Сила, вероятно, эллинизированный иудей, был выдающимся членом иерусалимской церкви, сопровождавшим апостола Павла в его втором миссионерском путешествии (Деян. 15:40), а позже бывший секретарем Петра (см. 1 Пет. 5:12). Тимофей был родом из Листры (Деян. 16:1–3), города в Малой Азии. Он был для Павла сыном по вере (1 Кор. 4:17; Флп. 2:22; 1 Тим. 1:2; 2 Тим. 1:2; 2:1) и протеже. Он был с Павлом во втором и третьем миссионерских путешествиях и оставался с апостолом, когда тот был в заключении в Риме (см. Флп. 1:1; Кол. 1:1; Флм. 1:1). Позже Тимофей нес служение в ефесской церкви (1 Тим. 1:3) и тоже был в заключении (Евр. 13:23). Перед смертью Павел написал Тимофею в Ефес два богодухновенных послания.
Все трое были хорошо знакомы с фессалоникийскими верующими. Они основали церковь в Фессалонике (Деян. 17:4), а позже Тимофей проверял, как в ней идут дела, и принес Павлу хорошие новости (1 Фес. 3:6). Так как фессалоникийские дела беспокоили всех троих, Павел включает в приветствие имена своих соратников.
Павел использует греческое слово церковь (ekklēsia), подчеркивающее реальную избранность фессалоникийцев. Слово ekklēsia родственно выражению ek kaleō, «вызывать»; то есть по-настоящему оно переводится как «вызванные», «избранные», особенно в связи со словами «избрание ваше» (1 Фес. 1:4). Павел был уверен, что фессалоникийцы принадлежат к Божьим избранным, так как видел в них признаки преображения.
Апостол указывает на природу церкви несколько необычным выражением в Боге Отце и Господе Иисусе Христе. Оно говорит о жизненном и неразрывном союзе фессалоникийцев с Богом и Христом (см. 1 Фес. 2:14; 2 Фес. 1:1). Они принимали участие в самой жизни Бога и жизни Христа. Между Христом и тем, кто принадлежит Ему, существует нерасторжимая связь. В новозаветных посланиях Павел учил, что верующие не просто верят в факты об Иисусе Христе, но пребывают в Нем. Он пишет галатам: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19–20). Колоссянам он напоминает: «Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:3). В жизни христианина есть необъяснимая и непостижимая тайна: Бог, Христос и Святой Дух (Рим. 8:9,11; 1 Кор. 3:16; 2 Тим. 1:14) живут внутри верующего, а верующий разделяет с Ними божественность и вечную жизнь.
Не случайно, что в этом важном заявлении в 1 Фес. 1:1 Павел только раз использует предлог в. То, что он относится к фразе Бог Отец и Господь Иисус Христос, подчеркивает равенство и единосущие Отца и Сына. Стоит также отметить, что Павел использует полный титул Спасителя, Господь Иисус Христос. Таким образом, в одной фразе он объединяет все основные стороны Его искупительной деятельности. Господь описывает Его как Творца и Владыку, Который сотворил нас, искупил нас, правит нами и Которому мы все должны быть верны. Иисус («Яхве спасает») обозначает Его человеческую природу; это имя было дано Ему при рождении (Мф. 1:21,25). Христос («Помазанник») – греческий термин для обозначения Мессии, обещанного Богом и исполняющего Его замысел искупления.
Павел продолжает приветствие своей привычной фразой: благодать вам и мир (см., например, 1 Кор. 1:3; 2 Кор. 1:2; Гал. 1:3; Еф. 1:2; Флп. 1:2). Благодать – это незаслуженная грешником милость Бога, в форме полного прощения грехов и дара вечной жизни, а мир – это следствие такого поразительного дара любви. Павел хотел, чтобы фессалоникийцы постоянно испытывали Божью благодать во всей ее полноте. Тогда у них будет не только бесконечный мир с Богом, но и ощущение мира в сердце, превосходящее человеческое понимание (Флп. 4:7). Благодать и мир – ежедневный опыт христиан, каждый день они получают Божью благодать, покрывающую их грехи, и Божий мир, смягчающий их чувство вины.
Так как Павел искренне желал, чтобы фессалоникийцы обладали Божьей благодатью и миром, он со своими товарищами всегда благодарил Бога за всех, вспоминая о них в молитвах (1 Фес. 1:2). Павел, Сила и Тимофей постоянно благодарили Бога за всех, потому что все фессалоникийские верующие были избранными Божьими.
Фессалоникийцы, будучи избранными, жили во имя Христа. Апостол выражает свою благодарность за это, перечисляя три качества избранных, проявляющиеся в их освящении.
ИХ НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕнепрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцом нашим (1 Фес. 1:3)
Здесь Павел восхваляет Бога за спасение фессалоникийцев, проявляющееся ныне. Он благодарит Бога за их деятельную веру, усердную любовь и стойкую надежду. Эти три христианские добродетели были любимыми добродетелями Павла (см. 1 Кор. 13:13; Кол. 1:4–5; 1 Фес. 5:8).
ДЕЯТЕЛЬНАЯ ВЕРАнепрестанно памятуя ваше дело веры (1 Фес. 1:3а)
Павел непрестанно помнил, благодаря в молитве за важные духовные качества фессалоникийцев, их дело веры. Истинная спасительная вера в Иисуса Христа всегда ведет к делу, изменению природы и намерений человека. Дело веры – это действие, в котором проявляется преобразующая сила рождения свыше (2 Кор. 5:17). Проще говоря, избранные совершают святые, праведные дела во имя Бога. Дело – это греческое ergon, которое обозначает деяние, достижение или саму работу. Павел был уверен в избранности фессалоникийцев, потому их вера – подлинный спасительный и освящающий дар от Бога – вела к совершению добрых дел.
Однако слова Павла здесь никоим образом не противоречат его ясному учению о спасении одной верой, вне зависимости от человеческих дел. Например, в Рим. 3:20–21 он заявляет: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия». Павел далее утверждает, что грешники «получают оправдание даром, по благодати Его [Бога], искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру» (Рим. 3:24–25; см. также Рим. 4:4; 5:1; Еф. 2:8–9).
Тем не менее в Новом Завете подчеркивается и активная сторона веры – спасение ведет к святому поведению. Это учение не противоречит оправданию одной лишь верой через одну лишь благодать, и, если правильно его понимать, оно дополняет это учение. Павел недвусмысленно заявляет в Послании к римлянам, что дела проистекают из спасительной веры: Бог «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную» (Рим. 2:6–7). Это не значит, что люди могут заслужить спасение добрыми делами, но скорее, что эти дела подтверждают реальность их веры.
Павел наставляет ефесян: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:8-10). Верующие совершают добрые дела, потому что в них работает Бог (Флп. 2:13).
Павел описывает преображение верующего как переход от одного хозяина к другому:
Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, будучи прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности… Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6:16–18,21-22).
Апостол Иаков также учил, что добрые дела должны присутствовать в жизни тех, кто верит во Христа; в противном случае вера ненастоящая.
Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?.. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2:18–22,26).
Верующие иногда не повинуются Божьим заповедям и не исполняют Его волю, но им всегда хочется повиноваться (Рим. 7:18–20), они всегда являют какой-нибудь духовный плод повиновения (см. Ин. 15:5). Подлинная спасительная вера, по определению, побуждает к послушанию, которое неизбежно ведет к делам веры, и за такие дела Павел хвалит фессалоникийцев.
АКТИВНАЯ ЛЮБОВЬи труд любви (1 Фес. 1:3б)
Второй отличительный признак избранного – труд любви. Подлинные христиане несут служение из любви к ближнему. Любить даже врагов характерно для истинно спасенного человека (см. Мф. 5:44; Гал. 6:10). Любовь к другим верующим – также признак спасения, как ясно сказано в 1 Фес. 4:9: «О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга». Петр также писал об этом: «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Пет. 1:22). Апостол Иоанн также выражает эту истину: «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна» (1 Ин. 2:10). Он утверждает далее, что такая любовь определенно свидетельствует о спасении: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3:14; см. также Ин. 13:35; 1 Ин. 2:9,11; 3:10; 4:20). Такая любовь – часть плода Духа, который рождается в тех, кого Он ведет (Гал. 5:22). Труд – это греческое слово kopos, которое означает усердный, утомительный труд, работу до изнеможения. В отличие от ergon (дело), обозначающего собственно действие, kopos указывает на усилия для совершения какого-то туда. Это усилие, в котором человек активно использует всю свою энергию. Самая благородная, альтруистическая и бескорыстная форма любви (agapē) побуждает верующего совершать такие духовные усилия. Апостол Павел имеет в виду духовные усилия верующих, работающих ради распространения Божьей истины и царства Господня из искренней любви к людям.
Кроме того, помимо любви к верующим и неверующим, в Рим. 8:28 избранные – люди, включенные в вечный Божий замысел спасения, – определены как «любящие Бога». Это основная характеристика любого, кто спасен и поклоняется истинному живому Богу и Господу Иисусу Христу, и это – причина, по которой он любит ближних:
И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего (Ис. 56:6).
Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).
Но кто любит Бога, тому дано знание от Него (1 Кор. 8:3).
Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 6:24).
Блажен человек, который переносит искушение, потому что, будучи испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1:12).
Подробнее об этой любви к Богу смотри Romans 1–8, The MacArthur New Testament Commentary (Chicago: Moody, 1991), 483-85.
Настоящий христианин всегда любит Христа. Во 2 Кор. 5:14 Павел говорит: «Любовь Христова объемлет нас» (см. также Гал. 5:6). Те, кто равнодушен к Богу, отправятся в ад, если не покаются: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1 Кор. 16:22). Фессалоникийские верующие были действительно избранными, так как для них был характерен труд любви (см. 2 Фес. 1:11).
НАДЕЖДА И ТЕРПЕНИЕи терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцом нашим (1 Фес. 1:3в)
Третий признак избранности – терпение упования. Все христиане уповают на Господа Иисуса Христа, храня надежду увидеть Его грядущую славу и получить свое вечное наследство.
Искупленные ждут будущего явления Господа Иисуса Христа в славе (см. далее в этой главе обсуждение 1 Фес. 1:10). Павел утверждал, что спасение дает верующим это упование: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:11–13).
Апостол мог ободрять и учить других этому великому упованию (Рим. 5:1–2; Еф. 1:11; Кол. 1:27), потому что сам был уверен в нем: «Теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:8).
Петр начинает свое первое послание объявлением о благословении Божьем, превосходящем все остальные благословения, – «упование живое… наследство… хранящееся на небесах… силою Божиею… в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1:3–7). Об этом же уповании Павел говорит в следующих строках: «Ибо мы спасены в надежде» (Рим. 8:24).
Терпение – это греческое слово hupomonē, передающее идею упорства или стойкости; буквально имеется в виду состояние того, кто выдерживает давление. Это тесно связано с богословским понятием, которое деятели Реформации называли «устоянием святых» (см. Рим. 2:7; 2 Фес. 1:4; Отк. 14:12), то есть христиане должны держаться за свою надежду до самого конца. Ничто не может заставить истинного христианина отказаться от веры в Божьи обетования: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1 Ин. 5:4–5). Для верующих подлинная надежда – это сильное желание оказаться в «небесном жилище» (см. 2 Кор. 5:2–8).
Упование (elpis) фессалоникийцев было твердым, так как его основанием был Господь Иисус Христос. В Послании к евреям говорится о прочности такого упования:
Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека (Евр. 6:18–20).
Судя по контексту, «две непреложные вещи» – это Божье обещание и Его клятва (Евр. 6:17), которые делают надежду верующего на Евангелие непоколебимой. Кроме того, упование обеспечено ходатайством Христа, вечного Первосвященника, оно в безопасности в неприступном небесном святилище, где Он хранит Свой народ (Евр. 7:25; см. также Евр. 4:15–16). Упование это превосходит человеческое предвосхищение или желание, это уверенность в совершении искупления, которое, судя по словам Писания, несомненно произойдет, когда вернется Христос. Такое упование неизбежно позволяет верующим побеждать все жизненные трудности, так как проистекает из подлинной веры, полученной фессалоникийцами от Бога.
Терпение тех, у кого есть упование, – это исполнение обещания Иисуса в Мф. 24:13: «Претерпевший же до конца спасется». Это понятие не ново, оно есть и в ветхозаветных учениях, например в Пр. 4:18: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (см. также Иер. 32:40). Духовный путь праведников ведет не из света во тьму, но от тусклого света к полному свету. Свет становится все ярче, по мере того как человек делает все больше дел веры, как становится все интенсивнее его труд любви и все прочнее – терпение веры. Как фессалоникийские верующие, все, чья вера истинна, имеют упование на то, что Спаситель обеспечит им на небесах, и силой Святого Духа позволяет им терпеть до конца (см. Иов 17:9; Ин. 8:31; Флп. 1:6; Кол. 1:21–23; Евр. 3:6,14). Сравните со словами Павла Евр. 6:10–11: «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца».
ПОНИМАНИЕ ИЗБРАНИЯзная избрание ваше, возлюбленные Богом братия (1 Фес. 1:4)
1 Фес. 1:4 – переход от предыдущей фразы (1 Фес. 1:3), в которой описана вера Павла в текущее духовное состояние фессалоникийцев, к следующему разделу, где говорится об их прошлом состоянии (1 Фес. 1:5-10).
Зная – форма греческого глагола oida, который также может быть переведен как «видеть» или «воспринимать». Здесь Павел использует его для выражения понимания того, что вера фессалоникийцев подлинна.
Выражение возлюбленные Богом братия содержит привычные новозаветные термины. Братия (adelphoi) – обычное слово для обозначения детей Бога во Христе. Возлюбленные Богом – перевод греческого выражения с совершенным пассивным причастием (ēgapēmenoi hupo [tou] theou), объясняющего, что христиане – объекты высшей Божьей любви (см. Вт. 7:7–8).
Когда Павел сообщает фессалоникийцам, что уверен в их избрании, его слова вполне соответствуют новозаветному использованию (см. Мф. 24:22,24,31; Лк. 18:7; Рим. 8:33; Кол. 3:12; 2 Тим. 2:10). Христиане – избранные, Бог избирает их в соответствии со Своим высшим замыслом, в любви, независимо от человеческих заслуг или мудрости. В вечности Бог избрал всех верующих ко спасению, привлек их к Себе в нужное время силой Святого Духа (Ин. 6:37,44; Рим. 9:15–16; 1 Кор. 1:9; Еф. 1:4–6,11; 2 Фес. 2:13; 2 Тим. 1:9; см. Деян. 13:46–48; Отк. 13:8; 17:8). Иисус наставляет учеников: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). Отец, Сын и Святой Дух избрали не только апостолов, но и всех верующих на протяжении истории. В Своей молитве Первосвященника Иисус говорит: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин. 17:9).
Как видно из 1 Фес. 1:6,9, человеческая воля также участвует в отклике на предложение Бога. Поэтому подлинное благовестие – это призыв к покаянию и вере (например, Деян. 20:21).
ИХ ПРОШЛОЕ ОБРАЩЕНИЕпотому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого, так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать. Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева (1 Фес. 1:5-10).
Говоря об избрании фессалоникийцев, Павел, естественно, вспоминает об их обращении. Апостол приводит эти воспоминания в 1 Фес. 1:5-10 как подтверждающие их спасение.
ПРИНЯТИЕ ЕВАНГЕЛИЯ В СИЛЕ И СВЯТОМ ДУХЕпотому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами (1 Фес. 1:5)
Первым свидетельством (и четвертым в целом) в пользу истинности избрания фессалоникийцев является действие Божьей силы в проповедях Евангелия, которые они слышали. Когда Павел говорит, что благовествование было у них в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, он не просто описывает опыт фессалоникийцев; он рассказывает о том, как он, Сила и Тимофей впервые провозгласили в Фессалонике весть о спасении. Павел и другие настолько отождествляли себя со спасительной вестью и ее силой, что называли ее наше благовествование (см. также 2 Фес. 2:14), хотя оно исходило от Бога (Рим. 1:1; 1 Фес. 2:2,9) и касалось искупительных деяний Иисуса Христа (1 Кор. 15:1–4).
Во-первых, Павел утверждает, что сила была в благовествовании, так как было у фессалоникийцев не в слове только, – это были не просто разговоры. Сами по себе слова не имели значения, хотя любое послание, включая Евангелие, по определению, должно состоять из слов (см. Рим. 10:8,14; 1 Пет. 1:22–25). Вера приходит, когда люди слышат слова истины, но процесс преображения включает в себя не только это. Независимо от степени эрудиции, логики убеждения, риторических приемов или яркой и интересной манеры изложения результата не будет, если провозглашаемая истина не сопровождается силой Бога. Но когда евангельская истина, наделенная силой Бога, проникает в подготовленную душу, она спасает (см. 1 Пет. 1:23–25).
Иисус говорил о неспособности всех грешников уверовать: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3:19–20). Павел учил коринфян: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:3–4; см. также Еф. 2:1). Он уже говорил им, что «душевный человек» неспособен понять Евангелие (1 Кор. 2:14). Слова сами по себе, как бы хорошо они ни были представлены, не могут победить такую духовную слепоту и омертвелость. «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4:20). Бог должен силой Своей пробудить мертвую душу и открыть глаза слепым, чтобы истина могла возродить их (Еф. 2:4–5).
Святой Дух явно обладает силой для оживления духовно мертвых. Подлинная преобразующая души сила, сопровождающая проповедь Евангелия, – это работа Духа, наделяющего Своей энергией проповедника и слушателя. Иисус имел в виду эту истину, когда обещал апостолам незадолго до вознесения: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).
Павел знал, что проповеди в Фессалонике были наделены Божьей силой, потому что произносил их со многим удостоверением. Комментатор Леон Моррис объясняет, что имеет в виду Павел:
Третий момент: Евангелие было провозглашено «со многим удостоверением». В греческом тексте нет повторения «со». Дело в том, что эти слова тесно связаны с предыдущими. Удостоверение здесь [plērophoria] – это не человеческое изобретение, с помощью которого люди убеждают самих себя. Это, скорее, результат деятельности Святого Духа, работающего внутри верующих. Некоторые считают, что здесь удостоверение – это уверенность, пришедшая к обращенным, когда они поверили во Христа, и, возможно, апостол имел в виду и это. Но основное значение удостоверения – это уверенность, данная Духом проповедникам, так как Павел говорит о том, как он и его сотрудники узнали об избрании фессалоникийцев. Они были уверены в глубине души, что, когда они проповедовали, действовала Божья сила. Дух совершал дело благодати (Leon Morris, The First and Second Epistles to the Thessalonians, The New International Commentary on the New Testament [Grand Rapids: Eerdmans, 1989], 57–58).
Павел и его друзья-проповедники были наделены силой Духа, уверены, не сомневались и смело полагались на Божью силу, которая действовала через них и вела их слушателей к спасению.
Подчеркивая идею силы, заключенной в проповедях миссионеров, Павел завершает 1 Фес. 1:5 словами: как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. Он сообщает фессалоникийским верующим, что духовная сила, явленная в его жизни и жизни его соратников, подтверждала точность их проповедей. Апостол (без сомнения, так же как Сила и Тимофей) был правдивым, смиренным, бескорыстным, кротким, любящим, страстным и полным сочувствия к фессалоникийцам. Он зарабатывал на жизнь своими руками, чтобы не быть для них обузой (2 Фес. 3:7–8). Фессалоникийцы не только слышали проповедь Евангелия, но и видели, как жил Павел, и его жизнь была прекрасным примером силы Евангелия, проповедуемого им (см. 2 Кор. 1:12).