Введение
Тема работы – портал litnet.com: литературная конвенция и авторские репутации. Litnet.com – это веб-сайт, интернет-библиотека, где каждый пользователь может опубликовать свое произведение. Это явление в литературном интернете начало развиваться с конца 1990-х годов, самые известные его представители – это сайты stihi.ru и proza.ru. На таких площадках отсутствует редакторский контроль и отбор; любой человек, у которого есть доступ в интернет, может читать произведения, которые опубликовал автор. Для успеха площадки необходимо не только авторское, но и читательское сообщество: авторы приходят на те сайты, где есть читатели, а читатели ищут места, где много хороших интересных авторов. Как правило, произведения, размещенные на этой и подобных площадках, не выходят никуда за ее пределы; а поскольку площадка предоставляет возможности не только для публикации, но и для обсуждения произведений, то создается замкнутое сообщество, живущее по своим законам.
Litnet.com отличается от proza.ru и stihi.ru тем, что, во-первых, авторы могут не просто публиковать, но и продавать свои произведения, во-вторых, произведения, размещаемые на этой площадке, в основном представляют собой жанровые, формульные тексты: большинство произведений, особенно популярных, относятся к жанрам любовного романа и любовного фэнтези. Подобных площадок, где публикуются и продаются произведения, несколько, Litnet.com – самая популярная из них: на ней размещено более 50 000 произведений, а по данным сайта Similarweb ежемесячная аудитория портала составляет 29 миллионов человек1.
Мы видим, что значимость этого социокультурного феномена велика: этот явление занимает большое место в современной литературной системе: читателей на площадке становится все больше, Litnet.com конкурирует с традиционными издательствами за читательский интерес; редакторы пристально следят за этой и подобными площадками в поисках интересных новинок, которые можно выпустить в бумажной форме.
Материальная форма, медиум, в которой существует произведение, оказывает влияние на его бытование. До изобретения книгопечатания формой существования произведения была рукопись2, в новое время – печатная книга3, сейчас же необязательно публиковать именно печатную книгу: литературные произведения появляются в электронном виде, затем некоторые из них издаются и на бумажном носителе, а абсолютное большинство так и остается в электронном формате. Официальной статистики электронного книгоиздания не ведется, поэтому мы можем только предполагать точные цифры. Благодаря Litnet.com и подобным порталам автору необязательно проходить через долгий процесс производства и печати книги, чтобы его произведение попало к читателю. С изменением производственной цепочки, со сменой носителя информации (большая часть текстов с litnet.com так и остаются в электронной среде), с исчезновением редактора-посредника, влияющего на отбор и доступность произведения, меняются и взаимоотношения между авторами и читателем как основными участниками литературного процесса.
«Ключевыми в системе литературы являются писатель, читатель и издатель.
Писатель создает литературные тексты, тематизируя (проблематизируя) ценностные напряжения, представляя их обществу.
Читатель – инстанция, для которой, собственно, весь социальный институт литературы и существует. Он воспринимает литературные тексты, осуществляя снятие напряжений, и через покупку, подписку, прямые отклики воздействует на другие социальные роли института литературы.
Издатель обеспечивает тиражирование литературных произведений и, за счет продажи копий, взаимодействие литературы с экономикой.
Ключевыми являются две первые роли, но без третьей литература не может существовать, в лучшем случае это будет узкий кружок знакомых, где автор дает другим читать свои рукописи либо сам читает их вслух»4.
Цель работы – проследить, как меняются авторские репутации и читательские стратегии в новой среде, какие изменения претерпевают жанровые конвенции с изменением среды, в которой функционирует текст, и какая конвенция как результат особого типа коммуникации, происходящей внутри замкнутого сообщества, складываются на портале litnet.com.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие исследовательские задачи:
– определить место портала litnet.com в современной социокультурной ситуации и описать его структуру;
– проанализировать механизмы взаимодействия пользователей портала – авторов и читателей – между собой;
– определить способы формирования авторской репутации на litnet.com;
проанализировать жанровую специфику портала: какие жанры наиболее популярны и почему, определить характерные жанровые особенности наиболее популярных жанров;
– на основе проведенного анализа описать, какая конвенция складывается на портале litnet.com.
Объект исследования – портал litnet.com, предмет исследования – авторские репутации и литературная конвенция, складывающаяся на портале litnet.com.
Работа находится на стыке исследовательских оптик, поэтому методологической основой работы является комбинация методов социологии литературы, web studies (исследования веб-сайтов) как ответвление media studies (медиаисследований), теоретической поэтики и социокультурного подхода. С помощью социологии литературы мы опишем взаимодействия авторов и читателей портала и определим механизмы формирования литературной репутации. С помощью теоретической поэтики проанализируем жанровую специфику, с помощью методов web studies – структуру портала. Для описания litnet.com как социокультурного явления мы обратимся к работам Бориса Дубина, Адама Рейтблата, Роже Шартье о репутации и о роли книги в обществе и к работе Дженис Рэдуэй «Читая любовные романы: женщины, патриархат и популярное чтение». При описании конвенции, которую мы охарактеризуем как совокупность смыслов, через которую определяется художественное произведение, и которая складывающаяся из взаимодействий участников сообщества между собой, мы опираемся на Говарда Беккера и его работу Art Worlds.
Актуальность работы обусловлена отсутствием в русскоязычной научной среде исследований, посвященных описанию этого феномена.
Из зарубежных работ можно упомянуть такие работы, как Simon Carolan и Christine Evain «Self-publishing: Opportunities and threats in a new age of mass culture»5, Ann Haugland «Opening the gates: Print on-demand publishing as cultural production»6, Erin Carreiro, E. «Electronic Books: How Digital Devices and Supplementary New Technologies are Changing the Face of the Publishing Industry»7, Daniel Triassi «Considerations for Self-Publishing8»? магистерскую диссертацию Bryan Dollery «Self-publishing in the digital age. A qualitative study on the role of digital publishing platforms and their impact on literary pluralism»9 и монографию Timothy Laquintano Mass Authorship and the Rise of Self-Publishing10..
Litnet.com – явление совсем новое (площадка была запущена в 2015 году), поэтому отсутствие в русскоязычной литературе исследований именно этого феномена вполне объяснимо. Однако и исследования, посвященные русскому литературному интернету как социокультурному явлению, практически отсутствуют. Один из возможных подходов здесь – изучение читательских сообществ и их связи с особенностями восприятия литературы. Эти исследования базируются на теориях рецептивной эстетики (Вольфганг Изер, Ганс Роберт Яусс), а также на социально-антропологических исследованиях читательских практик, таких, как исследования Евгения Добренко «Формовка советского читателя», Адама Рейтблата, Бориса Дубина. В западной литературе это, например, исследования Дженис Рэдуэй о практиках чтения любовных романов11. На материале интернет-практик, связанных с чтением – это, прежде всего, исследования Натальи Самутиной о фанфикшне12, а также исследования Евгении Вежлян о бытовании современной поэзии в сети13.
Второй возможный подход – изучение сетевой литературы с точки зрения теории текста. Исследователи этого направления оперируют терминами «сетература» и «электронная литература» и концентрируются на тех особенностях текста, которые обусловлены именно его электронной природой – гипертекст, интерактивность, визуальность, трансмедиальность и т.п.14. Обзор западных исследований этого направления есть, например, в статье Аманды Гулд «Эстетика и педагогика электронной литературы», опубликованной в 2012 году в НЛО, № 315.
Исследования массовой литературы касаются в основном произведений, опубликованных в традиционных издательствах. Здесь важно упомянуть Джона Кавелти «Adventure, Mystery and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture», на русском языке публиковалась одна глава из этой работы под названием «Изучение литературных формул» в журнале НЛО в № 22, 1996 год. В России проблемой массовой литературы занимается Мария Черняк16.
Структура работы отвечает поставленным исследовательским задачам. В первой главе определяется место портала litnet.com в современной книжной культуре России и описывается устройство портала. Во второй главе анализируются механизмы взаимодействия авторов и читателей на портале и выявляются способы формирования авторской репутации, анализируются жанровая структура, представленность жанров и тексты, принадлежащие наиболее популярным жанрам, а также на основании всех проанализированных явлений описывается конвенция, которая складывается на портале litnet.com. В «Заключении» подводятся итоги исследования и намечаются пути дальнейшего развития темы.
При подготовке работы использовались следующие источники: интервью с авторами и читателями портала; записи в блогах, посвященные опыту пребывания на портале litnet.com в качестве автора или в качестве читателя; публикации в СМИ, посвященные порталу litnet.com и другим сайтам самопубликаций, материалы включенного наблюдения за сообществами авторов с сайтов самопубликаций, внешний вид (интерфейс) сайта litnet.com, а также различные тексты и комментарии, опубликованные на нем.
Основные идеи работы были апробированы на научном семинаре под руководством Е.И. Воробьевой, а также на конференции «Лейдермановские чтения-2019. Литературная репутация как культурный механизм» с докладом «Механизм формирования литературной репутации в интернет-сообществах (на материале litnet.com). По материалам работы готовится статья в литературно-художественном альманахе «Артикуляция», № 12, дата выхода – сентябрь 2020. Кроме того, планировалось участие в конференции молодых филологов в Тарту 24–26 апреля 2020 г. с докладом «Жанровые конвенции любовного романа на портале litnet.com» и в конференции «Культтовары 2020. Массовая культура в современной России: конструирование миров, умножение серий» (Гродно, Республика Беларусь, 28.05.2020–31.05.2020) с докладом «Феномен “проды” в русском литературном интернете», однако из-за пандемии коронавируса оба мероприятия были перенесены на осень 2020.
Глава 1. Litnet.com как социокультурное явление
1.1. Litnet.com в контексте книжной культуры России
Веб-сайт litnet.com (далее – Литнет) определяет себя как литературный портал, в электронной библиотеке которого можно читать книги онлайн, скачать книги, а также купить книги17. На странице https://litnet.com/ru/about Литнет говорит о себе как о литературной платформе, на которой авторы публикуют свои книги – на бесплатной основе или по подписке. Такое самоопределение встраивает Литнет, во-первых, в контекст бытования электронных библиотек, во-вторых, публикуя книги, Литнет становится участником книгоиздательской сферы.
История электронных книг начинается в 1971 году, когда американский студент Майкл Харт перевел в электронный вид Декларацию независимости США а массовое их распространение – в 1990-х годах, когда начали появляться устройства для чтения и развиваться форматы файлов, специально предназначенные для электронных версий книг.
Развитие электронного книгоиздания начинается с оцифровки бумажных изданий. Сначала электронные библиотеки наполняются оцифрованными бумажными изданиями – первую в России онлайн-библиотеку lib.ru основал Максим Мошков в 1994 году. Затем издатели вместе с печатной книгой начинают выпускать в свет и ее электронную версию, и онлайн-библиотеки наполняются как оцифрованными изданиями старых бумажных книг, так и новыми изданиями, выходящими и в бумажном, и в электронном формате. Сначала это были копии файлов, распространяющиеся без разрешения на то правообладателя, но в 2008 году, когда на российском рынке появляется онлайн-магазин электронных книг ЛитРес, торгующий легальными копиями файлов, ситуация меняется. Техническая грамотность традиционных, «бумажных», издательств растет, нелегальные библиотеки, распространяющие книги в обход правообладателей, потихоньку закрываются, а электронные книги занимают свою нишу в книготорговле. Электронная книга по сути – это файл особого формата, чаще всего epub, pdf или fb2. Покупая (либо скачивая бесплатно) электронную книгу, читатель покупает конкретный файл, который либо открывает на специальном устройстве, либо читает его прямо в браузере, не скачивая.
В 2010-х годах в России появляются онлайн-библиотеки, которые предлагают другой способ распространения книг – не продавая поштучно, а предоставляя доступ к каталогу. Это Bookmate (bookmate.com), который запустился в 2010 году, и Mybook (mybook.ru), стартовавший в 2012 году. Оплачивая доступ, читатель получает возможность читать любые книги, которые находятся в этой библиотеке, но скачать файл книги нельзя. Доступ к книгам открывается на определенный временной промежуток; как только оплаченный период заканчивается, читатель больше не может читать никакие книги.
Параллельно идет и другой процесс: как альтернатива издательству появляются онлайн-площадки, где любой человек может опубликовать свое произведение.
Первая в России онлайн-площадка для свободной публикации произведений – «Стихия» http://www.stihija.ru/ открылась в 1999 году. Ее основатель предположил, что «в сервисе по размещению текстов потенциально заинтересованы тысячи других авторов»18 – и оказался прав. В 2001 году Максим Мошков, основатель первой в Рунете электронной библиотеки lib.ru, запустил журнал «Самиздат» (samlib.ru), и в этом же году стартовали порталы stihi.ru и proza.ru. Эти три площадки (samlib.ru, stihi.ru и proza.ru) почти 10 лет были в русском сегменте интернета самыми популярными, хотя появлялись и другие проекты: Изба-читальня http://www.chitalnya.ru/, Литсовет http://www.litsovet.ru/, Авторнет https://avtor.net/ и другие. В 2007 году был запущен ficbook.net, но он стоит особняком среди сайтов со свободной публикацией – его прежде всего как площадка для размещения фанфикшн-контента, однако доля оригинальных произведений, размещенных там, также велика. А в 2010-х годах уже начали появляться сервисы, на которых можно было не только разместить свое произведение, но и продавать его.
В 2012 году были запущены сайты Самолит https://samolit.com/, и Целлюлоза https://zelluloza.ru/, в 2013 – Призрачные миры https://feisovet.ru/, в 2015 стартовали Лит-Эра (позже переименованный в litnet) и Rideró, в 2016 году – Prodaman, Author.Today и площадка selfpub.ru от магазина электронных книг ЛитРес19, в 2017 – магазин Книгоман https://noa-lit.ru/.
За рубежом в это время развивались площадки Wattpad (запущен в 2006 году, есть русскоязычная версия и сообщество), Kindle Direct Publishing (сервис от Amazon, стартовал в 2007 году), https://www.xinxii.com/, Kobo Writing Platform, а также China Literature – крупнейший интернет-сервис селф-паблишинга в Китае.
Все эти проекты объединяет одно: любой человек может прийти и опубликовать там свое произведение. Какой-либо редакторский отбор на них отсутствует, поэтому достаточно обладать минимальными техническими навыками, чтобы рукопись превратилась в книгу, пусть не бумажную, а электронную. Теперь можно больше не ждать месяцами, возьмут или нет твое произведение в печать, и не расстраиваться, получив отказ, а попробовать самостоятельно, без издателей-посредников, распространить свое произведение через Интернет.
На площадках proza.ru, samlib.ru, ficbook.net произведения распространяются бесплатно; на litnet.com, Призрачных мирах, Целлюлозе, Продамане можно выкладывать текст бесплатно, а можно продавать его.
Selfpub.ru – проект ЛитРеса – и Rideró отличаются от остальных сервисов самопубликаций, потому что на них нет сложившегося сообщества читателей. На ЛитРес читательская аудитория – это аудитория интернет-магазина Litres.ru, на котором продаются произведения традиционных конвенциональных издательств, таким образом, авторы, которые публикуют свои произведения через selfpub.ru, попадают в один ряд с признанными «большими» писателями. Rideró же с самого запуска позиционировали себя как вспомогательный сервис для автора, который поможет автору продвинуть свою книгу в издательство. Свой собственный интернет-магазин электронных книг и читательское сообщество они начали развивать только в 2017 году20, но так и не смогли собрать достаточную аудиторию.
Между площадками есть и другие различия. Так, на proza.ru и samlib.ru нет четкой жанровой структуры, в том числе нет разделения на художественную и не-художественную литературу, а на litnet.com, author.today, prodaman.ru есть четкая ориентация на художественную литературу, причем литературу определенных жанров, для каждого портала это свой набор. На Литнете главенствует любовный роман в разных его вариациях, в том числе и любовное фэнтези; на author.today – героическая фантастика и фэнтези, попаданцы, на «Призрачных мирах» – любовное фэнтези, на Продамане – фантастика, попаданцы, ЛитРПГ.
Кроме того, на тех порталах, где книги продаются (Призрачные миры, Целлюлоза, Продаман, Литнет) есть функция выкладки произведений по частям, которой нет на proza.ru и samlib.ru. Читатель покупает доступ к еще не написанной книге и может читать новые главы по мере их появления.
Считается, что основную массу авторов на подобных ресурсах составляют графоманы-любители, но, например, Сергей Макаренков, генеральный директор издательства РИПОЛ классик в совместном с Александром Касьяненко, основателем сервиса Rideró, интервью для журнала «Книжная индустрия» говорит, что «…в книжном сообществе сложилось неверное впечатление, что self-pub – это плохо, это какие-то графоманы, решившие что-то напечатать. По опыту нашего издательства могу сказать, что в self-pub процент качественной литературы достаточно высок, и авторы некоторых издательств уступают самопубликаторам»21. Это подтверждают и цифры: например, по данным на 2014 год, более 1000 авторов «Самиздата» (samlib.ru) попали в «большую» литературу: было издано более 2000 наименований книг из библиотеки Samlib.22
Издательства действительно внимательно следят за этими площадками, особенно за теми, где публикуются книги четкой жанровой принадлежности. В 2013 году в издательстве АСТ стартует серия «Звезды Рунета», в которой сначала издаются романы и рассказы популярных блогеров, а затем появляются авторы с Лит-Эры и других площадок. В 2018 году стартует серия «Хиты Wattpad»; авторы Литнета публикуются также в серии «Необыкновенная магия. Шедевры Рунета», «Академия магии» и других.
В мае 2020 года был опубликован «Перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в который в раздел «Культура, литература и искусство» были включены ресурсы samlib.ru, proza.ru и stihi.ru, selfpub.ru и author.today23. Делаем отсюда вывод, что государство оценило значимость этих площадок для отечественной культуры. Литнета и Rideró там нет.
1.2. История развития litnet.com
Портал Литнет был запущен 28 июля 2015 года. Сначала он назывался Лит-Эра и располагался на домене lit-era.com. Основатели портала – украинский предприниматель Сергей Грушко и писатель Андрей Нечаев24. Оба партнера уже имели опыт совместной работы над медиапроектами: Грушко три года возглавлял отдел продаж в украинской компании-разработчике компьютерных игр GSC Game World, а Нечаев (Левицкий) работал там же сценаристом и писателем.
Во время работы в GSC Game World Сергей также развивал книжное направление – издание книг по миру «S.T.A.L.K.E.R» и «Герои уничтоженных империй», а позже запустил книжную серию по миру «SURVARIUM». В 2008 году партнеры открыли компанию «Лигирон», которая занималась консультированием на российском книжном рынке и инвестированием и продюсированием игровых проектов, но успеха не имели.
В 2013 году партнеры, уже имея опыт работы в книжном деле, основали сайт fan-book.ru – литературный портал, где можно было обсудить новинки фантастической литературы, прочитать интервью с авторами, пообщаться с писателем в его блоге. Однако ядром сайта стал раздел самиздата, где можно было опубликовать свое произведение и получить отклик. Проанализировав опыт fan-book, партнеры задумались о запуске отдельной платформы для самиздата25. При этом было решено не делать ставку именно на фантастику, так как «люди читают разные жанры»26.
Итак, в июле 2015 года Лит-Эра открылась27. Несмотря на то, что основатели проекта украинцы, сайт был ориентирован на российскую аудиторию. Успех платформы был связан с необычной экономической моделью. Партнеры заметили по опыту fan-book, что люди возвращаются на сайт, если книга, которая их заинтересовала, выкладывается постепенно, по одной главе, а не сразу готовым полным текстом. Проанализировав опыт китайской компании China Literature, где читатель платит за каждую новую главу отдельно, партнеры предложили авторам, у которых уже есть аудитория, объявлять подписку на книгу: оплатив сразу полную стоимость книги, читатель получает возможность читать книгу по главам по мере их появления на портале. Когда книга будет дописана, то в распоряжении читателя остается полный текст книги, который он сможет скачать себе в устройство.
Такая модель сразу заинтересовала авторов. М.: «На тот момент это была единственная площадка, не похожая на другие. Литнет мне лично показался интересным ввиду совокупных факторов: тематики, как работают (имеются в виду внутренние инструменты и механизмы портала – А.М.), количество посетителей, читателей»28. Основатели портала связывают успех в том числе и с тем, что такая модель – покупка еще не готовой книги – защищала авторов от пиратства.
Важную роль сыграла и возможность пользователей оставлять комментарии к пишущимся книгам: «Литнет один из первых порталов, которые массово начали пользоваться таким инструментам, как проды. Хотя до него существовали другие, которые это практиковали, все это знали, когда книга выкладывается в процессе написания. Она выкладывается не вся, а в процессе: автор написал главу, кусочек, выложил. Это интересно для автора, интересно для читателя – находиться в процессе. Есть возможность участия, повлиять на сюжет, написать комментарий, люди пишут, возникают мысли, иногда соглашаешься, иногда нет, важный момент вовлеченности. Это современно, учитывая реалии, когда все бегут, в транспорте, на работы, этот отрывочек 1000 знаков укладывается в это время, это удобно. Вовлеченность, важный момент, который получился концептуальным, который дал возможность развиваться этой истории, они [Литнет – А.М.] не были пионерами, но взяли на вооружение и грамотно стали пользоваться»29.
В 2016 году портал был переименован в litnet, название было выбрано потому, что партнеры планировали выходить на зарубежные рынки, и нужно было понятное узнаваемое название: «Название Litnet ни в каких языках не вызывало проблем, всем было понятно – это “литературная сетка”».30 В апреле 2016 года была запущена мобильная версия сайта, а в декабре 2017 – приложение для телефонов на Android. Приложение на iOs когда-то было, но не устроило основателей. Это связано с предположительно маленькой потенциальной аудиторией и с ценовой политикой iOs: «За приложение со встроенными покупками они либо просят 30%, либо банят. А если они будут забирать 30%, что нам платить авторам?»31 В сегменте Andriod такого нет, плюс телефоны и планшеты на Android это более демократичный сегмент, доступный практически любому человеку независимо от его доходов.
В 2017 году было объявлено о планах запуска других языковых версий, и в 2018 году запустились испанская и украинская версия сайта, а в 2019 году – английская. В 2019 году партнеры объявили о запуске издательства «Лит Эра Publishing» и в сентябре 2019 года впервые несколько книг вышло на гонорарной основе, а не в рамках печати по требованию.
По данным сайта SimilarWeb в мае 2020 года litnet.com занимает десятое место в рейтинге сайтов по миру категории Books and Literature, уступая фанфикшн-ресурсам archiveofourown.org и ficbook.net, самиздат-порталу Wattpad.com и нескольким китайским ресурсам. Портал ориентирован на женскую аудиторию: «у нас основная аудитория – женщины 25-40 лет»32, и, скорее всего, именно этим объясняется преобладание жанров любовного романа и любовного фэнтези. По состоянию на 17 июня 2020 на портале опубликовано 59090 книг, из них в жанре любовный роман 23807 произведений, в жанре фэнтези – 16007 произведений, а в жанре любовное фэнтези, которое является поджанром любовного романа – 8407 произведений.