В связи с этим следует также упомянуть резолюцию 2001 г. “О внедрении принципов универсального дизайна в программы подготовки специалистов всех профессий, связанных со строительством и эксплуатацией зданий и сооружений”, резолюцию 2001 г. “Об обеспечении полноценного участия инвалидов в жизни общества благодаря новым технологиям в области интеграции”, резолюцию 2005 г. “О защите взрослых и детей с инвалидностью от жестокого обращения” и, наконец, резолюцию “Об образовании и социальной интеграции детей и подростков с аутизмом”.
Наиболее значительным документом по формированию рамочной европейской политики в отношении инвалидов является План действий Совета Европы в отношении людей с ограниченными возможностями на 2006–2015 гг. План представляет собой рекомендацию Комитета министров, устанавливающую ключевые цели и конкретные меры, которые должны быть реализованы государствами-членами. Основной упор в плане делается на переориентации с проблем по охране здоровья на социальные и правозащитные аспекты положения инвалидов: из пациентов они должны превратиться в граждан. План включает следующие ключевые элементы: общие принципы, конкретные направления действия, междисциплинарные аспекты, механизм контроля за поэтапным процессом реализации.
В основе плана заложены следующие принципы:
– борьба с дискриминацией;
– создание равных возможностей;
– полноценное участие инвалидов в обществе;
– уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
– уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор;
– равенство мужчин и женщин;
– участие инвалидов в принятии всех решений, их касающихся, как на личном, так и на общественном уровне через представляющие их организации.
Отличительная черта подхода Совета Европы – это его отношение к доступности прав для всех как к непременному условию для формирования сплоченного общества, как к принципу, содействующему признанию достоинства всех людей вне зависимости от их способности самостоятельно удовлетворять собственные потребности.
1.2. Документы Организации Объединенных Наций
Организация Объединенных Наций является уникальной международной организацией. Она была основана после Второй мировой войны представителями 51 страны, являвшимися сторонниками курса на поддержание мира и безопасности во всем мире, развитие дружеских отношений между странами и оказание содействия социальному прогрессу, улучшение условий жизни и положения дел в области прав человека. Ее уникальный характер и возложенные Уставом полномочия дают организации возможность осуществлять деятельность по широкому ряду вопросов, являясь для своих 192 государств-членов форумом, который позволяет им через Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный советы и другие органы и комитеты высказывать свою точку зрения.
О деятельности ООН знают в самых отдаленных уголках планеты. Общеизвестны успехи Организации Объединенных Наций в таких областях деятельности, как поддержание мира и гуманитарная помощь. Однако существует целый спектр других областей, где ООН и организации ее системы содействуют улучшению положения в мире и тем самым влияют на ход нашей повседневной жизни. Деятельность организации многогранна и охватывает широкий круг важных проблем от устойчивого развития и борьбы с терроризмом, поощрения демократии и развития системы управления до охраны окружающей среды и решения глобальных медицинских проблем; от разминирования до развития производства продуктов питания. Плюс многое другое в направлении достижения поставленных целей и координации деятельности в интересах глобальной безопасности и судеб будущих поколений.
1. Конвенция о правах инвалидов
Новизна Конвенции ООН о правах инвалидов заключается в том, что конвенция стала первым в истории международным соглашением в области защиты прав человека, признающим необходимость особой защиты от дискриминации на основании инвалидности. Ранее принятые ООН основополагающие конвенции по защите прав человека имели универсальный характер, т. е. распространялись на людей с ограниченными возможностями по умолчанию. Наиболее важными из этих соглашений являются Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания (1984 г.), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
В целях контроля за обеспечением государствами-участниками прав человека, закрепленных в перечисленных конвенциях, в рамках каждой из них учрежден комитет, состоящий из независимых экспертов. Кроме того, четыре из названных конвенции предоставляют соответствующим комитетам право рассматривать индивидуальные жалобы, касающиеся нарушений конвенции государствами-участниками. Примером нарушения права инвалидов является, например, невозможность реализации права на труд (закрепленного в ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) по причине отсутствия в национальном нормативно-правовом регулировании требований об обеспечении адаптации рабочих мест для инвалидов.
Однако в последние десятилетия права инвалидов становятся предметом особого внимания со стороны Организации Объединенных Наций. В своей резолюции от 2000 г. Комиссия ООН по правам человека рекомендовала Верховному комиссару ООН по правам человека обратить внимание на механизмы, усиливающие соблюдение прав человека в отношении инвалидов. Ответной мерой стало создание плана действий по разработке новой международной конвенции о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов. Принятие Конвенции ООН о правах инвалидов 13 декабря 2006 г. стало итогом нескольких лет напряженной работы; 30 марта 2007 г. конвенция была открыта для подписания. Одновременно с конвенцией был одобрен Факультативный протокол к ней, также являющийся международным договором. Факультативный протокол предусматривает две процедуры, призванные укрепить осуществление конвенции и обеспечить мониторинг ее исполнения. Первая из них – процедура направления индивидуальных сообщений, позволяющая отдельным лицам обращаться в Комитет по правам инвалидов с заявлениями по поводу нарушения их прав, а вторая – процедура проведения расследования, в соответствии с которой комитет уполномочен проводить расследования нарушений конвенции.
Конвенция ООН о правах инвалидов была необходима для четкого подтверждения того, что права инвалидов относятся к категории прав человека, а также для усиления защиты этих прав. Несмотря на то что первые международные соглашения о правах человека были приняты десятилетиями ранее, инвалиды на протяжении этого времени продолжали сталкиваться с дискриминацией и были лишены возможности пользоваться своими правами наряду с другими людьми. Конвенция стала первым имеющим обязательную юридическую силу документом.
Конвенцию подписали 136 и ратифицировало 41 государство. Факультативный протокол был подписан 78 странами и ратифицирован 25 из них. Россия присоединилась к конвенции 24 сентября 2008 г.
В статье 3 излагаются общие принципы, применяемые в отношении прав инвалидов. Этими принципами являются:
• уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
• недискриминация;
• полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
• уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
• равенство возможностей;
• доступность;
• равенство мужчин и женщин;
• уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
В конвенции подтверждается, что инвалиды пользуются теми же правами человека, что и все люди. Конвенция закрепляет следующие конкретные права:
• равенство перед законом без дискриминации;
• право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
• равная правовая защита и правоспособность;
• свобода от пыток;
• свобода от эксплуатации, насилия и надругательства;
• право на уважение физической и психической целостности;
• свобода передвижения и гражданство;
• право жить в местном сообществе;
• свобода выражения мнения и убеждений;
• неприкосновенность частной жизни;
• уважение дома и семьи;
• право на образование;
• право на здоровье;
• право на труд;
• право на достаточный жизненный уровень;
• право на участие в политической и общественной жизни;
• право на участие в культурной жизни.
Конвенция предусматривает осуществление мониторинга на национальном и международном уровнях. Что касается международного уровня, то в конвенции предусматривается учреждение Комитета по правам инвалидов, который рассматривает представляемые государствами-участниками периодические доклады о мерах, принятых ими в целях исполнения положений конвенции. Кроме того, комитет уполномочен рассматривать сообщения о предполагаемых нарушениях и проводить расследования в отношении тех государств, которые признали полномочия комитета делать это, ратифицировав факультативный протокол. По результатам этого рассмотрения комитет формулирует свои мнения и рекомендации, препровождает их соответствующему государству-участнику и публикует их.
2. Руководящие указания Генерального секретаря (сентябрь2008 г.). Подход ООН к правосудию в отношении детей
Настоящий документ предусматривает руководящие принципы ООН касательно правосудия в отношении детей на национальном уровне, применимой при всех обстоятельствах, в том числе в контекстах предотвращения конфликта, кризиса, посткризиса, конфликта, постконфликта и развития. Он находится в рамках мандата ООН по поддержке осуществления прав человека, ликвидации бедности и Целей развития тысячелетия и является вкладом в последовательную программу ООН в области верховенства закона.
Цель подхода к правосудию в отношении детей состоит в том, чтобы дети, определяемые Конвенцией о правах ребенка, как все лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, получали лучшие услуги и были лучше защищены системами правосудия, в том числе секторами безопасности и социального обеспечения. Документ особым образом направлен на обеспечение полного применения международных норм и стандартов в отношении всех детей, вступающих в контакт с правосудием и связанными с ним системами в качестве жертв, свидетелей или предполагаемых правонарушителей, либо по другим причинам, где требуется судебное, государственно-административное или негосударственное судебно-арбитражное вмешательство, например, по вопросу об их опеке, попечительству или защите.
В указаниях говорится: “То, как обращаются с детьми в рамках национальных систем правосудия и социального обеспечения, является неотъемлемым элементом достижения верховенства закона и связанных с этим целей. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый за последние два десятилетия, детей необходимо и дальше рассматривать как ключевую заинтересованную сторону в инициативах, связанных с верховенством закона. Работа по внедрению стандартов правосудия в отношении детей все еще часто ведется в отрыве от широкой реформы в области права и безопасности. Кроме того, здесь нередко предпринимаются вертикальные подходы, направленные либо на усовершенствование систем ювенальной юстиции, либо на ответные меры в отношении детей – жертв и свидетелей, без осознания того, что эти категории часто накладываются друг на друга, так же как и профессиональные специалисты и учреждения, несущие за них ответственность. Доступ к правосудию, хотя и признаваемый все шире в качестве важной стратегии защиты прав уязвимых групп и, следовательно, борьбы с бедностью, редко принимает во внимание детей.
В настоящих руководящих указаниях излагаются стратегии общего подхода ООН к правосудию в отношении детей в рамках существующих принципов и структур верховенства закона в том виде, как они изложены в подходе ООН к содействию верховенству закона. Этот подход направлен на обеспечение того, чтобы соответствующие положения Конвенции ООН о правах ребенка и других международных правовых инструментов, касающихся правосудия в отношении детей, были отражены в широкой политической реформе и усилиях по ее реализации. Общий подход поможет органам ООН использовать рычаги поддержки в более обширных программах реформ в области верховенства закона, в том числе в реформах в секторах управления, безопасности, социального обеспечения и правосудия, в которые правосудие в отношении детей может быть легко интегрировано.
Следующими принципами прав ребенка, основанными на международных правовых стандартах и нормах, следует руководствоваться при проведении всех мероприятий по правосудию в отношении детей – от разработки политики до непосредственной работы с детьми:
1. Интересам ребенка придается первостепенное значение
Во всех действиях, касающихся детей, предпринимаемых судами, административными или иными полномочными органами, включая и негосударственные, наилучшим интересам ребенка должно уделяться первостепенное значение.
2. Гарантия справедливого и равного обращения с каждым ребенком, свободного от каких-либо форм дискриминации
Принцип недискриминации лежит в основе разработки программ правосудия в отношении детей и программ поддержки доступа к правосудию для всех детей. Гендерно-чувствительный подход должен приниматься во всех мероприятиях.
3. Содействие праву ребенка свободно выражать свои взгляды и быть выслушанным
Дети обладают особым правом быть выслушанными в ходе любого судебного/административного разбирательства непосредственно либо через представителя, или надлежащий орган в соответствии с процессуальными положениями национального законодательства. Это подразумевает, например, то, что ребенок получает адекватную информацию о процессе, возможных вариантах и вероятных последствиях этих вариантов; и то, что методология, применяемая для допроса детей, и среда (т. е. где, кем и как допрашиваются дети) должны быть дружелюбны к детям и адаптированы к каждому конкретному ребенку. В конфликтных и постконфликтных ситуациях также важно в полной мере вовлекать детей в процессы переходного правосудия.
4. Защита каждого ребенка от злоупотреблений (жестокого обращения), эксплуатации и насилия
Дети в контакте с законом должны быть защищены от любых страданий в процессе государственных или негосударственных процедур судопроизводства, так же как и после этого процесса. Процедуры должны быть адаптированы, и надлежащие защитные меры должны быть приняты против злоупотреблений (жестокого обращения), эксплуатации и насилия, включая сексуальное и гендерное насилие, принимая во внимание, что риски, с которыми столкнутся мальчики и девочки, будут различаться. Пытки или другое жестокое, бесчеловечное или унизительное обращение либо наказание (включая телесное наказание) должны быть запрещены. Кроме того, смертная казнь и пожизненное заключение без права на освобождение не должны назначаться за правонарушения, совершенные детьми.
5. Обращение с каждым ребенком с достоинством и сочувствием
С каждым ребенком необходимо обращаться как с уникальным и ценным человеческим существом таким образом, чтобы к его или ее личному достоинству, особым потребностям, интересам и частной жизни были проявлены уважение и защита.
6. Соблюдение правовых гарантий и мер правовой защиты во всех процессах
Основные процессуальные меры правовой защиты, предусмотренные соответствующими национальными и международными нормами и стандартами, гарантируются на всех этапах судопроизводства как в государственных, так и в негосударственных системах, так же как и в международном правосудии. Это включает, например, право на частную жизнь, право на юридическую помощь и другие виды содействия, а также право оспаривать любое решение в вышестоящем судебном органе.
7. Предотвращение конфликта с законом как важнейший элемент любой политики правосудия по делам несовершеннолетних
В рамках политики правосудия по делам несовершеннолетних особый упор должен быть сделан на превентивные стратегии, способствующие успешной социализации и интеграции всех детей, особенно через семью, сообщество, сверстников, школу, профессионально-техническое обучение и мир труда. Превентивные программы должны быть особым образом сосредоточены на поддержке особо уязвимых детей и семей.
8. Применение лишения детей свободы лишь в качестве крайней меры и на кратчайший соответствующий период времени
Должны быть разработаны положения восстановительного правосудия, диверсификационных механизмов и альтернатив лишению свободы. По той же причине программирование в области правосудия в отношении детей должно наращиваться на базе неформальных и традиционных систем правосудия с учетом соблюдения ими основных принципов и норм прав человека, таких, как, например, гендерное равенство.
9. Широкое внедрение вопросов детства во все мероприятия, связанные с верховенством закона
Вопросы правосудия в отношении детей должны систематически интегрироваться в национальные процессы планирования, такие как национальные планы развития, ООС/ЮНДАФ, общесекторальные подходы в области правосудия, стратегии оценки/ликвидации бедности, а также направления политики или планы действий, разработанные во исполнение Глобального исследования ООН о насилии в отношении детей, национальный бюджет и международное выделение помощи и мобилизация фондов, и в подход ООН к инициативам в области правосудия и безопасности во время операций по поддержанию мира и работу страновых групп, в частности путем тщательных совместных оценок, разработки всесторонней стратегии верховенства закона, основанной на результатах проведенной оценки, и создания совместной программы ООН по верховенству закона в стране.
Глава 2
Международные организации, занимающиеся социальной работой
Неоценимый вклад в развитие социальной работы вносит деятельность международных организаций. Они играют важнейшую роль в вопросе развития и укрепления сотрудничества между социальными службами разных стран, способствуют обмену положительным опытом, накопленным в различных уголках мира, повышают престиж профессии.
Остановимся на наиболее значимых международных организациях, занимающихся социальной работой.
2.1. Деятельность Международной федерации социальных работников
Международная федерация социальных работников (IFSW) – это профессиональный союз, объединяющий социальных работников всего мира. В состав федерации входят профессиональные союзы социальных работников и руководящие органы социальной сферы более 80 стран. На данный момент насчитывается более 470 000 социальных работников – членов федерации. Федерация сотрудничает с международными ассоциациями институтов социальной работы и занимается пропагандой глобального подхода к социальной работе. В соответствии с глобальным подходом разрабатывается новая научная терминология и совершенствуется система профессионального образования в социальной сфере.
Федерация играет одну из главных ролей в развитии социальной политики и передовой практики социальной работы.
Федерация имеет своих представителей в Организации Объединенных Наций (Нью-Йорк, Женева, Найроби, Вена). Организация входит в комитет Всемирной Организации Здравоохранения и занимается разработкой новой концепции психического здоровья. Также Международная федерация социальных работников занимается развитием международного партнерства в социальной сфере, организует тематические конференции, научно-исследовательскую работу, издает профессиональную литературу.
История федерации берет свое начало с 1956 г. Именно тогда в Мюнхене прошла VIII Международная конференция социальных работников. Итогом работы конференции стало создание Международной федерации социальных работников. В состав федерации вошло 12 государств: Австралия, Бельгия, Канада, Дания, Франция, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, США.
Профессиональные ассоциации начинают издание специализированного журнала “Социальная работа”. Международная ассоциация социальных работников издает первый выпуск информационного бюллетеня “Социальный работник”.
В 1959 г. Международная федерация социальных работников переходит в ведомство Социально-экономического Совета ООН.
В 1960 г. в Риме проводится X Всемирная конференция “Роль социальной работы в реализации социальной политики государства”.
Уже в 1963 г. по заказу ООН Международная федерация социальных работников начинает исследования в области профессиональной подготовки социальных работников на международном уровне. Ассоциация принимает участие в помощи гражданам Южной Африки.
Создается Европейское отделение Международной федерации социальных работников. Проводится Региональная конференция социальных работников Азии (1967 г.) и I Всемирная конференция социальных работников (1968 г.).
1970-е гг.:
– временное исключение Южной Африки из числа стран – членов федерации (1970 г.);
– создание секретариата федерации (1972 г.);
– III Всемирная конференция социальных работников в Найроби, Африка (1974 г.).
В 1982 г. в Брайтоне разрабатывается и вводится в употребление единая трактовка термина “социальная работа”.
В 1985 г. Международная федерация социальных работников подписывает декларацию ООН “Посланник мира”. Спустя три года Паоло Фрейре разрабатывает концепцию Стокгольмской конференции. Международная федерация социальных работников создает Комиссию по защите прав человека.
В 1990-е гг. Ассоциация социальных педагогов и социальных работников России становится членом МФСР.
Выходит в свет статья “Медицине нужна помощь: роль социальной работы в борьбе со СПИДом в условиях резкого увеличения количества больных” (1991 г.).
Международная федерация социальных работников принимает участие во Всемирном саммите ООН по вопросам социального развития (1995 г.).
Одобрен и утвержден план по перенесению секретариата федерации из Осло в швейцарский город Берн (1999 г.).
В 2001 г. Международной ассоциацией школ социальной работы была принята новая трактовка термина “социальная работа”.
Федерация публикует методическое пособие “Социальная работа и защита прав ребенка” (2002 г.).
Утверждается Положение о профессиональной этике социальных работников в сотрудничестве с Международной ассоциацией школ социальной работы (2004 г.).
Разрабатываются глобальные стандарты профессионального образования в сфере социальной работы (совместно с Международной ассоциацией школ социальной работы, 2004 г.).
Аккредитация федерации: федерация получает полномочия, действительные на территории государств – членов ООН.
Всемирная конференция социальных работников в Мюнхене (2006 г.), в городе, который в 1956 г. стал местом рождения федерации.
Основные направления деятельности федерации:
• Развитие профессионального партнерства между социальными работниками – представителями разных стран мира.
• Обсуждение профессиональных проблем, обмен опытом и практикой с помощью съездов, рабочих визитов, конференций, научно-исследовательских проектов, публикаций в специализированных изданиях и других средствах массовой информации.
• Развитие профессионального партнерства между учреждениями социальной защиты разных стран мира. Укрепление деловых связей между региональными учреждениями социальной защиты и международными институциями социального развития и обеспечения.
• Поддержка международных симпозиумов и конференций, проводимых раз в два года.
• Разработка и публикация в прессе перспективных направлений социальной политики с целью оптимизировать процесс социальной работы в мире.
• Защита гражданских прав социальных работников.
• Консультирование ООН по вопросам социального развития и защиты прав человека.
Международная федерация социальных работников и ООН: развитие международного сотрудничества
Социальная работа традиционно рассматривалась как интернациональная научно-практическая дисциплина. В современном мире в условиях глобализации вопрос международных отношений в социальной сфере становится все более актуальным. Задача социальной работы – изменить жизнь общества в лучшую сторону на региональном и национальном уровнях. Международное партнерство в социальной сфере помогает выявить проблемы и социальные потребности граждан в региональном и глобальном аспектах. Международная федерация социальных работников выполняет консультативную функцию при Совете ООН по социально-экономическому развитию, а также при Детском фонде ООН (ЮНИСЕФ). Рабочие группы членов федерации, официально представляющие ООН, действуют в Женеве, Найроби, Вене, Нью-Йорке. Федерация высоко ценит деятельность своих представительств в ООН. Федерация четко осознает свою роль в защите гражданского общества и гражданских прав человека. Сотрудничество федерации и ООН является ценным и необходимым. Руководящие органы федерации имеют непосредственное влияние на развитие социальной работы и на деятельность ООН.