Книга О чувствах - читать онлайн бесплатно, автор Бхагаван Шри Раджниш (Ошо). Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
О чувствах
О чувствах
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

О чувствах

Лицемерие вознаграждается. Говорится, что честность – лучшая политика. Политика! Политикой становится даже честность. Почему? Потому что честность вознаграждается. Но что, если честность не вознаграждается? Тогда лучшей политикой становится лицемерие. Все зависит от того, что лучше работает – что делает тебя богаче, приносит тебе больше уважения, что безопаснее или удобнее в той или иной ситуации, что тешит твое эго. Вот как определяется лучшая политика. Это может быть честность, это может быть лицемерие; одно или другое используется просто как средство.

Удачной политикой стала даже религия. Она превратилась в нечто вроде страховки – ты совершаешь благие поступки, ходишь в церковь, жертвуешь деньги бедным – ты готовишься к переходу в другой мир. Ты открываешь в раю банковский счет. Ты думаешь, что тогда тебя встретят как дорогого гостя. Что ангелы будут кричать «Аллилуйя», танцевать и играть на арфах. Величина этого банковского счета зависит от того, сколько ты совершил благих дел. Религия тоже стала бизнесом. Твоя истинная сущность подавлена.

Люди, которым удалось подавить свои чувства, пользуются большим уважением. Их называют святыми – а это настоящие шизофреники. Они нуждаются в лечении! Чудо, если хотя бы один из ста таких «святых» окажется святым. Остальные девяносто девять – просто мошенники. Я не говорю, что они пытаются тебя обмануть; они обманывают себя. Это несчастные люди.

Я знал в Индии многих махатм, которых, как никого другого, уважали массы людей. Они раскрывали мне свои сердца – у меня были с ними очень близкие отношения. Они хуже обычных людей.

Посещая заключенных, чтобы учить их медитации, я был поражен: это люди намного лучше, невиннее и проще, чем ваши святые. Даже те, которые получили пожизненный срок. Ваши святые умны и коварны. Единственное, на что они способны, – это подавлять свои чувства. Естественно, вследствие этого в их жизни образуется надлом. У них есть две жизни: одну они выставляют напоказ, другую – истинную – не видит никто. Они боятся признаться в этом даже самим себе.

В меньшей степени – ведь ты не святой – это касается и тебя. Тебя пока еще можно вылечить. Твоя болезнь еще не приняла хроническую форму. Сейчас она пока похожа на обычную простуду; она легко может пройти.

Но все находятся под влиянием этих так называемых святых (на самом деле – сумасшедших). Они подавили половое влечение, подавили гнев, подавили жадность. Внутри у них все кипит. Их жизнь – настоящий кошмар. Они не знают, что такое тишина и покой. Их улыбки – ненастоящие.

В индуистских писаниях есть много историй о том, что, когда великий святой стоит на пороге просветления, боги, чтобы проверить его, посылают к нему прекрасных женщин. Не представляю, зачем богам беспокоить этих бедных парней. Мучающий себя голодом, истязающий себя, стоящий на голове, подавляющий свои чувства аскет… он не причинил никому вреда, кроме себя самого. Почему боги должен посылать ему испытание? Они должны ему помочь! Но они посылают красивых обнаженных женщин, и эти женщины танцуют вокруг него и совершают непристойные движения. Конечно, он становится их жертвой. Он пленен их красотой. Как будто боги могут препятствовать тому, кто стоит на пороге просветления. Это просто нелепо! Вместо того чтобы противодействовать, они должны помогать.

Такие истории не следует понимать буквально; это важные символы и метафоры. Попадись они Зигмунду Фрейду, он бы пришел от них в полный восторг. Они полностью подтвердили бы его теорию психоанализа.

На самом деле ничего этого не было; это были лишь проекции их подавленных чувств. Это были их подавленные желания – они подавляли свои желания так долго, и теперь они стали настолько сильны, что стали воплощаться у них перед глазами.

Святые в Индии учат не сидеть в течение определенного времени на месте, на котором сидела женщина. Считается, что от такого места исходит опасность. Глупо, правда? И это учителя человечества. Это люди, которые заставили тебя бояться твоих собственных чувств – так как ты не можешь эти чувства принять. Поскольку ты их отвергаешь, возникает страх.

Прими их. Проблема не в твоих чувствах. Проблема в тебе! Вместо того чтобы подавлять эмоции, научись искусству гармонизации энергии. Ты должен стать оркестром. Да, если ты не знаешь, как играть на музыкальных инструментах, ты будешь создавать шум и сведешь с ума соседей. Но если ты знаешь, как играть на инструментах, ты создашь божественную музыку. Ты можешь принести на Землю что-то неземное.

Жизнь – это великий инструмент. Ты должен научиться на нем играть. Ничто не должно быть уничтожено, урезано, подавлено, отклонено. Жизнь, которая была дарована тебе, прекрасна. То, что ты не можешь получать от нее удовольствие, означает, что ты еще недостаточно искусен. Мы принимаем нашу жизнь как данность, и в этом наша ошибка. Нам дана редкая возможность. Нам был дан жизненный потенциал; наша задача – научиться его реализовать.

Используй для этого все возможные ресурсы. Можно научиться преображать гнев в сострадание, жадность – в щедрость, секс – в любовь. Любой вид энергии можно превратить в полярно противоположный (ибо он уже потенциально присутствует).

Тело содержит в себе душу, материя содержит в себе ум. Мир включает в себя рай, тлен включает в себя Божественное. Первый шаг, чтобы обнаружить это, – принять себя. Ты не должен стать Иисусом. Ты не должен стать Буддой или кем-то еще. Ты должен быть собой. Жизни не нужны копии; она любит уникальность. Ты можешь предложить ей себя только как уникальное явление. Она способна принять тебя в качестве подношения лишь как уникальное явление. Не как подражание Иисусу, Кришне, Будде, Мухаммеду. Подражатели отвергаются. Будь самим собой. Уважай себя. Люби себя. Начни наблюдать свою энергию. Ты – это огромный мир! Постепенно, когда в тебе разовьется осознание, ты научишься все расставлять на свои места. Твой мир перевернут вверх ногами, это правда. Но с тобой самим все в порядке. Ты не грешник – несколько действий, чтобы перевернуть с головы на ноги твой мир, и ты станешь прекрасным явлением.

Расскажи, пожалуйста, о подавлении чувств и о том, как от этого можно избавиться. Что это такое, и если лучше чувства не подавлять, почему мы продолжаем это делать?

Подавление чувств – неисполнение жизненного предназначения. Это совершение того, чего ты никогда не хотел. Ты становишься человеком, которым ты не являешься. Это способ саморазрушения. Подавление чувств – это самоубийство, очень медленное, но очень верное. Это медленное отравление. Подавление чувств – самоубийство, выражение чувств – жизнь.

Если ты подавляешь свои чувства, значит, ты вообще не живешь. Жизнь – выражение, творчество, радость. Если ты живешь такой жизнью, какой жизнь хочет, чтобы ты жил, ты живешь естественно.

Не бойся священнослужителей. Слушай свои инстинкты, свое тело, свое сердце, свой ум. Полагайся на себя. Следуй за тем, что тебе подсказывает твоя интуиция, и ты никогда не будешь в проигрыше. Живя такой естественной жизнью, однажды ты обязательно оказываешься перед вратами Божественного.

Твоя природа божественна. То, к чему тебя зовет твоя природа, – это то, к чему тебя зовет жизнь. Не слушай тех, кто вливает тебе в уши яд. Следуй зову твоей природы. Да, этого недостаточно, так как есть еще высшая природа. Но высшее проявляется через низшее. Цветок лотоса цветет в грязи. Из тела рождается душа, из секса – трансцендентная мудрость.

Из пищи рождается осознание. На Востоке мы говорим: Аннам Брахм, пища – это Бог. Что это означает? Низшее связано с высшим, поверхностное с глубоким.

Священники учат подавлять в себе низменное. Их рассуждения очень логичны. Единственное, о чем они забывают, – факт, что жизнь нелогична. Они очень логичны, и тебя это привлекает. Вот почему ты следовал за ними и прислушивался к тому, что они говорят столько столетий. Идея, будто для обретения высшего не следует прислушиваться к низшему, обращена к твоему уму. Она кажется логичной. Если ты хочешь подняться вверх, ты не должен опускаться – это очень разумно. Единственная проблема – жизнь нелогична.

Несколько дней назад я разговаривал с одним врачом. Он проводил групповые семинары, и иногда наступали моменты, когда вся группа погружалась в молчание. Происходило это всегда очень неожиданно. Эти редкие моменты тишины были необычайно прекрасны. Он говорил: «Они такие непостижимые, эти моменты. Мы ими не управляем, не думаем о них, просто они иногда появляются. Когда они наступают, группа ощущает присутствие чего-то великого, высшего, непостижимого. В такие моменты все как один вдруг замолкают». Его логика подсказывала ему: «Возможно, было бы неплохо, если бы я провел в тишине полностью весь семинар». Он начал думать: «Если эти редкие моменты столь прекрасны, как помочь их максимально растянуть?»

Я сказал ему: «Ты мыслишь логически, но жизнь нелогична. Если ты будешь оставаться в тишине в течение всего процесса, эти моменты никогда не наступят».

Жизнь – это единство противоположностей. Если днем ты тяжело работал – рубил лес – ночью ты глубоко спишь. Теперь подумаем логически. Следующим утром ты можешь подумать: «Хотя я вчера весь день работал и очень устал, ночью я глубоко спал. Если завтра я буду весь день отдыхать, мой сон будет еще глубже». На следующий день ты откидываешься в кресле и ничего не делаешь. Думаешь, тебе обеспечен хороший сон? Ты будешь спать даже хуже, чем обычно! Вот почему люди, которые не очень заняты днем работой, могут страдать от бессонницы.

Жизнь нелогична, природа нелогична. Она дарит сон целый день скитающимся из одного города в другой, нищим. Она дарит хороший сон рабочим, каменотесам, лесорубам. Они весь день тяжело работали и устали. Благодаря этой усталости они погружаются в глубокий сон.

Это всего лишь один из примеров. Чем больше ты энергетически истощен, тем больше ты нуждаешься во сне (восполнить запасы энергии ты можешь только во время глубокого сна). Если твоя энергия истощена, ты порождаешь ситуацию, в которой погружаешься в глубокий сон. Если ты вообще не работаешь, в этом нет необходимости. Ты не использовал даже ту энергию, которая у тебя есть. Энергия дается тем, кто ее использует.

Врач, с которым я разговаривал, продолжал мыслить логически: «Если семинар будет полностью проходить в тишине…» Но тогда даже те редкие моменты тишины исчезнут, а все участники группы будут вести внутренний диалог. Хотя внешне они сохраняют тишину, их ум изнутри взрывается. Они тяжело работают, выплескивают наружу свои эмоции – они истощены. Затем наступает момент, когда они истощены настолько, что ничего не могут из себя выжать. В этот момент неожиданно происходит контакт – нисходит тишина.

После работы – отдых. После эмоционального выплеска – тишина. Это закон жизни. А жизнь, как я уже об этом говорил, очень нелогична. Если ты действительно хочешь себя обезопасить, выбирай опасный путь. Если хочешь жить по-настоящему, будь готов умереть в любой момент. Это антилогика жизни! Если ты хочешь быть действительно искренним, ты должен идти на риск.

Например, поскольку тебя учили никогда не гневаться, ты считаешь человека, который никогда не гневается, очень любящим. Ты неправ. Человек, который никогда не гневается, любить не способен. Гнев и любовь идут рука об руку. Время от времени гнев – если он по-настоящему любит – испытывает каждый человек. Но этот гнев прекрасен – он рожден любовью! Это гнев, который не вызывает обиды. Ты даже ощущаешь благодарность по отношению к человеку, который испытывает гнев. Приходилось тебе когда-нибудь переживать нечто подобное? Если ты любишь кого-то, что-то сделал и этот человек гневается – гневается по-настоящему, – ты благодарен ему за это, ведь он любит тебя так сильно, что может позволить себе гнев. Почему иначе он бы это делал? Если ты не хочешь «дарить» другому человеку энергию своего гнева, оставайся вежливым. Если не хочешь ничего отдавать или рисковать, улыбайся.

Сможешь ли ты сохранять спокойствие и не разозлиться, если твой ребенок собирается прыгнуть в пропасть? Сможешь ты не вскипеть и не закричать – и продолжать улыбаться? Это невозможно!

Есть история:

При дворе царя Соломона две женщины сражались за ребенка. Обе заявляли на него свои права. Сложилась очень сложная ситуация. Как было ее решить? Ребенок был слишком мал и не мог ничего сказать.

Соломон посмотрел на них и сказал: «Я знаю, что я сделаю – я разрежу ребенка пополам. Это единственный способ. Я должен быть беспристрастен и справедлив. Нет ни единого доказательства, что ребенок принадлежит одной из вас. Поэтому я как царь принял решение – чтобы разделить этого ребенка между вами обеими, нужно разрезать его тело пополам».

Женщина, которая держала ребенка на руках, продолжала улыбаться, она была счастлива. Вторая женщина после этих слов царя была готова его убить! Она словно потеряла рассудок. Она сказала: «Что ты такое говоришь? Ты сошел с ума?» Она была в ярости. Она просто пришла в неистовство! Само воплощение гнева. Наконец она сказала: «Если это справедливость, я отказываюсь от своих прав. Пусть ребенок остается с этой женщиной. Этот ребенок принадлежит ей. Это не мой ребенок!» По щекам у нее текли слезы.

И тогда царь сказал: «Этот ребенок твой. Забирай его. Женщина, которая пыталась отобрать у тебя ребенка, – обманщица».

Когда ты любишь, ты можешь впадать в гнев. Если ты любишь, ты можешь себе это позволить. Если ты себя любишь – а иначе ты просто не живешь настоящей жизнью, – ты никогда не будешь подавлять своих чувств. Ты будешь выражать все, что бы тебе ни давала жизнь, – печаль, радости, взлеты и падения, дни и ночи – открыто.

Все, чему тебя учили всю твою жизнь, – быть лицемером. Ты испытываешь злобу, но продолжаешь искусственно улыбаться. Если в тебя возникает ярость, ты ее в себе подавляешь. Ты никогда не бываешь с собой искренним.

Подлинная история из жизни:

Джо и его маленькая дочь Мидж отправились в парк аттракционов. По дороге они остановились перекусить. Когда они остановились в парке перед огромным киоском с хот-догами, Мидж было начала: «Папочка, я хочу…» Джо оборвал ее и накормил попкорном.

Когда они подошли к киоску с мороженым, Мидж начала снова: «Папочка, я хочу…» Но Джо снова ее перебил. На этот раз он сказал: «Знаю я, чего ты хочешь! Ты хочешь мороженого».

«Нет, папочка, – взмолилась Мидж. – Я хочу в туалет».

Это то, что она хотела сказать с самого начала. Но ее никто не слушал.

Подавлять собственные чувства – значит не прислушиваться к своей природе. Это способ саморазрушения.

Двенадцать скинхедов в куртках Levi’s и полном обмундировании заходят в паб.

Они подходят к бармену и говорят:

– Тринадцать пинт горького пива.

– Но ведь вас двенадцать.

– Послушай, нам нужно тринадцать пинт пива.

Бармен принес пиво, и они сели за столик. Лидер скинхедов подходит к маленькому старику-китайцу, который сидит в углу, и говорит:

– Вот ты где, папаша. Держи пиво.

Маленький старик сказал:

– Спасибо, сынок, ты очень щедр.

– Все в порядке, мы не имеем ничего против того, чтобы помочь инвалиду.

– Но я не инвалид.

– Ты им станешь, если не купишь нам еще одну порцию.

Вот что такое на самом деле подавление чувств; это то, что делает тебя ущербным. Это ослабляет тебя, это тебя разрушает. Это восстанавливает тебя против самого себя. Это способ создания внутреннего конфликта. Человек, который находится в конфликте с самим собой – человек очень слабый.

Общество сделало большое дело – восстановило всех против самих себя. У тебя ни на что не хватает энергии. Замечаешь ли ты это в себе? Ты постоянно борешься с самим собой. Общество тебя надломило. Оно превратило тебя в шизофреника. Ты просто плывешь по течению. Ты не знаешь, кто ты, ты не знаешь, куда ты направляешься, ты не знаешь, что ты здесь делаешь. Это приводит тебя в замешательство. Из этих сумятицы и хаоса рождаются великие лидеры – Адольф Гитлер, Мао Цзэдун, Иосиф Сталин. В условиях невероятных хаоса и сумятицы появился Папа Римский. Ты сломлен.

Открыто выражай свои чувства. Но помни: это не то же самое, что безответственность. Веди себя благоразумно. Ты никому не должен причинять вреда своим поведением. Человек, который не может причинить вред себе, никогда не причинит вред другому. Человек, который способен причинить вред себе, – опасен. Если ты себя даже не любишь, ты опасен – ты можешь причинить вред. Ты будешь причинять вред.

Если у тебя плохое настроение или депрессия, твоя депрессия и плохое настроение передаются окружающим. Когда ты счастлив, ты хочешь, чтобы все вокруг были счастливы. Потому что счастье возможно только в мире, где счастливы все люди. Если ты живешь в радости, ты хочешь, чтобы так жили все, – это истинная религиозность. Жизнь в радости становится благословением.

Подавление чувств делает тебя ненастоящими. Секс, гнев и жадность благодаря этому из твоей жизни не исчезнут. Просто поменяются названия. Они перейдут на уровень подсознания. Уйдут глубоко внутрь. Конечно, тогда они обретут над тобой большую силу. Задача психоанализа – вывести то, что сокрыто глубоко внутри, на поверхность. Если они поднимаются на уровень сознания, ты можешь от них освободиться.

Один друг спрашивает другого – француза, который остановился в Англии, – как у него дела.

– Все хорошо, за исключением одного. Если я отправляюсь на вечеринку, хозяйка не говорит, где находится писсуар.

– А, Жорж, не бери голову. Это наша английская притворная стыдливость. Вместо этого она тебе скажет: «Не хотите ли помыть руки?» И это будет означать то же самое.

Француз это про себя отметил. В следующий раз, когда он отправился на вечеринку, хозяйка его спросила:

– Добрый вечер, мистер Дюпон, не хотите ли помыть руки?

– Нет, спасибо, мадам, – ответил Жорж. – Я только что уже сделал это под деревом в передней части сада.

Вот что происходит; меняются только названия. Ты сбит с толку; ты не знаешь, что есть что. Но меняются только названия. Это сводит людей с ума.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги