Книга Практика Будды Медицины. Наставления в затворничестве - читать онлайн бесплатно, автор лама Сопа Ринпоче. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Практика Будды Медицины. Наставления в затворничестве
Практика Будды Медицины. Наставления в затворничестве
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Практика Будды Медицины. Наставления в затворничестве

Я не знаю, как были восприняты мои советы, но просто решил поднять вопрос о необходимости развития силы ума.

В самом конце письма я отметил, что все проблемы с террористами являются следствием необузданного ума, ложных взглядов и негативных эмоций. Я предложил президенту вовлечь всю страну, весь мир, в процесс воспитания у людей сострадания. Состраданию нужно учить в школах, чтобы у детей возникало добросердечие и желание помогать другим. Подобно тому, как многие страны поддерживают друг друга в военных действиях и других делах, и здесь все должны объединиться, чтобы внедрить в школьное образование отдельный предмет. Нужно создать специальные образовательные программы, в которых уделялось бы особое внимание развитию добросердечия, а дома родителям нужно тоже обучать этому детей на своём примере, показывая, что такое доброе сердце. Дети должны учиться этому не только в школе, но и дома.

Тогда каждый ребёнок вырастет добрым, терпеливым и ответственным человеком, считая, что его долг – освободить других от страданий и подарить им счастье. Благодаря таким детям их родители и другие члены семьи будут спокойны. Когда те дети, в свою очередь, станут отцами и матерями, они правильно воспитают своих детей, являя собой прекрасный пример для подражания. Их внуки будут жить так же, и у них будет прекрасная, счастливая жизнь. Они вырастут, неся в себе внутренний покой и удовлетворённость, а не гнев, эгоизм и прочие негативные эмоции. Вместо тьмы эти дети проживут свою жизнь в свете. Они вырастут в любви, сострадании и мудрости. Затем они в том же духе воспитают своих детей, и это будет продолжаться из поколения в поколение. Вот в чём вся польза от воспитания всего одного ребёнка! Такой ребёнок перестанет причинять вред другим живым существам и будет приносить им только благо. Именно этим он и будет заниматься день ото дня. Он не только будет полезен обществу в Соединённых Штатах или в другой стране, где он вырос, но и весь остальной мир не пострадает от этого человека, а будет получать от него только пользу. Такая личность принесёт миру и всем его обитателям столько покоя и счастья!

И напротив, часто бывает, что некий влиятельный и всемирно известный человек из-за отсутствия добросердечия истязает и убивает миллионы людей. В разные времена те или иные влиятельные и могущественные личности из-за отсутствия добросердечия причинили колоссальный вред миллионам людей, не говоря уже о животных и насекомых, живущих в земле и воде, которые погибли во время войн.

Например, если бы Усама бен Ладен воспитывал в себе добросердечие, не случилось бы атак на Всемирный торговый центр одиннадцатого сентября. Этого бы просто не произошло, и крупные авиакомпании не потерпели бы столько убытка, множество гостиниц во всём мире бы не закрылись, а люди не потеряли бы работу. В мире просто не возникло бы таких бед. Если бы бен Ладен, один-единственный человек, старался быть добросердечным, многие тысячи людей бы не пострадали. Как видите, всё это было следствием гнева одного человека. Это произошло потому, что один человек не развивал терпение, не воспитывал в себе доброту. Усама бен Ладен – тощий бородатый человечек, а не гигант ростом с гору. Но силой своего ума он причинил людям немыслимый вред. Силой ума можно уничтожить весь мир.

Было бы замечательно, если бы моя идея об особом учебном предмете, которую я озвучил в конце письма, нашла у кого-то отклик. Я регулярно смотрю новости по телевизору, но за последнее время лишь дважды услышал в них упоминание про сострадание. Кажется, один раз о сострадании сказал Буш в Америке, а в другой раз не помню, кто. В новостях почти не говорят про сострадание. Я ничего про него не слышу.

Кроме того, в своём письме я предложил и другие способы решения проблемы. Её можно решить с помощью духовной практики. Не нужно вредить другим, и у войн есть свои последствия. Даже если вы победили врагов, это лишь временное облегчение, ведь рано или поздно они вам отомстят или на вас нападут другие люди. В результате кармического отпечатка, оставленного в потоке вашего ума, кто-то выступит против вас, сейчас или в будущем. Даже если вы одержите победу, это будет лишь временным преимуществом. Всегда найдутся недовольные. Поэтому я и попытался обратить внимание на то, что эти проблемы можно решить духовными способами.

Также я высказал некоторые соображения относительно других так называемых «стихийных бедствий». То, что мы называем «стихийными бедствиями», на самом деле не так стихийно, как принято думать на Западе. Когда кто-либо страдает от торнадо, урагана, оползня или землетрясения, это – творение ума того человека, его себялюбия, неведения, гнева, привязанности и других негативных эмоций, а также следствие его кармы. Побуждаемый негативными эмоциями, злонамеренностью или гневом, которые все берут начало в неведении, этот человек причинил вред другим. Все эти беды – результат вреда, причинённого не только людям, но и духам, нагам и другим существам, населяющим данную страну. Поскольку они – следствие неблагой кармы людей, которые от них страдают, в них нет ничего стихийного. Они случаются в силу причин и условий, созданных этими людьми.

Кроме того, я поделился идеей о том, как предотвратить такие бедствия, влекущие за собой разрушения и миллиарды долларов убытка. В Соединённых Штатах много конфессий, и всех их представителей нужно попросить приложить усилия к решению этих проблем. Здесь нужно прибегнуть к духовной силе, потому что обычные люди не способны управлять подобными событиями. Когда случается стихийное бедствие и множество людей лишается крова и невыносимо страдает, с этим уже ничего не поделаешь.

Я лишь предложил, как с этим справиться, хотя и неважно, обратит кто-то на это внимание или нет. Главное – попросить членов Сангхи, живущих чистой жизнью (хотя миряне тоже могут принять в этом участие), читать драгоценное учение Будды – священную «Сутру золотистого света». Их можно попросить читать её непрерывно. Это очень поможет в предотвращении подобных стихийных бедствий[18] в разных странах мира.

Вот я и высказал все полезные предложения, опираясь на своё гадание в духе Микки Мауса. Также были предсказания о грядущей опасности отравления запасов воды в Вашингтоне, Нью-Йорке, Бостоне и других городах Соединённых Штатов. Согласно моему гаданию, практика Будды Медицины весьма полезна для предотвращения подобной катастрофы.

Издательством Wisdom Publications выпущена небольшая брошюра с текстом краткой исцеляющей медитации, переданной Падмасамбхавой. Я перевёл эту медитацию много лет назад[19]. Эта краткая исцеляющая практика Падмасамбхавы дарует защиту от сибирской язвы. Скорее всего, она предназначена для тех, кто не может интенсивно медитировать.

Много лет назад в Копане я перевёл краткую практику Будды Медицины. Тогда её издали в виде небольшой книги с тёмно-синей обложкой, хотя сейчас, возможно, есть и другое издание[20]. Это краткая, но очень мощная медитация, сокращённый вариант обширной и средней практики Будды Медицины, но при этом она очень могущественна и уникальна. Эту практику Будды Медицины я стараюсь делать, когда не ленюсь. Она включает в себя семичленную молитву каждому Будде Медицины. Тем не менее, вы можете делать любую из практик, посвящённых Будде Медицины[21].

Кроме того, есть одна мантра, устраняющая неблагую карму и загрязнения[22]. Эта мантра невероятно полезна, она мощно способствует очищению и также защищает от опасностей, исходящих от огня, воды, земли и прочего. Как выяснилось, она помогает предотвратить и такие напасти.

Четыре основных способа помощи

Ранее я упоминал о сострадании, и сейчас мы пытаемся создать программу «Всеобщего образования»[23]. Мне кажется, в рамках этой программы стоило бы рассказывать о том, как Будда жертвовал собой в прошлых жизнях, будучи ещё бодхисаттвой. Во многих прошлых жизнях, когда Будда рождался человеком или животным, он жертвовал своим святым телом на благо множества живых существ, спасая их жизнь и принося им благо. В одной из своих жизней, будучи царём, он отдал всю свою семью и имущество на благо других. Он пожертвовал собой ради других.

Есть истории и о других великих бодхисатвах и о великом итальянском святом Франциске Ассизском, который жил как настоящий кадампинский геше. Внешне он молился богу и вёл себя как христианин, но внутренне был настоящим бодхисаттвой, истинным кадампинским геше. Ему хотелось, чтобы его осуждали, а не восхваляли. Он был великим святым. Также сохранились истории о других христианских святых, таких как Мать Тереза, Махатма Ганди и прочие. Мы читаем жизнеописания великих существ, последователей разных религий, богатых состраданием, приносивших покой и счастье другим, служивших во благо многих живущих. Дети могут изучать эти истории, смотря театральные постановки, что было бы полезно и взрослым. Эти святые существа, а не известные боксеры, бодибилдеры или борцы сумо, должны стать для молодёжи образцами для подражания, когда они смотрят спектакли об их жизни в театре.

Другой способ помочь – обучать людей доброте и терпимости на основе публичных лекций Его Святейшества Далай-ламы. В основу такого образования должны лечь все советы Его Святейшества о доброте и сострадании, о том, как прожить свою жизнь, как общаться с другими, как жить в мире, как наше счастье зависит от других, а счастье других – от нас, как все мы взаимосвязаны… Можно было бы включить в эту программу наставления ламы Еше, а также некоторые мои советы о преобразовании проблем.

Третий способ помочь – это углублённое изучение диалектики. Более глубокое философское образование необходимо для практического применения таких наставлений. Множество идей можно почерпнуть из пяти основных трактатов, начиная с вводного курса по логике дуйра и продвигаясь к таким сложным предметам, как мадхьямака. Некоторые из геше, преподающих в центрах ФПМТ, могли бы почерпнуть подходящие идеи из различных текстов и собрать их в книгу, которую талантливые западные ученики могли бы переложить, используя западную терминологию, и издать серию таких книг.

И наконец, ещё один способ помочь – это новый подход к психологии, который может стать мостом, ведущим к Дхарме. Это четвёртый способ.

Таковы четыре основных способа помощи, прибегая к которым, вы учите других сущностным положениям буддизма, что немного напоминает преподавание буддизма в университете, но не говорите людям, что они должны посвятить себя Будде, Дхарме и Сангхе. Учите основам, но не так, как это происходит на курсе медитации ламрим. Такой метод может вполне распространиться во всём мире, потому что в нём нет никаких религиозных предрассудков. Всё это могут изучать и представители других религий. В этом одно из больших преимуществ программы «Всеобщее образование». Не каждый может стать буддистом, христианином, мусульманином или индуистом, но любой человек может принять участие в программе «Всеобщее образование».

Блага практики Будды Медицины

Мне кажется, что это затворничество по практике Будды Медицины очень своевременно. Сейчас оно крайне необходимо. Практика Будды Медицины – самое полезное, что можно сделать, а в групповой практике заключена большая сила.

Я слышал, что когда много людей совместно молится в монастыре, в их молитве гораздо больше силы, чем в молитве одного человека. В одном сочинении о преобразовании ума, написанном кадампинским геше (я не помню его имени), говорится, что у людей, которые молятся вместе, больше силы осуществить молитву, чем у одного молящегося человека. Здесь, в нашем затворничестве, у нас есть возможность молиться вместе, и это придаст силы нашему собственному совершенствованию, а также окажет благотворное воздействие на весь мир.

Великий просветлённый учитель Пабонка Дечен Ньингпо сказал, что в наши времена упадка нет ничего драгоценнее практики таких божеств, как Будда Медицина и Херука. Когда наступает время глубокого упадка, происходит «взрыв» пяти видов вырождения: 1) омрачения набирают силу и от них труднее избавиться; 2) вырождение живых существ означает, что они становятся всё более невосприимчивыми и их труднее усмирить; 3) вырождение времени означает, что возрастает число войн и заболеваний (а также появляются новые болезни); 4) вырождение жизненного срока означает, что жизнь становится всё короче; 5) вырождение воззрений означает, что люди подвержены ложным взглядам, и им трудно поверить в правильное воззрение. Лишь немногие верят в карму и понимают пустоту.

Существуют четыре школы буддийской философии, и у каждой свои воззрения о пустоте. Настоящим безошибочным воззрением является воззрение школы прасангика, но тех, кто придерживается этого воззрения, очень мало. Только постигнув воззрение о пустоте школы прасангика, можно отсечь корень сансары. Постижение воззрений о пустоте остальных школ – вайбхашики, саутрантики, читтаматры или даже сватантрики мадхьямаки – не поможет отсечь корень сансары. Он отсекается лишь постижением воззрения прасангики мадхьямаки и состоит только в одном: в тончайшем заблуждении. В текстах ничего не говорится о тончайшем заблуждении, это выражение придумал я. Есть также и более грубые виды заблуждений.

Итак, Пабонка Дечен Ньингпо объяснил, что во времена упадка нет практик драгоценнее практик Будды Медицины и Херуки. Иными словами, в разделе сутр есть практика Будды Медицины, а в высшей йога-тантре – практика Херуки, и благословения этих божеств в наше время становятся всё могущенственее. Поэтому нам очень повезло, что у нас есть возможность делать практику Будды Медицины.

Кроме того, в древние времена Будды Медицины вознесли множество молитв. Те из вас, кто проводил пуджу Будды Медицины, читали в тексте, что каждый из Будд Медицины вознёс различные молитвы о разрешении тех или иных проблем и достижении живыми существами счастья и успеха (см. Приложение 2). Они совершили эти молитвы, чтобы в будущем приносить благо живым существам. Затем все они стали просветлёнными. Будда обладает безграничными достоинствами, одним из которых является наличие десяти сил, а одна из этих десяти – сила молитвы[24].

Некогда Будды Медицины молились: «Пусть у всех, кто повторяет моё имя и мантру, разрешатся те или иные проблемы, и да будет им сопутствовать успех!» Благодаря этому, когда они стали просветлёнными и обрели силу молитвы, их имена и мантры также исполнились такой силы. Повторяя имена и мантры Будд Медицины, мы обретаем плоды молитв, вознесённых ими в прошлом. И, если мы повторяем имена и мантры Будд Медицины, любые наши собственные молитвы исполнятся. Поэтому практика Будды Медицины мощно способствует успеху. Люди привыкли думать, что практика Будды Медицины предназначена только для исцеления. Но это не так, она помогает во всех делах.

Объяснив все немыслимые блага практики, молитвы и повторения имени и мантры Будды Медицины, Будда спросил Ананду, своего помощника: «Ты в это веришь?» Ананда ответил: «Да, верю! Я верю, что Будда сказал об этих благах, потому что он обладает непостижимыми качествами, включая всеведущий ум».

Затем Будда объяснил, что даже животные, услышав имя Будды Медицины, никогда не переродятся в низших мирах. Навсегда спасти их от рождения в низших мирах – это так сострадательно! Из-за каждой накопленной нами неблагой кармы мы будем кальпами страдать в низших мирах. Однако просто услышав имя и мантру Будды Медицины, существо навсегда спасётся от рождения в низших мирах. Это уму непостижимо! Нет ничего проще, чем произнести мантру имени на ухо животному, но у неё неимоверная сила, и всё благодаря бодхичитте Будды Медицины. В самом начале, когда Будда Медицины впервые породил сострадание к живым существам, он пожелал принести благо всем живущим. Основой такой мощи является великое сострадание Будды Медицины, которое охватывает всех существ. Будда Медицины развил это сострадание и затем, конечно же, обрёл всеведение.

Все безмерные блага простого повторения мантры имени Будды Медицины, простого слушания этой мантры, дарующей защиту от страданий сансары, исходят от сострадания Будды Медицины. Рано или поздно и мы достигнем просветления, и тоже – благодаря состраданию Будды Медицины.

Те, кто проводил пуджу Будды Медицины, знают, что практика Будды Медицины также очень полезна для очищения нарушений обетов мирянина и монашеских обетов. Тем самым мы спасаемся и от падения в низшие миры. Поскольку в низших мирах нет возможности практиковать Дхарму, спасение от рождения в них даёт возможность быстро освободиться от сансары и обрести просветление.

Сказано, что у мантры Будды Медицины невообразимые блага. В присутствии восьми Будд Медицины (их восемь с учётом Будды Шакьямуни) Манджушри обратился с просьбой: «Когда наступит время пяти упадков и у живых существ станет очень мало заслуг, они будут в основном создавать неблагую карму, а добродетели станут редкостью. Когда живые существа будут полностью одержимы злыми духами и различными болезнями, да исполнятся быстрее все молитвы, в прошлом вознесённые Буддами Медицины! Да узреют живые существа Будд Медицины, и да исполнятся вашей силой их чаяния! Прошу, научите нас этой особой мантре!»

Тогда Будда Шакьямуни и семь Будд Медицины в один голос даровали мантру Будды Медицины.

Если вы читаете эту мантру ежедневно, все будды и бодхисаттвы всегда будут внимать вам и направлять вас. Ваджрапани, Владыка Тайн, и четыре стража также всегда будут вас охранять.

Последний раз, когда я сюда приезжал, я привёз с собой сутру Будды Медицины и с неё была снята копия, чтобы здесь её поместили в мандалу. Когда вы делаете практику Будды Медицины, вам необходим этот особый текст. Если вы проводите пуджу Будды Медицины в Дхарма-центре, вам понадобится этот текст, а также мандала Будды Медицины. Помните об этом. Есть две таких сутры, и в этой подробно объясняются блага практики Будды Медицины.

Как сказано в сутре Будды Медицины, если мы делаем практику Будды Медицины или просто совершаем ему подношение, все главы двенадцати групп, составляющих окружение Будды Медицины, которых окружают ещё семьсот тысяч существ, становятся подобны защитникам и будут нас охранять. Благодаря этому все наши желания исполнятся.

Кроме того, очистится вся наша неблагая карма. Все болезни и вред от духов будут быстро умиротворены. Когда человек испытывает нестерпимую боль, если ради его выздоровления провести в монастыре или где-то ещё пуджу Будды Медицины, он поправится или спокойно умрёт, так что ему не придётся больше страдать. Также исполнятся все наши желания.

Несколько лет тому назад на Тайване Джордж, человек, с которым я познакомился во время первого посещения Тайваня, принёс мне для заполнения статую Будды Медицины. В тот первый мой визит он был единственным человеком, с которым я говорил о Дхарме. Перед вылетом я побеседовал с ним в аэропорту. Поленившись, я так и не удосужился заполнить статую, но попросил сделать это доктора Эдриана Фелдмана (дост. Тхубтен Гьяцо) из Австралии. Многие из присутствующих знают доктора Эдриана. Он – один из старейших членов Сангхи, и много лет является полностью посвящённым монахом.

Я был на Тайване около семи дней, но ничего особого там тогда не произошло. Меня держал в заложниках в одном отеле тибетский лама из монастыря Сера Дже, который тогда уже стал мирянином и позже скончался. Возникла идея основать там Дхарма-центр, а также переводческую программу, которая в таком месте могла бы иметь больший успех с финансовой точки зрения. Западные ученики и выходцы из других стран изучали бы там тибетский язык, а с помощью западных профессоров, знающих тибетский язык, один из геше переводил бы книги по Дхарме. У нас возникла идея положить начало этим проектам на Тайване. Этот лама сказал мне, что эти проекты вполне реальны, но я почувствовал что-то неладное и внезапно изменил свои планы. Конечно, то, что я часто меняю планы, далеко не новость.

На следующий день всё было готово к нашему паломничеству в большой монастырь наставника Син Юня близ города Гаосюн. Лама договорился насчёт транспорта и всего остального. Со мной были Мерри Колони, Нийл (дост. Тхубтен Дондруб), которые в то время были моими помощниками, и переводчик. Мы собирались совершить паломничество, чтобы встретиться с четырьмя крупнейшими настоятелями Тайваня и задать им вопросы об обетах бхикшуни. Его Святейшество Далай-лама просил собрать информацию об этом в Сингапуре и других странах. У меня были и другие вопросы касательно Дхармы, и я решил задать их этим настоятелям. Наставник Син Юнь был первым, кого мы должны были посетить, и мы планировали поехать к нему на следующий день. Но затем ко мне пришли люди, и несколько часов подряд рассказывали мне истории об этом тибетском ламе. В итоге у меня среди ночи изменились планы, и утром вместо паломничества я улетел в Непал. В аэропорту перед вылетом я немного поговорил о Дхарме с Джорджем.

Как бы то ни было, Джорджу кто-то заполнил статую Будды Медицины. Он её отдал человеку, больному раком. Однажды этот человек лежал в постели. Ему нужно было принять лекарство, которое находилось в ванной комнате, но он не мог пошевелиться. Он с трудом повернул голову к статуе Будды Медицины, которая стояла слева от него на прикроватном столике. Он увидел, что его лекарство лежит в руке у статуи Будды Медицины. Тогда он принял своё лекарство.

Позже, умирая, он неторопливо повернулся, сложил ладони у сердца и скончался в полном покое. Он не был буддистом или последователем другой религии, но благодаря тому, что с ним произошло, благодаря помощи Будды Медицины, думаю, он наверняка его запомнил. Поэтому он, лёжа в постели, сложил ладони у сердца и спокойно умер.

Также весьма полезно повторять имя каждого из Будд Медицины по семь раз. Это быстро очищает всю неблагую карму, созданную за все безначальные рождения. Так накапливается множество заслуг и обретаются долголетие и здоровье. Так можно спастись от рождения в низших мирах и быстро пробудиться.

Посвящение заслуг от этого затворничества

Заслуги, накопленные посвящением Будды Медицины и проведением этого затворничества, можно посвятить долголетию Его Святейшества Далай-ламы. В первую очередь мы посвящаем заслуги тому, чтобы у Его Святейшества была долгая жизнь и все его святые пожелания немедленно исполнились. Затем мы можем сделать такое же посвящение заслуг в отношении других святых существ и благих друзей. Помимо общего посвящения заслуг, мы можем сделать и такое особое посвящение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Садхана Будды Медицины, которая использовалась во время этого затворничества, была лишь черновым переводом и потому не приведена в этой книге. Пуджу Будде Медицины, которая обычно проводится в центрах ФПМТ, можно найти в книге Essential Buddhist Prayers: An FPMT Prayer Book, Vol. 2.

2

Качо Дечен Линг, дом ламы Сопы Ринпоче в Калифорнии.

3

ом намо бхагавате ваджра сара прамардане татхагатая / архате самьяксам буддхая / тадьята ом ваджре ваджре / маха ваджре / маха теджа ваджре / маха видья ваджре / маха бодхичитта ваджре / маха бодхи мандо пасам крамана ваджре / сарва карма аварана вишо дхана ваджре сваха. Большинство молитв и мантр, упоминаемых в данной книге, можно найти в Essential Buddhist Prayers: An FPMT Prayer Book, Vol. 1.

4

Затворничество по практике Будды Медицины началось 26 октября 2001 года, спустя всего шесть недель после терактов 11 сентября.

5

Настоятелем монастыря был Шантаракшита, а министром государства Тибет – Селнанг. Подробнее см. The Legend of the Great Stupa.

6

Особое строение в центре «Земля Будды Медицины», где в красивых маленьких ступах хранится пепел близких людей.

7

В этом месте запись отсутствует, но последующие комментарии, вероятно, относятся к четвертой строфе «Восьми строф для тренировки ума».

8

«Вкратце, да приму я рождение в Шамбале, великой сокровищнице, и там осуществлю стадии несравненного пути так же быстро, сколько благих заслуг создал я этой практикой добродетели».

9

Медитация принятия на себя страданий всех существ и даяния им всего своего счастья, благополучия и заслуг.

10

Не совершай никаких злодеяний,

Твори только добродетель,

Полностью подчини свой ум:

Таково учение Будды.