Богдан Гнатюк
Человек кусает собаку
От автора
Изначально книга написана на базе моей лекции для специалистов по связям с общественностью, журналистов и маркетологов. Однако, я переработал текст так, что вывел целые логические конструкции. Благодаря большому историческому экскурсу, открываются причины многих событий и формируется понимание процессов, которые сопровождают индустрию новостей.
Эту лекцию я неоднократно читал профессиональной аудитории в России, Украине и Беларуси. Удивительно, но семинар, который строится вокруг этого материала вызывает неподдельный интерес не только у новичков, но и у маститых специалистов. Дело в том, что журналисты и специалисты по связям с общественностью чаще всего живут текущим моментом. Они полностью подчинены конъюнктуре. Редко когда они интересуются историей вопроса. Они могут отлично ориентироваться в современных инструментах и великолепно чувствовать информационный запрос, но при этом просто не знать основных принципов журналистской науки. И уж тем более не понимать причин их формирования. Это не плохо, но именно это отличает талантливого человека от профессионала. Работники медиасферы чаще талантливы, чем профессиональны.
Подтверждение этому я обнаруживаю каждый раз, когда работаю с самыми известными журналистами и блогерами. Они безусловно талантливы, они умеют вызывать интерес и приковывать внимание аудитории. Но такие люди действуют интуитивно, и практически никогда не могут воспроизвести свой успех, повторить сделанное, описать логику и превратить свой талант в технологию. Этим приходится заниматься мне.
Уверен, что в книге удалось раскрыть причины современной ситуации на рынке медиа. И найти их именно в истории современного общества и развитии технологий. Вместе с читателем мы пройдем от древности до сегодняшнего дня. Разберем на примерах работу известных брендов и малоизвестных журналистов. Постараемся понять как работать в современном медиапространстве, понимать его течения и использовать его для собственного роста.
Многое написано между строк, но внимательный читатель сможет сделать выводы самостоятельно и использовать их для личной пользы, карьеры или даже создания и развития собственного СМИ.
Новости как профессия
Есть масса простых вещей, о которых мы знаем все. По крайней мере, нам так кажется, а на деле оказывается, что мы даже достойного определения дать не можем. Сегодня мы говорим о тренде последнего столетия, о новостях, как явлении. Фактически, новости – это просто информация о текущих событиях. Их распространение обеспечивается множеством различных средств массовой информации. Первое, что приходит в голову: интернет и телевидение, но это далеко не все. Самый влиятельный и весомый источник – сарафанное радио, пересказы, слухи и сплетни. Больше всего мы верим новостям, которые получаем от близких из уст в уста. А еще есть печатные издания, радио, рассказы свидетелей и буквально сотни других.
Помимо источников, у новостей есть темы. Самые распространенные из которых включают: войну, действия правительств, политику, медицину, образование, спортивные события, природные явления, экономику, бизнес, моду, развлечения. Это топ самых популярный тем. К ним я еще отношу забавные или необычные события. Именно они чаще всего становятся вирусными.
Максимально охотно большинство людей потребляет сообщения действующей власти, которые касаются законов, налогов и здравоохранения. Но лидером среди новостных тем всегда, можно сказать с древности, были остаются сообщения о преступлениях, насилии и другой чернухе. Между прочим, чернуха – профессиональный термин журналистов. Последнее время в тренды также выходят информационные сообщения о технологическом и социальном прогрессе.
В 2006-м мне довелось работать в команде одного из богатейших людей в Украине, действительно сильного бизнесмена и не менее сильного государственного деятеля. Помимо своей бизнес империи, которой он управлял лично, этот человек многократно занимал самые высокие должности в стране, а в 2014-м году даже стал президентом. Но тогда, в 2006-м об этом речь даже не шла. Он был только одним из тех людей, кто руководил страной. Я же был уверен, что именно ему прямая дорога на самый высокий пост. Но как донести до него эту информацию нужно было еще придумать. Вот в такие моменты нужна технология, понимание конъюнктуры, и знание медийных процессов. Нельзя было просто прийти к нему в кабинет и высказать свою идею. Так не работает. Мне нужно было привлечь к этому СМИ, вывести тему в повестку дня. Нужно было, чтобы об этом говорили в новостях. Нужен был такой информационный повод, который бы однозначно тиражировали СМИ. Необходимо было попасть в информационный тренд.
Понадобилось буквально три дня для того, чтобы разработать и реализовать подходящий инфоповод. Не стану прямо сейчас раскрывать технологию, но уже на четвертый день все онлайн издания вышли с нужными мне заголовками. Тезис был такой: на продажу выставлен самый дорогой домен (адрес сайта в интернете) в истории Украины. Домен был действительно достойный – фамилия этого бизнесмена точка ком. И стоил он немало – семьдесят тысяч долларов. Уже с самого утра я начал получать звонки с различных телеканалов, и изданий, с просьбой прокомментировать ситуацию. В этот момент я и реализовал свою цель. Каждому звонившему журналисту я рассказывал о том, что моя цель совсем не деньги. Рассказывал о том, что буквально требую от этого человека, чтобы тот баллотировался в президенты. Помниться тогда меня журналисты окрестили интернет-террористом. А одно издание даже вышло с заголовком: Богдан Гнатюк – это профессия. Использую этот великолепный слоган до сих пор. И главное, я донес информацию, которую хотел до нужного мне человека, и в качестве приятного бонуса таки продал ему тот самый домен. Вот, что значит контролируемая технология работы медиа. Он стал президентом, я получил деньги за адрес, которые, между прочим, он использует по сей день.
Тема и источник очень сильно влияют на то, как люди новости воспринимают. Доверяет ли, интересуется ли, охотно ли делится новостью. И так было всегда. Вначале я сказал что новости – тренд последних ста лет. Это действительно так, но история новостей намного старше и глубже.
История понятия
В большинстве языков мира слово «Новости» является однокоренным со словом «Новинка», чем-угодно новым, и это отлично характеризует само понятие. Английское слово «News» появилось в XIV веке как особое употребление множественного числа слово «New». Подобная эволюция встречается везде и относится приблизительно к одному и тому же историческому периоду. Это единственно верная этимология. На первый взгляд может показаться, что других и быть не может, но поверьте, что они есть, и достаточно забавные.
Например, в начале века лингвистами предлагался вариант происхождения слова «News» в латинских языках от аббревиатуры названий сторон света – «north, east, west, south». Это просто любопытное совпадение, которое не имеет никакого логического либо исторического обоснования. Просто этимологический миф.
Еще в конце 1800-х в западном преподавательском и научном сообществе активно использовался термин «Текущие события», или «Current events», но со временем он практически вышел из обихода. Его вытеснилило более емкое понятие, которое мы сейчас изучаем – «Новости». Несмотря на то, что это синонимы, использовать современное понятие намного удобнее. Например, говорить о новостях за январь прошлого года намного комфортнее, чем о текущих событиях за любой прошедший период. В самой фразе присутствует противоречие слов «Текущие» и «Прошедшие».
Про новизну
Как следует из самого названия, «Новости» обычно связаны с представлением какой-либо новой информации. Оперативная подача придает им самое важное качество, которое отличает их от тщательных исследований, аналитики, исторических обзоров или других научных дисциплин. Историки, например, рассматривают события как цепочки причинно-следственных связей. В новостях этого нет. Основные процессы в новостях описывают события изолированно от других событий. В профессиональной журналистике исключаются обсуждения взаимосвязей между ними. Любое аналитическое заключение, которое связывает события внутри материала, превращает материал из новостного в аналитический, потому что предполагает некий личный вывод, который делает автор.
Новости наглядно описывают мир в настоящем или ближайшем прошлом. Вполне может быть так, что наиболее важные аспекты новостного сообщения произошли давно или ожидаются в будущем. Например, некто сообщает о том, что планирует постройку базы на соседней планете. Важно, что этот некто делает сообщение буквально в настоящий момент. Либо другой некто раскрыл секрет постройки древних мегалитов. Опять таки, некто раскрыл секрет сейчас. Не важен возраст мегалитов и длительный период в будущем, важен настоящий момент, когда происходит событие.
Чтобы сформировать новость, ее текущий процесс должен иметь обязательную привязку во времени к настоящему моменту. В связи с этим в новостях часто затрагиваются аспекты реальности, которые кажутся необычными или девиантными. В западном журналистском сообществе существует даже устойчивая шутка на эту тему:
«Собака кусает человека» – не новость, а «Человек кусает собаку» – новость.
Современные средства массовой информации также изменили понятие новизны. Сегодня о событии можно узнать практически в момент, когда оно происходит. Вспомним, в качестве примера, формат прямых трансляций. На их фоне СМИ, которые подают новости с запозданием, выглядят аналитическими, а не оперативными и новостными.
Новости как продукт
Согласно теории товарно-денежных отношений, «новость» – это продукт, который продает новостная индустрия. Это превращает журналистику, в широком смысле, в процесс сбора и распространения новостей. Выявил журналист новость, описал, нажал кнопку и новость улетела. С этой точки зрения, редакции и информационные агентства поставляют этот ресурс оптом, а издания готовят его для розничной продажи.
Этика и предвзятость
С идеалистической точки зрения журналистика ценит беспристрастность, нейтралитет и объективность. При том, что настоящий нейтралитет, как идеальный газ в физике, не существует в реальности. Осветить новость без какой-либо предвзятости практически невозможно. В моей практике даже дословная трансляция официального сообщения о плановом отключении электричества превращалась в критику действующего руководства энергетической компании.
Восприятие идеалистических ценностей и этики журналиста со временем сильно изменились. Все потому, что популярность сенсационной «бульварной журналистики» очень сильно возросла. Громкие заголовки привлекают больше внимания, чем нейтральные, а значит новость, как продукт, получает больший спрос.
До начала Первой мировой войны и связанного с ней роста пропаганды, в сообществе журналистов никогда не обсуждалась даже концепция предвзятости в репортажах, не говоря уже о том, чтобы активно ее использовать. Предполагается, что новости подают исключительно правду, но такой взгляд, на сегодняшний день, нужно считать полностью устаревшим и неактуальным.
Парадоксально, но еще одним свойством, которое обычно приписывают новостям, является сенсационность, непропорциональное внимание и преувеличение эмоциональных историй для общественного потребления. Эта практика также связана со сплетнями, обменом информацией о людях и брендах, представляющих публичный интерес. Как я говорил ранее, среди потребителей максимально популярна тема преступлений и насилия. Отсюда еще одно устойчивое на западе выражение:
«Если кровоточит, то зайдет».
Ценность и значимость
Помимо всего прочего, у новостного сообщения есть важные параметры – ценность и значимость. С этим все достаточно просто. Ценность и значимость можно определить как важность для некой аудитории, которая обеспечит новости должное внимание как прямого потребителя, так и средств массовой информации.
Ценность новости может показаться одинаковой для любой культуры или группы людей. В глобальном смысле люди интересуются новостями равномерно по всему миру. Возможно, это утверждение будет правильным для сообщений о конфликтах, но чем конфликт ближе ко мне лично, тем важнее для меня будет новостное сообщение. Точно также, чем для меня важнее личность участника новостного сообщения, тем больше я буду вовлечен в потребление такой новости. Отсюда следует, что значимость новости придает близость интересам аудитории.
Стоит также различать понятия значимости и ценности, потому что значима новость для потребителя, а ценна для издателя. Фактически мы говорим об одном и том же, но с разных точек зрения.
Рождение отрасли
Несмотря на то, что понятие «Новости» сформировалось только семьсот лет назад, действо с тем же смыслом существовало буквально еще на заре человечества. С незапамятных времен существовали обряды, а иногда и отдельные локации, где проводили допросы путешественников и чужаков. Все мы помним цитату из «Сказки о царе Салтане и сыне его Гвидоне» А. Пушкина:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит, и поит,
И ответ держать велит…
Подобный допрос – очень древний сюжет, который встречается еще у авторов античности. Путешественники и чужаки на протяжении многих тысяч лет оставались единственным источником новостей из внешнего мира для всех народов земли.
Антропологи фиксируют подобную практику среди зулусов, монголов, полинезийцев и коренных жителей Северной Америки. Причем такой допрос происходит в обязательном и часто приоритетном порядке. Как говорится: сначала допрос, потом казнь.
Значимые новости даже в древности распространяются достаточно быстро и часто могут передаваться из уст в уста на большие расстояния. Даже когда в Европе начали использовать первые печатные станки, новости для широкой публики часто передавались устно через монахов, путешественников или городских глашатаев.
Новостные сообщения также передавались в общественных местах, таких как греческий форум или римские бани. В Британии, пабы служили важным местом для распространения новостей даже после того, как телекоммуникации стали широко доступны. В Европе эта традиция сформировалась в XVI веке, однако еще в средневековье, сообщения о крупных событиях вызывали большой общественный интерес. Самое раннее упоминание факта общественного собрания с целью обсудить последние события и вести в истории Британии относится к 1380 году. Точно также происходит и в арабских странах. В мусульманском мире люди собираются для обмена новостями в мечетях и других общественных местах. Путешественники, совершающие паломничество в Мекку, традиционно останавливаются по пути в караван-сараях, придорожных гостиницах, и эти места, естественно, служили центрами получения новостей со всего мира.
Бюллетени и переписчики
В Европе до изобретения газет в начале XVII века наиболее важные официальные правительственные бюллетени и указы распространялись в местах массового скопления людей, и даже адресно. Первое задокументированное использование организованной курьерской службы для распространения письменных документов было в Египте, где фараоны использовали курьеров для быстрой доставки своих указов по территории государства. В письменных источниках такое упоминание относится к 2400 г. до нашей эры. Юлий Цезарь регулярно пропагандировал свои подвиги в Галлии, а став диктатором Рима, начал публиковать правительственные объявления под названием «Acta Diurna». Они были вырезаны из металла или камня и вывешены в общественных местах. В средневековой Англии парламентские декларации доставлялись шерифам для всеобщего обозрения и чтения на рынке.
Специально санкционированные курьеры существовали во Вьетнаме, среди народа Кхаси в Индии, в культурах Лисо и Виннебаго на Среднем Западе Америки. Королевство зулусов использовало специальных бегунов для быстрого распространения новостей. В Западной Африке новости распространялись через людей, которых называли гриоты. В большинстве случаев официальные распространители новостей тесно связаны с обладателями политической власти. Власть нуждалась в распространении новостей и поэтому именно власть первой организовывала системные службы распространении информации.
Городские глашатаи были обычным средством передачи информации горожанам. Например, во Флоренции XIII века глашатаи, известные как бандиторы, регулярно появлялись на рынке, чтобы сообщать политические новости, созывать публичные собрания и призывать население к оружию. В 1307 году даже были приняты законодательные акты, которые регулировали назначение, поведение и заработную плату таких глашатаев. Эти законы оговаривали, сколько раз бандитор должен повторить прокламацию (аж целых сорок раз), и где именно в городе они должны были их читать. Иногда к разным декларациям прилагались дополнительные протоколы, например, объявление о чуме, кроме всего прочего, также должны были быть прочитаны у городских ворот.
Все подобные воззвания использовали стандартный формат, начинающийся с экзордия: «Достопочтенные и уважаемые джентльмены органы опеки и безопасности города Флоренции сообщают об этом, уведомляют и прямо приказывают любому, независимо от статуса и ранга… ". Далее следовал текст заявления «narratio», призыв к действию «petitio», и описание наказания для тех, кто не подчинится призыву «peroratio». Помимо основных заявлений, такие доклады могли касаться мелких преступлений, запросов информации и уведомлений о пропавших без вести рабах.
Никколо Макиавелли был схвачен Медичи в 1513 году после того, как бандиторы призвали его немедленно сдаться. Некоторым городским глашатаям можно было заплатить за размещение рекламы вместе с новостями. Например: лавочник Карло предлагает всем мыло отличного качества. Это первые примеры джинсы – заказных материалов в СМИ. Между прочим, примечательно, что именно от бандиторов, которые зачитывали новости, произошли два современных слова: «бандит» и «диктор».
Во времена Османской империи официальные послания регулярно распространялись в мечетях странствующими святыми и светскими глашатаями. Этих глашатаев отправляли читать официальные объявления на рынках, дорогах и других людных местах, иногда отдавая приказы и наказывая за непослушание. Из вышесказанного стоит сделать вывод о том, что новости нужны и важны, и человечество осознало это очень давно. А для реализации этой потребности многие тысячи лет создавало и оттачивало инструменты. Вполне возможно, что журналист – одна из действительно наиболее древних профессий. Как бы это скабрезно не звучало.
Дороги и курьеры
Распространение новостей всегда было связано с сетями связи, которые их распространяли. Таким образом, политические, религиозные и коммерческие структуры исторически контролировали, расширяли и отслеживали каналы связи, по которым могли распространяться новости. Курьерские почтовые службы уже давно тесно связаны с поддержанием политической власти на большой территории. Один из имперских каналов связи, называемый «Королевский путь», проходил через всю Ассирийскую империю и служил ключевым источником ее могущества. Римская империя поддерживала обширную сеть дорог, известную как «cursus publicus», в том числе для аналогичных целей.
Визуальные цепи передачи сигналов на большие расстояния, известные как оптическая телеграфия, также использовались на протяжении всей истории для передачи ограниченных типов информации. Они могли варьироваться от дымовых и огненных сигналов до усовершенствованных систем, использующих коды семафоров и телескопы. Оптический телеграф использовался в Японии, Великобритании, Франции и Германии вплоть до 1850-х годов, а в СССР во флоте такая технология продолжала существовать вплоть до 1980-х.
Первые письменные новости в мире, скорее всего, появились в Китае в VIII веке до нашей эры. Так отчеты, собранные официальными лицами, в конечном итоге включались в регулярные весенние и осенние летописи, которые были аналогом современных газет. Также существовали публичные летописи, составление которых приписывается Конфуцию. Они были доступны для всей читающей городской аудитории и касались общих новостных тем, хотя они находились на грани между новостями и историей. Китайской династии Хань также приписывают развитие одной из самых эффективных информационных сетей наблюдения и связи в древнем мире. Выпускаемые правительством информационные бюллетени, называемые «Типао», распространялись среди придворных чиновников в период поздней династии Хань.
Между 713 и 734 годами «Кайюань За Бао» (Судебный бюллетень) китайской династии Тан публиковал правительственные новости. Он составлялся от руки на шелке и был обязательным для прочтения правительственными чиновниками. Информационные бюллетени под названием «Чао пао» продолжали выпускаться и получили более широкое распространение в последующие столетия. К 1582 году относится уже первое упоминание о частной газете в Пекине во время поздней династии Мин.
В Японии были созданы достаточно эффективные сети связи и доставки почты на нескольких этапах своей истории. Впервые в 646 году с реформой Тайка, а затем в период Камакура в 1183. Система зависела от бегунов «хикяку», и систематично расположенных станций обмена сообщениями. С помощью этого метода новости могли передаваться между Киото и Камакурой за считанные дни. Специальные конные посыльные распространяли сообщения со скоростью 170 километров в сутки.
Японские сёгунаты были еще более требовательны к скорости распространения новостей, чем китайское правительство. Почтовая система, созданная в период Эдо, добилась максимальной эффективности: экспресс-скорость распространения достигала 200 километров за световой день. Изначально эта система использовалась исключительно государством, принимая частные сообщения по непомерно высоким расценкам.
В 1668 все в той же Японии была создана частная организация «накама», которая по скорости опередила государственную систему. Она создала эффективную визуальную телеграфную систему, в которой днем использовались флаги, а ночью – фонари и зеркала.
В средние века в Европе элиты полагались на бегунов для передачи новостей на большие расстояния. Скорость такого сообщения не превышала 35 километров в сутки. С таким темпом бегуну потребуется два месяца, чтобы доставить послание через Ганзейский союз от Брюгге до Риги. По сравнению с азиатскими технологиями, это крайне низкая скорость распространения. В период Возрождения, активные международные отношения сформировали заметную потребность в распространении информации. Временным решением были краткие рукописные информационные листы. Система начала быстро развиваться только тогда, когда быстрый обмен информацией обеспечивал большую коммерческую выгоду или попросту приносил деньги.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги