Книга Числа Библии и каббалы без мистики. Наука сквозь тысячелетия - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Борисович Каниковский
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Числа Библии и каббалы без мистики. Наука сквозь тысячелетия
Числа Библии и каббалы без мистики. Наука сквозь тысячелетия
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Числа Библии и каббалы без мистики. Наука сквозь тысячелетия

Владимир Каниковский

Числа Библии и каббалы без мистики. Наука сквозь тысячелетия

Посвящается моим родителям.

Помню и чту.

Предисловие

При чтении Библии внимание привлекает большое количество чисел в текстах, причем отдельные фрагменты, содержащие числа имеют слова: (… сочти….) (… и счел…), т.е. числа повторяются. В родословных первых патриархов имеются необъяснимые различия в годах рождения сыновей и годах остатка жизни для Ветхого Завета на еврейском и греческом языках. Ведь Священный текст переводили с еврейского на греческий высокопрофессиональные переводчики и различий не должно быть. Отмечается и частое упоминание числа семь. Для веры числа не имеют приоритетного значения. Но числа позволяют хранить, кодировать и передавать информацию, в том числе звуки и изображения. Возникает вопрос о предназначении чисел в Библии. Особую значимость придает уникальность Библии – ее возраст и широчайшую распространенность (переведена практически на все языки народов мира).

Исследование существующих толкований Библии привело к выводу, что они сделаны толкователями с позиций устаревших научных знаний (до цифровой эры). Отсутствие современного мировоззрения дало широкий простор для мистики, например, для числа зверя 666, которое и сейчас пытаются истолковать, например, привязать к штрих-коду.

В настоящее время все шире распространяется учение каббалы. Первоначально оно возникло как толкование еврейских священнослужителей на Тору, но с XIII века привлекло внимание светского европейского общества. Ее центральное понятие "десять сефирот" из десяти сущностей переросло в Дерево сефирот, которым каждый каббалист должен проникнуться, т.е. индивидуально постигнуть скрытый в нем смысл. Поскольку каждая буква еврейского алфавита имеет и числовое значение, что позволяет записывают числа буквами, были разработаны специальные методы "поиска смысла" слов и предложений. Например, гематрия считается искусством раскрытия тайного смысла слова с помощью числовых эквивалентов каждой буквы. Когда сумма чисел, соответствующих буквам того или иного слова, равняется сумме другого слова, то, независимо от различия в значениях и переводе, между словами усматривается близкое соответствие и аналогия. Православие выступает против применения каббалистами своих методов к Священным текстам.

Результаты предлагаемого читателям исследования основаны на положениях советского ученого Ю.М.Лотмана. Рассматривая процесс понимания текста произвольного автора, М.Ю.Лотман пишет [23]: − "Общение с собеседником возможно лишь при наличии некоторой общей с ним памяти. Однако в этом отношении существуют принципиальные различия между текстом, обращенным "ко всем", т. е. к любому адресату, и тем, который имеет в виду некоторое конкретное и лично известное говорящему лицо. В первом случае объем памяти адресата конструируется как обязательный для любого, говорящего на данном языке и принадлежащего к данной культуре. Он лишен индивидуального, абстрактен и включает в себя лишь некоторый несократимый минимум. Естественно, что чем беднее память, тем подробнее, распространеннее должно быть сообщение.

Иначе строится текст, обращенный к лично знакомому адресату, к лицу, обозначаемому для нас не местоимением, а собственным именем. Объем его памяти и характер ее заполнения нам знаком и интимно близок. В этом случае нет никакой надобности загромождать текст ненужными подробностями, достаточно отсылок к памяти адресата. Намек − средство актуализации памяти… Текст будет цениться не только мерой понятности для данного адресата, но и степенью непонятности для других. Таким образом, ориентация на тот или иной тип памяти адресата заставляет прибегать то к "языку для других", то к "языку для себя" − одному из двух скрытых в естественном языке противоположных структурных потенций".

Применительно к текстам Библии сказанное М.Ю.Лотманом можно сформулировать следующим образом.

Тексты Библии созданы неким автором (авторами), обладающим знаниями высокого уровня. "Библия говорит с нами на языке человека. По необходимости. Она должна была быть доступна только что освободившимся рабам, стоявшим у подножия Синая, и в то же время ей следовало сохранить в своей глубине знания, предназначенные для еще не родившихся поколений. Стоит нам признать этот факт, и попытки извлечь смысл из слов и даже из способа написания библейских текстов будут восприниматься как нечто гораздо большее, чем всего лишь причудливая игра ума" [42].

"Мало того, современная развернутая форма изложения была бы практически бесцельной, так как в этом случае книга Бытия оставалась бы на протяжении тысячелетий непонятной" [31].

В предлагаемой читателю книге рассмотрены Бытие; Апокалипсис и его образы; каббала и ее основа Сефер Йецира; а также дан сравнительный анализ установленных фактов в Библии, Апокалипсисе и Сефер Йецире. Даны сведения о попытке поиска собратьев по разуму на примере послания Аресибо 1974 года.

Но это только начало большой работы. Для ее завершения необходимо применить найденные способы кодирования как к Апокалипсису и Сефер Йецире, так и к Септуагинте LXX и Торе (греческим и еврейским текстам соответственно). Решение вопроса затрудняется наличием множественных вариантов текстов. Предстоит искать сохранившиеся от "порчи" фрагменты первоначального текста и складывать их как мозаику, чтобы получить полную картину. К работе нужно привлекать лингвистов, специалистов по кодированию информации, программистов, историков. Прямое участие представителей религии обязательно.

Обоснованием такого подхода служат слова из Сефер Йециры [19]: − "Безмерна будет мудрость всякого, заглянувшего в нее. Всякому, занимающемуся ей, и изучающему ее, и познающему ее тайны, откроются тайны мира вышнего и мира нижнего, н он может быть уверен, что станет наследником мира грядущего. И эта книга, прозванная Тайной Перехода, от которой зависит весь мир, да не будет передана никому иному, но только отклонившемуся от зла и боящемуся Бога, и ожидающему, и уповающему на своего Создателя".

А слова [6, Иоанн. 5:39]: – "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" приобретают особый смысл для всего Человечества.

Новизна подхода к объяснению наличия и смысла чисел в Священных текстах обусловила для автора необходимость в значительном объеме цитирования работ ученых-специалистов для подтверждения выдвинутых гипотез. Правомерность такого подхода следует из специфики научной деятельности.

Библия и скрытые системы счисления

Шумерская и "тайная" системы счисления

При прочтении Библии возникает вопрос о числах. Для сугубо религиозного текста, предназначенного верующим, в Библии присутствует необычайно много чисел. Все числа выражены в десятеричной системе счисления, несмотря на то, что эта система счисления появилась в Европе приблизительно в XIII веке, т.е. намного позже написания текстов Библии. Удивляет наличие двух дат (вторая в скобках) в родословных первых патриархов [6], различавшихся на одну и ту же величину (100 лет) для лет до рождения первого сына и оставшееся число лет жизни. Если наличие десятеричной системы для чисел в Библии можно объяснить следствием современного перевода (Библия переведена практически на все языки народов мира), то разность в 100 лет в родословных патриархов не нашла своего объяснения.

Исследование этого вопроса привело к следующему.

Хронология первых патриархов, как отмечено в [5], до сих пор является спорным вопросом. В переводах LXX толковников говорится, что Мафусал жил 167 лет до рождения Ламеха и 802 года после него: − "всех же дней Мафусала было 969 лет". Но при таком определении его лет появляется странная несообразность, а именно, что Мафусал жил 14 лет после потопа. Ясно, что здесь вкралась ошибка, и потому в большинстве списков и переводов с греческого цифра 167 обыкновенно исправляется на 187, как это значится и в русском переводе.

При анализе тех же текстов библейской летописи другой автор [39] отмечает: − "Греческий текст отступает от Еврейского и Самаритянского тем, что вопреки Самаритянскому, каждому из Патриархов, исключая Ноя, а вопреки Еврейскому, каждому же, исключая Мафусала, Ламеха и Ноя, он прибавляет до рождения и отнимает по рождении сына 100 лет". Высказано предположение, что "разность в Библейских хронологиях произошла не от случайных повреждений того или другого текста, а от умышленного изменения, посредством которого отнятие лет в одном месте Священного текста восполнено соразмерной прибавкою в другом".

Авторы не объясняют, почему выбрано именно число 187 для замены 167 лет Мафусалу, ведь подходит любое число, превышающее 167 + 14 лет. Не объяснена и величина различия на ±100 лет "до рождения и по рождении сына" первых Патриархов.

Как разрешить описанные противоречия и выявить их "умышленность"? Ответ содержится в самой Библии – в сюжетах с числами.

В Бытии [6] при сотворении мира показан прием перечисления дней. Используя его, присвоим первым людям порядковые номера: Адам = 1, Ева = 2, Каин = 3, Авель = 4. Тогда текст [6, Быт. 4:8] − "И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его" можно представить как:

3 (Каин)

+

4 (Авель)

= 7 (отмстится)

Образно показана операция сложения столбиком двух чисел натурального ряда ("восстал над") и ее результат – "убил", т.е. второе слагаемое пропало. Сумма – число 7, удивительно точно совпадает со словами − "Всякому, кто убьет Каина отмстится всемеро".

Что говорит история?

Предложенное понимание текста ("восстал Каин на Авеля") как операцию суммирования можно найти в истории шумерской цивилизации. На рисунке 1 приведена запись чисел шумерами. Числа записывались повторением знака, обозначающим единицу; группировались по три (3=1+1+1, 4=3+1, 5=3+2, 6=3+3…) и группы троек единиц располагались сверху вниз. Число СЕМЬ состоит из числа ТРИ и расположенного под ним числа ЧЕТЫРЕ. Видно, что метафорический образ "восстал Каин на Авеля" совпадает со способом записи чисел 3, 4 и 7 шумерами.

"Достижения шумеров в областях религии, образования и литературы оказали глубокое влияние не только на соседние современные им культуры, но и на культуру современного человека, особенно, пусть и опосредованное, через древних евреев и Библию" [22]. Поэтому совпадение посредством метафоры сюжета убийства Каином Авеля с операцией сложения чисел, выраженных в шумерской форме записи, не может быть случайным. Десятичная система счисления при записи чисел в переводах Библии скрывает образность шумерских чисел. Но эта образность была скрыта ранее и в самих еврейских текстах, где числа записывали буквами алфавита.

"И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его" [6, Быт. 4:15]. Как было показано ранее, слово "убить" означает операцию сложения чисел. Тогда "убить Каина" мог кто-либо, встретившийся с ним (прибавление к числу 7 числа 1 = встретившийся).

Можно сделать предположение, что слово "знамение" указывает на особый знак, обозначающий разряд в позиционной системе счисления. Ведь в десятичной системе счисления "убить 10" прибавлением единицы невозможно ввиду ее позиционности, а один десяток соответствует возрастанию единицы в 10 раз (см. "отмстится всемеро").

Мы опять возвращаемся к шумерам. У шумеров был особый знак, обозначающий десять (см. рис.1). Запись чисел второго десятка осуществлялась приписыванием справа необходимого числа единиц.




Рис.1. Запись чисел шумерами


"И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро" [6, Быт. 4:23-24].

Есть подобный, с некоторым отличием, текст другого перевода Библии [38]: – "что мужа я убил за мою рану и дитя за мою болячку ибо семижды отмстится за Каина, а за Ламеха семьдесят семь раз!"

Значение 77 = 70 + 7 фактически означает указание на два разряда скрытой системы счисления 7, 70,… Также вторично подтверждается величина первого разряда, равная 7.

Понятие "убить", как показано в сюжете убийства Каином Авеля, метафорично означает появление нового числа в результате операции сложения. При этом для Ламеха слагаемые являются единицами – один отрок и один муж. Упоминание о действии "знака", посредством которого "всякому, кто убъет Каина, отмстится", метафорично подтверждает понятие разрядности. Учитывая указание на возраст – муж и отрок (муж и дитя) – можно предположить, что речь идет о заполнении двух разрядов:

− младшего: 7 – первый разряд ("рана" ("болячка")) = (число единиц) + 1 (отрока убил);

− старшего: 70 – второй разряд ("язва" ("рана")) = (число десятков) +1 (мужа убил).

Указанные понятия очень хорошо коррелируют с шумерской системой записи чисел, где для второго разряда, равного 60, также имеется особый знак.

"И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять (565) лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь (753) лет; и он умер" [6, Быт. 5:30-31].

Длительность жизни Ламеха: 777 = 700 + 70 + 7. Видно, что имеется три разряда. Одинаковость смысла слов "умерший" и "убитый" (т.е. неживой) позволяет сделать предположение о том, что указано числовое значение третьего разряда, равное 700. В итоге получаем ряд чисел-разрядов системы счисления, скрытой в Библии:

7, 70, 700 (1)

У шумеров имеется особый знак и для третьего разряда, равный 600.

Но как продолжить ряд (1), т.е. какое должно быть значение четвертого разряда?

Указание содержится в текстах Библии:

"И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному" [6, Откр. 11:13].

Здесь опять присутствует синоним слов "убит" и "умер", т.е. "погибло". Также есть указание на число 10 – "десятая часть". Имеется предполагаемое значение четвертого разряда – 7000. Но, если число 7000 есть "десятая часть", то отсюда сразу следует и возможное значение еще одного (пятого) разряда – 70000 (= 7000 х 10), поскольку все жители смертны (умрут).

С учетом вышесказанного, ряд (1) приобретает вид:

7, 70, 700, 7000, 70000, …(2)

Но не только этот сюжет с "землетрясением" позволяет продолжить числовой ряд (1) в виде ряда (2). Ниже приведены примеры присутствия чисел 7000 и 70000 в текстах Библии (в сочетании со словами "умер" и "жертва").

"И послал Господь язву на Израиля, и умерло Израильтян семьдесят тысяч человек" [6, 2Пар.21:14].

"…и принесли в день тот жертву Господу из добычи, которую привели, из крупного скота семьсот и из мелкого семь тысяч" [6, Пар. 15:11].

"И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; [и началась язва в народе] и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек" [6, 2Цар. 24:15].

Ряд (2) очень похож на шумерский ряд, произошедший из десятичной системы 1:10:100:

10, 60, 600, 6000,… (3)

который применяли для измерений емкости. Каждый член ряда обозначали особым знаком. Впоследствии ряд превратился в вавилонскую шестидесятерично-десятичную систему нумерации 1, 10, 60, 600, 3600 с двумя единицами – 10 и 60 [20].

Но как можно применить полученные результаты?

Возвратимся к вопросам, поставленным в начале. Для исследования взяты хронологии (таблица 1) [39], содержащие данные как для допотопных, так и послепотопных патриархов. За базовый вариант в родословных допотопных патриархов примем еврейский текст (вычитаемое значение), с которым будем сравнивать самаритянский и греческий LXX тексты (уменьшаемые значения).

Видно, что для первых пяти патриархов сравнение разностей в числах лет греческого LXX текста с еврейским и самаритянским текстами показывает различие в слагаемых на одно и то же значение (равное 100 лет) при равенстве суммы, а именно (для греческого текста):

("лет до рожд. первого сына" + 100) + ("остаток лет" – 100) = ("вся жизнь")

Это полностью совпадает с выводом [15]: − "При первом взгляде на разность летосчисления по тексту еврейскому и по LXX нельзя не видеть, что в одном из них хронологические показания повреждены и притом не случайно как ни будь, но умышленно и обдуманно. Иначе мы никак не можем объяснить равномерные прибавки и убавки по 100 лет в летах до рождения каждым патриархом следующего за ним и в остальной их жизни; такое однообразие явно обличает подделку одного из текстов, для нарочитой цели, по предпринятому правилу".

Значения слагаемых столбца "Остаток лет" превышают число 600. Можно предположить, отталкиваясь от гипотезы о скрытой в еврейском тексте системе счисления 7, 70, 700,…, что числа в рассматриваемых текстах при переводе с еврейского языка на греческий представлены еврейскими переводчиками в шумерской системе счисления 10, 60, 600,… Поскольку у шумеров числа разрядов имеют собственное обозначение, а числа как в еврейском, так и в греческом языках записывались буквами-числами, в таблице.2 показаны разложения вторых слагаемых и сумм ("имена букв-чисел" третьего разряда выражены как <700> и <600>).

Видно, что при таких подстановках значение контрольной суммы − число "Вся жизнь" − не меняется, т.к. также содержит в своей записи число третьего разряда, записанного буквой-числом. Из вышесказанного логично вытекает наблюдаемая разница в ±100 лет. Самаритянский текст полностью совпал с еврейским. Для сохранения суммы в греческом тексте ровно на 100 лет (разница между 700 и 600) было увеличено первое слагаемое.

Таблица 1



Таблица 2




Для Мафусала (восьмой патриарх) числа "остаток лет" и "вся жизнь" превышают 600 лет, но разность равна 20 лет:

("лет до рожд. первого сына" – 20) + ("остаток лет" + 20) = ("вся жизнь")

Указанная разница в 20 лет объясняется использованием в первом слагаемом только чисел второго разряда вышеуказанных систем счисления (при равенстве суммы "Вся жизнь") (таблица 3).

Для уравнивания сумм второе слагаемое "остаток лет" в греческом тексте LXX было увеличено ровно на значение разницы (<70>+<70>) – (<60>+<60>) = 20 лет.

Таким образом, рассмотренные различия именно на ±100 и ±20 лет для первых патриархов следуют из наличия двух систем счисления в еврейском и греческом (перевод) текстах Библии.

Имеются и другие подтверждения использования указанных двух систем счисления. В таблице 4 представлены значения лет в еврейском и греческом текстах в родословной Сима для Евера и Нахора. Разница в Остатках лет для Евера составляет 430 – 370 = 60 лет, что вытекает из разложения этих лет по слагаемым 70 и 60 соответственно. Для Нахора разница в Остатках лет составляет 129 – 119 = 10 лет, что также объясняется слагаемыми 70 и 60.


Таблица 3



Таблица 4




Можно предположить, что причина применения шумерской системы счисления в Греческом LXX тексте (при переводе с еврейского языка) содержится в беседе царя Птолемея Филадельфа с Дмитрием Фалерейским после прочтения греческого перевода еврейского закона (Библии): − "…почему никто из греческих историков или поэтов не попытался узнать или напомнить об этом законе? Дмитрий отвечал, что это было по причине святости законодательства и по воле Божией, не хотевшей, чтобы сие законодательство было достоянием всех, и даже грешных людей" [21]. Показана цель греческого перевода Библии – только для ознакомления народам, не владеющих еврейским языком, скрывая от них тайные значения чисел.

Об этой цели свидетельствует и [44]: – "Особое место в Библии занимают культовые предписания, которым посвящена почти вся книга Чисел и отдельные разделы в других книгах Торы. Эта так называемая священническая литература первоначально имела строго эзотерический характер, она сохранялась жрецами в тайне".

Ряд Фибоначчи

Бытие открывается описанием картины сотворения мира Богом за шесть дней. Каждый день содержит дела Бога. Но в их последовательности имеются противоречия с научными данными, касающихся истории Земли.

В таблице 5 представлены дела, совершенные Богом в третий и четвертый дни сотворения мира. Из них следует, что вначале "произросла зелень", а на следующий день были "созданы два светила великие" (Солнце и Луна). Это противоречит научным данным, поскольку цвет растений определяется хлорофиллом, а обменные процессы в нем не могут протекать без освещения.

В работе [2], подтверждая факт нежизнеспособности растений без солнечных лучей, дополнительно отмечается, что "Луна не является источником света. Свет, исходящий от нее, является отображением солнечных лучей. Поэтому она не может являться светилом, которым является только Солнце. А свет не мог появиться в первый день сотворения, в то время как его причина лишь на четвертый".

Имеются и противоположные точки зрения.

З.Ситчин [34] считает, что: − "Современная наука не только соглашается с библейским сценарием, но и дает ключ к пониманию того, почему древние авторы научного труда под названием Книга Бытия вставили главу о небесных телах ("день четвертый") между свидетельствами эволюции – "днем третьим", когда возникли самые первые формы жизни, и "днем пятым", когда появились "твари". Современная наука тоже столкнулась с "пробелом" длительностью около 1,5 миллиарда лет – с 2 миллиардов до 570 миллионов лет назад – о котором почти ничего не известно из-за нехватки геологических данных и ископаемых остатков. Ученые называют эту эру "докембрием". Не имея достаточной информации, древние ученые мужи использовали этот пробел для описания процесса установления небесных соотношений и биологических циклов".

Таблица 5

Дела Бога в 3-й и 4-й дни сотворения мира




Вышеприведенное объяснение З.Ситчина, увязывающее пробел в современных научных данных с "деяниями" древних ученых мужей, не обосновано фактами. Для приведения текста Библии в соответствие с научными данными надо просто поменять очередность этих дней − переставить их местами, т.е. поменять номера. Но возникает вопрос: − "Можно ли считать это ошибкой в тексте Библии?"

Д.Л.Шредер [42] предполагает, что: − "До появления разнообразной растительной жизни первичная атмосфера Земли характеризовалась густой облачностью, покрывающей всю планету. На третий день свет был, но этот свет представлял собой радиационную энергию, проходившую сквозь затянутую облаками атмосферу, которая в этот период была полупрозрачной. Поэтому отдельные светила были неразличимы, и существовал только рассеянный свет, который обеспечивал необходимой энергией начальные формы растительности". В качестве косвенного доказательства Шредер Д.Л. приводит Венеру, полностью покрытую облаками. Но прямого подтверждения нет.

В Священном тексте Библии, с учетом строжайших требований к переписчикам по точности его воспроизведения, "неправильное" расположение третьего и четвертого дней должно иметь свой смысл. Чем именно можно объяснить сотворение "зелени" перед созданием "светил"?

Рассмотрим имеющиеся факты в текстах (таблица 5):

Число ДВА, особо указывающее на ДВА именованных объекта – Солнце и Луну – находится в делах ЧЕТВЕРТОГО дня.

Число ОДИН ("соберется вода…в одно место") находится в делах дня с порядковым номером ТРИ.

Для ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ дней творения использованы числа натурального ряда – 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Связать эти три факта можно гипотезой: − "При перечислении дней творения числами натурального ряда необходимо было обратить особое внимание читателя Бытия на порядковый номер ЧЕТЫРЕ у числа ДВА".

Что может скрывать такое особое внимание к положению числа ДВА в числовом ряду?

Известны ряды чисел – натуральный и Фибоначчи. Сопоставив каждому числу ряда Фибоначчи порядковый номер (перечисляя их), получаем:





Видно, что у ряда Фибоначчи число ДВА имеет порядковый номер ЧЕТЫРЕ. Дополнительными подтверждениями правильности проведенного сопоставления двух рядов служат:

1.первые два предложения в первом дне творения − "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" − можно считать указанием на число НОЛЬ (первое число ряда Фибоначчи);