А. Ю. Никитаева
Проектный менеджмент
Введение
В последние годы решение сложных управленческих задач в рыночных системах хозяйствования в самых различных сферах экономической деятельности и на разных уровнях иерархии экономики и управление изменениями осуществляется с применением проектного подхода. В значительной степени это обусловлено тем, что в условиях все возрастающего динамизма факторов внешнего окружения хозяйствующих субъектов, увеличения роли инноваций в повышении конкурентоспособности предприятий, регионов и целых стран в глобальной экономической системе, формирования информационного общества и резкого роста как объемов, так и роли информации в социально-экономическом развитии требуется поиск и применение на единой методологической платформе управленческих средств решения уникальных задач в условиях определенных ограничений. Такие средства разработаны и аккумулированы в рамках проектного менеджмента, который, с одной стороны, предполагает рассмотрение проекта в качестве объекта управления, с другой – выступает как особый вид управленческой деятельности, отличающийся от других видов менеджмента своим содержанием и инструментальным наполнением, а не только объектом управления.
Предметом настоящего учебного пособия являются теоретико-концептуальные основы, сущность, методический инструментарий и технологии проектного менеджмента.
Цель учебного пособия заключается в предоставлении систематизированной информации о теоретических и прикладных аспектах проектного менеджмента для создания методической основы формирования профессиональных компетенций в области проектного менеджмента.
Задачи учебного пособия:
– раскрытие теоретико-концептуальных основ проектного менеджмента;
– исследование понятийно-терминологической базы проектного менеджмента;
– раскрытие содержания процессов и функциональных подсистем проектного менеджмента;
– исследование основных инструментов планирования проекта;
– рассмотрение подходов к определению успешности и методов оценки эффективности проектов;
– изучение особенностей управления проектами в условиях риска и неопределенности;
– раскрытие содержания управления командой проекта;
– рассмотрение организационных аспектов формирования системы проектного менеджмента.
В рамках пособия использован последовательный переход от теоретико-концептуальных аспектов к инструментально-практическим вопросам проектного менеджмента. Каждая тема содержит, помимо теоретического материала, эмпирические и иллюстративные компоненты, перечень вопросов для самоконтроля и список литературы для расширенного изучения определенных областей, функций и других составляющих проектного менеджмента. В приложениях приведены модельные примеры ряда инструментов проектного менеджмента, а также практические задания для самоконтроля уровня освоения материала.
Тема 1. Теоретико-концептуальные основы проектного менеджмента
1.1. Проектный менеджмент: исторический экскурс и этапы становления
Современные исследователи отмечают, что задолго до возникновения формального института проектного менеджмента, появления специализированной учебно-методической литературы и даже до разработки диаграммы Ганта (как признанного фактически первого инструмента именно проектного менеджмента), история содержит несколько примеров колоссальных проектов, которые были успешно реализованы. В их числе пирамиды Гизы, Великая Китайская стена, Колизей и др.1
В основе проектного менеджмента лежит создание среды, в которой люди могут работать совместно для достижения общих целей, чтобы реализовать успешные проекты в пределах установленных временных и бюджетных ограничений. На протяжении истории человечества люди работали, совершенствуя и улучшая технологии и практики управления проектами2 (в данном учебном пособии термины «проектный менеджмент» и «управление проектами» рассматриваются как синонимичные понятия). Гениальные инженеры и архитекторы, создавая выдающиеся проекты, одновременно выполняли роли проектных менеджеров, думая обо всех процессах, связанных с инициацией, планированием, выполнением и завершением проектов. Для каждого из приведенных примеров проектов кто-то должен был управлять сотнями и тысячами работников на протяжении многих лет, обеспечить достаточное количество поставок для поддержания проекта, а также убедиться, что проект продвигается согласно намеченному курсу и конечный результат соответствует ожиданиям заказчика.
В свою очередь, рассматривая возникновение и становление современного проектного менеджмента как сферы профессиональной деятельности, научной области и образовательной дисциплины, исследователи высказывают различные точки зрения. В данном случае важно отметить, что развитие проектного менеджмента тесно связано с развитием науки управления в более широком контексте. В связи с этим некоторые исследователи связывают возникновение управления проектами с именами А. Файоля и Г. Ганта3.
А. Файоль (1841–1925) внес огромный вклад в развитие менеджмента, идентифицировав пять универсальных функций менеджмента (планирование, организация, руководство, координация и контроль) и сформулировав 14 базовых принципов управления, которые применяются (с определенными модификациями) и в настоящее время4. В свою очередь, имя Г. Ганта (1861–1919) связывают в большей степени как раз с возникновением проектного менеджмента, благодаря разработанной им в 1910–1915 гг. диаграмме, названной позднее в его честь. Данный инструмент (более подробно диаграммы Ганта будут рассмотрены в теме 3) позволяет разбивать крупные проекты на небольшие управленческие задачи, которые могут быть взаимосвязанными и взаимозависимыми между собой.
Согласно позиции других исследователей, о возникновении современного проектного менеджмента можно говорить начиная с 1958 г., когда были созданы методы CPM (Critical path methodology – метод критического пути) и PERT (Program evaluation and review technique – техника анализа и оценки программ и проектов), оказавшие большое влияние на формирование и распространение инструментария управления проектами5. Несмотря на тесную содержательную взаимосвязь (эти методы также далее будут рассмотрены более подробно), данные инструменты проектного менеджмента возникли в совершенно разных сферах экономической деятельности: на военно-морском флоте и в химической промышленности.
В целом можно выделить четыре периода развития современного проектного менеджмента:
1900–1958 гг. В это время проектный менеджмент трансформировался из ремесленной системы в администрирование человеческих взаимоотношений. Улучшение транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры позволило обеспечить более высокую скорость и мобильность коммуникаций в управлении проектами. В указанный период была разработана диаграмма Ганта, а также появилась концепция спецификации соответствующей профессиональной сферы с определенными знаниями, навыками и способностями, требуемыми для успешного управления проектами. К числу важных проектов указанного периода исследователи относят плотину Гувера (первый опыт применения диаграммы Ганта)6, строительство автомагистралей между штатами и Манхэттенский проект, которые демонстрировали принципы организации, планирования и руководства, оказавшие существенное влияние на формирование стандартных практик и технологий управления проектами7.
Для указанного периода характерна и реализация масштабных проектов в Советском Союзе. Только за годы первой пятилетки (1928–1932 гг.) были построены: Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Уральский медный завод, Риддерский полиметаллический комбинат, Волховский алюминиевый завод, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Минский станкостроительный завод, Туркестанско-Сибирская железная дорога, новые угольные шахты Кузбаса и Донбасса, новые нефтепромыслы Баку (всего около 1500 промышленных объектов)8. Появились новые отрасли: авиационная, тракторная, электроэнергетическая, химическая промышленность и др. При этом в каждой стране реализовывались свои подходы к управлению проектами, обусловленные различными типами хозяйственных систем.
1958–1979 гг. Второй период формирования управления проектами связан с заметным распространением инструментов управления проектами (в первую очередь PERT и CPM) на практике и со значительными продвижениями в технологической сфере (например, появление копировального аппарата Xerox). Другим важным аспектом этого этапа стало применение такого инструмента, как иерархическая структура работ (Work Breakdown Structure, WBS) для крупных проектов. С точки зрения институционализации профессиональной деятельности в рассматриваемой области необходимо отметить создание первой ассоциации проектного менеджмента, в настоящее время известной как Международная ассоциация управления проектами (International Project Management Association – IPMA9). С момента своего появления в 1965 г. IPMA устойчиво росла и в настоящее время выступает одним из ключевых субъектов продвижения проектного менеджмента в Европе, Азии и Арабских странах. На четыре года позже был создан Институт проектного менеджмента (Project Management Institute – PMI), который преимущественно базируется в США. Широкую известность данная организация получила благодаря изданию Свода знаний по управлению проектами (The Project Management Body of Knowledge, PMBOK)10. Данная книга представляет собой комбинацию процессов и областей знаний, которые принимаются в качестве лучших практик внутри проектного менеджмента как дисциплины и сферы профессиональной деятельности (в настоящее время подготовлено шестое издание соответствующего Свода знаний). Кроме того, рассматриваемый этап характеризуется развитием компьютерных технологий и повышением доступности компьютеров, что привело к появлению нескольких компаний, разрабатывающих программные продукты для проектного менеджмента, и созданию ряда инструментов в данной сфере11. К числу важных проектов данного периода относят проекты Polaris (в ходе которого был разработан метод PERT) и Apollo (первый проект NASA с формальной системой проектного менеджмента, появившейся в ответ на запрос в стандартизации управления сложным, дорогим и амбициозным планом высадки человека на Луну)12.
1980–1994 гг. Третий период развития проектного менеджмента связан с существенным влиянием появившихся многозадачных персональных компьютеров на самые разнообразные сферы экономической деятельности, включая управление проектами. Повышение производительности компьютерной техники позволило создать программное обеспечение, способное обрабатывать и организовывать сложные данные, необходимые для проектного менеджмента. В начале указанного периода программы в сфере проектного менеджмента преимущественно базировались на технологии организации, управления и планирования проектных ресурсов PROMPT II (Projects Resource Organization Management Planning Technique II), модели проектного менеджмента, которая затем была переработана в модель проектов в контролируемых средах (PRINCE)13. Другим важным концептуальным результатом развития проектного менеджмента стала теория ограничений (Theory of Constraints – TOC), отражающая философию управления, представленную Eliyahu M. Goldratt в его известной работе «Цель» и направленную на помощь организациям в постоянном достижении поставленных целей, используя предпосылку о том, что скорость достижения цели целенаправленной системой ограничена по крайней мере одним ограничением14. В 1987 г. Институтом проектного менеджмента был опубликован Свод знаний по управлению проектами (PMBOK), представляющий собой попытку задокументировать и стандартизировать принятые практики, методы и технологии проектного менеджмента. Фактически документ стал глобальным стандартом в сфере проектного менеджмента. В 1994 г. the Standish Group опубликовала получивший очень широкое распространение отчет CHAOS, аккумулирующий информацию о реальных успехах и провалах проектов в сфере информационных технологий (ИТ) и нацеленный на повышение успешности индустрии на основе использования полученных результатов анализа15. Яркими примерами проектов третьего периода развития проектного менеджмента, иллюстрирующими применение высоких технологий и инструментария управления проектами, являются строительство канала через Ламанш16, соединяющего Англию и Францию (1989– 1991), проект запуска многоразового транспортного космического корабля «Челленджер»17 (1983–1986), XV Зимние олимпийские игры в Калгари (1988)18.
1995 г. – по настоящее время. Четвертый и на настоящее время текущий период развития проектного менеджмента характеризуется сохранением роли технологий как драйвера изменений и развития проектного менеджмента. В 1996 г. модель PRINCE была усовершенствована до PRINCE2, а годом позже появился альтернативный метод планирования и управления проектами – Критическая цепь управления проектом (Critical Chain Project Management, CCPM), разработанный Eliyahu M. Goldratt на базе ТОС. Отличительной особенностью данного метода является то, что он предполагает концентрацию (в отличие от CPM и PERT) преимущественно на ресурсах, требующихся для завершения проекта в целом, а не его определенных задач19. В 1998 г. Американский национальный институт стандартизации (The American National Standards Institute) и Институт инженеров электротехники и электроники (Institute of Electrical and Electronics Engineers) признали Свод знаний по управлению проектами как стандарт. В 1986 г. H. Takeuchi and J. Nonaka в своей работе «Новая игра для разработки нового продукта» (The New New Product Development Game. Harvard Business Review, 1986) назвали Scrum новым стилем управления проектами. Scrum – это гибкая модель разработки программного обеспечения, основанная на взаимодействии нескольких небольших интенсивно работающих взаимозависимых команд. Хотя первоначально Scrum был направлен на управление проектами в сфере разработки программного обеспечения, данный подход может быть использован как методическая основа управления проектами в самых различных сферах20. Далее эта модель проектного менеджмента будет рассмотрена более подробно. В 2001 г. был написан The Agile манифест.
На разных этапах формирования и развития проектного менеджмента появлялись различные научные школы, представители которых проводили исследования в области развития подходов, методов и инструментов управления проектами. Кроме того, проектный менеджмент продолжает эволюционировать. Стандартизация процессов проектного менеджмента, обновление и конвергенция концепций, развитие программного обеспечения и специального инструментария в рассматриваемой сфере позволяют исследователям утверждать, что проектный менеджмент все в большей степени становится наукой, чем искусством21.
1.2. Основные научные школы проектного менеджмента
Помимо того, что происходит распространение проектного менеджмента в практике управления, в настоящее время проектный менеджмент является также расширяющейся сферой научных исследований. За последние десятилетия организации стали все более активно использовать проектный подход для достижения стратегических целей развития и успешного функционирования в среде, сложность, динамичность, неопределенность которой все более возрастает. Если еще тридцать лет назад интерес к проектному менеджменту проявляли преимущественно организации в сферах инжиниринга, строительства, информационных технологий и оборонно-промышленного комплекса, то сегодня, по оценкам экспертов, как минимум одна пятая глобальной экономической активности осуществляется в виде проектов. Так, К. Бредиллет обосновывает возможность выделения девяти школ проектного менеджмента (рис. 1.1)22.
Рис. 1.1. Общая схема научных школ проектного менеджмента23
Представляется целесообразным более детальный анализ содержания основных научных школ проектного менеджмента.
Школа оптимизации (School of optimization, D. Cliland, V. King, G. Kerzner). Общая идея школы состоит в оптимизации результатов проекта на основе применения формальных методов. Основные положения состоят в формулировке целей проекта, его разбиении на компоненты, детальном планировании и выполнении проекта для достижения эффективности использования времени и бюджета. Применяемый инструментарий для решения соответствующих задач: методы структуризации проекта, иерархическая структура работ, календарное планирование, технология освоения объема, методы оценки проекта и т. д.
Школа моделирования (School of modeling, T. Williams). Основную идею видит в использовании теории систем для моделирования проекта и проектирования создаваемых систем с использованием декомпозиционного подхода. Существенное внимание уделяется анализу проекта, взаимосвязи его компонентов, границ проекта и его взаимодействия с внешней средой для получения оптимального результата с учетом требований по стоимости, времени, качеству, гибкости и удовлетворенности участников. Методический инструментарий включает методы системного анализа внутренней и внешней среды проекта, рисков, последствий и методы системного проектирования.
Школа руководства: проект как юридическое лицо (The Governance School, R. Lundin, A. Soderholm). Проект в рамках данной научной школы рассматривался первоначально, во-первых, как юридическое лицо со своими правами (в этом случае изучается, как должны регулироваться отношения между участниками данного юридического лица)24; во-вторых, как интерфейс между двумя юридическими лицами – клиентом и подрядчиком (в таком случае описывается, как следует управлять этим интерфейсом)25.
Затем представители данной школы стали уделять серьезное внимание тому, как развивать механизм руководства проектом как временной организацией26 и одновременно реализующей проект так называемой материнской организацией. В фокусе научных работ данной школы находятся:
– оптимизация контрактных отношений с использованием теории транзакционных издержек и теории отношений принципала и агента;
– построение механизма управления проектом27.
Позже в сферу интересов представителей данной школы попали вопросы управления проектами, программами и портфелями28, а также руководство коалициями проектов29. Применяемый инструментарий: схемы контрактных отношений, методы и модели управления взаимоотношениями между сторонами проекта, организационные структуры управления и проектные офисы.
Поведенческая школа: проект как социальная система (The Behavior School: The Project as a Social System, R. Graham, J. Pinto, J. Tralee и др.). Тесно взаимосвязана со школой руководства и использует предпосылку, согласно которой проект как временная организация – это социальная система. В соответствии с этим, школа фокусируется на нескольких аспектах проектного менеджмента: организационное поведение, лидерство, формирование команды, управление коммуникациями, управление человеческими ресурсами30. То есть преимущественное внимание уделяется управлению взаимоотношениями между людьми и социально-психологическим аспектам проектного менеджмента. Методы управления (методы, модели и технологии управления командами, групповой динамикой, социально-психологические методы управления, методы управления конфликтами и т. д.) направлены на повышение эффективности деятельности команды проекта, стимулирование коллективной интеллектуальной работы, формирование и развитие кросс-дисциплинарных адаптивных команд. Согласно позиции представителей поведенческой школы, проектно-ориентированные организации должны адаптировать и имплементировать новые практики управления человеческими ресурсами, специфические именно для проектной деятельности. Новые направления в рамках рассматриваемой школы связаны с исследованием организации деятельности виртуальных проектных команд, кросскультурными коммуникациями, потенциальными синергетическими и антагонистическими эффектами в проектных командах, управлением знаниями, актуализировавшиеся в связи с возрастающим разнообразием проектных команд и глобализацией.
Школа успеха (The Success School: The Project as a Business Objective, J. Jagdev, R. Muller, J. Pinto, D. Slevin). Фокусируется на успехе и неудаче проекта. В качестве двух ключевых компонентов успеха проекта рассматриваются: факторы успеха проекта (элементы проекта, на которые можно повлиять для увеличения вероятности успеха; независимые переменные, которые делают успех более вероятным) и критерии успеха проекта (меры, по которым оценивается успешный результат проекта; зависимые переменные, измеряющие успешность проекта; бизнес-цели, которые требуется достичь в результате осуществления проекта)31. В соответствии с этим, исследования представителей школы направлены на выявление факторов и критериев успеха проекта на основе обобщения и анализа данных по различным проектам, построение систем показателей успеха проекта, анализ причин успехов и неудач.
Школа принятия решений (School of decision-making, G. Winch). Содержательно охватывает исследования в области построения эффективной системы коммуникаций проекта и разработке оптимальных методов принятия решений. Проект рассматривается в рамках данной школы как система потоков информации и принимаемых решений, а направления исследований связаны с построением информационных систем управления проектами, обеспечением ИТ-поддержки проектного менеджмента для совершенствования процессов принятия решений и функций управления. Основной инструментарий – информационные системы проектного менеджмента, методы, модели и технологии принятия проектных решений32.
Процессная школа (Process school, J. Turner, R. Gareis, M. Huemann)33. Согласно позиции представителей данной школы, проектный менеджмент связан с разбиением проекта на совокупность оптимизируемых процессов и алгоритмов. Исследования школы состоят в представлении проекта в виде совокупности операций и процессов, формализации деятельности и повышении зрелости процессов, в том числе за счет стандартизации, создания и использования методологий управления проектами. Основной инструментальный аппарат – модели жизненного цикла, стандарты управления проектами, методологии проектного менеджмента34.
Ситуационная школа (Situational school, D. Dvir, A. Shenhar, B. Saucer). Как и аналогичное направление в менеджменте, предполагает, что системы проектного менеджмента должны учитывать специфику конкретных уникальных проектов и организаций, в рамках которых они реализуются. При этом управление проектами должно согласовываться со стратегией хозяйствующего субъекта и учитывать влияние факторов внешней среды. Методы и инструменты, используемые представителями школы, – системы классификации проектов, модели согласования систем проектного менеджмента с внутренней и внешней средой.
Школа маркетинга (School of marketing, B. Cova, R. Salle, S. Foreman). На передний план выводит роль впечатлений заинтересованных сторон в достижении успеха проекта. Существенное внимание в рамках данной школы уделяется управлению взаимоотношениями со стейкхолдерами проекта, управлению имиджем, управлению впечатлениями, организации эффективного медийного сопровождения проектной деятельности. Соответственно в рамках данной школы применяется инструментарий маркетинга, и в частности средства продвижения: системы взаимоотношений с клиентами, реклама, связи с общественностью и т. д.35
В настоящее время научные школы проектного менеджмента продолжают развиваться, появляются новые научные подходы к исследованию данного вида управленческой деятельности. Результаты научных исследований находят отражение в образовательных программах, поскольку спрос на специалистов в области проектного менеджмента достаточно высок. Например, компетенции в области проектного менеджмента, согласно данным Глобального центра аккредитации образовательных программ по управлению проектами (Global Accreditation Center for Project Management education programs) в США, были поставлены работодателями на третье место в перечне самых ценных компетенций (после лидерства/навыков переговоров и бизнес-анализа)36. По оценкам экспертов, в период с 2010 по 2020 г. в глобальной мировой экономике будет создано 15,7 млн новых позиций проектных менеджеров в семи проектно-интенсивных отраслях. Причем спрос на компетенции в области проектного менеджмента растет в самых разных сферах экономической деятельности, включая ИТ-сектор, инжиниринг и строительство, промышленность и т. д.37
1.3. Сущность и признаки проектов
В условиях динамичной внешней среды, существенных изменений экономической системы, в силу процессов глобализации и информатизации, резкого возрастания рисков при создании новых или модернизации существующих направлений деятельности хозяйствующих субъектов, повышение управляемости изменений и обеспечение эффективности инвестиционных вложений возможно за счет применения проектного подхода и использования специального инструментария проектного менеджмента. В последние годы проектный менеджмент получает все большее распространение в российских условиях как в частном секторе, так и сфере государственного и муниципального управления.