя, – такой вот намек на процветавшие стукачество. Доходило до того, что 31 декабря некоторые особо пытливые глаза отслеживали, в каких домах празднуют, а в каких нет, и что находится на накрытых столах – мясо или фасоль, потому что православные в это время обязаны придерживаться строгого 40-дневного рождественского поста. Нет мяса? Нарушаем новый порядок? Так, так, так…
Сейчас, когда церковь «вышла из подполья», наблюдается другая крайность. Квази-патриоты призывают отказаться от европейского нового года, навесив на него табу. Интернет изобилует открытками: «Не поздравляй меня 1-го января, я – Настоящий Серб». Слава Богу, людей, скажем так, нормальных по-прежнему гораздо больше, поэтому череда праздников уже несколько лет остается неизменной: 25 декабря поздравления принимают католики, 1 января все отмечают приход «мирового» Нового года, 7 января Божич празднует народ православный, а в ночь с 13-го на 14-е он же поднимает новогодние бокалы.
Чем же отличается 31 декабря от 13 января? Во-первых, «размах» гораздо меньше. Праздник «переселяется» с площадей в кафаны (кафе). Настоящим праздничным центром становится Белградский Монмартр – Скадарлия. Местные кафаны предлагают встретить Сербский новый год под музыку трубачей и тамбурашей, вкусив национальные блюда. А перед кафе «Три шляпы», например, как всегда разожгут новогодний костер.
В храмах отслужат праздничный молебен. Перед храмом, как и в Рождество, все желающие смогут попить глинтвейна и горячей ракии, а ровно в полночь посмотреть традиционный салют. В Сава-центре будет дан, опять же традиционный, оперный гала-концерт солистов, хора и оркестра Народного театра.
Большинство сербов встретит Сербский новый год дома, а в первые минуты выйдут на улицу и, по-традиции, устроят канонаду из петард и фейерверков.
Священники выступают настоящими «заводилами» праздника – подкидывают дрова в костёр, запускают фейерверки с крыши церкви, устраивают рок-концерты на крыльце.
На Старый Новый год готовят василицы – круглые пироги из кукурузного теста с каймаком – сливками, створоженными, как сыр. Иногда готовят другое блюдо из кукурузного теста – попареницу.
Специально для вас рецепт салатика, который называется «Сербский новый год».
Потребуется: 300 г свиного окорока, 3 красных болгарских перца,150 г свежего сыра, 1 небольшая красная луковица, немного чеснока, петрушки, черного перца, подсолнечное масло и уксус.
Свинину нужно нарезать на маленькие кусочки, посолить, поперчить, как следует обжарить и оставить охлаждаться. Болгарский перец испечь, снять с него кожицу и порезать на лоскуточки. Мелко нарезать лук и сыр. Соединить все составляющие, добавить подсолнечное масло и уксус (5 ложек масла на 2 ложки уксуса) и хорошенько перемешать. Приятного новогоднего аппетита!
На нашем новогоднем столе сегодня будет гусь, но не целиком (так я готовила на Рождество), а кусочками, тушеный в особом соусе.
А в большом селе Прогореоци, что на полпути между Аранджеловацем и Лазаревацем, по старой традиции будут печь волов и кормить всех бесплатно.
Предлагаю ещё вспомнить и отпраздновать Очень Старый Новый год (допетровский) – 1 сентября и Суперстарый Новый год (языческий) – 22 марта, в день весеннего равноденствия, опять же по старому стилю и по новому календарю.
Новый год и Рождество в Сербии
«У русских три новых года: обычный, старый и русский» (из кинофильма «На море»)
Нам повезло, у нас…, у нас…, все таки у нас два новых года, зато празднуем мы каждый из них по два раза, так как живем в Сербии и разница во времени с Москвой составляет два часа. Поэтому, пока сербы, по-традиции, усаживаются за праздничный стол, мы еще в бигудях и халате бежим в подрум за шампанским, чтобы вместе с родными послушать обращение Президента, под бой курантов загадать желание и чокнуться с экраном компьютера. И есть еще целых два часа, чтобы позвонить родителям, собрать на стол и еще раз встретить Новый год.
В Сербии курантов нет, Президент никого не поздравляет, по телевизору идут концерты по всем каналам. Но начало года вы никогда не пропустите, даже если вдруг уснули, вас разбудит канонада. Вся страна высыпает на уличу и начинает палить из ружей, взрывать петарды и запускать фейерверки.
Рождество Христово сербы считают своим первейшим и главнейшим торжеством, это праздник детей, родителей и стариков.
Готовятся к празднованию Рождества в полном соответствии с Православной традицией, соблюдая традиционный 40—дневный пост.
5 января, за два дня до Рождества, закалывают поросенка или барашка, на прилавках супермаркетов появляются в продаже молочные поросята и молодые барашки. День этот называется «Туциндан». Наказывать детей в Туциндан не принято, поскольку считается, что в противном случае они не будут слушать родителей в течение всего грядущего года.
6 января в Рождественский сочельник празднуют «Баднидан». День праздника начинают еще до восхода солнца, когда глава семьи вместе с внуками и сыновьями (обязательно с кем-то из младших) выстрелом из ружья оглашает односельчан о походе в лес – за «бадняком». (Эта «замечательная» традиция заставляет меня подпрыгнуть в постели, а собак забиться подальше в сарай, так как они боятся выстрелов). Члены мужской половины семьи, оставшиеся дома, после ухода главы семьи и помощников разжигают огонь, накалывают на вертел откормленного специально к Рождеству поросенка – «печеницу» и приступают к жарке, а женщины готовят рождественские пироги, торты и блюда из квасного теста – ратарицы, которые замешивают в виде шариков. Самая большая ратарица делается для главы дома, а самая маленькая – для ребёнка младшего возраста. Готовятся и плетеницы, которые замешиваются из кислого теста и выполняются в виде косы. Самая большая плетеница должна быть подарена хозяйке, а самая маленькая – самой младшей особе женского рода (дочке или внучке).
Бадняк – это поленце свежесрубленного молодого дуба, которое по сербским традициям должно обязательно присутствовать в доме православных сербов на рождественские праздники. Выбранное и срубленное полено глава семьи должен суметь самостоятельно внести на плечах в дом. Это полено, в соответствии с традицией, должно прогорать в домашнем очаге в течение всех трех праздничных дней. После того, как глава семьи отыскивает подходящий дуб, он должен стать лицом к востоку, три раза перекреститься, поминая последовательно, Господа Бога, святого – покровителя семьи (свою Славу) и грядущий праздник. Так приветствуется бадняк, а затем деревце срубается тремя ударами. Первый удар нужно нанести с востока, последний, как правило – с запада, после чего дерево падает на восток, на плечи хозяина. Если же дерево тремя ударами срубить не удается, оно отрывается от корневища, но без помощи топора. Нижняя часть такого поленца в этом случае называется бородой.
Щепки, которые отлетают во время рубки бадняка, называют «ивер». Возвращаясь из леса, хозяин должен захватить одну такую щепу в дар хозяйке дома. Бывает, что ивер удается поймать в воздухе – это к удаче. Народное поверье гласит, что если ивер расположить между корытами, то сливки на молоке круглый год будут жирными, если расположить его между ульями, то можно защититься от зла, а если бросить в воду – то она станет целебной. Бадняк, принесенный из леса, иногда облачают в рубашку и оставляют до вечера, прислонив к наружной восточной стороне дома. Бадняк символизирует полено, которое пастухи принесли в дар праведнику Иосифу, для того, чтобы согреть холодные ясли, где родился Спаситель. Другой смысл бадняка – крест, на котором распяли Спасителя.
Деревце приносят во двор. С рассветом все члены семьи выходят из дома и умываются ледяной водой. После этого каждый мужчина берет по две ветки бадняка, входит в дом и поздравляет хозяйку с Рождеством, произносит пожелания благополучия и процветания.
Вечером при наступлении темноты мужчины складывают костер, куда и помещается срубленный дубок – так, чтобы в огне оказалась верхушка. Хозяйка кладет на верхушку кусочек хлеба, бадняк также иногда посыпают зерном или поливают вином. Хозяин желает всем счастья, все пьют вино и едят хлеб, пока верхушка бадняка не прогорит. При этом поют песни, произносят здравницы и стреляют в воздух из ружей. Как только верхушка прогорит, бадняк переносят в домашний очаг, поджигают его там и веселье достигает кульминации. При этом полдома устилается соломой, что способствует, как считается, хорошему урожаю, там же рассыпается зерно – с пожеланиями благополучия и достатка. Традиция разбрасывания зерна явно перекликается с русской.
Оставшаяся колода бадняка, как считается, имеет целебную силу. Уголь и зола обладают свойством исцелять домашний скот, а дым способствует роению пчел. Огонь, зажженный от бадняка, иногда поддерживают всю святочную неделю.
Бадняк заносится не только в сербские дома, но и во все церкви и монастыри. Привоз бадняка в храм сопровождается торжественной церемонией, в которой принимают участие священнослужители и множество народа. До вноса в храм бадняк освящается, а после заносится в храм, где наряжается и пребывает при Церкви до Нового Года (14 января). После того, как бадняк освящен и занесен в храм он застилается соломой, символизируя пещеру в которой родился Христос.
Особая роль на праздничном столе отводится рождественскому хлебу – «чеснице», приготовленной без дрожжей, из масла и белой муки. Приступают к выпечке чесницы с первым звоном церковных колоколов. Если перевести слово «чесница», то получится, дословно «кусочек счастья» («чест» – кусок и «срећа» – счастье). Чесница разламывается на куски и раздается гостям, собравшимся на Рождество, символизируя истину, что Христос явился в мир для всех нас. Вторую половину дня люди посвящают посещению друзей, и в каждом доме пришедшим рады, что подтверждают щедрые столы, искрометные танцы, народные песни и гулянья.
Сейчас традиции слегка «осовременились», мало кто из горожан встает ни свет ни заря рубить дубок в лесу. Зато в Сочельник все рынки торгуют букетами из веток и пеньками дуба, обвязанными пучками соломы. Именно эти связки и сжигают горожане на кострах у своих домов или у церквей. А жители сел стараются придерживаться старых традиций.
У всех православных современный Новый год предваряет Рождество и приходится на время рождественского поста. Поэтому в Сербии, как и в России, принято в ночь с 13 на 14 января отмечать «старый Новый год», который здесь называется «Сербский», вот его-то мы так же встречаем дважды.
Январь – самый прекрасный месяц года. Целый месяц сплошных праздников, некоторые из которых мы встречаем по два раза. Два новогодних дня, потом подготовка к Рождеству и сам Великий праздник, святочная неделя с 7 и до Старого Нового года. Святое Богоявление 19 января, День Святого Иоанна Предтечи 20 января, Святого Саввы Сербского – 27 января. Не уставайте от праздников, господа!
Дед Мороз с винтовкой
Дедушка Мороз – обязательный персонаж новогодних праздников. В Сербии его называют Деда Мраз. Он веселит детвору, дарит подарки, водит хороводы. Может он и сказочный, но есть у него прототип – Святой Николай, пока Деда Мороза не придумали, он защищал детвору и приносил подарки.
Много воды утекло и рядом с забавными картинками со всеми любимым дедушкой с окладистой белой бородой, появились саркастические, а порой и злобные изображения всеобщего любимца. Несколько лет назад, перед новым годом, промелькнула в сети фотография:
«Развороченная земля, чуть присыпанная снегом, впереди – Дед Мороз, а за ним гуськом идут четверо мальчишек. Все вроде бы, как положено: у Деда Мороза окладистая ватная борода и мешок с подарками. Вот только на плече у него автомат. А на заднем плане виден танк».
Что это – постановочное фото, коллаж..? Вглядываясь в напряженные лица и позы мальчишек, понимаешь – они не играют «в паровозик». Так, друг за другом, след в след, ходят, чтобы не наткнуться на противопехотную мину.
Снимок этот, сделанный в начале 90-х годов в бывшей Югославии, достаточно известен, он часто попадает в подборки фотографий о последних войнах. Подпись к снимку сообщает, что это Хорватия, республика Сербская Краина. Мои друзья, военные, определили, что у Деда Мороза не автоматом, а снайперской винтовкой «Застава М 766», а танк – это Т-55.
В августе 1995 года проведенная под руководством американцев операция хорватской армии «Буря» («Олуя») смела, уничтожила Сербскую Краину. Согнала с родной земли сотни тысяч сербов. Что сталось с этими мальчиками и Дедом Морозом, живы ли они вообще?
После долгих поисков удалось узнать, что снимок сделан югославским фотографом Живаном Йовановичем в декабре 1991-го, в селе Мирковцы, расположенном в восточной Славонии, которую хорватская «Олуя» обошла стороной, потому что там находился российский миротворческий батальон (Русбат). Когда другие «голубые каски» просто исчезли с линии разграничения между сербами и хорватами, позволив творить настоящий геноцид над мирным сербским населением, Русбат до конца выполнил свой долг. А потому восточная Славония была, как принято говорить, «мирно реинтегрирована» в состав Хорватии только в 1998-м. Многим сербам пришлось уйти, бросить свои дома.
Благодаря социальным сетям и отзывчивым людям, нашлись бывшие жители Мирковцев, кто-то живет в Сербии, кто-то боснийской Республике Сербской, а многие вообще за пределами бывшей Югославии. От них удалось узнать, что первые два мальчика – братья Срджан и Боян, а Дед Мороз – Горан Мартинович по прозвищу Турчин. Два других мальчика тоже братья, только двоюродные, одного из них зовут Деян, его отец погиб на войне.
Во время войны детей в селе было мало, большинство жили в Сербии, как беженцы. Приезжали на каникулы или, не дай Бог, на похороны, если у кого родственники погибнут. В праздники, когда дети были дома, родители пытались сделать все возможное, чтобы праздник запомнился. Вот такими были новогодние торжества у детей: вместо елки – танк, Деда Мраз – с подарками и автоматом.
Сфотографировались – и обратно в погреб. В нем они и проводили все время. Там же, в погребе, встречали Рождество и сербский новый год.
Боян и Срджан выросли, у них все хорошо, живут в Сербии, в городе Нови Сад. О годах своего военного детства вспоминают без охоты и попросили не указывать их фамилию. Только на первый взгляд эта предосторожность кажется излишней. Недавно, в одной из европейских стран по запросу Хорватии был арестован серб из бывшей Краины. Его обвинили в военном преступлении, которое заключалось в том, что он, якобы, украл у своего соседа-хорвата трактор.
Дед Мороз погиб в 1996 году в Мирковцах, в пьяной стычке в кафе. После операции «Буря» и падения Краины сербы, еще остававшиеся в восточной Славонии, были разочарованы и деморализованы – ни надежд, ни перспектив. От безнадеги пили, а по пьяному делу частенько пускали в ход оружие, которого после войны было очень много. Вот так, поссорившись за бутылкой, и застрелили друг друга Горан Мартинович и его обидчик, тоже серб. Не на линии фронта…
Дом с зеленым фасадом и зелеными воротами, на фоне которого сделана фотография, по-прежнему стоит в Мирковцах на улице Вука Стефановича Караджича. Его даже не перекрасили, и на стенах отчетливо видны пулевые отметины. Может быть, эти следы боев лишь напоминание о страшном, но навсегда ушедшем прошлом?
Война в Хорватии окончилась почти 20 лет назад, а настоящего мира на этой земле так и не наступило. И потому, что большинство сербов, покинувших Мирковцы, изгнанных из других населенных пунктов Сербской Краины, никогда не смогут вернуться на родину. И потому, что в соседнем Вуковаре вот уже третий год хорваты-националисты воюют с табличками – названиями улиц и учреждений – написанными на кириллице. На той самой кириллице, которую (как, впрочем, и латиницу) адаптировал в 19 веке для сербскохорватского языка выдающийся сербский лингвист Вук Караджич. Так что, глядишь, и улицу в Мирковцах переименуют…
Не удивительно, что Боян и Срджан, бывшие во время войны совсем мальцами, не хотят лишний раз напоминать о себе. А вдруг, в хорватских и международных судебных инстанциях посчитают, что получать подарки от вооруженного Деда Мороза – «преступление против человечности»?
В 1995-м Сербской Краине не пришел на помощь никто: ни обложенная санкциями Югославия, ни воюющая и отражающая удары со всех сторон Республика Сербская. Запад сделал все возможное, чтобы трагедия краинских сербов осталась незамеченной «международным сообществом».
Война потом догнала и СР Югославию. Уже на ее территории под натовскими бомбами оказались, в том числе, беженцы из Хорватии. И рушились в Дунай прекрасные мосты Нови Сада, города, где сейчас живут ребята со снимка. А вскоре окончательно не стало и самой Югославии. И что мог исправить здесь Дед Мороз, пусть даже вооруженный снайперской винтовкой.
• Олег Иванов
Письмо Деду Морозу
В один зимний денёк, когда дети катаются на санках и лепят снеговиков, в деревенском доме бабы Вали и деда Гриши играли два котёнка. Чёрного котика с белым сердечком на груди звали Мика, рыжую кошечку – Пуся. По кошачьим меркам они были ещё детьми.
Мика играл с плюшевым мишкой, а Пуся лежала на подушке деда Гриши.
– Пуся, а ты что попросила у Деда Мороза? – спросил котик.
– Это секрет! – ответила кошечка. – Я тебе не скажу.
– Ну и не надо! – слегка обиделся котик. – А я попросил у него игрушечную мышку.
– Мышку… – мечтательно повторила Пуся. – Это хороший подарок.
– Пуся, ну скажи мне по секрету, что ты попросила у Деда Мороза? – любопытствовал котик.
Уж очень ему хотелось узнать, что же такое секретное она хочет.
– Хорошо Мика, я скажу тебе на ушко, – согласилась раскрыть свой секрет кошечка. – Я попросила у Деда Мороза пилочку для коготков.
– Хороший подарок, – согласился с ней Мика. – Но игрушечная мышка лучше.
Пока котята спорили о том, чей подарок лучше, бабуля и дедушка смотрели телевизор. Шла передача о том, как дети пишут письма Деду Морозу.
– Пуся, – взволнованно зашептал Мика. – Оказывается, что бы твоё желание исполнилось, Деду Морозу надо написать письмо!
– Ой! – Пуся даже села на попу от расстройства. – А мы писать не умеем!
Котята расстроились – на Новый год они останутся без подарков.
– Я так хочу игрушечную мышку! – горестно вздохнув, сказал котик.
– А я пилочку для коготков! – со слезам сказала кошечка.
– Пуся, я знаю, что надо сделать! – радостно промяукал котик.
– Что? – спросила кошечка, с надеждой посмотрев на него.
– Надо Деду Морозу письмо нарисовать!
– Опять на обоях? – со страхом спросила Пуся. – Баба Валя нас сильно поругала за то, что мы рисовали на стенах.
– Пуся! Бабуля нас не поругает, мы будем рисовать на листочке! – гордо сказал котик, ведь это он придумал, как написать Деду Морозу.
– Мика, ты такой умный! – сказала кошечка. – А где мы возьмём листочек?
– Я у бабули на столе видел, там много, – ответил котик, – и ручка есть.
– Мика, а вдруг они бабуле нужны? – спросила кошечка.
– Да нет, они все исписаны. Найдём самый чистый и на нем письмо Деду Морозу нарисуем, – сказал Мика.
Котята пробрались в комнату бабули и залезли на стол с бумагами.
– Пуся, смотри сколько здесь листочков. Можно Деду Морозу десять писем нарисовать! – радостно замурлыкал Мика.
Котята выбрали на их взгляд два самых чистых. Взяли в зубки по ручке, Пусе досталась с синей пастой, а Мике – с красной и принялись рисовать.
– Мика, а как мы письма Деду Морозу отправим? – спросила Пуся.
– Мы просунем их на улицу под дверью. Дед Мороз увидит их и заберёт, – ответил Мика
– Мика, ты такой умный! – восхитилась кошечка.
Котёнку было очень приятно, что его похвалили.
– Пуся, ты нарисовала?
– Да, даже с двух сторон. А ты?
– И я, – ответил котик. – Теперь надо сложить их пополам и просунуть под дверь.
– Я думаю, Дед Мороз сегодня наши письма заберёт и на Новый Год положит нам подарки под ёлку, – мечтательно замяукал Мика, просовывая свой рисунок под дверь.
Котята довольные своей работой разлеглись на кровати.
– Скорее бы Новый Год! – сказала Пуся. – Так хочется подарок получить.
– Да, – согласился Мика, – скорее бы.
За дверями на улицу раздался шум. Котята насторожили ушки.
– Мика, ты слышишь? – шепотом спросила Пуся.
– Да, – также тихо ответил Мика. – Это наверное Дед Мороз наши письма забирает.
Но это был не Дед Мороз. Открылась дверь и в дом зашла баба Валя. В руках она держала письма котят.
– Так, так, так, – сказала она, разворачивая письма.
Одним письмом оказался рецепт на очки деда Гриши, вторым – квитанция за свет. Обе бумажки были изрисованы с обеих сторон.
– Это кто испортил документы? – строгим голосом спросила бабуля. – Кто разрешил лазить по моему столу?
Баба Валя нахмурила брови и смотрела на котят.
Котятам стало страшно. Они не понимали, за что их ругает бабуля, ведь они просто нарисовали письма деду Морозу.
– Котята! – продолжала нравоучать баба Валя. – У взрослых на столе могут лежать очень важные и нужные документы. Маленьким детям, брать что – то со стола нельзя! Вы испортили рецепт на очки для деда Гриши и квитанцию. Он очень расстроится, очень. Вам понятно?
– Мяу! – виновато ответил Мика.
– Мяу! – ответила Пуся.
А на Новый Год под ёлочкой появились не только игрушечная мышка и пилочка, но и два альбома для рисования и фломастеры.
Испорченные обои
Сказка о двух котятах живущих в доме у бабы Вали и деда Гриши.
Пуся и Мика сидели на подоконнике и смотрели в окошко. Погулять на улице, они сегодня не смогут. Шёл снег. Сильный ветер закручивал снежинки в маленькие вихри и кидал их в стекло. Для маленьких котят это была первая зима в их жизни. Всё вызывало у них удивление – и снег, и лёд, и блестящие на солнышке сосульки.
– Пуся, пойдём, поиграем? – предложил котик.
– Мика, на улицу нас не отпустит баба Валя, – грустно сказала кошечка. – А дома так скучно.
– Да, – согласился с ней Мика. – Мы уже во все игры поиграли. Зима очень скучное время года. – Пуся, а давай ёлку нарисуем?
– Ёлку? – удивилась кошечка. – А зачем?
– Баба Валя, сказала, что на Новый год под ёлку кладут подарки.
– Ой, и правда! – обрадовалась кошечка. – А то, как же мы получим подарки, если ёлки у нас нет? Только, как мы рисовать будем? У нас нет бумаги и фломастеров.
– А давай, коготками на обоях ёлки нацарапаем? – предложил находчивый Мика.
– Давай! – радостно подхватила Пуся и добавила: – Кто нацарапает самую красивую ёлку, тот лучший художник!
– Я, я буду самый лучший! – загорелся идеей котик. – Я нацарапаю огромную красивую ёлку.